Влияние характера на стиль руководства

Слайд 1

Выполнил: Хомушку Б.Б., 9 класс Руководитель: Шактар-оол Б.В.

Слайд 2

выявление типов темперамента руководителей и соотношение со стилями руководства

Слайд 3

Задачи: Проанализировать имеющуюся по данной теме литературу Провести диагностическую работу с руководителями организаций сумона Составить примерную схему соотношения типов темперамента со стилями руководства

Слайд 4

Методы исследования теоретический анализ психологические тесты

Слайд 5

Гипотеза исследования: предполагается, что выбор стиля руководства зависит от типа темперамента человека

Слайд 6

Темперамент индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания Темперамент составляет основу развития характера

Слайд 7

Типы темперамента Флегматик Неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием. Холерик Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается. Сангвиник Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно. Меланхолик Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

Слайд 8

Стиль руководства привычная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным с целью повлиять на них или побудить к действию (выполнению заданий)

Слайд 9

Стили руководства Авторитарный (директивный) стиль управления состоит в том, что вся полнота власти находится у руководителя и все решения принимаются им единолично, не учитывая мнения подчиненных. В данном случае используется командный метод управления. Авторитарный стиль управления необходим в кризисной ситуации, когда решения должны приниматься быстро и быть четко скоординированы, что значительно затрудняется в условиях коллективной деятельности по разработке решений. Демократический стиль предполагает делегирование руководителем части своих полномочий подчиненным и принятие решений на коллегиальной основе. Он актуален при стабильной работе предприятия и стремлении его к внедрению инноваций. Либеральный стиль представляет собой управление без участия руководителя. Работники предоставлены сами себе, приходится рассчитывать на их дисциплинированность

Слайд 10

Функции руководителя:

Слайд 11

Диагностика типов темперамента руководителей организаций сумона Арыг-Узуу

Слайд 12

Уровень общительности руководителей

Слайд 13

Стили руководства в организациях сумона в %

Слайд 14

Соотношение типа темперамента и стиля управления № Организация Тип темперамента руководителя Стиль управления 1 ДОУ флегматик* Демократический 2 СОШ Флегматик* Демократический* 3 Сельпо Флегматик* Авторитарно-демократический 4 СДК Сангвиник* Демократический 5 Почта холерик* Авторитарный

Слайд 15

Заключение Люди с меланхоличным типом темперамента и низким уровнем общительности не могут занимать руководящий пост Сангвиники и флегматики в % соотношении работают по демократическому стилю руководства, иногда ситуативно применяя авторитарный стиль тип нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности

Слайд 16

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза подтверждена .

В организациях, где власть сконцентрирована в одних руках, существует заметная связь между личностью руководителя, стилем его руководства, с одной стороны, и корпоративной культурой, стратегией организации — с другой. Какими же бывают стили руководства, какова связь между ними и особенностями корпоративной культуры организации в целом?

В организациях, где власть сконцентрирована в одних руках (т. е. принятие решения осуществляется одним человеком или небольшой однородной группой), существует заметная связь между личностью руководителя, стилем его руководства, с одной стороны, и корпоративной культурой, стратегией организации — с другой. Причем, чем сильнее личность первого руководителя, тем больше дисфункциональность его поведения будет отражаться на культуре, структуре и стратегии организации. Дисфункциональность эта проявляется, когда человек в своем поведении не сочетает нескольких стилей, плавно переходя от одного к другому в зависимости от обстоятельств, а предпочитает один доминирующий, так называемый невротический стиль. Под невротическим стилем понимают преобладание определенных поведенческих реакций, поступков, действий, которые постоянно проявляются у акцентуированных личностей, особенно в стрессовых ситуациях.

Какими же бывают невротические стили руководства, какова связь между ними и особенностями корпоративной культуры организации в целом?

Мы уже рассматривали характеристики основных типов акцентуации личности ( см . Акцентуации личности и их роль в профессиональной деятельности). Теперь же остановимся на том, как акцентуации руководителей влияют на внутреннюю атмосферу организации. При этом невротический стиль руководства, присущий руководителю с определенным типом акцентуации, будем называть соответственно этой акцентуации.

Прежде всего нужно отметить, что далеко не каждая акцентуированная личность может быть выдвинута на руководящую должность. Трудно представить себе в роли руководителя даже небольшого подразделения человека очень доброго, мягкосердечного, крайне впечатлительного, самооценка которого зависит от мнения окружающих, т. е. человека с эмотивным типом акцентуации. Хотя таким людям и присущи чувство долга, исполнительность и обязательность, но неспособность отстаивать свои интересы обрекает их быть только подчиненными. Из-за робости, неуверенности в собственных силах, неумения постоять за себя также нежелательно назначение на руководящие должности представителей тревожного типа акцентуации.

В силу частых смен настроения и непредсказуемости поведения нецелесообразно продвигать высоко по служебной лестнице и представителей циклотимического и экзальтированного типов. У первых, к тому же, наблюдается слабый уровень работоспособности.

Энергичность, деловитость, упрямство и напористость могли бы служить основанием для выдвижения на руководящие должности представителей возбудимого типа акцентуации, но импульсивность их поведения, неспособность к обмену мнениями, крайняя нетерпимость, а следовательно — конфликтность и неуживчивость, не дают им долго задерживаться на одном месте. Поэтому они не успевают продвинуться по служебной лестнице и чаще всего работают там, где сами себе начальники, либо руководят небольшим количеством людей, которые часто меняются.

Учитывая вышесказанное, нет необходимости выделять и рассматривать невротические стили руководства, соответствующие тревожному, возбудимому, экзальтированному, эмотивному и циклотимическому типам. Остановимся только на действительно распространенных стилях руководства.

Демонстративный стиль. Основная потребность людей с демонстративным типом акцентуации — привлечь внимание к своей персоне. Они расцветают, когда их хвалят и ими восхищаются. Поэтому, заняв руководящую должность, они окружают себя подчиненными с несколько зависимой психикой, склонными идеализировать своего начальника или попросту прибегающими к лести в его адрес. В такой организации царит полное единоначалие, все должно вращаться вокруг руководителя, рьяные подчиненные помогают создать атмосферу, в которой он считается почти непогрешимым. Служащие и управляющие здесь мало размышляют, потому что все полагаются на «священное» мнение начальника, который все решения принимает единолично, и эти решения не обсуждаются. Независимые менеджеры, высказывающие собственное мнение, в таких организациях надолго не задерживаются. От оппозиционеров здесь избавляются, а лицемеров повышают по службе.

Демонстративные руководители предпочитают впечатление фактам, поэтому в руководимых ими организациях много и охотно говорят о грандиозных планах и перспективах. Однако само развитие если и происходит, то очень медленно. Причиной тому, с одной стороны, является уход профессионалов, имеющих собственную точку зрения, а с другой — здесь много говорят, но мало делают.

При демонстративном стиле руководства главная цель организации — постоянно находиться в центре внимания, что отражает эгоцентрические потребности руководителя. Поэтому значительные средства расходуются не только на рекламу продукции (товаров и услуг), но и на рекламирование самой организации и, довольно часто, ее руководителя.

Власть в таких организациях сосредоточена в руках первого руководителя (который вмешивается даже в рутинную работу, например, стремится поставить личную подпись на всех документах) и строится по вертикали. Так же, в основном сверху вниз, поступает информация. В обратном направлении она почти не движется. В результате у руководителей второго звена не хватает влияния, а первый руководитель, постоянно перегруженный работой, страдает от нехватки времени и отсутствия информации (как внешней, так и внутренней). В то же время сосредоточенность большей части стратегической информации у первого руководителя приводит к тому, что в его отсутствие сотрудники организации бездельничают, так как попросту не знают, что им делать, а брать ответственность на себя отучены.

