В чем заключается классное руководство в школе

«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность

Классный руководитель — кто он и зачем нужен

Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей? Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников? Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…

У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:

  • за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
  • за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
  • за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.

В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.

Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.

В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.

  • Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.

Цели, задачи и функции классного руководителя

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.

Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

На педагога возложено несколько групп функций:

  • педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
  • социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.

Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.

Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.

Обязанности классного руководителя

Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.

Неизменная часть содержит шесть блоков:

  1. Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
  2. В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
  3. Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
  4. В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
  5. Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
  6. В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.

Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.

Права классного руководителя

Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.

Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.

Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):

  • федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
  • выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.

Ответственность классного руководителя за детей

Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Посмотреть программу

Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.

Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.

Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Инвариантные обязанности классного руководителя
    642.5 КБ

  • Нормативно‑правовая база для классного руководителям
    634.1 КБ

Скачать

Классный руководитель играл всегда очень важную роль в истории российской школы, ведь именно он имеет огромное влияние на становление личности школьников, раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала. А ещё хороший классный руководитель всегда будет защищать права и интересы детей, строя воспитательный процесс на принципах гуманистической педагогики. Стать Человеком ученику поможет классный руководитель, если его деятельность будет носить развивающий характер. Читайте в нашей статье о содержании работы классного руководителя.

Функции и обязанности классного руководителя

Каково значение классного руководителя? Он — основной организатор учебно-педагогического процесса в школе; должностное лицо, которое назначает директор школы для того, чтобы организовать воспитательную работу с учениками.

Сегодня существует несколько видов классного руководства:

  • педагог-предметник, который одновременно осуществляет классное руководство
  • классный руководитель, который освобождён от других видов деятельности и выполняющий только лишь воспитательную работу с учениками класса
  • куратор в классе, который курирует определённый набор работ в классе
  • тьютор, покровительствующий классу или направляющий учащихся при выполнении ими определённого вида деятельности.

Функции классного руководителя:

  • воспитание
  • социальная защита
  • организация всевозможных видов деятельности в классе, способствующих всестороннему развитию учеников, становлению их личности, гармоничному существованию детского коллектива
  • координация, направленная на позитивное взаимодействие всех участников учебно-педагогического процесса (педагогами, учениками, родителями)
  • управление, способствующее контролю динамики развития личности учеников и ученического коллектива.

 Учительница и ученица у доски

Классный руководитель — лицо, имеющее определённые права и обязанности:

  • быть проинформированным о состоянии здоровья каждого ученика
  • осуществлять контроль над успеваемостью учащихся и их посещаемостью занятий
  • взаимодействовать с администрацией школы, учителями, педагогами кружков и секций, библиотекарем, школьным психологом, медработниками, специальными службами делам детей, родителями учеников
  • вести воспитательную работу с учениками класса в разных направлениях и с помощью различных методов
  • содействовать рассмотрению администрацией школы предложений, согласованных в классе
  • получать помощь от коллектива сотрудников школы
  • вести индивидуальную работу с учениками и их родителями
  • не принимать к выполнению поручения, не касающиеся его прямых обязанностей
  • проводить экспериментально-исследовательскую работу по актуальным вопросам педагогики
  • организовывать воспитательные мероприятия, которые будут оптимальными для развития личностей учеников
  • помогать каждому конкретному ученику в решении проблем
  • осуществлять помощь родителям учащихся по вопросам воспитания.

«Совет. Хороший классный руководитель обязан достаточно глубоко знать основы детской психологии и педагогики, а также регулярно пополнять свои знания о новейших тенденциях в сфере образования».

Система работы

В последнее время одно из основных требований к организации и осуществлению грамотной профессиональной деятельности классного руководителя — ведение работы системного типа и с классом, и с каждым учеником в отдельности. Такая работа должна быть направлена на развитие индивидуальности каждого учащегося и, благодаря этому, неповторимости и успешности всего класса. Важнейшее задание классного руководителя — это забота о взаимопонимании между ним и учениками, благоприятном социально-психологическом климате в ученическом коллективе.

 Ученики с учительницей

Классный руководитель ведёт системную работу на основе:

  • воспитательной программы (концепции), принятой в образовательном учреждении
  • анализа результатов деятельности, а также положительных и отрицательных проявлений жизни
  • личностно-ориентированного подхода педагогики
  • актуальных задач воспитания
  • принципа толерантности.

«А известно ли Вам, что хороший классный руководитель будет строить воспитательный процесс, принимая во внимание уровень воспитания учеников, их социальное и материальное положение, семейные обстоятельства?».

 Система работы классного руководителя состоит из:

  • аналитической, прогностической, организационной деятельности в сфере воспитания;
  • контроля над повседневной жизнью класса
  • использования современных методов воспитательной работы.

Внедряя как общеизвестные, так и инновационные методы и формы работы с воспитанниками, классный руководитель должен понимать, что чем их больше и чем они интересней для учеников, тем лучше. Это могут быть беседы и обсуждения, дискуссии и дебаты, игры и тренинги, экскурсии и интересные встречи, конкурсы и турниры, разные формы общественно-полезного и творческого труда и прочее.

Чем интереснее формы работы с учениками - тем лучше

Успешная работа классного руководителя предполагает и тесную связь с родителями учеников. Работу с родителями можно осуществлять с помощью следующих форм:

  • родительское собрание
  • совместные мероприятия для учеников и родителей (праздники, соревнования, игры, турниры)
  • родительские лектории по актуальным проблемам педагогики.

Смотрите видео, в котором классрук делится опытом ведения воспитательной работы

Каким должен быть классный руководитель

Классный руководитель — это, прежде всего, профессиональный педагогический сотрудник, который является для учащихся:

  • духовным образцом человеческой культуры
  • защитником от безнравственности
  • инициатором сплочения ученического коллектива
  • фактором развития индивидуальности и самовыражения каждого ученика
  • помощником социализации ребёнка
  • консультантом по вопросам повседневных ситуаций школьников
  • человеком, помогающим осмыслить ученику социально-экономическую и политическую жизнь общества
  • консультантом по профориентации
  • координатором совместных усилий учителей, родителей, общества по воспитанию школьника
  • человеком, позитивно влияющим нравственно-психологический климат в ученическом коллективе.

