Приоритетные задачи деятельности педагогических работников, связанной с классным руководством
Приоритетными задачами деятельности по классному руководству, соответствующими государственным приоритетам в области воспитания и социализации обучающихся, являются:
создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;
формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;
формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности, по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека; культу насилия, жестокости и агрессии; обесцениванию жизни человека и др.;
формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности, событий и итогов второй мировой войны;
формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счёт активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтёрского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ.
Условиями успешного решения обозначенных задач являются:
выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных современных воспитательных практик, непрерывного развития педагогической компетентности;
реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического партнёрства;
взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе, в вопросах информационной безопасности детей, методах ограничения доступности интернет-ресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей; поддержка семейного воспитания и семейных ценностей; содействие формированию ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей;
обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребёнка в области образования посредством взаимодействия с членами педагогического коллектива общеобразовательной организации, органами социальной защиты, охраны правопорядка и т.д.;
участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Направленность и содержание приоритетных воспитательных задач, связанных с классным руководством, зависят от контекстных условий деятельности общеобразовательной организации. Этнокультурные особенности региона и территории проживания, определяющие социальные нормы и традиции воспитания, характеристики социально-экономической и социокультурной ситуации в конкретной территории (наличие объектов культуры, спорта, дополнительного образования детей, градообразующих предприятий и иных субъектов активной экономической деятельности) во многом влияют на выбор актуальных задач воспитательной деятельности.
Классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления.
Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей. Оно непосредственно вытекает из сущности, целей, задач, содержания и специфики реализации классного руководства как вида педагогической деятельности.
Специфика осуществления классного руководства состоит в том, что воспитательные цели и задачи реализуются соответствующим педагогическим работником как в отношении каждого обучающегося, так и в отношении класса как микросоциума. Необходимо учитывать индивидуальные возрастные и личностные особенности, образовательные запросы, состояние здоровья, семейные и прочие условия жизни обучающихся, а также характеристики класса как уникального ученического сообщества с определёнными межличностными отношениями и групповой динамикой.
Педагогический работник, осуществляющий классное руководство, не является единственным субъектом воспитательной деятельности. Поэтому он должен постоянно взаимодействовать с семьями обучающихся, другими педагогическими работниками общеобразовательной организации, взаимодействующими с учениками его класса, а также администрацией общеобразовательной организации.
Воспитательный процесс и социализация обучающихся осуществляются в открытом социуме, с использованием всех его ресурсов. Поэтому педагогический работник, осуществляющий классное руководство, взаимодействует также с внешними партнёрами, способствующими достижению принятых целей.
Педагогический работник, осуществляя классное руководство, выполняет широкий спектр обязанностей, относящихся непосредственно к педагогической, а не к управленческой деятельности. Действия, относящиеся к анализу, планированию, организации, контролю процесса воспитания и социализации, координирующие действия являются вспомогательными для достижения педагогических целей и результатов, а не смыслом и главными функциями, связанными с классным руководством.
В деятельности, связанной с классным руководством, выделяются инвариантная и вариативная части.
Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых – традиционных и актуальных – задач воспитания и социализации обучающихся, независимо от контекстных условий функционирования общеобразовательной организации.
Инвариантная часть содержит следующие блоки:
1. Личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе, включая:
содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путём осуществления контроля посещаемости и успеваемости обучающихся класса;
обеспечение включённости всех обучающихся в воспитательные мероприятия по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации обучающихся;
содействие успешной социализации обучающихся путём организации мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих их формирование опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтёрского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ;
осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на основе изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий, состояния и условий семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребёнка в семье;
выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в психологической помощи;
профилактика наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ;
формирование навыков информационной безопасности;
содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;
поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их способностей;
обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования.
2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой, включая:
изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;
регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде;
формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к российским национальным и общечеловеческим ценностям, здоровому образу жизни, семейным ценностям, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее страны; признанию ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской, творческой и иной деятельности;
организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия обучающихся, в том числе их включённости в волонтерскую деятельность и в реализацию социальных и образовательных проектов;
выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозы физическому и психическому здоровью обучающихся;
профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.
3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая:
привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребёнка;
регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса.
координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных отношений;
содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) путём организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей;
4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом, включая:
взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки единых педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию с учётом особенностей условий деятельности общеобразовательной организации;
взаимодействие с администрацией общеобразовательной организации и учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и класса в целом;
взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного развития;
взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности: интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;
взаимодействие с педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем, педагогами дополнительного образования и старшими вожатыми по вопросам вовлечения обучающихся класса в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий;
взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией общеобразовательной организации по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения обучающихся;
взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками общеобразовательной организации (социальным педагогом, педагогом-психологом, тьютором и др.) с целью организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами, включая:
участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению обучающихся.
участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и социализации обучающихся в рамках социально-педагогического партнёрства с привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей, научных и образовательных организаций;
участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса.
6. Ведение и составление педагогическими работниками, осуществляющими классное руководство, следующей документации:
классный журнал (в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации списка обучающихся;
план работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которого могут быть установлены локальным нормативным актом общеобразовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.
В целях недопущения избыточной отчётности педагогических работников руководителям общеобразовательных организации необходимо руководствоваться подразделом «Классное руководство» раздела VIII приложения к письму Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 21 марта 2017 г. № 08-554 «О принятии мер по устранению избыточной отчётности».
Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от контекстных условий общеобразовательной организации.
К примеру, вариативность может отражать наличие особых целей и задач духовно-нравственного воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях субъекта Российской Федерации, связанных с трансляцией и поддержкой развития национальной культуры, сохранением родного языка. На состав деятельности по классному руководству могут оказать влияние особые характеристики общеобразовательной организации. Так, например, в общеобразовательных организациях с устойчиво низкими результатами обучения и работающими в сложном социальном контексте, непосредственно связанном с классным руководством, могут появиться дополнительные задачи по развитию учебной мотивации у обучающихся, координации работы учителей-предметников, вовлечению семьи в образовательную деятельность обучающихся и т.д.
