В силу руководства групп

Предложения со словосочетанием «руководство группой»

Коневу, я думаю, следует поручить руководство группой войск на калининском направлении.

Кроме того, уставы спецслужб, к числу которых, как ты понимаешь, относится и контрразведка, предусматривают в группе обязательное наличие дублёра командира, к которому переходит руководство группой при гибели последнего.

Даже при руководстве группой людей навыки установления раппорта значительно облегчают достижение согласия и помогают устранить недоразумения и ненужные конфликты.

Надеюсь вскоре получить подробную информацию от руководства группы радиопеленгации.

Кроме того, некоторые ведущие в силу личностных качеств более склонны к авторитарному стилю руководства группой (что сочетается с парадигмой дрессуры или репетиторства), а некоторые – к демократическому (наставничество, развитие субъективности).

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: лешак — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Самое забавное во всём этом то, что, пока я так изводил самого себя и жаловался на своё невежество, хиссы уже признали меня полезным членом своего общества и с первых же дней доверили мне руководство группой молодых биологов.

Инженеры имели категории вплоть до «ведущего», что при совмещении руководства группой соответствовало нынешнему словечку «тим лид» (team lead).

Я попросил его разрешить оставлять ребят у себя, а из тех, у кого есть спортивные успехи создать под моим руководством группу спортивного совершенствования.

Если каждый человек неоднозначен, то как можно однозначно выбрать способ руководства группой людей?

Танец маленьких утят в исполнении запечённых на костре цыплят под руководством группы некромантов?

Себе я оставил общее руководство группой компаний.

– Майор вылетайте на базу и берите руководство группой.

Руководителю, управлявшему 10 лет бригадой шабашников лесорубов, будет трудно использовать накопленные модели поведения при руководстве группой дизайнеров.

Встал вопрос руководства группой.

Он осуществлял руководство группами странников, курировал их работу.

Полгода назад я взялась за руководство группы поддержки для людей с психическими расстройствами.

При этом руководство группой останется за тобой.

Руководство группы должно разработать повестку дня и подобрать кандидатуру председательствующего, который сможет провести деловую встречу.

Руководство группой имеет более определённый набор санкций, нежели чем в случае лидерства.

А сейчас без его руководства группа рассыпается.

Именно под его руководством группа учёных впервые произвела эксперименты по обнаружению, и подсчёту микробов, летающих вокруг тела человека.

Руководство группой студентов. Будете нести за их учёбу и внеурочную деятельность полную ответственность.

Задача вашей роты – поддержание порядка на территории штаба и обеспечение жизнедеятельности руководства группой войск.

Обезглавленная и лишённая руководства группа сразу же распалась на несколько шумных компашек по интересам.

А руководство группой возложили на меня, тогда ещё молодого и амбициозного старлея.

Видя, что никто ничего не собирается предпринимать по этому поводу, а все пребывают в безмолвном шоке, я не выдержала и взяла руководство группой на себя.

Представь себе, Шопен, что ты руководство группой принял, что ты с раненым командиром делать будешь?

Игры в секретность повышенного режима довели руководство группы до того, что оно даже простым своим же бойцам, многократно проверенным офицерам и прапорщикам, не слишком доверяло.

А без умного и чёткого руководства группой ополченцев бандиты быстро всех перебьют.

Так как имеющихся сил было недостаточно для наступательных действий против «сильно увеличившихся, хорошо обученных и вооружённых, охваченных руководством групп противника», генерал требовал возвратить ему выделенные для фронта части по штатам военного времени, чтобы применить их в качестве ударных групп (Eingreifgruppen).

Дело в том, что ему в силу его характера тяжело давалось руководство группой, а это было необходимым условием для получения высоких разрядов.

Может и закрыли бы глаза в эскадрилье, но полёты предстояли на полигон со стрельбами и бомбометанием, – отсутствие руководства группой недопустимо.

Но хозяева – руководство группы могучих отраслей – распоряжались громадными средствами.

Это говорило о наличии в руководстве группы весьма и весьма умудрённого жизнью высшего дракона, которому хватало ума понять, что транспорты от них никуда не удерут, а вот вероятность нарваться на неприятности весьма высока.

А нашего соотечественника, чьё тело он самым коварным образом присвоил, руководство группы склонно рассматривать, как заложника, и заранее списало в сопутствующие потери.

Для руководства группой разработал мифологию… патриотической направленности.

Существует достаточно много психологических диагностических инструментов для оценки стили руководства группой.

– Серьёзно? – удивился сержант, – В тоннеле я вас, вроде не видел. А, понимаю, вы осуществляли общее руководство группами?

В случае непредвиденных осложнений с капитаном он берёт руководство группой на себя.

Руководство группой сразу перешло к нему, его превосходство было очевидным.

Ассоциации к слову «руководство»

Ассоциации к слову «группа»

Синонимы к словосочетанию «руководство группой»

Сочетаемость слова «руководство»

  • советское руководство
    высшее руководство
    партийное руководство
  • руководство страны
    руководство компании
    руководство партии
  • стиль руководства
    смена руководства
    мнение руководства
  • руководство считает
    руководство решило
    руководство понимает
  • взять на себя руководство
    работать под чьим-либо руководством
    осуществлять общее руководство
  • (полная таблица сочетаемости)

Сочетаемость слова «группа»

  • небольшие группы
    съёмочная группа
    оперативная группа
  • группа людей
    группа армий
    группа захвата
  • члены группы
    состав группы
    командир группы
  • группа остановилась
    группа распалась
    группа разделилась
  • присоединиться к группе
    создать группу
    увидеть группу
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение слова «руководство»

  • РУКОВО́ДСТВО, -а, ср. 1. Действие по глаг. руководить (в 1 знач.). Руководство революционной борьбой пролетариата. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова РУКОВОДСТВО

Значение слова «группа»

  • ГРУ́ППА, -ы, ж. 1. Несколько человек, предметов или животных, находящихся вместе, близко друг от друга. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ГРУППА

Афоризмы русских писателей со словом «руководство»

  • Всякий отщепенец от своего народа и своей почвы, своего дела у себя, от своей земли и сограждан — есть преступник, даже и с космополитической точки зрения! Он то же, что беглый солдат! Вот почему патриотизм — не только высокое, священное и т.д. чувство и долг, но он есть — и практический принцип, который должен быть присущ, как религия, как честность, как руководство гражданской деятельности, — каждому члену благоустроенного общества, народа, государства!
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Большинство сотрудников поддерживают руководителя, если он хороший лидер. Именно от качеств лидера зависит, насколько успешно бизнес будет функционировать. Как минимум он должен быть нацелен на результат, уметь мотивировать команду и выстраивать с ней коммуникации.

В целом руководитель успешной компании сочетает в себе комплекс различных качеств — и личностных, и преимущественно менеджерских.

1. Расширяет возможности команды, но не занимается микроуправлением

Микроменеджмент — это чрезмерный и постоянный контроль над сотрудниками. Его считают распространенной ошибкой, которую совершают управленцы, часто даже не осознавая этого. Такая привычка начальников сильно раздражает сотрудников, убивает их интерес к работе и подавляет творческое начало.

Гораздо правильнее пытаться соблюдать баланс между советами и предоставлением свободы, демонстрировать доверие подчиненным и при этом отстаивать интересы команды.

Эффективный руководитель:

  • Не сопротивляется делегированию задач.
  • Не погружаются в работу, которую поручил другим.
  • Не отговаривает других от принятия решений.
  • Принимая участие в работе коллег, обязательно советуется с ними.
  • Не требует частых, чуть ли не ежедневных, отчетов о работе.
  • Не игнорирует опыт и знания коллег.
  • Правильно расставляет приоритеты в делах.
  • Умеет мотивировать команду.

2. Продуктивен и ориентирован на результат

Сотрудники предпочитают быть частью продуктивной и успешной команды, а это сложно сделать, если лидер не задает тон.

Эксперты часто говорят о том, что руководитель должен следовать поведенческим моделям. Давно прошли те времена, когда он мог позволить себе показательно опаздывать на встречи.

Руководитель в определенной степени становится для сотрудников образцом для подражания. Вряд ли люди будут выкладываться на работе, если не видят такой же включенности в процесс со стороны менеджеров.

