В критических ситуациях руководитель как правило переходит на более жесткие методы руководства

Методика направлена на оценку преобладающего стиля руководства: директивного, коллегиального или либерального. Рекомендуем использовать методику как для самооценки руководителей, так и для оценки 360 градусов в целях получения максимально объективной оценки.

Результат позволяет отнести стиль руководства руководителя к следующим типам:

Директивный
Коллегиальный
Либеральный
Директивно-коллегиальный
Директивно-либеральный
Коллегиально-либеральный
Смешанный


Вам будет предложено 27 вопросов, каждый из которых характеризует деятельность руководителя. К каждому из вопросов 5 вариантов ответов (вариантов проявления характеристики), Вам необходимо выбрать один или несколько вариантов, которые на Ваш взгляд наиболее точно соответствуют Вам или тому руководителю, которого Вы оцениваете.

Поля отмеченные * не являются обязательными к заполнению и служат для отображения индивидуальной информации в отчете к тесту.

Тестируемый*

Должность*

Название компании*

Методика разработана
В.П. Захаровым на основе опросника А.Л.
Журавлева.

Методика состоит
из 16 групп утверждений, отражающих
различные аспекты взаимодействия
руководства и коллектива. Методика
направлена на определение стиля
руководства трудовым коллективом.

Инструкция:
Вам предлагаются 16 групп утверждений,
характеризующих деловые качества
руководителя. Каждая группа состоит из
3 утверждений, обозначенных буквами а,
б, в. Вам необходимо внимательно прочитать
все три утверждения в составе каждой
группы и выбрать одно, которое в наибольше
степени соответствует Вашему мнению о
руководителе. В регистрационном бланке
под соответствующей буквой выбранного
утверждения поставьте знак «+».

Опросник

1. а.
Центральное руководство требует, чтобы
обо всех делах докладывали именно ему.

б.
Старается все решать вместе с подчиненными,
единолично решает только самые срочные
и оперативные вопросы.

в.
Некоторые важные дела решаются фактически
без участия руководителя, его функции
выполняют другие.

2. а.
Всегда что-нибудь приказывает,
распоряжается, настаивает, но никогда
не просит.

б.
Приказывает так, что хочется выполнить.

в.
Приказывать не умеет.

3. а.
Старается, чтобы его заместители были
квалифицированными специалистами.

б.
Руководителю безразлично, кто работает
у него заместителем, помощником.

в.
Он добивается безотказного исполнения
и подчинения заместителей и помощников.

4. а.
Его интересует только выполнение
служебных обязанностей, а не отношение
людей друг к другу.

б.
В работе не заинтересован, подходит к
делу формально.

в.
Решая служебные задачи, старается
создать хорошие отношения между людьми
в коллективе.

5. а.
Наверно, он консервативен, так как боится
нового.

б.
Инициатива подчиненных руководителем
не принимается.

в.
Способствует тому, чтобы подчиненные
работали самостоятельно.

6. а.
На критику руководителя обычно не
обижается, прислушивается к ней.

б.
Не любит, когда его критикуют, и не
старается скрыть этого.

в.
Критику выслушивает, даже собирается
принять меры, но ничего не предпринимает.

7. а.
Складывается впечатление, что руководитель
боится отвечать за свои действия, желает
уменьшить свою ответственность.

б.
Ответственность распределяет между
собой и подчиненными.

в.
Руководитель единолично принимает или
отменяет решения.

8. а.
Регулярно советуется с подчиненными,
особенно с опытными работниками.

б.
Подчиненные не только советуют, но могут
давать указания своему руководителю.

в.
Не допускает, чтобы подчиненные ему
советовали, а тем более возражали.

9. а.
Обычно советуется с заместителями и
нижестоящими руководителями, но не с
рядовыми подчиненными.

б.
Регулярно общается с подчиненными,
говорит о положении дел в коллективе,
о трудностях, которые предстоит
преодолеть.

в.
Для выполнения какой-либо работы ему
нередко приходится уговаривать своих
подчиненных.

10. а.
Всегда обращается к подчиненным вежливо,
доброжелательно.

б.
В обращении с подчиненными часто
проявляет равнодушие.

в.
По отношению к подчиненным бывает
нетактичным и даже грубым.