Гипертимический стиль. Стиль руководства, присущий гипертимическим натурам, внешне несколько похож на демонстративный. Здесь также царит единоначалие, все вращается вокруг руководителя, информация в основном движется по вертикали вниз. Но внутренняя атмосфера в организации достаточно свободна, поскольку симпатии к руководителю более искренни, чем в организациях с демонстративным стилем руководства. Приподнятое настроение руководителя, его жизнерадостность, активность, инициативность, жажда деятельности распространяются на членов руководимого им коллектива. Такие организации, как правило, отличаются сплоченностью и легко справляются с поставленными задачами. Однако решения здесь принимаются импульсивно и быстро, без предварительного консультирования с другими специалистами, инициируются рискованные предприятия, руководство предпочитает действовать по наитию. Оппозиционеров просто игнорируют.

При гипертимическом стиле руководства деятельность организации активна, рискованна, но не последовательна. Поэтому организация может неожиданно переключаться с одного вида деятельности на другой (менять направление исследований; выходить на одни рынки и оставлять другие; начинать производство новой продукции, забывая о старой). При этом не все дела доводятся до завершения, нередко легко меняются деловые партнеры, возможно втягивание в мега-проекты с повышенным необоснованным риском.

«Застревающий» стиль. «Застревающие» личности в юные годы часто отличаются выдающимися достижениями в различных областях, по праву достигают руководящих должностей, ибо неутомимо и последовательно стремятся к осуществлению своих честолюбивых замыслов. Но среди отрицательных черт личностей с «застревающим» типом акцентуации можно выделить переживаемое ими мнимое плохое отношение к себе. А отсюда и чрезмерная обидчивость, настороженность, недоверие к другим, подозрительность, что порождает вокруг атмосферу враждебности и секретности. В организациях с таким руководителем межличностные отношения на всех уровнях часто окрашены темой преследования, в результате чего формируется своеобразная параноидальная культура. Атмосфера здесь омрачена страхом агрессии, и много энергии тратится на поиски врага, на которого можно свалить вину за возможную неудачу. Когда враг определен, такие организации выступают с хорошо продуманной конкурентной стратегией. Мобилизация корпоративной энергии против врага укрепляет чувство уверенности членов организации в правоте их действий.

Но вполне вероятно, что враги есть и внутри организации. Следовательно, никому нельзя доверять. Атмосфера недоверия и подозрительности сказывается на отношениях как между сотрудниками, так и между подразделениями.

Поэтому в таких организациях отсутствует обмен информацией, существует множество внутренних секретов (о результатах работы, кадровых перемещениях, заработной плате, принятии решений и т. д.), что приводит к возникновению соперничества между подразделениями или отдельными сотрудниками. Кроме того, поскольку «никому нельзя доверять», в организациях с «застревающим» стилем руководства обычным делом является дублирование — одну и ту же работу (или ее часть) могут выполнять несколько человек или подразделений. По этой же причине могут возникать конфликты, обусловленные несовершенством структуры организации.

Здесь много формальных правил и ограничений, осуществляется строгий контроль над их выполнением. Инициатива и наличие собственного мнения не приветствуются. Поощряют и продвигают по служебной лестнице только тех, кто разделяет взгляды мнительных руководителей и докладывает им обо всем происходящем на нижних уровнях. Тем же, кто расходится во мнениях с начальником, не доверяют и отказывают в повышении.

В результате организация постепенно превращается в «полицейское государство», в котором сотрудники чувствуют себя под постоянным наблюдением. В таких условиях страдает не только дух организации, но и ее производительность, так как подчиненные постепенно уменьшают свой вклад в производство, предпочитая выполнять необходимый минимум и «не высовываться».

При «застревающем» стиле руководства всеобщие мнительность и подозрительность накладывают свой отпечаток и на процесс принятия решений — постоянный поиск врагов приводит к возникновению стереотипов. В результате стратегия организации нацелена в основном на копирование чужих действий, а не на использование новых, уникальных методов.

Педантичный стиль. Существует некоторое сходство между организациями с «застревающим» и педантичным стилями руководства. Здесь также царит атмосфера недоверия, но не между сотрудниками организации или отдельными ее подразделениями, а между руководителем и его подчиненными. Также существует множество правил, но если в предыдущем случае они касаются поведения сотрудников, то здесь они стандартизируют все операции «от А до Я», регламентируют все действия, необходимые для выполнения поставленных задач. Причем эти правила практически не меняются, даже если они — устаревшее наследие прошлого. Их используют для того, чтобы контролировать организацию — людей, операции и внешнее окружение. Важно не то, что было сделано, а то, как это было сделано; не то, какой результат был получен, а то, какие действия были выполнены для его достижения. Зачастую форма становится значительно важнее содержания.

Правила в организациях с педантичным стилем руководства могут распространяться не только на производственную деятельность сотрудников, но и на форму одежды, оформление личного рабочего места и т. д.

Чрезмерная любовь к порядку, догматизм и упрямство руководителя с педантичным типом акцентуации создает атмосферу бюрократии, в которой сотрудники боятся проявить инициативу. Независимые руководители второго-третьего звена, поняв вскоре, что им не будет предоставлена достаточная свобода действий, уходят.

Неоправданное внимание к незначительным деталям, правилам и директивам приводит к тому, что педантичные руководители с трудом отклоняются от намеченного курса, им не хватает спонтанности, они не могут расслабиться. Зацикленность на рутине мешает им увидеть картину в целом, поэтому деятельность их организации ритуальна и сосредоточена на внутренней жизни. Каждая деталь заранее тщательно планируется в стандартном порядке, особое внимание уделяется приверженности установленным процедурам.

Поскольку педантичные руководители из-за боязни совершить ошибку склонны к промедлению в решении важных вопросов, любые изменения в организации происходят медленно и даются с трудом. При этом, как правило, все силы сосредоточены на одном-двух аспектах деятельности (повышении эффективности, качестве или сокращении расходов) в ущерб остальным.

Дистимический стиль. Люди с дистимическим типом акцентуации не так уж часто занимают руководящие посты. Но в силу того, что им свойственна приспособляемость поведения, добросовестность и ответственность при выполнении работы, руководство способствует их карьерному росту. Другой вопрос — как долго они задержатся на руководящей должности.

Руководителям с дистимическим типом акцентуации не хватает уверенности в себе и инициативности, у них низкая самооценка, они часто отказываются от ответственности, позволяя другим (помощникам, заместителям, советчикам) брать ее на себя. Такие руководители стараются избегать активных действий. В результате организация просто плывет по течению, в ней формируется замкнутая, апатичная атмосфера, где все довольны существующим положением дел и ничего не хотят менять.

При дистимическом стиле руководства широко распространено мнение, что организация — это некий механизм, который требует минимального участия и за которым надо просто ежедневно следить. Перекладывание ответственности и проволочки здесь — обычное явление, как и отсутствие качественного взаимодействия между сотрудниками. Выполняются только запрограммированные, типовые задачи, которые не требуют особой инициативы. В итоге организация впадает в состояние застоя, в то время как другие движутся вперед. Продукция (или услуги) устаревает, условия работы сотрудников не меняются и со временем становятся только хуже. Руководители второго-третьего звена в таких организациях тратят большую часть времени на проработку мелких деталей, откладывая принятие серьезных решений. А всеобщее чувство бесцельности и апатия препятствуют всякой попытке наметить четкие задачи и направления для развития организации.

Еще один невротический стиль руководства, на который следует обратить внимание, — это стиль, соответствующий интровертированному типу акцентуации личности.

В упомянутой нами классификации типов акцентуаций выделяются, кроме основных, еще два типа — экстравертированная и интровертированная акцентуации личности. При экстравертированности в мыслях и поведении человека преобладает мир ощущений и восприятий. Он больше сосредоточен на внешнем, окружающем мире и его проявлениях. Такие люди легко заводят знакомства, обладают высокой контактностью и приспособляемостью к обстоятельствам. Их взгляды (социальные, политические, религиозные) соответствуют общепринятым.