Каждый блок инвариантной части деятельности по классному руководству может быть дополнен, акцентирован или скорректирован с учетом контекстных условий.
Вариативная часть может отражаться не только в локальном акте общеобразовательной организации, но и в соглашении о выполнении дополнительной работы конкретным педагогическим работником в связи с классным руководством, если предполагается работа в классе с особыми условиями, например с присутствием детей с ограниченными возможностями здоровья, либо в разновозрастном классе-комплекте и т.д.
В рамках реализации обозначенных задач деятельности по классному руководству, педагогический работник самостоятельно выбирает формы и технологии работы с обучающимися и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, в том числе:
индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
групповые (творческие группы, сетевые сообщества, органы самоуправления, проекты, ролевые игры, дебаты и др.);
коллективные (классные часы, конкурсы, спектакли, концерты, походы, образовательный туризм, слёты, соревнования, квесты и игры, родительские собрания и др.).
Уважаемые коллеги Вашему вниманию предлагаются вопросы и ответы теста “Организация деятельности педагогических работников по классному руководству” сайта единый урок. Правильный ответ выделен жирным шрифтом.
- Формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности осуществляется на основе детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи. Верно ли данное суждение?
- Да
- Нет
- Общеобязательные нормы в части обеспечения воспитательного процесса в образовательных организациях содержит Семейный кодекс Российской Федерации?
- Да
- Нет
- Одним из механизмов формирование активной жизненной и социальной позиции обучающихся является использование возможностей волонтёрского движения и детских общественных движений?
- Да
- Нет
- Локальные нормативные акты общеобразовательных организаций включают комплекс документов, регламентирующих содержание и порядок организации классного руководства?
- Да
- Нет
- Вариативная часть деятельности, связанной с классным руководством, в том числе содержит направление работы по содействию повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося. Верно ли данное суждение?
- Да
- Нет
- В рамках деятельности, связанной с классным руководством, в вариативной части организуется выявление и поддержка обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Верно ли данное суждение?
- Да
- Нет
- В рамках деятельности, связанной с классным руководством, изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы не организуется. Верно ли данное суждение?
- Да
- Нет
- Является ли приоритетной задачей деятельности по классному руководству формирование у обучающихся активной гражданской позиции и причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России?
- Да
- Нет
- Направленность и содержание приоритетных воспитательных задач, связанных с классным руководством, определены и не могут быть изменены общеобразовательной организацией. Верно ли данное суждение?
- Да
- Нет
- В рамках деятельности, связанной с классным руководством, в вариативной части организуется формирование у детей с устойчиво низкими образовательными результатами мотивации к обучению. Верно ли данное суждение?
- Да
- Нет
- Гуманизация межличностных отношений в классе может являться одним из механизмов создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе?
- Да
- Нет
- В образовательных организациях воспитательный процесс осуществляется в целях формирование и развитие личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Верно ли данное суждение?
- Да
- Нет
- В рамках одного класса педагогический работник, осуществляющий классное руководство, является единственным субъектом воспитательной деятельности. Верно ли данное суждение?
- Да
- Нет
- Формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития осуществляется на основе как принятия общечеловеческих российских традиционных духовных ценностей, но и практической готовности им следовать. Верно ли данное суждение?
- Да
- Нет
- Классный руководитель выполняет обязанности, относящихся непосредственно к управленческой деятельности, а не к педагогической деятельности. Верно ли данное суждение?
- Да
- Нет
- Классный руководитель в своей работе должен учитывать:
- индивидуальные особенности
- образовательные запросы
- характеристику класса
- состояние здоровья
- условия жизни обучающихся
- индивидуальные возрастные особенности
- все вышеуказанное
- пункты 2 и 3
- пункты 1 и 5
- Можно ли сказать, что воспитательный процесс и социализация обучающихся в современном обществе осуществляются в открытом социуме с использованием всех его ресурсов?
- Да
- Нет
- Организация деятельности по классному руководству на местном уровне (в муниципальных районах и городских округах) должна быть направлена на создание дополнительных задач с учётом социально-экономической, социокультурной, демографической, криминогенной ситуации в конкретных муниципальных образованиях. Верно ли данное суждение?
- Да
- Нет
- Формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития осуществляется на основе как принятия общечеловеческих российских традиционных духовных ценностей, но и практической готовности им следовать. Верно ли данное суждение?
- Да
- Нет
- В рамках деятельности, связанной с классным руководством, в инвариантной части организуется изучение психофизиологических особенностей обучающегося, в том числе социально-бытовых условий, состояния и условий семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребёнка в семье. Верно ли данное суждение?
- Да
- Нет
- new, ответы теста сайт единый урок, тестирование классных руководителей
<Письмо> Минпросвещения России от 12.05.2020 N ВБ-1011/08
«О методических рекомендациях»
(вместе с «Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях»)
Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен
по расписанию:
- по рабочим дням с 20-00 до 24-00 (время московское)
- в выходные и праздничные дни в любое время
Вы можете заказать документ на e-mail
Нормативные основы.
Обязанности классного руководителя.
Роль классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. Ответственность классного руководителя школы охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников и может быть выражена в инвариантном и вариативном компонентах.
