В какой период второй половины 20 века руководством ссср была провозглашена политика мирного

Протокол №
___от «___» _______2017г.                                                         

____________________
Федотова О.С.

Тестовые
задания по дисциплине ИСТОРИЯ.

Тема
«Международные отношения во второй половине
XX века.

Вариант
1.

1.Какое из перечисленных
событий произошло раньше других:

1)окончание Второй мировой
войны;    2) Потсдамская конференция;

3) начало Корейской
войны;                   4) образование НАТО.

2. Какое из
перечисленных событий произошло раньше других?

1)подписание в Хельсинки
Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе;

2) первый Берлинский
кризис;                                                                               
3) испытание в СССР первой атомной бомбы;

4)подписание Договора о
запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой.

3. Что из
названного относится к итогам проведения политики разрядки международной
напряженности в 1970-е гг.?

1) принятие ООН резолюции об
уничтожении ракетно-ядерного оружия;

2) прекращение вооруженных
конфликтов в мире;                                               3)
установление сотрудничества блоков ОВД и НАТО;

4) подписание Заключительного
акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

4. В какой
период второй половины
XX в. руководством
СССР была провозглашена политика мирного сосуществования со странами Запада?

1) первой половине 1950-ых
гг.;                                                                            
2) второй половине 1950-ых – начале 1960-ых гг.;

3) 1970-е
гг.;                                                                                                                       
4) 1980-е гг.

5. В каком году
в Москве был подписан Договор между СССР, США, Великобританией о запрещении
ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой?

1) 1953
г.;                      2) 1963 г.;                    3) 1972
г.;                   4) 1982 г.

6. Какой из
названных событий произошло в 1957 г.?

1) первый полет человека в
космос;                                     2)
XX съезд КПСС;

3) запуск первого искусственного
спутника Земли;                                                 4) Карибский
кризис.

7. Какое событие
означало окончание процесса разрядки международной напряженности в 1970-е
гг.?

1) ввод войск ОВД в Чехословакию;                                                                       
2) ввод советских войск в Афганистан;

3) Карибский
кризис;                                                                                             
4) война в Корее.

8. Что послужило
причиной отказа СССР от принятия «плана Маршала» после окончания Второй
мировой войны?

1) надежда на помощь стран
Восточной Европы;                                                  2)
ожидание помощи от стран «третьего мира»;

3) нежелание оказаться в
экономической и политической зависимости от США;

4) расчет на восстановление
экономики с помощью Англии и Франции.

Вариант
2.

1.Понятие
«биполярная система мира» связано с внешней политикой СССР, России со
времени:

1) до революции 1917
г.;                                                                                        
2) перед Великой Отечественной войной;

3) после окончания Второй мировой
войны;                                                        4) после
распада СССР.

2. К мерам
внешнеполитической деятельности СССР в 1950-е гг. относится:

1) создание военно-политической
организации социалистических стран;

2) укрепление отношений с
Китаем;                                                                    
3) участие в СБСЕ в Хельсинки;

4) заключение договора с США и
Великобританией о запрещении ядерных испытаний в трех средах.

3.Какое событие
связано с возникновением «холодной войны»?

1) ввод советских войск в
Афганистан;                                                                2)
раскол Германии на две части;

3) Карибский
кризис;                                                                                    
         4) разоблачение в СССР культа личности И.В.Сталина.

4.Регулярное
проведение, начиная с 1970-ых гг., серий многосторонних  встреч и переговоров
представителей всех стран Европы, а также США и Канады по широкому кругу
европейских проблем получило название:

1) Общеевропейского
процесса;                            2) Парижского процесса;

3) Хельсинского
процесса;                                     4) Евро-азиатского процесса.

5.Что из
названного было одним из последствий победы СССР в Великой Отечественной
войне и во Второй мировой войне?

1) создание советских военных баз
в Средиземноморье;                                   2) присоединение к СССР
части территории Турции;                                        3) вхождение
СССР в число ведущих стран мира;

4) укрепление партнерских связей
СССР со странами запада.

6. Что из
названного относится к периоду 1953-1964 гг.?

1) установление
военно-стратегического паритета с США;                               2)
начало «холодной войны»;

3) следование принципу мирного
сосуществования социалистической и капиталистической систем;

4) провозглашение концепции
«нового политического мышления».

7.В каком году
произошло важное для СССР событие – испытание первой в СССР атомной бомбы?

1) 1945
г.;                      2) 1949 г.;                    3) 1955
г.;                   4) 1964 г.

8. В 1970-е гг.
СССР участвовал в подписании:

1) Договора с США о ликвидации
ракет средней и меньшей дальности;

2) Соглашения о создании
ОВД;                                                                           3)
Заключительного акта СБСЕ.

4)Договора о запрещении ядерных
испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой.

Вариант
1.
                                 Вариант 2.

     1. 2                                                    
1. 3

2. 3                                                    
2. 1

3. 1,4                                                
3.2

4. 4                                                  
4. 3

5. 3                                                    
5. 3

6. 3                                                    
6. 1

     7. 2                                                    
7. 2

     8. 3                                                    
8. 3

Оценка
«5» — 8 правильных ответа.

Оценка
«4» — 7 правильных ответа.

Оценка
«3» — 5-6 правильных ответа.

Оценка
«2» — 4 правильных ответа.


Политика мирного сосуществования в 1950-х — первой половине 1960-х гг.

План урока

  1. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу
  2. Отношения с Западом. Проблемы разоружения
  3. СССР и мировая социалистическая система
  4. Распад колониальных систем. СССР и страны третьего мира

Цели урока

  • знать основные события внешней политики СССР в 1953–1964 гг.
  • уметь использовать карту как исторический источник, использовать приём сравнения для определения новых черт во внешней политике государства, прогнозировать проведение внешней политики государством, характеризовать международные отношения между странами, давать оценку внешней политике государства

Основные понятия


  • мораторий

  • Организация Варшавского договора (ОВД)

  • мирное сосуществование государств

  • страны третьего мира

Основные личности и даты

  • В. М. Молотов
  • Н. А. Булганин
  • Г. М. Маленков
  • Н. С. Хрущёв
  • Ф. Кастро
  • 1955 г. — создание Организации Варшавского договора (ОВД)
  • 1956 г. — Суэцкий кризис; политический кризис в Венгрии и реакция СССР
  • 1961 г. — второй Берлинский кризис. Сооружение Берлинской стены
  • 1962 г. — Карибский кризис

Введение

Состояние холодной войны оставалось стержнем международных отношений в середине 1950-х годов. Странам проамериканского блока, объединённым в НАТО, противостоял социалистический лагерь. Баланс сил между ними напрямую зависел от обладания современными средствами вооружения и был крайне неустойчив. Создание Советским Союзом ядерного оружия и успешное испытание в августе 1953 г. водородной бомбы давало СССР временное военно-стратегическое преимущество. Понимая важность выхода из тупика холодной войны, советское руководство предприняло меры по снижению уровня военного противостояния. В 1953–1956 гг. определённые шаги в этом направлении были сделаны как в практической сфере, так и на доктринальном уровне. Противоречия внутри кремлевского руководства затрагивали и внешнеполитическую сферу, что порой придавало конкретным инициативам непоследовательный и спорадический характер.

Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу

После смерти Сталина советское руководство признало главной задачей внешней политики ослабление международной напряженности. В марте 1954 г. Г. М. Маленков публично заявил, что в современных условиях новая мировая война приведёт к гибели всей человеческой цивилизации. Для характеристики нового курса советской внешней политики он впервые употребил словосочетание «мирное сосуществование», что означало отказ от разрешения «антагонистических классовых противоречий» между двумя системами с помощью военной силы. И хотя В. М. Молотов, занимавший в 1953–1957 гг. пост министра иностранных дел, не воспринял эту идею, она была официально провозглашена основой советской внешней политики.


В. М. Молотов об идее мирного сосуществования

Как же можно совместить мирное сосуществование и свержение империализма? В «Коммунистическом манифесте» написано:

 «Коммунисты не скрывают своих взглядов, они стоят за насильственное свержение всего существующего общественного строя», — это основа Маркса, Ленина. Все основано, чтобы не противоречило этому положению, а теперь мы проповедуем мирное сосуществование, как это одно с другим вяжется?

Мы за мирное сосуществование, если его понимать в том смысле, что мы за мир. Мы всячески должны стоять за мир, мы — самая миролюбивая страна, — постольку, поскольку это не мешает дальнейшему усилению роста социализма, росту освободительного движения. И мирового коммунизма — это само собой. Если мы не будем бороться за коммунизм, за мировой коммунизм, тогда у нас не будет и социализма. И поскольку это не мешает постепенному углублению ямы под капитализмом — об этом мы прямо не говорим, но сохраняем мир для свержения империализма».