Интровертированная личность, напротив, живет не столько восприятиями и ощущениями, сколько собственными представлениями. Поэтому внешние события влияют на жизнь такого человека относительно мало, гораздо важнее то, что он о них думает. У интровертов преобладает тенденция предварительно обдумывать и оценивать решения. Они обо всем имеют собственное мнение, способны генерировать оригинальные идеи, однако не очень общительны, не стремятся к расширению круга знакомых, иногда им просто трудно вступать во взаимоотношения с другими людьми. Как следствие — замкнутость, равнодушие, затворнический образ жизни.

У руководителей с интровертированным типом акцентуации постепенно формируется своеобразный отчужденный стиль руководства, для которого характерен принцип невмешательства и ухода. При таком стиле руководства организация характеризуется сосредоточенностью на внутренней жизни, недостаточным изучением внешнего окружения, препятствованием свободному потоку информации, концентрация которой используется руководителями второго-третьего звена как источник власти. Такие организации варятся в собственном соку, практически не имея новостей о внешнем деловом мире.

Руководитель-интроверт склонен воздерживаться от личных контактов с сотрудниками организации (часто бывает недоступен даже в приемные дни и часы), предпочитая общаться с ними через письменные указания или через своих заместителей. В итоге управленческие полномочия по умолчанию делегируются руководителям второго звена, которые формируют свои конкурирующие «кланы», продвигая собственные интересы. Каждый такой «клан» старается повлиять на первого руководителя и продвинуть свои проекты, отодвигая на задний план проекты других. Как следствие — организация может бросаться из крайности в крайность, периодически круто менять направление деятельности, когда усиливается влияние нового клана и власть переходит в новые руки.

В результате длительного отчужденного руководства организация оказывается расколотой, раздираемой на части изнутри, между функциональными подразделениями возникает жесткая конкуренция и множество разногласий, что заканчивается проблемами координации и взаимодействия. В итоге организация становится очень уязвимой для любого негативного воздействия извне.

Рассмотренные выше невротические стили руководства — это своеобразное описание «клинической картины заболевания», которое поможет сотрудникам кадровой службы вовремя и правильно «поставить диагноз» и направить усилия не на устранение «симптомов», а на поиск причин дисфункциональности стиля руководства, т. е. на лечение «заболевания». Следует отметить, что первыми признаками такого «заболевания» являются ослабление мотивации, низкое удовлетворение работой, повышение текучести кадров.

Какие же меры нужно предпринимать, обнаружив «первые симптомы»?

Во-первых, определить невротический стиль руководства, после чего изменить информационные потоки внутри организации. Например, необходимо:

  • при демонстративном стиле — создать условие для продвижения информации не только по вертикали вниз, но и в обратном направлении;
  • при «застревающем» стиле — облегчить обмен информацией и снизить уровень секретности;
  • при отчужденном стиле — впустить внутрь организации поток информации из внешнего делового окружения;
  • при педантичном стиле — больше внимания уделять информации о потребностях клиентов.

Во-вторых, нужно изменить механизмы принятия решений, усовершенствовав структуру организации. После чего восстановить основной вид деятельности и уменьшить количество мега-проектов (для организаций с демонстративным или гипертимическим стилем руководства) или, наоборот, обновить выпускаемую продукцию, поощрить предпринимательство и стратегические инновации (для организаций с дистимическим, педантичным или отчужденным стилем руководства).

Более радикальным средством будет периодическая ротация руководящих кадров, поскольку многие руководители в какой-то момент своей карьеры начинают страдать «звездной болезнью». Они привыкают к власти, хотят все больше привилегий, более высокой зарплаты, а также начинают верить в то, что только они могут принимать единственно правильные решения. Все эти составляющие способны лишь усугубить дисфункциональность руководства, а следовательно, значительно снизить эффективность деятельности организации в целом.

Мы уже говорили о том, что личность руководителя, особенно акцентуированная, обычно достаточно сильно влияет на структуру, стратегию и культуру организации. Однако не всегда описанные выше невротические стили руководства являются дисфункциональными. Очень многое зависит от типа акцентуации руководителя и этапа жизненного цикла организации. Так, один стиль может быть очень эффективным в определенный момент развития организации, но позднее стать губительным, и наоборот. Напомним, что к дисфункциональности приводит неумеренное предпочтение одного и того же стиля в изменяющейся обстановке.

Конечно же, изучение акцентуаций личности не является единственным аспектом, на основе которого необходимо принимать решение о назначении на руководящую должность. Но проведенный анализ еще раз доказывает необходимость тщательной проверки будущих руководителей и взвешенного принятия решения с учетом задач, которые им предстоит выполнять, особенностей корпоративной культуры и т. п.

Стиль руководства – это характерные для конкретного руководителя особенности взаимодействия с коллективом. Формируется стиль руководства под влиянием индивидуально-личностных особенностей руководителя и объективных условий.

Все руководители выполняют одни и те же функции: организация группы, принятие решений и распределение обязанностей, разработка плана и задач, контроль над коллективом, организация обратной связи и взаимоотношений с внешними партнерами, многое другое. Но вот выполнять эти функции можно по-разному, что и говорит о стиле управления (руководства).

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Что такое стиль руководства
  • 2 Виды стилей руководства
    • 2.1 Авторитарный стиль
      • 2.1.1 Жесткий
      • 2.1.2 Хозяйский
      • 2.1.3 Непоследовательный
    • 2.2 Демократический стиль
    • 2.3 Попустительский стиль
  • 3 Влияние стиля на климат
    • 3.1 Авторитарный
    • 3.2 Демократический
    • 3.3 Попустительский
  • 4 Направленность и функции руководства
  • 5 Какой стиль лучше

Что такое стиль руководства

Идея рационального распределения человеческих ресурсов возникла еще на этапе родовых общин. Тогда и зародились основы управления. Сегодня наука управления, конечно, сильно отличается от распределения ресурсов того времени. Постепенно выделилась еще одна наука – психология управления, которая изучает стили и особенности руководства и лидерства, их влияние на коллектив.

Стиль руководства – это  индивидуально-личностные особенности системы методов, приемов и средств влияния руководителя на коллектив ради обеспечения эффективности его работы. Это и стиль общения руководителя, и нормы поведения, и характер выполнения деятельности.

К основным характеристикам стиля руководства относится:

  • активность/пассивность;
  • коллективизм/индивидуализм;
  • инструктивность/попустительство;
  • позитивная/негативная стимуляция;
  • контакты с подчиненными/сохранение дистанции;
  • централизация/децентрализация информационных потоков;
  • обратная связь с коллективом/ее отсутствие.

Возможен смешанный стиль руководства или преобладание одного над остальными. Тогда встречаются сразу несколько противоречивых особенностей.

Стиль руководства вбирает в себя особенности руководителя как человека и личности (темперамент, характер), специфику данной конкретной деятельности (сферы труда), особенности взаимоотношений с каждым участником коллектива.

Виды стилей руководства

Самой популярной классификацией является та, в которой принято выделять авторитарный, демократический и попустительский стиль руководства.

Авторитарный стиль

Это жесткий стиль, в котором преобладают приказы, распоряжения, требования. За коллектив все решает руководитель. Он пресекают любую инициативу работников, сам прописывает технические вопросы и особенности деятельности, не приемлет мнения, противоречащие его мнению. Приказы отдаются энергичным резким тоном, четко ставятся цели.

При этом участники коллектива всегда живут в неведение о своем будущем, так как задачи имеют частный и недалекий характер. Остается только ждать и догадываться, что удумает руководитель. Отношения между участниками коллектива тоже строго контролируются руководителем или вовсе пресекаются. Если нужно вести работу в группах, то руководитель по собственному усмотрению распределяет участников.

Авторитарный руководитель не настроен враждебно, но он отстранен, отчужден от коллектива, а их взаимоотношения обезличены. Однако можно в рамках этого стиля выделить 3 его подвида: жесткий, хозяйский, непоследовательный.

Жесткий

Это строгий, но справедливый руководитель. Хорошо относится к подчиненным, но строго соблюдает субординацию и требует того же от подчиненных. Сложившиеся в коллективе взаимоотношения старается сохранить, как бы ни менялись обстоятельства. Такой стиль пресекает самостоятельность, но некоторым работникам он нравится, так как избавляет их от ответственности.