Инвариантный компонент деятельности классного руководителя включает:
1) обеспечение жизни и здоровья учащихся (контроль за посещаемостью школы учащимися класса, контроль причин пропусков, информированность о состоянии здоровья учащихся класса, ведение документации о заболеваемости учащихся, работа с листком здоровья в классном журнале, совместно с врачом и родителями разработан и реализуется комплекс мер по охране и укреплению здоровья, вовлечение учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью, организуется охват учащихся горячим питанием, проведение инструктажей и ведение документации по технике безопасности),
2) обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями (информированность о межличностных взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений учащимися класса и ведущих в классе учителей, проведение диагностики межличностных отношений, оперативное регулирование возникающих противоречий, определение задач оптимизации психологического климата в классе, выявление учащихся имеющих проблемы в сфере межличностных отношений, привлечение для этой работы психолого-педагогическую службу),
3) содействие освоению школьниками образовательных программ (информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе, координация деятельности учителей- предметников и родителей, прогнозирование и мониторинг успеваемости, содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования, планирование и реализация работы с одаренными, с неуспевающими учащимися,
4) осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся (разработка годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию учащихся, содействие в формирование опыта гражданского поведения в процессе ученического самоуправления, поддержка в ученическом самоуправлении высоких эталонов, осуществляется планомерное развитие ученического самоуправления на основе исходного состояния дел в классном коллективе, осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и учащихся),
Вариативный компонент деятельности классного руководителя:
5) определение целей воспитания учащихся класса на основе учета возрастных особенностей, существующей ситуацией в классе, планирование работы с классом (комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса, качественное и обоснованное целеполагание, программирование и планирование работы с классом, ведение отчетной документации, осуществление мониторинга эффективности собственной деятельности, организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях городского, областного и Всероссийского уровня в соответствии с профильной — системообразующей деятельностью класса),
6) определение зон риска для учащихся класса, планирование профилактической деятельности (составление списка учащихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины, разработка и согласование с социальным педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетом комплекса профилактических мер, привлечение широкого круга участников к профилактическим мероприятиям, использование возможностей лечебных, образовательных, социальных учреждений, правоохранительных органов, общественных организаций).
В качестве ресурсов обеспечивающих воспитание учащихся могут рассматриваться:
— деятельность педагогов, педагогических коллективов, воспитательных организаций,
— программы воспитания, воспитательные технологии, методическое обеспечение воспитательной деятельности,
— сотрудничество с родителями учащихся, семьями школьников,
— СМИ, деятельность социальных организаций, учреждений культуры,
— социально значимая деятельность самих воспитанников, их общественная самоорганизация.
Примерная должностная инструкция
классного руководителя в соответствии с ФГОС
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность классного руководителя.
1.2. Классный руководитель относится к категории специалистов.
1.3. На должность классного руководителя назначается лицо, имеющее высшее или среднее специальное педагогическое образование и высокую мотивацию к воспитательной деятельности.
1.4. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы.
1.5. На период отпуска или временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены (на основании приказа директора школы) на учителя, не имеющего классного руководства и работающего в данном классе.
1.6. Классный руководитель непосредственно подчиняется заместителю директора школы по воспитательной работе и, если он реализует программу организации внеурочной деятельности класса, заместителю директора по внеурочной работе, а далее — директору школы.
1.7. Классный руководитель должен знать:
• нормативные акты, регламентирующие деятельность школы и работающих в ней педагогов;
• Конвенцию о правах ребенка;
• правила внутреннего трудового распорядка;
• этику делового и межличностного общения;
• педагогику, в том числе теорию и методику воспитания;
• общую, возрастную и социальную психологию;
• возрастную физиологию;
• методику организации различных видов внеурочной деятельности школьников: игровой, познавательной, трудовой (производственной), социально значимой волонтёрской, досугово-развлекательной, спортивно-оздоровительной, туристско-краеведческой, проблемно-ценностного общения, художественного творчества;
• программы организации внеурочной деятельности школьников и правила их разработки;
• правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
2. Должностные обязанности
2.1. Самостоятельно определять цели своей работы, исходя из актуальных проблем развития учащихся вверенного ему класса.
2.2. Самостоятельно разрабатывать план своей работы и, если классный руководитель становится организатором внеурочной деятельности учащихся своего класса, программу (или её модуль) организации внеурочной деятельности учащихся класса.
2.3. Изучать особенности, интересы, потребности, способности школьников и помогать им в их реализации.
2.4. Знакомить школьников с возможностями их участия во внеурочной деятельности, организуемой образовательным учреждением; стимулировать самоопределение учащихся класса в данной сфере школьной жизни, помогать им в выборе наиболее приемлемых для себя видов внеурочной деятельности и форм своего участия в них.
2.5. Осуществлять необходимые мероприятия для сплочения классного коллектива.
2.6. Поддерживать социально значимые инициативы школьников, побуждать их к самоуправлению, курировать самоуправленческую деятельность учащихся класса.
2.7. Осуществлять профориентационную работу с учащимися 9–11 классов.
2.8. Совместно с учителями-предметниками осуществлять контроль готовности класса к учебным занятиям (обеспеченность учебниками, пособиями, тетрадями, атласами, картами, канцелярскими принадлежностями и т. п.).
2.9. Осуществлять контроль посещаемости учащимися класса уроков, выяснять причины пропусков учебных занятий, при необходимости принимать меры к их устранению.
2.10. Осуществлять контроль успеваемости учащихся класса, принимать меры по устранению школьниками учебной задолженности, регулярно информировать родителей об успеваемости их детей.
2.11. Осуществлять контроль девиантных проявлений в развитии учащихся класса; при необходимости осуществлять педагогическую коррекцию; в особо сложных и опасных случаях информировать об этом вышестоящее руководство.
2.12. Организовывать питание учащихся класса в школьной столовой.
2.13. В установленные администрацией сроки организовывать дежурство класса по школе, участие класса в субботниках по уборке школьных помещений и пришкольной территории, влажную уборку закреплённого за классом кабинета.
2.14. Следить за сохранностью имущества и санитарно-гигиеническим состоянием закреплённого за классом кабинета.
2.15. Заботиться о благопристойном внешнем виде, правильной речи и хороших манерах учащихся класса.
2.16. Заботиться о здоровье учеников, вовлекать их в физкультурную и спортивную деятельность.
2.17. Организовывать с учащимися класса мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев и т. п.
2.18. Обеспечивать соблюдение детьми техники безопасности и санитарно-гигиенических норм во время проведения внеурочных мероприятий с классом.
2.19. Оказывать (при необходимости) школьникам первую доврачебную помощь в случаях заболевания или получения ими травм в период их пребывания в школе или совместного с классным руководителем участия во внешкольных мероприятиях.
2.20. Извещать вышестоящее руководство и родителей обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей вверенного ему класса и случившихся в период пребывания детей в школе.
2.21. Следить за соблюдением и принимать меры, направленные на соблюдение школьниками Правил для учащихся и Устава школы.
2.22. Следить за соблюдением прав ребёнка в школе.
2.23. Оказывать помощь своим воспитанникам в решении их сложных жизненных проблем.
