Внешняя политика при руководстве горбачева

Внешняя политика Горбачева


Внешняя политика Горбачева

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 256.

Обновлено 17 Февраля, 2022

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 256.

Обновлено 17 Февраля, 2022

За годы нахождения Михаила Горбачёва у власти произошли изменения во внешнеполитическом курсе СССР, которые повлекли за собой бархатные революции в социалистических государствах Европы, а также роспуск блоков СЭВ и ОВД. Ещё до вступления на должность генерального секретаря ЦК КПСС Михаил Сергеевич совершил несколько поездок за рубеж, в том числе в Италию, Францию и Бельгию. В 1983 году он посетил Канаду, а в 1984 — Великобританию, где встретился с Маргарет Тэтчер.

Внешняя политика в 1985–1988 годах

Этот период следует считать первым во внешнеполитической деятельности Михаила Горбачёва.

Михаил Горбачев, 1985 г.

Рис. 1. Михаил Горбачев, 1985 г.

В 1985–1988 годах ещё существовал блок социалистических государств, торговый обмен между ними был на уровне пиковых показателей. СССР оказывал помощь в строительстве социализма ряду государств:

  • Никарагуа;
  • Ангола;
  • Мозамбик;
  • Эфиопия;
  • Южный Йемен;
  • Афганистан;
  • Ливия;
  • три государства Индокитая — Лаос, Вьетнам, Камбоджа.

Военные расходы тяжёлым бременем ложились на экономику, поэтому Горбачёв попробовал улучшить отношения с Западом, особенно с США, где президентом был Рейган. Горбачёвская концепция внешней политики получила название «новое мышление». В одностороннем порядке был объявлен мораторий на испытание ядерного оружия. Генсек заменил на посту руководителя МИДа престарелого Андрея Громыко на Эдуарда Шеварднадзе, который и занимал эту должность до конца 1990 года.

В 1985–1988 годах Горбачёв провёл встречи не только с лидерами социалистических стран, но и с президентом США Рейганом в Женеве, Рейкьявике, Вашингтоне и Москве. Результатом стало подписание договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, который стал действовать с 1 июня 1988 года.

Горбачев и Рейган

Рис. 2. Горбачев и Рейган.

Внешняя политика в 1989–1991 годах

В 1989 году СССР вывел войска из Афганистана, но сохранил некоторую поддержку дружественного для себя президента Наджибуллы. Она прекратилась в конце 1991 года, и весной 1992 года к власти в этой среднеазиатской стране пришли моджахеды.

В том же 1989 году произошли бархатные революции и смена власти в социалистических странах Европы — Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии и Румынии. В последней дошло до вооруженного свержения Чаушеску. Исключением стала ГДР, которая в октябре 1990 года была поглощена ФРГ, а также Албания, где крах социализма пришёлся на 1991 год.

В 1990 году СССР прекратил поддержку многих стран социалистической ориентации и осудил вторжение президента Ирака Саддама Хусейна в Кувейт. Прекращение помощи соцстранам приводило к смене в них власти, например, в Никарагуа, где в 1990 сандинисты проиграли выборы, а также к экономическим проблемам, например, в КНДР и на Кубе.

Следствием бархатных революций стал роспуск военного блока социалистических стран — Организации Варшавского Договора (ОВД) 1 июля 1991 года. Почти одновременно с ним был распущен Совет Экономической Взаимопомощи. 31 июля 1991 года в Москве Горбачёв и президент США Буш-старший подписал договор об ограничении наступательных вооружений — СНВ-1.

Кратко по пунктам внешнюю политику СССР при Горбачёве можно охарактеризовать в таблице.

Концепция

Новое мышление

Глава МИДа СССР

Э. А. Шеварднадзе

Отношения с соцстранами

Максимальная поддержка в 1985–1988 годах и её снижение в 1989–1991 годах

Отношения со странами НАТО

Встречи с президентами США, Рейганом и Бушем-старшим, односторонние уступки, согласие на объединение Германии

Восстановление дипломатических отношений

Албания, ЮАР, Израиль, Чили, Южная Корея

Вывод войск СССР

Афганистан, Монголия, бывшие страны ОВД

Внешняя политика Горбачева имела свои плюсы и минусы. Итогом его деятельности стало упрощение для граждан выезда за рубеж, а также установление дипломатических отношений с рядом государств, к которым относятся Южная Корея, Израиль, Южная Африка, Албания, Чили.

Горбачев и Буш

Рис. 3. Горбачев и Буш.

Заключение

Что мы узнали?

М. С. Горбачев возглавлял СССР с 1985 по 1991 год. Основным направлением его внешней политики стало западное, то есть европейско-американское. Улучшение отношений со странами НАТО пришлось компенсировать распадом социалистического блока и самого Союза.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 256.


А какая ваша оценка?

«Что
касается компромисса, то это вещь, которую нужно достигать всегда. Но не надо
называть компромисс слабоволием». Это одна из цитат Михаила Сергеевича
Горбачёва – первого и единственного президента СССР. О том, как проходила
реализация этой идеи сегодня и пойдёт речь.

Вопросы
занятия будут такими:

«новое
политическое мышление», начало разоружения;

разблокирование
региональных конфликтов;

распад
социалистической системы.

Михаил
Горбачёв вступил в должность генерального секретаря ЦК КПСС в марте 1985 года.

Согласно
традиции, он пообещал следовать тем же внешнеполитическим курсом, что и прежние
лидеры. Но в скором времени на смену старой концепции пришла иная философия
внешней политики СССР. Она получила название «новое политическое мышление».
Почему это произошло? Отчасти – из-за очень сложной экономической ситуации в
СССР.

Осознавая
этот факт, Горбачёв видел выход в миролюбивой внешней политике и в прекращении
гонки вооружений. Он призывал отказаться от биполярного представления о мире,
предлагал признать его целостным и неделимым. Говорил о недопустимости решения
международных проблем путём войны. Считал, что их необходимо решать на основе
баланса интересов сторон. Наконец, Горбачёв заявил о приоритете
общечеловеческих ценностей над всеми иными. В частности, над классовыми,
национальными, идеологическими, религиозными. Перемены во внешней политике
начались со смены главы министерства иностранных дел. Вместо Андрея Андреевича
Громыко, занимавшего пост главы МИДа 30 лет, был назначен Эдуард Амвросиевич
Шеварднадзе – бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии.

В
новой внешней политике СССР наметились три основных направления: нормализация
отношений Восток – Запад через разоружение;

разблокирование
региональных конфликтов с прямым или косвенным участием СССР и США;

установление
взаимовыгодных экономических и политических отношений с различными
государствами без предпочтения странам соцлагеря. В
итоге реализация «нового политического мышления» повлекла за собой как
значительные успехи, так и беспрецедентные провалы. При Горбачёве руководство
СССР и США стало проводить ежегодные встречи.

В
их ходе был налажен личный контакт между советским генсеком и Рональдом
Рейганом, а после – Джорджем Бушем-старшим. 8 декабря 1987 года был подписан
советско-американский Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности
(РСМД). Он был выполнен к июню 1991 года. Впервые вероятные противники перешли
от переговоров об ограничении к ликвидации своего ядерного арсенала.

Также
были достигнуты соглашения о развитии экономического сотрудничества между СССР
с США. Следует отметить, что внешнеполитические акции СССР преследовали и
пропагандистские цели. К примеру, предложение о ликвидации ядерного оружия к
2000 году.

К
концу 1980-х годов идеология стала оказывать всё меньшее влияние на внешнюю
политику СССР, а ухудшение экономического положения СССР заставило его
руководство всё чаще обращаться за помощью к Западу.

Поэтому
советские инициативы зачастую расценивалась западными партнёрами как проявление
слабости и не сопровождалось встречными шагами.

Как
позднее писала газета «Нью-Йорк Таймс»: «Американские руководители переговоров
признают, что их избаловали в те дни, когда господин Шеварднадзе был министром
иностранных дел и каждый спорный вопрос, похоже, решался так, что СССР уступал
80 %, а США – 20%».

