Виды деятельности классного руководства

Текущие
дела классного руководителя

1.      Диагностирование
учащихся: опросы, анкетирования, собеседования, наблюдение, контроль дневников
и классного журнала, оп­ределение уровней воспитанности.

2.     
 Планирование воспитательной работы.

3.     
 Анализ воспитательной деятельности в классе.

4.     
 Ведение дневника наблюдений.

5.     
 Посещение учащихся на дому.

6.     
 Вовлечение учащихся в общественную деятельность.

7.       Проведение
классных часов.

8.       Подготовка
к конкурсам, соревнованиям, олимпиадам.

9.       Проведение
вечеров, дискотек, репетиции

10.   Проведение
родительских собраний и индивидуальная работа с родителями.

11.   Посещение
городских мероприятий.

12.   Заседания
М/О классных руководителей.

13.   Курсовая
подготовка, повышение профессионального мастерства.

14.   Подготовка
отчетной документации.

15.   Участие
в заседании педсоветов.

16.   Проведение
экскурсий.

17.    Подготовка
и проведение слетов и походов.

18.  Организация
работы по дежурству и уборке территории.

19. 
Взаимодействие с учителями-предметниками.

20.  Организация
досуга учащихся через систему дополнительного образования.

21.  Учет
успеваемости, анализ, организация помощи и поддержки отстающих учащихся.

22.  Персональная
работа с трудными (педагогически запущенными) учащимися.

23.  Посещение
уроков в конфликтных ситуациях и взаимодействие с начинающими учителями.

24. 
Проведение работы по профориентации учащихся.

25. 
Организация творческой внеклассной деятельности учащихся.

26.                                                                                                                                                                                         
Выпуск стенгазет, ведение летописи класса.

27. 
Организация деятельности ученического самоуправления.

28. 
Анализ и разрешение конфликтных ситуаций.

29.  Сбор
информации для ежемесячного поощрения учащихся.

30. 
Составление плана на каникулы и проведение каникулярных
мероприятий.

31.  Изучение
читательских, музыкальных, художественных интересов учащихся.

32.  Проведение
внутриклассных спортивных соревнований.

33.                                                                                                                                                                                         
Подготовка к школьным праздникам.

34. 
Годовой отчет классного руководителя.

35.  Изучение
литературы по классному руководству.

36.  Подготовка
выступления на педсовете по проблемам воспитания.

37. 
Работа с активом класса.

38.  Подготовка
справок и аналитических материалов для администрации школы.

39. 
Вечерние телефонные беседы с родителями.

40. 
Организация работы в подшефном классе.

41. 
Контроль за дисциплиной учащихся (явка в школу, прогулы,
опоздания, внешний вид).

42. 
Организация наблюдения за состоянием здоровья учащихся (зрение,
нервная система, осанка и т.д.).

43. 
Анализ учебной нагрузки, дозирование домашних заданий, контрольных работ.

44. 
Взаимодействие со школьным психологом.

45. 
Участие в общешкольных мероприятиях.

46. 
Организация для родителей вечера-презентации достижений учащихся
(на выставке достиже­ний представлены все успехи класса и каждого ученика по
самым разнообразным направлениям: успехи в спорте, газеты, грамоты и дипломы,
творческие работы, описания поступков и достижений).

47. 
Организация изучения истории малой родины — истории своей семьи,
людей живущих рядом.

48. 
Организация поддержки и помощи ветеранам, инвалидам, больным
детям.

49. 
Круглогодичная акция «Зеленый и чистый Мончегорск» посадка деревьев.

50. 
Проведение игровых дней: психологические, познавательные,
творческие, спортивные игры.

Функции и основные направления деятельности классного руководителя

                                                          Реферат

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3

1. Деятельность классного руководителя……………………………..….………6

2. Функции классного руководителя…..……………………..…………..………8

3. Основные направления деятельности……………………….……………….12

Заключение………………………………………………….……………………14

Список использованной литературы…………………………………………….15

Введение

   Классное руководство как самостоятельное педагогическое явление в нашей стране имеет небольшую, но богатую историю. Самыми плодотворными для развития классного руководства были 50–80-е гг. XX в. Именно в этот период такие, блестящие ученые, как Н.И. Болдырев, О.С. Богданова, А.И. Дулов, И.С. Марьенко и др., разработали и апробировали целостную теорию классного руководства. Идеи этих выдающихся педагогов остаются востребованными и в настоящее время; они развиваются, совершенствуются, корректируются с позиций сегодняшнего дня.