Хороший классный руководитель уделяет внимание развитию каждого ученика и класса в целом

Чтобы считаться профессиональным классным руководителем, нужно уметь:

  1. Эффективно общаться с учениками, педагогами и родителями.
  2. Уважать детей, поддерживая их инициативу, развивая у них чувство ответственности.
  3. Правильно понимать и реализовывать цели воспитания.
  4. Планировать свою деятельность.
  5. Организовывать воспитательные мероприятия.
  6. Использовать методики психологической диагностики учеников, умело использовать их результаты в работе.
  7. Внедрять нравственно-эстетические технологии в педагогический процесс, направленные на развитие духовности учащихся.

Самообразование

«А знаете ли вы, что сущность самообразования заключается в умении организовать самостоятельную работу по совершенствованию себя, в том числе и в профессиональном плане?».

Классный руководитель может повышать уровень образования, используя такие формы:

  1. Курсы повышения квалификации, конференции, семинары.
  2. Самостоятельная образовательная работа.

Выбирая тему самообразования, классному руководителю следует выработать алгоритм работы, который должен включать в себя:

  1. Выбор тематики.
  2. Определение целей и задач работы, выделение объекта и предмета.
  3. Подробное изучение литературных источников по избранной тематике.
  4. Разработку последовательного плана деятельности.
  5. Практическое использование результатовсвоих опытов и экспериментальной деятельности.
  6. Анализ проведённой работы, формулирование выводов, рекомендаций, направлений дальнейшей деятельности.
  7. Оформление работы и презентация отчёта перед педагогическим коллективом.

На курсы повышения квалификации, конференции и семинары может направить администрация школы. А вот индивидуальную работу по самообразованию нужно суметь организовать самому, например, с помощью:

  • изучения профессиональных научно-практических изданий и электронных ресурсов
  • участия в научных обществах, клубах, проектах
  • ведения научной и экспериментальной работы
  • изучения современного опыта ведения педагогической деятельности
  • посещения библиотек
  • поездок на экскурсии
  • профессионального общения с учёными и другими интересными, выдающимися людьми
  • посещения мероприятий, повышающих культурный уровень (музеев, концертов, выставок и т. д.).

Учительница

Документы классного руководителя

Немаловажно умение классного руководителя работать с информацией, её систематизировать и хранить.

Общий список документов классного руководителя:

  1. Годовой план по воспитательной работе.
  2. Внесение информации в классный журнал.
  3. Таблица сведений о родителях.
  4. Перечень членов родительского комитета.
  5. Краткое описание содержания родительских собраний (протоколы).
  6. Расписание и содержание уроков учителей разных предметов (с целью изучения воспитательных моментов).
  7. Сценарии воспитательных мероприятий, классных часов.
  8. Диагностические методики.
  9. Сведения о проведении индивидуальной работы с проблемными учениками.
  10. Паспорт класса.
  11. Журнал проведения инструктажей по технике безопасности и правилам дорожного движения.
  12. Отчёты по воспитательной работе.
  13. Сведения о посещаемости учащихся, их успеваемости, прилежанию, состоянию здоровья.
  14. Информация о внеурочной деятельности учеников.
  15. Личные дела школьников.

Классный руководитель сегодня — это мыслящий педагог, беспрестанно развивающийся, ищущий ответы на вопросы, волнующие учеников и их родителей. Такой человек открыт для нового, способен позитивно повлиять на развитие учеников, формировать их души, вести к свету.

Классный руководитель в школе,
специфика его работы.

План

Введение 3

Основная часть

1. Классный руководитель в воспитательной системе школы. 4

2. Функции классного руководителя. 6

3. Права и обязанности классного руководителя. 8

4. Направления работы классного руководителя. 9

5. Планирование работы классного руководителя. 12

6. Формы работы классного руководителя с учащимися. 18

7. Работа классного руководителя с родителями учащихся. 20

Заключение 23

Список используемой литературы 25

Введение

Воспитание детей — рискованное дело, ибо в случае удачи

последняя приобретена ценою большого труда и заботы,

в случае же неудачи — горе несравнимо ни с каким другим.
Демократ

«Учитель, сколько надо любви и добра, чтобы верили, чтобы слушали, чтобы помнили люди тебя…»

Сочетание слов «классный руководитель» понятны и тому, кто уже закончил школу, и тому, кто еще учится в ней. Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе связаны с именем классного руководителя.

Он является ближайшим и непосредственным воспитателем и наставником учащихся, организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет усилия учителей, родителей и общества. В его деятельности органично сочетаются идейно-воспитательная, организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний укреплении дисциплины и порядка в классе.

Сегодня многие работники образования считают, что классный руководитель нужен только в том случае, если он относится к своей работе неформально и ответственно. А как это сделать? Какие направления в работе с классом и формы взаимодействия с учащимися являются эффективными? Как лучше спланировать деятельность классного руководителя?

В реферате вы найдёте ответы на эти и другие вопросы.

Целью написания реферата является расскрытие роли и специфики работы классного руководителя в школе.

Задачи написания реферата: освещение основных функций классного руководителя, его прав и обязанностей, направлений и форм работы с учащимися и их родителями.

Основная часть

1. Классный руководитель в воспитательной системе школы.

Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Классный руководитель — учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями.
Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения — основополагающим документом в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения.
Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагог должен был быть примером во всем, даже его внешний вид был образцом для подражания.
Должность классного руководителя в школе была введена в 1934 г. Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.
В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи и др. Изменилась деятельность массовой средней общеобразовательной школы. Соответственно изменился институт классного руководства. Сейчас имеется несколько типов классного руководства:
• учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;
• классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель, его еще называют классный воспитатель);
• в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также классного куратора (лат. попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой-то работой) или тьютора (лат. защитник, покровитель, опекун), когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога. Они могут иметь минимальную учебную нагрузку.
Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы его работы. Так, для классного воспитателя становится возможным проведение целенаправленной работы с каждым учеником, составление индивидуальных программ развития детей. В этом случае доминируют индивидуальные формы работы с учащимися и их семьями.
Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога.
Вариативна позиция классного руководителя в детском коллективе. Она определяется прежде всего видом совместной деятельности: в учебной работе классный руководитель как учитель является организатором и руководителем деятельности детей; во внеучебной работе педагогу важно занять позицию старшего товарища, рядового участника.
Роль педагога изменяется в зависимости от возраста, опыта коллективной, самоуправленческой деятельности детей: от непосредственного организатора работы до консультанта и советчика.
Поскольку деятельность школы регламентируется ее Уставом, то деятельность классного руководителя тоже основывается на этом документе.
1

2. Функции классного руководителя.

В качестве важнейших функций классного руководителя выступают следующие: когнитивно-диагностическая,, организаторско-стимулирующая, объединительно сплачивающая, координирующая и личностноразвивающая. Рассмотрим кратко сущность каждой из них.
Когнитивно-диагностическая функция связана с необходимостью всестороннего изучения особенностей развития и поведения учащихся и определения уровня их воспитанности в целях учета этих особенностей в процессе внеклассной работы и осуществления ин-дивидуального подхода к их обучению и воспитанию. Классному руководителю необходимо знать состояние здоровья учащихся и физического развития, условия домашнего воспитания, характер их обучаемости и воспитуемости, межличностные контакты и участие в организуемой деятельности, проявляемые склонности, способности и интересы, отношение к учебной работе и динамику успеваемости. Указанные данные нужно доводить до сведения работающих в классе учителей с тем, чтобы они соответствующим образом учитывали их в процессе учебно-воспитательной деятельности.
Организаторско-стимулирующая функция обусловливается тем, что участие школьников во внеклассной работе в известной мере является добровольным делом. Оно несовместимо ни с понуждением, ни с жестким регламентированием деятельности учащихся, лавное здесь – умение классного руководителя организовать вне-классную работу таким образом, чтобы она увлекала учащихся высокой содержательностью, разнообразием и свежестью форм, постоянным поиском новых подходов к ее проведению. Даже самые традиционные виды работы (например, встреча Нового года, праздник именинников, классные часы и т.д.) каждый раз необходимо проводить по-новому, придавать им яркие, красочные формы.
Объединительно-сплачивающая функция вытекает из того, что действенным фактором воспитания является сплочение учащихся, здоровый психологический микроклимат в классе, товарищеское общение, забота друг о друге, влияние ученического коллектива. В то же время необходимо предотвращать появление в классе группировок с негативной направленностью, создавая условия для увлекательной совместной деятельности учащихся.
Координирующая функция классного руководителя обусловлена тем, что, поскольку в классе работает несколько учителей-предметников, возникает необходимость в согласовании их педагогических усилий по обучению и воспитанию учащихся, координация их деятельности и осуществления единого подхода к детям. Подобную работу необходимо проводить также с родителями учащихся и привлекать их к совместной со школой воспитательной работе. В качестве проблем для такой работы могут выступать и недочеты в домашнем учении учащихся, и различные отклонения в поведении, и активизация внеклассного чтения и т.д.
Личностно-развивающая функция. Ее осуществление требует придания проводимой воспитательной работе действенного педагогического влияния на развитие личностных качеств учащихся: стимулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-познавательной активности, нравственное и эстетическое формирование, развитие творческих способностей и задатков, утверждение достоинства в межличностном общении и т.д.
2 
Рассмотренные функций определяют содержание деятельности классного руководителя.

3. Права и обязанности классного руководителя.

Классный руководитель — административное лицо. Он имеет право:
• получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;
• контролировать успеваемость каждого ученика;
• контролировать посещаемость учебных занятий детьми;
• координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога);
• организовывать воспитательную работу с учащимися класса через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
• выносить на рассмотрение администрации, совета школы предложения, согласованные с коллективом класса;
• приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу; по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях, решая вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся;
• получать помощь от педагогического коллектива школы;
• определять индивидуальный режим работы с детьми (свободно, т.е. исходя из конкретной ситуации);
• отказываться от лежащих за границами содержания его работы поручений.
Классный руководитель имеет право вести опытно-экспериментальную работу по проблемам дидактической (разрабатывать авторскую программу по своему предмету, если он является еще и учителем-предметником) и воспитательной (разрабатывать программу воспитательной работы) деятельности.
3
Обязанности классного руководителя заключаются в следующем:
• организация в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
• оказание помощи ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можно привлечь психолога);
• установление контактов с родителями и оказание им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога;

  • всестороннее изучение учащихся;
  • разъяснение и внедрение правил поведения учащихся;
  • повседневное наблюдение за успеваемостью учащихся, контроль за их домашней работой, а также регулирование объема домашних заданий;
  • периодическое проведение ученических собраний в классе;
  • вовлечение учащихся в кружковую работу;
  • организация общественно полезного труда;
  • оказание помощи в работе добровольных детских и юношеских организаций и объединений.
    Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
    4

4. Направления работы классного руководителя.

Основная задача классного руководителя – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учащихся, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями. Классный руководитель должен знать проблемы физического и психологического здоровья своих учеников и сделать все возможное, чтобы родители и ученики без боязни могли рассказывать о своих проблемах.

В своей деятельности классный руководитель может использовать четыре направления в работе с учащимися и их родителями.

Первое направление – проблема физического здоровья учащихся, так как именно от качества здоровья зависят успехи в учебе и общего развития. Для обеспечения нормального физического здоровья учащихся классный руководитель работает по следующим пунктам: просвещение детей по программе “Здоровье”, привлечение к этому виду деятельности учителей физической культуры, родителей, проведение классных мероприятий, направленных на осознание учениками самооценки здоровья, привлечение специалистов-медиков к просветительской работе с родителями учащихся и самими учениками.