В
1987 году страны Варшавского договора внесли предложение об одновременном
роспуске ОВД и НАТО. В 1991 году был подписан советско-американский договор об
ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Он предусматривал
масштабное сокращение ядерных арсеналов сторон. Эти шаги способствовали значительному
ослаблению международной напряжённости. При Горбачёве был предпринят ряд мер по
ослаблению регионального противостояния СССР и США.

В
1987 году появилась договорённость о прекращении американской военной помощи
афганским моджахедам. Ответной мерой был вывод советских войск из Афганистана.

Вывод
советского воинского контингента из этой страны завершился 15 февраля 1989
года.

В
декабре 1989 года Второй Съезд народных депутатов СССР осудил Афганскую войну.
Признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск.

В
том же году СССР начал вывод своих войск из Монголии. Вместе с этим советское
руководство способствовало выводу вьетнамских войск из Кампучии.

Эти
меры устранили преграды на пути урегулирования советско-китайских отношений. В
мае – июне 1989 года Михаил Горбачёв посетил с официальным визитом Китай.

В
результате было объявлено о нормализации отношений между странами, созданы
условия для широкого двухстороннего экономического и культурного
сотрудничества.

Советские
дипломаты приняли участие в урегулировании ближневосточного кризиса. В декабре
1991 года состоялась Мадридская конференция. В её ходе были заложены основы для
нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами. В конце 1980-х
годов СССР отказался от вмешательства в гражданские конфликты в Эфиопии,
Анголе, Мозамбике, Никарагуа. В некоторой мере такой шаг помог этим странам
встать на путь национального согласия.

В
это же время СССР значительно сократил объёмы безвозмездной помощи
дружественным странам, отказался от поддержки режимов в Ливии в Ираке.

Летом
1990 года, во время кризиса в Персидском заливе, Москва впервые выступила в
поддержку Запада. Шаги Советского Союза, безусловно, способствовали ослаблению
напряжённости в мире, укрепляли отношения СССР с новыми партнёрами – Израилем,
ЮАР, Южной Кореей и иными странами. В 1989 году начался вывод советских войск
из стран ОВД.

Вместе
с курсом на перестройку, ослабление военного присутствия СССР в союзных
государствах привело к активизации антисоциалистических настроений и началу демократизации.

Итогом
этих процессов стали «бархатные» революции конца 1989 – начала 1990 года. В том
или ином виде они произошли в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии,
Албании, Румынии.

В
последней Николае Чаушеску был свергнут вооружённым путём. По результатам
референдума 1990 года ГДР вошла в состав ФРГ. Произошла смена руководства в
Монголии.

Силы,
пришедшие к власти в этих странах, приступили к радикальной смене модели
общественного развития. В короткие сроки была проведена приватизация,
осуществились аграрные реформы. Многолетний советский диктат не мог не вызвать
болезненной реакции в этих странах. Бывшие союзники отвернулись от СССР и
обратились за поддержкой к Западу. Разрыв традиционных экономических и
политических связей с Восточной Европой больно ударил по советским интересам.
Привёл к осложнению и без того непростой ситуации в СССР.

Весной
1991 года состоялся официальный роспуск Совета экономической взаимопомощи. В
этом же году была распущена ОВД. Эти события завершили распад социалистической
системы. В декабре 1991 года прекратил существование и сам СССР. В декабре 1989
года состоялась встреча Горбачёва и Джорджа Буша-старшего на Мальте.

Горбачёв
завершил её словами: «Перед лицом перемен США и СССР просто обречены на диалог,
взаимодействие, на сотрудничество. Но для этого надо избавиться от взгляда друг
на друга как на врагов». Во многих источниках эта встреча связывается с
окончанием «холодной войны». И действительно, за годы перестройки международная
напряжённость ослабла как никогда ранее. В сознании людей как на Западе, так и
на Востоке создававшийся десятилетиями образ врага потерял былую окраску.

Вместе
с реальным ограничением ядерных вооружений значительно снизилась вероятность
новой мировой войны. Ослабление противоборства СССР и США принесло народам
многих стран надежду на мир и возможность самоопределения без постороннего
вмешательства. СССР и страны Восточной Европы получили возможность занять свою
нишу в мировом хозяйстве и международных структурах. Но падение
коммунистических режимов и распад СССР обернулись крахом биполярной системы.
Возникла угроза стабильности в мире. Кроме того – появилась опасность того,
новейшие военные технологии попадут «не в те руки». Распад Вооружённых сил СССР
во многом способствовал эскалации межнациональных конфликтов. Прежде всего на
Кавказе и в Средней Азии.

В
итоге Россия оказалась в сложном положении. Международная обстановка
потребовала от руководства страны выработки новых внешнеполитических и
оборонных концепций.

В
целом «новое политическое мышление» во внешней политике имело очень
противоречивые последствия. С одной стороны, оно привело к ослаблению
международной напряжённости, к реальной ликвидации целых классов ядерного
оружия, к прекращению гонки вооружений, к окончанию «холодной войны». Но была и
тёмная сторона. Произошёл развал биполярной системы международных отношений,
обеспечивавшей стабильность в мире. По мнению многих экспертов после распада
СССР США превратились в единственную сверхдержаву. СССР, а после Россия,
потеряли союзников в Восточной Европе и «третьем мире».

Произошло
снижение обороноспособности и международного авторитета государства.

Таким
образом, при Горбачёве во внешней политике СССР господствовало «новое
политическое мышление».

Было
положено начало масштабному разоружению. Закончилась «холодная война».

По
всему миру началось разблокирование региональных конфликтов.

В
конце 1980-х – начале 1990-х годов произошёл распад социалистической системы.

Правление Горбачева: основные события и политика

  • 22 Июня, 2019
  • Личности

Михаил Сергеевич Горбачев — один из самых известных политических деятелей Советского Союза. Чем ознаменовалось его правление? В каком году Горбачев стал президентом СССР? Что он сделал за время своего правления?

Приход к власти

Приходится период правления Горбачева на годы 1985-1991. После многих лет застоя стало появляться «новое мышление» младшего коммунистического аппарата. После смерти неизлечимо больного Константина Черненко Политбюро избрало Горбачева на должность Генерального секретаря Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) в марте 1985 года. В 54 года он стал самым молодым человеком на должности Генсека после Иосифа Сталина. В своем официальном подтверждении 11 марта министр иностранных дел Андрей Громыко рассказал о том, как новый советский лидер заменил Черненко в качестве секретариата ЦК и высоко оценил его ум и гибкие, прагматичные идеи вместо жесткой приверженности партийной идеологии. Михаилу Сергеевичу помогло отсутствие серьезной конкуренции в Политбюро.

Михаил Горбачев

Первые шаги

Начало правления Горбачева ознаменовалось назначением молодых людей своего поколения на важные посты в партии, в том числе Николая Рыжкова, министра экономики, Виктора Чербрикова, главу КГБ, министра иностранных дел Эдуарда Шеварднадзе (заменив 75-летнего Громыко), секретаря оборонной промышленности Льва Зайкова и министра строительства Бориса Ельцина. Удален из Политбюро Григорий Романов, который был самым значительным конкурентом Горбачева на посту генерального секретаря. Смещение Громыко с поста министра иностранных дел стало самым неожиданным изменением во время правления Горбачева. Это казалось странным, учитывая его десятилетия неуклонного, верного служения Советскому Союзу по сравнению с неизвестным, неопытным Шеварднадзе. Находился Горбачев у власти в годы, когда нужно было реформировать всю политическую систему СССР.

Горбачев и Эрих Хонеккер

Далее, до 40 % первых секретарей областей были заменены более молодыми, образованными и компетентными мужчинами. Военный штаб также подвергся тщательной смене командиров во всех 16 военных округах, которые были заменены вместе со всеми театрами военных действий, а также с тремя советскими флотами. Со времен Второй мировой войны советская армия не сталкивалась со столь быстрой сменой офицеров.

Горбачев «выстрелил» в первые месяцы своего правления. Он спроектировал ауру молодости и динамизма по сравнению со своими престарелыми предшественниками и часто ходил по улицам крупных городов, отвечая на вопросы простых граждан. Он стал первым лидером, который говорил с советским народом лично.