11. а.
В критических ситуациях руководитель
плохо справляется со своими обязанностями.

б.
В критических ситуациях руководитель,
как правило, переходит на более жесткие
методы руководства.

в.
Критические ситуации не изменяют способа
руководства.

12. а.
Сам решает даже те вопросы, с которыми
не совсем хорошо знаком.

б.
Если что-то не знает, то не боится этого
показать и обращается за помощью к
другим.

в.
Он не может действовать сам, а ждет
«подталкивания» со стороны.

13. а.
Пожалуй, он не очень требовательный
человек.

б.
Он требователен, но одновременно и
справедлив.

в.
Он бывает слишком строгим и даже
придирчивым.

14. а.
Контролируя результаты, всегда замечает
положительную сторону, хвалит подчиненных.

б.
Всегда очень строго контролирует работу
подчиненных и коллектива в целом.

в.
Контролирует работу от случая к случаю.

15. а.
Руководитель умеет поддерживать
дисциплину и порядок.

б.
Часто делает подчиненным замечания,
выговоры.

в.
Не может влиять на дисциплину.

16. а.
В присутствии руководителя подчиненным
все время приходится работать в
напряжении.

б.
С руководителем работать интересно.

в.
Подчиненные предоставлены самим себе.

Регистрационный
бланк

а

б

в

а

б

в

1

9

2

10

3

11

4

12

5

13

6

14

7

15

8

16

а
= л = д
=

Обработка
результатов

Проводится на
основе сопоставления данных в бланке
ответов с ключом. По доминированию
совпадающих ответов, соответствующих
тому или иному стилю руководства,
делается заключение о наличии ведущего
или смешанного стиля руководства.

Ключ

За каждое совпадение
с ключом присваивается один балл по
соответствующей шкале:

Авторитарный
стиль управления (а)
:
1а, 2а, 3в, 4а, 5б, 6б, 7в, 8в, 9а, 10в, 11б, 12а, 13в,
14б, 15б, 16а.

Либеральный
стиль управления (л):

1в, 2в, 3б, 4б, 5а, 6в, 7а, 8б, 9в, 10б, 11а, 12в, 13а,
14в, 15в, 16в.

Демократический
стиль управления (д):

1б, 2б, 3а, 4в, 5в, 6а, 7б, 8а, 9б, 10а, 11в, 12б, 13б,
14а, 15а, 16б.

Интерпретация

А – Авторитарный
(директивный) стиль.

Ориентация
на собственное мнение и оценки. Стремление
к власти, уверенность в себе, склонность
к жесткой формальной дисциплине, большая
дистанция с подчиненными. Нежелание
признавать свои ошибки. Игнорирование
инициативы, творческой активности
людей. Единоличное принятие решений.
Контроль за действиями подчиненных.

Л – Либеральный
стиль (пассивное вмешательство).

Снисходительность
к подчиненным. Отсутствие требовательности
и строгой дисциплины, контроля,
либеральность, панибратство с подчиненными.
Склонность перекладывать ответственность
в принятии решений.

Д – Демократический
(коллегиальный) стиль.

Требовательность и контроль сочетаются
с инициативным и творческим подходом
к выполняемой работе и сознательным
соблюдением дисциплины. Стремление
делегировать полномочия и разделить
ответственность. Демократичность в
принятии решений.

ТЕСТ

Ф. И. О. оцениваемого _________________________________________
Возраст (полных лет)

_________________________________________

Должность

_________________________________________

Подразделение

_________________________________________

Дата заполнения

_________________________________________

Инструкция

Просим вас оценить типичное поведение оцениваемого руководителя в 27 заданных ситуациях. В каждом случае вы должны выбрать один из трех вариантов поведения, свойственного данному лицу, и зафиксировать его в бланке ответов. Для этого обведите в бланке ответов букву, 
соответствующую варианту ответа, по каждому ответу.

Тестовое задание

1. Руководитель: 
а) централизует руководство, требует, чтобы обо всем сразу докладывали именно ему; 
б) пассивен, можно сказать, что плывет по течению; 
в) четко распределяет функции между собой, своими заместителями и подчиненными.

