Успешное классное руководство

Как стать успешным классным рководителем?

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным и иным делом лёгким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения… но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы ещё и специальные знания»

К.Д. Ушинский

      Слово «воспитание» известно каждому. Все лучшее в человеке дается воспитанием. И, если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки — это тоже объясняется воспитанием или скорее отсутствием его. Человек, который призван профессионально заниматься воспитанием, должен четко себе представлять, что такое воспитание. В разное время педагогическая наука дает различные трактовки понятия «воспитание». Однако наиболее верным является следующее, предложенное Х.И. Лийметсом: «Воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности».

       Основное в деятельности классного руководителя — воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре его внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний. Но к их решению он подходит прежде всего как воспитатель. Он помогает учителям в повышении качества обучения. К важнейшим функциям классного руководителя относятся: развитие познавательных интересов и способностей школьников, их профессиональная ориентация, забота об охране здоровья учащихся. Классный руководитель организует своевременную помощь отстающим учащимся, организует работу коллектива в общественном полезном труде, в важнейших общешкольных мероприятиях. Он также взаимодействует с детьми на основе уважения, взаимопонимания.

Воспитание детей — рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи — горе несравнимо ни с каким другим.
Демократ

Сочетание слов «классный руководитель» понятны и тому, кто уже закончил школу, и тому, кто еще учится в ней. Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе связаны с именем классного руководителя.

Я не просто учитель. Я классный руководитель. И хочу быть КЛАССНЫМ  руководителем. Поэтому учусь сама и учу и воспитываю своих детей так, чтобы они любили школу, друзей, жизнь. Учились быть счастливыми сами и делать счастливыми своих близких.
В работе каждого учителя есть важная миссия – быть классным руководителем. Работа классного руководителя очень сложная, но она несомненно нужна детям. Талант классного руководителя, как мастера, раскрывается, если в процессе работы ему удаётся увлечь ребёнка, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать что – то новое, решить поставленную перед ним проблему. Важно, чтобы классный руководитель признал за учеником право выбора, право быть самим собой, свободно высказывать свои мысли, делиться переживаниями. 
По моему мнению, педагог новой школы – это не только знаток своего предмета, не только психолог, исследователь, но и яркая, творческая личность, способная к самосовершенствованию. На
 классного руководителя возложена огромная ответственность за каждое прикосновение словом, мыслью, жестом к разуму, душе ребёнка. 
Я думаю, наша профессия настолько «живая», деятельная, что это не позволяет нам стоять на месте, а требует постоянно быть в курсе всех событий, начиная от глобальных мировых и заканчивая изменениями в молодёжном сленге, моде, музыке и.т.д. Бывали моменты, когда очередной педагогический успех или успех детей давал силы и за спиной как будто вырастали крылья, хотелось творить ещё, поделиться всем, что знаешь, подарить частичку себя. Бывали минуты, когда опускались руки и, казалось, что всё, все возможности исчерпаны, но, придя в школу и увидев глаза детей, я понимала, что нужна им, что нужно работать над собой и искать новые пути и подходы в работе с ними. 
 Каким же всё-таки должен быть современный успешный  классный руководитель? Да, он должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики. Но, прежде всего он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе. Учиться наши дети должны в доме Радости, Любви и Добра. Чтобы ребята росли счастливыми, надо помочь им стать успешными. А человек успешен, если он правильно выбрал свой путь. Наша миссия, как классного руководителя – помочь ученику в этом выборе.

Сразу можно с уверенностью сказать: классное руководство — это не обязанность, это бесконечное творчество!

Кто он, классный руководитель? Каким он должен быть, чтобы ребята считали его лидером?

Вот он вошел в класс… Делает объявление… Заполняет журнал… Проверяет дневники… Организует уборку, поход… Читает записку от родителей… Классный руководитель помогает обрести себя, наметить свой путь, выбрать увлечение, стать лучшим другом, повести за собой… Основополагающим для любого классного руководителя должно быть и стать  в воспитательной системе принцип семи «У»: уверенности, успешности, удивительности, убедительности, уважительности, уравновешенности, улыбчивости.

Каков же он, этот эталон, эталон успешного классного руководителя?

(в папке каждого)

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Мерой воспитанности классного руководителя является интеллигентность – антипод хамству, невежеству, жлобству.

Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

Если воспитатель хочет, чтобы его уважали, он в первую очередь должен уважать человеческое достоинство других.

Прежде чем требовать внимания к себе, воспитатель должен проявить его к окружающим, помнить об интересах, нуждах и потребностях детей.

НУЖНО ИМЕТЬ:

Внутреннюю нравственную свободу.

Независимость мышления.

Свободу выбора образа мыслей и поведения.

Осознание своей полноты ответственности за результаты поступков.

НУЖНО УМЕТЬ:

Планировать свою профессиональную деятельность, интересную и вдохновляющую внеклассную жизнь, образ личности каждого воспитанника.

Анализировать и прогнозировать результаты своей деятельности.

Оказывать помощь воспитанникам в личностном становлении каждого.

Научить воспитанников анализировать свою внеучебную деятельность.

Устанавливать социальные контакты с родителями, учителями-предметниками своего класса, общественностью.

САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ:

.. доброта (конечно, доброта без требовательности – это ловушка для педагога. Но для детей – это оказалось самое главное качество в классном руководителе. Может быть, ребята устали от постоянного контроля и претензий, и им нужны простые человеческие чувства?); внимание; забота; понимание; отзывчивость; коммуникабельность; доброжелательность; ответственность; открытость; гуманизм; искренность; чувство юмора; серьезность; сдержанность; справедливость; целеустремленность; современность.

САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБЩЕНИИ С РОДИТЕЛЯМИ:

честность и справедливость;

терпеливость;

спокойствие;

вежливость;

деликатность (такт);

высокий уровень культуры.

Не секрет, что одних учителей дети любят, других — не очень. С одним классным руководителем школьная жизнь у детей бьёт ключом, а с другим, несмотря на все его старания, — как-то вяло протекает.

 Как вы думаете, в чём секрет успешного классного руководителя?

Попробую высказать своё мнение.

 Классным руководителем должен быть человек с очень богатой фантазией. Мало знать методы и стандартные формы работы. Важно никогда не повторяться. Настоящий успешный классный руководитель должен смочь из пустяка силой воображения создать что-то интересное для детей.

Согласна, нужно быть почаще с детьми в любую свободную минуту, создать доверительные семейные отношения, показать ребятам своё доверие, разговаривать с ними уважительно на-равных, давать возможность высказаться, рассказать о своих радостях и неприятностях.

Есть просто умелый классный руководитель (воспитатель), который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне, и есть классный руководитель, который проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе.

Все хорошо пока  «горишь» и идешь впереди, но сколько на это нужно сил.

Классный руководитель- это неугасимый факел. Но обязательно нужно помнить — Помните, что работа классного руководителя направлена на качественное улучшение состояния дел в воспитании и развитии личности, а не на увеличение количества мероприятий.

Успешный классный руководитель – это умелый педагог, знающий грань, где заканчивается демократия и начинается вседозволенность; умный организатор, которому по плечу любое мероприятие, и не для галочки, а для пользы дела. Он – авторитет для ребят всех возрастов, а также их родителей; лидер, к мнению которого прислушиваются окружающие. 
Но, оказывается, классное руководство не существовало вечно. Появилось оно в отечественной школе в формах, близких к современным, в тридцатые годы прошлого века. И вот уже более 70 лет его основная роль – обеспечение воспитательного процесса в школе.

Какой же он, современный классный руководитель? Разный! Средний классный руководитель может быть чуть добрым, чуть строгим и требовательным, инертным и очень деятельным, умеющим провести классный час и обеспокоенным проблемами ученика. 
Классный руководитель может быть уникален, и о нем вспоминают всю жизнь, к нему приходят за советом или просто поговорить по душам, будучи взрослыми. 
Но классный руководитель может за два года не запомнить имен своих воспитанников и вызвать вздох облегчения у родителей и учеников, когда он уходит.

ТИПЫ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Успешных классных руководителей, как правило, можно отнести к одному из четырех типов:
классный руководитель-организатор, классный руководитель-психолог, классный руководитель – социальный организатор и поддерживающий классный руководитель. 
Что же эти типы из себя представляют?

Классным организатором может стать только педагог, у которого есть талант руководителя; тот, кто умеет задавать работу, распоряжаться, подводить итоги и оценивать результаты и может научить этому ребят. 

Работать классным руководителем в современной школе нелегко. Но классный руководитель не может быть «мастером на все руки». Успешный классный руководитель всегда ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями данного класса, своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями. Чаще всего он это делает интуитивно. Опыт анализа деятельности успешных классных руководителей нашей школы показал наличие четырёх базовых вариантов деятельности классных руководителей:

Классный руководитель – организатор. Это классный руководитель – умелый организатор коллективной деятельности школьников, развивающий увлечённость ребят общими делами, интересами коллектива. Его «конёк» – организация конкурсов, праздников, классных часов, походов, соревнований. Но, хочется сказать, что не все так в идеале. Ведь в школьном педагогическом коллективе классные руководители – это и молодые учителя, не имеющие опыта в этой работе, и опытные, знающие педагоги. Следовательно, спрос-то должен быть единым, но это не так, ведь прежде чем спросить, нужно научить. Поэтому в начале года проводим  двойное анкетирование среди классных руководителей:  выявление успешности и затруднений в работе классного руководителя. должен быть единым, но это не так, ведь прежде чем спросить, нужно научить. Поэтому в начале года проводим  двойное анкетирование среди классных руководителей:  выявление успешности и затруднений в работе классного руководителя. В нашей школе 20 классных руководителей .

 Из них:

  • Нет опыта работы классного руководителя – 1;
  • Стаж работы классным руководителем до 3-х лет – 1;
  • Стаж работы классным руководителем до 5-ти лет – 4;
  • Стаж работы классным руководителем 10 и более – 14.

 Большинство, как вы видите, классных руководителей имеют большой стаж работы. Но, есть классные руководители, которые нуждаются в методической поддержке. Поэтому повышение компетентности классных руководителей реализуется через:

  • Чтение методической и педагогической литературы, а также индивидуальный практический педагогический поиск;
  • Методическую и обучающую деятельность в самом образовательном учреждении (в том числе через приобретение учреждениями качественной методической литературы);
  • Обучение на курсах повышения квалификации;
  • Применение в своей деятельности опыта школьных коллег;
  • Проведение мониторинговых исследований;
  • Анализ воспитательной деятельности.

Успешный классный руководитель — какой он…?

      Качества, необходимые для успешной деятельности классного руководителя:

      — эмпатия и креативность.

Эмпатия — развитая способность понимать внутренний мир ученика, умение встать на его позицию, идентифицировать себя с учеником, доброжелательность, уважение и педагогический такт в общении с ним. Степень развития эмтапии у педагога определяет характер его отношений с классом и влияет на удовлетворенность учащихся сложившимися отношениями.