Сущность, задачи и содержание работы классного руководителя менялись в зависимости от социального заказа. Так, в «Положении о классном руководителе», утвержденном Министерством просвещения РСФСР в 1947 г., записано: «Основной задачей классного руководителя является сплочение учащихся класса в дружный, целеустремленный, работоспособный ученический коллектив в целях успешного разрешения учебно-воспитательных задач, поставленных перед школой». В педагогическом словаре 1960 г. говорится, что «классный руководитель – это учитель советской школы, осуществляющий наряду с преподаванием общую работу по организации и воспитанию ученического коллектива определенного класса».

Цель – организация целостного педагогического процесса и осуществление его руководства.

Предмет – отслеживание результатов, перспектив развития педагогического процесса.

Объект – классный руководитель, как организатор педагогического процесса и концепции воспитания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Анализ литературы по организации педагогического процесса и его руководства.

2.  Планирование, подбор и разработка методик и диагностики классного руководства.

3. Задачи воспитательно-образовательного процесса в классном коллективе.

В ходе работы использовались следующие методы:

– наглядные,

– словесные,

– беседа.

  1.  Деятельность классного руководителя

 Деятельности классного руководителя заключается в координации внешних влияний, оказываемых на конкретного ученика, а также в организации воспитательной, образовательной, развивающей вне учебной деятельности в классе. Отсюда – четыре основные функции классного руководителя: координирующая, образовательная, развивающая и воспитательная.

Направления работы классного руководителя составляют воспитание в процессе обучения; внеклассная воспитательная деятельность в школе; внешкольная воспитательная деятельность через взаимодействие с семьей школьника, детскими и юношескими организациями и объединениями, учреждениями дополнительного образования.

Содержание работы классного руководителя определяют основные виды деятельности: педагогический мониторинг, проектировочная, организаторская и диагностическая деятельность.

При этом в каждом виде деятельности классный руководитель акцент делает прежде всего на формирование, корректировку (при необходимости), развитие отношений, складывающихся у участников целостного педагогического процесса. Именно отношения составляют содержание воспитания и являются центром внимания педагогической деятельности учителя, именно степень сформированное отношений служит ведущим показателем результативности его воспитательных усилий.

Система воспитательной работы классного руководителя – это совокупность его последовательных действий, расположенных определенным образом в течение учебного года и адекватных поставленной цели.

По моему мнению, условиями успешности деятельности классного руководителя являются:

– качественно новый уровень профессиональной готовности, предполагающий наличие мастерства, исследовательской компетентности, профессиональной мобильности, конкурентоспособности, коммуникабельности;

– мотивацию его деятельности, ориентированную на результат, а не на процесс;

– возможность проявления самостоятельности и творчества;

– необходимость выстраивания (конструирования) и реализации системы работы классного руководителя;

– оценку его деятельности по результату.

  1. Функции классного руководителя

Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности.        

Основным критерием результативности деятельности классного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации творческих способностей, обеспечение социальной защиты, создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Круг функциональных обязанностей классного руководителя в школе включает:

1.        Аналитическая функция:

– Анализ и оценка индивидуальности учащегося;

– Анализ и оценка уровня воспитанности школьника;

– Изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания;

– Изучение и анализ становления и формирования классного коллектива, подростковых групп, объединений, обеспечивающих социализацию каждого ребенка;

– Изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды учащихся класса, группы, объединения.