2.24. Работать с родителями учащихся класса индивидуально; в сроки, удобные родителям и самому классному руководителю, проводить родительские собрания; при крайней необходимости посещать семьи учащихся на дому.
2.25. Сотрудничать с работающими в классе учителями-предметниками, воспитателями ГПД, педагогами дополнительного образования, куратором деятельности детских общественных объединений, школьным психологом, социальным педагогом, медицинским работником с целью координации их воспитательных усилий и оказания учащимся необходимой помощи в учёбе.
2.26. Участвовать в работе Педагогического совета школы, Методического объединения классных руководителей, а также в проводимых школой совещаниях, консилиумах и семинарах, на которые приглашаются классные руководители.
2.27. Принимать участие в составлении общешкольного плана воспитательной работы и осуществлении контроля организуемого в школе процесса воспитания, проводя в своем классе необходимые диагностические исследования, осуществляя вместе с заместителем директора по воспитательной работе анализ своей профессиональной деятельности и высказывая экспертное мнение по интересующим его вопросам.
2.28. Вести необходимую документацию: классный журнал, личные дела учащихся, дневники учащихся; помогать администрации школы собирать необходимую статистическую информацию об учащихся класса.
2.29. Проходить периодические бесплатные медицинские обследования.
3. Права
3.1. Независимо определять цели, приоритетные направления, содержание и формы работы с учащимися вверенного ему класса.
3.2. Самостоятельно выбирать форму планирования своей работы с классом; разрабатывать программу (или отдельные её модули) организации внеурочной деятельности учащихся вверенного ему класса.
3.3. Отказываться от участия вверенного ему класса в мероприятиях районного, городского, регионального или всероссийского масштаба, если они, по мнению классного руководителя, не способствуют решению имеющихся в классе проблем и не отвечают поставленным им самим целям работы с классом.
3.4. Не позволять третьим лицам без разрешения присутствовать во время проведения его совместных с классом дел.
3.5. Запрашивать у руководства, получать имеющиеся в распоряжении школы материально-технические средства, информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей, и пользоваться ими.
3.6. Давать школьникам во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к соблюдению ими дисциплины, техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.
3.7. Привлекать школьников к дисциплинарной ответственности за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс.
3.8. Вносить предложения по развитию и совершенствованию воспитательного процесса в школе.
3.9. Посещать (по согласованию с педагогом) проводимые учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, воспитателями группы продленного дня, социальным педагогом, школьным психологом занятия с детьми его класса.
3.10. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его профессиональной деятельностью.
3.11. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
3.12. Повышать свою квалификацию и проходить в установленном порядке аттестацию.
3.13. Требовать от директора школы и заместителя директора по воспитательной работе оказания содействия в исполнении своих прав и должностных обязанностей.
4. Ответственность
4.1. За осуществление возложенных на него должностных обязанностей.
4.2. За организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений вышестоящего руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности.
4.3. За рациональное и эффективное использование материальных, финансовых и прочих ресурсов.
4.4. За соблюдение правил внутреннего распорядка, санитарно-гигиенических норм, противопожарной безопасности и техники безопасности.
4.5. За нарушение нормативно-правовых актов классный руководитель может быть привлечён в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим
государственное управление в сфере образования,
по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное
руководство в общеобразовательных организациях
1. Пояснительная записка
Ключевые аспекты, цели, задачи и проблемные
вопросы воспитания современного ребенка находятся в центре государственной
политики в сфере образования, а также являются объектом внимания педагогической
общественности, родительских сообществ, представителей сферы культуры, науки,
различных социально-профессиональных групп.
В настоящее время оформился
общественно-государственный запрос на организацию комплексной поддержки
деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство, импульсом
к формированию которой является поручение Президента Российской Федерации по «созданию
системы мотивации классных руководителей в целях повышения эффективности
воспитательной работы и социализации обучающихся в общеобразовательных
организациях».[1]
В ежегодном Послании
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от
15 января 2020 г. отмечено, что «ближе всего к ученикам – их классные
руководители. Такая постоянная каждодневная работа, связанная с обучением,
воспитанием детей, – это огромная ответственность, и она, конечно, требует …
особой поддержки».[2]
Президентом Российской Федерации подчеркнуто, что воспитатель – это
«федеральная функция».
Настоящие методические рекомендации
адресованы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющим государственное управление в сфере образования, с целью оказания
методической помощи в организации деятельности педагогических работников,
осуществляющих классное руководство, с учетом приоритетов государственной
политики в сфере образования, обновления концептуальных подходов к организации
педагогической деятельности в области воспитания и социализации подрастающего
поколения, а также в целях реализации и защиты академических прав и свобод
педагогических работников, осуществляющих классное руководство, и устранения
избыточной отчётности в их деятельности.
Методические рекомендации направлены
на уточнение и конкретизацию нормативного правового поля реализациивоспитательной
деятельности, выработку единых подходов к пониманию целей и задач классного
руководства, принципов и видов деятельности по осуществлению педагогическими
работниками классного руководства, критериев оценки эффективности этой
деятельности. При этом предусматриваются вариативные компоненты, обусловленные региональными
социально-экономическими, экологическими, этнокультурными, демографическими и
иными особенностями субъектов Российской Федерации, территориальным расположением
общеобразовательной организации, спецификой контингента обучающихся и
реализуемых образовательных программ.
2.
Правовые основы организации работы педагогических работников, осуществляющих
классное руководство
Организация деятельности,
связанной с классным руководством, осуществляется с учётом комплекса вопросов,
относящихся к базовым правам граждан Российской Федерации, к основным
принципам и приоритетам государственной политики в сфере образования, правовым,
организационным и экономическим основам образования в Российской Федерации,
общим правилам организации образовательной деятельности, а также к области
трудового права.
Перечень
документов по вопросам организации деятельности, связанной с классным
руководством, является многоуровневым, содержит нормативные акты,
регламентирующие процессы воспитания в образовательных организациях в
соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования,
включает совокупность норм и правил, принятых в соответствии с разграничением
полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной
власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления.
Общеобязательные нормы
(правила) в части обеспечения воспитательного процесса в образовательных организациях
закрепляют:
1.