Когда он выступал с публичными речами, то ясно давал понять, что заинтересован в конструктивном обмене идеями, а не в том, чтобы вести длинные беседы о превосходстве советской системы. В период правления Горбачева также откровенно стали говорить о вялости и плохом состоянии советского общества в последние годы, обвиняя его в злоупотреблении алкоголем, плохой дисциплине на рабочем месте и других факторах. Алкоголь был особым поводом для Горбачева, тем более что он сам не пил, потому обозначил одну из своих основных политических целей – ограничить его потребление.

Внешняя политика

С точки зрения внешней политики, отношения с Соединенными Штатами оставались напряженными до 1985 года. Однако в период Горбачева был совершен первый визит в не коммунистическую страну: генсек отправился во Францию и был тепло принят.

Рейган и Горбачев встретились впервые в Женеве в ноябре. Во время этой встречи лидеры двух сверхдержав установили прочную связь, которая предвещала хорошие перспективы на будущее, несмотря на отказ Рейгана пойти на компромисс в отношении стратегической оборонной инициативы (СОИ).

Встреча Горбачева и Рейгана по вопросу о СОИ

В совместном коммюнике обеих сторон говорилось, что они согласны с тем, что ядерная война не может быть выиграна ни одной из сторон и никогда не должна допускаться. Было также решено, что Рейган и Горбачев проведут еще две встречи на высшем уровне в 1986–87 годах.

Встреча Горбачева и Рейгана

Джимми Картер в 1979 году официально прекратил политику разрядки, оказывая финансовую помощь моджахедам в Афганистане, что послужило предлогом для советской интервенции в Афганистан шесть месяцев спустя с целью поддержки афганского правительства, контролируемого народно-демократической партией Афганистана. Напряженность в отношениях между сверхдержавами усилилась за это время, особенно после того, как Картер наложил торговое эмбарго на Советский Союз и заявил, что советское вторжение в Афганистан было «самой серьезной угрозой миру со времен Второй мировой войны».

Напряженность между Востоком и Западом увеличилась в течение первого срока на посту президента Рональда Рейгана (1981–85), достигнув уровня, невиданного со времен кризиса на Кубе. Рейган увеличил военные расходы США до 7 % ВВП. Чтобы соответствовать военной мощи США, Советский Союз увеличил свои военные расходы до 12 % своего ВВП и заморозил производство гражданских товаров, что привело к резкому экономическому спаду в и без того разрушающейся советской экономике.

Выступление Горбачева в ООН

Экономика

С экономической точки зрения, в период правления Горбачева советские лидеры пытались перенять китайский вариант — экономическая либерализация с сохранением политической системы. Однако реформы Горбачева не сработали, потому что экономика Советского Союза принадлежала государству почти на 80 % по сравнению с 20–30 % в Китае. Постепенное открытие рынков было слишком медленным и недостаточно глубоким.

К тому времени Горбачев положил начало процессу, который приведет к уничтожению советской административной командной экономики. Для этого он создал программы: гласность (политическая открытость), ускорение (ускорение экономического развития) и перестройка (политическая и экономическая перестройка), объявленные в 1986 году. Советская экономика страдала как от скрытой инфляции, так и от острой нехватки поставок, усугубляемой все более открытым черным рынком. Это подорвало официальную экономику.

Кроме того, расходы на поддержание статуса сверхдержавы — военные, на космическую программу, субсидии государствам-клиентам — были непропорциональны советской экономике. Новая волна индустриализации, основанная на информационных технологиях, привела к тому, что Советский Союз отчаянно нуждался в западных технологиях и кредитах.

Закон о кооперативах, принятый в мае 1986 года, был, пожалуй, самой радикальной из экономических реформ в начале эпохи Горбачева. Впервые со времен новой экономической политики Владимира Ленина, закон разрешил частную собственность предприятий в сфере услуг, производства и внешней торговли. Согласно этому положению, кооперативные рестораны, магазины и производители стали частью советской сцены.

Либерализация общества

Гласность привела к большей свободе слова, и пресса стала намного меньше контролироваться. Тысячи политзаключенных и много диссидентов также были освобождены. Советская общественная наука стала свободно исследовать и публиковать материалы по многим ранее закрытым темам, включая проведение опросов общественного мнения.

Был открыт Всесоюзный центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) — самая выдающаяся из нескольких избирательных организаций, которые были созданы в то время. Государственные архивы стали более доступными, а некоторые социальные статистические данные, которые держались в секрете, стали доступны для исследований и публикаций по таким чувствительным темам, как неравенство в доходах, преступность, самоубийства, аборты и младенческая смертность. Первый центр гендерных исследований был открыт в недавно созданном Институте социально-экономических исследований населения.

В январе 1987 года Горбачев призвал к демократизации: вливанию демократических элементов, таких как выборы с несколькими кандидатами, в советский политический процесс. На конференции 1987 года, созванной советским экономистом и советником Горбачева Леонидом Абалкиным, было заключено: «Глубокие преобразования в управлении экономикой не могут быть осуществлены без соответствующих изменений в политической системе».

Изменения политической системы

В июне 1988 года на XIX партийной конференции КПСС Горбачев начал радикальные реформы, направленные на снижение партийного контроля над государственным аппаратом. 1 декабря 1988 года Верховный Совет внес поправки в советскую конституцию, чтобы разрешить создание съезда народных депутатов как новый высший законодательный орган Советского Союза.

Выборы в новый съезд народных депутатов проводились по всему СССР в марте и апреле 1989 года. Горбачев, как Генеральный секретарь Коммунистической партии, мог уйти в отставку в любой момент, если коммунистическая элита станет недовольна им. Чтобы продолжить реформы, против которых выступает большинство членов коммунистической партии, Горбачев стремился консолидировать власть на новой должности (президент Советского Союза), который был независим от КПСС, и чей обладатель мог быть привлечен к ответственности только в случае прямого нарушения закона. Многие задают вопрос, в каком году Горбачев стал президентом. Он был назначен на эту должность в марте 1990 года. В то же время Статья 6 Конституции была изменена, чтобы лишить КПСС монополии на политическую власть.

Влияние правления Горбачева на советское общество

Усилия Горбачева по упорядочению коммунистической системы дали многообещающие результаты, но в конечном итоге оказались неуправляемыми и привели к каскаду событий, который в конечном итоге завершился распадом Советского Союза. Первоначально задуманная, как инструмент для поддержки советской экономики, политика перестройки и гласности вскоре привела к непреднамеренным последствиям.

В результате политики гласности Коммунистическая партия потеряла свою абсолютную власть над СМИ. Вскоре, к большому смущению властей, СМИ начали разоблачать серьезные социальные и экономические проблемы, которые советское правительство давно отрицало и активно скрывало. Проблемы с повышенным вниманием включали: плохое жилье, алкоголизм, злоупотребление наркотиками, загрязнение окружающей среды, устаревшие фабрики сталинской эпохи и мелкая коррупция, которую официальные СМИ игнорировали.

СМИ сообщают также о преступлениях, совершенных Иосифом Сталиным и советским режимом в период его правления, таких как создание ГУЛАГа и большой террор, которые не освещались официальными СМИ. Более того, продолжающаяся война в Афганистане и неправильные действия по предотвращению чернобыльской катастрофы в 1986 году еще больше подорвала авторитет советского правительства в то время, когда недовольство росло.

В целом позитивный взгляд на советскую жизнь, давно представляемый публике официальными средствами массовой информации, быстро угасал, а негативные аспекты жизни в Советском Союзе оказались в центре внимания. Это подорвало веру общественности в советскую систему и в базу социальной власти Коммунистической партии, угрожая идентичности и целостности самого Советского Союза.

Отношения со странами Варшавского договора

Напряженные отношения между членами Варшавского пакта и нестабильность западных союзников Советского Союза также сыграли важную роль. К 1989 году, следуя своей доктрине «нового политического мышления», Горбачев отверг учение Брежнева в пользу невмешательства во внутренние дела своих союзников по Варшавскому договору («Доктрина Синатры»).

Постепенно каждая из стран Варшавского договора увидела, что их коммунистические правительства перешли к всеобщим выборам и, как в случае Румынии, пришли к насильственному восстанию. К 1990 году правительства Болгарии, Чехословакии, Восточной Германии, Венгрии, Польши, а также Румынии, которым была навязана идеология Советского Союза после Второй мировой войны, начали терять свою власть.