Правильная модель поведения означает и соблюдение сроков, и умение держать слово, и учет мнения сотрудников, а также другие элементы работы, которые важны для конкретного отдела, подразделения компании.  

3. Отличается хорошими коммуникационными способностями

Эффективное общение — одна из составляющих успешного менеджмента. Предполагается, что руководитель должен уметь не только делиться информацией, но и хорошо слушать.

Часто много времени уходит на размышления о том, как выстраивать коммуникации с командой: как предоставлять обратную связь, общаться, расставлять приоритеты и т.д. При этом многие не обращают внимания на то, что говорят сотрудники, какие идеи предлагают, какими проблемами и решениями хотят поделиться.

Умение слушать — это эмоциональный и личный вклад в тех, кто на вас работает. Когда вы слушаете людей, они чувствуют, что их ценят. 

4. Отмечает потенциал других людей

В книге «Супербоссы» автор Сидни Финкельштейн указывает на то, что выдающиеся руководители выискивают в своих подчиненных скрытые таланты. Благодаря им люди быстрее развиваются в профессии и повышают производительность.

Как они это делают? Не стесняются говорить со своими сотрудниками об их потенциале. Большинство менеджеров считают, что знают все сильные стороны членов своей команды, но слишком часто они не говорят о них. Как правило, они общаются с сотрудниками тет-а-тет, чтобы получить отзывы о том, что можно улучшить в работе компании.

Как правило, люди оправдывают ожидания своего лидера. Поэтому, если вы скажете сотруднику, что верите в его способность достичь более амбициозных целей в продажах, он с большей вероятностью это сделает.

5. Не игнорирует команду

Лидеры часто становятся жертвами синдрома управления по электронной почте. Когда дел становится всё больше и больше, может показаться, что эффективнее закрыть дверь в свой кабинет. Но такую ошибку обычно совершают новички.

Команде необходимо видеть и слышать своего руководителя. Хорошим менеджерам как раз важно быть уверенными в том, что они постоянно находятся на связи с персоналом. 

Поэтому, если вы заметили, что стали общаться с людьми исключительно по электронной почте, лучше назначайте индивидуальные встречи.

6. Уверенно принимает решения

Сотрудники ценят того, кто может принимать решения. Но ещё важно не только какое решение принимается, но и почему. Небольшие дополнительные усилия со стороны руководителя помогают команде понять контекст и приоритеты, улучшить свои собственные будущие решения и оставаться вовлеченными.

Как только ваша команда получит больше информации и поймет ваши приоритеты и причины, по которым вы принимаете решения, запустится цикл обратной связи. Если вы будете объяснять, с чем связано принятие того или иного решения, сотрудники будут учитывать эти критерии в своей работе.

Таким образом, вы будете давать команде возможность учиться и совершенствовать результаты.

normativ

Актуальное законодательство, справочные показатели, а также экспертная поддержка в решении спорных вопросов по бухгалтерским, кадровым и юридическим тематикам.

Узнать больше

7. Обладает позитивным мышлением

Исследования в области социологии показывают, что наше настроение заразительно. Чем больше у вас авторитета, тем выше вероятность того, что ваше настроение влияет на других.

Из этого следует, что, какое бы настроение ни было у руководителя, окружающие его обязательно уловят. Так что, если вы настроены позитивно и излучаете энергию, ваша команда с большей вероятностью будет чувствовать себя так же.

Успешные лидеры должны уметь контролировать эмоции. Поэтому, когда вы чувствуете эмоциональное выгорание, стоит выделить время на отдых, чтобы поддержать позитивный настрой.

8. Поддерживает карьерный рост и обсуждает результаты

Чтобы предоставить сотрудникам свободу проявлять инициативу и мотивировать их на высокую производительность, менеджерам необходимо сформулировать четкие ожидания, обозначить ответственность за их выполнение и быстро реагировать, когда сотрудникам требуется поддержка.

Таким образом, руководители должны не только помогать своей команде развивать навыки и продвигаться по карьерной лестнице, но и четко осознавать ожидания и давать честные отзывы о производительности.

9. Демонстрирует ответственность

Сильный лидер несет ответственность за результаты команды, какими бы они не были — хорошими или плохими. Он считает себя и своих сотрудников ответственными за определенные действия, поэтому в команде создается атмосфера серьезного подхода к делу.

Ответственность и личный пример — одни из самых мощных инструментов, помогающих завоевать доверие команды.

Ответственные люди:

  • извиняются за ошибки;
  • акцентируют внимание на работу своих сотрудников и не преувеличивают собственный вклад;
  • не боятся выражать сомнения в сложных обстоятельствах;
  • ценят время людей.

10. Проявляет эмпатию

Эмпатия — это понимание и осознанное сопереживание.

Это образ мышления, который позволяет лидерам:

  • делать более точные бизнес-прогнозы;
  • совершенствовать стратегии работы;
  • повышать лояльность своих команд;
  • проявлять гибкость в тактике переговоров.

Эмпатия помогает создать в компании комфортную атмосферу с продуктивным персоналом.

Например, если сотрудник совершает ошибку или опаздывает, то лучше сначала понять причину. Почему ошибся? Почему опаздывает? Может быть, у него проблемы в семье? Может быть, у него сложности со здоровьем?

Настоящие лидеры чутко относятся к своим командам и глубоко вникают в их мотивацию.

Программа профессиональной переподготовки для всех желающих повысить уровень своей компетентности в области управления и руководства: управленцев и руководителей разного уровня, предпринимателей и бизнесменов, групповых ведущих и тренеров, психологов и педагогов, медиаторов и менеджеров.

Программа направлена на подготовку специалистов по управлению, диагностике, коррекции и оптимизации групповых процессов, обладающих системным взглядом на группу, её развитие и динамику. Слушатели познакомятся с теориями лидерства и руководства, теориями группового
развития и групповой динамикой, ролевой структурой группы, типами конфликтов, методами их анализа и способами разрешения. Получат навыки диагностики групповых процессов, эффективного руководства и сопровождения групповой динамики, ведения диалогических переговоров и медиативные компетенции. Научатся управлять групповыми процессами, конфликтами и руководить поведением участников группы в разнообразных, в том числе конфликтных, ситуациях. Смогут консультировать руководителей по вопросам
оптимизации управления и руководства группой.

Эта программа именно для вас:
• если вам интересно разбираться в сложных групповых процессах и управлять
групповой динамикой;
• если вы руководите коллективом и хотите вывести его на качественно новый
уровень взаимоотношений;
• если вы хотите стать эффективным руководителем;
• если вы хотите иметь собственный стиль руководства группой или коллективом;
• если вы хотите научиться видеть все протекающие в коллективе процессы и
предотвращать конфликты;
• если вы хотите научиться эффективно разрешать конфликты и вести успешные
переговоры;
• если вам нужны новые знания для работы с людьми.

Содержание

:

Раздел 1. Введение в групповую работу
Понятия групповая психотерапия и психотерапевтическая группа. Определения группы. Три уровня групповой динамики: внутрипсихическая, межличностная и групповая. Три направления групповой терапии. Типология целей общегруппового взаимодействия. Методика «окно Джохари». Теория Экстейна о проблемах и сложных вопросах консультирования и супервизии: «слепые», «немые», «глухие» пятна. Типология психотерапевтических групп с точки зрения реализации их целей. Особенности группового взаимодействия на основе различных теорий личности. Навыки групповой интервенции. Интервенции предписывающие, информативные, конфронтирующие, катарсические, поддерживающие. Исследование привычных интервенций.

Раздел 2. Ценности группы и группового процесса
Психотерапевтическое воздействие группы. Три вида работы в групповом процессе: чувственная, когнитивная, поведенческая. Ценности, заложенные в групповой процесс. Принципы мультикультуральности. Групповая дискуссия как метод групповой психологической работы. Типы дискуссии. Стратегии ведения дискуссии. Формы и фазы ведения дискуссии. Психологические эффекты дискуссии.

Раздел 3. Системный взгляд на групповую динамику
Отличия группы от других форм человеческих сообществ. Группа как система. Системный взгляд на групповые процессы. Групповая динамика в системном подходе. Вертикальный и горизонтальный взгляды на группу как систему. Модель айсберга, составляющие её пласты. Групповая саморегуляция и рефлексия как процессы управления группой.