Конституция Российской Федерации, Конституции и Уставы субъектов Российской
Федерации, устанавливающие право каждого гражданина на образование и
закрепляющие осуществление процессов воспитания и обучения как предмета
совместного ведения с Российской Федерацией;
2.
Семейный кодекс Российской Федерации;
3.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
4.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребёнка в Российской Федерации»;
5.
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
6.
Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
7.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597
«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
8. Указ Президента Российской Федерации от
7 мая 2018 г. 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах
развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
9.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
10.
Приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373
«Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»,
от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования»;
11.
Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536
«Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха
педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную
деятельность».
Необходимо
рассматривать воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет,
требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества на
федеральном, региональном и муниципальном уровнях[3].
В целях организации
деятельности, связанной с классным руководством, могут приниматься нормативные
правовые акты на уровне субъектов Российской Федерации, обеспечивающие реализацию
воспитательного процесса в соответствии с целевыми ориентирами федерального
уровня при учете организационных и экономических особенностей региональной
системы образования. При этом необходимо учитывать особенности субъектов
Российской Федерации,[4]
дополняя и конкретизируя воспитательные ориентиры региональными приоритетами,
не вступающими в противоречие с федеральными документами.
Такой подход
обеспечит достижение цели национального проекта «Образование», направленной на
воспитание «…на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национально-культурных традиций».[5]
Организация деятельности
по классному руководству на местном уровне (в муниципальных районах и городских
округах) должна быть направлена на создание условий эффективной воспитательной
деятельности при реализации целей и задач воспитания и социализации
подрастающего поколения, установленных нормативными правовыми актами
федерального и регионального уровней, а также дополнительных задач с учётом
социально-экономической, социокультурной, демографической, криминогенной
ситуации в конкретных муниципальных образованиях.
Органы местного
самоуправления, используя свои полномочия в сфере образования, выполняя функции
и полномочия учредителей муниципальных общеобразовательных организаций, вправе
развивать образовательную среду (прежде всего, воспитательной направленности),
налаживать сетевое взаимодействие муниципальных общеобразовательных организаций
для реализации воспитательных мероприятий, обеспечивать межведомственное
взаимодействие по актуальным проблемам воспитания подрастающего поколения на
соответствующей территории, разрабатывать специальные меры поддержки семей и
детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, принимать меры материального и
нематериального стимулирования эффективной работы педагогических работников по
классному руководству.
Локальные
нормативные акты общеобразовательных организаций включают комплекс
документов, регламентирующих содержание и порядок организации воспитательного
процесса в общеобразовательной организации, в том
числе, в рамках классного руководства как отдельного вида деятельности, конкретизируют
их с учётом контекстных условий работы, сложившегося распределения полномочий и
ответственности при осуществлении воспитания между педагогическими работниками,
устанавливают меры стимулирования к осуществлению классного руководства.
3.
Цели и принципы деятельности педагогических работников, осуществляющих классное
руководство
Настоящие
методические рекомендации основаны на понимании классного руководства как
особого вида педагогической деятельности, направленного, в первую очередь, на
решение задач воспитания и социализации обучающихся. Соответственно, цели,
задачи и принципы деятельности, связанной с классным руководством, определяются
базовыми целями и принципами воспитания, социализации и развития личности
обучающихся, изложенными в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Указе
Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, документах, приведённых
в разделе 2 настоящих методических рекомендаций.
Под воспитанием
понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства[6].
Воспитательный
процесс в образовательных организациях осуществляется в целях формирования и
развития личности в соответствии с семейными и общественными
духовно-нравственными и социокультурными ценностями[7].
Педагогический
коллектив является основным субъектом, обеспечивающим достижение целей личностного
развития и воспитания в рамках реализации образовательных программ конкретной общеобразовательной
организации, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС общего
образования.
Несмотря на то,
что воспитательные функции выполняют все педагогические работники
общеобразовательной организации, ключевая роль отводится тем, деятельность
которых одновременно связана с классным руководством и обеспечением постоянного
педагогического сопровождения группы обучающихся, объединённых в одном учебном
классе.
Важнейшими принципами
организации социально-значимых задач и содержания воспитания и успешной
социализации обучающихся следует считать:
1.
Опору на духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации,
исторические и национально-культурные традиции;
2.
Организацию социально открытого пространства духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России;
3.
Нравственный пример педагогического работника;
4.
Интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
5.
Социальную востребованность воспитания;
6. Поддержку
единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
7.
Признание определяющей роли семьи ребёнка и
соблюдение прав родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся;
8.
Обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка,
в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования;
9.
Кооперацию и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества,
государства, образовательных и научных организаций).
4.
Приоритетные задачи деятельности педагогических работников,
связанной
с классным руководством
Приоритетными
задачами деятельности по классному руководству,
соответствующими государственным приоритетам в области воспитания и социализации
обучающихся, являются:
1.
Создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем
гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся,
детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и
взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости
любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;
2.
Формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития,
основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных
ценностей и практической готовности им следовать;
3.
Формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным
явлениям окружающей социальной действительности, в частности, по отношению к
кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных
веществ, способных нанести вред здоровью человека; культу насилия, жестокости и
агрессии; обесцениванию жизни человека и др.;
4.
Формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства
ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра
исторических фактов, в частности, событий и итогов второй мировой войны;
5.
Формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях
современного общества за счёт активной жизненной и социальной позиции,
использования возможностей волонтёрского движения, детских общественных
движений, творческих и научных сообществ.
Условиями
успешного решения обозначенных задач являются:
1.
Выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов
духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе
опыта и традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных
современных воспитательных практик, непрерывного развития педагогической
компетентности;
2.
Реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации
обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического партнёрства;
3.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся,
повышение их педагогической компетентности, в том числе, в вопросах
информационной безопасности детей, методах ограничения доступности
интернет-ресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию
детей, поддержка семейного воспитания и семейных ценностей, содействие
формированию ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию
детей;
4.
Обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребёнка в
области образования посредством взаимодействия с членами педагогического
коллектива общеобразовательной организации, органами социальной защиты, охраны
правопорядка и т.д.;
5.
Участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации.