Хозяйский

Руководитель занимает позицию заботливого отца. Он чрезмерно интересуется жизнью своих подчиненных, старается участвовать даже в личных делах. Заинтересован в повышении материального, психического и физического благополучия своей команды. Чаще всего такой стиль встречается именно в командах, например, тренеры нередко придерживаются этого стиля.

Опасность в том, что чрезмерная забота может вызвать сопротивление и агрессию со стороны подчиненных, ведь руководитель «не дает дышать». Но другие участники коллектива бывают вполне не против такого характера взаимоотношений, ведь все их желания и действия заранее прописаны. То есть снимаются риски и ответственность, не требуется самостоятельность и активность.

Непоследовательный

Авторитарный стиль сродни деспотизму, свойственный неумелым руководителям. Такой управленец не уверен в себе, но не хочет этого показывать, всем видом создает иллюзию могущества. Среди подчиненных отдает предпочтение слабым, но покорным, нежели компетентным и самостоятельным. Непоследовательный руководитель старается избегать неудач и ответственности за них. Ради этого готов идти на компромиссы. Придирчив к мелочам.

Демократический стиль

Коллектив всегда в какой-то степени задействован в организации деятельности. Руководитель поощряет инициативу, сам спрашивает мнение коллектива, налаживает отношения между участниками, распределяет ответственность, избегает приказов. Заинтересован в создании благоприятного психологического климата, атмосферы доверия, товарищества и сотрудничества; предотвращает и снимает напряжение во взаимоотношениях участников; объективен в похвале и критике; последователен, настойчив и тактичен.

Каждый работник осведомлен об этапах достижения цели, может обратиться к руководителю за советом. Руководитель в свою очередь всегда предлагает несколько вариантов выполнения работы. При групповой работе участники сами разбиваются на группы.

Демократичный стиль предполагает доступность руководителя. Подчиненным легко с ним общаться. Эти роли скорее носят условный характер. Такие отношения способствуют личностному росту участников коллектива, так как позволяют проявлять самостоятельность и инициативность.

Попустительский стиль

Инициативность

Руководитель совершенно не интересуется деятельностью коллектива, процессом работы и его результатом, характером взаимоотношений в коллективе. То же касается информации по работе, материалов и инструкций. Если попросят – даст. Руководитель готов вмешаться, только если к нему обратится кто-то из подчиненных. Предпочитает пользоваться советам и объяснениями, не делает замечаний. Вся ответственность за принятие решений, выполнение задач и их результаты ложится на плечи коллектива.

Существует и более широкая классификация, в которой кроме названных выделены еще 7 стилей:

  1. Дипломатический. Руководитель отличается особой гибкостью и может моментально перестраивать свой стиль и тактику согласно изменяющимся условиям. Опасность такого стиля: изворотливость и демагогия.
  2. Авральный. При таком руководстве частные краткосрочные задачи решаются очень быстро, все силы коллектива максимально мобилизуются. Опасность – снижение производительности труда.
  3. Деловой стиль. Предполагает работу не на максимальных скоростях, а в оптимальном режиме. Учитывается приемлемость, безопасность и необходимость. При стабильной ориентации на этот стиль рисков нет.
  4. Конструктивный. Под таким руководством вредное превращается в полезное, продукт выходит конкурентоспособным. Все, с чем люди работают, претерпевает полезные изменения.
  5. Документальный стиль. Это формальная деятельность руководителя, отражающаяся на бумагах.
  6. Компромиссный стиль. Умение руководителя уступать людям с отличными интересами для достижения общих целей. Опасность: при частом использовании пропадает принципиальность.
  7. Демонстрационный. Предполагает создание ситуаций соперничества, восхваления успехов. Опасность: развитие показухи.

Влияние стиля на климат

Каждый стиль руководства по-своему влияет на психологический климат в коллективе. Предлагаю рассмотреть влияние 3 основных стилей (демократический, попустительский, авторитарный).

Авторитарный

Подавление инициативы и творчества работников, высокомерие и неуважение личности подчиненных создает неблагоприятный психологический климат:

  • портятся отношения в группах;
  • некоторые участники повторяют авторитарный стиль в отношении других сотрудников;
  • кто-то отстраняется и избегает контактов;
  • некоторые работники страдают депрессией.

Сотрудники негативно относятся к авторитарному руководителю, пребывают в напряжении, вспыльчивы. Часто возникают конфликты. Из-за неадекватной и жесткой дисциплины в сотрудниках зарождается злость, страх, отрицательная трудовая мотивация.

Снижается продуктивность, так как сотрудники боятся задавать вопросы руководителю и стараются избежать труда либо выполняют его нехотя. Обязанности выполняются по принуждению и под строгим контролем.

Демократический

Создается благоприятный психологический климат, основанный на доверии, взаимопомощи, взаимоуважении и чувстве товарищества. Руководитель поощряет инициативу сотрудников, сотрудники отвечают активностью и хорошим исполнением своих обязанностей. Сотрудники удовлетворены своим трудом и положением. Им открыто поле для творчества. Растет производительность. Сводится к минимуму текучка кадров, растет безопасность на производстве. Взаимоотношения хорошие, конфликты сведены к минимуму и носят продуктивный характер.

Попустительский

Психологическая совместимость

В большинстве случаев возникает благоприятный психологический климат, так как люди полностью предоставлены самоуправлению. Каждый может проявить себя, договориться. Это и хорошо, и плохо одновременно. Зависит от психологической совместимости сотрудников. Если они совместимы, то полная свобода действий скажется хорошо, в противном случае – вероятны частые конфликты.

В целом на психологический климат лучше влияет убеждение, доверие, сотрудничество и кооперация как основы стиля руководства.

Направленность и функции руководства

Кроме стиля руководства принято выделять направленность. Она отражает приоритеты руководителя в исполнении общих функций. Согласно этому можно выделить ориентацию:

  • на решение производственных задач;
  • на преимущественное решение социально-психологических задач;
  • на оптимальное решение актуальных задач.

К основным функциям руководителя в свою очередь относится целеполагание (выдвижение целей, сравнение их с реальными условиями, изменение тактики при необходимости), планирование и прогнозирование (подбор оптимальных путей достижения цели), организация (создание гибкой, экономичной, саморегулирующейся, надежной и оперативной системы одного целого, координирование и регулирование (подстройка, шлифовка организованной системы), стимулирование, контроль, учет и анализ.

Какой стиль лучше

Нельзя однозначно сказать, какой стиль руководства лучше. Дело в том, что каждый имеет свои преимущества при определенных условиях:

  • Нужно учитывать индивидуально-личностные особенности участников коллектива (характер, темперамент, личностные особенности).
  • Нужно учитывать стадию развития коллектива, например, группе, не являющейся коллективом, нельзя доверить самостоятельность, скорее подойдет авторитарный стиль. В то время как на более поздних стадиях можно придерживаться демократии.

Таким образом, важно учитывать способность коллектива к самоуправлению и особенность самой деятельности. В отдельных случаях целесообразно обозначить лидера и передать управление в его руки.

Эффективность стиля руководства зависит от соответствия его ситуации и особенностям руководителя. Что проще: изменить стиль руководства или изменить условия руководства? Однозначного ответа дать нельзя:

  • Можно утверждать, что стиль руководства как психологическое новообразование менять сложнее. Это требует больших временных, энергетических и личностных затрат. Не будем забывать: врожденные и приобретенные особенности человека входят в структуру стиля руководства.
  • Но и условия изменить можно не всегда. Иногда внешние факторы не зависят от человека и неподвластны коррекции. Тогда остается третий вариант – менять руководителя, что и происходит в большинстве случаев.
  • Однако и тут не все так просто. Учитывается не только стиль руководства, но и организаторские способности, профессионализм, квалификация. Также учитывается отношение подчиненных к господствующему стилю руководства.

В психологии управления оптимальным вариантом считается руководство в форме лидерства, сочетание лидера и руководителя в одном лице. Но так бывает не всегда. Подробнее о лидерстве читайте в статье «Лидер – кто такой в психологии управления. Его особенности и качества, отличия от руководителя».