Вопрос к документу

Что не устраивало Молотова в идее мирного сосуществования, несмотря на то что он тоже не отрицал необходимости смягчения международной напряженности?


Своё видение международной обстановки было у Хрущёва. В отличие от Молотова, он оценивал позицию СССР, исходя из некоторого преимущества в военно-стратегической области как благоприятную, а отношения между блоками как менее жёсткие. Это, с его точки зрения, позволяло дать социалистическим странам большую самостоятельность в выборе путей развития. При постоянном соперничестве названных тенденций в период 1953–1956 гг. руководство СССР всё в большей степени было вынуждено считаться с новой ситуацией в социалистических странах, где усиливались десталинизация и антисоветские настроения.

На ХХ съезде Хрущёв провозгласил мирное сосуществование государств с различным общественным строем основным принципом советской внешней политики. Из этого следовало, что длительное и серьёзное сотрудничество с Западом желательно и возможно, хотя капитализм, конечно, будет стремиться развязать войну, фатальной неизбежности которой, однако, больше нет. В том же направлении развивалась эта идея и на ХХI съезде в 1959 г., когда было отринуто положение о том, что выживание советского строя находится под постоянной угрозой капиталистического окружения. Вывод был зафиксирован и в программе партии, принятой в 1961 г. на ХХII съезде. Логическим продолжением этих теоретических установок становился приоритет в отношениях с Западом. «Либо мирное сосуществование, — подчёркивалось в программе партии, — либо катастрофическая война». Казалось, наконец был найден выход из состояния конфронтации и холодной войны, оттепель должна была бы распространиться и на международные отношения. Однако этого не произошло. Причина неприятия Западом такого хрущёвского разворота заключалась в особой идейной подоплеке новой стратегии, суть которой состояла в том, что мирное сосуществование понималось как специфическая форма классовой борьбы. Иными словами, это означало, что классовый интерес оставался всё-таки во главе угла и означал постоянную заботу СССР о победе дела социализма во всемирном масштабе. 


Рис. 1. Ансамбль «Берёзка»

Таким образом, мирное сосуществование было новой формой противостояния с Западом и допускало использование всего спектра внешнеполитических мер от силового давления и компромиссов до мирных инициатив. Классовая сущность хрущёвской версии внешнеполитической доктрины и объясняет логику противоречивых только на первый взгляд действий советской дипломатии в 1956–1964 гг.

Собственно, отношения с капиталистическими государствами и их интенсивность находились в зависимости от конкретного соотношения сил. В этой связи говорить о каком-то серьёзном и взаимовыгодном, тем более долгосрочном сотрудничестве было нельзя. Поэтому, как правило, отношения Советского Союза с капиталистическими странами в этот период не шли дальше ознакомительных обменов делегациями и гастролей Большого театра и ансамбля «Берёзка» (рис. 1).


Рис. 2. Хрущёв и Эйзенхауэр (1959)

Такой же ознакомительно-популистский характер носили и визиты на высшем уровне. Их эмоциональное значение, конечно, было необыкновенно сильным, непривычными были непринужденные манеры и личность нового советского лидера. Всё это в полной мере проявилось во время официального визита Хрущёва в США в сентябре 1959 г. К этому времени СССР уже завершил создание межконтинентальных баллистических ракет и произвел запуск первого искусственного спутника Земли, что позволяло советскому лидеру чувствовать себя во время визита на равных с президентом Эйзенхауэром (рис. 2).

Во время визита Хрущёв не упускал случая для пропаганды идеи мирного сосуществования, важнейшим элементом которого было соревнование двух систем. Имелось в виду буквально такое развитие событий: экономика СССР и стран социалистического лагеря находится на крутом подъёме, темпы промышленного роста в них намного превосходят соответствующие показатели в капиталистических странах. Доля социалистических стран в мировом промышленном производстве неуклонного растёт, что является «материальным выражением прогрессивного исторического процесса сокращения сферы капиталистической эксплуатации и расширения мировых связей социализма». Дружба и экономические связи между социалистическими странами укрепляются, что свидетельствует «о победном движении социализма». Экономика мирового капитала, напротив, отличается неустойчивостью, кризисами, усилением милитаризации. Обострившаяся проблема рынков ведёт к росту противоречий между империалистическими странами. Борьба трудящихся становится всё более упорной, на глазах происходит распад колониальной системы. Всё это, по мнению авторов новой доктрины, ведёт к неуклонному ослаблению позиций мирового капитала. В результате развития событий по такой логике мировая система социализма в мирном экономическом соревновании окажется непременным и естественным победителем, вследствие чего и произойдет «победа коммунизма в мировом масштабе». Будучи твёрдо уверен в абсолютной верности такого логического построения, Хрущёв заявил изумлённым американским телезрителям: «Ваши внуки будут жить при коммунизме».

Отношения с Западом. Проблемы разоружения

В 1950-е гг. Советским Союзом и другими социалистическими странами по его инициативе были заключены соглашения с США и их союзниками, способствовавшие смягчению международной напряженности (см. табл. 1).

Таблица 1. Международные договоренности

Дата

Документ

Содержание/последствия

1953г.

Соглашение о перемирии в Корее

Прекращение войны в Корее и восстановление довоенной границы между КНДР и Южной Кореей

1954г.

Женевские соглашения по Индокитаю

Прекращение войны в Индокитае, нейтралитет Лаоса и Камбоджи, разделение Вьетнама на просоветскую Демократическую Республику Вьетнам на севере и прозападную Республику Вьетнам на юге

1955г.

Договор о независимости Австрии

Восстановление суверенитета Австрии, провозглашение её постоянного нейтралитета, вывод с её территории войск бывших стран антигитлеровской коалиции, в том числе СССР

1955 г.

Декларация о прекращении состояния войны с Германией

Установление дипломатических отношений между СССР и ФРГ

1956 г.

Соглашение о прекращении состояния войны с Японией

Установление дипломатических отношений между СССР и Японией. Мирный договор не был подписан из-за отказа Японии признать Южные Курилы территорией СССР

Во взаимоотношениях СССР со странами Запада по-прежнему сохранялся высокий уровень взаимного недоверия. Готовность советского руководства к разрядке международной напряженности сочеталась с продолжением гонки вооружений. Преимущество СССР перед США в развитии баллистической ракетной техники позволило советскому руководству увереннее действовать на международной арене, заявляя о готовности массированного возмездия США, если они решатся на ядерную атаку.

Одним из наиболее важных и болезненных международных вопросов к концу 1950-х гг. стал статус Берлина. 


Временные проволочные заграждения сменила бетонная стена, разделявшая Берлин надвое до 1989 г. (рис. 3)


Рис. 3. Строительство Берлинской стены


По мнению советского руководства, власти Западного Берлина при поддержке США стремились превратить его в «витрину свободного мира», что приводило к разрушению пропагандистского лозунга о преимуществе социалистического строя и массовому бегству граждан ГДР на Запад. Предложения СССР о превращении Западного Берлина в «демилитаризованный вольный город», что неизбежно означало его подчинение ГДР, не были поддержаны странами Запада.


Рис. 4. Фидель Кастро и Хрущёв (1962)

Другим очагом роста напряжённости в отношениях между СССР и США стал кубинский вопрос. После победы национально-освободительной революции на Кубе в 1959 г. её новое правительство во главе с Ф. Кастро стало проводить курс на политическую и экономическую независимость от США, что способствовало сближению с СССР. Стремясь не допустить установления просоветского режима вблизи своих границ, США инициировали экономическую блокаду Кубы, поддержали неудачную попытку вторжения на остров вооруженного десанта кубинских эмигрантов. В свою очередь Кастро объявил о намерении строить социализм по советскому образцу, а руководство СССР признало Кубу социалистической страной (рис. 4).

Возникновение этих очагов международной напряженности в начале 1960-х гг. едва не привело к началу новой мировой войны.

В ходе переговоров были приняты такие решения:

  • СССР выводит ракеты из Кубы;
  • Америка выводит ракеты из Турции;
  • Америка не вторгается на Кубу;
  • установление прямой телефонной линии между Вашингтоном и Москвой, чтобы в случае необходимости президенты двух стран могли незамедлительно обсудить тот или иной вопрос;
  • в 1962 г. был подписан договор о прекращении ядерных испытаний в космосе, атмосфере и под водой.