2. Руководитель:
а) в критических ситуациях, как правило, переходит на более жесткие методы руководства;
б) сталкиваясь с трудностями, начинает более тесно взаимодействовать с подчиненными;
в) в критических ситуациях плохо справляется с руководством коллективом.

3. Руководитель: 
а) регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о возможных трудностях;
б) умеет общаться, но ограничивает общение с подчиненными, держится на расстоянии от них;
в) старается общаться с подчиненными, но при этом испытывает трудности в общении.

4. Руководитель:
а) когда он отсутствует, члены группы работают хуже;
б) если даже временно покидает коллектив, то люди не снижают продуктивности;
в) такой, что члены коллектива работают при нем не в полную силу, при другом руководителе могли бы сделать больше.

5. Руководитель:
а) на критику обычно не обижается, прислушивается к ней;
б) критику выслушивает, обещает принять меры, но ничего не делает;
в) не любит, когда его критикуют, и не скрывает этого.

6. Руководитель:
а) сам обращается за советом к подчиненным;
б) не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали;
в) такой, что подчиненные не только советуют, но и дают ему указания.

7. Руководитель:
а) контролирует работу от случая к случаю;
б) всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом;
в) контролируя работу, всегда заметит положительные результаты, похвалит тех, кто этого заслуживает.

8. Руководитель:
а) интересуется только выполнением намеченного плана, и ему безразлично, как при этом люди относятся друг к другу;
б) решая повседневные задачи, старается создать и поддержать доверительные отношения между людьми в коллективе;
в) в эффективной работе особенно не заинтересован, подходит к работе формально.

9. Руководитель:
а) приказывает так, что хочется выполнить задание;
б) приказывать не умеет, его приказы не имеют требуемой силы;
в) обращается с просьбой, а получается приказ.

10. Руководитель:
а) сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком;
б) если что-либо не знает, то не боится показать это и обращается за помощью к другим членам коллектива;
в) если не знает, как решить вопрос, чаще всего все пускает на самотек.

11. Руководитель:
а) такой, что складывается впечатление, будто он боится много брать на себя;
б) ответственность распределяет между собой и членами коллектива;
в) концентрирует ответственность в своих руках.

12. Руководитель:
а) хочет, чтобы его помощники были яркими и интересными людьми;
б) добивается, чтобы помощники подчинялись ему во всем безотказно;
в) такой, что ему все равно, кто у него помощник.

13. Руководитель:
а) такой, что все довольны, когда он отсутствует, чувствуют некоторое облегчение;
б) такой, что с ним работать интересно, все с радостью ждут его возвращения;
в) такой, что отсутствие его не замечается, члены коллектива к нему почти безразличны.

14. Руководитель:
а) такой, что для выполнения работы ему нередко приходится уговаривать членов коллектива;
б) никогда не просит, всегда настаивает, приказывает, распоряжается;
в) часто обращается к подчиненным с поручением, советом, просьбой.

15. Руководитель:
а) всегда доброжелателен к подчиненным;
б) по отношению к подчиненным может быть нетактичным и грубым;
в) характер обращения с подчиненными бывает разным, часто меняется.

16. Руководитель:
а) привлекает к управлению рядовых членов коллектива;
б) нередко перекладывает свои функции на других;
в) создает обстановку, когда управленческие функции фактически принимают на себя другие члены коллектива.

17. Руководитель:
а) не влияет на дисциплину, она определяется другими;
б) умеет поддерживать дисциплину и порядок;
в) такой, что дисциплина всегда неплохая, так как все его боятся.

18. Руководитель:
а) общается только по сугубо деловым вопросам;
б) разговаривая с подчиненными о делах, спросит и о личном;
в) такой, что нередко трудно понять, чего он хочет.

19. Руководитель:
а) единолично принимает решения или отменяет их;
б) старается уйти от выполнения сложного и хлопотливого дела;
в) старается решать дела с подчиненными, единолично принимает решения лишь в срочных случаях.

20. Руководитель:
а) руководит так, что в его коллективе недостаточно развиты взаимопомощь и взаимное доверие;
б) старается, чтобы у подчиненных на работе было хорошее настроение;
в) способствует текучести кадров в коллективе, люди уходят и не жалеют об этом.

21. Руководитель:
а) способствует тому, чтобы подчиненные самостоятельно принимали решения;
б) иногда навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение большинства;
в) создал такую обстановку, что исполнители предоставлены сами себе.

