Вертолеты россии официальный сайт руководство сердюков

08:59 05.07.2017
(обновлено: 05:10 03.03.2020)

https://ria.ru/20170705/1497847248.html

Анатолий Сердюков возглавил совет директоров «Роствертола»

Анатолий Сердюков возглавил совет директоров «Роствертола» — РИА Новости, 03.03.2020

Анатолий Сердюков возглавил совет директоров «Роствертола»

Совет директоров авиастроительной компании «Роствертол» (входит в холдинг «Вертолеты России») избрал председателем бывшего министра обороны, индустриального… РИА Новости, 05.07.2017

2017-07-05T08:59

2017-07-05T08:59

2020-03-03T05:10

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/1497847248.jpg?9803579511583201450

россия

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2017

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

экономика, анатолий сердюков, россия

Экономика, Анатолий Сердюков, Россия

Анатолий Сердюков возглавил совет директоров «Роствертола»

МОСКВА, 5 июл — РИА Новости. Совет директоров авиастроительной компании «Роствертол» (входит в холдинг «Вертолеты России») избрал председателем бывшего министра обороны, индустриального директора авиационного комплекса «Ростеха» Анатолия Сердюкова, говорится в сообщении предприятия.

Экс министр обороны Анатолий Сердюков. Архивное фото

Сердюков проконтролирует в ОДК «прозрачность» системы вознаграждений

«Избрать председателем совета директоров ПАО «Роствертол» Сердюкова Анатолия Эдуардовича», — говорится в сообщении по итогам заседания совета директоров.

В новый состав совета избраны гендиректор «Вертолетов России» Андрей Богинский, гендиректор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев, экс-начальник следственного департамента МВД РФ Александр Савенков, заместитель гендиректора «Вертолетов России» по безопасности Николай Грязнов, управляющий директор «Роствертола» Петр Мотренко, директор по экономике и финансам «Ростеха» Кирилл Федоров и руководитель проектов по корпоративной работе «Ростеха» Гульнара Файзиматова.

Анатолий Сердюков. Архивное фото

Сердюков сменил экс-главу ВЭБа Дмитриева в совете директоров «Камаза»

Ранее Сердюков был переизбран в совет директоров «Вертолетов России» и вошел в совет директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

«Роствертол» производит гражданские и военные вертолеты серий Ми-26, Ми-35М и Ми-28Н «Ночной охотник».

7 вопросов о смене власти в «Вертолетах России» и о том, что в связи с этим ожидает КВЗ

Ожидаемый в последние дни переворот в российском вертолетостроении свершился: на собрании акционеров «Вертолетов России» гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов представил нового гендиректора холдинга. Кресло Андрея Богинского занял выходец из Татарстана Николай Колесов. О том, что это означает для КВЗ и почему новый гендиректор ВР, возможно, только первый шаг многоходовки, — в материале «БИЗНЕС Online».

Вопрос №1: почему ушел Богинский?

«Так или иначе, но все говорят: ждем перемен в вертолетостроении».При Андрее Богинском (на фото), который возглавлял «Вертолеты России» с 2017 года, этого, увы, не случилось
«Так или иначе, но все говорят: ждем перемен в вертолетостроении», — рассказывает один из собеседников «БИЗНЕС Online» в отрасли. При Андрее Богинском (на фото), который возглавлял «Вертолеты России» с 2017 года, этого, увы, не случилось

Дело не только в падении выручки и прибыли холдинга, продолжающихся с 2018 года (а Андрей Богинский возглавлял «Вертолеты России» с 2017-го), — это во многом отражение мировых процессов. К тому же спрос на главный продукт ВР — Ми-8/17 — идет циклами, и последний пришелся на середину прошлого десятилетия (в 2015 году холдинг намолотил 42,2 млрд рублей чистой прибыли, в 2020-м — лишь 8,7 млрд). Скорее можно говорить о том, что парировать угрозы не удалось.

Сегодня мы не видим в отрасли стратегии развития: вместо нее — набор разрозненных программ. Зато наблюдаем затягивание проектов, деградацию конструкторских и рабочих кадров, рост бюрократизации, а также всевозможные оптимизации и реорганизации типа так и не принятого вертолетостроительной общественностью слияния двух конструкторских бюро — Миля и Камова.

В профессиональной среде накопилась, так скажем, усталость от действующего руководства. «Так или иначе, но все говорят: ждем перемен в вертолетостроении, — рассказывает один из собеседников „БИЗНЕС Online“ в отрасли. — Несомненно, источник этого решения — Сердюков (Анатолий Сердюков — индустриальный директор авиационного кластера „Ростеха“ — прим. ред.), но утвердить его мог только Чемезов (Сергей Чемезов — гендиректор „Ростеха“ — прим. ред.), потому что Мантурова (Денис Мантуров — министр промышленности и торговли РФ; считается покровителем Богинского — прим. ред.) может перебить только он. Чемезову все время капали об определенных качествах Богинского типа слабой договороспособности (об этом знают все смежники, кто работал с холдингом); о полностью ручном управлении отраслью, поскольку считается, что директора ни на что не способны».

«Несомненно, источник этого решения — Сердюков (справа), но утвердить его мог только Чемезов (слева), потому что Мантурова (считается покровителем Богинского) может перебить только он»
«Несомненно, источник этого решения — Сердюков (справа), но утвердить его мог только Чемезов (слева), потому что Мантурова (считается покровителем Богинского) может перебить только он»
Фото: © Александр Мельников, РИА «Новости»

И на эту ситуацию наложился фактор Николая Колесова — генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) и владельца ряда казанских оборонных предприятий. История его притязаний на руководство КВЗ тянется с 2016 года, но до сего дня Мантурову удавалось отбивать атаки. Видимо, это только подогрело аппетиты Николая Александровича — он стал претендовать уже на ВР. «Сыграло много чего, а решающим стал напор Колесова, — говорит другой наш собеседник. — Назначение готовилось не один год. Сердюков, хотим мы это услышать или нет, — человек, разбирающийся в технике, поставках, кадрах и так далее. Однозначно сказать, что он лоббист Колесова (в ОПК всем известно об их тесном общении — прим. ред.), нельзя, и были моменты, когда он становился на сторону Богинского. Но Сердюков понимает, что Колесов — более хозяйственный и дееспособный».

«Сердюков (слева), хотим мы это услышать или нет, человек разбирающийся в технике, поставках, кадрах и так далее. Однозначно сказать, что он лоббист Колесова (справа), нельзя. Но Сердюков понимает, что Колесов — более хозяйственный и дееспособный»
«Сердюков (слева), хотим мы это услышать или нет, — человек, разбирающийся в технике, поставках, кадрах и так далее. Однозначно сказать, что он лоббист Колесова (справа), нельзя. Но Сердюков понимает, что Колесов — более хозяйственный и дееспособный»
Фото: © Евгений Биятов, РИА «Новости»

Вопрос №2: почему смена «караула» происходит именно сейчас?

Один из наших собеседников объяснил, почему громкая отставка-назначение произошла под конец года, что вроде бы нелогично: «Предвидятся немалые проблемы с выполнением годового плана, а потому приняли соломоново решение о смене руководителя, ведь тогда и с Богинского не спросишь — ушел; Колесову вопрос не задашь — только пришел. К тому же в такой ситуации Богинского было бы трудно куда-либо назначить, а так — вполне». Бывший шеф ВР стал заместителем гендиректора по гражданской авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) — гендиректором корпорации «Иркут».

