В середине 17 века под руководством патриарха никона были проведены реформы рпц какие предложения

Вопрос посетителя

В середине 17 века под руководством патриарха Никона были проведены реформы в РПЦ. Какие предложения о проведении преобразований, отличные от позиции патриарха Никона, были высказаны в тот период? Назовите два предложения. Какие последствия имели церковные преобразования Никона? Приведите не менее трех последствий.

Ответ эксперта

Предложения, отличные от позиций Никона:
— при проведении унификации церковных обрядов и богослужебных книг опираться не на греческие, а на древнерусские образцы
— отказаться от преобразований, сохранить существующие церковные обряды и богослужебные книги.

 
Последствия:
— реформа привела к унификации церковных обрядов и богослужебных книг, способствовала  укреплению духовной, идейной целостности русского православия
— долгий спор о верховенстве светской и духовной власти, был решен в пользу власти светской, был сделан важный шаг к подчинению церкви государством
— острая борьба сторонников и противников Никона и его реформ привела к расколу русской православной церкви
— старообрядческое движение стало одной из форм социального протеста во второй половине 17- 1- ой половине 18 века.

Реформы патриарха Никона – ряд изменений, которые были внесены в русские богослужебные книги, обряды с целью приведения их в соответствие с греческими канонами середины XVII века. Результатом реформ стал раскол Русской православной церкви (далее РПЦ) и появление старообрядцев, духовных и светских лиц, не принявших изменений.

Патриарх Никон

Предыстория реформы

Примерно с начала XVI века появились предпосылки к будущим церковным изменениям. Русские богословы стали вести споры о том, какого порядка в богослужении следует придерживаться. На северо-востоке Руси, где формировалось и развивалось Московское государство, был распространен канон, которого придерживались в Константинополе в эпоху Крещения Руси: двоеперстие, сугубая аллилуйя, посолонь (движение крестного хода по часовой стрелке). В Иерусалиме, на Афоне, в Великом княжестве Литовском, а также в землях Новгорода Великого и Пскова получили распространение обряды, появившиеся у греков в XIII веке: троеперстие, трегубая аллилуйя, противосолонь.

Вопрос об унификации московских и греческих обрядов поднимался на Стоглавом Соборе 1551 года, во время правления Ивана Грозного, но из-за возникших споров его решение отложили. Позже Москва обзавелась своим патриаршим престолом и патриархом, который противопоставлял себя грекам-униатам, и пережила период Смуты. Только ко второй половине XVII века вопрос о церковных обрядах стал подниматься вновь. Сторонников унификации с греческими обрядами к этому времени стало значительно больше.

Причины проведения церковных реформ

Причинами, которые привели к реформам, стали:

  • оживление отношений с восточными православными церквями, произошедшее при патриархе Филарете;
  • усиление позиций РПЦ и московского патриаршего престола, необходимость его большей легитимации;
  • отсутствие единообразия внутри самой РПЦ (в епархиях чин богослужения проводился по-разному)
  • распространение в Московии грекофильства (сам царь, Алексей Михайлович Романов, был убежденным грекофилом и не раз изъявлял желание привести русские обряды в полное соответствие с греческими);
  • усложнение геополитической обстановки: присоединение Малороссии, которая находилась под покровительством патриархата из Константинополя, и обострение отношений с Османской империей;
  • появление и распространение идеи «освобождения» Константинополя и объединение его с Московским царством (это связано с укоренением концепции «Москва – третий Рим» и со взглядом царя на себя как на наследника византийских кесарей, защитника православной веры).

Интересно. Поместные патриархи Паисий и Афанасий призывали московского царя начать войну с Турцией, освободить Константинополь и занять престол.

Поводом к началу работ по унификации стала дошедшая до патриарха Никона информация о том, что на Афоне произошло беспрецедентное событие: монахи сожгли изданные в Москве богословские книги, посчитав их еретическими. Патриарх иерусалимский Паисий, официально осудивший этот случай, упомянул все же, что московские книги «погрешают» в чинах и обрядах.

Царь Алексей Михайлович и Никон

Царь Алексей Михайлович и Никон

Первые изменения

Основные идеи церковных реформ «родились» и обсуждались в «Кружке ревнителей благочестия», куда входил и будущий патриарх, и сам царь Алексей Михайлович. «Ревнители» решили, что главной целью их деятельности будет приведение всех канонов и чинов церкви в полное соответствие с греческими. Также они добивались:

  • усиления значения церкви в жизни общества;
  • улучшения внутрицерковных нравов;
  • преобразования церкви с учетом интересов вновь присоединенных к государству народов;
  • более качественной подготовки священнослужителей.