Актуальность

Актуальность

Специфика человеческого строения уникальна. Нервная система человека состоит из множества соединений нервных клеток, заключая психику в сложный структурный механизм. Тип нервной системы определяет тип темперамента, что в последующем отражается в его поведении. Свойства темперамента особенны тем, что они устойчивы и постоянны по своей природе и проявляются у человека в различных условиях деятельности и эмоционально окашивают его действия, в том числе и профессиональные. Поэтому очень важную категорию, связанную с управлением, занимает темперамент.

Цель

Выявить взаимосвязь типа темперамента и стиля руководства

Материалы и методы

 В ходе исследования приняли участие 15 респондентов в возрасте от 33 до 56 лет, занимающих руководящие должности (директора, начальники, главврачи и др.). Среди которых 6 мужчин и 9 женщин.

Для диагностики типа темперамента использовалась методика Я. Стреляу, которая позволяет определить три основные характеристики нервной системы: уровень (сила) процессов возбуждения, уровень (сила) процессов торможения, уровень подвижности нервных процессов.

 С целью определения стиля руководства использовалась методика Е. Ильина «Склонность к определённому типу руководства», которая позволяет узнать о склонности субъекта к тому или иному стилю руководства.

Для статистической обработки данных использовалась программа MS Excel 2010г.

Результаты

Респонденты, имеющие сильный тип нервной системы, имеют предрасположенность к «автократическому» стилю руководства, что подразумевает: максимально выраженные процессы возбуждения (100%), преобладающие над процессами торможения (75%), также наблюдается легкая переключаемость нервных процессов. Руководители с «автократическим» типом имеют силу и ресурсы нервной системы, которые позволяют брать ситуацию под свой контроль. Они самостоятельно решают большинство крупных и сравнительно мелких вопросов касающихся профессиональной деятельности коллектива, навязывают свою волю исполнителям и не делегируют им никаких полномочий.

У респондентов, имеющих примерно одинаковое соотношение процессов возбуждения и торможения (60/40), наблюдается «демократический» стиль руководства. Такой результат показывает, что у представителей данного стиля руководства есть баланс в нервной системе, они легко идут на диалог, больше доверяют людям и предпочитают оказывать влияние на людей с помощью убеждений, разумной веры в исполнительность и мастерство подчинённых.

У респондентов, имеющих преобладание процессов торможения, диагностируется «либеральный» стиль руководства. У таких руководителей недостаточно ресурсов нервной системы для того что бы активно принимать собственные решения и контролировать работу подчинённых. Они принимают минимальное участие в управлении, создают необходимые организационные условия для работы подчинённых, задают границы решения проблемы, и отходят на второй план.

Заключение

Темперамент отражает динамические процессы протекания психических процессов и ответную реакцию поведения человека, преимущественно врождённого характера. Нервная система представляет собой свойства личности, которые мало подвержены изменениям окружающей среды. От типа темперамента зависит, каким именно способом человек реализует свои желания, а в дальнейшем действия. Руководитель может обладать любым типом темперамента. В ходе исследования выяснилось, что тип темперамента определяет стиль руководства. Так, например, при преобладании процессов возбуждения высока вероятность использования «автократического» стиля. При некотором балансе процессов возбуждения и торможения- «демократический» стиль. При преобладании процессов торможения над процессами возбуждения- «либеральный» стиль.

метки: Руководитель, Управленческий, Влияние, Особенность, Личностный, Личность, Организация, Стремление

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)

ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 030301 Психология

Специализация — Организационная психология

Айтушева Разия Пахчановна

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Влияние личностных особенностей на управленческие умения руководителей

Научный руководитель

к.псх.н. Вазиева А.Р.

УФА 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УМЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ………………………………………………………..7

1.1 Проблема выделения личностных особенностей руководителя в отечественной и зарубежной психологии……………………………………7

1.2 Управленческие умения руководителя: определение, виды, генезис проблемы……………………………………………………………………..17

1.3 Теоретические аспекты взаимосвязи личностных особенностей и управленческих умений руководителей……………………………………36

2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ………………41

2.1 Организация исследования………………………………………………41

2.2 Характеристика выборки и методов исследования………………….42

3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УМЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ…………………………………………..50

3.1 Исследование личностных особенностей руководителей…………….50

3.2 Изучение управленческих умений руководителей……………………56

3.3 Взаимосвязь личностных особенностей и управленческих умений руководителей……………………………………………………………….58

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….63

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………67

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………71

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования.

Одна из форм проявления направленности личности — особенности ее поведения в той или иной сфере жизнедеятельности. В нашем случае, очевидно, можно говорить о феномене управленческой направленности личности.

Управленческая направленность проявляется как устойчивая форма внешнего поведения руководителя и способа его мышления. Конечно, степень проявления управленческой направленности личности, а значит и ее психологических ресурсов, может лежать в широком диапазоне от слабовыраженной до яркой устойчиво – активной.

11 стр., 5122 слов

Особенности влияния личностных качеств руководителя на процесс …

… эффективность процесса принятия управленческого решения. Объект исследования — УПРАВЛЕНИЕ РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРА ПО ГОРОДУ МОСКВА, МОСКОВСКОЙ И ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТЯМ Цель данной работы — выявить особенности влияния личностных качеств (характеристик) руководителя на процесс принятия …

Руководство — социальный феномен в системе отношений, причем роль руководителя заранее определена в этой социальной организации и соответствует его реальному статусу. Функция каждого руководителя предполагает использование им прав и выполнение определенных обязанностей. При этом, как известно, все руководители выполняют различные социальные и управленческие роли.

Ясно, что деятельность современного руководителя характеризуется сложностью и многообразием. Она требует от руководителя умения оценивать разнообразную информацию, квалифицированно анализировать состояние дел, обеспечивать координацию действий всех субъектов управленческих решений и их исполнителей. В этой связи руководители должны хорошо воспринимать новую информацию и выбирать из нее то, что для него актуально и способствует его прогрессу. Руководителям всех рангов также нужны знания, накопленные наукой в той области, которая относится и к управлению, и к производству, и к организации социальной группы, которой он управляет. Иными словами, он должен обладать определенным уровнем компетентности.

Взаимосвязь между стилем руководства и индивидуально-психологическими особенностями руководителей исследовалась в разных аспектах: эмоциональная привлекательность руководителя, соотношение лидерских качеств и качеств руководителя, ценностные ориентации, их иерархия и влияние на профессиональные задачи руководителя, влияние восприятия подчиненными индивидуально-психологических особенностей руководителя на оценку стиля руководства, влияние руководителя на формирование корпоративной культуры. Некоторые авторы отказываются считать стиль руководства проявлением индивидуально-психологических особенностей руководителя, а рассматривают его итог системного взаимодействия: как «интегральный эффект перераспределения управленческих функций» или «эффективного поведения руководителя на различных этапах становления организации».

Актуальность темы исследования заключается в том, что на эффективность и успешность управленческой деятельности влияют личностные качества руководителя, его пригодность к руководящей работе и психологическая готовность к управлению.

Актуальность нашего исследования определила цель и задачи работы.

Цель исследования: изучение процесса влияния личностных особенностей на управленческие умения руководителей.

Задачи исследования:

1. На основе анализа зарубежной и отечественной литературы, монографических источников раскрыть понятия «личностные особенности» и «управленческие умения» руководителей.

2. Выявить взаимосвязь личностных особенностей и управленческих умения руководителей.

3. Обосновать необходимость мероприятий по организации экспериментального исследования.

4. Сделать выводы по проделанной экспериментальной работе.

Объект исследования: личностные особенности и управленческие умения руководителей МО Оренбургского района Оренбургской области и ОПХ «Урожайное» НПО «Южный Урал» в количестве 60 человек.

Предмет исследования: особенности влияния личностных особенностей на управленческие умения руководителей.

