Вела классное руководство

«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность

Классный руководитель — кто он и зачем нужен

Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей? Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников? Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…

У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:

  • за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
  • за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
  • за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.

В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.

Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.

В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.

  • Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.

Цели, задачи и функции классного руководителя

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.

Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

На педагога возложено несколько групп функций:

  • педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
  • социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.

Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.

Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.

Обязанности классного руководителя

Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.

Неизменная часть содержит шесть блоков:

  1. Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
  2. В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
  3. Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
  4. В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
  5. Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
  6. В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.

Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.

Права классного руководителя

Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.

Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.

Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):

  • федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
  • выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.

Ответственность классного руководителя за детей

Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Посмотреть программу

Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.

Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.

Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Инвариантные обязанности классного руководителя
    642.5 КБ

  • Нормативно‑правовая база для классного руководителям
    634.1 КБ

Скачать

* рабочий блокнот

Юлия ЗНАМЕНСКАЯ, учитель словесности,
лауреат окружного конкурса «Самый классный классный»,
школа № 929, Москва

Советы бывалого


Много лет назад мне в руки попала книга для начинающих автомобилистов. Называлась она «Советы бывалого». Не знаю, как автомобилистом, а вот психологом ее автор был отличным. Каждая из коротких глав начиналась примерно так: «Ваша машина перевернулась?! Не отчаивайтесь, бывает и хуже…» или: «Ваша машина упала в воду?! Не беда, только не открывайте сразу двери…»

Книгу о работе классного руководителя я бы начала так же: «Вам дали классное руководство?! Не отчаивайтесь…». Правда, бывает, что за классное руководство идет нешуточная борьба…

Но шутки в сторону. Завтра 25 августа. Что делать? Несколько маленьких советов.

О детях своего будущего класса вы должны уже сейчас знать все. Не пожалейте времени, зайдите к учителям, которые их хорошо знают, к их бывшей классной. Не стесняйтесь записывать. Всего не упомнишь, но напротив каждой фамилии должна быть хотя бы короткая запись – не бывает безликих детей.

Недавно социальный педагог нашей школы раздавала анкеты для классных руководителей, в которых в числе прочих был вопрос «Причина развода родителей ученика». Мы возмутились: откуда нам это знать. «А как же вы можете работать с ребенком, если не знаете главного в его жизни?» Пожалуй, правда. Вам предстоит еще многое узнать, а пока воспользуйтесь тем, что уже известно.

Заочно с классом вы уже познакомились и, конечно, актив класса отметили. Продолжаем знаком­ство.

Позвоните им, скорее всего они уже в городе. Попросите зайти в школу, ведь вам так нужна помощь. Разобрать учебники, украсить класс, уточнить список, узнать, кто уже приехал. Они-то всех знают. И, конечно, придумать, как будет проходить Первое сентября (вы уже давно придумали, но сделайте так, чтобы для ребят это было совместное творчество).

Именно сегодня ваши ученики должны понять, как им повезло, что именно вы будете их новым классным руководителем! Сегодня вы еще не учитель – вы друг, и они должны быть счастливы, что обрели такого друга. И чаем напоите. Вы еще успеете стать строгой (а это обязательно), но всему свое время.

Уверяю, что к вечеру почти весь класс узнает, какая у них будет классная классная. Это очень важно. Но у ваших детей еще есть родители. И отношения с ними – серьезная составляющая вашей спокойной жизни.

Первое собрание будет через месяц, а помощь вам может понадобиться уже через несколько дней. Позвоните, попросите зайти, заранее наметьте круг вопросов, предложений, мероприятий, поговорите о родительском комитете. Объясните родителям, как вам необходима эта помощь!

И произведите впечатление! Да, я умная, опытная, знающая… Что? Когда институт закончила? Вчера. Но это же совсем не важно…

Продумайте свой внешний вид. С детьми вы должны быть модной и современной. Обязательно. Дети пока еще не знают, что надо только встречать по одежке, а провожать по уму. (Очень люблю не помню чью фразу: «Встретили меня по одежке, проводили тоже плохо»). Но если в модных джинсах и маечке вы будете общаться с мамой – церковной старостой – сочувствую!

Так же молодые мамы могут не понять ваши старомодные туфли. Ерунда? Нет. Эти люди будут рядом с вами много лет. Трудных лет. Но сегодня все должны сказать: «Как нам повезло!» И если в оставшиеся дни ваши дети будут забегать к вам хотя бы на минутку – первый шаг сделан правильно.

Не забудьте о новеньких. О них вам еще ничего не известно. Позвоните. Поговорите с родителями. Какой характер, как здоровье, за какую парту сажать. Только не спрашивайте, как учился в старой школе. Если хорошо – вам и так расскажут, а если плохо – скоро сами узнаете.