По нашим данным, Богинский забирает с собой из руководства ВР пять человек. С большой долей уверенности можно сказать, что одного из них заменит Ронис Шарипов (на фото) — ближайший сподвижник Колесова, экс-гендиректор казанской «Радиоэлектроники им. Шимко»
По нашим данным, Богинский забирает с собой из руководства ВР пять человек. С большой долей уверенности можно сказать, что одного из них заменит Ронис Шарипов (на фото) — ближайший сподвижник Колесова, экс-гендиректор казанской «Радиоэлектроники им. Шимко»
Фото: «БИЗНЕС Online»

По нашим данным, Богинский забирает с собой из руководства ВР пять человек. С большой долей уверенности можно сказать, что одного из них заменит Ронис Шарипов — ближайший сподвижник Колесова, экс-гендиректор казанской «Радиоэлектроники им. Шимко» и «Туполева», а ныне — замгендиректора КРЭТ. «Для Колесова эта фигура важна, — говорит наш источник. — Шарипов — реально рабочая лошадка, и у него со всеми нормальные отношения».

Вопрос №3: зачем это Колесову?

«Это его [Колесова] лебединая песня. Он реально хочет великого дела и считает, что знает, как его сделать»
«Колесову сейчас нет дела до регалий. Он хочет великого дела!»
Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Одно дело — руководить производителем комплектующих, и совсем другое — финалистом, да еще в такой передовой и находящейся под пристальным вниманием руководства страны отрасли, как вертолетостроение. Кроме того, многие эксперты полагают, что в районе 2025 года ожидается возобновление роста спроса на вертолеты. Наконец, новое назначение открывает необозримые перспективы перед лелеемым Колесовым проектом национальной службы санитарной авиации. По задумке, НССА должна покрыть своей сетью всю Россию. Ее рабочая лошадка — «Ансат», причем в модификации, которую создала подконтрольная Колесову казанская компания «Рычаг». Потенциально это не одна сотня вертолетов, а также создание наземной инфраструктуры и вообще всей системы оказания воздушной медпомощи.

Who is mr. Колесов?

Николай Александрович Колесов родился 17 декабря 1956 года в Казани. Окончил ГПТУ-55 по специальности «регулировщик радиоаппаратуры» (1975), Казанский финансово-экономический институт по специальности «планирование промышленности» (1987). Доктор экономических наук.

1975–1977 — регулировщик на Казанском заводе электронно-вычислительных машин.

1977–1982 — регулировщик аппаратуры на Казанском оптико-механическом заводе.

1982–1994 — заместитель начальника цеха, начальника механосборочного производства, начальника отдела снабжения КОМЗа.

1997–2007 — генеральный директор ОАО «Завод Элекон».

2007–2008 — губернатор Амурской области.

С 2009 года — генеральный директор ОАО «Концерн „Радиоэлектронные технологии“».

Но, как полагает один из наших собеседников, все эти соображения важные, но все же не главные: «Спрашивают: зачем это на старости лет вполне „упакованному“ человеку? Да, внешне это повышение, но на деле — куча проблем. Уверен, Колесову сейчас нет дела до регалий и повышений. Он реально хочет великого дела и считает, что знает, как его сделать».

Вопрос №4: идет ли речь о ликвидации детища Дениса Мантурова?

Дениса Мантурова (на фото с Сергеем Чемезовым (слева) называют автором идеи объединения всех вертолетостроительных заводов в единый холдинг
Дениса Мантурова (на фото с Сергеем Чемезовым (слева) называют автором идеи объединения всех вертолетостроительных заводов в единый холдинг
Фото: © Евгений Биятов, РИА «Новости»

Главу минпромторга РФ называют автором идеи объединения всех вертолетостроительных заводов в единый холдинг. В 2002 году Мантуров создал и возглавил «Оборонпром» (в 2007-м из него выросли ВР), которому в 2004-м указом президента РФ передали акции федеральных отраслевых предприятий, а еще татарстанскую госсобственность — Казанский вертолетостроительный завод. Интерес Дениса Валентиновича к вертолетостроению объясняется тем, что его тесть — бизнесмен и экс-представитель «Аэрофлота» в Индии Евгений Кисель — сумел консолидировать пакет акций Улан-Удэнского авиазавода (УУАЗ) и в 1998 году устроил туда своего зятя заместителем гендиректора (до 2020-го им был Леонид Белых, его называют крестным отцом Мантурова в политике).

Тогда это предприятие вело ожесточенную конкурентную схватку с КВЗ, и создание фактически подконтрольного Улан-Удэ «Оборонпрома» было весомым успехом группы Мантурова. Казань «брали» по частям. В середине 2000-х КВЗ еще создал продвинутую версию самого массового советско-российского вертолета — Ми-8МТВ-5, которая стала основой благосостояния предприятия на последующие 10 лет, но узаконивавший изменения в конструкцию разработчик — Московский вертолетный завод — слил все эти наработки УУАЗу, а впоследствии КВЗ и вовсе запретили заниматься усовершенствованием «восьмерки». В итоге УУАЗ ушел вперед и получает заказы на Ми-8 в приоритетном порядке, нишей же КВЗ фактически остались далеко не столь востребованные «Ансат» и Ми-38. Какое-то время казанцы держались за счет экспортных контрактов, но потом кончились и они. Апофеозом этой некрасивой истории стало прошлогоднее назначение на пост управляющего директора КВЗ сына Белых — Алексея Белых.

По мнению исполнительного директора отраслевого информагентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, рано говорить о том, что теперь для УУАЗа наступят темные времена. «Здравый смысл должен победить, — отметил эксперт в беседе с „БИЗНЕС Online“. — Все понимают, что между предприятиями должен быть разумный баланс. В целом для бизнеса холдинга отсутствие внутренней борьбы — все-таки плюс. Надо выстраивать единую продуктовую линейку, в которой вертолеты друг с другом за выгодные контракты не сражаются — это вообще нонсенс. Здесь показателен опыт Объединенной двигателестроительной корпорации, где подобные интриги казались еще более серьезными. Там самыми сильными были московский „Салют“ и уфимский УМПО. Можно сказать, что уфимцы победили, но при этом московская площадка стабильно загружена, развивается».

Вопрос №5: выгодна ли Татарстану смена власти в «Вертолетах России»?

«Приход Колесова для Татарстана, конечно, большой плюс, хотя бы в силу его значительной включенности в промышленную жизнь республики, — полагает наш источник. — При этом Рустам Минниханов (второй справа) это решение никак не лоббировал»
«Приход Колесова для Татарстана — конечно, большой плюс хотя бы в силу его значительной включенности в промышленную жизнь республики, — полагает наш источник. — При этом Рустам Минниханов (второй справа) данное решение никак не лоббировал»
Фото: «БИЗНЕС Online»

Такое приниженное положение казанского производителя винтокрылых машин, конечно, не устраивало руководство Татарстана, и в последнее время, насколько можно понять, дело дошло до серьезных трений с «Вертолетами России». УУАЗ залез в традиционную вотчину КВЗ — поставки Ми-8 для МЧС. Был напряженный разговор с руководством МЧС и ВР в духе: «Это наша тема, отдавайте документацию на КВЗ, мы сделаем». Не отдали.