Направленность и
содержание приоритетных воспитательных задач, связанных с классным
руководством, зависят от контекстных условий деятельности общеобразовательной
организации. Этнокультурные особенности региона и территории проживания,
определяющие социальные нормы и традиции воспитания, характеристики социально-экономической
и социокультурной ситуации в конкретной территории (наличие объектов культуры,
спорта, дополнительного образования детей, градообразующих предприятий и иных
субъектов активной экономической деятельности) во многом влияют на выбор
актуальных задач воспитательной деятельности.
Классное
руководство устанавливается с целью регулирования состава и содержания
действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида дополнительной
педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя
добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического
оформления.
Классное
руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не
входит в состав его должностных обязанностей. Оно непосредственно вытекает из
сущности, целей, задач, содержания и специфики реализации классного руководства
как вида педагогической деятельности.
Специфика осуществления
классного руководства состоит в том, что воспитательные цели и задачи
реализуются соответствующим педагогическим работником как в отношении
каждого обучающегося, так и в отношении класса как микросоциума. Необходимо
учитывать индивидуальные возрастные и личностные особенности, образовательные
запросы, состояние здоровья, семейные и прочие условия жизни обучающихся, а
также характеристики класса как уникального ученического сообщества с определёнными
межличностными отношениями и групповой динамикой.
Педагогический
работник, осуществляющий классное руководство, не
является единственным субъектом воспитательной деятельности. Поэтому он должен постоянно
взаимодействовать с семьями обучающихся, другими педагогическими
работниками общеобразовательной организации, взаимодействующими с учениками
его класса, а также администрацией общеобразовательной организации.
Воспитательный
процесс и социализация обучающихся осуществляются в открытом социуме, с
использованием всех его ресурсов. Поэтому педагогический работник,
осуществляющий классное руководство, взаимодействует также с внешними партнёрами,
способствующими достижению принятых целей.
Педагогический
работник, осуществляя классное руководство, выполняет широкий спектр
обязанностей, относящихся непосредственно к педагогической, а не к
управленческой деятельности. Действия, относящиеся к анализу, планированию,
организации, контролю процесса воспитания и социализации, координирующие
действия являются вспомогательными для достижения педагогических целей и
результатов, а не смыслом и главными функциями, связанными с классным
руководством.
В деятельности,
связанной с классным руководством, выделяются инвариантная и вариативная части.
Инвариантная часть
соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству и охватывает
минимально необходимый состав действий по решению базовых – традиционных и
актуальных – задач воспитания и социализации обучающихся, независимо от
контекстных условий функционирования общеобразовательной организации.
Инвариантная
часть содержит следующие блоки:
1.
Личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся
в классе, включая:
—
содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого
обучающегося, в том числе путём осуществления контроля посещаемости и успеваемости;
—
обеспечение включённости всех обучающихся в воспитательные мероприятия по приоритетным
направлениям деятельности по воспитанию и социализации;
—
содействие успешной социализации обучающихся путём организации мероприятий и видов
деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и личностно
значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтёрского
движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ;
—
осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на основе изучения
его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий жизни и семейного
воспитания, социокультурной ситуации развития ребёнка в семье;
—
выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, оказание
помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в
том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
—
выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в психологической
помощи;
—
профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения,
употребления вредных для здоровья веществ;
—
формирование навыков информационной безопасности;
—
содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными
результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;
—
поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их
способностей;
—
обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том
числе гарантий доступности ресурсов системы образования.
2.
Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом
как социальной группой, включая:
—
изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;
—
регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование
благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в
полиэтнической, поликультурной среде;
—
формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к национальным,
общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу жизни, активной
гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее страны; признанию
ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской, творческой
и иной деятельности;
—
организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия обучающихся,
в том числе их включённости в волонтерскую деятельность и в реализацию
социальных и образовательных проектов;
—
выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозы
физическому и психическому здоровью обучающихся;
—
профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех
форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.
3.
Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с
родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая:
—
привлечение родителей
(законных представителей) к сотрудничеству в
интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и
создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребёнка;
—
регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях
осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных
содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и
событиях жизни класса;
—
координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями) несовершеннолетних
обучающихся и другими участниками образовательных отношений;
—
содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных
представителей) путём организации целевых мероприятий, оказания консультативной
помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей.
4.
Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом,
включая:
—
взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки единых
педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию с учётом
особенностей условий деятельности общеобразовательной организации;
—
взаимодействие с администрацией общеобразовательной организации и учителями учебных
предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной
деятельности обучающихся и класса в целом;
—
взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами
дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей обучающихся,
их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции
индивидуальных траекторий личностного развития;
—
взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного
образования по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности:
интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную,
художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;
—
взаимодействие с педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем, педагогами
дополнительного образования и старшими вожатыми по вопросам вовлечения
обучающихся класса в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной
работы, досуговых и каникулярных мероприятий;
—
взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией общеобразовательной
организации по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения
обучающихся;
—
взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками общеобразовательной
организации (социальным педагогом, педагогом-психологом, тьютором и др.) с
целью организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной
жизненной ситуации.
5.
Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными
партнерами, включая:
—
участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению
обучающихся;
—
участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и
социализации обучающихся в рамках социально-педагогического партнёрства с
привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей,
научных и образовательных организаций;
—
участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в
трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб, правоохранительных
органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры,
спорта, профессионального образования, бизнеса.
6.
Ведение и составление педагогическими работниками, осуществляющими классное
руководство, следующей документации:
1)
классный журнал (в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации
списка обучающихся[8];
2)
план работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством,
требования к оформлению которого могут быть установлены локальным нормативным
актом общеобразовательной организации по согласованию с выборным органом
первичной профсоюзной организации.
В целях
недопущения избыточной отчётности педагогических работников руководителям общеобразовательных
организации необходимо руководствоваться
подразделом «Классное руководство» раздела VIII приложения к письму Минобрнауки
России от 21 марта 2017 г. № 08-554 «О принятии мер по устранению избыточной
отчётности».
Вариативная
часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от контекстных
условий общеобразовательной организации.