Креативность — способность к творчеству вообще, к совместной творческой деятельности с воспитанниками, к соучастию в творческой деятельности педагогического коллектива. Креативность педагога способствует организации индивидуальной жизни класса, формированию классных традиций, что является условием удовлетворенности внутренней жизнью класса, влияет на формирование авторитета классного руководителя, как воспитателя.

Повышению уровня эмпатии педагога способствуют:

— общий микроклимат школы, гуманистические взаимоотношения в педагогическом коллективе, творческое самочувствие педагога-воспитателя, участие в совместной со школьниками деятельности, повседневное сотрудничество «педагог-педагог», «педагог-воспитанник».

Повышению уровня креативности педагога способствуют:

— работа в условиях воспитательной системы, основанной на методике коллективной творческой деятельности;

— методическая аранжировка воспитательной системы: испытание и использование различных приемов и методов воспитания, чувство нового, стремление к своеобразию как на уроке,так и во внеурочной деятельности с классом;

— воспитательная система, основанная на учебно-познавательной деятельности.

Педагогическая индивидуальность классного руководителя — совокупность личностных качеств педагога, обуславливающих его неповторимость в отношениях с детьми, с коллегами, с родителями учащихся, его особую позицию в воспитательной системе школы, способность организовать «индивидуальную жизнь класса», наличие особого педагогического почерка как воспитателя.

Педагогическое мастерство

Слагаемыми педагогического мастерства классного руководителя являются: 
– знания и умения по детской и подростковой возрастной психологии, педагогической психологии, социальной психологии и социальной педагогике; 
– знания теоретических основ воспитания; 
– владение технологией воспитательного воздействия на личность, группу, коллектив; 
– широкая образованность и духовная культура, интеллигентность; 
– бережное отношение к накопленному отечественному и мировому педагогическому опыту, опыту и традициям народной педагогики; 
– способность преодолевать отжившие штампы и стереотипы, находить нетрадиционные воспитательные технологии и брать на себя ответственность за педагогическое новаторство; 
– ориентация на человека, и прежде всего на ребенка, подростка, как на высшую ценность, уникальную человеческую личность; 
– опора на науку, способность прогнозировать и просчитывать свои действия, владение приемами анализа и самоконтроля, умение педагогически осмыслить новые социально-экономические условия, оценить новые тенденции с позиций педагогической целесообразности; 
– вера в человека, в пользу и правоту своего дела, педагогический оптимизм, мужество и сила воли; 
– коммуникабельность, сотрудничество в основе отношений.

ТИПЫ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Успешных классных руководителей, как правило, можно отнести к одному из четырех типов:
классный руководитель-организатор, классный руководитель-психолог, классный руководитель – социальный организатор и поддерживающий классный руководитель. 
Что же эти типы из себя представляют?

Классным организатором может стать только педагог, у которого есть талант руководителя; тот, кто умеет задавать работу, распоряжаться, подводить итоги и оценивать результаты и может научить этому ребят. 

Я без детей не значу ничего! 
Когда смеюсь, когда грущу и плачу.
Живу для них я видно оттого,
Что без детей я ничего не значу! 
Кручусь, вращаюсь в собственных делах,
Встречаю за удачей неудачу… 
Но каждый день мой полон мыслями о них — 
Ведь без детей я ничего не значу!

 Классное руководство — это не работа, это образ жизни!!!

 Завершить свою работу хочу словами В.А.Сухомлинского: “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка”

Выступление на ШМО классных руководителей по теме

«Секреты успешности классного
руководителя»

Выступление подготовила: Бочарова Ирина Викторовна

учитель музыки

Эпиграф:

Нельзя воспитывать щенков
Посредством крика и пинков.
Щенок, воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком.
Где раздают щенкам пинки,
Там воспитатели – пеньки!

Быть классным руководителем – не
самое простое дело. Обладать умением из таких разных ребят создавать единый и
сплочённый коллектив – это искусство. Видеть в каждом ученике личность – это
профессионализм. Уметь прожить с ними добрую и запомнившуюся навсегда школьную
жизнь – это талант. Этими качествами и должен обладать настоящий классный
руководитель. Я хочу,
чтобы классный руководитель не терял своего особого значения и призвания
«разжигать огонь» в юных душах.

Я считаю, что основное назначение
классного руководителя – это создание условий для раскрытия таланта ребенка,
умственного, духовного и физического его совершенствования, сохранение его
неповторимости.

В работе классного руководителя
есть трудная, но очень важная миссия -быть классным руководителем. Классный
руководитель — ключевая фигура в воспитательной деятельности школы, он является
организатором воспитательного процесса. Все мы знаем, что воспитание детей -это,
наверное, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых
характеров, и к этому стоило бы относиться, как к самой важной из всех
профессий.

Классный руководитель- это не
работа, а образ жизни.

Итак, успешность классного
руководителя, на мой взгляд, складывается из многого:

·        
из
психологического климата в школе,

·        
из
самочувствия учителя в плане здоровья,

·        
из обстановки
в семье ,

·        
из
взаимопонимания с детьми и их родителями


Что же способствует успешности классного руководителя?