2.        Прогностическая функция:

– Представление образа желаемого результата воспитательной деятельности;

– Прогнозирование уровней индивидуального развития ребенка;

– Построение модели воспитательной подсистемы, учитывающей миссию образовательного учреждения, принятые ценности, воспитательную концепцию, ресурсные возможности;

– Выстраивание иерархии ближних и дальних целей деятельности детского сообщества и отдельных учащихся;

3.        Организационно-координирующая функция:

– Обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей, установление контактов с родителями (законными представителями учащихся), оказание им помощи (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

– Проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся;

– Взаимодействие с педагогами, работающими в классе, осуществление воспитательной деятельности через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических встреч;

– Стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

– Ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы, дневники наблюдений);

4.        Коммуникативная функция:

– Регулирование межличностных отношений между детьми;

– Установление оптимальных взаимоотношений учитель – ученик,

содействие общему благоприятному климату в коллективе;

– Помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми;

– Совместная с социальным педагогом и психологом коррекция поведения социально дезадаптированных детей и подростков;

Значит воспитательные задачи классный руководитель ставит в соответствии с учетом возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика.

  1.  Основные направления деятельности

Работа с учениками

Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности.

Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенно воля и черты характера, – это, значит, найти верный путь к его сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия.

А.С. Макаренко, будучи последовательным сторонником воспитания личности, в коллективе и через коллектив, в то же время указывал на необходимость учета индивидуальных особенностей воспитанников. В статье «Цель воспитания» он писал: «Каким бы цельным ни представлялся для нас человек в порядке широкого отвлечения, все же люди являются очень разнообразным материалом для воспитания…» [10,с.265].

Иногда классные руководители ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется по отношению к трудным школьникам, к нарушителям правил поведения. Бесспорно, они нуждаются в особом внимании. Но не следует забывать и остальных. За внешним благополучием иногда скрываются отрицательные черты. Надо способствовать полноценному развитию положительных качеств у всех учеников.

Изучение учащихся достигает своей цели и дает нужные результаты при условии, если оно отвечает ряду требований:

1. Изучение учащихся служит повышению качества их воспитания и обучения. На основе систематического изучения можно творчески подойти к выбору наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия на первичный коллектив и на отдельных его членов. Важно организовать воспитательную работу с учащимися с учетом их особенностей.

2. Изучение учащихся сочетается с воспитательным воздействием на них. Классный руководитель «проектирует» развитие положительных качеств и преодоления отрицательных черт в характере и поведении школьников.

3. Изучение проводится планомерно и систематически.

4. Изучение учащихся проводится в естественных условиях их жизни и деятельности.

5. При изучении классный руководитель пользуется разнообразными методами и приемами. Важно на основе изучения наметить пути преодоления отрицательных качеств и закрепление положительных черт в характере и поведении школьника.

6. Изучение предполагает ознакомление с условиями жизни и быта.

7. Изучать надо не отдельные черты, а личность в целом.

8. При изучении следует акцентировать внимание на положительных, а не на отрицательных чертах характера и поведения.

Таким образом, соблюдение перечисленных требований значительно повысит эффективность изучения учащихся.

Реализуя свои функции, классный руководитель осуществляет выбор форм работы с детьми. Можно различать формы по видам деятельности – учебная, трудовая, спортивная, художественная; по способу влияния – непосредственная и опосредованная.

Классный руководитель организует изучение учащихся их образовательных возможностей, обучаемости, воспитанности. Вместе с учителями он может составлять и оформлять различные диагностические карты. Оценка ряда учебных способностей у детей осуществляется родителями, детьми и учителями.

             Работа с родителями и общественностью

Для того, чтобы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы связи с ними. У некоторых классных руководителей эта связь ограничивается проведением в конце учебной четверти родительских собраний по итогам успеваемости и вызовом в школу родителей неуспевающих или недисциплинированных учеников. Классный руководитель посещает семьи своих воспитанников, изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания [12].

Классному руководителю необходимо информировать родителей не только об учебных делах детей, но и о взаимоотношениях в классном коллективе. Некоторые классные руководители применяют и такую форму связи с семьей, как переписка с родителями. Она позволяет информировать их об успеваемости и поведении школьников. Для переписки с родителями используется и ученический дневник.

Важнейшие направления работы общественности по воспитанию детей – это наблюдение за поведением школьников во внеурочное время, вовлечение их в разнообразную общественно полезную деятельность, индивидуальная помощь в успешном выполнении домашних заданий [14, с.117]. Помощь семьям в устранении причин, вызывающих педагогическую запущенность школьников, оказание помощи в воспитании и перевоспитании трудных подростков, организация спортивной и культурно-массовой работы по месту жительства.