Раздел 4. Роли и ролевые установки в группе
Роли и ролевые установки в группе. Традиционные и современные взгляды на распределение ролей в группе. Роли, связанные с функцией группы: решение задач и оказание поддержки. Анализ процесса группового взаимодействия, разработанный Робертом Бэйлзом. Категории межличностного взаимодействия в группе. Роли, связанные с решением задач и оказанием поддержки. Типичные групповые роли по Белбину. Понятие групповой сплоченности. Отражение ролевой структуры группы в системном социодинамическом подходе. Групповая иерархическая динамика.

Раздел 5. Теории группового развития
Обобщение понимания групповой динамики. Теории развития группы. Разнообразие моделей группового развития. Теория группообразования Г. Стенфорда и А. Роарка. Критерии развития группы. Координаты процесса развития по Кёнигу. Интеграция и дифференциация как определяющие противодействующие силы развития группы. Три механизма групповой динамики: разрешение внутригрупповых противоречий, идиосинкразический кредит, ценностный (психологический) обмен.

Раздел 6. Личность руководителя группы
Требования к личности лидера. Сравнительный анализ личностных качеств лидера, выделенных разными исследователями. Качества личности успешных руководителей бизнеса. Качества личности группового терапевта. Исследование мотивации к лидерству и руководству. Руководство и власть. Власть положения, власть личности, власть знания. Личные проекты и возможности их реализации.

Раздел 7. Лидерство и потребности группы
Модель трех кругов. Три типа потребностей в коллективе: потребности индивида, потребности в сохранении группы, потребности задачи. Функции, реализующиеся в группе. Управленческая решетка Блейка-Моунтон. Типы менеджмента, выделяемые в соответствии с управленческой решеткой. Лидерство в модели трех кругов. Полезное и вредное поведение лидера по отношению к группе. Определение индивидуальной естественной ориентации на потребности в модели трех кругов.

Раздел 8. Типология групповых конфликтов
Теория конфликтов. Разнообразие типов конфликтов и критериев их выделения. Зарубежные и отечественные типологии конфликтов. Внутриличностные конфликты. Межличностные конфликты. Конфликты между личностью и группой. Межгрупповые конфликты. Типы конфликтных личностей. Теория социальных изменений Парсонса и Смелсера. Понятие и сущность инновационного конфликта. Основные этапы конфликта. Специфика конфликтов в организации. Анализ внутренних конфликтов организации. Позиция руководителя в конфликте.

Раздел 9. Управление конфликтными ситуациями
Конфликты симметричные и асимметричные. Манипулятивные технологии и методы их распознавания. Понятие моббинга. Моббинг на рабочем месте. Анализ конфликта. Первый этап — признание существования конфликта. Роли участников конфликта. Три уровня конфликта. Модель «двойной истины». Исследование истории конфликта. Методы исследования истории конфликта. Классификация конфликтов по Шварцу. Девять типов групповых конфликтов.

Раздел 10. Законы группового развития
Типы разрешения конфликтов: бегство, уничтожение, подчинение, делегирование, компромисс, консенсус. Противоречия в продукте и организационные конфликты. Феномены группы. Принцип Питера. Эффект Даннинга-Крюгера. Закон Йеркса-Додсона. Влияние социально-психологических закономерностей на эффективность группового взаимодействия.

Срок обучения: 650 часов.

Режим занятий:
Десять двухдневных семинаров по субботам и воскресеньям с 10-00 до 18-00.

Стоимость:

90000 руб при оплате сразу за всю программу.
95000 руб при оплате двумя платежами (47500 и 47500 руб)
100000 руб при оплате по семинарам (10000 руб за семинар)
Слушателям других образовательных программ ВШПК предоставляется скидка.

Документ об образовании: диплом о профессиональной переподготовке.

На прошлой неделе российскому народу напомнили про существование Сил специальных операций ВС России, чей профессиональный праздник отмечается с недавних пор 27 февраля.

Напоминание было настолько громким и убедительным, что его услышали даже в Венесуэле, где на следующий день президент Мадуро объявил о создании аналога ССО — Особого национального антитеррористического корпуса.

Не вдаваясь в пересказ истории создания Сил специальных операций, о которых подробно рассказывалось на страницах «Военного обозрения»), остановимся на целях и задачах ССО, а также практике применения этого подразделения.

За последние пару десятилетий россияне окончательно запутались в бесчисленном количестве рождающихся и исчезающих спецподразделений. Обыватель даже не всегда в состоянии определить, к какому ведомству (МВД или МО) относятся бесчисленные «Альфы», «Дельты», «Витязи», «Вымпелы», «Ратники», «Вулканы» и т.д., каждое из которых брендировалось и продвигало установку на собственную элитарность в лучших традициях современного маркетинга.

В этом контексте Силы специальных операций отличались от других спецподразделений не только тем, что формировались и применялись без лишней шумихи и в сохраняющемся режиме преобладающей секретности, но и уникальностью своего предназначения и сферы применения. Прежде всего это контртеррористические операции и освобождение заложников на территории иностранных государств. Все иные задачи ССО не являются уникальными и в той или иной степени дублируют задачи, выполняемые другими подразделениями ВС РФ.

Из находящихся в открытом доступе сведений о практике применения ССО мы можем узнать, что данное подразделение применялось при известных событиях в Крыму, а также на Северном Кавказе и в Аденском заливе (борьба с сомалийскими пиратами) и в Сирии. Данные об освобождённых заложниках отсутствуют, а работа в Сирии является скорее не антитеррористической операцией (которой сейчас называют практически любую войну), а участием в полноценных боевых действиях. При этом никем не поднимается вопрос целесообразности применения уникального спецподразделения, на подготовку которого тратятся немалые деньги, и рассчитанного на проведение точечных, ювелирных, можно даже сказать — интеллектуальных операций, в качестве затыкания брешей в составе штатного российского войскового контингента. К сожалению, высокая квалификация бойцов ССО далеко не всегда спасает их жизнь при выполнении несвойственных им функций — они так же гибнут от танкового, артиллерийского и миномётного огня, как и бойцы диверсионно-разведывательных групп.

Если кратко сформулировать войсковую тактику при ведении масштабных боевых действий, то она состоит в поражении (уничтожении) противника. Тактика же при операциях ССО по освобождению заложников заключается в противоположном — освобождении и сохранении жизни при крайне избирательном применении средств ведения огня. Причём в идеале (что редко достижимо) речь идёт о сохранении жизни не только заложников, но и террористов — для дальнейшей передачи их следственным органам, выявления сообщников, проведения судебных процессов.

Вероятно, причина нецелевого использования Сил специальный операций заключается в полной подведомственности вопросов их применения Министерству обороны, которое использует ССО в рамках стоящих перед ним задач, тогда как возможности и предназначение этого многофункционального подразделения гораздо шире, располагаясь, по сути, на стыке компетенций ВС, МВД и МИД РФ.

Зарубежный опыт

В Великобритании деликатными зарубежными операциями занимается Special Air Service (SAS) и Special Boat Service (SBS), подчинённые ВС Великобритании и Королевскому ВМФ Великобритании соответственно. Непосредственно контртеррористическими операциями и освобождением заложников занимается особое подразделение Special Projects Team (SP Team)? насчитывающее около 80 бойцов. Ни в каких общевойсковых операциях и военных действиях SP Team не используется и находится в режиме постоянной боевой готовности на своих базах в Великобритании. Собственно, послать SP Team на войну и не получится, поскольку это команда не с фиксированным кадровым составом, а состоящая из постоянно сменяющихся «по кругу» бойцов других подразделений SAS, что позволяет в процессе службы получить антитеррористическую подготовку и освежить навыки действий по освобождению заложников всему составу SAS. Тренировочные базы SP Team оборудованы специальными зданиями и сооружениями, имитирующими объекты, где могут удерживаться заложники. Решение о передаче контроля над операцией и применении SAS в операциях по освобождению заложников принимает кабинет министров в зале для кризисных совещаний COBR. Эффективность применения SP Team чрезвычайно высока; потери среди заложников и бойцов SAS при освобождении заложников из тюрем и захваченных посольств минимальны, но имелись случаи ошибочного уничтожения невинных безоружных людей.