3 стр., 1176 слов

Никитина Т.А. Стереотипы мышления руководителей об управленческой деятельности

… Разработанный нами инструментарий позволил: а) проанализировать представления руководителей об особенностях управленческой деятельности; б) определить особенности ментальности руководителей, ее тип и, соответственно, уровень психологической готовности к … объем общих рассуждений о данном понятии и подходов к его исследованию достаточно велик (К.А. Абульханова-Славская, Г.В. Акопов, Н.А. Бердяев, …

Гипотеза исследования:

Личностные особенности влияют на управленческие умения руководителей, если:

— важнейшими качествами руководителя являются: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость.

— умение сохранять самообладание в стрессовой ситуации, активность, умение сохранять высокую работоспособность при наличии помех являются оптимальными детерминантами профессиональной успешности руководителя.

— предпосылками высокой успешности деятельности руководителя (независимо от пола руководителя) являются высокий уровень интеллектуального развития, образованность, высокий уровень эмоциональной устойчивости, уравновешенность, сдержанность, социальная смелость, решительность, уверенность в себе, отсутствие депрессивных тенденций, восприимчивость к новому, интеллектуальные интересы, критичность по отношению к традициям, рассудительность, предусмотрительность, высокая степень активности, стремление произвести впечатление и привлечь к себе внимание.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанных методологических оснований влияния личностных особенностей на управленческие умения руководителей, что позволит существенно повысить эффективность управления, обеспечить своевременное достижение качественных результатов на современном предприятии.

Методы исследования:

1. Многофакторный опросник Кеттела.

2. Опросник К.Л. Вилсона «Цикл управленческих умений».

3. Типологический опросник темперамента Кейрси Д.,

4. Опросник акцентуаций характера Шмишека Х.

Теоретико-методологической базой исследования явились фундаментальные положения психологии личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн), теории личности (З. Фрейд, К. Хорни), теория отношений В.Н. Мясищева; управленческих умений Б.Д. Карвасарского, Г.Л. Исуриной, В.А. Ташлыкова; качества руководителя описаны в работах Ф. Генова, О.В. Горлова, А.Л. Журавлева, А.И. Китова, Г.А. Нефедова и А.М. Омарова.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УМЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

1.1 Проблема выделения личностных особенностей руководителя в отечественной и зарубежной психологии

Личность руководителя можно представить в виде трех групп характеристик, которые составляют: биографические характеристики, способности и черты личности.

1. Возраст руководителя. Проблема возрастного предела для управленческих работников высокого ранга, а также вопросы возрастного оптимума для менеджеров в тех или иных видах профессиональной деятельности существуют достаточно давно. Так, проводя анализ материалов собранных Т. Коно, средний возраст президентов крупных японских компаний составляет 63,5 года, их американские коллеги несколько моложе — 59 лет. Вот что думает о данной проблеме. Ли Якокка известный американский менеджер: «Я всегда считал нелепой практику, при которой человека, достигшего 65 лет, мы обязаны независимо от его физического состояния немедленно отправить в отставку. Мы должны полагаться на наших старших менеджеров. Они обладают опытом. Они обладают мудростью». Иными словами, возраст — это во многом опыт; не только природная, но и социальная характеристика человека, в том числе и руководителя.

8 стр., 3588 слов

Роль старшего воспитателя в создании условий для самостоятельной …

… тому, чтобы помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать Личностью. В творческой деятельности задача не столько в обучении детей изобразительным техникам, … в художественной деятельности. Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними — одно из важнейших условий развития изобразительных способностей. Среда, в …

Однако не следует думать, что только зрелый возраст (а значит и опыт) дает право его владельцу рассчитывать на высокий пост. История показывает, что у начала создания крупнейших компаний стояли очень молодые люди. А. Морите, основателю и многолетнему руководителю всемирно известной «Сони корпорейшн», в день учреждения фирмы было всего 25 лет. И таких примеров немало.

Таким образом, возраст руководителя не может быть ни преимуществом, ни помехой для того, чтобы эффективно управлять. Зависимость между возрастом и эффективностью руководства так и остается не определенной.

2. Пол руководителя. Данная характеристика привлекает в последнее время все большее внимание со стороны исследователей, которые пытаются объяснить различие между мужским и женским поведением в роли руководителя. Особый интерес и множество публикаций в различных изданиях посвящены модели женского поведения. Это объясняется тем, что в жизни современного общества трудно найти область, в которой женщина не играла бы важной, если даже не главной роли. Женщины занимают посты президента, премьер министра, руководителя крупной политической партии, дипломата, бизнесмена и даже министра обороны.

Но исследователи отмечают, что в отдельных видах деятельности, требующих от участвующих в них людей значительной речевой активности, женщины в присутствии мужчин ведут себя робко. Поэтому женщины реже становятся лидерами и проявляют малую склонность, чем мужчины добиваться этой роли. Это объясняется тем, что мужчины обладают большей компетентностью в решении групповых задач, а так же их стремлением обладать преимуществом в группе. Особое значение имеет наличие определенного стандарта поведения принятого в обществе. От исполнителя мужской роли ожидают и соответствующее поведение. А женщинам, для того чтобы к ним относились, как к достойным руководителям приходится доказывать свои способности и присущие им деловые качества.

Исследователи так же определили еще одно существенное различие между мужчинами и женщинами менеджерами, а именно, большой интерес женщин к отношениям между людьми. Женщины превосходят мужчин в демократичности руководства, а, следовательно, и в степени ориентации на человеческие отношения. Но, пока нельзя с уверенностью утверждать, кто более эффективен в должности руководителя: мужчина или женщина. Слишком невысок процент женщин — руководителей по — сравнению с представительством на этом посту сильной половины человечества.

3. Социально экономический статус и образование. Данные характеристики очень важны для руководителя. Эффективный руководитель должен обладать разнообразными знаниями в области управления и бизнеса, специальных наук, связанных с деятельностью компании, иностранными языками. В настоящее время руководители стремятся овладевать не только специальными знаниями, но и экономическими, юридическими. В нашей стране повысилась необходимость у руководителей в знании иностранных языков. Этому способствовало сотрудничество многих предприятий с аналогичными иностранными организациями. И руководитель как лицо организации должен в совершенстве обладать хотя бы одним общепринятым английским языком. Повысился интерес у руководителей и к психологическим вопросам управления. Многие из них проходят обучение и стажировку в престижных западных школах бизнеса.

2 стр., 901 слов

Руководство развитием личности в процессе деятельности

… сотрудничество субъектов педагогического процесса 3. общение как основа межличностных отношений руководство развитием личности в процессе деятельности 5. авторитарность руководителей педагогического процесса 405. Для эффективного воспитательного процесса характерны: 1. …

Социально-экономический статус человека способен оказать значительное влияние на развитие менеджерской карьеры. Как заметил Ф. Фидлер «один из наиболее надежных способов стать президентом компании — родиться в семье, которая владеет этой компанией». Но многие руководители (например, Форд, Якокка) начинали свой путь с самого начала, «с нуля» и покорили высокие вершины бизнеса. Поэтому путь наверх в менеджменте не заказан никому.

Следующей составляющей личности руководителя являются способности. Все способности можно разделить на общие (к ним относятся интеллект) и специфические (знания, умения и т.п.).

Наибольшее влияние на эффективность руководства оказывают общие способности, то есть интеллект. Еще в 60-е годы американский индустриальный психолог Е. Гизели, обследуя группы менеджеров, пришел к выводу, что отношение между интеллектом и эффективностью руководства носит криволинейный характер. Это значит, что наиболее эффективными оказываются менеджеры не с очень высокими или низкими показателями интеллекта, а имеющие средний уровень. Но все эти данные не являются каким-то стандартом для интеллектуального потенциала. Какой-то конкретный эффективный руководитель может иметь достаточно низкие результаты по проведенному тесту интеллекта.