Первое сентября. У вас первое 1 сентября? Завидую! Вы – самая красивая и счастливая, радостная и приветливая, улыбающаяся и по именам запомнившая хотя бы 5–6 человек. Вы стоите в центре целого мира. Все смотрят только на вас. У вас в руках 30 букетов. Не забудьте сказать спасибо и восхититься красотой даже самых скромных астр. И опять же не забудьте о новеньких. Им почти так же трудно, как и вам. Пусть они стоят рядом с вами. Поговорите, познакомьте с классом. У вас есть еще 10 минут до начала торжества. Успейте! А вот речь директора на линейке выслушайте серьезно. Не болтайте с подружкой. Начинайте воспитывать учеников собственным примером: как мы слушаем других, так будут слушать и нас.

И вот вы ведете свой класс в кабинет, который на много лет станет им вторым домом. С первой секунды – «наш кабинет», «наш класс», «наша школа». Не забудьте приготовить достаточно ваз и воды для цветов. Очень обидно, когда твой букет лежит в стороне, а чей-то украшает учительский стол. Спросите ребят, а поздравили ли они свою первую учительницу. Расскажите им, как тяжело учителям расставаться со своими учениками, как мы помним их и как ждем.

Несколько лет назад у нас в школе на праздник последнего звонка не пришла первая учительница выпускного класса. Понять ее можно: «Они семь лет со мной не здоровались, а теперь будут говорить, как им грустно со мной расставаться».

Пусть ребята соберут красивый букет и пойдут скажут спасибо той, которая научила их читать и писать. Пусть до последнего класса сохранятся в их душе любовь и уважение к первому учителю.

/По материалам газеты
«Библиотека в школе»
№ 12, 2003/

Когда я пришла в школу, классное руководство казалось мне самым романтичным из всего, что может быть в работе учителя. Я с восторгом смотрела на тех коллег, вокруг которых каждую перемену и по любому поводу собирались их дети. Они что-то обсуждали, планировали, решали, у них был свой мир, в который пускали далеко не всех. Но романтическая пелена быстро упала с глаз.  

Личностные и профессиональные качества классного руководителя

Личностные и профессиональные качества классного руководителя

Как я узнала об изнанке классного руководства

У меня были маленькие дети, поэтому сама я в течение нескольких лет от классного руководства отказывалась, предвидя неудобства с больничными. 

Зато в моем кабинете каждый день после уроков работал неофициальный клуб психологической разгрузки. Приходили все, кому нужно было поговорить, посоветоваться или просто скоротать время в ожидании чего-нибудь.

Мне очень нравилось общаться с детьми, а вот от классных руководителей я все чаще стала слышать жалобы на то, что у них не остается времени на это самое общение. Сотрудничество с теми, кто должен быть заинтересован в детских судьбах, как-то очень быстро свелось к требованию предоставить отчет. Точнее, отчеты. Зачастую смысл всех этих бумаг непонятен, за исключением того, что все, кто мог, сняли с себя ответственность за происходящее, а классный руководитель остался виноватым и, соответственно, должным отчитаться. 

Дети нарушили комендантский час — а где был классный руководитель, почему не предусмотрел и не пошел ловить нарушителей до появления полиции? Ребенок пришел из дома с синяками — почему классный руководитель не выяснил вовремя, что такое в этой семье возможно, и не предотвратил? Ребенок ушел из дома — что ж вы не поймали и не вернули его?

Добил период карантина. Когда полиции попался ребенок, которого мама отправила в магазин за солью, оказалось, что они ничего не знают о том, что детям нельзя выходить из дома, ведь классный руководитель их не предупредил об этом. Или недостаточное количество раз предупредил. Главное — виноватого определили.

Этот список можно продолжать бесконечно. Некоторые ситуации по прошествии времени кажутся комичными и нелепыми, но в момент, когда все это происходило, было не до смеха. И вообще, тема классного руководства с каждым годом и даже месяцем представлялась мне все более печальной и не такой уж интересной.

Мой неудачный опыт

Я уже привыкла к тому, что я просто учитель-предметник, но однажды на педсовете услышала, что со следующего года буду классным руководителем пятого класса. 

К первому сентября я смогла убедить себя, что так надо, и с детьми встретилась с удовольствием, хотя совмещать эту радость с 36-часовой нагрузкой было довольно тяжело. 

Дети внимательно слушали мои рекомендации, часто советовались, как поступить, помогали в подготовке мероприятий и повседневных делах, с удовольствием выполняли небольшие поручения. Многие каждый день оставались после уроков и общались в классе, пока я пыталась завершить свои бесконечные дела.