Второе направление – общение. Общение – это воздействие, обуславливающее самое максимальное развитие личности ребенка, прежде всего этическое воспитание, направленное на формирование общепризнанных ценностей. Решение проблемы общения приводит учащихся к пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для учащихся:

  1. Высшая ценность – человеческая жизнь. Интерес к жизни – это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания.
  2. Понимание и восприятие человека как личности. Имеющей право на понимание, способной совершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, родственники, увлечения).
  3. Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.

Главная роль учителя — стать регулятором норм общения между людьми, оценки поступков человека. Культура, как и вся жизнь находится в постоянном развитии и изменяется. Задача учителя — помочь учащимся понять, что без принятия культурных ценностей мира, без их освоения они не смогут состояться во взрослой жизни.

Третье направление – это познавательная сфера жизни ребенка. Защита ученика в этой области означает разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника. Для решения этой проблемы нужно обратить внимание:

  • на выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего и профессионального определения;
  • на осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, Стимулирующих любознательность и развитие мышления;
  • на проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся;
  • на организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

Четвертое направление – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что. Воспитывая ученика, он влияет на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступают не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Учителю необходимо знать, какова сфера материального блага ребенка, его образ жизни, традиции и обычаи его семьи. Необходимо учитывать следующие пункты:

  1. Изучение атмосферы в семье, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи.
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.
  3. Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.
  4. Защита интересов и прав ребенка в “трудных” семьях.

Следовательно классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной функции школы, о методах воспитания, цели и задачи личностного развития ученика на данный период, духовное развитие ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в классе, о выявленных способностях).

5. Планирование работы классного руководителя.