Таблица 2. Сравнение Карибского и Берлинского кризисов

Кризис

Причина

Основные события

Итог

Берлинский

Массовое бегство граждан ГДР на Запад через Западный Берлин. Отказ США, Великобритании и Франции от предложения СССР о выводе войск из Западного Берлина

Август 1961 г. — возведена бетонная стена вокруг Западного Берлина

Август – октябрь 1961 г. — советские и американские войска в Берлине приведены в боевую готовность, опасность их вооруженного столкновения

В результате переговоров удалось избежать вооруженного столкновения в Берлине. Берлинская стена стала символом «холодной войны» и разделения Европы на два лагеря

Карибский

Установление советских ядерных ракет на Кубе по просьбе её властей в 1962 г.

Октябрь 1962 г. — блокада Кубы американским флотом. Ракетно-ядерные и военно-воздушные силы СССР и США приведены в боевую готовность

Компромисс между Н. С. Хрущёвым и Дж. Кеннеди: США отказались от военного вмешательства в дела Кубы, советские ядерные ракеты должны быть удалены с Кубы, а американские — из Турции


Можно ли оценивать итоги Берлинского и Карибского кризисов как внешнеполитические победы СССР? Аргументируйте свой ответ (табл. 2).



Рис. 5. Карикатура «Хрущев и Кеннеди» (1962)

После Карибского кризиса в отношениях между двумя сверхдержавами наступило потепление. В 1963 г. СССР, США и Beликобритания подписали договор о запрете ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Это было первое в истории соглашение по контролю над ядерным вооружением (рис. 5).

СССР и мировая социалистическая система

Восточная Европа представляла для Советского Союза сферу не только идеологических, но и геополитических интересов. На фоне реального перерастания холодной войны в европейский вооруженный конфликт особое опасение советского руководства вызывала милитаризация ФРГ. После подписания в октябре 1954 г. Парижских соглашений между США, Англией, Францией, ФРГ и другими западными государствами Западная Германия получила право восстанавливать свои вооруженные силы и была принята в НАТО. Это шло вразрез с решениями Потсдамской конференции 1945 г. После вступления соглашений в силу в мае 1955 г. угроза военного противостояния на Европейском континенте усилилась, поскольку Западная Германия отказывалась признать сложившиеся после войны границы Польши и Чехословакии. Ответным шагом на эти события было подписание 14 мая 1955 г. Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия и Албания обязывались «воздерживаться от угрозы силой или её применения, а в случае нападения на кого-либо из них оказать жертве агрессии немедленную помощь всеми необходимыми средствами, включая применение вооруженной силы». На базе этого документа с целью проведения совместной оборонной политики стран социалистического блока была создана Организация Варшавского Договора (ОВД). В рамках ОВД существовало Объединенное командование Вооруженных Сил и Политический Консультативный Комитет — орган, координирующий внешнеполитическую деятельность. В результате создания ОВД советское военное присутствие в Восточной Европе получило юридическое закрепление (рис. 6).


Рис. 6. Создание ОВД

Международно-правовое оформление послевоенных европейских реалий позволило положить конец оккупации Австрии войсками союзников. 15 мая 1955 г. СССР, США, Великобритания и Франция подписали договор о восстановлении независимой и демократической Австрии, парламент которой вскоре принял закон о постоянном нейтралитете. В июле того же года состоялось Женевское совещание глав правительств СССР, США, Великобритании и Франции. Это была первая после Потсдамской конференции встреча такого высокого уровня. И хотя дискуссии по вопросам европейской безопасности, разоружения и развития контактов между Востоком и Западом в основном носили бесплодный характер, обсуждение германской проблемы — центральной для отношений между блоками — дало определённые результаты. В ходе визита в сентябре 1955 г. в Москву первого канцлера ФРГ К. Аденауэра были установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ, что означало прекращение состояния войны с Германией. Эта же тенденция получила развитие и в отношениях с Японией, с которой в 1956 г. были восстановлены дипломатические отношения.

[/img]

Особой остроты кризис в социалистическом лагере достиг после ХХ съезда КПСС, распространившего противоречивый процесс десталинизации на широкие общественные слои. В Польской объединённой рабочей партии (ПОРП) ситуация усугубилась в связи со смертью её руководителя Берута и активизировавшейся борьбой за лидерство. В марте 1956 г. на VI Пленуме ЦК ПОРП, в котором принял участие Хрущёв, был найден временный компромисс, и руководителем партии избран Э. Охаб — сторонник центристской политической линии. Тогда же было решено ознакомить партийные организации ПОРП с «секретным докладом» Хрущёва, что вызвало резкую радикализацию обстановки во всех политических партиях Польши, поток вопросов об оценке Варшавского восстания, расстреле поляков в Катыни, протесты по поводу пребывания советских войск на польской территории. Споры о Сталине весной – летом 1956 г. пронизывали всё польское общество, усиливая антисоветские настроения. В конце июня в Познани прошла демонстрация под лозунгами «Свободы!», «Хлеба!», «Бога!», «Долой коммунизм!», которая была подавлена регулярной армией и силами безопасности, что привело к человеческим жертвам.

Польский кризис вызвал обострение ситуации в Венгрии, где руководитель ВПТ Ракоши не собирался отказываться от прежнего курса и восстанавливать в партии реабилитированных Кадара и Реваи, о чем сообщал в Москву тогдашний посол в Венгрии Ю. В. Андропов. Разобраться на месте с ситуацией в июне 1956 г. в Будапешт выехал сначала Ворошилов, затем Микоян, которые убедились в снижении уровня жизни, падении авторитета Ракоши, росте антисоветских настроений. Под давлением Москвы руководителем ВПТ стал Кадар, что вызвало противоречивую реакцию, но в целом несколько ослабило напряжение в стране.

Одновременно нарастал польский кризис. В начале августа 1956 г. В. Гомулка был восстановлен в ПОРП, а в середине октября вошёл в Политбюро. Пренебрегая контактами с Москвой, сторонники Гомулки готовили пленум ЦК ПОРП для оформления своего лидерства в партии, их поддержка населением непрерывно росла. Советско-польский межпартийный конфликт шёл по нарастающей, вмешательство в события дислоцированных в Польше советских частей становилось всё более реальным. 19 октября 1956 г. в Варшаву прибыли Хрущёв, Молотов, Микоян и Каганович. В результате чрезвычайно острых переговоров между Гомулкой и советской стороной был достигнут компромисс: Гомулка оставался Первым секретарем ПОРП, Польша — членом Варшавского договора, однако маршал СССР Рокоссовский, назначенный в 1945 г. министром обороны Польши, должен был уехать в Москву. Такое разрешение кризиса воспринималось в других странах социалистического лагеря как победа поляков, а мягкость Хрущёва, не использовавшего военную силу, ставилась впоследствии ему в упрёк консервативной частью Президиума ЦК.

Эхом польских событий стали массовые студенческие выступления в Венгрии. Основные требования сводились к десталинизации руководства ВПТ, возращению Имре Надя на пост премьер-министра страны, снижению налогов на крестьян, расширению демократии и выводу из Венгрии советских войск. 23 октября в Будапеште под этими лозунгами прошла многотысячная демонстрация, участники которой предприняли попытку демонтировать памятник Сталину, после чего по ним был открыт огонь. Противостояние перерастало в вооруженные действия: в Будапеште была подожжена радиостанция, в провинции совершены нападения на местные организации ВПТ и органы МВД. В Москве обсуждался вопрос о вводе войск в Будапешт, мнения по которому в Президиуме ЦК разделились.



Рис. 7. Голова статуи Сталина на площади Будапешта (1956)


Венгерский кризис
— антикоммунистическое восстание в Венгрии в октябре – ноябре 1956 г., подавленное путём ввода в Будапешт танков. Один из наиболее крупных кризисов, сотрясавших мир, социально и политически близкий Советскому союзу (рис. 7).



Рис. 8. Ракоши, Надь, Кадар

Между тем советские войска были приведены в состояние боевой готовности, начались столкновения с повстанцами. 24 октября 1956 г. Надь стал премьер-министром Венгрии, а Кадар — Первым секретарем ЦК ВПТ. 26 октября в Венгрии была образована Директория — временный орган с функциями правительства и ЦК ВПТ, стали возникать рабочие Советы, повсюду слышались требования вывода советских войск из Венгрии. 27 октября было сформировано новое правительство Венгрии, куда вошли представители некоммунистических партий. В руководстве ВПТ ситуацию оценивали по-разному: если Кадар считал, что «народные массы вышли из-под нашего контроля», то Надь назвал выступления демократическим и народным движением, а органы госбезопасности распустил. Надь становился в Венгрии самым популярным политиком (рис. 8).