«Приход Колесова для Татарстана — конечно, большой плюс хотя бы в силу его значительной включенности в промышленную жизнь республики, — полагает наш источник. — При этом Рустам Минниханов данное решение никак не лоббировал».

Один из наших собеседников не сомневается, что КВЗ теперь будут заниматься «по полной программе». «Думаю даже, что в первую очередь Колесов наведет порядок в Казани, — говорит наш собеседник. — Зря он, что ли, сколько лет говорил: „Дайте мне поставить на КВЗ своего человека, и я конфетку из завода сделаю“? Да и КВЗ — главный завод, где начудил холдинг». По мнению источника, у КВЗ налицо системные сбои в управлении, выливающиеся в проблемы со снабжением и кадрами. «В Казани решили ввести новую систему регламентов финансово-закупочной деятельности, в итоге комплектация вертолетов увеличилась с 12 до 15–18 месяцев», — обрисовывает обстановку наш собеседник.

2020 год КВЗ закончил с выручкой в 16,6 млрд рублей (плюс 3,1% по сравнению с антирекордом 2019-го, когда завод заработал 16,1 млрд) и 39 сданными вертолетами (плюс 12). Для сравнения: максимум в новейшей истории КВЗ был в 2014-м — 107 машин. Планировалось, что в 2021 году завод построит порядка 70 вертолетов, но наш источник полагает, что будет не более 60 машин — ряд заказов сдвигается по срокам. Добавим, что у КВЗ большой долг — порядка 30 млрд рублей.

Однако эксперт российского совета по международным делам Андрей Фролов сомневается, что Колесов будет отдавать предпочтение КВЗ. «Регионализм уже так растворился во всех этих корпорациях, что говорить о том, будто с приходом кого-то к руководству федеральным холдингом усиливается его родной регион, не приходится, — заверил корреспондента „БИЗНЕС Online“ эксперт. — Мне кажется, это обычная смена руководства. Авиастроение у нас находится в состоянии постоянной реформы, а тут еще ОАК потеряла самостоятельность и вошла в „Ростех“, соответственно, вся конфигурация авиаотрасли с точки зрения менеджмента изменилась. Так что назначение Колесова — всего лишь запоздавшее эхо этих перемен».

Вопрос №6: каковы первоочередные задачи Колесова на КВЗ?

Источники уверяют, что план на 2022 год для КВЗ Колесовым уже поставлен — 130-150 вертолетов: «При этом о продажах завод волноваться не должен, главное — пусть выпустит. Впервые КВЗ освободят от маркетинговых забот»
Источники уверяют, что план на 2022 год для КВЗ Колесовым уже поставлен — 130–150 вертолетов: «При этом о продажах завод волноваться не должен, главное — пусть выпустит. Впервые КВЗ освободят от маркетинговых забот»
Фото: «БИЗНЕС Online»

Добиться реструктуризации долга казанского завода — одна из главных задач Колесова. Принципиальное решение о погашении долга принято, но реальных движений пока не наблюдается.

Вторая задача — увеличить маржу КВЗ. Судя по отчетности 2020 года, заводу приходится жертвовать наценкой. И в этом, кстати, вина Колесова. Российским заказчикам «Ансаты» заставляют продавать почти по себестоимости (примерно 220 млн рублей за штуку). «У Сердюкова это был пунктик — загнать цену на „Ансат“ ниже нижнего, — говорит наш источник в отрасли. — И бесполезно было доказывать, что в цене вертолета 60 процентов импортных ПКИ, а зарплата всего 10 процентов. Как снижать? Без зарплаты вертолет делать?» По мнению нашего собеседника, это была такая месть Сердюкова – Колесова за то, что последнего не подпускают к руководству КВЗ.

Третья задача — довести до ума новую модификацию «Ансата». Как полагает источник, это будет гибрид из разработанного заводом «Ансата-М» и рычаговского «Ансата-РТ». Введение в оборот данного вертолета позволит естественным образом увеличить его отпускную цену.

Для успешного выполнения этой задачи надо решить другую, четвертую — усилить опытное конструкторское бюро КВЗ. «Проблема ОКБ так и не решается, — говорит наш источник. — Оно должно заниматься будущим, а завод в силу своей ментальности заставляет его заниматься внутренними проблемами, чуть ли не проектированием оснастки. Бюро все достается в последнюю очередь. Кстати, Богинский в последнее время это понял и всячески поддерживал Гарипова (Алексей Гарипов — начальник ОКБ КВЗ — прим. ред.). Кажется, Колесов эти вещи осознает — в конце концов свой „Ансат“ сделал. Да и вообще, почему он молодец? Потому что создал конкуренцию и задница у ВР начала гореть».

Пятая задача — обеспечить загрузку. Наши источники уверяют, что план на 2022 год для КВЗ Колесовым уже поставлен — 130–150 вертолетов (модели не уточняются). «Это кровь из носу должно быть, — говорит наш собеседник. — При этом о продажах завод волноваться не должен, главное — пусть выпустит. Впервые КВЗ освободят от маркетинговых забот».

6-я задача — естественно, кадры. «Раньше КВЗ можно было назвать семейной фирмой, куда люди приходили в юношестве и до пенсии пахали, женились, приводили детей», — дает ориентир для подражания один из наших собеседников.

Но, как полагает советник премьер-министра РТ Назир Киреев, серьезные улучшения в жизни КВЗ усилиями Минниханова уже произошли и теперь главное — их сохранить.

Мнение

В конце прошлого года президент республики настоял на проведении в Татарстане заседания совета директоров «Вертолетов России». Именно на нем положили конец разговорам о переносе производства лопастей в Улан-Удэ. Выполнили большой комплекс работ по закрытию «кредиторки». Получили самый большой заказ на «Ансаты». Принято решение о колоссальной технологической трансформации КВЗ. Рустам Нургалиевич  добился того, что здесь будет построен фантастический учебный центр. Подготовлены решения по развитию модельного ряда. 

Назир Киреев   советник премьер-министра РТ

Назир Киреев
советник премьер-министра РТ

Киреев напоминает, что решения о модернизации и развитии КВЗ принимались в том числе и прежним главой ВР Богинским. «Хотя вначале у него было значительное непонимание наших идей, — признает советник премьер-министра Татарстана. — Но в любом случае КВЗ уже становится принципиально другим заводом, и наша задача сегодня — не дать угробить эти начинания, кто бы ни пришел в руководство холдинга».

Вопрос №7: сменится ли руководство КВЗ?