Воспитательная работа классного руководителя ведётся по плану. План работы классного руководителя — конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в ее общих стратегических направлениях и мельчайших деталях. Отсюда — целесообразность органичного сочетания перспективного плана воспитательной работы и планов конкретных воспитательных мероприятий.
Лучше, когда классный руководитель имеет перспективный план работы на весь учебный год, а затем последовательно разрабатывает детальные планы на учебные четверти. Однако это определяется опытностью педагога, а также сложившимися традициями школы и возможными указаниями со стороны органов управления образованием.
Л.Ю.Гордин считает, что чем старше школьники, тем реальнее составление плана на более длительный срок, т.е. на весь учебный год, и в тех классах, где классный руководитель уже не первый год знает ребят, имеет представление об уровне их воспитанности, возможностях и интересах. И наоборот, чем младше учащиеся, чем меньше времени классный руководитель проработал с данным коллективом, тем целесообразнее планировать воспитательную работу на четверть или полугодие.
5 
Классный руководитель должен начинать работу над планом в конце предшествующего учебного года, когда становится известным распределение учебной нагрузки и классного руководства на новый учебный год. Если классный руководитель принимает новый класс, ему необходимо познакомиться с личными делами воспитанников, их семьями, изучить сложившуюся систему воспитательной работы в классе, традиции, официальную и неофициальную структуру коллектива. Все это поможет осуществлению преемственности в воспитательной работе.
В конце учебного года целесообразно провести с помощью школьного психолога диагностические «срезы» в классе с целью выявления психологической атмосферы, сплоченности, ценностно-ориентационного единства и других существенных параметров коллективной жизнедеятельности. Полезно выявить преобладающие отношения воспитанников между собой, а также к учебе, труду, природе, искусству и другим явлениям и процессам окружающей действительности.
Таким образом, подготовительный этап к составлению плана воспитательной работы классного руководителя сводится к сбору информации о классном коллективе и отдельных воспитанниках, которая определит характер доминирующих воспитательных задач.
Подготовка к составлению плана работы классного руководителя завершается составлением характеристики классного коллектива и отдельных учащихся. Это начальный этап развертывания технологической цепочки разработки программы жизнедеятельности класса и учащихся на предстоящий период.
Следующий этап предполагает знакомство классного руководителя с общешкольным планом воспитательной работы, который, как правило, готов к началу нового учебного года. Из него необходимо отобрать все те общешкольные мероприятия, а также общественно полезные дела по параллелям и группам классов, в которых класс должен принять участие. Будучи соотнесенными с конкретными датами, эти мероприятия заложат основной каркас плана жизнедеятельности коллектива. Здесь необходимо подчеркнуть недопустимость отождествления планов работы классного руководителя и жизнедеятельности коллектива класса.
Опытные педагоги после этих двух этапов приступают к формулированию конкретных задач воспитательной работы с классом на учебный год, продумыванию системы мероприятий и отбору реально выполнимых общественно полезных дел. А начинающим классным руководителям целесообразно предварительно соотнести информацию, полученную на предыдущих этапах, с общими данными об особенностях возраста учащихся класса и имеющимися рекомендациями в помощь классным руководителям.
Задачи воспитания, а следовательно и конкретное содержание на строго очерченный период времени должны определять социальная, возрастная и индивидуальная ситуации развития. Социальная ситуация как бы диктует идеи коллективных дел (что делать коллективу), возрастная — обусловливает выбор форм деятельности, а ситуация индивидуального развития придает содержательной стороне работы с детьми неповторимость. Соответственно выделяются и три основных объекта внимания классного руководителя: коллектив, деятельность и индивидуальность.
6 
В целях обеспечения гармоничного развития личности каждого школьника, отбирая содержание, классный руководитель должен включить в план, а затем и в реальный педагогический процесс познавательную, трудовую, художественно-эстетическую, физкультурно-оздоровительную, ценностно-ориентационную и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы и внутри названных видов деятельности достигалось достаточное разнообразие их конкретных видов.
Когда план в целом сформирован, наступает период его «доводки». Классный руководитель обсуждает его отдельные разделы с коллегами, учителями, работающими с классом, родителями и учащимися, а также осуществляет корректировку с планами работ класса, детских общественных организаций. План классного руководителя богаче плана жизнедеятельности коллектива, поскольку содержит воспитательные мероприятия, касающиеся как коллектива в целом, так и отдельных воспитанников, их изучения, направления работы с родителями. Он, образно выражаясь, составляет своеобразный фон, на который налагается план работы класса, его актива, органов ученического самоуправления и отдельных учащихся. В своей совокупности, дополняя друг друга, эти планы предусматривают необходимое содержание тех учебных и общественно полезных дел, организация и выполнение которых направлены на формирование ценных деловых и нравственных качеств у школьников.
Заключительный этап создания плана воспитательной работы — это его обсуждение на классном собрании, закрепление ответственных за организацию тех или иных мероприятий, распределение поручений активу и отдельным воспитанникам.
В реальной школьной практике планы работы классных руководителей имеют различную структуру. Это связано с различными условиями функционирования школ и отдельных классных коллективов как педагогических систем. Структура, а следовательно, и сами формы планов работы зависят и от уровня педагогической квалификации классного руководителя. Если опытный педагог может ограничиться кратким планом работы, то начинающим учителям целесообразно рекомендовать составление подробных, развернутых планов.
Традиционная структура плана работы классного руководителя имеет следующий вид:
1. Краткая характеристика и анализ состояния воспитательной работы.
2. Воспитательные задачи.
3. Основные направления и формы деятельности классного руководителя.
4. Координация воспитательной деятельности учителей, работающих в классе.
5. Работа с родителями и общественностью.
Все планы классного руководителя должны открываться кратким анализом состояния воспитательной работы за предыдущий год и характеристикой класса. Характеристика отражает уровень общей воспитанности коллектива, его успеваемость и дисциплину, а также сформированность таких качеств, как трудолюбие, ответственность, организованность, общественная активность и др. Анализируется структура межличностных взаимоотношений (лидеры, аутсайдеры, микрогруппы), преобладающее настроение в классе, содержание ценностных ориентаций, определяющих общественное мнение. Дается характеристика отдельных воспитанников, в частности допускающих отклонение от принятых норм поведения, отстающих в учебе и др.
Во втором разделе формулируются основные, доминирующие воспитательные задачи, которые будут решаться в новом учебном году. Их должно быть немного, чтобы гарантировалось их действенное, а не формальное, выполнение. Важно, чтобы задачи учитывали состояние классного коллектива, уровень его развития, а также общие задачи, стоящие перед школой. Поскольку нет одинаковых коллективов, то и задачи не могут быть одинаковыми даже в параллельных классах. Во многом они зависят и от опытности, и квалификации классного руководителя.
Третий раздел несет основную содержательную нагрузку, определяя главные направления деятельности и способы решения воспитательных задач. Именно этот раздел определяет структурное своеобразие плана, поскольку в нем отражаются те или иные подходы к развитию и формированию личности.
В четвертом раздел плана намечаются конкретные мероприятия по координации воспитательных воздействий всех учителей, работающих в классе. Это могут быть педагогические совещания, специальные консилиумы, индивидуальные беседы с отдельными учителями и другие формы работы.
Заключительный раздел «Работа с родителями» содержит круг вопросов, предполагаемых для обсуждения на родительских собраниях, хотя темы лекций и бесед могут корректироваться в зависимости от складывающихся обстоятельств; намечаются сроки посещения семей с целью изучения условий жизни и воспитания детей; планируются формы индивидуальной работы с родителями, связь с родительским комитетом и возможности привлечения родителей к участию в жизни класса и школы.
В настоящее время считается общепризнанным, что планирование по разделам в соответствии с основными направлениями воспитания (трудовое, нравственное, эстетическое и др.) «разрывает» целостный педагогический процесс на части, не охватывает всего многообразия педагогических задач. Признание педагогической общественности в последние годы получил вариант плана, предложенный Н. Е. Щурковой, в котором в органическом единстве нашли отражение комплексный, деятельностный и личностный в его индивидуально-творческой интерпретации подходы. Выделяя в качестве основных объектов воспитания коллектив, деятельность воспитанников и развитие индивидуальности, Н. Е. Щуркова предлагает на большом листе (в целях оперативности и возможности работы с планом в течение года) после обозначения доминирующих задач выделить три соответствующих раздела: организация коллектива, организация воспитывающей деятельности и организация работы по развитию индивидуальности. Форма такого плана работы классного руководителя имеет следующий вид.
7 
Два вспомогательных раздела, которые располагаются на оборотной стороне листа, должны содержать характеристику классного коллектива и характеристику индивидуальных особенностей учащихся, в которых отражаются и условия жизни воспитанников в семье (особенно если имеются сложности); их интересы и склонности, и в связи с этим — какие кружки, секции, учреждения дополнительного образования они посещают, а если не посещают, то почему; состояние здоровья и наиболее ярко выраженные личностные особенности.
В практике воспитания сложились многообразные формы планирования работы классных руководителей, поэтому педагог сам выбирает форму плана, ориентируясь на требования, которые к нему предъявляются, и на свою педагогическую Я-концепцию.

  1. Формы работы классного руководителя с учащимися

В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм работы с учащимися. Всё их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:
• по видам деятельности — учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.; • по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные;
• по времени проведения — кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);
• по времени подготовки — формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;
• по субъекту организации — организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;
• по результату — формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт;
• по числу участников — индивидуальные (воспитатель-воспитанник), групповые (воспитатель — группа детей), массовые (воспитатель-несколько групп, классов).
Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классных руководителей и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счете определяют успешность всех других форм. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга. Использование индивидуальных форм работы предполагает решение классным руководителем важнейшей задачи: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений.
К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах классный руководитель проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная его задача — помочь каждому проявить себя и создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива. Влияние классного руководителя в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого классного руководителя.
К коллективным формам работы классного руководителя со школьниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, тур-слеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий в этих формах классные руководители могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.
Многообразие форм и практическая необходимость постоянного их обновления ставят классных руководителей перед проблемой их выбора. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников и т.д. В то же время вопрос о выборе форм работы с учащимися встает прежде всего перед классным руководителем. При этом целесообразно руководствоваться следующим:
• «учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы , поскольку каждая форма работы должна способствовать их решению;
• на основе задач определять содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей;
• составлять набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом принципов организации воспитательного процесса, возможностей, подготовленности, интересов и потребностей детей, внешних условий (культурные центры, производственное окружение), возможностей педагогов, родителей;
• организовывать коллективный с участниками мероприятия поиск форм на основе коллективного целеполагания, при этом продумать способы обогащения опыта детей новыми идеями, формами, например через обращение к опыту других, изучение опубликованных материалов, постановку конкретных вопросов;
• обеспечивать непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.