В Москве в это время велись споры о применении силы. Против военного вмешательства выступал Жуков, за силовое развитие событий — Молотов, Ворошилов и Булганин. Хрущёв, Каганович, Микоян и Суслов предлагали поддержать правительство Надя. Поэтому 29–30 октября 1956 г. начался отвод советских войск из Будапешта. 30 октября в Москве констатировали глубокий кризис в отношениях со странами народной демократии и широту антисоветских настроений. Преобладало мнение о неизбежности вывода советских войск из всей Восточной Европы. Складывались политические условия выхода из кризиса в Венгрии.

Однако на следующий день позиция Хрущёва радикальным образом изменилась. Он потребовал ужесточить позицию СССР в Венгрии, создав Временное революционное правительство во главе с Кадаром. После решения Президиума началась интенсивная подготовка к силовому подавлению восстания. Причина столь резкого изменения позиции заключалась в нарушении геополитического баланса сил, возникшего в результате вторжения Израиля в Египет с ночь с 29 на 30 октября 1956 г., и начала боевых действий Англии и Франции против Египта. Хрущёв так сказал на заседании Политбюро: «К Египту им [американцам] тогда прибавим Венгрию. Выбора у нас другого нет…». На следующий день Президиум поручил Жукову, Суслову, Коневу, Серову и Брежневу подготовить «необходимые мероприятия в связи с событиями в Венгрии». 4 ноября 1956 г. началась операция «Вихрь» по восстановлению порядка в Венгрии. Формальным основанием для вторжения стало приглашение Временного правительства Кадара, созданного 3 ноября. За два дня все очаги вооруженного сопротивления были подавлены. 7 ноября Кадар на советской бронемашине в сопровождении двух танков прибыл в Будапешт. В ходе советской интервенции погибло 2,5 тыс. венгров и около 20 тыс. человек было ранено. Погибло 720 и было ранено 1 540 советских граждан. 200 тыс. венгров эмигрировало из страны. Венгрия фактически оказалась оккупирована советскими войсками. Руководители ГДР, Болгарии, Чехословакии, Китая и Югославии поддержали ввод советских войск.

Таким образом, нарушение шаткого равновесия между блоками приводило к незамедлительным мерам со стороны СССР по его восстановлению. В этой ситуации отдельные страны становились заложниками геополитической ситуации. Силовое поддержание баланса между СССР и США, а также обеспечение мира с позиции силы после событий в Венгрии стало основной линией внешнеполитического поведения Советского Союза. Тенденция некоторой либерализации внешнеполитического курса была прекращена, более жёстким стал идеологический контроль внутри советского общества и над политической обстановкой в странах социалистического лагеря. В 1957 г. в Москве было проведено совещание представителей коммунистических и рабочих партий, ставшее новой формой пропаганды «особой роли СССР и его опыта социалистического строительства» и в соответствующем духе оценившее события в Польше и Венгрии (см. схема 1).


Схема 1. Политика мирного сосуществования

На состоявшихся в Москве в 1957 и 1960 гг. совещаниях представителей коммунистических и рабочих партий события в Венгрии были оценены как «контрреволюция» и «фашистский мятеж». «Многообразие пути к социализму» на деле выразилось в том, что странам «народной демократии» дозволялись отступать от советской модели социализма только в экономической области. Полновластие коммунистических партий и признание руководящий роли КПСС в мировом коммунистическом движении по-прежнему оставались обязательными условиями.

Решения XX съезда КПСС об осуждении культа личности Сталина и о многообразии путей построения социализма были поддержаны и руководством КНР. Однако к концу 1950-х гг. советско-китайские отношения серьёзно осложнились.

[/img]

Из опубликованного в «Правде» «Открытого письма ЦК КПСС» (1963)

«Китайские товарищи явно недооценивают всей опасности термоядерной войны. «Атомная бомба — это бумажный тигр», она «вовсе не страшна», — утверждают они. Главное, мол, — поскорее покончить с империализмом, а каким путём, с какими потерями это будет достигнуто — вопрос будто бы второстепенный. Для кого, позволительно спросить, второстепенный? Для сотен миллионов человек, которые обречены на гибель в случае развязывания термоядерной войны? Для государств, которые будут стерты с лица земли в первые же часы такой войны?

Глубокое различие взглядов КПСС, других марксистско-ленинских партий, с одной стороны, и руководителей КПК — с другой, на вопросы войны, мира и мирного сосуществования особенно наглядно проявилось во время кризиса в Карибском море в 1962 году. Это был острый международный кризис: никогда человечество не подходило так близко к грани термоядерной войны, как в октябре прошлого года. Китайские товарищи утверждают, что в период Карибского кризиса мы якобы допустили «авантюристическую» ошибку, ввезя ракеты на Кубу, а затем будто бы пошли на «капитуляцию» перед американским империализмом, когда вывезли ракеты с Кубы. <…>

Всякий, несомненно, обратит внимание на полную беспомощность и оторванность от жизни советского народа рассуждений, которые содержатся в письме ЦК КПК. Нас поучают, что в советском обществе сохраняются еще враждебные классы, а потому-де сохраняется необходимость в диктатуре пролетариата. Какие же это классы? Из письма ЦК КПК можно понять, что это «буржуазные прихлебатели», «паразиты, спекулянты, жулики, тунеядцы, хулиганы, казнокрады». Что и говорить, оригинальное представление у китайских товарищей о классах и классовой борьбе. С каких пор эти паразитические элементы считаются классом? Преступники ни в каком обществе не составляли определенного класса. Это известно даже школьнику. Конечно, не составляют эти элементы класса и в социалистическом обществе. Это проявления пережитков капитализма».

Из выступления Мао Цзедуна на пленуме ЦК КПК (1956)

«Несколько слов о XX съезде КПСС. Я думаю, имеется два «меча»: один — Ленин, другой — Сталин. Теперь Сталина как меч русские отбросили. Гомулка и кое-кто в Венгрии подобрали этот меч и обратили его против Советского Союза, против так называемого сталинизма. Империализм тоже ухватился за этот меч, чтобы убивать людей. Этот меч был выброшен, а не отдан взаймы. Мы в Китае его не выбросили. Мы, во-первых, защищаем Сталина, а во-вторых — критикуем его ошибки. В отличие от тех, кто чернит и уничтожает Сталина, мы относимся к нему, исходя из реальной действительности.

Не отбросили ли теперь в известной мере некоторые советские руководители и Ленина как меч? Я думаю, они его отбросили в довольно значительной мере. Остается ли в силе Октябрьская революция? Может ли она ещё служить примером для всех стран? В докладе Хрущёва на XX съезде КПСС говорится, что можно взять власть парламентским путём. Это значит, что другим странам больше не надо учиться у Октябрьской революции. С открытием этой двери ленинизм уже в основном отброшен».


В чём заключались главные разногласия и противоречия  между КПСС и КПК?


Распад колониальных систем. СССР и страны третьего мира 


Рис. 9. Хрущёв в Индии (1955)

Сферой столкновения интересов СССР и США стало национально-освободительное движение, возникшее в результате объективных факторов: Второй мировой войны и социально-экономического кризиса, ослабления влияния Англии и Франции в колониях. В этих условиях СССР предпринял все усилия по вовлечению молодых независимых государств в орбиту своего влияния. В обмен на нейтралитет, понимаемый советской стороной как неприсоединение к проамериканскому блоку, этим государствам оказывалась огромная материальная, военная, научно-техническая и всякая иная помощь. Осенью 1955 г. Хрущёв и Булганин посетили Индию, Бирму и Афганистан, предоставив им крупные кредиты (рис. 9). 

Важным фактором такого сближения стал отказ Индии войти в сентябре 1954 г. в СЕАТО — Организацию договора Юго-Восточной Азии (от англ. South-East Asia Treaty Organization, SEATO), создаваемую США как аналог НАТО в этом регионе.


Рис. 10. Президент Гамаль Абдель Насер

Непростую ситуацию в национально-освободительном движении высветила конференция 29 государств Азии и Африки, состоявшаяся в апреле 1955 г. в Бандунге (Индонезия). Острая политическая и идеологическая дискуссия продолжалась в течение всей конференции, в ходе которой Китай играл ключевую роль. СССР на конференцию приглашен не был, и активная политика Китая выражала в тот момент общую советско-китайскую линию. Именно на этой конференции китайское руководство установило тёплые отношения с Египтом, вовлечённым впоследствии в сферу советского влияния.

Политика Гамаля Абделя Насера, пришедшего к власти в Египте в результате национально-освободительной революции 1952 г., отличалась самостоятельностью. Борьба за влияние в Египте стала одним из ключевых элементов глобального противостояния, после того как Англия и США отказали ему в обещанных займах на строительство Асуанской плотины (рис. 10 и 11). 