Румынская революция 1989

Влияние правления Горбачева на республики в составе СССР

Советский Союз также начал переживать потрясения. Несмотря на усилия по сдерживанию, протесты в Восточной Европе неизбежно распространились на национальности в составе СССР. На выборах в региональные собрания республик Советского Союза националисты, а также радикальные реформаторы представляли большинство в совете. Поскольку Горбачев ослабил систему внутриполитических репрессий, способность центрального московского правительства СССР навязывать свою волю республикам, входящим в состав СССР, была в значительной степени подорвана. Массовые мирные протесты в Прибалтике, такие как «балтийский путь» и «поющая революция», привлекли международное внимание и поддержали движения за независимость в различных других регионах.

Подъем национализма под лозунгами свободы слова вскоре вновь пробудил этническую напряженность в различных советских республиках, что еще больше дискредитировало идеал единого советского народа. Один случай произошел в феврале 1988 года, когда правительство в Нагорном Карабахе (преимущественно армянский регион в Азербайджанской ССР) приняло резолюцию, призывающую к объединению с Армянской ССР. О насилии в отношении местных азербайджанцев сообщали по советскому телевидению, провоцируя массовые убийства армян в азербайджанском городе Сумгаит.

Погром в городе Сумгаит

Итоги экономических реформ

Общественное недовольство экономическими условиями было гораздо более явным, чем когда-либо прежде в советский период. Хотя перестройка считалась смелым действием в контексте советской истории, попытки Горбачева провести экономические реформы не были достаточно радикальными, чтобы возобновить хронически вялую экономику страны в конце 1980-х годов. Реформы внесли определенный вклад в децентрализацию, но Горбачев и его сторонники оставили в силе большинство фундаментальных элементов сталинской системы, включая контроль цен, неконвертируемость рубля и государственную монополию на большинство средств производства.

Стоимость всех потребительских товаров, произведенных в 1990 г., в розничных ценах составила около 459 млрд. руб. (2,1 трлн. долл. США). Тем не менее советское правительство утратило контроль над экономическими условиями. Государственные расходы резко возросли, поскольку растущее число убыточных предприятий нуждалось в государственной поддержке и субсидировании потребительских цен для продолжения работы.

Налоговые поступления сократились, поскольку местные органы власти удерживали их под предлогом растущего духа региональной автономии. Антиалкогольная кампания также сократила налоговые поступления, на которые в 1982 году приходилось около 12 % всех государственных доходов. Ликвидация центрального контроля над производственными решениями, особенно в секторе потребительских товаров, привела к разрушению традиционных отношений поставщик-производитель, не способствуя формированию новых.

Внешняя
политика также испытала на себе влияние
перестройки, демократизации, гласности,
большей открытости советского общества
миру. Происходила эволюция от жесткого
противоборства, противостояния двух
систем к новому политическому мышлению
и ослаблению международной напряженности.
Началась деидеологизация межгосударственных
отношений, т. е. происходил процесс,
когда советское руководство отказывалось
от идеологической борьбы на международной
арене.

В
январе 1986 г. СССР выступил с предложением
полностью ликвидировать ядерное оружие
к 2000 г. Эта инициатива носила утопический
характер, тем не менее, она показала
вектор (направление) устремлений
Советского Союза. М. С. Горбачев в ряде
выступлений в стране и за рубежом
сформулировал основные принципы нового
политического мышления: признание
мирного сосуществования не специфической
формой классовой борьбы, а единственным
и универсальным принципом международных
отношений, альтернативой которому может
быть только уничтожение человеческой
цивилизации в ракетно-ядерной войне;
создание системы всеобъемлющей
международной безопасности в
противоречивом, но целостном мире.
Главный акцент в концепции нового
политического мышления был сделан на
приоритете общечеловеческих интересов
над классовыми.

В
декабре 1988 г., выступая в ООН, М. С. Горбачев
призвал мировое сообщество учитывать
баланс интересов всех стран, подтвердил
право каждой страны на свободное развитие
и самостоятельный выбор пути этого
развития. Он заявил об одностороннем
сокращении советских вооруженных сил
на 500 тыс. человек в течение двух лет и
о выводе советских войск из стран
Восточной Европы и Монголии.

15
февраля 1989 г. завершился вывод советских
войск из Афганистана. Так закончилась
почти десятилетняя война, в ходе которой
погибло около 15 тыс. советских солдат
и офицеров, советников и гражданских
специалистов. Это стало событием
международного значения.

Таким
образом, начал рушиться «образ врага»,
который на Западе десятилетиями создавали
вокруг Советского Союза, а в СССР — по
отношению к Западу. Советский Союз
переставал восприниматься как «империя
зла».

Постепенно
стали преодолеваться многолетние
«завалы» в советско-американских
отношениях. Ежегодно происходили встречи
высших советских и американских
руководителей, В декабре 1987 г. во время
официального визита М. С. Горбачева
Вашингтон был подписан советско-американский
Договор о ликвидации ядерных ракет
средней и меньшей дальности. Впервые
удалось договориться об уничтожении
целого класса стратегических вооружений.
1 июня 1990 г. во время очередного визита
М. С. Горбачева в США были подписаны
Договор об уничтожении химического
оружия и Заявление о сокращении
стратегических наступательных вооружений
(ОСНВ-1), Сам Договор ОСНВ-1 был подписан
в Москве летом 1991 г. во время очередной
встречи на высшем уровне.

В
отношении Европы была выдвинута идея
«общеевропейского дома», которая
основывалась на принципах добрососедства
и сотрудничества. В результате ряда
встреч на высшем уровне улучшились
взаимоотношения СССР со странами
Западной Европы. В сентябре 1986 г. на
Стокгольмской конференции по разоружению
в Европе Советский Союз подписал Договор
о мерах доверия и проверке военной
деятельности от Атлантики до Урала
инспекциями сухопутных и военно-воздушных
сил. В мае 1989 г. М. С. Горбачев заявил об
одностороннем выводе 500 советских
тактических ядерных боеголовок из
Восточной Европы. В конце 1989 г. произошла
встреча М. С. Горбачева с папой Иоанном
Павлом II, и вскоре были установлены
дипломатические отношения с Ватиканом.

В
странах Восточной Европы в результате
внутренних процессов и под влиянием
перестройки в Советском Союзе на рубеже
30-х — 90-х гг. произошли изменения, которые
привели к крушению в них социалистической
системы и отстранению от власти
коммунистических партий.

Историческим
для ряда стран Восточной Европы стал
ноябрь 1989 г. 9 ноября началось разрушение
Берлинской стены, которая была трагическим
символом политики «холодной войны».
Это явилось и началом краха социализма
в ГДР. 10 ноября произошло смещение
коммунистического лидера Болгарии Т.
Живкова. 24 ноября в полном составе ушло
в отставку политбюро компартии
Чехословакии. 26 ноября на выборах в
парламент Венгрии одержали победу
оппозиционные коммунистам силы.

В
декабре 1989 г. произошло вооруженное
свержение диктаторского режима Н.
Чаушеску в Румынии. Советское руководство
заявило о своем невмешательстве во
внутренние дела восточноевропейских
стран.

В1990
г. Советский Союз начал вывод своих
войск с территории стран Восточной
Европы. В том же году при согласии СССР
произошло объединение двух Германий в
единое государство. Летом 1990 г. в Москву
с визитом приехал германский канцлер
Г. Коль, и М. С. Горбачев не возражал
против вхождения единой Германии в
НАТО, получив лишь устное заверение о
нерасширении в дальнейшем НАТО на
восток. Этот серьезный внешнеполитический
промах Горбачева привел в дальнейшем
ко многим негативным для России
последствиям.

В
1990 г. в одностороннем порядке прекратили
деятельность организация Варшавского
договора и Совет экономической
взаимопомощи (СЭВ). Однако блок НАТО
остался, начав свое расширение на восток.