Фактически главными инициаторами будущих реформ стали Никон и Алексей Михайлович.

Патриарх Никон

Патриарх Никон

Уже в конце 40-ых годов, при патриархе Иосифе, правку церковных книг начали делать с греческих, а не древнеславянских оригиналов. Справщиками работали киевские монахи, хорошо понимавшие греческие тексты, во главе с переводчиком Арсением Греком.

В феврале 1651 года между царем и патриархом произошел конфликт по поводу введения в богослужение «единогласия» вместо «многогласия» (чтение в храме в одно время одной молитвы, одного псалма, одного восхваления, а не множества). Собор, созванный в 1649 году, занял сторону Иосифа и сохранил «многогласие», но царь отменил это решение. Алексея Михайловича поддержал константинопольский патриарх Парфений. Собором 1651 года официально было введено единогласное церковное пение.

После смерти Иосифа в 1652 году и восшествия на патриарший престол Никона, справщики продолжили свою работу, а новый глава Церкви приступил к изучению документов об установлении в Москве патриаршества. Он сравнивал русские и греческие оригиналы Символа Веры, Служебников и нашел в них значительные расхождения. Это ускорило начало реформ.

Главные черты и содержание реформы Никона

В 1653-1654 годах была проделана значительная работа и определены основное содержание и основные направления реформ:

  • исправление русских церковных книг по греческим оригиналам («Книжная справа»; одно из положений касалось написания имени Христа: Исус заменили на Иисус);
  • замена двоеперстия трехперстным крестным знаменем;
  • отмена земных поклонной и «метаний»;
  • проведение церковных ходов противосолонь;
  • введение трегубой аллилуйи вместо сугубой;
  • изменение обряда евхаристии, в частности в вопросе количества и начертания печатей на них;
  • изменение канонов иконописи (только с трехперстным крестным знаменьем);
  • введение в практику написания проповедей «от себя» по образцам, предложенным патриархом.

Интересно. Богословы, изучавшие саму суть церковных изменений, не раз обвиняли патриарха в «папизме». Никон, искренне считавший себя истинно верующим, обвинения отвергал, но подчеркивал, что у Рима есть чему поучиться.

Реализация реформы

В 1653 году Никон инициировал начало реформ, заменив двоеперстие троеперстием, а земные поклоны в начале богослужений поясными.

Никон Патриарх Московский

Дальнейший ход реформ и их реализация проходили под эгидой церковных Соборов, проводившихся с завидной регулярностью (таблица).

Собор (дата) Основные решения (кратко)
1654 год Официально начата «книжная справа» – исправление всех церковных книг по греческим и славянским рукописям.
1655 год Утверждение текста нового Служебника по греческому образцу 1602 года. Продолжены споры по троеперстию и обрядам.
1656 год Официально осуждено двоеперстие.
1666-1667 год (Большой московский церковный Собор) Окончательно трансформировались обряды, чины и книжные каноны. Объявлены раскольниками и критиками все противники изменений.

Интересно. Необходимо отметить, что Большой московский Собор проходил уже без патриарха Никона, который за свои политические устремления («священства выше царства») был «извержен из священства», лишен чина и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Но его реформы, поддерживаемые теперь царской властью, продолжали осуществляться, начавшийся процесс уже было не остановить. После Большого Собора, который провел Алексей Михайлович, Россия оказалась на грани религиозной войны.

Реакция народа на церковный раскол

Уже в 1653 году протопоп Аввакум, ярый противник церковных реформ, оказался в заточении в Андрониевском монастыре. Никон настаивал на его казни, но Алексей Михайлович приказал послать протопопа в Тобольск. В 1656 году гонениям подвергся епископ Павел Коломенский, который был заключен в Хутинский монастырь, где и был убит.

Протопоп Аввакум и Никон

В 1667-1668 годах в Соловецком монастыре, монахи которого отказались от принятия реформы, началось восстание. На протяжении долгого времени монастырь находился в осаде. Только в 1676 году его удалось взять, четыреста староверцев было казнено; в 1671-1675 годах сопротивление религиозным нововведениям оказывала Феодосия Морозова, представительница одной из шестнадцати самых влиятельных и родовитых семей государства. Она, ее сестра и многие сподвижники были казнены или замучены в тюрьмах.

В дальнейшие годы раскол только усиливался. В 1682 году в Пустозерске был сожжен в срубе Аввакум с товарищами по заточению. В этом же году взбунтовались стрельцы-старообрядцы, после чего царева Софья, исполнявшая функции регента при малолетних братьях, издала указ, по которому раскольников официально стали преследовать за веру.