22. Руководитель:
а) всегда советуется со всеми, особенно с опытными работниками;
б) советуется только с вышестоящими руководителями;
в) советуется с коллективом изредка.

23. Руководитель:
а) инициативу подчиненных не поощряет;
б) инициативу подчиненных поддерживает;
в) обычно ждет подталкивания со стороны.

24. Руководитель:
а) использует любимый лозунг «Давай-давай!»;
б) требователен, но справедлив;
в) пожалуй, весьма не требовательный человек.

25. Руководитель:
а) предпочитает следовать уже отработанным нормам, требованиям;
б) охотно поддерживает целесообразные нововведения;
в) нововведения чаще всего пропускает мимо себя.

26. Руководитель:
а) в своей работе широко опирается на общественные организации;
б) создал обстановку, когда некоторые важные дела общественной жизни коллектива чаще всего решаются без него;
в) не очень считается с общественными организациями.

27. Руководитель:
а) таков, что ему безразлично, что о нем думают подчиненные;
б) никогда не проявляет своего превосходства над членами коллектива;
в) считает себя незаменимым в коллективе.

Бланк ответов

Группа
утверждений
Утверждение Группа
утверждений
Утверждение
  а б в   а б в
1       15      
2       16      
3       17      
4       18      
5       19      
6       20      
7       21      
8       22      
9       23      
10       24      
11       25      
12       26      
13       27      
14        
               

Спасибо!

Ключ к опроснику для экспертной диагностики стиля управления руководителя

Описание теста

Опросник экспертной диагностики стиля управления предназначен для изучения трех классических стилей руководства:

  • демократического (Д);
  • авторитарного (А);
  • либерально-попустительского (Л).

Их проявление определяется с помощью экспертной оценки деятельностного поведения реального или потенциального руководителя в 27 заданных ситуациях.

Ключ к тесту

Найдите в таблице варианты ответов и подсчитайте количество соответствующих ответу букв А, Л и Д.

Группа
утверждений
Утверждение Группа
утверждений
Утверждение
  а б в   а б в
1 А Л Д 15 Д А Л
2 А Д Л 16 Д А Л
3 Д А Л 17 Л Д А
4 А Д Л 18 А Д Л
5 Д Л А 19 А Л Д
6 Д А Л 20 А Д Л
7 Л А Д 21 Д А Л
8 А Д Л 22 Д Л А
9 Д Л А 23 А Д Л
10 А Д Л 24 А Д Л
11 Д Л А 25 А Д Л
12 Д А Л 26 Д Л А
13 А Д Л 27 Л Д А
14 Л А Д        

Интерпретация результата

В зависимости от количества букв в ответе определите ведущий стиль управления руководителя.

Критерии Стили управления
Авторитарный Демократический Попустительский
Постановка цели Цели ставит руководитель Цели – результат группового решения при поддержке руководителя Полная свобода для принятия индивидуальных и групповых решений, участие руководителя минимально
Распределение заданий Все задания дает руководитель, причем сотрудник знает, какое задание он получит в следующий раз Устанавливается определенный порядок распределения работ. В зависимости от пожеланий сотрудника руководитель может давать советы и предлагать другое задание Руководитель предоставляет необходимые материалы по просьбе сотрудника
Оценка работ Руководитель лично награждает и наказывает сотрудников Руководитель стремится использовать объективные критерии критики и похвалы, пытается непосредственно участвовать в работе сотрудника (группы) Руководитель дает отдельные спонтанные комментарии, регулирование и оценка работы отсутствуют
Трудовая атмосфера Высокая напряженность, порой враждебность Свободная, дружеская атмосфера Атмосфера произвола отдельных сотрудников
Групповая сплоченность Покорное, беспрекословное подчинение Высокая групповая сплоченность, низкая текучесть Низкая групповая сплоченность
Интерес к выполненным заданиям Низкий Высокий Низкий
Интенсивность (качество) работы Высокая Высокая интенсивность и качество выполняемой работы Средняя
Готовность к работе При отсутствии руководителей работа не выполняется или выполняется без инициативы При отсутствии руководителя работа продолжается в таком же высоком ритме При отсутствии руководителей работа выполняется в таком же невысоком ритме
Мотивация труда Минимальная Высокая Минимальная

Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова И А. Л. Журавлева

Основная методика состоит из 27 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руковод­ства и коллектива.
Методика направлена на определение стиля руковод­ства трудовым коллективом. Порядок тестирования содер­жится в инструкции.
Инструкция: «Опросник содержит 16 групп утвержде­ний, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначен­ных буквами а, б, в. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует ваше­му мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверж­дение на опросном листе знаком «+» под соответствую­щей буквой.
Если Вы оцениваете одновременно двух руководителей или более, сравните их между собой по приведенным трем утверждениям, выбрав по одному из утверждений, харак­теризующих каждого руководителя (или одно утвержде­ние, характеризующее двух или более руководителей), и отметьте Ваше мнение о каждом на опросном листе раз­ными знаками: 0; +; —.
Не пишите на опроснике! Ставьте отметки только на листе ответов!»

а

б

в

1. Центральное руко­водство требует, чтобы о всех делах доклады­вали именно ему.

Старается все решать вместе с подчиненны­ми, единолично реша­ет только самые сроч­ные и оперативные во­просы.

Некоторые важные де­ла решаются фактиче­ски без участия руко­водителя, его функции выполняют другие.

2. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.

Приказывает так, что хочется выполнить.

Приказывать не умеет.

3. Старается, чтобы его заместители были ква­лифицированными спе­циалистами.

Руководителю безраз­лично, кто работает у него заместителем, по­мощником.

Он добивается безот­казного исполнения и подчинения заместите­лей, помощников.

4. Его интересует толь­ко выполнение плана, а не отношение людей друг к другу.

В работе не заинтересо­ван, подходит к делу формально.

Решая производствен­ные задачи, старается создать хорошие отно­шения между людьми в коллективе.

5. Наверно, он консер­вативен, так как боит­ся нового.

Инициатива подчинен­ных руководителем не принимается.

Способствует тому, что­бы подчиненные рабо­тали самостоятельно.

6. На критику руко­водителя обычно не обижается, прислуши­вается к ней.

Не любит, когда его критикуют и не стара­ется скрыть это.

Критику выслушивает, даже собирается при­нять меры, но ничего не предпринимает.

7. Складывается впе­чатление, что руково­дитель боится отвечать за свои действия, же­лает уменьшить свою ответственность.

Ответственность рас­пределяет между собой и подчиненными.

Руководитель единолично принимает реше­ния или отменяет их.

8. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.

Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю.

Не допускает, чтобы подчиненные ему сове­товали, а тем более возражали.

9. Обычно советуется с заместителями и ниже­стоящими руководи­телями, но не с рядо­выми подчиненными.

Регулярно общается с подчиненными, гово­рит о положении дел в коллективе, о трудно­стях, которые предсто­ит преодолеть.

Для выполнения ка- кой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих под­чиненных.

10. Всегда обращается к подчиненным веж­ливо, доброжелатель­но.

В обращении с под­чиненными часто про­являет равнодушие.

По отношению к под­чиненным бывает не­тактичным и даже гру­бым.

11. В критических си­туациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.

В критических ситуа­циях руководитель, как правило, перехо­дит на более жесткие методы руководства.

Критические ситуации не изменяют способа его руководства.

12. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо зна­ком.

Если что-то не знает, то не боится этого пока­зать и обращается за помощью к другим.

Он не может действо­вать сам, а ждет «под­талкивания» со сторо­ны.

13. Пожалуй, он не очень требовательный человек.

Он требователен, но одновременно и спра­ведлив.

О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже при­дирчивым.

14. Контролируя ре­зультаты, всегда заме­чает положительную сторону, хвалит подчи­ненных.

Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллек­тива в целом.

Контролирует работу от случая к случаю.

15. Руководитель уме­ет поддерживать дис­циплину и порядок.

Часто делает подчинен­ным замечания, выго­воры.

Не может влиять на дисциплину.

16. В присутствии ру­ководителя подчинен­ным все время прихо­дится работать в напря­жении.

С руководителем рабо­тать интересно.

Подчиненные предос­тавлены самим себе.