Источники уверены, что с приходом Колесова ожидается тотальная кадровая чистка как в вертолетном холдинге, так и на входящих в него предприятиях (на фото: замгендиректора АО «Вертолеты России» Леонид Белых (слева) и его сын – управляющий директор КВЗ Алексей Белых (справа)
Источники уверены, что с приходом Колесова ожидается тотальная кадровая чистка как в вертолетном холдинге, так и на входящих в него предприятиях (на фото: замгендиректора АО «Вертолеты России» Леонид Белых (слева) и его сын — управляющий директор КВЗ Алексей Белых (справа)
Фото: «БИЗНЕС Online»

Наши источники уверены, что с приходом Колесова следует ожидать тотальную кадровую чистку как в вертолетном холдинге, так и на входящих в него предприятиях, во всяком случае на КВЗ и УУАЗе (его возглавляет зять Леонида Белых Алексей Козлов) — точно, причем относительно быстро. «Перезагрузка управленческого персонала потребуется почти стопроцентная, — уверен один из наших источников. — Замена пары человек в данном случае ничего не решит». Что интересно, по словам нашего собеседника, прощупывание настроений на КВЗ началось давно — у определенных сотрудников интересовались, как на предприятии воспримут кадровые перемены. «На КВЗ в ладоши хлопают, ждут не дождутся — имею в виду тот класс, который все эти годы реально работал, а не управленцев, — утверждает наш собеседник. — Поэтому у колесовской команды уже есть понимание, кого поднять, а с кем расстаться».

По словам источника, есть и конкретный перечень кандидатур на руководящие должности на КВЗ, в том числе из менеджмента других казанских оборонных предприятий. Особо горящих желанием не наблюдается, поскольку каждый понимает, что «первое время придется в кабинете раскладушку ставить».

Наконец один из наших собеседников не исключает того, что смена гендиректора ВР — только первая ступень многоходовки, а дальше последует присоединение «Вертолетов России» к Объединенной авиастроительной корпорации. Причем авиастроительный мегахолдинг тоже возглавит Колесов.

Наши собеседники считают такое продолжение вполне логичным. Ведь, как показывает опыт, по большому счету мы возвращаемся к конфигурации, похожей на советский авиапром.

Как и кто разворовывает «Вертолеты России»?

Скажи беспределу - НЕТ!

Сделка по продаже «Вертолетами России» 50% конструкторского бюро «ВР-Технологии» холдингу Tawazun (ОАЭ) может вылиться в международный скандал.

После встречи в начале ноября гендиректора «Вертолеты России» (входит в «Ростех) Андрея Богинского с президентом Владимиром Путиным одна за другой посыпались радужные новости о компании. А сам Богинский дал интервью о новых контрактах.

На свою должность Андрей Богинский был назначен в 2017 г. До этого с 2015 г. был заместителем главы Минпромторга Дениса Мантурова.

Радости главы «Ростех» Сергея Чемезова и Андрея Богинского нет предела. Им наконец-то удалось впарить холдингу Tawazun (ОАЭ) 50% конструкторского бюро «ВР Технологии», разрабатывающего многоцелевой вертолет VRT500 и беспилотный VRT300.

Об этой сделке было объявлено еще в 2019 г. Объем инвестиций обеих сторон должен был составить 400 млн евро. Tawazun обещал закупить по 100 VRT300 и VRT500 для нужд местных организаций и полиции.

Сейчас сообщили, что объем инвестиций сохранился на уровне прежних договоренностей, но ни слова не сказано про закупку вертолетов. Это и неудивительно, так как первый полет вертолета VRT500 запланирован только на 2023 г., а производство начнется в 2024-2025 гг. Получается, что с 2019 г. в «Вертолетах России» просто языком чесали?

Андрей Богинский витает в облаках?Андрей Богинский витает в облаках?

«По VRT-500 14 ноября было подписано соглашение о намерениях с Tawazun Procurement — это подразделение фонда, которое выполняет закупочную функцию для многих ведомств. По VRT-300 есть интерес к машине и есть обязательства наших арабских партнеров продать 100 беспилотников».

Подписывайтесь на наш канал

Судя по комментарию Андрея Брагинского «

Коммерсанту

»,никакой конкретики по продаже вертолетов нет. Формулировки «соглашение о намерениях», «есть обязательства» не имеют выражения в денежных знаках.

Холдинг Tawazun – давний партнер России. Он владеет долей в 36% в проекте Aurus (первый российский бренд премиальных автомобилей). Холдинг планировал инвестировать в ООО «Аурус» 110 млн евро в ближайшие три года, а также стать генеральным дистрибутором Aurus в странах Ближнего Востока и Северной Африки.

На днях стало известно, что холдинг Tawazun может создать совместное предприятие с КАМАЗом.

«Мы обсудили сотрудничество по КАМАЗу, которое может перерасти в стратегическое. Что это будет — СП или капитал — жизнь покажет. Речь идет о Tawazun, именно индустриальном партнере».


Сделку с холдингом прокомментировал глава Минпромторга Денис Мантуров. Похоже, что давние партнеры Чемезов и Мантуров нашли себе неплохую «кормушку» из ОАЭ.

С 14 ноября по 18 ноября международного авиасалона Dubai Airshow, в рамках которого были заключены контракты на поставку авиационной техники на сумму свыше $1.3млрд. Об этом сообщил Сергей Чемезов. По его словам, контракты заключили на боевые самолеты, вертолетную технику, беспилотники и двигатели.

«Вертолетам России» похвастаться особо нечем. Компания подписала контракты на поставку двух вертолетов Ми-171А2 в Перу. Андрей Богинский сообщил, что подписано соглашение о намерении о поставках четырех вертолетов «Ансат» и одного Ми-8 в полицию эмирата Рас-эль-Хайма. Это из категории «обещать — не значит жениться». Сделка с холдингом Tawazun по продаже ему доли в «ВР-Технологии» была закрыта через два года после объявления о ней.

Что продали холдингу Tawazun?

Перед продажей холдингу Tawazun 50% в ООО «ВР –Технологии» из компании могли вывести активы в сингапурский офшор «Аэротер.ПТЕ.ЛТД», который стал владельцем компании в августе после выхода из состава соучредителей АО «Вертолеты России».

ВертЗалетная команда Чемезова?

Выручка ООО «ВР-Технологии» в 2020 г. составила 35 млн руб., а убыток – 623 млн руб. С 2014 г. компания только в 2017 г. и 2018 г. была в плюсе.

Куда уходят деньги «ВР-Технологии», наверное, знает Андрей Богинский и гендиректор компании Александр Охонько. Этому чиновнику, похоже, не хватает зарплаты, потому как он является владельцем ООО «Гурмета», занимающегося оптовой торговлей кофе, чаем, какао и пряностями. Как-то не очень это вяжется с имиджем серьезного государственного мужа, которому доверили руководство конструкторским бюро.

АО «ВР-Технологии» работает не то, что непрозрачно, а супернепрозрачно. Сумма контрактов с ТОП-5 подрядчиков составляет около 6,5 млн руб., а общая сумма заказов – 9 млрд руб. Даже представить себе трудно, какие деньги могут уходить налево.

В июле-августе АО «ВР-Технрлогии» заключили 18 договоров, исполнители не указаны ни в одном.

1 июля заплатили 18 млн руб. за оказание услуг по аренде и администрированию частного корпоративного облака. Не многовато ли будет и кому ушли эти деньги?

20 июля за выполнение работ в рамках составной части опытно-конструкторской работы «Разработка системы бортовых измерений для прототипов легкого многоцелевого вертолета, 88-00-00» заплатили 292,3 млн руб.

В этот же день 555,6 млн руб. ушли за выполнение работ по составной части опытно – конструкторских работ «Подготовка и проведение наземных и стендовых испытаний прототипов легкого многоцелевого вертолета VRT500».

За один день разработчик вертолетов непонятно кому заказал услуги за конструкторские работы. Не кажется ли это странным?