Таким образом, привлекая общественность к воспитанию детей, классный руководитель значительно расширяет сферу своего воспитательного воздействия. Он находит много союзников и помощников в сложном и ответственном деле – в воспитании детей.

Работа с учителями в рамках методобъединения

Методические объединения создаются, если в школе работают три и более педагогов данного профиля, и бывают предметными, для учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня, классных руководителей, руководителей клубных объединений [15, с. 256].

Деятельность методического объединения классных руководителей разнообразна, но все ее содержание подчинено решению воспитательных проблем.

Работа по оформлению документации

Наряду с работой с учениками, родителями, учителями-предметниками и с общественностью, классный руководитель ведет психолого-педагогическую документацию:

  1.  Характеристика ученика;
  2.  Характеристика всего класса;
  3.  Проверка дневников учащихся;
  4.  Заполнение классного журнала.

Основной же задачей классного руководителя является составление плана воспитательной работы.

Вывод: Зная особенности учащихся, их интересы и склонности, уровень их воспитанности, легче составить целеустремленный и действенный план работы.

Заключение

И так, мы проследили основные направления работы классного руководителя и доказали, как велика его роль в жизни каждого ученика. От эффективности работы классного руководителя зависит, как ученик сможет решать возникшие перед ним проблемы, какое у него сложится отношение к жизни и т.п.

Все более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психического развития каждого ребенка. Происходит смещение акцентов и в работе класса в целом. В первую очередь внимание уделяется эмоциональной поддержке групп внутри класса, созданию положительного психологического климата в классе, развитию самоуправления, созданию условий, позволяющих каждому ребенку раскрыть себя в отношении с окружающими, включению учащихся в систему реальных отношений.

Несмотря на это хорошим классным руководителем стать нелегко. Но им может стать каждый учитель при условии упорной работы над собой и добросовестного, любовного отношения к порученному делу, при наличии высоких моральных качеств. В памяти школьников часто всплывают трудовые дела, увлекательные экскурсии и походы, школьные вечера и веселые новогодние елки, яркие доклады и горячие диспуты по волнующим вопросам. Не забываются и задушевные беседы с классным руководителем, его дружеская поддержка в трудную минуту. Многие ученики после окончания школы не порывают связи со своим любимым классным руководителем. Они пишут ему письма, спрашивают у него совета, делятся своими радостями, своими достижениями и успехами в труде, в личной жизни.

Таким образом, цели и задачи организации и деятельности классного руководителя доказаны. Не все классные руководители пессимистически относятся к своей деятельности.

Поэтому правильно организованная учебно-воспитательная деятельность классного руководителя – основа для достижения наиболее высоких результатов в воспитании культурно-нравственной личности.

Список использованной литературы

1. Болдырев Н.И. Классный руководитель. – М., 1978. – 271 с.

2. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя: пособие по спецкурсу для студентов пед. Институтов. – М., 1984.

3. Дружинин И.Н. Заботы и радости классного руководителя. – М., 1978. – 262 с.

4.  Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М., 1980. – 117 с.

5.  Кассиль Л.Н. Навстречу друг другу // Увидеть будущее. – М., 1985.

6. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. Пед. соч., том 3. – М., 1965. – 312 с.

7. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Соч. Том V. – М., 1978. – 265 с.

8. Макаренко А.С. Проблема школьного советского воспитания. Соч. Том VI. – М., 1982. – 280 с.

9. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя – М. 2007. – 22 с.

10. Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М., 2006. – 3 с.

11. Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М., 2006. – 11–14 с.

12. . Степанов Е. Форма, структура и содержание плана воспитательной работы // Воспитание школьников. – 2003. – №7.

13.  Тимофеева И. Школьный консилиум // Воспитание школьников. – 2002. – №2.

14. Литаварова Н. Внученко В. Противоречия в процессе сотрудничества учителей и родителей и основные пути их разрешения и воспитание школьников. – 2003. – №1.

15. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2001. – 256 с.

«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность

Классный руководитель — кто он и зачем нужен

Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей? Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников? Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…

У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:

  • за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
  • за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
  • за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.

В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.

Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.

В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.

  • Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.

Цели, задачи и функции классного руководителя

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.

Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

На педагога возложено несколько групп функций:

  • педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
  • социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.

Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.

Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.

Обязанности классного руководителя

Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.

Неизменная часть содержит шесть блоков:

  1. Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
  2. В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
  3. Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
  4. В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
  5. Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
  6. В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.

Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.

Права классного руководителя

Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.

Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.

Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):

  • федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
  • выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.

Ответственность классного руководителя за детей

Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Посмотреть программу

Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.

Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.

Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Инвариантные обязанности классного руководителя
    642.5 КБ

  • Нормативно‑правовая база для классного руководителям
    634.1 КБ

Скачать

Лекция 9

Функции и основные
направления деятельности классного
руководителя.

Основные
направления деятельности классного
руководителя (воспитателя)

Сущность понятия
«классный руководитель», «воспитатель»

Функции и основные направления
деятельности классного руководителя
(воспитателя)

Содержание и формы работы классного
руководителя

Классный руководитель (воспитатель)
и педагогический коллектив

Классный
руководитель

в образовательной школе – это педагог,
занимающийся организацией, координацией
и проведением внеурочной воспитательной
работы.

Должностной
статус

классного
руководителя
:

— классный
воспитатель (освобожденный классный
руководитель);

  • классный
    руководитель;

  • классный куратор.

Позиция классного
руководителя (воспитателя) вариативна:

— в учебной работе
учитель – организатор и руководитель
деятельности школьников;

  • во внеучебной
    позиция
    учителя – старший товарищ

Содержание деятельности классного руководителя

Воспитатель
(классный руководитель):

1.
Содействует
созданию благоприятных психолого-педагоги­ческих
условий для индивидуального развития
личности ребенка.

• Изучает особенности
развития, состояние здоровья, эмоциональное
самочувствие, жизненные проблемы,
отражая все данные в психоло­го-педагогическом
дневнике, руководствуясь правилом:
чтобы воспи­тывать ребенка, надо его
знать.

• Изучает
склонности, интересы, сферу дарований
воспитанника, зна­комит с ними его
самого, вместе подбирая виды деятельности,
через которые можно эти дарования
развить (кружки, факультативы, объ­единения
по интересам).

• Корректирует
межличностные связи в классе, по мере
сил гуманизируя отношения (в особенности
к классным изгоям и отверженным).

• В индивидуальных
беседах, в ходе психологических тренингов
при­влекает детей (в особенности с
«трудным» поведением) к самоанали­зу,
помогает им понять себя, привлекает к
самовоспитанию, к само­управлению.

• Старшеклассникам
помогает найти цели жизни, подводит к
осознан­ному выбору профессии,
ненавязчиво рисует привлекательный
образ семейной жизни, образы любимых и
т. д.

2. Осуществляет работу по развитию сплоченного классного сообщества (коллектива)

• Помогает в
организации классной деятельности
ребят: досуговых дел, тематических
вечеров, трудовых акций и т. д. с целью
изменения (гу­манизации) межличностных
отношений.

• Участвует с
классным коллективом в общешкольных
мероприятиях, в совместных переживаниях
воспитывая ответственность, приучая к
сотрудничеству и взаимопомощи.

• Развивает и
совершенствует классное самоуправление,
приучая к са­моорганизации, развивая
умение отстаивать свою точку зрения,
при­нимать решения, где необходимо —
идти на компромисс.

• Готовит
воспитанников к рыночным отношениям,
вовлекает класс (или группу) в
производственную деятельность, в
хозрасчетные от­ношения, развивая
навыки предприимчивости, хозяйственной
сметки и предпринимательства.

• Способствует
формированию навыков самозащиты, изучает
на класс­ных часах вопросы прав
человека, потребителя товаров, поощряет
го­товность детей отстаивать
справедливость, защищать себя и свой
коллектив от грубости, произвола и
насилия в любой форме и от кого бы то ни
было.

3. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности:

• Помогает отдельным
учащимся в преодолении учебных проблем
на уроке или при выполнении домашних
заданий, консультирует роди­телей.

• Поощряет и по
возможности организует взаимопомощь
в учебе, по­могает отдельным учащимся
преодолеть непонимание и конфликты с
педагогами.