Одним из факторов, способствующие
успешной деятельности классного руководителя я считаю авторитет учителя. Авторитет учителя- это авторитет
старшего, более умного, более знающего, умеющего и справедливого. Поэтому
учитель сам должен серьёзно относиться к своему авторитету, понимать, что его
каждое действие усваивается учениками. За работой классного руководителя за его
словами и поступками следят не только ученики, но и наши родители. Они замечают
всё: как одет, как он разговаривает с другими людьми, как он относится к разным
ребятам, к отличникам и неуспевающим. Выполняет ли свои обещания или нет, может
ли признать свою неправоту или нет. Не всегда эти наблюдения осознаются, но они
накапливаются и составляют представление об учителе, его знаниях,
справедливости, человечности. Сухомлинский подчёркивал, что отношение между
учителем и воспитанниками и их родителями должны строиться по типу самых
высоких и бескорыстных нравственных отношений. Я считаю, что это возможно, если
родители видят в учителе своего друга, единомышленника, если учитель переживает
вместе с ними радость побед и горечь утрат. Я глубоко уверена, что ни в одной
профессии личность человека, его характер, убеждения, нравственность отношения
к другим людям не имеют такого решающего значения, как в профессии учитель.
Учитель знающий, но недобрый, не справедливый может вызвать негативное
отношение к себе родителей и учеников. Воспитательную работу в классе организую
через совместную деятельность учащихся и их родителей. Для изучения семей моих
учащихся составляю социальный паспорт класса, благодаря которому можно
отследить, сколько в классе семей многодетных, неполных, малообеспеченных.
Здесь же отмечаю детей, находящихся под опёкой, семьи, в которых по одному
ребёнку, семьи, находящиеся в социально-опасном положении, семьи, где имеются
инвалиды. Отмечаю образовательный уровень родителей. Провожу диагностику, по
которой прослеживаю динамику развития классного коллектива.
Во-вторых, во взаимоотношениях с детьми, я считаю, должно быть меньше
формализма, а больше человеческого общения.

В-третьих, стиль общения с детьми выбираю
благожелательный и простосердечный.
Полагаю, что успешность учителя зависит от успешности учеников. А успешен
ребенок, когда ему хорошо, когда его поддерживают и учитель, и родители.
Ребенок самоценен, и нужно не формировать его как личность, а создавать условия
для его развития. Не вести его, а идти рядом, а может быть чуточку впереди, и
принимать его таким, каков он есть со всеми его недостатками.
Другой составляющей успешной деятельности классного руководителя считаю хорошую
осведомленность о семье, в которой растет ребенок и тесную связь с родителями.
Здесь важно знать все: про здоровье ребенка, в каких условиях он живет, а также
каковы его отношения с родителями.

К фактору, способствующему
успешной работы я бы ещё отнесла, то, что в
конце каждого учебного года я провожу классный час «Прощай,  —-    класс»,
где я, ребята и родители подводят итоги года, я готовлю фильм о том, чем мы
занимались весь учебный год, в каких мероприятиях принимали участие и каких
добились успехов.

Есть еще один фактор,
способствующий успешной деятельности классного руководителя — это тесная связь
с учителями, работающими в классе. Ведь ему важно иметь информацию об отношении
детей к учебе, к тому или иному предмету и, если потребуется, совместно с
учителями разрабатывать меры воздействия на класс или отдельных учащихся.

И еще немаловажный фактор,
подмеченный мною. К классным детям надо относиться так, как к своим
собственным. Просто надо любить классных детей. Слушать их и уметь слышать,
смотреть и видеть, чувствовать всех вместе и каждого в отдельности. Не
подчинять и не подстраивать под себя, а помогать тактично и ненавязчиво. А еще
обязательно сделать единомышленниками родителей. И, наконец, чем больше доверяешь
детям, бываешь с ними искренна, тем более проще решать возникающие проблемы.

На каждой перемене мой класс полон детей. Кто войдет просто поздоровается, кто
сядет посидеть за партой, перебросится парой слов, кто-то спросит совет,
поделится мыслями по поводу учебы, поведения, значит они хотят быть со мной,
хотят делиться со мной — это мой успех.

А я замечаю: кто-то подстригся, у кого- то новая кофточка, сапожки, а кто-то
появился после болезни, а у кого- то грустный вид.
Они чувствуют свою значимость для меня, а для меня — осознание ими своей
значимости — уже успех.
Классный руководитель должен все видеть, все слышать и кое-что не замечать. Они
же учатся доверять нам. Надо больше хвалить детей, и как можно меньше ругать.
А главной задачей воспитания сегодня считаю воспитание любви и
сострадания к ближнему.

В наше время, когда столько негатива и агрессии видят дети, главным законом
жизни должен стать закон «закон протянутой руки, души распахнутой».

Правила успеха классного
руководителя.

1.Будь честным и искренним.

2.Будь терпимым, принимай каждого
ученика, его сильные и слабые стороны.

3.Оценивай не личность, а
поступок.

4.Не будь равнодушным.

5.Будь открытым для общения с
детьми, умей шутить.

6.Будь здоровым.

7.Если не прав, умей признать свои
ошибки.

8.Будь настойчивым в достижении
поставленных целей.

9.Умей управлять своим
настроением.

10.Открытость классного
руководителя;

11.Способность признать
собственные промахи;

12.Способность понять и поддержать
ученика;

13.Отсутствие категоричности в
суждениях.

Факторы, мешающие успешной
деятельности классного руководителя:

1.Невысокий уровень образованности детей;

2 Нежелание некоторых родителей идти на контакт с классным руководителем (этим
я объясняю невысокие явки на родительские собрания);

3. Чрезмерная загруженность одних учащихся внеурочной деятельностью и нежелание
других остаться после уроков.