Были проблемы с поведением и успеваемостью. Но радовало то, что 30 человек, из которых 7 пришли из других школ, смогли стать полноценным коллективом, в котором было комфортно. 

Но было и то, к чему я никак не была готова:

  • В течение учебного года мне пришлось убедить родителей написать кучу документов и отправить на обучение по адаптированной программе пять человек, так как по обычной программе они не успевали. При этом получилось со всеми остаться в хороших отношениях. 
  • Нарисовались родители, которые лучше меня знали, как нужно выполнять мою работу и что я делаю не так. Сначала они советовали, потом исчезали, а после этого жаловались всем, кому только можно. И с ними получилось, скажем так, договориться.
  • До сих пор не могу понять, как можно делать выводы и клеймить других людей на основе сплетен, но и это было нашей реальностью. Понятно, что такие родители передают столь ценное умение своим детям. К счастью, их было мало, но все-таки они влияли на погоду в классе. 

И вот я вроде справилась со всеми трудностями. Учителя, работающие с детьми, хвалили их и отмечали, как сильно изменился класс. Живи да радуйся! Но в моей жизни появились новые проекты, которые требовали много времени, и я просто физически не успевала все совмещать. Нужно было делать выбор. И я поняла, что тратить свой драгоценный ресурс на классное руководство я не хочу. 

Потребовалось довольно много времени, чтобы найти себе замену. К счастью, сейчас у моих детей очень хороший классный руководитель.

Новость о моем уходе дети восприняли очень эмоционально — к этому я точно не была готова. Они переживали так, что я два дня не находила себе места. 

Зная о жалобах родителей, коллега сказала, что если я уйду сейчас, то уйду побежденной. Но я понимала, что мне не нужна победа в такой войне. Я вообще не хочу ни с кем воевать. 

Я не смогла остаться классным руководителем. Я ушла. Это мое решение. Возможно, когда-нибудь я о нем пожалею. Возможно, буду винить себя и пытаться понять, чего мне не хватило, чтобы остаться.

Без каких качеств невозможно быть классным руководителем

Конечно, все начинается с любви к детям. Если она есть, половина проблем просто исчезает. Но остаётся другая половина.

Работа с подростками — это бесконечная борьба с ними за них же самих. Прекрасно, когда родители готовы сотрудничать с учителем, а вот если нет, тогда к противоборствующей стороне прибавляются еще и они. В этом случае задача становится посложнее, а терпения и остроумия требуется побольше.

Классный руководитель должен быть тонким психологом: чувствовать детей и помогать им принять себя такими, какие они есть, и научиться жить в гармонии с собой и окружающими; чувствовать родителей, уметь вставать на их место, понимать и принимать их переживания и недовольство — куда уж без него — и реагировать на их эмоции так, чтобы и поддержать, и убедить.

Адекватно выполнять свою роль связующего звена между учениками, учителями и родителями. Работать на пользу детям, даже порой защищать их самих и их интересы, но не перегибать палку. Это не так легко, как кажется. В поисках справедливости можно испортить отношения с коллегами, так ничего и добившись.

Педагогу нужно четко обозначить свои требования, определить правила, по которым будет жить класс, и самому неукоснительно соблюдать их. Тогда и дети ответят тем же.

Но, пожалуй, самое важное качество классного руководителя — верить в то, что вполне возможно изменить этот мир к лучшему, и заряжать этой верой всех вокруг. 

Читайте также:

В.А. Сухомлинский: «Нет в мире… более тяжелой, более изнурительной работы, чем работа педагога». (Слова, написанные великим педагогом перед смертью.)

Каждый учитель-практик знает, что вместе с нагрузкой по предмету (при чем здесь он волен брать предлагаемые часы или не брать) ему поручают классное руководство. Чаще всего у него нет возможности отказаться. В последнее время выходит множество статей, заметок, публикаций о школе и ее проблемах. Но почему-то не поднимается одна из важнейших — проблема классного руководства. А в чем собственно проблема? В следующем: две работы «повешены» на одного человека за одну зарплату, да и не самую высокую. А ответственность классный руководитель несет за все: от жизни и здоровья детей до покраски плинтусов в учебном кабинете. Да, ремонт школьных классов чаще всего проводится за счет родителей. Но во время ремонта классный руководитель присутствует, за всем следит, многое делает сам, не считаясь с потерями личного времени. Что касается меня, то каких только ремонтно-покрасочных работ я не выполняла! Могу, практически, все!