К примеру, вариативность
может отражать наличие особых целей и задач духовно-нравственного воспитания
обучающихся в общеобразовательных организациях субъекта Российской Федерации,
связанных с трансляцией и поддержкой развития национальной культуры,
сохранением родного языка.
На состав деятельности
по классному руководству могут оказать влияние особые характеристики общеобразовательной
организации. Так, например, в общеобразовательных организациях с устойчиво
низкими результатами обучения и работающими в сложном социальном контексте, непосредственно
связанном с классным руководством, могут появиться дополнительные задачи по развитию
учебной мотивации у обучающихся, координации работы учителей-предметников,
вовлечению семьи в образовательную деятельность обучающихся и т.д.
Каждый блок
инвариантной части деятельности по классному руководству может быть дополнен,
акцентирован или скорректирован с учетом контекстных условий.
Вариативная часть
может отражаться не только в локальном акте общеобразовательной организации, но
и в соглашении о выполнении дополнительной работы конкретным педагогическим
работником в связи с классным руководством, если предполагается работа в классе
с особыми условиями, например с присутствием детей с ограниченными
возможностями здоровья, либо в разновозрастном классе-комплекте и т.д.
В рамках реализации
обозначенных задач деятельности по классному руководству, педагогический
работник самостоятельно выбирает формы и технологии работы с обучающимися и
родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, в том
числе:
индивидуальные
(беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи,
совместный поиск решения проблемы и др.);
групповые
(творческие группы, сетевые сообщества, органы самоуправления, проекты, ролевые
игры, дебаты и др.);
коллективные
(классные часы, конкурсы, спектакли, концерты, походы, образовательный туризм, слёты,
соревнования, квесты и игры, родительские собрания и др.).
5. Обеспечение
академических прав и свобод педагогических работников, осуществляющих классное
руководство
Классными
руководителями являются педагогические работники в общеобразовательной организации,
которым предоставляются права, социальные гарантии и меры социальной поддержки в
соответствии с Федеральным законом от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Педагогический
работник, осуществляющий классное руководство, с учетом локальных нормативных
актов общеобразовательной организации имеет следующие права:
—
самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и
педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности,
выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего
образования с учетом контекстных условий деятельности;
—
вносить на рассмотрение администрации общеобразовательной организации,
педагогического совета, органов государственно-общественного управления
предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий
воспитательной деятельности как от своего имени, так и от имени обучающихся
класса, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
—
участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов
общеобразовательной организации в части организации воспитательной деятельности
в общеобразовательной организации и осуществлении контроля ее качества и
эффективности;
—
самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных
мероприятиях;
—
использовать (по согласованию с администрацией общеобразовательной организации)
инфраструктуру общеобразовательной организации при проведении мероприятий с
классом;
—
получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от
руководства и органов государственно-общественного управления общеобразовательной
организации для реализации задач по классному руководству;
—
приглашать в общеобразовательную организацию родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам, связанным с осуществлением
классного руководства;
—
давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и
проведении воспитательных мероприятий;
—
посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по
согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными
обучающимися и с коллективом обучающихся класса;
—
защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае
несогласия с оценками деятельности со стороны администрации общеобразовательной
организации, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,
других педагогических работников;
—
повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики
воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.
В
целях реализации и защиты академических прав и свобод педагогических
работников, осуществляющих классное руководство, предусмотренных частью 3
статьи 47 Федерального закона от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также
обеспечения недопустимости неуважительного отношения к чести и достоинству
педагогических работников, реализации возможных способов урегулирования споров
между участниками образовательных отношений рекомендуется руководствоваться, в частности:
—
письмом Минпросвещения России и Профсоюза от 19 ноября 2019 г.
№ ВБ-107/08/634 «О примерном положении о комиссии по урегулированию споров
между участниками образовательных отношений»;
—
письмом Минпросвещения России и Профсоюза от 20 августа 2019 г.
«О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических
работников»;
—
письмом Минобрнауки России и Профсоюза от 23 марта 2015 г.
№ 08-415/124 «О реализации права педагогических работников на
дополнительное профессиональное образование».
6. Оценка
эффективности деятельности педагогических
работников по классному руководству
Оценка деятельности педагогических
работников, осуществляющих классное руководство, позволяет определить
направления ее совершенствования и поощрить педагогических работников, которые
наиболее эффективно осуществляют классное руководство.
Эффективность деятельности
педагогических работников, осуществляющих классное руководство определяется
достигаемыми за определенный период времени конечными результатами деятельности
и их соответствием ключевым целям воспитания и социализации обучающихся.
На основе анализа сложившейся в
общеобразовательных организациях практике регулирования деятельности по
классному руководству принято использовать две группы критериев оценки ее эффективности:
критерии оценки процесса деятельности и критерии оценки результативности.
Этот подход учитывает
непосредственную связь между характеристиками воспитательного процесса и его
результатами, позволяя вносить изменения в процесс для получения более значимых
эффектов в будущем, с учетом отсроченности образовательных результатов.
К критериям эффективности процесса
деятельности, связанной с классным руководством, относятся:
комплексность
как степень охвата в воспитательном процессе направлений, обозначенных в
нормативных документах;
адресность
как степень учёта в воспитательном процессе возрастных и личностных
особенностей детей, характеристик класса;
инновационность
как степень использования новой по содержанию и формам подачи информации,
личностно значимой для современных обучающихся, интересных для них форм и
методов взаимодействия, в том числе, интернет-ресурсов, сетевых сообществ,
ведения блогов и т.д.;
системность
как степень вовлечённости в решение воспитательных задач разных субъектов
воспитательного процесса.
Процесс воспитания и социализации
подрастающего поколения должен обеспечить последовательное движение от
получения знаний, системы представлений о базовых национальных ценностях,
духовно-нравственных ценностях народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных
традициях к формированию позитивной внутренней позиции личности ребенка по
отношению к этим социальным ценностям, а затем к формированию социальных
компетенций, то есть умений и навыков их использования в жизни, к приобретению
опыта деятельности на основе данных ценностей.
