В декабре 1989 союзное руководство выступило с программой перехода

Онлайн-тестыТестыИсторияОтечественная история (История России)вопросы


«СССР во II половине 60-х – I половине 80-х»

766. С приходом к власти Л.И. Брежнева связывают переход к:
умеренно-консервативному курсу общественного развития

767. Снижением напряженности в отношениях Востока, Запада, США, их союзников и СССР, стран Восточной Европы в первой половине 1970-х годов назывался:
разрядка

768. Советские войска в 1980-х годах участвовали в боевых действиях в:
Афганистане

769. Стагнация экономической системы в СССР происходит при:
Л. Брежневе

770. Экономическая («косыгинская») реформа 1965 года …
изначально не могла дать никакого эффекта, поскольку в СССР отсутствовали рынок и конкуренция

771. Экономическая реформа 1965 года предполагала:
использование принципов материальной заинтересованности

772. Экономические реформы середины 60-х годов XX века:
введение элементов хозрасчета в деятельность предприятий
интенсификация сельскохозяйственного производства, создание АПК
прямое банковское кредитование колхозов
создание территориально-производственных комплексов

«Перестройка в СССР»

773. Абсолютное снижение объемов промышленного производства в СССР началось … перестройки.
в конце

774. В декабре 1989 года союзное руководство выступило с программой перехода к регулируемой рыночной экономике потому, что:
реформа политической системы превратилась в самоцель и не инициировала перехода к новым экономическим отношениям

775. В период перестройки КПСС:
переживала раскол

776. Внешняя политика СССР второй половины 80-х – начала 90-х годов привела к:
изменению соотношения сил в мире из-за усиления позиций США и снижения обороноспособности России

777. Год массового появления политических партий в период перестройки после введения многопартийности:
1989

778. Государственная Дума не существовала в России в:
1985–1991 году

779. Для курса ускорения социально-экономического развития характерно:
ускоренное развитие машиностроения

780. Должность Президента СССР была учреждена III съездом народных депутатов СССР в:
марте 1990 года


В)- свертывание
традиционных отраслей и переход к
ресурсосберегающим технологиям

11. Перестроечные
реформы привели к тому, что

А)- в экономике
усилились предпринимательские,
новаторские начала конкуренции и
децентрализация производства

Б)- средний
слой получил более широкие возможности
для самореализации

В)+ кризис
советской индустриальной системы
приобрел открытый характер

12. Экономическая
(«косыгинская») реформа 1965 г.

А)- означала
внедрение в производство научной
организации труда и опыта зарубежного
менеджмента

Б)+ изначально
не могла дать никакого эффекта, поскольку
в СССР отсутствовали рынок и конкуренция

В)- представляла
собой попытку создать в СССР общество
массового потребления

13. В декабре
1989 г. союзное руководство выступило с
программой перехода к регулируемой
рыночной экономике потому, что

А)- была
завершена программа ускорения
социально-экономического развития
страны

Б)- была
завершена реформа политической системы
советского общества, что создавало
предпосылки перехода к рынку

В)+ реформа
политической системы превратилась в
самоцель и не инициировала перехода к
новым экономическим отношениям

14. Биполярная
система распалась и мир в глобальном
военно-политическом измерении стал
однополюсным

А)- в начале
70-х годов, когда был достигнут
военно-стратегический паритет между
СССР и США, ОВД и НАТО

Б)- в середине
70-х годов, когда была достигнута разрядка
международной напряженности

В)- во второй
половине 80-х годов, когда были подписаны
соглашения между СССР и США об уничтожении
ракет средней дальности и сокращении
стратегических наступательных вооружений

Г)+ на рубеже
80-90-х гг., когда распалась мировая
социалистическая система, произошел
распад СССР и Россия сменила модель
общественного развития

15. В
отечественной истории переход от
политики совершенствования системы с
сохранением социалистического выбора
к смене модели общественного развития
произошел

А)- в апреле
1985 г., когда руководство взяло на
вооружение концепцию ускорения
социально-экономического развития
страны

Б)- летом
1987 г., когда была начата «радикальная»
экономическая реформа, целью которой
явился отказ от административных методов
руководства и ориентация на экономические
методы

В)- в декабре
1989 г., когда на съезде народных депутатов
СССР было принято решение перехода к
регулируемой рыночной экономике

Г)+ в конце
1991 – начале 1992 гг. в связи с распадом
СССР и началом проведения российским
руководством программы радикальных
рыночных реформ

16. Конфликт
между президентом и Верховным Советом
России в 1993 г. был связан с тем, что

А)- Верховный
Совет отказался от проведения рыночных
реформ и выступал за восстановление в
России советско-коммунистической
системы

Б)- реформы
правительства не были нацелены на
формирование новой системы собственности

В)+ две
группировки, представляющие законодательную
и исполнительную ветви власти, боролись
между собой

Г)- народ
отказал в доверии Верховному Совету
России в соответствии с итогами
референдума, проведенного в апреле 1993
г.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

UCHEES.RU — помощь студентам и школьникам


В 16:28 поступил вопрос в раздел Отечественная история, который вызвал затруднения у обучающегося.