В Германии Grenzschutzgruppe 9 (GSG 9) находится в прямом и единственном подчинении у министра внутренних дел Германии, чтобы избежать ненужного задействования подразделения в незначительных операциях, отреагировать на которые способны подразделения более низкого ранга боеспособности и других целевых направлений. GSG 9 является старейшей антитеррористической группой в мире, имея высочайшую эффективность и крайне низкий уровень потерь как среди бойцов подразделения, так и среди освобождаемых ими заложников.

В связи с законодательными ограничениями на применение GSG 9 за рубежом (это возможно только с согласия самого иностранного государства) в Германии было также создано подразделение Kommando Spezialkräfte (KSK), имеющее меньше подобных ограничений и подчинённое Министерству обороны. Анализ деятельности KSK показывает, что они гораздо больше занимались тем, что кого-то захватывали и убивали, чем кого-то освобождали и спасали, принимая участие в полномасштабных боевых действиях в Ираке, Афганистане, бывшей Югославии. KSK продолжают подвергаться массированной критике со стороны прессы, общественных организаций, законодательной власти и даже представителей Бундесвера в связи с нецелевым использованием подразделения и закрытостью от парламентского контроля. Массированная критика привела к тому, что в ноябре Бундесвер изменил информационную политику и начал кампанию по улучшению имиджа, запустив серию статей и видеоклипов, где KSK позиционировалась исключительно как спецподразделение, занимающееся освобождением заложников и спасением граждан Германии. В настоящий момент значительно усилен парламентский контроль Бундестага за применением KSK. Потери KSK при выполнении операций до сих пор остаются засекреченными, а информационная закрытость не позволяет объективно оценить эффективность их применения.

Французская GIGN (Groupe d’Intervention de la Gendarmerie Nationale) одновременно подчиняется как Министерству обороны, так и Министерству внутренних дел, считаясь отрядом специального назначения как армии, так и полиции. Ни в каких боевых действиях не участвует, занимаясь только освобождением заложников и персонализированными операциями по захвату и уничтожению террористов. Подразделение по праву считается одним из лучших в мире в своей области и достигло впечатляющих результатов: проведены более 1600 операций, около 625 заложников освобождены, более 1500 преступников захвачены или ликвидированы, потери среди бойцов GIGN не превысили 11 человек. Примечательно, что в 2015 году GIGN оспаривала приоритет своего использования при зарубежных терактах в отношении французов с другой спецслужбой — SOC (Special Operations Command), входящей в состав Вооружённых сил Франции. В результате консультаций работу по освобождению заложников за рубежом признали сферой ответственности GIGN, которая имеет более узкую специализацию и больше опыта в этой области. Армейцам же оставили работу в зоне вооружённых конфликтов и действия по массовой эвакуации граждан Франции из опасных зон.

В США освобождением заложников за рубежом занимаются все кому не лень: Пентагон, ЦРУ, подразделения Командования специальных операций. Последние операции проводили отряды «Дельта» и «Морские котики» (Seals). Однако входящие в состав ВС и ВМС США подразделения оказались хорошо обучены ведению боевых действий, вторжению в другие страны и ликвидации противников, но часто терпели громкие провалы, когда дело доходило до спасения заложников (операция в Йемене в 2014 г., «Орлиный коготь» в Иране и др.). В 2015 году президент Обама создаёт специальную группу по возвращению заложников, в которую входят представители Пентагона, Госдепартамента, ФБР, ЦРУ, Минюста, Минфина и ряда других государственных органов. По сути это означает создание нового коллегиального органа, призванного координировать работу всех ведомств для достижения единой цели. Решение здравое и, возможно, достойное того, чтобы РФ к нему присмотрелось. Но никаких реформаторских действий по реструктуризации подразделений по спасению заложников пока и не последовало.

Наконец, израильская Сайерет Маткаль, являющаяся образцом для подражания, благодаря дерзости, сложности и профессионализму проводимых ею операций. На счету спецподразделения более 200 операций за рубежом. Эффективность высокая: за последние 45 лет заложники гибли редко, потери среди личного состава минимальны (на каждую сотню ликвидированных террористов погибает 1 боец подразделения). За этот же период отсутствуют сведения об участии Сайерет Маткаль в боевых действиях, а перечень осуществлённых ими операций ограничен освобождением заложников, глубокой разведкой, нейтрализацией конкретных террористов. Сайерет Маткаль подчинена Управлению военной разведки (Aman), которое, в свою очередь, является независимой службой, а не частью сухопутных войск, ВМС или ВВС.

Превращение в «боевых корректировщиков»?

Таким образом, мы наблюдаем тенденцию, в соответствии с которой наиболее успешные зарубежные контртеррористические подразделения либо не подчинены Министерству обороны, либо только частично ему подчинены, либо стремятся к обособленному функционированию. Мы также видим, что мировой опыт высвечивает бесперспективность и вредность использования подобных структур в военных действиях. Однако российское Минобороны продолжает использовать Силы специальных операций в Сирии, деформируя их уникальные навыки и превращая ССО из элитного подразделения в очередных боевых корректировщиков, наводчиков, ДРГ и ДШБ, которых и так достаточно в нашей армии.

Можно предвидеть, что сторонники сохранения status quo скажут: ситуация с захватом российских заложников за рубежом сейчас стоит не столь остро, чтобы уделять этому повышенное внимание. Однако в этом вопросе всё зависит от трактовки понятий «терроризм» и «заложник», которые в нынешнем столетии претерпевают определённую трансформацию. В частности, стоит вспомнить про Женевскую декларацию 1987 года, которая трактует как государственный терроризм массовые произвольные аресты, показательные суды и прочие практики полицейского государства. А от политического понятия «государственный терроризм» до юридического термина «терроризм» — всего один шаг.

В XXI век мы пришли с осознанием того, что терроризм не имеет национальности. Сейчас приходит понимание того, что терроризм также не имеет должностей, званий и государственного статуса. То есть заведомо незаконный (произвольный) вооружённый захват граждан и лишение их свободы является, по сути, тем же терроризмом, вне зависимости от того, совершает его религиозный фанатик или человек в полицейской форме, бросают человека в яму или в тюрьму, выносит приговор полевой командир или официальный суд.

Сегодня в зарубежных тюрьмах находятся около 6000 россиян, сотни из них находятся там незаконно, то есть без каких-либо юридических оснований или по приговорам, несоразмерным совершённому правонарушению. Именно это происходит с десятками наших моряков в Греции, которым раздают пожизненные сроки за преступления, которые они не совершали, и с нашими социологами, находящимися в ливийской тюрьме без суда и следствия. Миграционный кризис и события последних дней в Сирии, Турции, Греции и Ливии делают их заложниками ситуации, поскольку все эти страны что-то сейчас хотят от России, а сидящие за решёткой россияне невольно становятся элементом политического торга и давления на Российскую Федерацию.

Пределы невмешательства имеют чёткие границы, очерченные международным правом и внутренним законодательством государства. Израильские спецслужбы не остановит от операции по освобождению даже тот факт, что их гражданина захватили официальные органы Палестины. США не остановят своих «котиков» потому, что их дипломаты арестованы официальной полицией Ирана. Никому сейчас не придёт в голову оправдывать Холокост потому, что он соответствовал официальным распоряжениям властей Третьего рейха. И нет причин для того, чтобы Россия расценивала незаконные аресты своих сограждан не как терроризм и не была готова к реализации операций по их освобождению.

Охота на россиян по всему миру

И всё же до сих пор Россия не применяла подразделения ССО на территории стран, где не ведутся боевые действия и с которыми формально сохраняются межгосударственные отношения (исключение — Крым), предпочитая по возможности действовать дипломатическими методами. Отчасти это обусловлено тем, что при освобождении незаконно брошенных в государственные тюрьмы людей почти невозможно избежать жертв среди охраны пенитенциарных учреждений, которые по сути ни в чём не виновны, поскольку обязаны исполнять преступные распоряжения властей, не имея возможности оценить их законность и честно выполняя свои должностные обязанности. Освободить пять невинных россиян, убив при этом два десятка ни в чём не повинных иностранцев — это слишком высокая цена, которая сводит на нет целесообразность операции и может привести к серьёзным политическим издержкам. В том числе и этот аспект заставляет зарубежные аналоги ССО уделять особое внимание нелетальным и сублетальным средствам подавления и нейтрализации противника. Например, антитеррористическое подразделение SAS изобрело всем известную светошумовую гранату (G60), а французская GIGN практикует применение электрического импульсного пистолета Taser X26, а при использовании летального оружия старается стрелять террористам в плечо вооружённой руки. «Наш основной принцип заключается в том, чтобы до последнего не применять огнестрельное оружие», — сказал Дени Фавье, экс-командир GIGN.