Опросный лист

Оценивает(ют)ся:

1. а б в

9. а б в

2. а б в

10. а б в

3. а б в

11. а б в

4. а б в

12. а б в

5. а б в

13. а б в

6. а б в

14. а б в

7. а б в

15. а б в

8. а б в

16. а б в

ИнтерпретацияДирективный компонент — Д Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремле­ние к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчинен­ными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирова­ние инициативы, творческой активности людей. Едино­личное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.Попустительский компонент
(пассивного невмешательства) (пассивного невмешательства) — ПСнисходительность к работникам. Отсутствие требова­тельности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.Коллегиальный компонент — К Требовательность и контроль сочетаются с инициатив­ным и творческим подходом к выполняемой работе и соз­нательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демо­кратичность в принятии решения.Ключ

а

б

в

а

б

в

1

д

к

п

9

д

к

п

2

д

к

п

10

к

п

д

3

к

п

д

11

п

д

к

4

д

п

к

12

д

к

п

5

п

д

к

13

п

к

д

6

к

д

п

14

к

д

п

7

п

к

д

15

к

д

п

8

к

п

д

16

д

к

п

УДК 331.108

СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ

Пахомова Анна Сергеевна1, Куликова Светлана Николаевна2, Иванова Наталья Александровна3
1Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, студентка факультета агротехнологий, земельных ресурсов и пищевых производств
2Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, студентка факультета агротехнологий, земельных ресурсов и пищевых производств
3Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, доцент кафедры экономики, организации и управления на предприятии

Аннотация
Эффективное управление коллективом является сложной задачей, посильной далеко не каждому. При этом ведущую роль играет стиль управления руководителя. В статье поставлена проблема влияния стиля управления на коллектив и проанализирован стиль руководителя студенческого деканата факультета агротехнологий, земельных ресурсов и пищевых производств Ульяновской ГСХА им. А.П. Столыпина.

Ключевые слова: параметры взаимодействия., подчиненные, руководство, стиль управлений


THE MANAGEMENT STYLE OF THE HEAD

Pakhomova Anna Sergeevna1, Kulikova Svetlana Nikolaevna2, Ivanova Natalia Aleksandrovna3
1Ulyanovsk state agricultural Academy. P. A. Stolypin, student of faculty of agricultural technology, land resources and food production
2Ulyanovsk state agricultural Academy. P. A. Stolypin, student of faculty of agricultural technology, land resources and food production
3Ulyanovsk state agricultural Academy. P. A. Stolypin, Associate Professor, Department of Economics, organization and management at the enterprise

Abstract
Effective team management is a complex task feasible is not for everyone. While the leading role played by the management style of the Manager. In the article the problem of influence of management style on the team and analyzed the style of the head of the student Dean of the faculty of agricultural technology, land resources and food production Ulyanovsk state agricultural Academy. P. A. Stolypin.


Библиографическая ссылка на статью:
Пахомова А.С., Куликова С.Н., Иванова Н.А. Стиль управления руководителя // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/02/13071 (дата обращения: 21.04.2023).

Руководство – это способ побуждать отдельные лица и группы на достижение общих целей предприятия. Согласно теории К. Левина, существует три стиля руководства:

авторитарный – стиль управления, который не позволяет подчиненным отходить от рамок поставленных руководством;

демократический – это стиль, который разрешает выходить за рамки дозволенного, при этом не превышая возможностей, согласованных организационным уставом;

либеральный  стиль  — представляющий полную свободу действий сотрудникам, поддерживаемою руководством в не зависимости от результата.

Существует большое количество методик, позволяющих определять стиль управления,  мы воспользуемся методикой  В.П. Захарова и А.Л. Журавлева [3, с. 180-182]. С ее помощью определим стиль руководства студенческого декана факультета агротехнологий, земельных ресурсов и пищевых производств Ульяновской ГСХА им. П.А. Столыпина.

Из 16 групп утверждений, выберем наиболее точно описывающие манеру поведения руководителя (таблица 1).

Анализируя поученные результаты,  можем с точностью сказать, что студенческий декан факультета агротехнологий, земельных ресурсов и пищевых производств Ульяновской ГСХА им. П.А. Столыпина использует демократический стиль управления.