7. Работа классного руководителя с родителями учащихся.

Главное в работе классного руководителя с родителями состоит в том, чтобы обеспечить единство требований к воспитанию учащихся со стороны семьи и школы, создать нормальные условия для их домашнего учения и направлять воспитательную деятельность семьи.
Большое место в работе классного руководителя с семьей занимает систематическое информирование родителей об успеваемости, поведении и общественно полезном труде учащихся. С этой целью один раз в учебную четверть проводятся родительские собрания, на которых детально анализируется состояние успеваемости и дисциплины школьников и намечаются мероприятия по улучшению работы семьи в этом направлении. В необходимых случаях, когда требуется срочное вмешательство семьи в решение той или иной воспитательной задачи, классный руководитель посещает родителей на дому или приглашает их в школу, и они совместно договариваются о том, какие меры нужно принимать для улучшения учебы или поведения учащихся. Например, ученик перестал дома готовить уроки, вошел в контакт с нездоровой компанией. В этом случае классный руководитель советует родителям усилить контроль за его домашней работой, а также за поведением вне школы. В иных случаях обнаруживается, что школьник проявляет повышенную нервозность и нередко приходит в школу с плохим настроением. Классному руководителю нужно посетить такого ученика дома, ознакомиться с условиями его жизни и работы в семье и договориться с родителями о необходимости создания для него более спокойной обстановки, а может быть, и соответствующего лечения.
Обязанность классных руководителей – осуществлять педагогическое просвещение родителей, в особенности с учетом специфического подхода к учащимся различных возрастных групп. Так, необходимо ознакомить родителей с возрастными особенностями воспитания и развития тех учащихся, с которыми работает классный руководитель, и дать практические советы о том, какое отражение должны находить эти особенности в процессе семейного воспитания. Беседы, лекции и доклады для родителей обычно охватывают такие вопросы: особенности семейного воспитания младших школьников (подростков или старших школьников); взаимоотношения родителей и детей и их влияние на семейное воспитание; как помогать детям учиться; санитарно-гигиенический режим школьника в семье; акселерация и ее влияние на воспитание учащихся; организация досуга детей в семье и т.д. Классный руководитель заботится о привлечении родителей к участию в работе школьного лектория, к посещению занятий в народном университете педагогических знаний, пропагандирует педагогическую литературу по семейному воспитанию.
Оказывая влияние на воспитательную деятельность семьи, классный руководитель в то же время опирается на родителей при проведении воспитательной работы с учащимися. По его инициативе родители нередко берут шефство над «трудными» школьниками, на которых не оказывает должного воздействия семья. Родители – специалисты различных областей знаний и профессий – проводят с учащимися беседы на медицинские, патриотические и производственные темы, принимают участие в организации экскурсий, литературно-художественных вечеров и т.д. Некоторые родители ведут кружковые занятия по ручному труду, авиамоделированию, техническому творчеству.
8

Заключение

В реферате я рассказала о специфике работы классного руководителя, доказала, как велика его роль в жизни каждого ученика. От его эффективности работы зависит, как ученик сможет решать возникшие перед ним проблемы, какое у него сложится отношение к жизни и т.п. Поэтому правильно организованная учебно-воспитательная деятельность классного руководителя – основа для достижения наиболее высоких результатов в воспитании культурно-нравственной личности.

Но меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается.

В отличие от школы 70-80-х гг., когда воспитание главным образом связывалось с воздействием извне, в настоящее время позиция классных руководителей меняется. Большинство из них понимают, воспитание как создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка. Отсюда следует и изменение системы работы.

Все более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психического развития каждого ребенка. Происходит смещение акцентов и в работе класса в целом. В первую очередь внимание уделяется эмоциональной поддержке групп внутри класса, созданию положительного психологического климата в классе, развитию самоуправления, созданию условий, позволяющих каждому ребенку раскрыть себя в отношении с окружающими, включению учащихся в систему реальных отношений.

Многие классные руководители говорят о расширении диапазона своей сегодняшней деятельности в школе. Это явилось следствием разрушения деятельности детских организаций, непрочности семейных связей, отчуждения детей и взрослых, а также того, что большинство детских внешкольных учреждений стали платными и для многих детей, особенно из малообеспеченных семей, они стали недоступны.

Но есть одна очень важная проблема – это низкая заработная плата учителей, что снижает стремление учителей к реализации своих целей.

Несмотря на это, хорошим классным руководителем стать нелегко. Но им может стать каждый учитель при условии упорной работы над собой и добросовестного, любовного отношения к порученному делу, при наличии высоких моральных качеств. В памяти школьников часто всплывают трудовые дела, увлекательные экскурсии и походы, школьные вечера и веселые новогодние елки, яркие доклады и горячие диспуты по волнующим вопросам. Не забываются и задушевные беседы с классным руководителем, его дружеская поддержка в трудную минуту. Многие ученики после окончания школы не порывают связи со своим любимым классным руководителем. Они пишут ему письма, спрашивают у него совета, делятся своими радостями, своими достижениями и успехами в труде, в личной жизни.

Таким образом, не все классные руководители пессимистически относятся к своей деятельности, и многие являются для своих учеников как бы приемными родителями.

Список используемой литературы

1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 2002.
Гордин Л. Ю. Организация классного коллектива. — М., 1984. — С. 77.