Принимая детей в 5 класс, стараюсь
узнать о жизни каждого ученика, его увлечениях, интересах и затем создать в
классе атмосферу, которая позволила бы ребенку чувствовать себя комфортно,
проявить свои индивидуальные способности, свою уникальность. Поэтому связь с
семьей, установление партнерских отношений с родителями учеников — это важное
звено в моей работе классного руководителя. Стараюсь донести до родителей одну
простую мысль: пока ребенок нуждается в них, ждет любви и поддержки, свято
верит в родительский идеал, нужно быть рядом с ним, чтобы в дальнейшем не
пришлось жалеть об упущенном времени. Как результат: все годы обучения ребенка
в старшей школе мы проживаем одной дружной семьей: «школа = дети +
родители + классный руководитель +учителя-предметники».

При составлении плана
воспитательной деятельности я обязательно принимаю во внимание уровень
воспитанности обучающихся, социальные условия их жизни.

Очень сложно разделить труд
учителя и классного руководителя, найти границу между обучением и воспитанием.
Здесь все взаимосвязано. Родители — активные участники образовательного
процесса, они всегда находятся рядом и бывают в курсе всех событий школьной
жизни своего ребенка. Совместные праздники, поездки, экскурсии, встречи с
интересными людьми — это только лишь часть совместных дел, когда и дети, и
взрослые — имеют прекрасную возможность проявить свои творческие способности,
личностные качества, узнать что-то новое, пообщаться. Чем больше времени дети
проводят с родителями, тем больше они понимают и

ценят друг друга, тем сплоченнее
становится классный коллектив. Такая работа дает свои положительные результаты:
многие в классе начинают дружить семьями, на дни рождения детей приглашают в
свой дом одноклассников. Наши дети усваивают уроки жизни не через книги и
назидания, а непосредственно через личный опыт общения с взрослыми и
сверстниками.

Привлекаю родителей к подготовке
совместных с детьми работ на различных конкурсах, олимпиадах, научных
конференциях.

Также организую работу по
повышению психологической и педагогической культуры родителей через проведение
родительских собраний, классные часы, круглые столы, совместную деятельность.

В системе работы классного
руководителя большую роль играет ученическое самоуправление. Мы выбираем
ответственных за классные сектора (центр «учёба», центр «Здоровье и спорт»,
центр «Труд и порядок», центр «Санитары», центр «Досуг»). Все это способствует
формированию лидерских качеств у учеников.

Провожу проекты: «Земля –наш общий
дом», «Моя родословная», Праздничный концерт «День Матери». Классные часы:
«Расскажи мне обо мне», «Что для тебя любовь и дружба?» и мн. др.

Быть учителем и классным
руководителем — это не работа, это мое призвание. Я счастлива, что мой
ежедневный, кропотливый труд находит признание у детей и их родителей.
Встречаться каждый день со своими учениками, учить детей добру и
справедливости, порядочности и честности, «делать прививку» на всю жизнь
от равнодушия и хамства, злобы и бесчеловечности — это не профессия, это
состояние моей души, это честное и неформальное служение своему делу.

В
заключение хотелось бы привести

«10
заповедей «классного» воспитателя»:

1.Умей
выслушать 
— ибо в идеях детей есть
рациональное зерно. Найди его.

2.Не
кричи. Не подавляй голосом 
— ибо твои авторитетные слова,
сказанные тихо, будут быстрее услышаны.

3.Найди,
за что похвалить 
— ибо доброе слово и кошке
приятно.

4.Будь
справедлива 
— ибо обиды больно ранят детскую
душу.

5.Умей
видеть положительные качества ученика 
— ибо хорошего в детях больше, чем
плохого.

6.Зарази
собственным примером 
— ибо кто-то должен быть
паровозом.

7.Защищай
своего ученика даже перед педагогами 
— ибо в негативных моментах есть
свои причины.

8.Не
ябедничай родителям по пустякам 
— ибо в собственном бессилии
расписывается только слабак.

9.Поощряй
инициативу учеников 
— ибо сделать все самой
невозможно.

10.Употребляй
во время общения много ласковых слов 
— ибо классный руководитель — мать
от завтрака и до обеда.

И пусть
эти простые правила помогут нам в нашей непростой работе.

Закончить я хочу строками Ф. И.
Тютчева, которые мне очень близки.

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность в человеке.

И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!

Факторы,способствующие и мешающие успешной деятельности классного руководителя.

«Классный руководитель- это не работа, а образ жизни»,- считаю я.

        Мой девиз такой: «Дети в классе — твое отражение, поэтому старайся постоянно работать

над собой»

        Главное — сохранить молодость души на долгие годы, тогда легче будет понять этих юных,

прекрасных, искренних детей.

       Итак, успешность классного руководителя, на мой взгляд, складывается из многого:

из психологического климата в школе,

из самочувствия учителя в плане здоровья, из обстановки в семье,

из взаимопонимания с детьми и еще многого чего.

       Что же способствует успешности классного руководителя? 

       Во-первых, во взаимоотношениях с детьми, я считаю, должно быть меньше формализма,

а больше человеческого общения.

       Во-вторых, стиль общения с детьми выбираю благожелательный и простосердечный.

Полагаю, что успешность учителя зависит от успешности учеников. А успешен ребенок,

когда ему хорошо, когда его поддерживают и учитель,

и родители.

        Ребенок самоценен, и я не формирую его как личность, а создаю условия для его развития.

Я не веду его, а иду рядом, а может быть чуточку впереди,

я принимаю его таким, каков он есть со всеми его недостатками.

        Другой составляющей успешной деятельности классного руководителя считаю хорошую

осведомленность о семье, в которой растет ребенок и

тесную связь с родителями.

Здесь важно знать все: про здоровье ребенка, в каких условиях он живет, а также каковы его

отношения с родителями.

        Есть еще один фактор, способствующий успешной деятельности классного руководителя –

это тесная связь с учителями, работающими в классе.