Каверзный вопрос: Кстати, а кто красит плинтуса и стены в кабинетах врачей, бухгалтеров, юристов? Не они сами? А почему? И таких «почему» очень много.

Сегодня у нас в школе тематический педсовет. Тема: «Классное руководство». Наскоро дожевывая обед, мы с коллегами поднимаемся на второй этаж и рассаживаемся, как ученики, за парты. Сегодня заместитель директора по воспитательной работе будет поднимать наш профессиональный уровень по заявленной теме.

Нам раздают методички с названием «Классный руководитель — кто это в современной школе?». Заместитель директора начинает собрание, объявляя, что сегодня мы освежим свою память, повторив обязанности классного руководителя. Я, уже предчувствуя недоброе, начинаю читать некоторые положения и концепции классного руководства, изложенными в умной методичке.

Кто же такой классный руководитель?

Цитирую: «Классный руководитель — это профессионал-педагог, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для

индивидуального выражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальный корректив развития каждой личности».

Ничего себе определение! И сразу в голове возникает вопрос: «Но как же так?!» Во-первых, в государственных педагогических университетах совершенно не учат быть классным руководителем, не считая двухмесячной практики в школе. Очень хорошо учат теоретическим наукам вообще. Но даже и разговору нет о многих вещах. Например:

  • что значит быть классным руководителем, каковы его должностные обязанности;
  • как готовить и проводить родительское собрание, особенно тематическое;
  • как организовывать различные классные и внеклассные мероприятия;
  • что такое классный час;
  • как оформлять учебный кабинет;
  • как заполнять школьную документацию;
  • как общаться с проблемными детьми;
  • как строить бесконфликтные отношения с родителями учащихся и как гасить конфликты, если уж они возникли.

До всего этого и многого другого лично мне пришлось доходить своим умом, уже работая в школе, преодолевая многочисленные сложности. Кстати сказать, никто в университете не объяснил, что классное руководство — это обязательное (попробуйте отказаться в реальной жизни!) дополнение к вашей нагрузке как учителя-предметника. Может быть, студентам педуниверситетов специально не рассказывают о работе классного руководителя и его должностных обязанностях? Иначе, узнав все это заранее и уточнив, как оценивается труд классного руководителя, из молодых специалистов вообще никто не захочет идти работать в школу.

Второе «но». Учителя-предметники в российской школе из-за низкой зарплаты вынуждены вести по 1,5-2 ставки и даже больше. А еще подготовка к урокам, проверка тетрадей. А семья и личные дела? Получается, что классное руководство — это так, между делом. Так что же обязан делать классный руководитель «между делом»?

Читая ту, ну очень умную, методичку, а именно — раздел «Должностная инструкция классного руководителя», я вдруг взяла лист бумаги и составила таблицу. Вот она:

Цитаты из методички

Размышления автора

Примерный расход времени классного руководителя

1. «Классный руководитель является руководителем учебно-воспитательного процесса в классе».

То есть отвечает за все, что происходит с учащимися данного класса, при чем в любое время, не только в учебное.

Не регламентировано.

2. «Должен знать психолого-педагогические особенности детей данного возраста, изучать индивидуальные психологические особенности учащихся своего класса».

А в классе 30 человек.

Не регламентировано.

3. «Формирует классный актив, его самостоятельность».

Попробуйте сформировать самостоятельность хотя бы у одного ребенка — своего собственного для начала.

Не регламентировано.

4. «Должен осуществлять контроль за дисциплиной, поведением, успеваемостью, посещаемостью учащихся своего класса».

То есть классный руководитель должен ежедневно обежать всех (ну или почти всех) учителей-предметников, собрав всю информацию о дисциплине, поведении, успеваемости всех учащихся своего класса, отметить отсутствующих и выяснить причины отсутствия.

Приблизительно 40 мин. –1 час в день, т.е. 5 часов в неделю.

5. «Правильно и своевременно оформлять школьную документацию и сдавать необходимые сведения зам. директора и/или зав. кафедрой».

То есть заполнять классный журнал, дневники учащихся, сдавать отчеты успеваемости и посещаемости по своему классу.

Заполнение журнала- 20-30 мин. в день, т.е. 2,5 ч. в неделю; дневники — 4 ч. в неделю; отчеты — 2 ч. в четверть, т.е. 15 мин. в неделю. Всего: 6 ч. 45 мин. в неделю.

6. «Держать оперативную связь с родителями, проводить регулярные родительские собрания».

А сколько времени уходит на подготовку родительского собрания и на его проведение; на беседы с родителями; на обзванивание учащихся вечером; на индивидуальные беседы с родителями, которые могут подойти к учителю в любое время?