В
1991 г. СССР по непонятным причинам передал
США почти 60 тыс. км2 шельфа морской
территории Баренцева и Чукотского
морей, богатых рыбными запасами и
содержащих, по оценкам специалистов,
16% всех мировых запасов нефти и газа.
Новая граница между СССР и США в этом
районе получила название линии Бейкера
— Шеварднадзе (государственный секретарь
США и министр иностранных дел СССР,
подписавшие документ о передаче). В США
этот документ сразу же был ратифицирован
(утвержден верховным органом государственной
власти, после которого документ вступает
в силу). В СССР, а затем и в РФ этот документ
даже не выносился на ратификацию.
Обещания американцев при подписании
документа дать какие-то зоны взамен,
решить рыбный вопрос т. д. выполнены не
были.

В
этом же году США заявили о победе в
«холодной войне».

В
1990—1991 гг. СССР в связи с экономическим
кризисом начал получать гуманитарную
помощь из Западной Европы США.

На
Дальнем Востоке и в Азии СССР также
стремился проводить политику мира и
взаимопонимания. В ноябре 1986 г. состоялся
визит М. С. Горбачева в Индию, подтвердивший
прочность советско-индийских отношений.
В мае 1989 г. Горбачев нанес официальный
визит в Китай, а в мае 1991 г. был подписан
советско-китайскцй договор о границе.
В 1990 г. были восстановлены дипломатические
отношения с Саудовской Аравией и
установлены дипломатические отношения
с Южной Кореей. В конце 80-х — начале 90-х
гг. нормализовались отношения с Израилем.

В
1990 г. СССР поддержал санкции ООН и военные
действия США против Ирака, захватившего
Кувейт.

В
целом светская внешняя политика второй
половины 80-х — начала 90-х гг. способствовала
созданию более безопасного мира и
окончанию «холодной войны».

В
ноябре 1990 г. Президенту СССР М. С. Горбачеву
была присуждена Нобелевская премия
мира.

Однако
в эти годы руководство СССР часто шло
на односторонние уступки Западу и не
думало об их дальнейших последствиях
для своей страны. И чем хуже становилась
политическая и экономическая ситуация
внутри государства, тем все большие
уступки делались Западу в надежде на
политическую поддержку и экономическую
помощь.

Таким
образом, с одной стороны, внешняя политика
СССР этого периода способствовала
реальному ослаблению международной
напряженности, а с другой — Советский
Союз терял свои позиции в мире на
внешнеполитической арене, уступая их
другим государствам, в первую очередь
США.

В
результате восторженно принимавшиеся
на Западе многие внешнеполитические
решения советского руководства во главе
с М. С. Горбачевым большинством населения
нашей страны на завершающем этапе
перестройки воспринимались негативно.

1.3Кризис
власти в начале 90х, путч ГКЧП

«Самое
необходимое сейчас для преодоления
кризиса — восстановить в стране порядок,
— заявил М.Горбачев на IV съезде народных
депутатов СССР 17 декабря 1990 г. — Это
упирается в вопрос о власти. Будут
твердая власть, дисциплина, контроль
за исполнением решений, тогда сумеем
наладить и нормальное продовольственное
снабжение, накинуть аркан на преступников,
остановить межнациональную вражду».
Заявление Президента СССР неопровержимо
свидетельствовало о том, что на него
оказывали мощное давление консервативные
партийно-административные силы. Ясно
было и то, что одной дисциплиной нельзя
накормить народ. Более тревожно было
выступление 20 декабря министра иностранных
дел СССР Э.Шеварднадзе: «Наступает
диктатура — заявляю об этом со всей
ответственностью».

Со
второй половины 80-х годов стал все более
и более заметен фактический раскол КПСС
на сторонников и противников «перестройки».
В целях активизации демократических
процессов общественно-политической
жизни ЦК КПСС принимает решение о созыве
летом 1988 г. XIX партийной конференции.
(Предьщущая, XVIII Всесоюзная партконференция,
состоялась в феврале 1941 г.) Она прошла
в острых, критических дискуссиях о
методах перестройки советского общества.
В заключение была принята резолюция «О
гласности», в которой отмечалось: «Три
года перестройки убедительно подтвердили,
что обстановка гласности в деятельности
партийных, советских, общественных
организаций, средств массовой информации,
развертывание реальной критики и
самокритики, утверждение открытости и
правдивости в политике позволили партии,
всему народу лучше понять свое прошлое
и настоящее, выявить факторы торможения,
пробудить мощные патриотические силы
к активной и целеустремленной работе
на благо страны, социализма». Вместе с
тем в резолюции отмечалось и то, что еще
«имеют место попытки сдерживать гласность
в деятельности партийных, советских и
общественных организаций, коллективов,
средств массовой информации. На ее пути
нередко воздвигаются ведомственные и
местнические барьеры. Стремление сделать
достоянием общественности те или иные
недостатки, злоупотребления, факты
бюрократизма и комчванства, другие
негативные явления наталкиваются на
административное сопротивление. Не
сокращается число писем трудящихся с
различного рода жалобами в партийные
органы и средства массовой информации.
До сих пор имеют место преследования и
даже расправы за критику». Таким образом,
ощущалось явное противоречие
предоставленных, но трудно реализуемых
возможностей гласности, даже при том,
что роль цензуры была сведена до минимума.

Проявлением
демократизации советского общества
стала кампания по избрания в Советы
народных депутатов весной 1989 г., в ходе
которой сформировались дискуссионные
клубы, движение «Общественные инициативы»,
различные народные фронты, политические
партии, независимые профсоюзы, оргкомитеты
и др. Вместе с тем альтернативность
кандидатов в депутаты была ограничена
выдвижением 1/3 кандидатов от КПСС,
профсоюзов и других общественных
организаций.

25
мая 1989 г. в Москве открылся I съезд
народных депутатов СССР, на котором
развернулась ожесточенная борьба мнений
по перестройке советского общества.
Непримиримость идей привела к образованию
таких депутатских групп, как «Союз»,
«Реформа», межрегиональная депутатская,
депутатов-аграрников, от ВЛКСМ, профсоюзов,
женских организаций и др. Появились и
яркие личности с неординарным мышлением:
Г.Попов, Ю.Афанасьев, А.Сахаров, А.Собчак
и др.

Предвыборные
политические дебаты, да и результаты
выборов летом 1989 г. показали нарастание
кризиса доверия не только
партийно-административному руководству
в центре и на местах, но и ко всей
социалистическо-коммунистической
системе в целом.

Наконец
и в самой партии наметился раскол. В
январе 1990 г. конференция 162 партклубов
из 13 республик страны образовала
Демократическую платформу в КПСС. На
февральском (1990 г.) Пленуме ЦК КПСС было
принято решение об отказе от законодательно
закрепленной монополии на власть. III
Внеочередной съезд народных депутатов
СССР (март 1990 г.) отменил 6-ю статью
Конституции.

Вместе
с тем на III съезде народных депутатов
был поднят вопрос о президентстве, год
назад выдвинутый А.Д.Сахаровым, но
отвергнутый коммунистами. 15 марта 1990
г. первым Президентом Союза ССР был
избран М.С.Горбачев (60% голосов депутатов).
Другие претенденты — премьер-министр
Н.И.Рыжков и министр внутренних дел
В.В.Бакатин — сняли свои кандидатуры в
пользу Горбачева.

В
соответствии с поправками к Конституции,
Президент СССР являлся главой Советского
государства и наделялся широкими
полномочиями. Ему предоставлялось право
налагать вето на законы, принимаемые
Верховным Советом страны, объявлять
военное или чрезвычайное положение в
отдельных местностях. Согласно Основному
Закону СССР выборы Президента должны
быть всенародными.

Поиски
вариантов выхода из экономического
кризиса в начале 90х

Курс
на ускорение решений по достижению
нового качественного состояния советского
общества показал его несостоятельность
и необходимость более глубокой перестройки
всех сфер жизни общества. В декабре 1990
г. на съезде народных депутатов
Председатель Совета Министров СССР
Н.И.Рыжков заявил о том, что перестроечные
идеи середины 80-х годов потерпели
поражение.

Наметилось
три пути дальнейшего развития страны.
Демократы требовали разгосударствления
средств производства, принятия
антимонопольного законодательства,
юридического закрепления собственности
граждан, результатов их труда. Основой
развития экономики они считали рыночные
отношения.