Ведь ему важно иметь информацию об отношении детей к учебе, к тому или иному предмету и,

если потребуется, совместно с учителями

разрабатывать меры воздействия на класс или отдельных учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«»Успешный классный руководитель» ( из опыта работы классного руководителя)»

В сфере образования вышеперечисленные качества приобретают ещё большее значение, потому что педагог является транслятором опыта для подрастающего поколения, образцом поведения при взаимодействии с людьми. Лишь педагог, который сам обладает этими качествами, может заинтересовать, увлечь, научить, вдохновить и передать лучшее детям.

Ранее мы говорили о том, что лидирующее место в процессе воспитания в образовательной организации, создании индивидуальных образовательных траекторий развития обучающихся и во взаимодействии с педагогическим коллективом, детьми и их родителями (законными представителями) принадлежит классному руководителю. Это действительно так.

Педагог, который выполняет обязанности руководителя класса, наделен особой, многофункциональной, ролью. Как исполнять эту роль, чтобы помогать детям и их родителям, чтобы сохранять собственные ресурсы и быть готовым быстро адаптироваться к новым условиям, обстоятельствам и задачам?

Важно понимать, что классному руководителю как руководителю класса важно быть активным и инициативным педагогом, создать вокруг себя команду, организовать совместно с управленческой командой школы образовательное пространство так, чтобы оно захватывало и заинтересовывало детей, мотивировало и развивало. Важным показателем эффективной работы руководителя класса будет вовлечённость в воспитательную деятельность не только педагогической команды и детей, что подразумевается в его деятельности, но также сделать союзником школы семью обучающихся – родителей или законных представителей детей.

С чего нужно начинать работу и взаимодействие с семьёй обучающихся, чтобы выстроить систему воспитания и помочь детям получить качественное образование и быть готовыми к саморазвитию и взрослой жизни в будущем?

Чтобы быть классным руководителем, не всегда достаточно педагогического образования, важно также постоянное стремление развиваться и идти в ногу со временем и интересами детей. Отметим точки опоры развития педагогического мастерства руководителя класса, на которые он должен обратить внимание при выстраивании работы и взаимодействия с семьёй.
На первое место мы ставим точку личностного роста и саморазвития педагога, его желание быть лучше и эффективнее в его профессиональной сфере. Именно эта точка – отправной пункт в становлении пути классного руководителя как руководителя класса. Этот пункт, безусловно, связан с развитием лидерских и организаторских способностей, коммуникативно-речевых, психолого-педагогических умений, рефлексивных и цифровых умений учителя, о которых мы говорили выше, а также связан и с последующими пунктами. Как же организовать свою деятельность, чтобы личностный рост и саморазвитие педагога были непрерывными?

1. Самое главное – это желание, увлечённость своим делом и уверенность в собственных силах, позитивный настрой.
2. Изучение и анализ успешного опыта своих коллег.
3. Чтение методической литературы, подбор педагогической литературы для своей работы.
4. Прохождение курсов повышения квалификации и расширение знаний в профессиональной деятельности.
5. Изучение тайм-менеджмента, планирование работы и своей деятельности вне стен школы, отдыха и времени на хобби.

Следующее, на что важно обратить внимание, – это активность и инициативность, ведь если мы что-то узнали, чему-то научились, но этим не пользуемся в полную меру, то «сокровища хранятся в сундуке» без пользы и постепенно забываются. Активность, проявление ответственности и инициативы, постоянный поиск новых способов привлечения внимания, мотивации детей и их родителей, а также и педагогического коллектива – это важная работа классного руководителя, которая позволяет ему занимать лидирующее положение, заслужить доверие и уважение коллег, обучающихся и их родителей (законных представителей). Как это будет проявляться?

Ответы на этот вопрос перечислим в действиях классного руководителя, которые важно выполнять и анализировать:
1. Оформление правил работы в классе, регламента взаимодействия с коллегами и администрацией образовательной организации, семьей обучающихся.
2. Согласование правил и регламента взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений.
3. Своевременные приглашения на собрания и беседы коллег и родителей обучающихся с использованием современных технологий: электронной почты, мессенджеров, социальных сетей.
4. Применение и привлечение детей, их родителей и педагогического коллектива к дистанционной поддержке и работе (с применением социальных сетей, приложений для проведения вебинаров Meet Google, Zoom). Это стало обязательным во время введения режима самоизоляции с конца марта 2020 года и доказывает свою эффективность и в режиме очных занятий.
5. Быстрая адаптация к изменяющимся условиям обучения и воспитания детей, применение цифровых и мультимедийных средств в своей деятельности совместно с коллегами, обучающимися и их родителями (презентации, видеозаписи, слайды, плакаты, демонстрирующие достижения учащихся, статистические данные о проделанной работе, планы, инструкции).

Действия классного руководителя всегда сопровождаются речью, и его речевое поведение во многом влияет на успех в исполнении его роли, поэтому всегда нужно помнить и про развитие речи педагога. Как обогатить речь, совершенствовать её? Даже если кажется, что все хорошо и проблем нет, важно помнить о первом правиле непрерывного развития – нет предела совершенству – и следовать следующим рекомендациям:

1. Регулярно делать упражнения для артикуляции и разогрева связок, потому что речевой аппарат – это главный инструмент педагога, важно беречь его и тренировать, так как голос играет важную роль во взаимодействии с другими людьми.

2. Готовиться к собраниям, беседам, урочным и внеурочным занятиям как в очном, так и в дистанционном формате.

3. Помнить о качествах эффективной речи (уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность, правильность), анализировать свою устную и письменную речь, исправлять ошибки и качественно совершенствовать речь.