Анализ видеоматериалов о работе и тренировках ССО позволяет сделать предположение, что они вообще незнакомы с образцами нелетального и сублетального оружия, а сирийский опыт вряд ли научит их стрелять в плечо и стимулирует к минимизации использования огнестрельного оружия.

27 февраля (в день ССО) известная рок-исполнительница Юлия Чичерина сказала то, о чём уже давно думают родные и близкие узников ливийской тюрьмы Митига:

«Считаю, единственный вариант — оказать на Триполи силовое давление, чтобы задерживать россиян в дальнейшем для них было невыгодно. Шаги по спасению собственных граждан сплачивают общество, повышают доверие к силовикам, к власти в целом, а это усиливает позиции России. Это вызов для наших спецслужб: пришло время, и это хороший повод навести в Ливии порядок, который разрушили американцы. После убийства Муаммара Каддафи правовое поле в Ливии очень условно. Молниеносный удар с поддержкой ВКС отрезвит всех наших неблагожелателей и заставит уважать русских во всем регионе».

Можно сколько угодно негодовать по поводу компетенции «этих штатских» и возмущаться по поводу того, что «какая-то певица даёт советы военным», но тем, кто носит погоны необходимо принять как данность тот факт, что не они, а гражданское общество (через своих представителей во власти) определяет область, время и целесообразность применения вооружённых сил (при том, что не подлежит оспариванию компетенция военных в выборе средств, методов, стратегии и тактики реализации поставленных задач). И в этом плане Чичерина выразила общие настроения в обществе, которое шокировано массовыми арестами россиян за границей, которые на сегодняшний день достигли таких масштабов, которые наша страна не видала за всю послевоенную историю. Не последнюю роль в этой вакханалии играют США, по запросу которых по всему миру происходит охота на россиян , которая в значительной мере не имеет должных правовых оснований.

Предварительные условия

Конечно же, вмешательство ССО должно происходить после выполнения целого ряда предварительных условий, которые должны реализовать МИД, законодательная власть и компетентные ведомства. Вот эти условия:

— юридическая оценка и признание незаконным лишения свободы российских граждан;
— подтверждение того, что дипломатические методы освобождения граждан исчерпаны, а экономические и политические способы влияния не принесли результатов;
— одобрение Государственной думы (президента) операции за пределами РФ с сохранением секретности планируемой операции;
— оценка рисков и целесообразности операции;
— оценка политических последствий и осуществление комплекса мероприятий по минимизации негативных последствий;
— создание оперативного штаба по контролю над операцией из представителей силовых структур, компетентных ведомств и министерств, законодателей;
— утверждение плана информационного освещения операции на всех стадиях и необходимого контроля за СМИ;
— утверждение плана действий в случае неудачи операции;
— реализация комплекса мер по подготовке общественного мнения как внутри страны, так и за рубежом.

Отработанного алгоритма нет

Как будут реализовываться данные условия, остаётся загадкой, поскольку на данный момент в России вообще не существует отработанного алгоритма действий в подобных ситуациях и отсутствует орган, призванный осуществлять межведомственное взаимодействие, реагировать и принимать решения по защите конституционных прав российских граждан за рубежом всеми доступными методами (в том числе и силовыми, если другие способы исчерпаны). Спросите любого представителя МИД о схеме взаимодействия с МО и методах силового освобождения россиян из зарубежного плена, и в ответ вы получите округлившиеся глаза и утверждение, что российский кризисный кабинет — это, собственно, офис президента.

На сегодняшний день Силы специальных операций напоминают суперсовременный концептуальный автомобиль, напичканный последними достижениями науки и техники, но настолько засекреченный, что неизвестно, где у него находится руль, коробка передач и сцепление.

Одним из важнейших компонентов деятельности контртеррористических подразделений является их публичное позиционирование и взаимодействие со СМИ. Пренебрегавшие PR-технологиями германская GSG 9 получила серьёзные проблемы, а не пренебрегавшая грамотной рекламой GIGN превратилась из строки в расходной части бюджета в высокодоходное предприятие, давая мастер-классы по всему миру, консультируя создание и аналогичных подразделений в других странах и занимаясь обучением даже американской «Дельты» и немецкой GSG 9. Но самое главное, что публичная демонстрация возможностей подразделения во многих случаях оказывает на противника психологическое воздействие, позволяющее зачастую избежать проведения силовой операции, а, следовательно, избежать возможных жертв. Как пример можно привести осаду Балком-стрит, когда террористы сдались, узнав из радиопередачи BBC, что их собирается штурмовать британская SAS.

Прекрасным примером, когда имидж спецподразделений и готовность к их применению работают на профилактику незаконных захватов граждан, являются те же США, которые создали легенду о том, что любой захват за границей американского гражданина приводит к немедленному направлению в район инцидента самолётов, авианосцев и боевых пловцов. Разумеется, это всего лишь миф: граждан США сидит в зарубежных тюрьмах не сильно меньше, чем лиц с иным гражданством. Но если бы не грамотная PR-кампания, то сидело бы их в два раза больше, и не только за дело, но и без законных на то оснований.

Сколько зарубежных полицейских, прокуроров или судей понесли ответственность за произвольные аресты россиян, которые были признаны в этих же странах произвольными и беспричинными? Ноль! Отсутствие страха неизбежной ответственности за произвол и репрессии в отношении наших сограждан позволяют безнаказанно творить в их отношении любое беззаконие. И пока за рубежом будут наблюдать, как наши «коммандос», призванные жёстко реагировать на незаконные захваты и похищения россиян, воюют в Сирии и отрабатывают на полигонах охранные мероприятия, ничего в этом отношении не изменится.

Что же предпринимает руководство Сил специальных операций в сфере Public Relations? ССО имеет для этого три канала: в сетях VK и Twitter, а также на YouTube. Поразительно, но среди почти полусотни размещённых там видео об учениях и тренировках ССО нет ни одного, где бы фигурировали заложники или освобождение гражданских лиц. Освещающим данные задачи, которые должны уметь выполнять ССО, с большой натяжкой можно отнести единственный ролик, где мельком показаны учения по захвату и зачистке гражданского судна от двух террористов в тренировочных штанах при полном отсутствии заложников.

Среди опубликованных материалов вы также практически не найдёте видео тренировок в строениях и закрытых помещениях (где обычно и содержатся заложники), не увидите кадров эвакуации граждан из опасных объектов и оказания помощи раненым. Отсутствует всё то, на что стараются делать акцент зарубежные коллеги ССО.

Министерство обороны не раздумывая бросает свою качественную и дорогую игрушку в пекло вооружённых конфликтов, тогда как общество ждёт от государства хотя бы демонстрации готовности к спасению гражданских лиц в разных уголках планеты.

Что мешает командованию ССО построить на учебных полигонах муляжи тюрьмы Митига, тюрьмы на Гуаме или тюрьмы на острове Сайпан, где содержались похищенные россияне и которые стратегически доступны для специальных операций ввиду близости к береговой линии и аэродрому (вспоминаем операцию Энтеббе)? Кто, если не ССО, должны проводить операции, которыми так гордятся зарубежные спецслужбы, по поимке (ликвидации) и доставке для суда на территорию РФ лиц, причастных к террористическим захватам россиян? Эти вопросы до сих пор остаются без ответа.

На примере истории с Виктором Бутом мы видим, что нашим «партнёрам» не мешают никакие юридические коллизии, чтобы отдать команду на захват иностранного гражданина за рубежом по обвинению в причастности к нанесению вреда американцам, находящимся за пределами США. Но Россия до сих пор склонна практиковать «зеркальные ответы» только тогда, когда вред гражданам РФ нанесён внутри территориальных границ РФ.

Возможно, для руководства ССО это будет новостью, но в России уже существуют негосударственные организации, которые имеют планы тюрем, где содержатся россияне, ведут реестр, отслеживают связи и перемещения причастных к государственному терроризму лиц, располагают контактами местных граждан, готовых оказать помощь в операциях по освобождению. И эти организации готовы поделиться своими наработками, но к ним никто не обращается.