Рис. 11. Асуанский гидроузел

В июле 1956 г. правительство Насера национализировало англо-французскую компанию Суэцкого канала. Ответным шагом стала агрессия в зону канала, начатая Израилем в ночь на 30 октября 1956 г. и последовавшее за ней вторжение английских и французских войск. Москва, как известно, ответила ужесточением политики в отношении Венгрии и серией организованных пропагандистских митингов во всех крупных городах. На официальном уровне СССР выразил решимость «пойти на применение силы, чтобы сокрушить агрессоров и восстановить мир на Востоке». Под давлением СССР Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о прекращении огня и выводе иностранных войск из Египта. Окончательный вывод войск состоялся после угрожающего заявления Москвы о том, что «соответствующие органы не будут препятствовать выезду советских граждан-добровольцев, пожелавших принять участие в борьбе египетского народа за его независимость». После этого в декабре 1956 г. Египет покинули войска Англии и Франции, а в марте 1957 г. — Израиля. 

Влияние в Египте дорого обходилось Советскому Союзу: советские специалисты оказывали помощь в строительстве Асуанской плотины, финансовые вливания достигали колоссальных размеров и составляли половину всех затрат правительства Насера на социально-экономическое развитие.

По аналогичному сценарию СССР действовал осенью 1957 г. в Сирии, на которую было оказано военное давление со стороны США. СССР заявил о готовности «вооруженными силами участвовать в подавлении агрессоров». После того как летом 1958 г. из сферы американского влияния вышел Ирак, США и Англия ввели свои войска в Ливан и Иорданию. Под угрозой вооруженного вмешательства со стороны СССР, США и Англия были вынуждены отступить. Такое развитие событий в арабском мире привело к существенному ослаблению СЕНТО — Организации Центрального договора (от англ. Central Treaty Organization, CENTO) — арабского аналога НАТО. Таким образом, национально-освободительное движение стало ареной борьбы между СССР и США, в ходе которой чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону.

С середины 1950-х годов борьба за сферы влияния обострилась в Африке. Стали независимыми Судан, Марокко, Тунис, Гана, Гвинея, вооруженная борьба за независимость перманентно обострялась в Алжире, Бельгийском Конго, Северной и Южной Родезии. В 1955–1958 гг. СССР установил дипломатические отношения с Ливией, Либерией, Суданом, Тунисом, Ганой, Марокко, Гвинеей. Процесс деколонизации имел важное значение для советской пропаганды, так как позволял говорить о поступательном движении человечества к социализму. Африканским странам оказывалась внешнеполитическая поддержка и помощь по уже известной схеме, ставившая целью ослабление влияния метрополий в недавно освободившихся колониях.


  1. Какие события в первые послевоенные десятилетия повысили внимание СССР к росту своего влияния в бывших колониях?
  2. Чем было вызвано доброжелательное отношение СССР к Движению неприсоединения, основанному в 1955 г. по инициативе Югославии, Индии и Египта?
  3. Какие события осени 1956 г. способствовали росту влияния СССР в арабском мире и напряженности его отношений с Израилем?
  4. С начала 1960-х гг. в советской официальной терминологии укоренилось понятие «развивающиеся страны социалистической ориентации». Что понималось под этим термином и чем обозначаемые им государства отличались от стран социалистического лагеря?

Контрольные вопросы:

  1. Какие внешнеполитические события начала 1960-х гг. могли способствовать принятию членами ЦК КПСС решения о необходимости отставки Н. С. Хрущёва?
  2. Можно ли утверждать, что в период правления Хрущёва, несмотря на ряд серьёзных внешнеполитических ошибок, выросли международное влияние и авторитет СССР? Аргументируйте свой ответ.

Ссср была провозглашена политика мирного сосуществования со странами запада

§ 42. Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия

В поисках новой стратегии. Уже в первые дни после смерти Сталина стали просматриваться две разные линии в руководстве внешней политикой страны. Министр иностранных дел Молотов, считая, что «перерыв» в «холодной войне» необходим, предлагал тем не менее сохранить жёсткое противостояние двух систем. Он отрицал идею мирного сосуществования государств с различным общественным строем, ссылаясь на произведения Ленина. Иначе оценивал ситуацию Маленков, а позже и Хрущёв: после войны обстановка в мире изменилась в пользу СССР и стран социализма. Исходя из этого, а также видя реальную опасность, которую таит в себе ядерное оружие, Маленков не только выступал за мирное сосуществование, но и считал его в ядерный век единственно возможной основой межгосударственных отношений. Он справедливо полагал, что мирное будущее народа зависит в основном от развития отношений СССР с Западом. Это определило и направленность внешней политики СССР в 1953—1964 гг.

Отношения с Западом. Проблемы разоружения. Летом 1953 г. СССР достиг компромисса с США, результатом которого стало перемирие в Корее. В том же году СССР отказался от идеи совместной с Турцией обороны Черноморских проливов, предполагавшей создание советских военно-морских баз на её территории. Были выдвинуты инициативы по нормализации отношений СССР с Турцией и Югославией. В 1954 г. достигли соглашения о прекращении войны в Индокитае. В 1955 г. страны-победи-тельницы подписали государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с её территории свои войска. В том же году СССР объявил о прекращении состояния войны с Германией, а в 1956 г. — с Японией.

Маленков в марте 1954 г. не только подчеркнул традиционный тезис о необходимости борьбы за мир, но и стал первым государственным деятелем, заявившим о недопустимости мировых конфликтов в условиях существования ядерного оружия.

XX съезд КПСС обосновал и закрепил тезисы о мирном сосуществовании и соревновании двух систем, о возможности предотвращения войны в современную эпоху, о многообразии форм перехода различных стран к социализму.

  • Выскажите предположение о том, какое значение имел тезис о многообразии перехода различных стран к социализму для отношений СССР со странами социалистического содружества.

В качестве трёх главных направлений обеспечения мира Хрущёв назвал тогда создание системы коллективной безопасности в Европе, затем и в Азии, а также разоружение.

В то же время действия советского руководства далеко не всегда соответствовали этим идеям. Зачастую внешнеполитические акции имели явно пропагандистский характер. Так, мирное сосуществование характеризовалось как «специфическая форма классовой борьбы».

Существовало также взаимное недоверие лидеров СССР и Запада, отсутствовали средства контроля за ядерным оружием вероятного противника.

Внешняя политика как западных держав, так и СССР велась с позиции силы. Как отмечал Хрущёв, «договор имеет свою силу, если он подкреплён пушками. Если договор не подкреплён силой, то он ничего не стоит».

В 1956 г. Хрущёв заявил об изменении военной доктрины СССР: переходе от массового применения войск на поле боя к ракетно-ядерному противостоянию. А в этой сфере во второй половине 50-х — начале 60-х гг. СССР сумел добиться временного приоритета над США.

В 1957 г. в СССР прошли успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Впервые территория США оказалась уязвимой для возможного противника. Началось не только крупномасштабное оснащение ракетным вооружением сухопутных сил, ПВО, ВВС, но и создание мощного ракетно-ядерного подводного флота.

Из воспоминаний С. Н. Хрущёва
(сына Н. С. Хрущёва)

[Н. Хрущёв] не сомневался: как только за океаном осознают нашу реальную возможность нанести ядерный удар по США, в мире создастся качественно иная ситуация. Угроза уничтожения даже нескольких городов заставит Соединённые Штаты задуматься, стоит ли платить такую цену за сомнительное удовольствие — во много крат больше разрушенный Советский Союз. Нацелили ракеты: одну на Нью-Йорк, другую на Вашингтон, в качестве целей для двух других предполагались Чикаго и Лос-Анджелес.

Опираясь на документ, объясните смысл выражения «вести внешнюю политику с позиции силы».

Призрак советского ядерного возмездия был серьёзным фактором в переговорах советских лидеров с Западом. Во многом благодаря ему в 1956 г. удалось остановить агрессию западных держав и Израиля против Египта. Опираясь на временное превосходство в ракетном вооружении, Хрущёв всё чаще перемежал компромиссы с силовыми приёмами в отношении западных партнёров.

Так, в июле 1961 г. из-за жёсткой позиции Хрущёва провалом закончилась его встреча с президентом США Дж. Кеннеди в Вене. Отношения Восток — Запад обострились с новой силой, когда в августе 1961 г. по решению руководства стран Варшавского договора в Берлине была возведена стена, изолировавшая его западные секторы. В сентябре 1961 г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провёл серию ядерных испытаний. Все эти акции сопровождались угрозами применения ракетно-ядерного оружия.

Наиболее опасным оказался Карибский кризис 1962 г., когда по решению советского руководства на Кубе были размещены ядерные ракеты средней дальности. США в ответ начали подготовку вторжения на Кубу. Мир оказался на пороге ядерной войны. Её удалось избежать в последний момент благодаря компромиссу между Кеннеди и Хрущёвым. СССР согласился вывести с Кубы все ракеты, США гарантировали безопасность Кубы, а также согласились вывести ракеты с баз, расположенных в Турции.