Вопрос вызвавший трудности

В декабре 1989 года союзное руководство выступило с программой перехода к регулируемой рыночной экономике потому, что:

Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru

Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике «Отечественная история». Ваш вопрос звучал следующим образом: В декабре 1989 года союзное руководство выступило с программой перехода к регулируемой рыночной экономике потому, что:

После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:

  • Ответ: реформа политической системы превратилась в самоцель и не инициировала перехода к новым экономическим отношениям
  • НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:

    Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.

    Козлова Фаня Лукьяновна — автор студенческих работ, заработанная сумма за  прошлый месяц 62 850 рублей. Её работа началась с того, что она просто откликнулась на эту вакансию

ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!

Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.

Деятельность компании в цифрах:

Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.

Площадка Учись.Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись.Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки.


2020 — 2023 — UCHEES.RU

Програ́мма Рыжко́ва – Аба́лкина («Концепция–90»), правительственная программа реформ, направленная на либерализацию советской экономической системы. Была разработана в нескольких версиях в 1989–1990 гг. Государственной комиссией Совета Министров СССР (СМ СССР) по экономической реформе под руководством Л. И. Абалкина, Ю. Д. Маслюкова и при организационном сопровождении председателя СМ СССР Н. И. Рыжкова.

План экономической реформы

5 июля 1989 г. во исполнение решения 2-го Съезда народных депутатов СССР было принято постановление СМ СССР № 538 о создании Государственной комиссии СМ СССР по экономической реформе, в задачи которой ставились разработка концепции радикальной экономической реформы и подготовка основных нормативных актов. Председателем комиссии был назначен доктор экономических наук, академик АН СССР Л. И. Абалкин, одновременно занявший пост заместителя председателя СМ СССР. В её состав вошли опытные хозяйственные руководители и ведущие представители отечественной экономической науки, в том числе директор Института мировой экономики и международных отношений АН СССР В. А. Мартынов, академик АН СССР С. С. Шаталин, крупнейшие специалисты в области управления Р. Н. Евстигнеев, Г. А. Егиазарян, Б. З. Мильнер. Отделы и сектора Комиссии возглавили Г. А. Явлинский, Е. Г. Ясин, Г. Г. Меликьян, Ю. Н. Хачатуров.

Предполагалось, что экономическая реформа будет осуществляться в три этапа: 1990 г., 1991–1992 гг. и 1993–1995 гг. с чётким разделением задач, решаемых на каждом из них. В ходе подготовки концепции проводились многочисленные прогнозные оценки и расчёты, были проанализированы три варианта возможных экономических преобразований: эволюционный, радикальный и умеренно-радикальный (компромиссный).

Основными пунктами концепции реформы были следующие:

  • перестройка организационных структур управления экономикой в связи с расширением самостоятельности основного звена и формированием рынка;

  • стимулирование перехода государственных предприятий на аренду, их преобразование в акционерные общества и иные хозяйственные товарищества, кооперативы, коллективные предприятия;

  • жёсткая денежно-кредитная политика, направленная на стабилизацию денежного обращения;

  • ориентация на ускоренное расширение производства потребительских товаров и услуг, развитие производственной и социальной инфраструктуры, укрепление экспортного потенциала;

  • введение антимонопольного законодательства и поощрение состязательности, снятие контроля за ценами на продукцию, реализуемую сверх государственных заказов;

  • поэтапное приближение государственных твёрдых и регулируемых цен к свободным ценам, приведение их в соответствие с ценами мирового рынка;

  • формирование финансового рынка, создание фондовых бирж и системы государственного регулирования торговли ценными бумагами;

  • создание условий для привлечения иностранных инвестиций и формирования зон совместного предпринимательства;

  • развитие валютного рынка и подготовка условий для введения частичной конвертируемости рубля.