Зачем нам нужны Силы специальных операций?

Выводы

Вероятно, часть миссий ССО до сих пор не рассекречена и не все тонкости их работы допустимы к публичной демонстрации, что делает данный аналитический обзор недостаточно объективным и в некоторой степени односторонним, но есть некоторые выводы, которые представляются вполне очевидными:

1. Полномасштабное использование ССО в вооружённых конфликтах вредно, нецелесообразно и бесперспективно.

2. Необходимы если не совместное подчинение ССО нескольким министерствам (помимо МО), то хотя бы разработка механизма оперативного взаимодействия руководства ССО с МИД и СПЧ. Возможно, это будет некий межведомственный комитет, который будет определять возможность и необходимость применения ССО. В противном случае ССО никогда не освободит ни одного гражданского заложника — хотя бы потому, что Минобороны не располагает информацией о гражданских заложниках.

3. Необходима переориентация ССО на операции по освобождению гражданских лиц (в том числе вне зоны боевых конфликтов) и визуализация этой работы в виде соответствующих публичных видеоотчётов (как это делают зарубежные подразделения, аналогичные ССО).

Хочется надеяться, что абсурдная парадигма, при которой вооружённым людям, незаконно похищающим и удерживающим в заграничной неволе наших сограждан, мы можем противопоставить только ноты и петиции, будет изменена, и каждый россиянин будет знать, что за его спиной стоят не только МИД и правозащитные организации, но и высокопрофессиональное контртеррористическое подразделение.

Содержание

Введение

1. Понятие и особенности групповой психотерапии

2. Требования к руководителю психотерапевтической группы

3. Организация работы психотерапевтической группы

4. Руководство психотерапевтической группой

Заключение

Список литературы

Введение

Жизнедеятельность человека в современном обществе сопряжена с повышенной стрессовой нагрузкой, и далеко не каждый человек оказывается в силах самостоятельно успешно адаптироваться к современным социальным условиям. У многих людей процесс адаптации происходит недостаточно эффективно, что порождает возникновение разнообразных эмоциональных, личностных и поведенческих проблем. Чтобы справиться с такими проблемами, нередко человеку требуется помощь и поддержка извне.

Один из путей оказания профессиональной помощи людям с недостаточным уровнем социально-психологической адаптации – групповая психотерапия. Психотерапевтическая группа представляет собой модель микросоциума, и поэтому групповая психотерапия в наибольшей мере подходит для эффективного решения проблем, связанных с жизнедеятельностью в обществе: психотерапия в группе предоставляет оптимальные для этого условия, близкие к реальным.

Руководство психотерапевтической группой представляет собой сложный процесс определения поведения психотерапевтической группы и придания ему направления, требуемого в целях достижения психотерапевтической эффективности группы. Анализу различных аспектов руководства психотерапевтической группы посвящена данная работа.

1. Понятие и особенности групповой психотерапии

В современной психотерапии различаются четыре формы организации психотерапевтического воздействия: индивидуальная, групповая, коллективная и семейная [4].

Групповая психотерапия – это одна из форм организации психотерапевтического воздействия, в основе которой лежит применение «факторов групповой динамики для решения эмоциональных, личностных, поведенческих проблем людей, а также для совершенствования личности» [3]. Под групповой динамикой понимается вся совокупность взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая руководителя группы, и ее изменение во времени [4].

Для осуществления групповой психотерапии формируются специально организованные психотерапевтические группы. Психотерапевтическая группа – это «малая целевая группа, относительно немногочисленная общность пациентов, находящихся между собой в непосредственном личном общении и взаимодействии, созданная для достижения определенных психотерапевтических целей» [4].

Цели групповой психотерапии различаются в зависимости от теоретической ориентации, взятой за основу в процессе организации групповой психотерапии, и от особенностей контингента участников группы. В общем виде целями групповой психотерапии являются «раскрытие, анализ, осознание и переработка проблем пациента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия» [4].

Общие задачи групповой психотерапии рассматриваются в трех аспектах: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. В качестве результата групповой психотерапии ожидается осуществление изменений в каждой из перечисленных сфер психики участников психотерапевтической группы [4]:

  1. Познавательная сфера. Групповая психотерапия способствует осознанию пациентом (участником группы):
    • связей в триаде «личность – ситуация – проблема»,
    • восприятие своей личности другими людьми и собственные особенности взаимоотношений с окружающими;
    • причины существующей проблемы.
  2. Эмоциональная сфера. Групповая психотерапия позволяет решить следующие задачи эмоциональной сферы личности:
    • получение эмоциональной поддержки и формирование более благоприятного отношения к себе;
    • непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе и самого себя;
    • точное распознавание и вербализация (словесное выражение) собственных эмоций;
    • переживание заново и осознание прошлого эмоционального опыта и получение нового эмоционального опыта в группе.
  3. Поведенческая сфера. Групповая психотерапия позволяет участнику психотерапевтической группы:
    • увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы;
    • приобрести навыки более искреннего, глубокого и свободного общения;
    • преодолеть неадекватные формы поведения, проявляющиеся в группе, в том числе связанные с избеганием субъективно сложных ситуаций;
    • развивать формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью;
    • закрепить новые формы поведения, в частности, те, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни;
    • вырабатывать и закреплять адекватные формы поведения и реагирования на основе достижений в познавательной и эмоциональной сферах.

Таким образом, групповая психотерапия способствует развитию самопонимания, расширению эмоционального опыта и усовершенствованию саморегуляции. При этом в процессе групповой психотерапии, как правило, спонтанно осуществляется реализация более широких целей: уточнение своих жизненных целей, направления и способов желаемых изменений, совершенствование личности [3]. Нередко в процессе участия в группе достигается решение проблем, не связанных с исходной целью групповой психотерапии: «Часто исходная задача (например, избавиться от тревожности или депрессии) по мере развития группы трансформируется в цели, связанные с межличностными отношениями, стремлением к общению. …  В достаточно гибко организованной группе индивидуальные цели по мере развития группового опыта могут корректироваться и модифицироваться» [5].

Инструментом психологического воздействия в процессе групповой психотерапии является групповая динамика психотерапевтической группы: «Взаимоотношения и взаимодействия, в которые вступает пациент в группе, в значительной степени отражают его истинные взаимоотношения, так как группа выступает как модель реальной жизни, где пациент проявляет те же отношения, установки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции. Использование групповой динамики направлено на то, чтобы каждый участник имел возможность проявить себя, а также на создание в группе эффективной системы обратной связи, позволяющей пациенту адекватнее и глубже понять самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы, проявляющиеся в межличностном взаимодействии, и изменить их в атмосфере доброжелательности и взаимного принятия» [4].

И.В.Вачков [1] выделяет следующие преимущества групповой формы организации психотерапевтического воздействия:

  1. Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем. Человек избегает замыкания в себе, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что другие переживают сходные чувства, – для многих людей подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором.
  2. Группа отражает общество в миниатюре. Это дает возможность участникам группы увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях.
  3. Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами. В реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти то же самое.
  4. В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. В реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, а в психотерапевтических группах можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, испробовать новые модели поведения – в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки.
  5. В группе участники могут идентифицировать себя с другими, т.к. в группе требуется не только говорить, но и слушать. Участники группы могут «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми другими.
  6. Взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого. Этот эффект не возникает при индивидуальной психокоррекционной и психотерапевтической работе; создавая дополнительные сложности для ведущего, психологическое напряжение в группе может (и должно) играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов; задача ведущего – не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе.
  7. Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания. Открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе.
  8. Групповая форма имеет и экономические преимущества: участникам дешевле работа в тренинге, чем индивидуальная терапия (и для многих тренинговая работа гораздо более эффективна); психолог также получает и экономическую, и временную выгоду.

Таким образом, групповая психотерапия – это особая форма организации психотерапевтического воздействия, основанная на взаимодействии участников в специально создаваемых группах. Являясь моделью микросоциума, психотерапевтическая группа воссоздает условия, близкие к реальной действительности, и в связи с этим обладает повышенной эффективностью с точки зрения осознания участниками группы своих проблем и нахождения конструктивных решений.