4. Использовать богатый репертуар речевых жанров педагогического общения, создавать высказывания, соответствующие ситуации:
– этикетные жанры (приветствие, прощание, благодарность, просьба);
– вступительное слово;
– педагогический диалог;
– сообщение;
– совет, рекомендация;
– речь нравственно-воспитательного характера по определенной теме;
– отчёт, отзыв, рецензия;
– комментарий;
– обобщение;
– заключительное слово.

5. Владеть коммуникативно-нравственной культурой общения (этикетными средствами, правилами ведения этикетного диалога) и невербальными средствами речевого общения:
– фонационными: интонация (дружественная, приветливая, отзывчивая), ритм, темп (плавный, размеренный), громкость (умеренная), благозвучность (чёткая дикция, приятный тембр голоса, полётность голоса);
– кинетическими (жесты, мимика, взгляд);
– проксемическими (поза и расположение в аудитории, где проходит собрание).

6. Импровизировать, грамотно и четко формулировать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

7. Совершать положительные речевые поступки, гармонизируя взаимодействие с учащимися, с их родителями и коллегами, не допуская конфликтных ситуаций.

Речь любого человека, а тем более педагога, напрямую связана с его интеллектом, и не только когнитивным, но и эмоциональным. Поэтому следующей точкой опоры мы называем эмоциональный интеллект. Он важен для классного руководителя, потому что:
1) помогает распознавать свои эмоции, лучше владеть и управлять своими психологическими и физическими состояниями (чувствами, настроением, мыслями, своим телом, голосом, мимикой), проявлять эмпатию;
2) помогает распознавать и регулировать не только свои эмоции, но и всех участников педагогических отношений, чувствовать и поддерживать обратную связь в общении, тем самым создавать благоприятные условия для общения;
3) повышает уровень оперативно-творческого мышления: гибкость, обеспечивающую умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, умение быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей собеседников.

И ещё одной важной точкой опоры для достижения успеха в деятельности руководителя класса является рефлексия, потому что именно умение рефлексировать помогает видеть проблемные места в своей деятельности в соответствии с установленными нормами и работать над их корректировкой: обобщать, устанавливать причины возникновения проблем, вносить необходимые изменения в свою работу и речевое поведение.

Мы назвали пять основных точек опоры, которые необходимы для реализации деятельности всех педагогов и тем более для тех, кто исполняет роль руководителя класса. Безусловно, все они взаимосвязаны и одно без другого невозможно. Важно помнить, что личностный рост ведёт за собой и профессиональное развитие. Сделав шаг навстречу новым открытиям своих лучших качеств, педагог собирает вокруг себя единомышленников и союзников в лице своих коллег, учеников и их родителей, тем самым выполняет важную роль в процессе воспитания и становления подрастающего поколения.

Мой секрет успеха

Автор: Гусева Наталья Владимировна

Организация: МБОУ «Школа №75»

Населенный пункт: Рязанская область, г. Рязань

Много веков на земле существует профессия педагога, который учит ученика предмету. Много веков в педагогической профессии существует функция классного руководства, которая помогает маленькому человеку стать большим.

Классный руководитель – это человек, который каждый день, встречаясь со своим классом, учит ребят добру и справедливости, порядочности и честности.

И в XXI веке деятельность классного руководства актуальна. Именно учитель, в первую очередь учитель начальной школы, становится непререкаемым авторитетом для малышей-первоклассников, именно о нём говорят ребята, собираясь на вечер встречи выпускников, а также о его коллегах – неравнодушных педагогах.

И в этот миг происходит встреча Прошлого и Настоящего, которая даёт радость встречи с Будущим.

Хороший классный руководитель, независимо от того, с какими детьми он работает, — это не профессия, это состояние души, это честное и неформальное служение своему долгу.

Уроки нравственности начинаются у семейного очага, а продолжаются в классе. Когда дети внимают слову взрослого, слову своего классного руководителя, авторитетного и умного, способного понимать и прощать. Особенно это ярко видно в начальной школе, когда авторитет классного руководителя иногда выше родительского авторитета, хотя возраст учителя может быть моложе родителей ученика.

Быть классным руководителем непросто, быть хорошим классным руководителем трудно.

Сегодня воспитание является важнейшим компонентом образования в интересах человека, общества, государства. Значимость, безусловная ценность деятельности классного руководителя сегодня никем не оспаривается, более того она признана на уровне государства и материально стимулируется. Однако тот, кто занимается этой деятельностью, понимает, что у классного руководителя в его должностных обязанностях нет рамок, что границы этой деятельности очень широки, а меру сердечности и понимания ребенка невозможно измерить рублями. Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняют все педагогические работники, однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.

Эта роль принадлежит и мне, так как я являюсь классным руководителем 21 год. За время моей работы я очень многому научилась. Что-то принимаю из опыта своих коллег, что-то беру из методической литературы, что-то нахожу в интернете, а что-то придумываю сама.

В этом году у меня были самые маленькие ученики и я старалась, чтобы, придя в школу, дети чувствовали себя в нашем классе, как дома. Я всегда стараюсь создавать уют в кабинете.

И начинаю я с создания классного уголка. Конечно, сейчас мне приходится делать всё самой, но, уже начиная со 2-го класса, я привлекаю учащихся к этой работе. Наиболее оживлённым уголок нашего класса делают фотоматериалы нашей школьной жизни, которые меняются еженедельно. Начиная уже с подготовительных занятий, я составляю фотоальбом класса. За 4 года собирается большое количество фотографий. Я стараюсь запечатлеть все возможные интересные моменты школьной жизни моих учеников.