И еще один момент, который может быть свидетельством вывода денег в сингапурский офшор. В июне ООО «ВР-Технологии» заключило 12 договоров с подрядчиками, в июле – 16, в августе – только 2. Офшор «Аэротер.ПТЕ.ЛТД» получил 50% в компании 23 июля, 5 августа стал ее единственным владельцем. Не с ним ли напрямую заключались контракты для возможного вывода денег?

Если эта версия подтвердиться, то может грянуть международный скандал.

Анатолий Сердюков в деле?

Членом совета директоров АО «Вертолеты России»» является бывший министр обороны Анатолий Сердюков, который чуть было не угодил за решетку в 2012 г., но отделался только потерей должности.

«Ростех» его подобрала и обогрела настолько, что до недавнего времени Анатолий Сердюков возглавлял совет директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), на посту которого его сменил сам Сергей Чемезов. Об этом в мае сообщало

ТАСС

. С чем могло быть связано отстранение Анатолия Сердюкова?

В июле появилась информация, что индустриальный директор «Ростех» Анатолий Сердюков и один из топ-менеджеров корпорации могли вступить в сговор с целью отстранения от должности гендиректора ОАК Юрия Слюсаря, которого считают ставленником Дениса Мантурова. Учитывая теплые отношения между ним и Сергеем Чемезовым, это была очень опасная игра.

Анатолий Сердюком мог выводить деньги из «ВР-Технологии»?Анатолий Сердюком мог выводить деньги из «ВР-Технологии»?

Авторы портала «

Рукриминал

» сообщили, что Сердюков и один из топ-менеджера корпорации задумали сами продавать вертолеты по старой проверенной схеме: закупка – наценка – продажа – разница в карман.

Одну из ключевых ролей в плане Сердюкова и оного из топ-менеджера корпорации должна была сыграть компания АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро» (РПКБ).

Топ-менеджеры «Ростех» могли попытаться под носом у Сергея Чемезова увести продажу вертолетов мимо государственного кармана? Не это ли послужило причиной потери Анатолием Сердюковым поста председателя совета директоров ОАК?

Хищения на миллиарды?

В октябре прошлого года стало известно о возбуждении уголовных дело против сотрудников холдинга «Вертолеты России», компании «Камов» и Минпромторга. Их заподозрили в хищении 3.6 млрд руб. при строительстве и конструировании вертолета Ка-62. Об этом сообщало Р

БК

.

«Холдинг «Вертолеты России» взаимодействует с правоохранительными органами по вопросам создания в 2011–2016 годах вертолета Ка-62, однако комментировать детали до выводов правоохранительных структур было бы некорректным, тем более что в холдинге нет официальной информации о возбуждении уголовных дел в отношении конкретных (бывших или нынешних) сотрудников и не обладают информацией, позволяющей подтвердить сумму ущерба».

Комментарий пресс-службы «Вертолетов России» можно было предсказать заранее.

В период времени, в который совершались хищения «Вертолетами России» руководил Александр Михеев. Сейчас он – гендиректор АО «Рособоронэкспорт», входящего в «Ростех». Никакой новой информации по делу о хищении 3,6 млрд руб. нет.

АО «Вертолеты России» работают также непрозрачно, как и «ВР-Технологии». Общая сумма контрактов, в которых компания выступала заказчиком, – 56 млрд руб.

Сколько из них могло оказаться в карманах топ-менеджеров «Ростех»? Это вряд ли станет известно. Генерал-полковник ФСБ Сергей Чемезов умеет хранить секреты своих структур.

Председатель Совета директоров ПАО «Роствертол».
Вице-президент Союза машиностроителей Российской Федерации.
Председатель Совета директоров ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация».
Действительный государственный советник Российской Федерации первого класса.
Гражданский министр обороны Российской Федерации (15.02.2007-06.11.2012).
Руководитель Федеральной налоговой службы России (27.07.2004-19.02.2007).


Анатолий Сердюков родился 8 января 1962 года в станице Холмский, Краснодарский край. В возрасте десяти лет мальчик потерял родителей. Дети перебрались к бабушке в поселок Черноморский, соседнего Северского района. В начальных классах не блистал высокой успеваемостью, а после восьмого класса перешел в вечернюю школу, так как необходимо было зарабатывать на жизнь и кормить семью.

Далее, юноша переехал в Санкт-Петербург и поступил в Торгово-Экономический институт, который успешно закончил в 1984 году. Затем прошел службу в армии, где являлся водителем отдельного батальона связи 85-й мотострелковой Ленинградско-Павловской дивизии Сибирского военного округа.

После службы, с 1985 года в течении шести лет работал заместителем заведующего секцией магазина №3 «Ленмебельторг». В 1991 году назначен на должность заместителя директора по коммерческой работе, в той же организации. Далее, в 1993 году перешел в АО «Мебель-маркет» Санкт-Петербург, где сначала занимал пост заместителя генерального директора, а спустя два года был назначен генеральным директором.

В 2000 году Сердюков назначен заместителем руководителя Межрайонной инспекции Федеральной Налоговой Службы России № 1 по Санкт-Петербургу. Через год стал заместителем руководителя управления Министерства по налогам и сборам России по Санкт-Петербургу, а вскоре избран руководителем этого управления.

Также в 2001 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. В 2004 году стал кандидатом экономических наук, тема диссертации: «Концепция и системная организация процесса формирования предпринимательских структур, ориентированных на потребителя». Через два года защитил докторскую диссертацию «Формирование и реализация налоговой политики современной России», став доктором экономических наук.

С февраля 2004 года Анатолий Эдуардович занимал должность руководителя управления МНС России по Москве. В начале марта 2004 года назначен заместителем министра Российской Федерации по налогам и сборам. Через две недели 16 марта 2004 года стал исполняющим обязанности министра Российской Федерации по налогам и сборам.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2004 года № 999 Анатолий Сердюков назначен руководителем Федеральной налоговой службы России.

Указом Президента России от 15 февраля 2007 года Сердюков назначен Министром обороны Российской Федерации. К моменту назначения на пост имел воинское звание старший лейтенант запаса. В том же году прошел курсы Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Целесообразность своего кадрового решения президент России объяснил необходимостью в период перевооружения ВС РФ, предусматривающего освоение большого объема средств из бюджета, нахождения на данном посту опытного финансиста и экономиста.

С именем Сердюкова связан запуск кардинальной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации, придание им «нового облика». Катализатором, ускорившим принятие решения о реформе, стал военный конфликт с Грузией в августе 2008 года. Опыт участия российских Вооруженных Сил в конфликте выявил массу проблем, связанных как с недостатками системы управления войсками, так и с устаревшим вооружением, снаряжением и средствами связи.

До 2012 года Анатолий Эдуардович прибывал в должности председателя наблюдательного совета государственной корпорации «Ростехнологии». Параллельно являлся председателем совета директоров ОАО «Химпром», председателем совета директоров ОАО «Оборонсервис», а также постоянным членом Совета Безопасности Российской Федерации.

В конце октября 2012 года в прессе появилась информация о крупном коррупционном скандале вокруг ОАО «Оборонсервис», сотрудников которого правоохранительные органы уличили в махинациях при реализации непрофильных военных активов.