Коммунисты
в ходе подготовки к XXVIII партсъезду
выдвинули «Платформу человека труда в
КПСС», которая в своей экономической
части ориентировала на традиционные
социалистические методы насыщения
рынка товаров без создания рынка
капиталов и рабочей силы; корректировку
плановых методов хозяйствования; защиту
общественной собственности и социального
равенства; приоритет моральных стимулов
повышения производительности труда.

Центристы,
к которым относились Горбачев и его
единомышленники (Н.Рыжков, министр
финансов СССР В.Павлов, академики
Л.Абалкин, А.Аганбегян и др.), выступили
с проектом программного заявления «К
гуманному демократическому социализму»,
положенным в основу обсуждения на XXVIII
съезде КПСС. В качестве экстренных мер
по выходу из кризиса предлагалось:

«Первое.
Разработку в текущем году (т.е. 1990 г.)
нового договора о союзе республик…

Второе.
В социально-экономической области в
течение полутора-двух лет осуществить:

— нормализацию
потребительского рынка, прежде всего
продовольственного… (Как-то странно
звучат слова «экстренные меры», которые
являются повседневными для рачительного
хозяина);

— стабилизацию
денежного обращения путем проведения
финансово-кредитной реформы, распространения
среди населения акций, распродажи
излишних запасов материальных ресурсов,
продажи жилья, увеличения процентов по
вкладам населения, реализации займов
под будущую продажу товаров, сведения
к минимуму дефицита государственного
бюджета;


дополнительное
финансирование неотложных
социально-экономических задач за счет
разумного сокращения затрат на оборону,
неэффективных капитальных вложений,
расходов на содержание управленческого
аппарата, упорядочение внешнеэкономических
связей».

Далее
следовали обычные обещания: «увеличение
объемов жилищного строительства»,
«выделение дополнительных ассигнований
на здравоохранение», «оказание
чрезвычайной помощи районам экологического
и стихийного бедствия» (хотя прошло уже
4 года с момента аварии на Чернобыльской
АЭС) и т.п.

Третья
мера — «Решительное укрепление дисциплины
и правопорядка, усиление борьбы с
преступностью и профилактики
правонарушений» и вовсе не могла быть
«экстренной».

Таким
образом, партийный съезд в очередной
раз декларировал «защиту» всего
советского общества от обнищания,
демонстрировал финансовую «рачительность»,
строгость социалистического «порядка».
Съезд отметил, что «переход к рынку не
имеет альтернативы», но «рыночная
экономика» должна быть регулируемая.
Без сомнения, у руля оставалась
«направляющая и руководящая сила
советского общества» — КПСС, которая
считала одной из директивных мер в
борьбе «за эффективную экономику» «дать
возможность каждому сельскому жителю
или тем, кто хотел бы жить и работать на
селе, обзавестись своим домом и подворьем».
Вот так, не землю желающим на ней жить
и работать, а милостивое позволение
власти обзавестись бесправным хозяйством.

В
конце июля 1990 г. Горбачев и Ельцин
договорились о разработке экономической
программы, альтернативной правительственной,
под руководством академика С.Шаталина
и заместителя Председателя Совета
Министров РСФСР Г.Явлинского. Созданный
проект представлял экономическую основу
перехода всего народнохозяйственного
комплекса к рынку за 500 дней. Однако
проект был отвергнут политическими
противниками демократов.

В
начале 1991 г. Совмин СССР был преобразован
в Кабинет министров, во главе которого
был поставлен В.Павлов, занимавший пост
министра финансов в правительстве
Н.Рыжкова. Складывающаяся коалиция с
демократами была отвергнута.

Пятилетний
поиск (1985—1990 гг.) выхода из экономического
кризиса показал бесперспективность
существующей социально-экономической
системы, необходимость оперативного
перехода к рыночной модели развития.
Однако разгоравшаяся политическая
борьба между демократами и консерваторами,
а также нерешительность «центристов»
еще более обостряли кризис. Снижение
темпов роста промышленного производства
перешло в экономический спад; финансы
вышли из-под контроля; бюджетный дефицит,
внутренний государственный долг и объем
денежной массы увеличивался;
внешнеэкономическая платежеспособность
СССР падала; потребительский рынок был
почти полностью вытеснен нормированным
распределением продуктов питания и
предметов первой необходимости,
расцветали «черный рынок» и спекуляция;
не имеющие четкой программы действий
органы государственного управления не
могли остановить эмпирический процесс
хаотических действий. Социальная
напряженность возрастала, хотя за 1991
г. было выпущено в обращение 127 млрд.
руб., столько же, сколько за предыдущие
25 лет.

Попытка
государственного переворота ГКЧП

Кризис
назрел. «Я был уверен, — вспоминал
М.Горбачев в книге «Декабрь-91. Моя
позиция», — что решение надо было
искать в рамках реформирования Союза.
И соответственно действовал. К началу
августа проект Договора был согласован
и его решили подписать». Перед отпуском
Президент СССР встретился с Б.Ельциным
и Н.Назарбаевым в Ново-Огареве и беседовал
о предстоящих выборах в Советы и
обновлении руководства нового Союза.
Доверительный разговор был «записан»
КГБ, и Крючков сообщил о нем своим
единомышленникам.

Утром
19 августа 1991 г. Советское радио и
телевидение, ТАСС сообщили о введении
чрезвычайного положения в СССР «в связи
с невозможностью по состоянию здоровья
исполнения Горбачевым Михаилом
Сергеевичем обязанностей Президента
СССР». В «Заявлении советского руководства»
от 18 августа 1991 г. за подписью Г.Янаева,
В.Павлова, О.Бакланова говорилось: «Для
управления страной и эффективного
осуществления режима чрезвычайного
положения образовать Государственный
комитет по чрезвычайному положению в
СССР (ГКЧП СССР) в следующем составе:
Бакланов О.Д. — первый заместитель
председателя Совета Обороны СССР,
Крючков В.А. — председатель КГБ СССР,
Павлов B.C. — премьер-министр СССР, Пуго
Б.К. — министр внутренних дел СССР,
Стародубцев В.А. — председатель
Крестьянского союза СССР, Тизяков А.И.
— президент Ассоциации государственных
предприятий и объектов промышленности,
строительства, транспорта и связи СССР,
Язов Д.Т. — министр обороны СССР, Янаев
Г.И. — и.о. Президента СССР».

Вместе
с тем были и неофициальные активисты
ГКЧП: Болдин — руководитель аппарата
Президента СССР, Шенин — член Политбюро,
секретарь ЦК КПСС, Варенников — главком
сухопутных войск, Плеханов — начальник
управления охраны КГБ, которые 18 августа
около 17 час. прибыли на дачу президента
страны в Форос с требованием; «Или вы
издайте указ и оставайтесь здесь, или
передайте полномочия вице-президенту».

«Я
предлагаю созвать Верховный Совет,
съезд и все решать. Вы обеспокоены
нынешней ситуацией? …Я такого же мнения.
Давайте соберемся и будем решать», —
предложил М.Горбачев.

Утро
19 августа началось с заявления Председателя
Верховного Совета СССР А.Лукьянова о
несогласии с содержанием Союзного
договора, который должен был быть
подписан в Москве 20 августа 1991 г. Затем
стали передавать документы ГКЧП: указ
вице-президента Янаева о вступлении в
исполнение обязанностей Президента
СССР; «Заявление советского руководства»,
«Обращение к советскому народу»,
«Обращение к главам государств и
правительств и генеральному секретарю
ООН», «Постановление № 1 ГКЧП», № 2, №
3. ГКЧП пытался оправдать свои действия,
а в целях «безопасности и защиты»
советского общества прекратил выпуск
большинства органов печати, ввел войска
в Москву и объявил комендантский час.

«Какими
бы причинами ни оправдывалось это
отстранение (от власти Президента СССР),
мы имеем дело с правым, реакционным,
антиконституционным переворотом», —
заявили в обращении «К гражданам России»
Президент РСФСР Б.Ельцин, Председатель
СМ РСФСР И.Силаев и и.о. Председателя ВС
РСФСР Р.Хасбулатов. Они призвали граждан
России «дать достойный ответ путчистам
и требовать вернуть страну к нормальному
конституционному развитию».