• Организует и
участвует в педконсилиумах (малых
педсоветах) по учебным и психологическим
проблемам учащихся, при необходимо­сти
посещает уроки учителя-предметника.

• Способствует
развитию познавательных интересов при
помощи классных часов, экскурсий,
предметных олимпиад, кружков,
интел­лектуальных клубов и т. д.

• Содействует
профессиональному самоопределению
выпускника, под­водит его к осознанному
выбору профессии, дальнейшего образова­ния
и т. д.

• Содействует
получению дополнительного образования
(развития) воспитанников через систему
кружков, клубов, спортивных секций,
творческих или трудовых объединений,
существующих в школе или по месту
жительства, памятуя о том, что для детей
с проблемами в

учебе эти виды
занятости могут быть почти единственным
условием само реабилитации и предупреждения
девиантного поведения.

• Ответственность
за успеваемость в классе несет
учитель-предметник, а не классный
руко­водитель.

4.
В сельской школе организует
сельскохозяйственные работы, свя­занные
с выполнением учебного плана (вопросы
оплаты труда в случае превышения учебной
нагрузки педагога решаются администрацией
шко­лы индивидуально в форме трудового
договора).

5.
Проводит родительские собрания
(семинары). Дает консульта­ции.
Привлекает родителей к помощи школе.

6.
Организует питание учащихся, дежурство,
при необходимости коллективную уборку
класса (школы), мобилизует усилия детей
(и роди­телей) для ремонта школы, ведет
установленную документацию, осуще­ствляет
учет посещаемости занятий и информирует
о ней родителей.

7.
Предпринимает необходимые меры для
предупреждения опасно­сти для жизни
и здоровья воспитанников во время их
пребывания в шко­ле. Немедленно
сообщает администрации и родителям о
всех ЧП, имею­щих потенциальную и
реальную опасность для воспитанников.

8.
Участвует в работе педсоветов, семинаров,
административных и методических
совещаний.

9.
Осуществляет повышение своего
профессионального уровня, своевременно
участвует в аттестации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Права и обязанности классного руководителя

  • Кто он – классный руководитель  

  •  Суть работы классного руководителя

  •  Функции, которые выполняет классный руководитель

    • Прогностически-аналитические функции

    • Координирующая функция

    • Коммуникативная функция

    • Охранная и профилактическая функции

  •  Как строится работа классного руководителя?

Классный руководитель, как многорукий индийский бог Шива, выполняет много функций сразу – он и учитель, и воспитатель, психолог, бухгалтер, спикер, секретарь, коуч. Этот список может быть очень длинным. На официальном языке педагогической документации это звучит так – организация учебной и воспитательной работы в классе. 

Какие функции выполняет классный руководитель, какие у него есть обязанности и насколько тяжело вести начальные или средние классы – об этом подробнее поговорим в статье.

Кто он – классный руководитель

Права и обязанности классного руководителя

Наверное, каждый родитель хочет, чтобы его ребенку повезло с классным руководителем. Учителем, который бы любил свою работу, свой класс, хорошо относился к детям, умел найти общий язык с родителями и т. д. 

На плечи этого человека ложится огромная ответственность, в первую очередь, за детей. Потом уже идут тонны бумажных отчетов, проведение уроков, внеурочная деятельность, аттестации, всевозможные конкурсы, олимпиады и пр. А плюс еще должностные обязанности (о них мы расскажем чуть ниже). 

Из этой профессии нельзя убрать человеческую составляющую. Ведь за несколько лет ведения классного руководства учитель порой сближается с учениками сильнее, чем родители. Он становится их доверенным лицом, человеком, с которым можно поделиться проблемой, спросить совета или помощи. Нельзя ограничиться только заполнением всевозможных бумажных форм и жалобами родителям на их ребенка. 

Детское доверие и уважение дорого стоит. Если вы любите детей, умеете и хотите с ними работать – вы будете настоящим классным классным!

Суть работы классного руководителя

Права и обязанности классного руководителя

Работа классного руководителя – это дети. Воспитание, учеба, мотивация, сохранение индивидуальности каждого ребенка, раскрытие способностей, реализация его ученического потенциала, социализация – все это содержание работы классного руководителя. 