Обсуждение программы и способов её реализации

13–15 ноября 1989 г. концепция, получившая название «Радикальная экономическая реформа: первоочередные и долговременные меры», обсуждалась на Всесоюзной научно-практической конференции, проходившей в Колонном зале Дома Союзов в Москве, и была поддержана делегатами. В работе конференции приняли участие около 250 человек, включая высших партийных руководителей и членов правительства, ведущих академиков, учёных, публицистов и популярных общественных деятелей.

Ключевым тезисом, прозвучавшим в докладе Абалкина, стала необходимость радикальной экономической реформы, а не только реформы системы управления народным хозяйством. Отправным пунктом должно было стать реформирование отношений собственности. Наряду с государственной собственностью должны были получить развитие отношения собственности, выстроенные на кооперативных, акционерных и иных хозяйственных началах. Иначе говоря, собственность признавалась одним из основных источников получения доходов при осуществлении хозяйственной деятельности.

Высказанные в ходе конференции замечания и предложения были использованы при доработке правительством программы экономической реформы, которая была вынесена на рассмотрение 2-го Съезда народных депутатов СССР (12–24 декабря 1989). В отличие от ранее оглашённого Л. И. Абалкиным умеренно-радикального сценария перехода к рынку выступивший с докладом Н. И. Рыжков представил умеренный вариант реформ, который предполагал осуществление экономических преобразований в два этапа: в 1990–1992 гг. и в 1993–1995 гг. Основные мероприятия первого этапа должны были быть направлены на преодоление бюджетного дефицита и разбалансированности потребительского рынка и предполагали задействование как экономических рычагов, так и жёстких директивных мер на всех уровнях управления. Большое значение придавалось структурным изменениям в промышленности в пользу производства товаров народного потребления, улучшению продовольственного снабжения, а также государственному регулированию роста денежных доходов населения. Широкое внедрение экономических методов управления народным хозяйством и активное развитие рыночных отношений должны были наступить только на втором этапе реформирования. По словам Рыжкова, повсеместное внедрение рынка на раннем этапе могло «привести к серьёзным экономическим и социальным потрясениям» (Второй съезд народных депутатов СССР. 1990. С. 214).

Важными элементами второго этапа должно было стать создание условий для обеспечения многообразия форм собственности и развития на этой основе новых форм хозяйствования, включая акционерные общества и другие хозяйственные образования. Рынок должен был превратиться в «главный инструмент координации деятельности общественного производства» при сохранении государственного регулирования экономики (Второй съезд народных депутатов СССР. 1990. С. 499).

Многие ключевые положения реформы не были детально проработаны. К примеру, не было представлено окончательной концепции реформы розничных цен. Было слабо проработано законодательное обеспечение реформы: новые законы о налоговой системе, банках, ценообразовании, Государственном банке, местном самоуправлении, антимонопольном регулировании иностранных инвестиций находились только на начальной стадии разработки. В докладе Рыжкова содержалось весьма нечёткое определение рынка как «системы свободного товарного обмена между предприятиями и организациями всех форм социалистической собственности на основе прямых связей или через оптовую торговлю при достаточном числе производителей и потребителей, обеспечивающем условия для состязательности и ограничения влияния монополизма» (Второй съезд народных депутатов СССР. 1990. С. 499). При этом конкретные предложения по элементам социалистического рынка, методам и срокам его формирования не прозвучали.

В отличие от практики предыдущего времени выступление главы союзного правительства встретило жёсткую критику со стороны Межрегиональной депутатской группы, расценившей комплекс предложенных мер по реформированию экономики как недостаточно радикальный. Член этой фракции Г. И. Фильшин даже выступил с требованием «использовать наше право на недоверие правительству, а оно может использовать своё право на отставку» (Горбачёв. 1995. С. 567). Несмотря на противодействие оппозиционного депутатского блока, 19 декабря 1989 г. народные депутаты СССР большинством голосов одобрили правительственную концепцию реформирования экономики (1,532 тыс. голоса «за» при 419 проголосовавших «против» и 44 воздержавшихся) и поручили правительству подготовить к 1 сентября 1990 г. проект пятилетнего плана на 1991–1995 гг. Правительству было предписано провести финансовую реформу, ускорить принятие основополагающих законов (о собственности, о земле, о социалистическом предприятии, о разграничении полномочий между Союзом и союзными республиками и др.) и осуществить в течение 1990 г. меры по увеличению на 20 % производства потребительских товаров.

В условиях сокращения темпов прироста ВВП, сужения розничного товарооборота и увеличения масштабов денежной эмиссии союзное правительство теряло уверенность в возможности скорой нормализации экономической ситуации. В целях проработки альтернативных путей реформирования экономики Н. И. Рыжков сформировал несколько новых правительственных рабочих групп, одну из которых возглавил председатель Госплана и заместитель председателя СМ СССР Ю. Д. Маслюков. Специалисты группы Маслюкова считали, что, прежде чем приступать к радикальной перестройке экономики, следовало сбалансировать пропорции промышленного производства, и потому предлагали отсрочить на 2 года реализацию предложений Абалкина.