Более поздние исследования, проведенные Ф. Фидлером и А. Лейстером, показали, что на взаимосвязь между интеллектом и эффективностью работы оказывают воздействие и другие факторы. К ним относятся: мотивация и опыт руководителя, а так же его отношения с вышестоящим руководством и подчиненными. Недостаточная мотивация и опыт руководителя, слабая поддержка его со стороны подчиненных и напряженные отношения с вышестоящим руководством имеют как следствие снижение влияния интеллекта руководителя на эффективность его деятельности.

К специфическим способностям личности можно отнести специальные умения, знания, компетентность, информированность. Не стоит особо доказывать и приводить примеры на конкретных личностях, насколько важны для успешного выполнения управленческой деятельности эти способности.

Следующая характеристика руководителя — черты личности. К числу наиболее часто упоминаемых в различных исследованиях черт личности относятся: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, общительность.

Многими отечественными и зарубежными психологами (А.В. Батрашев, А.Л. Журавлев, В.Г. Зазыкин, X. Зиверт, Р.Л. Кричевский, А.П. Чернышев и др.) предпринята попытка разработать применительно к управленческой деятельности динамическую функциональную модель структуры личности. На основе системного подхода в структурной модели личности руководителя выделены три уровня:

• психофизиологический, включающий особенности познавательных процессов;

• психологический, состоящий из мотивационной, эмоционально-волевой сфер и свойств личности (темперамент, характер, способности, интересы, направленность, интеллект);

3 стр., 1062 слов

Семинар 1 развитие личности, ведущий вид деятельности, воспитание, обучение

… в поведении и самочувствии ребенка. Нарушен ли принцип «личность формируется в деятельности» в данном случае. Допустила ли молодая мама ошибки ( … отвечаешь передо мной за порядок в классе, внушала ей классный руководитель. Она приучила Аллу докладывать обо всем, что происходит в классе, … у своей помощницы? А если бы вы были классным руководителем и у вас был помощник, то какие черты воспитывали …

• социальный, представляющий мировоззренческие, ценностные и нравственные качества [18, c. 86].

Используя в исследованиях функциональную модель структуры личности и опираясь на нее, ряд психологов выделяют специальную структуру личности руководителя, которая включает пять подструктур, имеющих важные свойства личности человека для выполнения управленческой деятельности. Ее называют нормативной структурой личности руководителя; она определяется функцией руководства как специфического вида деятельности. Такая нормативная структура личности включает идейно-политические качества, профессиональную компетентность, организаторские и педагогические способности, морально-этические качества.

Интерес исследователей к вопросу изучения личности руководителя довольно стойкий, но до полного его изучения еще далеко. В отечественной и зарубежной литературе существуют различные классификации личности руководителя. Наиболее удачна, классификация личности хозяйственного руководителя (менеджера), предложенная американским психологом М. Шоу (Show, 1971) и значительно дополненная в отечественной психологии Р.Л. Кричевским (1993).

По мнению М. Шоу, личность руководителя можно разделить на три составляющих: биографические характеристики, способности, черты личности.

Биографические характеристики включают возраст, пол, социально-экономический статус и образование руководителей. Наиболее значимой характеристикой для руководителя является возраст. По данным исследований Т. Коно, чем выше ранг руководителя, тем старше его возраст. Очень значим для управленческих работников высокого ранга возрастной предел, так как многие страны вводят ограничения по срокам занятия должности, руководства компанией и т.д. Большинство исследований показывают, что между возрастом и уровнем руководства нет прямой зависимости, хотя возраст во многом определяет эффективность руководства.

Следующая биографическая характеристика — пол руководителя. В основном исследователи описывают руководителей мужчин и довольно редко — женщин. По статистике, руководителей женщин намного меньше по сравнению с мужчинами. При сравнительном изучении руководителей мужчин и руководителей женщин они не отличаются по эффективности и качеству руководства, отличия существуют лишь в выборе форм руководства.

Такие характеристики, как социально-экономический статус и образование, чрезвычайно важны для деятельности руководителя и не нуждаются в специальном анализе. По данным исследований, до 90% корреляций обнаружено между этими переменными. Руководители всегда выступают как достаточно образованные люди, имеющие высокий социально-экономический статус.

Способности как характеристика личности руководителя имеют связь с руководством и эффективностью. Среди множества способностей наибольшее влияние на эффективность деятельности руководителя оказывает интеллект, причем зачастую его средний уровень. Для достижения успеха в работе руководитель, особенно высокого уровня, должен обладать достаточно высоким интеллектом, хотя и не чрезмерным. На интеллект влияет достаточно большое количество факторов, которые затрудняют его проявления. Помимо интеллекта, выделены специальные умения, знания, компетентность, информированность [47, c. 24-36].

17 стр., 8341 слов

Эмоционально-волевая регуляция личности в процессе управленческой деятельности

… практической работы по коррекции эмоционально волевой сферы личности в управленческой деятельности. Гипотеза: Предполагается что, осуществление эффективного руководства становится успешным при условиях, когда руководитель умеет «владеть собой».Можно предположить что применение …

Черты личности руководителя — третья составляющая характеристика. Многие исследования, изучая личность руководителя, не разделяют черты и качества. Характеризуя личность руководителя, они перечисляют наиболее употребляемые термины, которые используют разные специалисты, что затрудняет понимание. К наиболее часто употребляющимся чертами личности, которые обусловливают эффективность руководства, ряд авторов относят доминантность, уверенность в себе, эмоциональную уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению цели, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, общительность.

Как показывает практика, личностные особенности эффективно и успешно работающих руководителей остаются мало раскрытыми в научных исследованиях, приводится чаще всего лишь их перечисление.

Современная экономическая ситуация, реформы, изменение права собственности, появление частного предпринимательства значительно изменили требования к личности руководителя и его качествам. В настоящее время любое предприятие, учреждение можно рассматривать как формальную и неформальную организацию и в соответствии с этим типы отношений людей как формальные, должностные, функциональные, и неформальные — психологические, эмоциональные. В соответствии с этим руководство является феноменом в системе формальных или официальных отношений. Лидерство — феномен, возникающий в системе неформальных психологических отношений.

Определяя цели своей работы и оценивая приоритетность управленческих задач, каждый руководитель предстает в особой профессиональной роли. Существует несколько типологий управленческих ролей, среди которых наибольший интерес представляют две.

Первая из них — психологическая ролевая типология, созданная Л. Д. Кудряшовой. Она включает восемь ролевых типов:

1. «Регламентатор» — стремление к исчерпывающей регламентации деятельности подчиненных, ориентация на формальные процедуры и документы.

2. «Коллегиал» — ориентация на коллективные формы принятия решений и системы размытого контроля.

3. «Показушник» — приоритет оперативного реагирования на быстро меняющуюся ситуацию, смена критериев оценки и способов построения отношений в зависимости от конъюнктуры.

4. «Объективист» — ориентация на внешние факторы, находящиеся за пределами управленческой системы.

5. «Формалист» — перенос ответственности на процедуры, «затягивание» решения вопросов.

6. «Максималист» — ориентация на максимально возможный результат, вне зависимости от того, насколько он необходим, завышение требований.

7. «Организатор» — ориентация на решение базовых управленческих задач: расстановка кадров, планирование и техническое обеспечение.

8. «Диспетчер» — стремление к решению всех мелких текущих проблем, смешение представлений об уровнях руководства.

Необходимо отметить, что исполнение указанных ролей связано разнообразием индивидуальных целей управления. Каждая роль «работает» на своего «зрителя», в качестве которых выступают вышестоящие руководители, подчиненные, руководители других подразделений и т.д.

По мнению Г. Минцберга, руководители часто меняют свои роли в зависимости от актуальных требований ситуации и в разные периоды своей деятельности. Можно сказать, что освоение этих ролей представляет собой систему профессиональной адаптации руководителей.

8 стр., 3968 слов

Взаимосвязь индивидуальной управленческой концепции руководителя …

… индивидуальной управленческой концепции руководителей государственных и коммерческих предприятий; б) зависимости и влияния индивидуальной управленческой концепции руководителя на его управленческую деятельность … сбора эмпирических данных использовались следующие психодиагностические методики: Диагностика управленческих ориентации (Т. Санталайнен); Определение административного стиля управления ( …

Американские специалисты Р. Блейк и Дж. Мутон предположили, что характер ролевого самоопределения руководителей связан с двумя факторами. Этими факторами являются внимание к человеку (персоналу) и внимание к производству (результату).