Подготовка родительского собрания — 2,5 ч. в месяц, т.е. 40 мин. в неделю; его проведение — 3 ч.в месяц, т.е. 45 мин. в неделю. Беседы с родителями —1 час в день, т.е. 5 ч. в неделю.

Всего: 6 ч. 25 мин. в неделю.

7. «Организовывать творческую работу в каникулярное время».

Обратите внимание на два слова: «творческую» и «каникулярное». То есть классному руководителю нужно самому быть артистом, режиссером, массовиком затейником и т.п. в свободное от уроков по своему предмету время.

Приблизительно 1 час в день, т.е. 5 часов в неделю.

8. «Организовывать в классе трудовую деятельность по уборке класса, пришкольной территории, дежурству по школе».

Рядом с детьми рука об руку мыть класс и школу, убирать территорию вокруг школы. (Работать уборщицей и прачкой; я лично всегда сама стирала шторы из кабинета)

Приблизительно 30 мин. в день, т.е. 2,5 часа в неделю.

9. «Активно взаимодействовать с учителями-предметниками, анализируя психологическую ситуацию в классе».

Итак, бегом по всем учителям-предметникам в роли психолога.

Не регламентировано.

10. «Активно взаимодействовать со школьными психологами для изучения индивидуальных особенностей коллектива».

И не забывай, т.к. ты — психолог и аналитик, изучать новинки психолого-педагогической литературы!

Приблизительно 30 мин. в день, т.е. 2,5 часа в неделю.

11. «Проводить психолого-педагогические консилиумы по своему классу».

Ты — организатор- психолог других учителей, а также координатор их работы.

Не регламентировано.

12. «Участвовать с классом во всех школьных делах».

Чтобы в них участвовать, их нужно сначала подготовить и отрепетировать. Попробуйте у себя дома придумать, поставить, отрепетировать небольшой спектакль, например, ко дню рождения своего ребенка.

Приблизительно 1 час в день, т.е. 5 часов в неделю.

13. «Обязан посещать семинары классных руководителей, педсоветы и производственные совещания».

Опять прибавляем неоплачиваемые часы к основной нагрузке.

Приблизительно 1,5 часа в неделю.

14. «Классный руководитель несет персональную юридическую ответственность за жизнь и здоровье детей. Несет персональную ответственность за качество преподавания».

Еще и в тюрьму можно угодить, ну или под суд. Суть последнего предложения не совсем ясна, отвечает ли классный руководитель за уровень преподавания других учителей или только за свой собственный уровень.

Постоянно.

Расчеты времени даны по минимуму из личного опыта работы классным руководителем.

Далее научная методичка сообщает мне, что основной принцип работы классного руководителя — это принцип личностного подхода. «О личности надо знать как можно больше, для этого ее нужно изучать, исследовать. Это значит, работать много и кропотливо». К сожалению, ну, очень научная методичка, не учит, как мне «работать много и кропотливо» по изучению каждого учащегося между делом, ведя при этом почти две ставки по своему предмету и имея семью и двоих детей.

Далее методичка мне объясняет, что «классный руководитель как административное лицо обязан»… Рука снова тянется к бумаге, и я рисую очередную таблицу:

Цитаты из методички

Размышления автора

Примерный расход времени классного руководителя

1. «Организовать учебно-воспитательный процесс в классе. Обязательным при этом является посещение пяти уроков в неделю».

Еще плюс пять часов в неделю к своей основной нагрузке.

5 часов в неделю.

2. «Нести ответственность за состояние классного журнала».

Хотя в нем пишут еще, по меньшей мере, 10 взрослых человек, но ответственен один классный руководитель.

Постоянно.

3. «Нести ответственность за санитарное состояние прикрепленного кабинета».

Хотя лично он (классный руководитель) может работать совсем в другом кабинете на другом этаже.

Постоянно.

4. «Изучать семейные и бытовые условия жизни воспитанников, поддерживать тесный контакт с родителями, оказывать родителям педагогическое содействие в воспитании ребенка. При этом обязательным является посещение учащихся на дому (6-8 человек в месяц), а также проведение одного тематического родительского собрания в четверть».

Проведите эксперимент: за месяц нужно объехать 6-8 своих знакомых, живущих в разных районах города, и просто с ними поговорить. Сколько на это уйдет сил, времени, и, между прочим, денег на проезд?

В наше время школу выбирают чаще не по географическому расположению, а по иным критериям. Многие дети ездят в школу из разных районов города.

Посещение 8 человек в месяц — по 2 человека в неделю. На посещение одного человека требуется примерно 1 час вместе с дорогой, т.е. 2 часа в неделю, если повезет с транспортом и ученик живет не очень далеко.