Однако в скором времени между Л. И. Абалкиным и Ю. Д. Маслюковым было достигнуто взаимопонимание, и 17 февраля 1990 г. они направили Рыжкову совместное обращение с предложением доработать правительственную программу. К письму были приложены две записки: «О предполагаемых мерах нормализации положения в экономике» и «О путях преодоления экономического кризиса» (Алексеев. 2020. С. 51). Правительству предлагалось взять за основу умеренно-радикальный вариант экономической реформы с учётом более жёстких сроков её реализации.

Это предложение было поддержано Рыжковым, и 11 марта 1990 г. СМ СССР принял постановление № 257 «О подготовке материалов, необходимых для осуществления перехода к планово-рыночной экономике». С того момента начался новый этап подготовки правительственной программы рыночных реформ, ставшей впоследствии известной как «программа Рыжкова – Абалкина» (Алексеев. 2020. С. 52). Предметом основных разногласий стали сроки начала осуществления программы – с 1 июля 1990 г. либо с 1 января 1991 г.

В ходе состоявшегося 17–18 апреля 1990 г. в Кремле совместного заседания Совета Федерации и Президентского совета СССР были рассмотрены наспех подготовленные правительством новые предложения по планам проведения экономической реформы и переходу на принципы регулируемого рынка. Присутствовавший на заседании президент СССР М. С. Горбачёв формально поддержал этот новый проект, но поручил правительству более подробно проработать основные механизмы его реализации и «сделать должные выводы из неудач в выполнении правительством системы мер, утвержденных вторым Съездом народных депутатов» (Алексеев. 2020. С. 52).

Доработанная правительственная программа включала в себя меры по преодолению товарного дефицита и частичному восстановлению баланса между доходами населения и товарной массой. В частности, предлагалось повысить примерно на 20 % розничные цены на некоторые товары и продовольственные продукты, в том числе на хлеб и табак. Однако эти предложения были отклонены, и работа над правительственной программой продолжилась.

24 мая 1990 г. Н. И. Рыжков выступил на сессии Верховного Совета СССР (ВС СССР) с докладом «Об экономическом положении страны и концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». Были оглашены два варианта перехода к рынку: первый был рассчитан на 2 года, второй – на 5 лет. Сам Рыжков склонялся в пользу второго варианта. После продолжительных дискуссий 13 июня 1990 г. ВС СССР поддержал рассчитанный на 5 лет план действий и принял постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР», рекомендовав правительству подготовить к 1 сентября 1990 г. программу конкретных мер.

Провал программы

Программа Рыжкова – Абалкина не была поддержана российским руководством во главе с председателем Верховного Совета РСФСР (ВС РСФСР) Б. Н. Ельциным, выступившим в пользу реализации программы «400 дней», которая была представлена на 1-м Съезде народных депутатов РСФСР в мае 1990 г. и вскоре переименована в «500 дней». По итогам прошедшей 27 июля встречи М. С. Горбачёва и Б. Н. Ельцина было принято решение о создании единой общесоюзной программы перехода к рыночным отношениям на основе проекта «500 дней» и формировании совместной рабочей группы во главе с С. С. Шаталиным. Это решение было принято без участия Н. И. Рыжкова и Л. И. Абалкина, поскольку предварительного согласования с СМ СССР не проводилось. Оно означало, что союзное правительство должно было отказаться от собственной программы, уже одобренной ВС СССР. Именно поэтому в рабочую группу от союзного правительства вошёл только Абалкин, остальные разработчики являлись сторонниками «500 дней»: Н. Я. Петраков, Г. А. Явлинский, М. М. Задорнов, А. Ю. Михайлов, Н. П. Шмелёв, Е. Г. Ясин и др. (Абалкин. 1991. С. 197–198).

В скором времени обнаружились принципиальные разногласия в подходах союзного и российского правительств. По словам Л. И. Абалкина, «замысел состоял в том, чтобы, как говорится, втихую ликвидировать Союз ССР, заменив федеративное государство экономическим союзом самостоятельных государств» (Абалкин. 1991. С. 206). Противостояние сторонников программы Рыжкова – Абалкина и программы «500 дней» (программа Шаталина – Явлинского) достигло своего пика 29–30 августа 1990 г. в ходе двухдневного совместного заседания Президентского совета и Совета Федерации СССР под председательством Горбачёва. Поскольку противоборствующие стороны не смогли прийти к компромиссу, президент СССР настоял на отсрочке внесения программы экономической реформы на рассмотрение в ВС СССР и ВС РСФСР.