После Карибского кризиса началась полоса относительной разрядки в отношениях Восток — Запад, в основе которой лежало наметившееся взаимное доверие между лидерами СССР и США. Но после гибели Кеннеди (ноябрь 1963 г.) и отставки Хрущёва (октябрь 1964 г.) этот процесс на какое-то время оказался прерванным.

СССР и социалистический лагерь. Поддержка союзных государств в Восточной Европе, в Азии, а затем и на Кубе оставалась одним из важнейших направлений во внешней политике СССР.

В 1955 г. по инициативе советского руководства были нормализованы советско-югославские отношения. Это, казалось бы, означало признание в СССР возможности каждой страны идти к социализму своим путём. На XX съезде партии тезис о многообразии форм перехода к социализму получил теоретическое обоснование. Эти идеи, как и критика культа личности Сталина, были с воодушевлением встречены в большинстве стран социализма. В некоторых из них начались процессы демократизации, отказа от сталинского наследия.

Осенью 1956 г. сменилось руководство в Польше, где с лета не прекращались демонстрации и забастовки рабочих. Тогда же начались демократические процессы в Венгрии, где активно критиковали старое руководство Венгерской партии трудящихся и её просоветскую ориентацию. Считая, что главной причиной венгерского кризиса стали происки западных спецслужб и деятельность внутренних «врагов венгерского народа», советское руководство ввело на территорию Венгрии свои войска и подавило выступление.

Венгерский кризис подтолкнул советское руководство не только к «закручиванию гаек» и пересмотру критики сталинизма в СССР, но и к ужесточению своей политики в рамках социалистического содружества. На совещаниях представителей коммунистических и рабочих партий в

Москве в 1957 и 1960 гг. события в Польше и Венгрии оценивались резко отрицательно. В документах совещаний подчёркивалась особая роль СССР и его опыта социалистического строительства.

Дополняя экономическое сотрудничество социалистических стран в рамках СЭВ военно-политическим, СССР, ГДР, ПНР, ЧССР, ВНР, РНР, НРБ и НРА заключили в мае 1955 г. в Варшаве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, предусматривавший создание объединённых вооружённых сил и выработку единой оборонной доктрины.

С середины 50-х гг. и особенно после XX съезда КПСС в полной мере проявились претензии Китая на роль второго центра в социалистическом содружестве и мировом коммунистическом движении. Критика сталинизма была болезненно встречена в Китае, а также в Албании, КНДР, отчасти в Румынии. После мирного урегулирования Карибского кризиса размежевание сил в социалистическом лагере приобрело окончательный характер. Мао Цзэдун критиковал «советский ревизионизм», ставя его на одну доску с «американским империализмом». Китай высказывал претензии на некоторые советские территории. Попытки Хрущёва апеллировать в этом споре к мировому коммунистическому и рабочему движению привели лишь к началу открытого противостояния в его рамках двух центров — КПСС и КПК.

«Третий мир» во внешней политике СССР. После Второй мировой войны кризис и крушение колониальных империй позволили советскому руководству предпринять значительные усилия для вовлечения освободившихся стран в орбиту своего влияния. На XX съезде КПСС национально-освободительное движение было названо наряду с мировой системой социализма и мировым коммунистическим и рабочим движением одной из трёх ведущих сил революционного процесса в мире.

В 1955 г. Хрущёв и Булганин совершили длительные государственные визиты в Индию, Бирму и Афганистан. В 1957—1964 гг. состоялись переговоры с лидерами более чем 30 развивающихся стран, было подписано свыше 20 соглашений о сотрудничестве.

Стремясь направить развитие этих стран если не по социалистическому, то хотя бы по «некапиталистическому» пути, советские лидеры предоставляли им льготные кредиты и безвозмездную помощь, вооружали их лучшими образцами военной техники. В результате усилилось противостояние США и СССР, западные страны стали более тесно координировать свои действия в борьбе против «советской экспансии».

Запоминаем новые слова

Мораторий — отказ или отсрочка от выполнения тех или иных обязательств государства.

Источник

Причины, характеристики и последствия мирного сосуществования

мирное сосуществование Это была концепция, применяемая к международной политике во второй половине 20-го века. Первым, кто использовал этот термин, был советский лидер Никита Хрущев, который придумал его, чтобы описать, какими должны быть отношения между двумя великими державами того времени: Соединенными Штатами и Советским Союзом..

Вскоре после окончания Второй мировой войны победившие союзники были разделены на две основные идеологические группы. Во-первых, западный капиталист во главе с США Второй, коммунист, во главе с Советским Союзом. В течение нескольких лет казалось неизбежным, что конфликт между двумя блоками разразится.

Смерть Сталина в 1953 году перевернула ситуацию. Его заменил Никита Хрущев, который вскоре продвигал новую внешнюю политику, мирное сосуществование. Основанием для этого было убеждение, что во избежание войны необходимо отказаться от применения оружия, чтобы одержать победу.

Мирное сосуществование, несмотря на возникновение нескольких крупных кризисов, которые почти привели к ядерной войне, сохраняло мир между двумя блоками. По мнению историков, конец этого этапа можно отметить в начале 80-х годов..

  • 1 Причины
    • 1.1 Необходимость длительного периода мира
    • 1.2 Ядерное оружие
    • 1.3 Обеспеченное взаимное уничтожение
    • 1.4 Оттепель
  • 2 Характеристики
    • 2.1 Растяжение
    • 2.2 Уважение к областям влияния
    • 2.3 Баланс террора
    • 2.4 Кризис
  • 3 последствия
    • 3.1 Конец ядерной монополии США
    • 3.2 Ответ в каждом блоке
    • 3.3 Создание новых военных организаций
    • 3.4 Возврат к напряжению
  • 4 Ссылки

причины

Иосиф Сталин умер 5 марта 1953 года и был заменен Никитой Хрущевым после процесса преемственности, в ходе которого ему пришлось избавиться от сторонников, чтобы продолжать жесткую линию (внешняя и внутренняя).

Вскоре новый советский лидер решил изменить политику своей страны. С одной стороны, он предпринял процесс десталинизации и добился заметного улучшения в экономике. С другой стороны, он также выдвинул предложение о снижении напряженности в отношениях с Западным блоком..

Перемирие в Корейской войне и мир в Индокитае способствовали тому, чтобы разрядка стала возможной. Кроме того, в США теряли влияние сторонники самых агрессивных доктрин, которые предлагали «массовые репрессии» против любого советского движения..

Нужен долгий период покоя

После прихода к власти Хрущев намеревался модернизировать часть структур Советского Союза. Таким образом, он планировал построить гигантские плотины на Волге или трубопроводы для подачи воды, например, на сельскохозяйственные поля Центральной Азии..

Все эти проекты требовали больших финансовых затрат, в дополнение к большой рабочей силе. По этой причине ему нужно было успокоить международную ситуацию и чтобы ни один военный конфликт (или угроза его возникновения) не мог монополизировать ресурсы, которые предназначались для строительства инфраструктуры..

Ядерное оружие

Запуск атомных бомб Соединенными Штатами против Японии вызвал чувство неуверенности в Советах. Часть их усилий была сосредоточена на том, чтобы приравнять себя в разрушительном потенциале к своим соперникам..

В 1949 году Советский Союз изготовил свои А-бомбы, а в 1953 году — Х. Кроме того, он построил подводные лодки и супер-бомбардировщики, чтобы иметь возможность запускать их на вражеской территории..

Это успокоило советские власти, так как они считали, что военная мощь была сбалансирована.

Взаимное обозначение обеспечено

Еще одна причина советского предложения о мирном сосуществовании была связана с предыдущим пунктом. Разработка оружия массового уничтожения Советским Союзом позволила обеим сторонам предвидеть исход вооруженной конфронтации между ними..

У обоих претендентов было достаточно оружия, чтобы уничтожить своего врага несколько раз, что делало их территории необитаемыми на протяжении веков. Это была так называемая доктрина взаимного гарантированного уничтожения.

оттепель

После смерти Сталина появились некоторые признаки разрядки между двумя блоками, возникшими после Второй мировой войны. Среди них выделяются подпись о перемирии в Панмунджонге, положившем конец Корейской войне в 1953 году, или Женевские соглашения, связанные с конфликтом в Индокитае.

черты

Формулировка концепции мирного сосуществования началась с советских чинов. Ее лидеры пришли к выводу, что какое-то время было неизбежно сосуществование коммунистических и капиталистических стран. Поэтому единственный способ избежать мировой войны — отказаться от оружия как средства разрешения споров..