Подготовка к тематическому родительскому собранию — 2 часа в месяц.

5. «Вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами».

Вовлекать 30-35 человек  — завлекать, увлекать, развлекать!

Постоянно.

6. «Осуществлять постоянное изучение личности учащегося и корректировку его воспитанности. При этом обязательным является ведение на каждого ученика психолого-педагогической карты, запись в которой производится один раз в 6 недель, не менее 4 раз в год».

На каждого ученика «карточка больного» и «история болезни»?! Сколько уйдет времени на их оформление?

30 человек по 10 мин. в неделю на каждого, т.е. 5 часов в неделю.

7. «Фиксировать психологические и педагогические отклонения в развитии школьника, оповещать об этом администрацию и находить эффективные способы педагогической корректировки».

Работа с администрацией школы. А также работа в качестве психотерапевта и если надо психиатра. А что, если «эффективные способы педагогической корректировки» никак не находятся?!

Постоянно.

8. «Вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы, психолого-педагогической карты на каждого ученика, педагогический дневник».

Кроме карт еще и личный педагогический дневник!

Приблизительно 1 час в неделю.

Видит око, да ум не поймет! Когда же и каким образом я, как классный руководитель, должна со всем этим справиться?!

Кроме того, классный руководитель проводит с классом 15 мин. в столовой, наблюдая за питанием ребят. Это еще 1,5 часа в неделю. После уроков он сопровождает учащихся в раздевалку. На это уходит около 15 мин., т.е. 1,5 часа в неделю. На ежедневные сборы денег на самые разные нужды уйдет еще 15 мин., т.е. 1,5 часа в неделю.

Итого: рабочая неделя классного руководителя получается более 50 часов. Подсчеты были сделаны на основе личного 20-летнего педагогического опыта автора, и очень приблизительно.

Итак, считаем дальше: 50 часов в неделю, т.е. около 7 часов в день, считая и выходные дни. Разложим на отдельные составляющие рабочий день учителя, добросовестно выполняющего свои профессиональные обязанности: 7 часов в день — классное руководство; 6 уроков в день по своему предмету; 2 часа в день — проверка тетрадей; 2 часа в день — подготовка к урокам следующего дня. Расчеты временных затрат проведены с предположением, что классный руководитель будет все вышеперечисленное проделывать молниеносно, ни на что, никуда ни на секунду не отвлекаясь.

Итого: 17 часов — такова продолжительность рабочего дня учителя и одновременно классного руководителя в школе.

Итак, усилий классный руководитель затрачивает видимо-невидимо. Но, видимо, нашему обществу это все остается не видимо, судя по оплате учительского труда!

Одним из признаков цивилизованного общества считается личное, свободное время человека. Свободное время считается богатством. Если люди работают в вечернее время, они получают 25% надбавку к зарплате. Если работа в выходные или праздничные дни, то полагается 50% надбавка. Российский же классный руководитель ведет свой класс в театр в воскресенье совершенно бесплатно. А также на пикники, вечерние дискотеки, спортивные соревнования, предметные олимпиады и т.п. А потом заполнение многочисленной школьной документации и составление отчетов.

Не забудьте, что все это надо делать безошибочно, подробно и, главное, быстро, так как ваша основная работа в школе — все-таки давать по 6 уроков в день; а дома нужно к ним подготовиться и проверить тетради. Делать это нужно тоже безошибочно, четко и тоже очень быстро, иначе спать вам будет некогда.

Кстати, в той заумной методичке не отражена еще одна сложнейшая работа классного руководителя — работа кассира. Да, к сожалению, в наше время родителям деньги сдавать в школу приходится очень часто. А представляете, каково классному руководителю их собирать? Деньги за питание собирает классный руководитель и потом, кстати, высчитывает и возвращает деньги детям, пропустившим обеды по какой-либо причине. С утра нужно пересчитать детей и заказать нужное количество обедов. А, может быть, это дело столовой?

За новые учебники тоже собирает деньги классный руководитель. Почему бы этим не заняться библиотеке или книжному магазину, эти книги поставляющему?

Приходит театральный кассир и дает классному руководителю 30 билетов. Через некоторое время он вернется за деньгами. Теперь классный руководитель продает театральные билеты. А разве это не работа распространителя билетов или билетной кассы?

Родительскую доплату техничке, убирающей класс, охраннику школы тоже собирает классный руководитель. А почему не завхоз школы?