2. Требования к руководителю психотерапевтической группы

Для руководства психотерапевтической группы и адекватного использования возможностей групповой психотерапии требуется наличие обширных теоретических знаний и специальной профессиональной подготовки [4].

Требования к профессиональным качествам руководителя психотерапевтической группы делятся на три основные группы: требования к знаниям, умениям и опыту [M.S.Corey, G.Corey, 1987; 3]:

  1. Требования к знаниям. Руководитель группы должен знать:
    • Психологию развития, личности и групп, основы психопатологии и психиатрии.
    • Основные теории групповой психотерапии, используемые в них понятия и взаиморазличия; постоянно следить за новой информацией об изменениях в теории и практике групповой психотерапии.
    • Основные принципы динамики группового процесса, психотерапевтические факторы группы, механизмы их действия и управления ими.
    • Особенности индивидуальной психодинамики и психотерапии, чтобы понять не только происходящее в группе, но также и с отдельными ее участниками. Слабо разбираясь в индивидуальной психодинамике, терапевт может неправильно оценить влияние группы на участника и его реакции на групповой процесс.
    • Основные задачи терапевта на различных этапах развития группы.
    • Требования профессиональной этики к психотерапевтической работе вообще и конкретно к работе с группами.
    • Свою личность, ее сильные и слабые стороны, свои ценности, чтобы профессионально выполнять функции терапевта и оценивать возможное воздействие на участников группы своей личности.
  2. Требования к умениям. Руководитель должен уметь:
    • Доступно объяснить участникам группы, что такое групповая психотерапия, каковы цели данной конкретной группы и какими средствами терапевт собирается достичь этих целей.
    • Оценить пригодность участников для работы в психотерапевтической группе и отобрать в нее тех, которые бы не мешали, а помогали друг другу в достижении своих личных целей, т.е. создать психотерапевтически потенциальную группу.
    • Использовать потенциальные возможности психотерапевтических факторов группы, стимулирующих изменения в группе и в жизни участников, их потенциальные возможности.
    • Быть примером продуктивного участия в работе группы.
    • Понимать смысл невербального поведения и точно интерпретировать невербальные реакции участников.
    • Находить психотерапевтические решения в критических ситуациях жизни группы.
    • Использовать техники групповой работы, не злоупотребляя ими.
    • Должным образом завершать как каждую встречу, так и работу группы вообще.
    • Объективно оценить самому и помочь участникам оценить достигнутые результаты в работе психотерапевтической группы.
  3. Требования к профессиональному опыту. Прежде, чем приступить к деятельности руководителя психотерапевтической группы, необходимо:
    • Непосредственно наблюдать работу психотерапевтических групп и просматривать их видеозаписи.
    • Принять непосредственное участие в тренинговых группах.
    • Осуществить практическую работу под наблюдением опытного специалиста. Замечания более опытного специалиста помогают обратить внимание на ошибки, на вещи, которых терапевт не заметил в работе группы, на неправильно использованные техники.

Эффективность работы психотерапевтической группы зависит не только от профессиональных, но и от личностных качеств руководителя группы: «Каждый терапевт, независимо от его теоретических взглядов, приходит в группу со своими уникальными личностными свойствами, ценностями и жизненным опытом. Это налагает своеобразный отпечаток на каждую группу, с которой он работает. Однако личность терапевта не должна мешать раскрытию психотерапевтического потенциала группы; напротив, терапевт должен быть катализатором такого раскрытия» [3].

Обобщая сведения из различных источников, Р.Кочюнас выделяет следующие требования к личности руководителя психотерапевтической группы [3]:

  • концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;
  • открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;
  • эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;
  • аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;
  • энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;
  • уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;
  • уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;
  • богатое воображение, интуиция;
  • высокий уровень интеллекта.

Таким образом, содержание и специфика деятельности руководителя психотерапевтической группы предъявляет высокие требования как к профессиональным, так и личностным качествам руководителя группы.

3. Организация работы психотерапевтической группы

Руководство психотерапевтической группой подразумевает длительный и трудоемкий предварительный этап, на котором осуществляется организация деятельности группы. На предварительном этапе решаются следующие основные задачи [3]:

  • определить цели организуемой группы с учетом продолжительности, условий будущей работы, состава участников;
  • уточнить основные критерии отбора участников в группу;
  • решить вопросы формирования группы: определить способы подготовки участников к групповой работе, общую продолжительность работы группы, частоту и продолжительность занятий, место работы группы, порядок оплаты участия в группе;
  • уточнить возможность сочетания работы в психотерапевтической группе с индивидуальной психотерапией или консультированием, употреблением медикаментов и т.п.;
  • определить способы оценки непосредственных и отдаленных результатов работы группы;
  • подготовить сообщение об организуемой психотерапевтической группе.

Правильный отбор участников – один из наиболее важных факторов эффективности деятельности психотерапевтической группы. Наиболее важными критериями отбора участников группы являются [3]:

  1. Желание претендента (мотивация к психотерапии и участию в группе);
  2. Соответствие личных проблем претендента целям группы;
  3. Наличие у клиента проблем в сфере межличностных отношений;
  4. Наличие возможности участвовать в работе группы (посещать занятия, справляться с заданиями, способность к самораскрытию и т.п.).

К основным критериям непригодности претендента к участию в группе относят [2]:

  1. Тяжелые психические расстройства (психоз, острая фаза депрессии и т.д.);
  2. Асоциальное поведение претендента или низкий самоконтроль поведения;
  3. Чрезмерная тревожность или сензитивность субъекта;
  4. Наличие невротической потребности в одобрении.

Важным и в то же время не решаемым однозначно является вопрос о гомогенности-гетерогенности (однородности-неоднородности) группы по нозологии, полу, возрасту, образованию участников и т.п.

В пользу неоднородности группы по составу приводят такие аргументы, как наличие широкого диапазона примеров альтернативного поведения, большая репрезентативность группы как модели социума. Кроме того, «различия предоставляют больше возможностей для возникновения противоречий и, следовательно, для развития … Многообразие, которое возникает, когда в группу включаются люди, имеющие различные личностные характеристики и поведенческие особенности, приводит к трениям и конфронтациям, прорабатывая которые можно в конечном счете добиться оптимальных результатов в личностном развитии и обучении» [5]. Неоднородность состава рекомендуется для групп, ориентированных на долгосрочную психотерапию, решение сложных и глубоких проблем [4].

В однородной по составу группе быстрее возникает взаимопонимание, взаимные симпатии и поддержка участников, что способствует уменьшению сроков осуществления психотерапии. Однородность состава рекомендуется для групп, ориентированных на краткосрочную психотерапию, а также для лечения крайних возрастных групп (подростки, пожилые люди и т.д.) [4; 5].

Число участников психотерапевтической группы должно составлять 5-8 человек [3], 8-12 человек [4] или 6-10 человек [5]. Группы, имеющие в своем составе менее 5 или более 12 участников, утрачивают психотерапевтический потенциал: «Группа должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить необходимое разнообразие взаимодействий, и достаточно компактной для того, чтобы каждый мог чувствовать себя ее неотъемлемой частью. По мере роста численности группы повышается вероятность того, что отведенное для ее работы время будет узурпироваться кем-либо из наиболее разговорчивых, склонных к доминированию участников и что в ней будут образовываться подгруппы и группировки … Когда группа слишком малочисленна, она перестает действовать как группа, а ее члены оказываются вовлеченными в проводимые в условиях группы индивидуальные консультации или психотерапевтические сеансы» [5].

Оптимальная продолжительность одной групповой встречи (сеанса) – 1,5-2 часа [3]. Частота встреч может варьировать от 1 до 5 раз в неделю, а общая продолжительность групповой психотерапии зависит от целей группы, частоты встреч и т.д. Средняя продолжительность курса групповой психотерапии составляет 40 сеансов [4].

Место встреч участников группы должно представлять собой отдельное помещение, достаточно уютное и не имеющее в своем интерьере отвлекающих факторов. Помещение не должно быть ни слишком просторным, ни слишком тесным. Участники группы, как правило, рассаживаются в круг: «Если не придерживаться принципа круга, когда некоторые участники, сидя в одном ряду, не могут видеть друг друга, то нарушается сеть межличностных взаимодействий. Круг является символом полноты, завершенности, целостности, во многих культурах ему приписывается магическая сила» [3].