В зависимости от того, насколько выражено внимание руководителя к каждому из указанных факторов, выделяется пять типов руководителей, пять ролевых позиций:

1. «Страх перед бедностью» — отсутствие внимания как к персоналу, так и к производству;

2. «Дом отдыха» — превалирование внимания к человеческому фактору в ущерб производству;

3. «Авторитет и подчинение» — внимание к получению результата любой ценой;

4. «Организация» — невозможность определить управленческий приоритет;

5. «Команда» — равнозначное внимание к факторам производства и персоналу.

Совершенно очевидно, что идеальный вариант исполнения управленческой роли связан не только с психологическими факторами, но и с уровнем профессионализма руководителя. Это — цель в развитии управленческих ролей, путь к достижению которой

Совершенно очевидно, что идеальный вариант исполнения управленческой роли связан не только с психологическими факторами, но и с уровнем профессионализма руководителя проходит через специальные формы обучения. Необходимо заметить, что Р. Блейк и Дж. Мутон разработали свою концепцию именно с целью профессионального обучения руководителей разного уровня.

Различия между лидерами определяются не управленческой философией, не стилем руководства, не особенностями личности, а прежде всего «логикой действия» — тем, как руководитель реагирует на ситуацию, если его власть или безопасность оказались под угрозой. Однако лидеры редко изучают собственную логику действия и еще реже пытаются эту логику изменить. Пытаясь разобраться в собственной логике действия, руководитель повышает свою лидерскую квалификацию.

Выделено семь типов лидера.

Эксперт — самый распространенный тип лидера — 38% выборки. Во главу угла ставит логику, квалификацию и эффективность. Великолепный индивидуальный исполнитель. Совершенствует свои знания и навыки. Логика действий эксперта характерна для многих бухгалтеров, аналитиков, маркетологов, программистов и консультантов. Пренебрежительно относится к мнениям других. На руководящих постах эксперту мешает абсолютная уверенность в собственной правоте.

Преуспевающий (30%) — способен решать стратегические задачи, использует возможности коллектива, хорошо справляется с ролью менеджера, ориентирован на действия и достижение целей. Умеет создавать прекрасную рабочую обстановку, успешно руководит коллективом. Конфликтует с экспертами.

Дипломат (12%) — избегает конфликтов, старается соответствовать общепринятым нормам, эффективен в качестве связующей силы в коллективе, умеет объединять усилия людей. Слишком старается угождать начальству. Прекрасно работает в команде. Чаще занимает младшие менеджерские должности. Стремление сглаживать конфликты не позволяет дипломату долго удерживаться на высоком посту. Не способен руководить изменениями, поскольку они всегда сопровождаются конфликтами.

3 стр., 1189 слов

512 Личностные особенностей руководителя в процессе управления

… отпечаток и на личностные характеристики руководителя. В настоящее время остаются весьма актуальными проблемы индивидуального стиля управления, выработки управленческого решения. Формы, методы, принципы … деятельность. Большинство психологов сходятся во мнении, что успешный руководитель должен стать лидером, способным оказывать влияние на мнения, позиции, исполнительскую деятельность работников. …

Индивидуалист (10%) — способен создавать уникальные структуры, позволяющие устранить противоречия между стратегией и тактикой, успешный предприниматель и консультант. Привносит в деятельность компании уникальные и зачастую весьма ценные качества. Нередко действуют вопреки правилам.

Манипулятор (5%) — пытается получить преимущество любой ценой, фокусируется лишь на собственных нуждах, использует других как инструменты, эффективен в моменты кризисов. Отличается подозрительностью, эгоцентризмом, интриганством, не стесняется в средствах. При нем получают свободу действий молодые рисковые менеджеры. Редко остается на высоком посту.

Стратег (4%) — склонен к анализу и самоанализу, хорошо организует изменения в компании. Способен налаживать отношения с другими типами руководителей и организовать их успешную совместную работу. Умеет оценивать долгосрочные риски. Хорошо сглаживают конфликты. Стратег — идеальный преобразователь.

Алхимик (1%) — мастерски управляет социальными преобразованиями и реформами, прекрасно решают текущие проблемы, не упуская стратегическое видение. Алхимик — обычно харизматическая личность, может эффективно работать по нескольким направлениям одновременно.

Таким образом, мы определяем личностные особенности как взаимосвязанную совокупность трёх уровней (психофизиологического, включающего особенности познавательных процессов; психологического, состоящего из мотивационной, эмоционально-волевой сфер и свойств личности; социального, представляющий мировоззренческие, ценностные и нравственные качества).

1.2 Управленческие умения руководителя: определение, виды, генезис проблемы

В соответствии с рисунком 1 всю работу по управлению можно разделить на две части:

— управление деятельностью фирмы,

— управление людьми (персоналом).

Руководитель должен иметь:

— широкое общее представление о положении дел за пределами своего подразделения, осознание изменений во внешней среде и возможностях их использования,

— чуткость к ситуациям внутри и вне фирмы,

— творческий подход и умение мотивировать себя и персонал,

— желание и способность сотрудничать,

— понимание результатов, умение планировать и выполнять планы,

— способность идти на риск,

— способность принимать решения,

— готовность дать оценку полученным результатам и определить программу развития фирмы и ее персонала.

Не так давно роль руководителя была четко определена. Ее основу составляла властная функция, которая редко подвергалась сомнению, что позволяло без излишних хлопот решать массу проблем.

Современный характер общественного развития предъявляет к руководителю иные требования. Во-первых, возникла и стала порой непомерно сложной система управления со всеми ее разветвлениями власти и подчинения. Во-вторых, качественно изменился рядовой работник. Люди сегодня лучше образованы, более свободно мыслят, спокойнее меняют место работы, менее склонны к чинопочитанию и безропотной зависимости.

Фундаментальные перемены в отношении к работе, образованию, технологии, стилю жизни, потребностям и социальным ожиданиям существенно изменили и положение руководителя. Все новые тенденции общественной жизни сделали его работу несравнимо более сложной и ответственной. Повысились и требования, предъявляемые к этой должности. Современный перечень навыков и способностей, необходимых управляющему, составляет не одну страницу. Требования и трудности, с которыми приходится сталкиваться руководителю, представляют собой целую систему, причем сила давления на него постоянно меняется. Руководителю порой приходится лавировать между противоречивыми требованиями вышестоящего начальства и проблемами вверенного ему коллектива, между личными амбициями и интересами дела. Такое положение чревато стрессовыми состояниями и даже потерей здоровья.

Чтобы управление было эффективным, очень важно применять системную методологию, методы системного подхода к организации управленческой деятельности. Поскольку общество, любая его сфера, организация, группа, личность функционирует и развивается в качестве системы, постольку лишь применение системного подхода позволяет правильно понять сущность любого социального объекта, без чего невозможно осуществлять эффективное управление им. Любая из названных систем оказывается не суммой составляющих ее отдельных элементов, а целостной, интегрированной совокупностью множества взаимосвязанных компонентов и их взаимоотношений, взаимозависимостей, которые выражаются в интегральных свойствах и функциях единого множества. В соответствии с этой отличительной особенностью социальных объектов системный подход к управлению ими применяется как способ системного упорядочения управленческих действий. Благодаря этому определяются цели и задачи управления, анализируются варианты возможных управленческих решений и выбираются наиболее эффективные из них; осуществляется структурирование управленческих действий, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов решаемых проблем, а также условия и факторы, оказывающие влияние на их решение. Управлени…

**************************************************************

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Kyocera taskalfa 2201 инструкция на русском
  • Тонзилгон инструкция по применению при кашле
  • Ковамлосепт инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Витамины компливит с магнием инструкция по применению
  • Стиральная машина занусси с вертикальной загрузкой инструкция линдо 100