Председатель
ВС СССР АЛукъянов «в связи с внесением
на утверждение Верховного Совета СССР
решения о введении чрезвычайного
положения в отдельных местностях СССР»
решил созвать внеочередную сессию ВС
лишь 26 августа 1991 г.

Десятки
тысяч москвичей пришли к Белому дому,
окружили его баррикадами, образовали
живое кольцо, твердо решив оборонять
демократию ценой своих жизней. По всей
стране прошли митинги, осуждающие ГКЧП.
Большинство республиканских, краевых
и областных комитетов КПСС поддержали
действия ГКЧП, нижестоящие парторганизации
заняли выжидательную позицию.

Абдулатжов
Р.Г. ВласБакатин В. Избавление от КГБ.
М., 1992.

Белоусова
Г., Лебедев В. Партократия и путч. М.,
1992.

Горбачев
М.С. Августовский путч (причины и
следствия). М., 1991.

Горбачев
М. Декабрь-91. Моя позиция. М., 1992.ть и
совесть. М., 1995.

2.РАСПАД СССР

На
августовские действия все республики
отреагировали заявлениями о гос
независимости. «В политическом смысле
принцип управления центра так сильно
скомпрометировал себя, что республикам
ничего не оставалось другого, как
выбирать путь самостоятельного развития.
Заместо постепенного и мягенького
перехода от унитарного Союза к Конфедерации
мы получили полный вакуум политического
центра. Центр в лице Горбачева был вполне
деморализован. Он растерял кредит
доверия у возрождающихся государственных
государств*. Центральный механизм власти
и управления «был так разлажен, что
никакие самые своевременные и рациональные
решения не имели шансов быть проведенными
в жизнь: Республиканские власти все
почаще воспринимали к выполнению лишь
те распоряжения центральных министерств,
какие им были выгодны. В центре нарастала
чехарда в связи с тем, что власть де
факто раздвоилась меж Кремлем и
Белоснежным Домом».*

Позиции
союзных властей и М. Горбачева существенно
ослабели. Практически Горбачев оказался
в полной зависимости от русского
управления и обязан был солидаризироваться
с действиями Ельцына. Ельцын, в свою
очередь, попытался сконцентрировать
власть в собственных руках. Еще в дни
путча он принял указ «О прекращении
деятельности КПСС и КП РСФСР на местности
России». Вся союзная собственность
на местности РСФСР указом Ельцына была
подчинена Рф. 25 августа Горбачев заявил
о сложении с себя обязанностей Генерального
секретаря и о роспуске ЦК КПСС. Назначения
на важные союзные посты осуществлялись
по прямому указанию Ельцына. Так, сразу
же опосля путча Горбачев провозгласил
новейших председателя КГБ, министров
обороны и иностранных дел. Ельцын был
категорически против, именовал свои
кандидатуры. Горбачев был обязан
согласиться.

На
Внеочередном съезде народных депутатов
СССР, состоявшемся 2 — 5 сентября,
руководители 10 союзных республик
предложили съезду самораспуститься и
сформировать межреспубликанские
структуры власти на переходный период
до заключения нового союзного контракта.
Съезд эти предложения принял. Высшим
представительным органом власти стал
Верховный Совет. Заместо кабинета
министров создавался Межреспубликанский
экономический комитет. Большая часть
союзных министерств ликвидировалось.
Не считая того, создавался Совет глав
стран (Госсовет), в который входили
президент СССР и фавориты республик.

Первым
актом Госсовета стало признание
независимости Прибалтийских стран.
Госсовет также должен был создать проект
Союзного Контракта. Конкретно разработку
взяли на себя Горбачев и Ельцын. Наибольшую
заинтересованность в разработке нового
Союза показал М. Горбачев. Наряду с
контрактом он предлагал республикам
подписать Экономическое соглашение,
чтоб «не потерять» республики,
которые не готовы войти в Альянс. Б.
Ельцын представил собственный вариант
контракта, который подразумевал, по
словам М. Горбачева, образование общества
типа СЭС, но с еще больше ослабленными
функциями центральных органов.

Горбачев
и остальные республиканские фавориты
высказались против такового варианта,
и было решено возобновить работу на
базе августовского проекта.

М. Горбачев
огромную часть вины за неудачу переговоров
ложит на Ельцына, говоря, что он «играл
более деструктивную роль, стремился
захватить как можно больше власти,
склонялся к идее отгородиться от
остальных республик и т. д.» В данной
ситуации немаловажную роль сыграла
Украина. Украинский Верховный Совет 24
августа назначил независимость республики
и провозгласил на 1 декабря 1991 г. референдум
для утверждения этого решения, и выборы
президента Украины. В силу этого
происшествия управляющий Украины Л.
Кравчук отрешается подписывать какие-либо
новейшие варианты союзного контракта
до итогов декабрьского референдума.
Дальше Горбачев отмечает, что «наиболее
жесткими сторонниками Союза были
руководители среднеазиатских республик
и в особенности президент Казахстана
Н. Назарбаев».* Но и они не показали
настойчивости, отдавая инициативу
Ельцыну, ожидая определенности в позиции
Украины. Новоогаревский процесс длился,
но результатов не было.

Крайнее
совещание Госсовета состоялось 25 ноября.
На нем Б. Ельцын потребовал заменить
формулу «Союзное государство» на
«Союз государств» и заявил об отказе
подписывать текст до рассмотрения его
Верховным Советом Рф. Остальные
республиканские фавориты также требовали
все большей независимости от центра.
Все желали поднять собственный статус,
стать равноправными членами ООН. М.
Горбачев пробовал уверить их продолжить
работу и подписать, в конце концов,
контракт. Но он уже ничего не мог поделать
«с почувствовавшими вкус свободы
руководителями союзных республик».

В конце
концов разработанный компромиссный
вариант никто подписывать не стал. По
сути, это был приговор новоогаревскому
документу. Все таки М. Горбачев не терял
надежды. На пресс-конференции 25 ноября
он заявил, что в «скором времени
контракт будет подписан. 27 ноября проект
контракта был опубликован в печати.

Согласно
проекту, новое союзное правительство
— Альянс Суверенных Стран — объявлялся
конфедеративным государством,
правопреемником СССР. Республики,
входящие в Альянс, имели статус суверенных
стран, сохраняющих за собой «право
на решение всех вопросцев собственного
развития»*, «самостоятельно
определяющих свое национально-государственное
и административно-территориальное
устройство, систему органов власти и
управления», являющихся субъектами
интернационального права, сохраняющих
право вольного выхода из Союза.

Органами
Союза являлись: двухпалатный парламент
— Верховный Совет Союза, имеющий право
издавать общесоюзные законы, принимать
союзный бюджет, решать вопросцы войны
и мира; Президент Союза, выступающий
гарантом соблюдения Контракта,
представляющий Альянс в отношениях с
забугорными государствами, также
являющийся Главнокомандующим Вооруженными
Силами Союза; Муниципальный Совет Союза,
создающийся для «согласования более
принципиальных вопросцев внутренней
и наружной политики, затрагивающих
общие интересы государств-участников
Договора», в составе Президента Союза
и высших должностных лиц государств-участников;
Правительство Союза, подчиняющееся
Президенту и ответственное перед
парламентом, формирующееся Президентом
по согласованию с верхней палатой
парламента — Советом республик; Верховный
и Высший арбитражный Суды Союза.

Контракт
предугадывал единые Вооруженные Силы
с централизованным управлением, но
страны, входящие в Альянс, имели право
создавать собственные вооруженные
формирования, функции и численность
которых определялись особым соглашением.

О разграничении
возможностей и предметов ведения
центральных и республиканских властей
в проекте говорилось в самом общем виде.
Констатировалось, что государства-участники
образуют единое экономическое и
политическое место. Устанавливались
сферы совместного ведения, по которым
должны были заключаться надлежащие
многосторонние договоры и соглашения:
об экономическом обществе; о совместной
обороне и коллективной сохранности; о
координации наружной политики; о
координации общих научно-технических,
экологических программ; о защите прав
человека и государственных меньшинств;
в области энергетики, транспорта, связи,
космоса; о сотрудничестве в области
образования и культуры; о борьбе с
преступностью. Возможности союзных
органов определялись республиканскими.
В предстоящем предусматривалась
выработка процедур согласования решений
и их выполнения. Союзный бюджет также
разрабатывался методом особенного
соглашения.