Таблиц 1 – Опросник для определения стиля руководства

а

б

в

1 Руководитель требует, чтобы ему докладывали обо всех делах Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает толь­ко самые срочные и опе­ративные вопросы Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководите­ля, его функции выпол­няют другие
2 Всегда что-нибудь при­казывает, но никогда не просит Приказывает так, что хо­чется выполнить Приказывать не умеет
3 Старается, чтобы его заместители были ква­лифицированными спе­циалистами Руководителю безразлич­но, кто работает у него заместителем, помощни­ком Добивается безотказного подчинения заместите­лей, помощников
4 Интересуется только выполнением плана, а не отношением людей друг к другу В работе не заинтересо­ван, подходит к делу формально Решая производственные задачи, старается поддер­живать хорошие отноше­ния между людьми
5 Консервативен, боится нового Инициативу подчинен­ных не принимает Способствует тому, что­бы подчиненные работа­ли самостоятельно
6 На критику обычно не обижается, прислуши­вается к ней Не любит, когда его кри­тикуют и не старается это скрыть Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает
7 Боится отвечать за свои   действия Ответственность распределяет между собой и подчиненными Руководит единолично, сам принимает реше­ния или отменяет их
8 Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками Подчиненные не только советуют, но могут давать указания руководителю Не допускает, что бы подчиненные ему советовали, а тем более возражали
9 Советуется с заместите­лями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчинен­ными Регулярно общается с подчиненными, гово­рит о положении дел в коллективе, о предстоя­щих трудностях Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных
10 Обращается к подчи­ненным доброжелатель­но В общении с подчинен­ными часто проявляет равнодушие По отношению к подчи­ненным бывает нетак­тичным и даже грубым
11 В критических ситуаци­ях плохо справляется со своими обязанно­стями В критических ситуаци­ях, как правило, перехо­дит на более жесткие методы руководства Критические ситуации не изменяют способа руководства
12 Сам решает даже те воп­росы, с которыми недо­статочно знаком Если чего-то не знает, не боится этого показать и обращается за помо­щью к другим Не может действовать сам, ждет «подталкива­ния» со стороны
13 Не очень требователь­ный человек Требователен, но спра­ведлив Бывает слишком стро­гим, даже придирчивым
14 Контролируя результа­ты, всегда замечает по­ложительную сторону, хвалит подчиненных Строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом Контролирует работу от случая к случаю
15 Умеет поддерживать дисциплину и порядок Часто делает подчиненным замечания, выговор Не может влиять на дисциплину
16 В присутствии руково­дителя подчиненным все время приходится работать в напряжении С руководителем работать интересно Подчиненные предоставлены сами себе

Такое руководство является самым наилучшим вариантом, особенно для студенческого декана, по ряду факторов:

с руководителем такого стиля управления студенты развиваются разносторонне;

студенты знают подлинное положение дел в коллективе, не избегают трудностей, стараются найти пути решения возникающих проблем вместе с руководителем;

учатся творчески подходить к выполнению даже самого обычного поручения, не опасаясь последствий.

Таким  образом, можно утверждать, что использование демократического стиля управления позволяет в полной мере раскрыть потенциал каждого члена коллектива, добиваться творческой активности и максимальной отдачи от студентов.

Библиографический список

  1. Гольдштейн, Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие .- Таганрог:  ТРТУ, 2003. – 356 с.
  2. Лапшина, Г.В., Иванова, Н.А. Менеджмент: Учебно-методический комплекс. Ульяновск: ФГОУ ВПО УГСХА, 2008.- 191 с.
  3. Иванова Н.А., Смирнова Е.А. Менеджмент:  учебное пособие для студентов  факультета агротехнологий, земельных ресурсов и пищевых производств.-Ульяновск: УГСХА, 2016.- 208 с.
  4. Психологические тесты для профессионалов / авт. сост. Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. Шк., 2007. – 496 с.
  5. Этика деловых отношений: Учебник  / Под ред. А.Я. Кибанова. – М: ИНФРА-М, 2002. – 368 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Иванова Наталья Александровна»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сакролит для телят инструкция по применению в ветеринарии
  • Roger pen phonak инструкция по применению
  • Железо солгар инструкция по применению побочные эффекты
  • Руководство mail ru почта
  • Самсунг ноу фрост холодильник инструкция дисплея регулировка температуры