Для подготовки отобранных лиц к групповой психотерапии целесообразно организовать предварительную встречу, цель которой – ознакомление с процессом групповой психотерапии, подготовка к роли участника группы, облегчение включения участников в группу. На предварительной встрече обсуждаются следующие аспекты предстоящей психотерапии [3]:

  1. Руководитель сообщает, группа – это «некая социальная лаборатория, в которой постоянно происходит искреннее и открытое обсуждение отношений с другими участниками группы. Это помогает лучше понять себя и свои отношения с другими людьми. Терапевт подчеркивает, что говорить об отношениях с другими участниками нелегко … Но избежать этого невозможно, если пытаешься наладить контакт с незнакомыми до этого людьми. С другой стороны, опыт, приобретенный в группе, можно перенести в повседневные жизненные ситуации. Очень важно увидеть межличностный контекст своих проблем. … наибольшую пользу в группе можно получить, открыто и искренне выражая свои чувства, возникающие в группе. Это является основным в работе группы» [3].
  2. Руководитель предупреждает, что в начале работы участники групп, как правило, испытывают большое напряжение, тревогу, неудовлетворенность, большинству людей вначале трудно говорить о себе, проявлять свои чувства, поскольку это противоречит нашим обычным стереотипам общения. Однако впоследствии негативные переживания исчезают и наступает психотерапевтический эффект.
  3. Необходимо довести до сведения участников организационные моменты деятельности группы: время, место, продолжительность, частоту встреч, а также общую продолжительность работы группы.
  4. Руководитель знакомит участников с заранее разработанными правилами участия в группе: конфиденциальность (неразглашение информации, касающейся других участниках группы), открытость и искренность, посещение (необходимость присутствия на всех занятиях группы), запрет на общение участников за пределами группы и т.п.

Качественное решение задач подготовительного этапа является необходимым условием достижения максимальной эффективности групповой психотерапии.

4. Руководство психотерапевтической группой

Главная цель руководителя группы – создание условий для максимального раскрытия психотерапевтической силы группы. Психотерапевтическая сила группы заключается преимущественно во взаимодействии участников группы, поэтому необходимо, чтобы «терапевт группы был эффективным помощником для участников, а не работал за них, чтобы помог им совершенствоваться, а не привязывал к себе узами зависимости» [3].

Задачи руководителя психотерапевтической группы [4]:

  1. Побуждение членов группы к проявлению отношений, установок, поведения, эмоциональных реакций и их обсуждению и анализу, а также к разбору предложенных тем.
  2. Создание в группе условий для полного раскрытия пациентами своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты.
  3. Разработка и поддержание в группе определенных норм, гибкость в выборе директивных и недирективных техник воздействия.

Руководитель группы должен уметь грамотно применять основные методы групповой психотерапии, к которым относятся [4]:

  • Групповая дискуссия;
  • Психодрама (разыгрывание ролевых ситуаций);
  • Психогимнастика (невербальное межличностное взаимодействие);
  • Проективный рисунок (рисование на определенную тему).

Перечисленные методы групповой психотерапии и свои функции руководитель реализует с помощью следующих средств воздействия [4]:

  • Вербальных – структурирование хода занятий (одна из важнейших функций психотерапевта), сбор информации, интерпретация (отражение эмоций, кларификация, конфронтация, собственно интерпретация), убеждение и переубеждение, предоставление информации, постановка заданий;
  • Невербальных – мимика, жестикуляция, интонация.

Следует еще раз подчеркнуть, что воздействие руководителя на участников психотерапевтической группы подразумевает не столько активность самого руководителя, сколько стимуляцию членов группы к определенным видам активности, согласующимся с целями группы.

Различают следующие стили руководства малыми, и в том числе психотерапевтическими, группами [3; 4; 5]:

  1. Авторитарный – руководитель единолично определяет и направляет поведение группы;
  2. Попустительский – руководитель предоставляет членам группы самостоятельно направлять и определять свое поведение;
  3. Демократический – руководитель формирует поведение группы через групповую дискуссию.

Наиболее эффективным стилем руководства психотерапевтической группой является демократический [4; 5]. Однако данное правило не является универсальным: в процессе руководства психотерапевтической группой более важно проявлять гибкость и уметь применять различные стили руководства в зависимости от требований ситуации. Так, например, на начальных этапах работы группы, когда ее участники испытывают тревогу и напряжение, а также в тех случаях, когда задача жестко структурирована, члены группы испытывают сильный стресс или динамика группы настолько неясна для участников, что они не могут полно и точно осознать, что происходит, наиболее уместен авторитарный стиль руководства группой. В тех случаях, когда группа ведет себя активно и эффективно, от руководителя требуется минимальное вмешательство в процесс деятельности группы (попустительский стиль руководства) [5].

Кроме того, руководителю необходимо гибко применять соответствующие ситуации основные роли (функции) руководителя группы [5]:

  • Роль эксперта – функция разъяснения, комментирования процессов, происходящих в группе: «Эти комментарии помогают членам группы понять, как они себя ведут, как их поведение сказывается на других и в конечном счете как оно влияет на их представление о себе и на текущие обстоятельства их жизни» [5].
  • Роль катализатора – функция побуждения членов группы к определенным действиям, к тому, чтобы помочь участникам группы увидеть и понять, что происходит в группе.
  • Роль аранжировщика – функция предотвращения неприемлемого поведения участников группы, защиты отдельных членов группы от необоснованных нападок со стороны других участников, поддержки членов группы, проявляющих растерянность и т.п.
  • Роль образцового участника – функция предоставления участникам группы примера эффективного поведения для последующего подражания.

Таким образом, руководство психотерапевтической группой – это сложный и многогранный процесс, требующий от руководителя группы умения эффективно решать одновременно множество задач, умения чутко реагировать на все возможные ситуации, высокого уровня профессионального мастерства и гибкости. 

Заключение

Проведенный в данной работе анализ различных аспектов процесса руководства психотерапевтической группой позволяет сформулировать следующие выводы:

  1. Групповая психотерапия – это особая форма организации психотерапевтического воздействия, основанная на взаимодействии участников в специально создаваемых группах. Являясь моделью микросоциума, психотерапевтическая группа воссоздает условия, близкие к реальной действительности, и в связи с этим обладает повышенной эффективностью с точки зрения осознания участниками группы собственных социально-психологических проблем и нахождения конструктивных решений.
  2. Содержание и специфика деятельности руководителя психотерапевтической группы предъявляют высокие требования как к профессиональным, так и личностным качествам руководителя группы.
  3. Руководство психотерапевтической группой подразумевает длительный и трудоемкий предварительный этап, на котором осуществляется организация деятельности группы. Качественное решение задач подготовительного этапа является необходимым условием достижения максимальной эффективности групповой психотерапии.
  4. Непосредственно руководство психотерапевтической группой – это сложный и многогранный процесс, требующий от руководителя группы умения эффективно решать одновременно множество задач, умения чутко реагировать на все возможные ситуации, высокого уровня профессионального мастерства и гибкости.

Таким образом, групповая психотерапия является высокоэффективным психотерапевтическим методом, однако для успешного осуществления руководства психотерапевтической группой необходимо обладать чрезвычайно высоким уровнем профессионализма. 

Список литературы

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Издательство «Ось-89», 1999. – Библиотека фонда содействия развитию психической культуры (Киев): http://www.psylib.kiev.ua.
  2. Витакер Д.С. Группы как инструмент психологической помощи. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 432 с. – (Библиотека психологии и психотерапии).
  3. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. – М.: «Академический проект», 2000. – Библиотека фонда содействия развитию психической культуры (Киев): http://www.psylib.kiev.ua.
  4. Психотерапевтическая энциклопедия / под общей ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 752 с.: (Серия «Мастера психологии»).
  5. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – СПб.: Питер Ком, 1998. – Библиотека фонда содействия развитию психической культуры (Киев): http://www.psylib.kiev.ua.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • В ссср ядерным оружием занималась группа ученых под руководством
  • Тогда руководство это
  • Инструкция по установке касперский 11 на линукс
  • Руководство ссср всячески старалась отсрочить свое участие в грядущей войне
  • Лозартан вертекс инструкция по применению при каком давлении отзывы аналоги