Такое решение не устроило российское руководство, и 11 сентября 1990 г. программа Шаталина – Явлинского была одобрена парламентом РСФСР. В тот же день Н. И. Рыжков выступил на сессии ВС СССР с докладом «О подготовке единой общегосударственной программы перехода к регулируемой рыночной экономике и выработке мер по стабилизации народного хозяйства», сделав акцент на трёх ключевых моментах: необходимости создания общегосударственного рынка, признания в разумных, экономически и политически оправданных пределах суверенитета республик и обеспечения равных условий для деятельности предприятий всех форм собственности (Рыжков. 1995. С. 449). ВС СССР поддержал предложения Рыжкова и рекомендовал СМ СССР до 15 октября 1990 г. представить на новое рассмотрение «единую программу стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике». В оговоренные сроки такой документ под названием «Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике» был направлен для обсуждения в ВС СССР, который одобрил её 19 октября.

В сравнении с предшествующими вариантами программы экономических реформ, «Основные направления…» отличались расплывчатостью формулировок и отсутствием конкретных сроков реализации тех или иных рыночных мероприятий. Не оговаривалось даже, к какому времени в стране начнёт функционировать рыночная экономика. Принятие «Основных направлений…» вызвало резкое неприятие Верховного Совета РСФСР, который в ответ на этот акт союзных властей одобрил законы, устанавливающие приоритет российского законодательства на территории РСФСР и закрепляющие за республиканским правительством право распоряжаться собственностью, находившейся на её территории, в том числе на все природные ресурсы. Кроме того, 31 октября 1990 г. ВС РСФСР принял решение о начале реализации с 1 ноября программы «500 дней».

В сложившихся условиях ни Н. И. Рыжков, ни М. С. Горбачёв не проявили политической воли для координации усилий с властями республик по детальной доработке «Основных направлений…» в качестве возможной общегосударственной программы преодоления экономического кризиса. В результате программа реализована не была.

Дата публикации:  10 января 2023 г. в 22:51 (GMT+3)

Отечественная история

В период перестройки КПСС:

переживала раскол

Комментарии 0

2017-06-15 22:25:25
5

Отечественная история

В декабре 1989 года союзное руководство выступило с программой перехода к регулируемой рыночной экономике потому, что:

реформа политической системы превратилась в самоцель и не инициировала перехода к новым экономическим отношениям

Комментарии 0

2017-06-15 22:25:25
5

Отечественная история

Абсолютное снижение объемов промышленного производства в СССР началось … перестройки.

в конце

Комментарии 0

2017-06-15 22:25:25
5

Отечественная история

Экономические реформы середины 60-х годов XX века:

введение элементов хозрасчета в деятельность предприятий
интенсификация сельскохозяйственного производства, создание АПК
прямое банковское кредитование колхозов
создание территориально-производственных комплексов

Комментарии 0

2017-06-15 22:25:25
5

Отечественная история

Экономическая реформа 1965 года предполагала:

использование принципов материальной заинтересованности

Комментарии 0

2017-06-15 22:25:25
5

Отечественная история

Экономическая («косыгинская») реформа 1965 года …

изначально не могла дать никакого эффекта, поскольку в СССР отсутствовали рынок и конкуренция

Комментарии 0

2017-06-15 22:25:25
5

Отечественная история

Стагнация экономической системы в СССР происходит при:

Л. Брежневе

Комментарии 0

2017-06-15 22:25:25
5

Отечественная история

Советские войска в 1980-х годах участвовали в боевых действиях в:

Афганистане

Комментарии 0

2017-06-15 22:25:25
5

Отечественная история

Снижением напряженности в отношениях Востока, Запада, США, их союзников и СССР, стран Восточной Европы в первой половине 1970-х годов назывался:

разрядка

Комментарии 0

2017-06-15 22:25:25
5

Отечественная история

С приходом к власти Л.И. Брежнева связывают переход к:

умеренно-консервативному курсу общественного развития

Комментарии 0

2017-06-15 22:25:25
5

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство кронштадтского восстания
  • Энтерофурил суспензия для детей инструкция до еды или после еды
  • Миостимулятор 6 pack ems инструкция по применению
  • Как завязывать широкий галстук пошаговая инструкция
  • Цикловир таблетки инструкция по применению взрослым для лечения