А деньги на новогодние подарки, на разные вечера для детей и т.д. Спасибо, если иногда деньги собирает родительский комитет класса, но это случается, в основном, в начальной школе. В личной сумке классного руководителя почти всегда находится какая-то сумма (в основном, немалая) общественных денег, за которую он несет персональную ответственность, в общем, работает инкассатором, только без охраны. Итак, классный руководитель — это еще и кассир, бухгалтер и экономист.

Вы не забыли, что делать он это должен быстро, незаметно и безошибочно, ведя при этом две ставки и имея семью?

Читаю методичку дальше:

Раздел «Формы работы классного руководителя с детьми». «Классный руководитель является творцом интересных дел для детей и разнообразных форм работы. При этом следует учитывать, что приоритетными для современных школьников являются такие формы работы, как дискуссионные, игровые, состязательные; творческий труд, художественное творчество, ролевой тренинг, работа в проектах, психологические мастерские, позволяющие ребенку осознать самого себя. Необходимо отметить, что количество форм коллективной и групповой деятельности бесконечно». Да, по истине, работа классного руководителя необъятна и бесконечна!

Еще методичка советует педагогу вести «специальную картотеку так называемых воспитательных мероприятий, которую следует составлять по мере накопления опыта».

Да уж, учитель в школе — это и швец, и жнец, и на дуде игрец!

Математическая задачка для коллег-учителей

Коллеги, хочу предложить решить вам несложную математическую задачку. Но ниже вы найдете текст задачки. Цифры, пожалуйста, вставьте в условие задачки сами.

Зарплата классного руководителя – … руб. в месяц. Наполняемость класса — … человек. Сколько получает учитель за каждого ребенка: … руб. разделить на … учащихся =…  руб. … коп. за одного ученика в месяц, т.е. … коп. / руб. за одного ученика в день.

В методичке написано о «принципе личностного подхода» и еще о развитии в каждом школьнике разных компетенций. Я вчитываюсь в текст, пытаюсь постигнуть. Каверзный вопрос возникает в моем пытливом мозгу. Неужели реально выполнить все должностные инструкции классного руководителя?!

В нашей стране уже много лет говорят то о реформе образования, то о его модернизации.

Неожиданная мысль: Пуганая школа реформ боится.

Еще говорят, количество детей заметно сокращается год от года. И куда девать учителей? Несколько идей по этому поводу.

  1. Создание малочисленных классов, в которых детям комфортнее учиться, а для учителя станет реальным осуществление принципа личностного подхода к учащимся.
  2. Обучение классному руководству в вузах и средних специальных учебных заведениях педагогического профиля.
  3. Создание должности освобожденного классного руководителя повсеместно, если мы, конечно, не хотим, чтобы наши дети были брошены. (Пока же они у нас просто брошены! Увы!) Пусть классный руководитель постоянно находится со своим классом и сидит на всех (или почти на всех) уроках. Кстати, многие проблемы были бы сняты. Например, проблема дисциплины, или проблема психологического насилия над ребенком на уроке. Во всяком случае, подобные и другие возникающие проблемы было бы легче разрешать. Вечером классному руководителю следовало бы обзванивать родителей учащихся (по 6-8 человек за вечер) или связываться с ними по электронной почте и сообщать им всю необходимую информацию. Ведь школьный дневник, если честно, почти умер. И, зачастую, связь с родителями почти отсутствует. Родители просто не проинформированы даже об элементарных школьных проблемах своих детей. Кстати, еженедельное проставление оценок из классного журнала в дневники учащихся отнимает у учителя еще 4-5 часов его личного времени.
  4. Два учителя ведут один урок (работают с одним классом) вместе. Возможно, один из них — опытный педагог со стажем, другой — начинающий. «Мастер и подмастерье»  — методика обучения молодежи, придуманная нашими гениальными предками.
  5. Сделать здоровьесберегающие технологии основополагающими в школе. ЗОЖ ввести в качестве обязательного предмета, причем, в первую очередь, для учителей.
  6. Как нам представляется, главное в работе классного руководителя — это постоянное сотрудничество с ребенком, содеятельность, сотворчество с ним. Не нравоучения и поучения с бесконечными отчетами обо всем на свете, а общее дело и просто общение — вот что действительно воспитывает и учит. А этим нельзя заниматься качественно и эффективно на бегу, на лету, между делом. Классное руководство — не дополнение к работе, а, быть может, основная работа взрослых с детьми в школе.

Пожелание всем ученикам: Пусть ваши классные руководители будут действительно классными!

Ну, вот и закончилось наше производственное совещание о классном руководстве. Методички с перечисленными там обязанностями классного руководителя нам разрешено забрать с собой, чтобы перечитать их дома — в спокойной обстановке, в свободное от работы время. Ну что ж, буду читать и перечитывать, повышая свой профессиональный уровень. Ведь, как известно, учиться никогда не поздно. Только бы время и силы на все это найти!