Эта теория оставалась в силе почти 30 лет. В основе этого лежало оптимистическое видение будущего советского блока: Хрущев считал, что этот период мира позволит им экономически победить Запад.

растяжение

Главной характеристикой этого этапа холодной войны была разрядка между двумя мировыми блоками. Было некое молчаливое обязательство не нарушать баланс, возникший во время Второй мировой войны..

Мирное сосуществование основывалось на взаимном уважении (и страхе) между Соединенными Штатами и Советским Союзом. Женевская конференция 1955 года ратифицировала существующее статус-кво и подтвердила сферы влияния двух стран..

Уважение к областям влияния

Эти сферы влияния, за исключением, уважались сверхдержавами. Не только в военной, но и в сфере политической пропаганды.

Баланс террора

Военная техника двух блоков достигла такого развития, что она обеспечила уничтожение обеих сторон в случае войны, независимо от того, кто победил. В течение многих лет мирное сосуществование сосуществовало со страхом ядерной войны.

Чтобы избежать чрезвычайных ситуаций, США и СССР впервые создали прямые способы ведения переговоров. Знаменитый «красный телефон», метафора о прямом контакте лидеров двух стран, стал символом диалога.

С другой стороны, были проведены переговоры, кульминацией которых стали договоры об ограничении ядерного оружия..

кризис

Несмотря на все вышесказанное, мирное сосуществование не означало, что противостояние двух блоков исчезло. Хотя соседние области влияния были соблюдены, одной из характеристик этого периода были кризисы, которые возникали каждые несколько лет в периферийных районах..

Две сверхдержавы столкнулись друг с другом косвенно, поддерживая разные стороны в различных войнах, которые разразились в мире..

Одним из наиболее важных кризисов стал кризис 1961 года, когда правительство Восточной Германии сняло Берлинскую стену, которая разделяла две части города..

С другой стороны, известный ракетный кризис должен был спровоцировать ядерную войну. Соединенные Штаты обнаружили намерение Советского Союза установить ядерные ракеты на Кубе и объявили железную блокаду. Напряжение было увеличено до максимума, но в итоге ракеты не были установлены.

Вьетнамская война была еще одним кризисом в рамках холодной войны. При этом американцы были вынуждены уйти в отставку в 1973 году.

воздействие

По мнению историков, трудно отделить прямые последствия мирного сосуществования от тех, которые были вызваны холодной войной..

Конец ядерной монополии США

Соединенные Штаты потеряли статус единственной страны, обладающей ядерным оружием. Сделал не только Советский Союз, но и другие страны, такие как Великобритания, Франция или Индия..

Это привело к началу переговоров по ограничению ядерного арсенала и даже к его демонтажу..

Ответ в каждом блоке

Растяжение вызвало расхождения в двух блоках. Из-за того, что не нужно было полностью осознавать, что нужно смотреть в лицо врагу, внутренние различия всплыли в нескольких местах.

На Западе выделялась Франция, которая установила автономную политику в отношении Соединенных Штатов. Вышеупомянутая война во Вьетнаме была также большой внутренней проблемой, даже в США..

В странах, находящихся в зоне советского влияния, произошло несколько важных восстаний. Среди них Пражская весна, которая стремилась к установлению «человеческого лица социализма»:

Со своей стороны, Югославия Тито, которая уже противостояла Сталину, продвигала Группу неприсоединившихся стран с намерением сформировать третий, более или менее независимый.

Создание новых военных организаций

В 1954 году Федеративная Республика Германия вступила в НАТО. Советским ответом было создание Варшавского договора, военной организации, охватывающей соседние страны..

Вернуться к напряженности

Многие эксперты ставят конец мирного сосуществования в 80-х годах, когда Рональд Рейган вступил в должность президента США. Другие, однако, указывают, что он начал ослабевать годами ранее, когда Джимми Картер стал президентом..

В то время возникли новые источники конфликтов на всех континентах. Советский Союз вторгся в Афганистан, и Соединенные Штаты в ответ поддержали сопротивление и установили санкции против Советов, включая бойкот Московских Олимпийских игр..

Так называемые «Звездные войны», выдвинутые Рейганом в 1983 году, снова вызвали рост напряженности, что подтверждает конец мирного сосуществования..

Источник

В период правления Никиты Сергеевича Хрущёва был начат процесс
нормализации отношений между Востоком и Западом. Однако противостояние между
двумя системами не прекратилось, а приобрело новые формы. Сам Хрущёв как-то
отмечал, что «договор имеет силу, только если он подкреплён пушками. Если
договор не подкреплён силой, то он ничего не стоит».

Далее вы узнаете о том, какими особенностями обладала политика
мирного сосуществования в 1950-х — первой половине 1960-х годов

Вопросы занятия. Новый курс
советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Отношения с Западом.
СССР и мировая социалистическая система. Распад колониальных систем.

После смерти Сталина в советском руководстве возникли споры о
направлениях внешней политики.

Вячеслав Молотов – министр иностранных дел – выступал за «паузу» в
«холодной войне». Но в тоже время настаивал на продолжении борьбы между
социалистическим и капиталистическим блоками.

Министр отрицал идею мирного сосуществования двух систем,
аргументируя это произведениями Ленина.

Других взглядов придерживался Георгий Максимилианович Маленков, а
после – и Никита Сергеевич Хрущёв.

Маленков считал, что после войны СССР и страны соцлагеря
выдвинулись на первые позиции в мире. Что из-за опасности применения ядерного
оружия необходимо придерживаться политики мирного сосуществования.

Однако наряду с этим рассматривал ядерный арсенал в качестве
единственного аргумента для равноправного диалога с Западом.

Маленков правильно оценивал ситуацию, при которой мирное будущее
советского народа зависело по большей части от развития отношений СССР с
Западом.

Такое положение дел и обозначило курс внешней политики СССР в
1953–1964 годах.

Летом 1953 года СССР и США достигли компромисса в Корейском
вопросе. КНДР и Республика Корея заключили перемирие.

В том же году СССР отказался от плана общей советско-турецкой
обороны Черноморских проливов. Эта идея предполагала размещение советских
военно-морских баз на территории Турции.

Также были озвучены предложения по нормализации отношений СССР с
Турцией и Югославией.

В 1954 году советская сторона поддержала соглашение о прекращении
войны в Индокитае. В 1955 году государства, победившие во Второй мировой войне,
заключили соглашение с Австрией. Согласно ему, Советский Союз выводил с её
территории свои войска.

В этом же году в СССР был издан указ, объявлявший о прекращении
состояния войны с Германией. А в 1956 году – аналогичный документ о прекращении
войны с Японией.

В марте 1954 года Маленков выступил с речью, в которой заявил о
недопустимости глобальных конфликтов, и аргументировал это наличием у вероятных
противников ядерного оружия.  Он стал первым в мире политиком высокого
ранга, озвучившим этот тезис.

На XX съезде КПСС были обоснованы положения «о мирном
сосуществовании и соревновании систем социализма и капитализма», «О
необходимости и возможности предотвращения войны в современности», «О различных
путях перехода государств к модели социализма».

Тогда же Хрущёв назвал три основных направления, реализация
которых сможет должна была гарантировать мир: создание системы коллективной
безопасности в Европе; создание аналогичной системы в Азии; всеобщее
разоружение.  

Однако политика СССР часто шла в разрез с оглашёнными принципами.

Нередко те или иные советские действия совершались в
пропагандистских целях. Например, положение «о мирном сосуществовании двух систем»
трактовалось как «специфическая форма классовой борьбы».

Кроме того, лидеры СССР и Запада не доверяли друг другу. Также в
тот период не существовало системы контроля за ядерным арсеналом вероятного
противника. Внешняя политика как стран Запада, так и СССР велась с позиции
силы.

В 1956 году Хрущёв заявил о внесении изменений в военную доктрину
Советского Союза. В частности: о приоритете ракетно-ядерного противостояния над
массовым применением войск.

Следует отметить, что в области ядерных вооружений во второй
половине 1950-х – начале 1960-х гг. СССР некоторое время опережал США. В 1957
году СССР провёл успешное испытание первой в мире межконтинентальной
баллистической ракеты. Территория вероятного противника – США – впервые
оказалась под угрозой атаки.

Ракетное вооружение поступило на службу не только в сухопутные
силы СССР, но и войска противовоздушной обороны, военно-воздушные силы. В
Советском Союзе началось строительство мощного подводного флота, оснащённого
ракетно-ядерным оружием.