2. Капустин Н.П. Функциональные обязанности классного руководителя // Классный руководитель. — 1997. — №2

3. Кузнецов Ю.К. План работы классного руководителя: Учеб. Пособие. — Калинин, 1982.

4. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 256 с.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. высш. И сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, Е.Н. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; Под ред. С. А. Смирнова. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 512 с.

6. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

7. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

8. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. — М., 1986.

1 Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

2 Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

3 Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

4 Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

5 Гордин Л. Ю. Организация классного коллектива. — М., 1984. — С. 77.

6 Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. — М., 1986. — С. 95-97.

7 Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. — М., 1986.

8 Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

Права и обязанности классного руководителя

  • Кто он – классный руководитель  

  •  Суть работы классного руководителя

  •  Функции, которые выполняет классный руководитель

    • Прогностически-аналитические функции

    • Координирующая функция

    • Коммуникативная функция

    • Охранная и профилактическая функции

  •  Как строится работа классного руководителя?

Классный руководитель, как многорукий индийский бог Шива, выполняет много функций сразу – он и учитель, и воспитатель, психолог, бухгалтер, спикер, секретарь, коуч. Этот список может быть очень длинным. На официальном языке педагогической документации это звучит так – организация учебной и воспитательной работы в классе. 

Какие функции выполняет классный руководитель, какие у него есть обязанности и насколько тяжело вести начальные или средние классы – об этом подробнее поговорим в статье.

Кто он – классный руководитель

Права и обязанности классного руководителя

Наверное, каждый родитель хочет, чтобы его ребенку повезло с классным руководителем. Учителем, который бы любил свою работу, свой класс, хорошо относился к детям, умел найти общий язык с родителями и т. д. 

На плечи этого человека ложится огромная ответственность, в первую очередь, за детей. Потом уже идут тонны бумажных отчетов, проведение уроков, внеурочная деятельность, аттестации, всевозможные конкурсы, олимпиады и пр. А плюс еще должностные обязанности (о них мы расскажем чуть ниже). 

Из этой профессии нельзя убрать человеческую составляющую. Ведь за несколько лет ведения классного руководства учитель порой сближается с учениками сильнее, чем родители. Он становится их доверенным лицом, человеком, с которым можно поделиться проблемой, спросить совета или помощи. Нельзя ограничиться только заполнением всевозможных бумажных форм и жалобами родителям на их ребенка. 

Детское доверие и уважение дорого стоит. Если вы любите детей, умеете и хотите с ними работать – вы будете настоящим классным классным!

Суть работы классного руководителя

Права и обязанности классного руководителя

Работа классного руководителя – это дети. Воспитание, учеба, мотивация, сохранение индивидуальности каждого ребенка, раскрытие способностей, реализация его ученического потенциала, социализация – все это содержание работы классного руководителя. 

Учитель должен знать каждого из своих детей, все особенности их развития, стороны характера, особенности развития личности. Для чего? Для того чтобы в классе была благоприятная атмосфера, чтобы ребенок шел в школу с охотой. Воспитательный процесс в школе должен соответствовать требованиям времени, национальным традициям, должны учитываться возрастные особенности детей. 

Координируя свои действия с другими учителями, классный руководитель должен видеть слабые и сильные стороны своих учеников, помогать им в учебе (но не учиться за них!), заниматься их интеллектуальным развитием, помогать получать дополнительное образование (в школе или дополнительных кружках и секциях). 

Необходимо еще учитывать работу с родителями. Важно найти с ними общий язык, оказывать им педагогическую помощь, исправлять или корректировать родительские ошибки воспитания детей, проводить консультации по вопросам обучения. По необходимости направлять родителей и детей к школьному психологу.

Функции, которые выполняет классный руководитель

Права и обязанности классного руководителя

Функции, которые определяют содержание работы классного руководителя, можно объединить в пять групп: 

  • прогностически-аналитические; 

  • координирующие; 

  • коммуникативные;

  • охранные;

  • профилактические. 

Рассмотрим подробнее каждую группу функций.

Прогностически-аналитические функции

Сюда относится сбор и обработка различных данных об учениках. На основе собранной информации классный руководитель может делать выводы о развитии, ситуации в семье, окружении ребенка, анализирует личность своего подопечного. 

Из аналитической функции берет свое начало прогностическая функция. Классный руководитель имеет возможность прогнозировать результаты педагогического воздействия, уровень развития детей.

Координирующая функция

Классный руководитель создает условия для общественной работы, организует работу с учениками, создает детское самоуправление (для развития организованности и самоконтроля), содействует в получении дополнительного образования.

Коммуникативная функция

Это одна из самых важных функции классного руководителя. Коммуникативная функция выражается в умении наладить общение и хорошее отношение между учеником и учителем, общение в самом классе, поддерживать дисциплину, создавать благоприятную психологическую обстановку.

Охранная и профилактическая функции

Классный руководитель отвечает за здоровье своих учеников, ведет пропаганду здорового образа жизни, занимается профилактикой буллинга, правонарушений, приема или торговли запрещенными препаратами, алкоголем и т. д. 

Теперь мы знаем, какие именно функции выполняет классный руководитель. Давайте теперь разберемся, что должен уметь делать классный руководитель, чтобы соответствовать своей должности.

Как строится работа классного руководителя?

Права и обязанности классного руководителя

В школе работа педагогов, в том числе, и классного руководителя, подчиняется строгим правилам. Есть ежедневный, еженедельный и ежемесячный план работы. 

Что должен делать классный руководитель ежедневно: 

  • выявлять отсутствующих или опоздавших учеников, попутно выясняя причины отсутствия или опоздания; 

  • организовать дежурство учеников в классе; 

  • организовать и проводить индивидуальную работу со своими учениками. 

Еженедельно: 

  • проверять ведение школьных дневников; 

  • проводить классный час; 

  • проводить работу с родителями (по необходимости);

  • анализировать успеваемость учеников.