Президент России Владимир Путин 6 ноября 2012 года отправил Сердюкова в отставку по причине неспособности справляться с управлением собственностью министерства обороны, а также в том, чтобы обеспечить чистоту расследования. На момент отставки имел звание полковник запаса. Новым министром обороны назначен Сергей Шойгу.

Далее, 1 ноября 2013 года Сердюков назначен генеральным директором Федерального исследовательского испытательного центра машиностроения «ФИИЦ М». Центр входит в государственную корпорацию «Ростехнологии».

Через два года перешел на должность индустриального директора по авиационному кластеру государственной корпорации «Ростех». С 11 декабря 2015 года Анатолий Эдуардович Сердюков вошел в совет директоров холдинга «Вертолеты России», который входит в состав государственной корпорации «Ростех».

 Анатолий Сердюков 8 мая 2019 года возглавил Совет директоров Объединенной авиастроительной корпорации, которая производит самолеты Sukhoi Superjet-100.

Позднее, 31 мая 2019 года Анатолий Эдуардович занял должность вице-президента Союза машиностроителей России, сменив на этом посту Игоря Комарова. 

Анатолий Сердюков вместе с женой Евгенией Васильевой стали родителями троих детей. В середине сентября 2019 года оформил опеку над мальчиком и девочкой. В этом же году на свет появился родной наследник пары от суррогатной матери.

Образование Анатолия Сердюкова

В 1984 году окончил Ленинградский институт советской торговли.

В 2001 году Сердюков получил второе высшее образование — юридическое, окончив Санкт-Петербургский государственный университет.

В 2004 году стал кандидатом экономических наук, тема диссертации: «Концепция и системная организация процесса формирования предпринимательских структур, ориентированных на потребителя». 

В 2006 году получил ученную степень доктор экономических наук. Диссертация на тему: «Формирование и реализация налоговой политики современной России».

В 2007 году Сердюков прошел курсы Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации.

Награды Анатолия Сердюкова

Медаль «За заслуги» (ФССП России, 22 ноября 2006 года)

Почетная грамота Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (2 апреля 2008 года) — за активное содействие и существенную помощь в организации и проведении выборов Президента Российской Федерации

Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени (2009 год, РПЦ)

Орден Дружбы народов (Белоруссия, 2009 год)

Почетная грамота Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (20 декабря 2011 года) — за активную и плодотворную работу по развитию и углублению военно-политического сотрудничества в рамках Организации Договора о коллективной безопасности

Отличие «Именное огнестрельное оружие» (4 января 2012 года, Украина)

Семья Анатолия Сердюкова

Младшая сестра  Галина Эдуардовна Пузикова (Сердюкова) — коммерсант, в едином российском реестре предпринимателей зарегистрирована по специализации «овощеводство».

Зять (муж сестры Галины) Валерий Николаевич Пузиков (03.03.1963 г.р) — в прошлом тракторист, ныне бизнесмен. Родом из Краснодарского края.

Первая жена — Татьяна Анатольевна Сердюкова (10.10.1960 г.р.) коммерсант. Вместе с мужем в 1990-е годы являлась акционером ОАО «Мебель-Маркет», числилась совладельцем ООО «Мебель-маркет-магазин № 11». Согласно СПАРК-Интерфакс, оформлена генеральным директором ООО «Мебель-маркет-магазин № 25».

Сын — Сергей Анатольевич Сердюков. Родился 23 июня 1986 года. Проживал вместе с матерью в Санкт-Петербурге. По данным на 1 октября 2016 года, является совладелец банка «Санкт-Петербург» (5,45 % акций).

Приемная дочь — Анастасия Николаевна Похлебенина, студентка. Родилась 31.08.1993 года. С 2011 года обучается на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного Университета. Владеет лошадьми, увлекается верховой ездой и путешествиями.

Вторая жена — Юлия Викторовна Похлебенина (Зубкова) (брак с 2002 по 2012 год) (12.07.1970 г. р.), девелопер. Дочь Виктора Зубкова. В 2006 году Юлия Похлебенина защитила в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов кандидатскую диссертацию на тему «Правосудие как форма государственной деятельности и юридическая гарантия обеспечения правового статуса личности».

Дочь — Наталья Анатольевна Сердюкова, школьница.

Третья жена — Евгения Николаевна Васильева, предприниматель.
Сын — Николай (приемный)
Дочь — Татьяна (приемная)
Сын — (от суррогатной матери)

17.09.2019

ОАК предстоит начать поставки российским авиакомпаниям нового пассажирского лайнера МС-21. Сейчас компания форсирует создание соответствующей системы послепродажного обслуживания. Холдинг «Вертолеты России» завершает сертификацию вертолета Ка-62, начал летные испытания Ка-226Т и готовится к началу летных испытаний «офшорного» Ми-171А3.

«Все три руководителя давно работают в авиационном комплексе Ростеха и зарекомендовали себя как профессиональные топ-менеджеры. Они хорошо знают производство и понимают специфику отрасли. Принимая кадровые решения, мы опирались на их опыт, компетенции, наличие успешных управленческих кейсов. Отечественное авиастроение сегодня набирает обороты. Мы выводим на рынок новые линейки самолетов и вертолетов, хорошо оснащенных, конкурентоспособных по цене и характеристикам. Такие назначения – это большие надежды и большая ответственность», – прокомментировал генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов.

Со стороны bmpd заметим, что наибольший резонанс среди этих перестановок вызвало назначение новым главой АО «Вертолеты России» Николая Колесова, до того с 2009 года возглавлявшего концерн КРЭТ и считающегося «сильным человеком» отечественного ОПК. По этому поводу татарстанский деловой ресурс «БИЗНЕС Online» опубликовал небезынтересный материал Тимура Латыпова «Наш человек в авиапроме: «Колесову сейчас нет дела до регалий. Он хочет великого дела!» 7 вопросов о смене власти в «Вертолетах России» и о том, что в связи с этим ожидает КВЗ».

Ожидаемый в последние дни переворот в российском вертолетостроении свершился: на собрании акционеров «Вертолетов России» гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов представил нового гендиректора холдинга. Кресло Андрея Богинского занял выходец из Татарстана Николай Колесов. О том, что это означает для КВЗ и почему новый гендиректор ВР, возможно, только первый шаг многоходовки, — в материале «БИЗНЕС Online».

Вопрос №1: почему ушел Богинский?

Дело не только в падении выручки и прибыли холдинга, продолжающихся с 2018 года (а Андрей Богинский возглавлял «Вертолеты России» с 2017-го), — это во многом отражение мировых процессов. К тому же спрос на главный продукт ВР — Ми-8/17 — идет циклами, и последний пришелся на середину прошлого десятилетия (в 2015 году холдинг намолотил 42,2 млрд рублей чистой прибыли, в 2020-м — лишь 8,7 млрд). Скорее можно говорить о том, что парировать угрозы не удалось.

Сегодня мы не видим в отрасли стратегии развития: вместо нее — набор разрозненных программ. Зато наблюдаем затягивание проектов, деградацию конструкторских и рабочих кадров, рост бюрократизации, а также всевозможные оптимизации и реорганизации типа так и не принятого вертолетостроительной общественностью слияния двух конструкторских бюро — Миля и Камова.