Но на этом я не останавливаюсь и каждое выступление моих ребят я снимаю на видео.

Когда наступает время выпускного в начальной школе, я на прощанье моим детям дарю частичку себя – диски с фото- и видеоматериалами нашей школьной жизни, а лучшие, по моему мнению, я показываю во время самого праздника.

Также в классном уголке есть рубрика «Это интересно». В неё я помещаю ребусы, кроссворды, интересные истории и факты о животных и птиц. Задания я подбираю разноуровневые.

Также в нашем классе есть «Уголок наших достижений». В нём находятся таблицы с результатами работ. И хоть в 1 классе обучение безотметочное, я в этих таблицах отмечаю результаты работ цветами («отлично» — красным, «хорошо» — зелёным и далее синим, фиолетовым). Каждому ребёнку хочется, чтобы напротив его имени были только красный и зелёный цвета, а значит, есть к чему стремиться.

Ещё один стенд – это «Уголок юных читателей». В нём есть информация о писателях и книгах-юбилярах, есть перечень книг, которые интересно и желательно прочитать, а также поздравляем тех ребят, которые читают наибольшее количество слов.

Также в нашем классе постоянно проводится выставка поделок учащихся. Это позволяет детям находить все плюсы и минусы своих работ, позволяет сравнивать. Я замечаю, что с каждым разом неаккуратных, небрежных работ становится всё меньше и меньше.

Этот стенд наглядно демонстрирует, чем дети занимаются на уроках технологии.

Родители, когда приходят на родительские собрания, видят работы своих детей, с радостью восхищаются их творческой деятельности. На родительских собраниях явка в среднем – 90%. На них мы решаем разные вопросы и естественно родителям интересно услышать о результатах обучения их детей. На собраниях я стараюсь, чтобы мамы и папы побывали в роли учеников. Они, также как и дети, выполняют тестовые задания, решают задачи, составляют схемы.

Мне хочется знать как можно больше о внутреннем мире моих учеников. Поэтому часто мы с ребятами беседуем, фантазируем и по ходу этих бесед я фиксирую ответы, например, на такие вопросы «Кем я хочу быть?», «Какая самая заветная мечта?», «Какой подарок хочется получить от Деда Мороза?», «Чтобы я хотел изменить в нашем классе?» и многие другие. С ответами на эти вопросы я знакомлю родителей на собраниях. Ведь именно они могут осуществить мечты своих детей. Кстати, о многих желаниях родители слышат впервые. А мне приятно слушать детей, с восторгом рассказывающих, как они проснулись утром, нашли на подушке диск с любимым мультфильмом, как на день рождения сбылась мечта – кукла или машина пульте управления, как Дед Мороз подарил лыжи или коньки. Такие анкеты я провожу ежегодно, что позволяет мне сравнивать желания детей, проследить за их изменениями.

Я уже говорила, что стараюсь создать домашний уют в классе. Поэтому каждый год мы с ребятами наряжаем новогоднюю ёлку.

Своих учеников я привлекаю к работе и посложнее. Например, в прошлом учебном году мы с моим 4 классом проводили новогодний праздник. По моему заданию они сами нашли интересные игры и забавные частушки для героев сценария. Конечно, это лишь маленькая часть всей подготовки, но они это сделали сами. Тем самым я воспитываю самостоятельность и ответственность к выполняемым поручениям.

Вместе мы пересаживаем цветы в классе, вместе идём в магазин и покупаем горшки, вместе наблюдаем, как у цветов появляются новые листочки, а когда цветы зацветают, вместе наблюдаем за процессом цветения.

Работа классного руководителя невозможна без проведения классных часов.

Тематические классные часы, уже начиная со 2 класса, мы готовим совместно с ребятами: ищем вместе информацию в книгах, в интернете. Такая работа приводит к тому, что уже в 4 классе дети самостоятельно могут выбрать нужную и интересную информацию по заданной теме.

На наши праздники, например, «Прощание с Азбукой!», «Праздник первого десятка» мы приглашаем не только родителей, но и подготовительную группу детского сада.

Большое внимание я уделяю и патриотическому воспитанию. Уже начиная с 1 класса я провожу классные часы на темы «Четвероногие помощники на войне», «Женщины и дети на войне», «Битва под Москвой», «Сталинградская битва», «Блокада города Ленинграда». Естественно, с каждым годом материал усложняется. Заканчиваю работу по этому направлению в конце 4 класса интересной беседой о родственниках-ветеранах Великой Отечественной войны.

На формирование комфортного психологического климата в классе оказывает влияние каждая личность, воспитывающаяся в коллективе, и чем воспитаннее будет каждая личность школьников, тем комфортнее и доброжелательнее будет обстановка сотрудничества. Разнообразные формы и методы, которые я использую в своей работе, я надеюсь, помогут развивать активную личность и создавать сплочённый и дружный коллектив.

Я люблю свой класс и чувствую себя ответственной за их дальнейшую судьбу. Понимаю, что от воспитания зависит, какими они будут: беспомощными или самостоятельными, грубыми или воспитанными, злыми или добрыми.

Я надеюсь и верю, что мои воспитанники обязательно принесут в мир тепло, добро и любовь.

Приложения:

  1. file0.docx.. 17,2 КБ

Опубликовано: 15.06.2022

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Линимент нафталанской нефти инструкция по применению
  • Центурион х лайн автозапуск инструкция по применению
  • Транспондер зсд руководство
  • Ситуационное руководство уровень развития сотрудника
  • Инструкция по проведению утренников в детском саду