Старообрядчество охватило все сословия Московского государства. Приверженцы старой веры прятали книги старого образца, уходили в Сибирь и заволжские леса, строили тайные скиты. Они искренне верили в то, что наступает конец света, что Никон и царь есть «воплощение антихриста», «два рога его». Появилась идея «очищения огнем», исходя из которой спастись могли только мученики. Многие старообрядцы добровольно сжигали себя ради обретения этого «спасения».

Интересно. Исследователи считают, что раскол как церковное явление наиболее ярко проявился уже после самовольного ухода с патриаршей кафедры Никона в 1658 году. Лидеры старообрядчества воспользовались периодом междупатриаршества: начали нападать на Церковь, привлекать в свои ряды сторонников, искали покровителей в среде высшей аристократии, то есть патриарх был виновен в расколе, но участия в дальнейших гонениях на старообрядцев, естественно, не принимал. Итогом действий старообрядцев стало лишь ужесточение государственной политики в отношении них.

Последствия церковной реформы

Результатом проведения церковных реформ стало следующее:

  • централизация РПЦ;
  • унификация богослужения, иконописи и богослужебных текстов;
  • «возъединение» РПЦ с четырьмя ведущими поместными Церквями;
  • усиление контроля над деятельностью духовных лиц и верующих;
  • развитие церковного образования;
  • раскол (как следствие противоречий в среде церковных иерархов и неготовности части населения к нововведениям).

Екатерина II

Екатерина II

На протяжение всего XVIII века старообрядцы подвергались гонениям. Екатерина II, считавшая Никона предателем, посягнувшим на власть государя, приняла ряд указов, которые облегчили положение древлеправославных. При Николае I появилась Русская православная старообрядческая церковь, а при Николае II старообрядцы были уравнены в правах с другими неправославными христианами империи. Последствия никонианского раскола ощущаются до сих пор, хотя в условиях веротерпимости РПЦ, РПЦЗ и РПСЦ нашли точки соприкосновения и активно взаимодействуют.

Оценка церковных реформ

Причины непринятия реформ Никона частью населения вполне оправданы. С позиции истории, РПЦ формировалась на кирилло-мефодиевской традиции, в основе которой было усвоение христианства с учетом национального перевода священных текстов и богословских рукописей. Никон же использовал в качестве «первоисточников» неаутентичные новогреческие или униатские тексты, написанные уже после того, как Византия сначала пала под ударами турков-османов, а потом подверглась еще и униатской трансформации, частично объединившись с Римом.

Оценка церковных реформ

Вероятно, оценка и характеристика некоторых историков сущности никоновских реформ верна: они носили не столько религиозный, сколько политический характер. Патриарху было важно укрепить собственную власть и, возможно, добиться от Алексея Михайловича решения о войне с Турцией (если царь мечтал о престоле басилевсов, то Никон видел себя Вселенским патриархом). Именно поэтому он еще в 1654 году «отмахнулся» от слов константинопольского патриарха Паисия о том, что обрядность – незначительная часть религии, что различия в обрядах не является нарушнием догматов, или ересь, что поместные церкви могут отличаться друг от друга порядком и особого значения этому придавать не следует.

Никон, прикрывшись собственным мнением о том, что благочестия и обрядность есть тождественные понятия, пошел путем насильственного насаждения новых порядков, пытаясь стать «великим государем», как его предшественник Филарет. Своей цели он не достиг, зато проведенные им реформы смогли расколоть христианский мир России на несколько сотен лет.

Историография:

  1. Успенский Б. А. Раскол и культурный конфликт XVII века, 1994 год.
  2. Крамер А. В.Раскол русской Церкви в середине XVII в, 2011 год.
  3. Петрушко В. И.История Русской Церкви. Первый патриарший период (конец XVI—XVII в.), 2020 год.

1 Ответ






ответил

04 Март, 18


от
Эля5_zn
Одаренный

(1.7k баллов)



Реформы Никона были такие

«Исус» заменили на «Иисус».

Крещение не двумя пальцами ,а тремя

Отменены земные поклоны.

Конечно царю это не понравилось ведь он был главнее церки ну раз он царь 

Крестьяне тоже были не довольны этимнекоторые даже поджигали себя сами и все равно крестились двумя пальцами. Люди которые были против Никона стали называться » РОСКОЛЬЩИКИ» или по другому Кержаками а те кто были ЗА никона стали называться НИКОНИАНЦЫ


image


image

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция общественного инспектора по охране прав детства в доу
  • Духовой шкаф electrolux с паром инструкция
  • Мануалы по акпп 01n
  • Препарат кеналог 40 инструкция по применению
  • Лекарство кадуэт инструкция по применению цена