В профессиональной среде накопилась, так скажем, усталость от действующего руководства. «Так или иначе, но все говорят: ждем перемен в вертолетостроении, — рассказывает один из собеседников „БИЗНЕС Online“ в отрасли. — Несомненно, источник этого решения — Сердюков (Анатолий Сердюков — индустриальный директор авиационного кластера „Ростеха“ — прим. ред.), но утвердить его мог только Чемезов (Сергей Чемезов — гендиректор „Ростеха“ — прим. ред.), потому что Мантурова (Денис Мантуров — министр промышленности и торговли РФ; считается покровителем Богинского — прим. ред.) может перебить только он. Чемезову все время капали об определенных качествах Богинского типа слабой договороспособности (об этом знают все смежники, кто работал с холдингом); о полностью ручном управлении отраслью, поскольку считается, что директора ни на что не способны».

И на эту ситуацию наложился фактор Николая Колесова — генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) и владельца ряда казанских оборонных предприятий. История его притязаний на руководство КВЗ тянется с 2016 года, но до сего дня Мантурову удавалось отбивать атаки. Видимо, это только подогрело аппетиты Николая Александровича — он стал претендовать уже на ВР. «Сыграло много чего, а решающим стал напор Колесова, — говорит другой наш собеседник. — Назначение готовилось не один год. Сердюков, хотим мы это услышать или нет, — человек, разбирающийся в технике, поставках, кадрах и так далее. Однозначно сказать, что он лоббист Колесова (в ОПК всем известно об их тесном общении — прим. ред.), нельзя, и были моменты, когда он становился на сторону Богинского. Но Сердюков понимает, что Колесов — более хозяйственный и дееспособный».

Вопрос №2: почему смена «караула» происходит именно сейчас?

Один из наших собеседников объяснил, почему громкая отставка-назначение произошла под конец года, что вроде бы нелогично: «Предвидятся немалые проблемы с выполнением годового плана, а потому приняли соломоново решение о смене руководителя, ведь тогда и с Богинского не спросишь — ушел; Колесову вопрос не задашь — только пришел. К тому же в такой ситуации Богинского было бы трудно куда-либо назначить, а так — вполне». Бывший шеф ВР стал заместителем гендиректора по гражданской авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) — гендиректором корпорации «Иркут».

По нашим данным, Богинский забирает с собой из руководства ВР пять человек. С большой долей уверенности можно сказать, что одного из них заменит Ронис Шарипов — ближайший сподвижник Колесова, экс-гендиректор казанской «Радиоэлектроники им. Шимко» и «Туполева», а ныне — замгендиректора КРЭТ. «Для Колесова эта фигура важна, — говорит наш источник. — Шарипов — реально рабочая лошадка, и у него со всеми нормальные отношения».

Вопрос №3: зачем это Колесову?

Одно дело — руководить производителем комплектующих, и совсем другое — финалистом, да еще в такой передовой и находящейся под пристальным вниманием руководства страны отрасли, как вертолетостроение. Кроме того, многие эксперты полагают, что в районе 2025 года ожидается возобновление роста спроса на вертолеты. Наконец, новое назначение открывает необозримые перспективы перед лелеемым Колесовым проектом национальной службы санитарной авиации. По задумке, НССА должна покрыть своей сетью всю Россию. Ее рабочая лошадка — «Ансат», причем в модификации, которую создала подконтрольная Колесову казанская компания «Рычаг». Потенциально это не одна сотня вертолетов, а также создание наземной инфраструктуры и вообще всей системы оказания воздушной медпомощи.

Но, как полагает один из наших собеседников, все эти соображения важные, но все же не главные: «Спрашивают: зачем это на старости лет вполне „упакованному“ человеку? Да, внешне это повышение, но на деле — куча проблем. Уверен, Колесову сейчас нет дела до регалий и повышений. Он реально хочет великого дела и считает, что знает, как его сделать».

Вопрос №4: идет ли речь о ликвидации детища Дениса Мантурова?

Главу минпромторга РФ называют автором идеи объединения всех вертолетостроительных заводов в единый холдинг. В 2002 году Мантуров создал и возглавил «Оборонпром» (в 2007-м из него выросли ВР), которому в 2004-м указом президента РФ передали акции федеральных отраслевых предприятий, а еще татарстанскую госсобственность — Казанский вертолетостроительный завод. Интерес Дениса Валентиновича к вертолетостроению объясняется тем, что его тесть — бизнесмен и экс-представитель «Аэрофлота» в Индии Евгений Кисель — сумел консолидировать пакет акций Улан-Удэнского авиазавода (УУАЗ) и в 1998 году устроил туда своего зятя заместителем гендиректора (до 2020-го им был Леонид Белых, его называют крестным отцом Мантурова в политике).

Тогда это предприятие вело ожесточенную конкурентную схватку с КВЗ, и создание фактически подконтрольного Улан-Удэ «Оборонпрома» было весомым успехом группы Мантурова. Казань «брали» по частям. В середине 2000-х КВЗ еще создал продвинутую версию самого массового советско-российского вертолета — Ми-8МТВ-5, которая стала основой благосостояния предприятия на последующие 10 лет, но узаконивавший изменения в конструкцию разработчик — Московский вертолетный завод — слил все эти наработки УУАЗу, а впоследствии КВЗ и вовсе запретили заниматься усовершенствованием «восьмерки». В итоге УУАЗ ушел вперед и получает заказы на Ми-8 в приоритетном порядке, нишей же КВЗ фактически остались далеко не столь востребованные «Ансат» и Ми-38. Какое-то время казанцы держались за счет экспортных контрактов, но потом кончились и они. Апофеозом этой некрасивой истории стало прошлогоднее назначение на пост управляющего директора КВЗ сына Белых — Алексея Белых.

По мнению исполнительного директора отраслевого информагентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, рано говорить о том, что теперь для УУАЗа наступят темные времена. «Здравый смысл должен победить, — отметил эксперт в беседе с „БИЗНЕС Online“. — Все понимают, что между предприятиями должен быть разумный баланс. В целом для бизнеса холдинга отсутствие внутренней борьбы — все-таки плюс. Надо выстраивать единую продуктовую линейку, в которой вертолеты друг с другом за выгодные контракты не сражаются — это вообще нонсенс. Здесь показателен опыт Объединенной двигателестроительной корпорации, где подобные интриги казались еще более серьезными. Там самыми сильными были московский „Салют“ и уфимский УМПО. Можно сказать, что уфимцы победили, но при этом московская площадка стабильно загружена, развивается».

Вопрос №5: выгодна ли Татарстану смена власти в «Вертолетах России»?

Такое приниженное положение казанского производителя винтокрылых машин, конечно, не устраивало руководство Татарстана, и в последнее время, насколько можно понять, дело дошло до серьезных трений с «Вертолетами России». УУАЗ залез в традиционную вотчину КВЗ — поставки Ми-8 для МЧС. Был напряженный разговор с руководством МЧС и ВР в духе: «Это наша тема, отдавайте документацию на КВЗ, мы сделаем». Не отдали.

«Приход Колесова для Татарстана — конечно, большой плюс хотя бы в силу его значительной включенности в промышленную жизнь республики, — полагает наш источник. — При этом Рустам Минниханов данное решение никак не лоббировал».