Учитель должен знать каждого из своих детей, все особенности их развития, стороны характера, особенности развития личности. Для чего? Для того чтобы в классе была благоприятная атмосфера, чтобы ребенок шел в школу с охотой. Воспитательный процесс в школе должен соответствовать требованиям времени, национальным традициям, должны учитываться возрастные особенности детей. 

Координируя свои действия с другими учителями, классный руководитель должен видеть слабые и сильные стороны своих учеников, помогать им в учебе (но не учиться за них!), заниматься их интеллектуальным развитием, помогать получать дополнительное образование (в школе или дополнительных кружках и секциях). 

Необходимо еще учитывать работу с родителями. Важно найти с ними общий язык, оказывать им педагогическую помощь, исправлять или корректировать родительские ошибки воспитания детей, проводить консультации по вопросам обучения. По необходимости направлять родителей и детей к школьному психологу.

Функции, которые выполняет классный руководитель

Права и обязанности классного руководителя

Функции, которые определяют содержание работы классного руководителя, можно объединить в пять групп: 

  • прогностически-аналитические; 

  • координирующие; 

  • коммуникативные;

  • охранные;

  • профилактические. 

Рассмотрим подробнее каждую группу функций.

Прогностически-аналитические функции

Сюда относится сбор и обработка различных данных об учениках. На основе собранной информации классный руководитель может делать выводы о развитии, ситуации в семье, окружении ребенка, анализирует личность своего подопечного. 

Из аналитической функции берет свое начало прогностическая функция. Классный руководитель имеет возможность прогнозировать результаты педагогического воздействия, уровень развития детей.

Координирующая функция

Классный руководитель создает условия для общественной работы, организует работу с учениками, создает детское самоуправление (для развития организованности и самоконтроля), содействует в получении дополнительного образования.

Коммуникативная функция

Это одна из самых важных функции классного руководителя. Коммуникативная функция выражается в умении наладить общение и хорошее отношение между учеником и учителем, общение в самом классе, поддерживать дисциплину, создавать благоприятную психологическую обстановку.

Охранная и профилактическая функции

Классный руководитель отвечает за здоровье своих учеников, ведет пропаганду здорового образа жизни, занимается профилактикой буллинга, правонарушений, приема или торговли запрещенными препаратами, алкоголем и т. д. 

Теперь мы знаем, какие именно функции выполняет классный руководитель. Давайте теперь разберемся, что должен уметь делать классный руководитель, чтобы соответствовать своей должности.

Как строится работа классного руководителя?

Права и обязанности классного руководителя

В школе работа педагогов, в том числе, и классного руководителя, подчиняется строгим правилам. Есть ежедневный, еженедельный и ежемесячный план работы. 

Что должен делать классный руководитель ежедневно: 

  • выявлять отсутствующих или опоздавших учеников, попутно выясняя причины отсутствия или опоздания; 

  • организовать дежурство учеников в классе; 

  • организовать и проводить индивидуальную работу со своими учениками. 

Еженедельно: 

  • проверять ведение школьных дневников; 

  • проводить классный час; 

  • проводить работу с родителями (по необходимости);

  • анализировать успеваемость учеников.

Ежемесячно: 

  • решать хозяйственные вопросы;

  • проводить консультации с учителями-предметниками; 

  • проводить работу с родительским комитетом;

  • готовить отчет об успеваемости учеников;

  • готовить отчет о посещаемости учеников. 

В течение учебной четверти: 

  • оформлять и заполнять классный журнал; 

  • проводить анализ воспитательной работы;

  • проводить родительское собрание;

  • готовить отчет об успеваемости учеников за четверть. 

Представляете, какую большую работу должен проделывать классный руководитель! Конечно, к этому учителю будут предъявляться особые требования. 

Если вы любите детей, хотели бы попробовать себя в роли классного руководителя, но вам не хватает базовых знаний, вам пригодится наш курс «Проектная форма работы в системе воспитательной работы куратора/классного руководителя».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мазь тетрациклиновая ветеринарная инструкция по применению
  • Дэвид флэнаган javascript подробное руководство 6 е издание читать
  • Омега 3 что это такое инструкция
  • Биокератиновый гель concept инструкция по применению
  • Пчелодар кобальт для пчел инструкция по применению