А.С. Бикеева,

классная руководительница, учительница, писательница, мама двух взрослых дочерей, а также «и швец, и жнец, и на дуде игрец».

Краткие сведения об авторе:

Алина Сергеевна Бикеева — учитель, педагог, филолог и мама двух взрослых дочерей, более двадцати лет проработала в Самаре преподавателем английского языка в разных учебных заведениях: от обычной общеобразовательной школы до университета. Автор восьми книг, более 100 журнальных статей и многочисленных интернет-публикаций по вопросам образования и воспитания. Публиковалась в журналах: «Иностранные языки в школе», «Английский язык в школе», «Родительское собрание», «Семья и школа», «Воспитание школьников», «Игра и дети», «Игры и игрушки», «Воспитание дошкольников», «Математика в школе», «Справочник классного руководителя», «Справочник заместителя директора школы», «Первоклассные родители», «Педагогическая мастерская: все для учителя», «Все для классного руководителя», «Английский язык: все для учителя», «Немецкий язык: все для учителя», «Растем вместе», «Музей», «Управление начальной школой». 

Книги А. Бикеевой можно купить в магазинах OZON и Лабиринт:

  • А. Бикеева Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребенок и учитель.
  • А. Бикеева Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу. 
  • А. Бикеева Семья Особого Назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день.
  • А. Бикеева Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения.
  • А. Бикеева Ребенок + взрослый. Рецепты общения, понимания, прощения.
  • А. Бикеева Взрослый + ребенок. Что посеешь, то и пожнешь.
  • А. Бикеева Страноведение: Американский английский и культура США и Канады

Фото: Светлана Юсупова, рисунки: Алина Бикеева.

Читайте также:

  • С него можно спросить за все и его можно за все наказать. Кто такой классный руководитель в российской школе.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Добрый вечер, Ирина.

1)Может вести и завуч школы. На этот счет в федеральном законе Об образовании в РФ №273-ФЗ нет ни какого запрета.

2)Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.05.2019 г. № 234 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»

Данный Приказ регулирует продолжительность рабочего времени и определяет учебную нагрузку на педагогов.

3)То есть, по данной норме у нее нет противоречий, нарушений норм закона, поэтому она имеет право вести классное руководство..

4)Согласно разъяснениям указанным в Письме Министерства образования и науки РФ от 21 июня 2001 года N 480/30-16 [О Методических рекомендациях по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях] следует что:

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники.

В классном коллективе учебно-воспитательный процесс в настоящее время организуют: классный руководитель (дополнительно оплачиваемая работа)… являющийся наставником учащихся одного класса;

Классный руководитель назначается с согласия педагогического работника приказом руководителя общеобразовательного учреждения на основании решения педагогического совета.

5)Если внутренним локальным актом ограничений нет, то никаких проблем

Спросить

Завуч имеет право осуществляться функции классного руководителя, при условии заключения с ним дополнительного соглашения к трудовому договору.

На федеральном уровне имеются только Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации и г. Байконура и муниципальных общеобразовательных организаций (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2021 N 2382).

Правилами предусмотрен размер доплаты (5000 руб.), условие об ограничении не более 2 выплат одному педагогу в месяц (при руководстве 2 и более классами), и формула для расчета прогнозной величины суммы пособий для школ субъекта федерации.

Должности педагогических работников этими Правилами не ограничены, поэтому возможно принятие нормативных актов субъектов федерации о назначении доплата также любому педагогу, в том числе завучу.

Закон Забайкальского края от 16 июля 2020 года N 1843-ЗЗК

«О выплате ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций Забайкальского края, реализующих образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования» (с изменениями на 7 декабря 2022 года) устанавливает, что размер ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций составляет 5 000 рублей (но не более двух выплат ежемесячного денежного вознаграждения одному педагогическому работнику при условии осуществления классного руководства в двух и более классах).

На ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций производится начисление районного коэффициента, действующего на территории Забайкальского края, и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст.2 указанного Закона).

Категории педагогических работников этим законом также не ограничены, поэтому доплата может быть установлена в том числе завучу.

Ссылка на закон Подробнее ➤

Спросить

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как принимать таблетки сумамед инструкция по применению
  • Десмопрессин в таблетках инструкция по применению
  • Дронтал плюс инструкция по применению в ветеринарии
  • Укладка паркета елочкой пошаговая инструкция видео
  • Хондрогард уколы цена в уфе инструкция по применению