Один из наших собеседников не сомневается, что КВЗ теперь будут заниматься «по полной программе». «Думаю даже, что в первую очередь Колесов наведет порядок в Казани, — говорит наш собеседник. — Зря он, что ли, сколько лет говорил: „Дайте мне поставить на КВЗ своего человека, и я конфетку из завода сделаю“? Да и КВЗ — главный завод, где начудил холдинг». По мнению источника, у КВЗ налицо системные сбои в управлении, выливающиеся в проблемы со снабжением и кадрами. «В Казани решили ввести новую систему регламентов финансово-закупочной деятельности, в итоге комплектация вертолетов увеличилась с 12 до 15–18 месяцев», — обрисовывает обстановку наш собеседник.

2020 год КВЗ закончил с выручкой в 16,6 млрд рублей (плюс 3,1% по сравнению с антирекордом 2019-го, когда завод заработал 16,1 млрд) и 39 сданными вертолетами (плюс 12). Для сравнения: максимум в новейшей истории КВЗ был в 2014-м — 107 машин. Планировалось, что в 2021 году завод построит порядка 70 вертолетов, но наш источник полагает, что будет не более 60 машин — ряд заказов сдвигается по срокам. Добавим, что у КВЗ большой долг — порядка 30 млрд рублей.

Однако эксперт российского совета по международным делам Андрей Фролов сомневается, что Колесов будет отдавать предпочтение КВЗ. «Регионализм уже так растворился во всех этих корпорациях, что говорить о том, будто с приходом кого-то к руководству федеральным холдингом усиливается его родной регион, не приходится, — заверил корреспондента „БИЗНЕС Online“ эксперт. — Мне кажется, это обычная смена руководства. Авиастроение у нас находится в состоянии постоянной реформы, а тут еще ОАК потеряла самостоятельность и вошла в „Ростех“, соответственно, вся конфигурация авиаотрасли с точки зрения менеджмента изменилась. Так что назначение Колесова — всего лишь запоздавшее эхо этих перемен».

Вопрос №6: каковы первоочередные задачи Колесова на КВЗ?

Добиться реструктуризации долга казанского завода — одна из главных задач Колесова. Принципиальное решение о погашении долга принято, но реальных движений пока не наблюдается.

Вторая задача — увеличить маржу КВЗ. Судя по отчетности 2020 года, заводу приходится жертвовать наценкой. И в этом, кстати, вина Колесова. Российским заказчикам «Ансаты» заставляют продавать почти по себестоимости (примерно 220 млн рублей за штуку). «У Сердюкова это был пунктик — загнать цену на „Ансат“ ниже нижнего, — говорит наш источник в отрасли. — И бесполезно было доказывать, что в цене вертолета 60 процентов импортных ПКИ, а зарплата всего 10 процентов. Как снижать? Без зарплаты вертолет делать?» По мнению нашего собеседника, это была такая месть Сердюкова – Колесова за то, что последнего не подпускают к руководству КВЗ.

Третья задача — довести до ума новую модификацию «Ансата». Как полагает источник, это будет гибрид из разработанного заводом «Ансата-М» и рычаговского «Ансата-РТ». Введение в оборот данного вертолета позволит естественным образом увеличить его отпускную цену.

Для успешного выполнения этой задачи надо решить другую, четвертую — усилить опытное конструкторское бюро КВЗ. «Проблема ОКБ так и не решается, — говорит наш источник. — Оно должно заниматься будущим, а завод в силу своей ментальности заставляет его заниматься внутренними проблемами, чуть ли не проектированием оснастки. Бюро все достается в последнюю очередь. Кстати, Богинский в последнее время это понял и всячески поддерживал Гарипова (Алексей Гарипов — начальник ОКБ КВЗ — прим. ред.). Кажется, Колесов эти вещи осознает — в конце концов свой „Ансат“ сделал. Да и вообще, почему он молодец? Потому что создал конкуренцию и задница у ВР начала гореть».

Пятая задача — обеспечить загрузку. Наши источники уверяют, что план на 2022 год для КВЗ Колесовым уже поставлен — 130–150 вертолетов (модели не уточняются). «Это кровь из носу должно быть, — говорит наш собеседник. — При этом о продажах завод волноваться не должен, главное — пусть выпустит. Впервые КВЗ освободят от маркетинговых забот».

6-я задача — естественно, кадры. «Раньше КВЗ можно было назвать семейной фирмой, куда люди приходили в юношестве и до пенсии пахали, женились, приводили детей», — дает ориентир для подражания один из наших собеседников.

Но, как полагает советник премьер-министра РТ Назир Киреев, серьезные улучшения в жизни КВЗ усилиями Минниханова уже произошли и теперь главное — их сохранить.

«В конце прошлого года президент республики настоял на проведении в Татарстане заседания совета директоров «Вертолетов России». Именно на нем положили конец разговорам о переносе производства лопастей в Улан-Удэ. Выполнили большой комплекс работ по закрытию «кредиторки». Получили самый большой заказ на «Ансаты». Принято решение о колоссальной технологической трансформации КВЗ. Рустам Нургалиевич  добился того, что здесь будет построен фантастический учебный центр. Подготовлены решения по развитию модельного ряда», — говорит Назир Киреев, советник премьер-министра РТ.

Киреев напоминает, что решения о модернизации и развитии КВЗ принимались в том числе и прежним главой ВР Богинским. «Хотя вначале у него было значительное непонимание наших идей, — признает советник премьер-министра Татарстана. — Но в любом случае КВЗ уже становится принципиально другим заводом, и наша задача сегодня — не дать угробить эти начинания, кто бы ни пришел в руководство холдинга».

Вопрос №7: сменится ли руководство КВЗ?

Наши источники уверены, что с приходом Колесова следует ожидать тотальную кадровую чистку как в вертолетном холдинге, так и на входящих в него предприятиях, во всяком случае на КВЗ и УУАЗе (его возглавляет зять Леонида Белых Алексей Козлов) — точно, причем относительно быстро. «Перезагрузка управленческого персонала потребуется почти стопроцентная, — уверен один из наших источников. — Замена пары человек в данном случае ничего не решит». Что интересно, по словам нашего собеседника, прощупывание настроений на КВЗ началось давно — у определенных сотрудников интересовались, как на предприятии воспримут кадровые перемены. «На КВЗ в ладоши хлопают, ждут не дождутся — имею в виду тот класс, который все эти годы реально работал, а не управленцев, — утверждает наш собеседник. — Поэтому у колесовской команды уже есть понимание, кого поднять, а с кем расстаться».

По словам источника, есть и конкретный перечень кандидатур на руководящие должности на КВЗ, в том числе из менеджмента других казанских оборонных предприятий. Особо горящих желанием не наблюдается, поскольку каждый понимает, что «первое время придется в кабинете раскладушку ставить».

Наконец один из наших собеседников не исключает того, что смена гендиректора ВР — только первая ступень многоходовки, а дальше последует присоединение «Вертолетов России» к Объединенной авиастроительной корпорации. Причем авиастроительный мегахолдинг тоже возглавит Колесов.

Наши собеседники считают такое продолжение вполне логичным. Ведь, как показывает опыт, по большому счету мы возвращаемся к конфигурации, похожей на советский авиапром.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Машинка канди стиральная инструкция по применению автомат
  • Релаксивет спот он для кошек инструкция по применению
  • Метод scrog для автоцветов пошаговая инструкция
  • Rv r290 пылесос робот redmond инструкция
  • Разговор по телефону руководство