Ежемесячно: 

  • решать хозяйственные вопросы;

  • проводить консультации с учителями-предметниками; 

  • проводить работу с родительским комитетом;

  • готовить отчет об успеваемости учеников;

  • готовить отчет о посещаемости учеников. 

В течение учебной четверти: 

  • оформлять и заполнять классный журнал; 

  • проводить анализ воспитательной работы;

  • проводить родительское собрание;

  • готовить отчет об успеваемости учеников за четверть. 

Представляете, какую большую работу должен проделывать классный руководитель! Конечно, к этому учителю будут предъявляться особые требования. 

Если вы любите детей, хотели бы попробовать себя в роли классного руководителя, но вам не хватает базовых знаний, вам пригодится наш курс «Проектная форма работы в системе воспитательной работы куратора/классного руководителя».

Определение 1

Основная роль классного руководителя – создавать в классе такие условия, при которых жизнедеятельность учащихся была бы успешной и комфортной. Он должен содействовать их интеллектуальному развитию, участвовать в становлении их духовности и помогать решать различные учебные и жизненные вопросы. Из этих утверждений можно вывести ряд функций классного руководителя: организационно-координирующую, прогностическую, коммуникативную и аналитическую.

Работа классного руководителя

В образовательном учреждении основным механизмом, реализующим индивидуальный подход к ученикам, является именно деятельность классного руководителя, поэтому он должен ставить перед собой современные задачи.

Определение 2

Содержание работы классного руководителя составляют следующие виды деятельности:

  • способствование социализации ребенка;
  • сохранение индивидуальности учеников;
  • помощь ученикам в раскрытии их способностей.

Из этого следует, что руководитель обязан изучать личности своих учеников, узнавать их личные интересы и склонности. В данной роли педагог призван создавать позитивную атмосферу и благоприятный психологический климат для каждого ребенка в учебном классе. Также ему следует провоцировать и направлять процессы самовоспитания и саморазвития личности.

Одной из важных обязанностей классного руководителя является координация деятельности учителей, ведущих другие предметы, с целью помощи в учебе своим ученикам, а также способствования их нравственного и интеллектуального развития. Учитель, на которого возложено классное руководство, должен помогать ученикам в получении дополнительного образования, советуя им различные кружки, секции, клубы, организованные непосредственно в школе или других образовательных учреждениях. Также необходимо следить за тем, чтобы воспитательный процесс в классе осуществлялся с учетом возрастных особенностей, национальных традиций и требований реальной жизни.

Именно от классного руководителя зависит, каким будет содержание деятельности школьного коллектива. Важной частью работы такого педагога является забота о безопасности и здоровье учеников, контроль над проведением диспансеризации, ведение пропаганды здорового образа жизни.

Работа педагога предполагает очень тесный контакт с родителями, поэтому важно построение индивидуальной работы с ними. Совместная деятельность классного руководителя и родителей должна корректировать ошибки семейного воспитания, вовлекать их в совместную деятельность, повышать уровень педагогической культуры родителей.

Основные функции классного руководителя

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать перечень функций, определяющих содержание работы педагога, на которого возложено классное руководство:

  • аналитико-прогностическая;
  • охранная;
  • организационно-координирующая;
  • коммуникативная;
  • профилактическая.

Основные функции классного руководителя

Рисунок 1

Разберем, что именно включают в себя данные функции.

Определение 3

К аналитической функции классного руководителя относится сбор и обработка самых разных видов данных. Она подразумевает, что педагог получа ет и обрабатывает личную информацию об учениках, делает выводы об уровне их развития, окружении и ситуации в семье, изучает и анализирует личность каждого ребенка и коллектива в совокупности, стремится к объективной оценке успехов и неудач своих подопечных, анализирует воспитательный потенциал других педагогов, взаимодействующих с классом, а также изучает уровень влияния окружающей среды на воспитательно-образовательный процесс.

Прогностическая часть функции вытекает из данных аналитической ее части. Она предполагает, что педагог стремится предвидеть результаты воздействия на учеников, прогнозирует индивидуальный уровень развития каждого школьника и процесс формирования коллектива, а также его деятельность, строит модель воспитательной работы и разрабатывает планы на ее основе.

Определение 4

Организационно-координирующая функция подразумевает опосредованную или непосредственную помощь ученикам.

Она может реализоваться в следующем: создание условий для различной общественной деятельности, организация учебной работы со школьниками, создание детского самоуправления для развития у детей самоорганизации и самоконтроля, содействие в получении дополнительного образования (в т.ч. вне школы), работа по созданию благоприятной атмосферы для саморазвития ребенка, повышение уровня психологической просвещенности (при участии школьного психолога), тесное взаимодействие с родителями учеников и учителями-предметниками, а также школьным психологом, специалистом по внеклассной работе, библиотекарем, медицинским работником школы. Также классный руководитель:

  • стимулирует и поддерживает совместную творческую деятельность педагогов, учеников и родителей;
  • активно участвует в совещаниях и советах;
  • помогает будущим выпускникам с профессиональным самоопределением;
  • организует внеурочные мероприятия;
  • ведет классную документацию, в том числе классный журнал;
  • учитывает посещаемость занятий;
  • планирует свою работу;
  • участвует в улучшении материально-технических условий для наилучшего проявления творческой активности учеников.

Одной из наиболее важных является коммуникативная функция, успешная реализация которой зависит от личной коммуникативной компетентности классного руководителя. Она заключается в следующих видах деятельности:

  • создание благоприятных отношений между учениками и учителями;
  • формирование и регулировка межличностных отношений в коллективе;
  • помощь ученикам в установлении связи с социумом;
  • поддержание дисциплины и коррекция поведения;
  • создание позитивного психологического климата в классе.

Дмитрий Косяков

Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Pandora dxl 3100 инструкция по эксплуатации
  • Масло льна в капсулах инструкция по применению цена
  • Аркоксия препарат от заболевания суставов отзывы цена инструкция по применению
  • Руководство по ремонту форд фокус дизель
  • Хондроитина сульфат натрия уколы инструкция по применению цена