Таким образом, задаются три уровня
конечных результатов в области воспитания и социализации обучающихся, которые
могут быть использованы как критерии оценки результатов (эффективности)
классного руководства:
1
– сформированность знаний, представлений о системе
ценностей гражданина России;
2
– сформированность позитивной внутренней позиции личности обучающихся в
отношении системы ценностей гражданина России;
3
– наличие опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина России.
Эффективность деятельности по
классному руководству повышается по мере продвижения к результатам более
высокого уровня.
Наиболее доступной формой является экспертное оценивание, которое
следует проводить с учетом основных принципов проведения экспертизы.
Желательным результатом оценки должны стать комментарии к оценке и рекомендации
педагогическому работнику по повышению эффективности классного руководства.
Результаты оценки эффективности деятельности по классному руководству должны
стать основой для поощрения лучших практик классного руководства.
7. Механизмы
материального стимулирования педагогических работников к осуществлению
классного руководства
Материальное
стимулирование педагогических работников в рамках деятельности по классному
руководству обеспечивает решение двух управленческих задач: побуждение педагогов
к осуществлению деятельности по классному руководству и обеспечение качества, эффективности
этой деятельности. Каждая из этих задач требует создания отдельных механизмов, регулирующих
размеры и условия получения соответствующих финансовых выплат.
Ежемесячные
выплаты педагогическим работникам за осуществление классного руководства
являются обязательным условием возложения на них с их письменного согласия
этого дополнительного вида деятельности.
Размеры
выплат за классное руководство из средств бюджета субъекта Российской Федерации
могут устанавливаться нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации
и учитываться при расчёте финансового норматива в процессе формирования
субвенций местным бюджетам на оплату труда в соответствии с пунктом 3 части 1
статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Общенациональная,
федеральная значимость процессов воспитания и особая роль классного руководства
послужили основанием для поручения Президента Российской Федерации осуществлять
выплату ежемесячного денежного вознаграждения педагогическим работникам
государственных и муниципальных общеобразовательных организаций за классное
руководство в размере не менее 5 тысяч рублей с использованием средств федерального
бюджета. Указанная выплата обеспечивается с 1 сентября 2020 года с сохранением
ранее установленных доплат, которые получают педагогические работники за
классное руководство.
Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года предусматривает
«создание гибкой системы материального стимулирования качества воспитательной
работы организаций и работников», «обеспечение многоканального финансирования
системы воспитания за счет средств федерального, региональных и местных
бюджетов, а также за счет средств государственно-частного партнерства и
некоммерческих организаций»[9].
Материальное стимулирование качества и эффективности деятельности педагогических
работников по классному руководству может реализовываться с использованием
механизмов многоканального финансирования с учетом предложенных подходов и
критериев оценки эффективности этой деятельности.
8. Механизмы нематериального стимулирования педагогических
работников к осуществлению классного руководства
В
современной России давно сформировался запрос на повышение престижа учительской
профессии, уважения к труду педагогического работника, признания его
исключительной сложности, ответственности и значимости в современном обществе.
Велика потребность в создании благоприятных, комфортных, современных условий
труда, адекватной оценке результатов труда, повышении самооценки,
удовлетворенности педагогического работника профессиональной деятельностью,
реализации творческих потребностей. Именно на этих потребностях необходимо
выстраивать систему нематериального стимулирования педагогических работников к осуществлению
деятельности по классному руководству.
Пакет
механизмов системы нематериального стимулирования может формироваться органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления и непосредственно
общеобразовательными организациями, а также определяться в территориальных соглашениях и коллективных
договорах в общеобразовательных организациях по следующим направлениям:
1
Организационное стимулирование, направленное на создание благоприятных
условий деятельности для осуществления классного руководства, включая:
—
создание эффективных механизмов взаимодействия всех субъектов воспитательной
деятельности между собой и администрацией общеобразовательной организации;
—
создание системы наставничества и организацию методического объединения педагогических
работников, осуществляющих классное руководство;
—
организацию рабочих мест для педагогических работников с учетом дополнительных
задач по классному руководству.
2.
Социальное стимулирование, предполагающее привлечение к принятию
решений, участию в управлении коллективом, делегирование важных полномочий и
создание условий для профессионального развития и роста, включая:
—
наделение полномочиями и статусом наставника, руководителя методического объединения
педагогических работников, осуществляющих классное руководство;
—
предоставление возможности участия в конкурсах профессионального мастерства с
целью развития личностной и профессиональной самореализации;
—
предоставление возможности повышения квалификации, участия в стажировках,
вебинарах, семинарах и других мероприятиях образовательного характера.
3.
Психологическое стимулирование, предполагающее использование разных
механизмов создания благоприятного психологического климата в педагогическом
коллективе, в том числе с учётом интересов всех педагогических работников,
осуществляющих классное руководство, включая:
—
создание механизмов разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций между
участниками образовательных отношений в общеобразовательной организации;
—
организация консультаций и создание условий для психологической разгрузки и
восстановления в общеобразовательной организации или вне ее, для профилактики
профессионального выгорания в связи с осуществлением педагогическими
работниками классного руководства.
4.
Моральное стимулирование педагогических работников, обеспечивающее
удовлетворение потребности в уважении со стороны коллектива, администрации общеобразовательной
организации, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
и социума с использованием всех форм поощрения деятельности по классному
руководству, включая:
—
публичное признание результатов труда педагогических работников, осуществляющих
классное руководство, в виде благодарности с занесением в трудовую книжку,
награждения почетными грамотами и благодарственными письмами различного уровня,
выдачи статусных знаков отличия, размещения их фотопортретов с аннотациями на
доске почёта;
—
размещение информации об успехах социально-значимой деятельности педагогических
работников, осуществляющих классное руководство, в СМИ и на официальных сайтах
общеобразовательной организации и учредителя общеобразовательной организации;
—
информирование родительской общественности о достижениях, связанных с осуществлением
педагогическими работниками классного руководства;
—
организацию исполнительными органами государственной власти и органами местного
самоуправления конкурсов для выявления лучших педагогических работников,
осуществляющих классное руководство, с дальнейшим установлением баннеров с
фотографиями победителей на улицах населенных пунктов сельских районов и
городских округов, районных и областных центров;
—
учреждение в субъекте Российской Федерации региональных наград для
педагогических работников, осуществляющих классное руководство: нагрудного
знака, почётного звания, региональных премий.