Надо отметить, что призрак советского ядерного возмездия был
серьёзным фактором в переговорах советских лидеров с Западом. Во многом
благодаря ему в 1956 году удалось остановить агрессию западных держав и Израиля
против Египта.

По воспоминаниям сына Никиты Сергеевича Хрущёва (Сергея Хрущёва),
его отец не испытывал никаких сомнений в том, что «когда за океаном поймут
реальность возможности советского ядерного удара по США, ситуация в мире
кардинально изменится. Угроза потери даже нескольких крупных городов заставит
Америку трижды подумать, а нужно ли платить так дорого за сомнительное
удовольствие в несколько раз больше разрушенного Советского Союза».

Интересно, что в качестве главных целей советских ракет были
выбраны Нью-Йорк, Вашингтон, Чикаго, Лос-Анжелес.

Временное превосходство СССР в ракетном вооружении позволяло
Хрущёву не только подталкивать западных партнёров к компромиссу, но и активно
использовать силовые приёмы в их отношении.

Например, в июне 1961 года из-за непримиримой позиции Хрущёва по
берлинскому вопросу, его встреча с президентом США Джоном Кеннеди в Вене ни к
чему не привела.

Новое обострение отношений Востока и Запада произошло в августе
1961 года. В связи с очередным обострением берлинского вопроса, по решению
руководства стран ОВД была построена стена, отделявшая ГДР от Западного
Берлина.

В том же 1961 году СССР отказался от договора с США, который
предусматривал мораторий на испытания ядерного оружия в атмосфере. Все
вышеперечисленные действия Советского Союза сопровождались угрозами применения
ядерного оружия.

Но самым опасным оказался Карибский кризис 1962 года. В ответ на
размещение ядерного оружия США в Турции, СССР перебросил свои ракеты на Кубу.
Реакцией США стала подготовка ко вторжению на Кубу.

Мир оказался на пороге ядерной войны. Конфликта удалось избежать в
последний момент благодаря компромиссу между Кеннеди и Хрущёвым.

СССР дал согласие на вывод с Кубы всех своих ракет, США
гарантировали безопасность Кубы, согласились убрать ракеты из Турции.

После Карибского кризиса в отношениях Восток – Запад начался
период относительной разрядки. В его основе лежало доверие между лидерами СССР
и США. Но после убийства Кеннеди в ноябре 1963 года и смещения Хрущёва в
октябре 1964 года этот процесс прервался.

Одним из главных направлений советской внешней политики была
поддержка дружественных режимов в Восточной Европе, в Азии, чуть позже – на
Кубе. В 1955 году началась нормализация советско-югославских отношений.
Казалось, что этот шаг означал признание со стороны СССР права каждой страны
идти к социализму своим путём.

На XX съезде КПСС был обоснован тезис «о многообразии форм
перехода к социализму».

Идеи о различных путях к социализму также, как и критика культа
личности Сталина, нашли широкую поддержку в большинстве социалистических
государств. В некоторых из них был взят курс на демократизацию, происходил
отказ от сталинской модели. В 1956 году сменилось руководство в Польше, где с
лета не прекращались выступления рабочих.

В этом же году начались демократические перемены в Венгрии.
Критике подверглось старое руководство Венгерской партии трудящихся и её
ориентация на СССР. Однако свёртывание реформ новым венгерским руководством,
привело к восстанию в Будапеште.

Руководство Советского Союза
назвало причиной венгерского кризиса происки агентов Запада и деятельность
«врагов венгерского народа». На территорию
Венгрии были введены советские войска, подавившие выступление. Венгерское
восстание подтолкнуло руководство СССР не только к «закручиванию гаек» и
пересмотру критики сталинизма в СССР, но и к ужесточению политики в отношении
соцлагеря.

На проходивших в 1957 и 1960 годах совещаниях представителей
коммунистических и рабочих партий в Москве событиям в Польше и Венгрии была
дана резко негативная оценка.

Также в документах совещаний
была отмечена особая роль СССР и его опыта построения социализма.

В мае 1955 года, в дополнение к СЭВ, социалистические страны
заключили военно-политический союз. 

Собравшиеся в Варшаве представители СССР, Германской Демократической
Республики, Польской Народной Республики, Чехословацкой Социалистической
Республики, Венгерской Народной Республики, Румынской Народной Республики,
Народной Республики Болгарии и Народной Республики Албании подписали договор «О
дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи».

Он предусматривал создание объединённых вооружённых сил и
выработку единой стратегии обороны.

После XX съезда КПСС отчётливо проявились претензии Китая на роль
второго центра мирового коммунистического движения.

В Китае критика культа личности Сталина была воспринята весьма
болезненно.

Кроме того, осуждение сталинизма было негативно принято в Албании,
КНДР и, отчасти, в Румынии.

После мирного разрешения Карибского кризиса разделение сторон в
соцлагере приобрело окончательный вид.

Лидер Китая Мао Цзэдун критиковал «советский ревизионизм». Он
ставил его на одну доску с американским империализмом».

Также Китай предъявлял претензии на ряд советских территорий.

Попытки решить спор между СССР и КНР о том, «чей путь к коммунизму
более правильный» ни к чему не привели. Началось открытое противостояния двух
центров – КПСС и КПК.

Послевоенный кризис и распад колониальных империй позволили руководству
СССР предпринять ряд мер по вовлечению освободившихся стран в сферу советского
влияния.

На XX съезде партии национально-освободительные движения были
названы одной из трёх составляющих ведущих сил мирового революционного
процесса. Наряду с мировой системой социализма и мировым коммунистическим и
рабочим движением.

В 1955 году Никита Сергеевич Хрущёв и Николай Александрович
Булганин совершили государственные визиты в Индию, Бирму, Афганистан.

В 1957–1964 годах советские дипломаты провели переговоры с
лидерами более чем 30 развивающихся стран. За этот период было подписано свыше
20 соглашений о сотрудничестве.

СССР стремился направить развивающиеся страны если не по
социалистическому, то хотя бы по «некапиталистическому» пути.

Советское руководство предоставляло этим странам выгодные кредиты,
безвозмездную помощь, вооружало дружественные режимы, зачастую лучшими
образцами военной техники.

В результате противостояние США и СССР усилилось ещё больше.

Западные страны начали более тесно координировать свои действия в
борьбе против «советской экспансии».

Таки образом, в основе новой стратегии внешней политики СССР
лежала идея мирного сосуществования двух систем. Отношения Советского Союза с
Западом велись с позиции силы. После Карибского кризиса в них наступила
разрядка. СССР поддерживал и охранял установившиеся режимы в государствах
соцлагеря. После распада колониальных систем – стремился направить страны
«третьего мира» по социалистическому пути развития. Во второй половине 1950-х
годов началось открытое противостояние двух центров мирового коммунистического
движения – СССР и КНР.

Мирное сосуществованиеидеологическая концепция, лежавшая в основе внешней политики КПСС и Советского Союза в 50-ых – 80-ых годах XX века, но получившая свое начало еще в 20-ых годах.

Концепция заключалась в том, что, хотя между странами капиталистического и социалистического лагеря существуют классовые противоречия, эти противоречия не должны решаться военной силой. В своей практической части данная теория толковалась как мирное сосуществование между СССР и странами Варшавского Договора с одной стороны и США и странами НАТО с другой стороны. Идеология мирного сосуществования во многом вступала в противоречие с теорией марксизма-ленинизма, настаивающей на необратимости мировых революционных процессов. Практическая необходимость подобных изменений была понята руководством КПСС и Советского государства в первой половине 50-ых годов XX века. Этот вывод был в значительной мере связан с осознанием опасности возможности начала ядерной войны и советская теория Мирного сосуществования стала одним из элементов холодной войны.

Основоположником современной теории мирного сосуществования можно считать Н.С. Хрущева, первым из руководителей Советского государства начавшим активные зарубежные государственные визиты и принимавшего личное участие в работе международных межправительственных организаций. Именно он впервые провозгласил, что хотя социализм и коммунизм необратимо придут на смену капитализму, но произойти это может и мирным путем.

Концепция мирного сосуществования закреплена в многочисленных документах КПСС. Советское государство всемерно развивало и поддерживало пацифистские и антивоенные движения в странах Запада, солидарные с советской концепцией мирного сосуществования. Одним из основных проводников теории мирного сосуществования стал организованный в 1949 г. Всемирный Совет Мира.

Ссылки[]

Всемирный Совет Мира

Шаблон:Poli-stub
de:Friedliche Koexistenz
nl:Vreedzame Coëxistentie

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция к часам касио aq s800w
  • Скачать руководство bios бесплатно
  • Де нол инструкция по применению цена в краснодаре
  • Инструкция по ведению трудовых книжек 1938
  • Как красиво упаковывать букеты пошаговая инструкция