Анализ
данного проекта союзного контракта
дозволяет сделать вывод, что республики
наделялись широкими возможностями,
имели возможность методом особых
договоров с центром получить доп права
и возможности. При всем этом республики
имели перед Союзом минимум обязательств.
Разумеется, что рвение республиканских
фаворитов обрести всю полноту гос власти
сыграло в их нежелании подписывать
контракт решающую роль.

Совсем
вопросец о Союзе решил референдум на
Украине. Большая часть принявших роль
в голосовании обитателей республики
высказались за независимость. Сразу Л.
Кравчук был избран президентом, и, делая
упор на итоги референдума, отказался
подписывать союзный контракт. Б. Ельцын
сразу же декларировал признание Россией
независимости Украины.

8 декабря
в Белоруссии президенты Рф и Украины и
председатель Верховного Совета Белоруссии
С. Шушкевич провели переговоры, результатом
которых стало решение о денонсации
союзного контракта 1922 года и прекращении
существования СССР. Сразу они договорились
о разработке нового объединения —
Содружества Независящих Стран. Эти
соглашения были поддержаны руководителями
остальных республик, входивших в СССР.
21 декабря на встрече в Алма-Ате к СНГ
присоединились еще 8 республик — Армения,
Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан,
Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и
Узбекистан. В этих критериях М. Горбачеву,
назвавшему Беловежские соглашения
вероломством, не оставалось ничего
другого, как уйти в отставку. 26 декабря
он объявил о прекращении возможностей
выполнения им функций президента СССР
в связи с исчезновением самого страны.
В тот же день союзный парламент принял
декларацию о прекращении существования
СССР.

Объясняя
предпосылки решений, принятых 8 декабря
1991 г., Б. Ельцын пишет: «Подписывая это
соглашение, Наша родина выбирала другой:
мирный, демократический, не имперский
путь развития. Она выбирала новенькую
глобальную стратегию: отрешалась от
обычного вида «властительницы
полумира», от вооруженного противоборства
западной цивилизации, от роли жандарма
в решении государственных заморочек:
мысль заключалась в том, чтоб резко
поменять политический климат: Беловежское
соглашение, как мне тогда казалось, было
необходимо прежде всего для того, чтоб
резко усилить центростремительные
тенденции в развалившемся Союзе,
провоцировать договорный процесс.
Удивительно слышать, что наши деяния
были ориентированы на согласованный
разрушение Союза, его внезапное
ликвидирование: СНГ являлось единственной
на тот момент возможностью сохранить
единое геополитическое пространство».

Схожая
точка зрения не лишена оснований. Опосля
августа 1991 года центробежные тенденции
получили мощнейший толчок. И без того
ослабленные союзные структуры не
выдержали. СССР стремительно распадался.
Политические расчеты и амбиции не
дозволили руководителям республик
придти к согласованию интересов в рамках
ослабленного Союза. Но они также
соображали, что сразу с распадом страны
рвались экономические связи и, что это
будет иметь отрицательные последствия
для экономик новейших независящих
стран.

Сложнее
ответить на вопросец, представляли ли
они масштабы этих последствий. Во всяком
случае, Президент Рф относился к этому
вопросцу достаточно просто, рассуждая
о том, что «части бывшего Русского
Союза все равно останутся в зоне общего
сотрудничества, и культурная, бытовая,
финансовая и политическая интеграция
рано либо поздно сделает свое дело».

История, 11 класс. Урок № 25.

Тема – Внешняя политика М. С. Горбачёва

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1.«Новое мышление» Горбачёва.

2.Изменения в советской внешней политике.

3.Роспуск СЭВ и организации Варшавского договора. Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной Европы.

4.Завершение «холодной войны». Распад социалистической системы.

Тезаурус:

«Бархатные» революции — искусственные революции, результат воздействия современных политических технологии, примененных вотношении стран с неустойчивой элитой и слабыми историческими традициями суверенитета.

ГДР – Германская Демократическая Республика.

Гонка вооружений- политическое противостояние двух или нескольких держав (а чаще — целых военных блоков) за превосходство в области вооружённых сил.

Доктрина Брежнева — формулированное западными политиками и общественными деятелями описание внешней политики СССР60-х — 80-х годов. Доктрина заключалась в том, что СССР мог вмешиваться во внутренние дела стран Центрально-Восточной Европы, которые входили в социалистический блок, чтобы обеспечивать стабильность политического курса, строившегося на базе реального социализма и направленного на тесное сотрудничество с СССР. Кроме того, она характеризовалась интенсифицировавшимся по всем количественным показателям курсом военного сотрудничества со странами социалистической ориентации в отдалённых регионах планеты.

МИД – министерство иностранных дел.

Новое политическое мышление – появившееся во время Перестройки выражение и концепция последнего главы СССР Михаила Сергеевича Горбачёва. Концепция обосновывала курс на прекращение холодной войны с Западом, разрядку, отказ от гонки вооружений. Включала в себя принципы деидеологизации внешней политики и отказ от классовой борьбы.

Разоружение— система международных мероприятий, направленных на ликвидацию или сокращение средств ведения войны.

ФРГ – Федеративная Республика Германии.

«Холодная война» – состояние противоречия между двумя господствующими мировыми системами: капитализм и социализм.

Ключевые слова:

Новое политическое мышление, МИД, доктрина Брежнева, «холодная война», «бархатные» революции, ГДР, ФРГ.

Основная и дополнительная литература.

1.История России». 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч.2./ Горинов М.М., Данилов А.А. и др./,, под ред. А. В. Торкунова. – М., «Просвещение», 2016.

2.ИСТОРИЯ РОССИИ. Хрестоматия.6—10 классы. В 2-х ч. Ч. 2 ./Электронная форма — М., «Просвещение», 2015

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Советский Союз с началом перестройки начал глубокие преобразования, как во внутренней политике, так и во внешней. Новая концепция подразумевала: решение основных проблем – дипломатией, мир — целостен и неделим, важнее всего общечеловеческие ценности. Эта концепция получила название «новое политическое мышление».

Горбачёв решается на структурные изменения и начинает с реформирования внутри государства. В 1985 годы на должность Министра иностранных дел СССР был назначен Эдуард Амвросиевич. Шеварднадзе, который заменил Андрея Андреевича Громыко. До этого назначения Шеварднадзе занимал должность первого секретаря ЦК Компартии Грузии. С началом нового курса внешней политики были обозначены основные задачи: установление новых экономических связей, наладить диалог между Востоком и Западом, решение локальных конфликтов.

Горбачёв начал искать пути по договоренностям с Западом. Гонка вооружений была причиной обострения взаимоотношений Советского государства и Соединенных Штатов. Именно поэтому взаимодействие между лидерами мировых держав играло большую роль в мирном урегулировании споров. Механизм нормализации отношений был запущен. Двусторонний диалог между двумя сверхдержавами начался в 1985 г. Осенью 1985 г. в Женеве состоялась встреча Горбачёва и Рейгана. Через год в Рейкьявике с Бушем-старшим. В 1987 году СССР и США договорились уничтожить ракеты средней и ближней дальности. Историческая встреча состоялась в Вашингтоне. Политика разоружения носила, по сути, односторонний порядок: 80 % уступок советского руководства и 20% Соединенных Штатов. Вначале 90-х г. Советский Союз начал сокращение своего военного присутствия в Европе и уничтожение обычных вооружений. На очередной встрече в Москве, М. Горбачёв и Дж. Буш в июле 1991 г. заключили договор о сокращении СНВ.

Переломным моментом в переговорах с США являлся отказ Горбачёва от «Доктрины Брежнева» во время встречи с Дж. Бушем в 1989 г. на Мальте. Отныне СССР не имел право вмешиваться во внутренние конфликты стран Восточной Европы и союзных республик. В итоге, Советский Союз терял свой вес в мировой политике. 15 февраля 1989 г. завершился вывод советских войск из Афганистана. Также были выведены войска из Монголии. Это способствовало улучшению взаимодействия с Китаем. В том же году состоялась встреча руководителей этих двух стран.

Под давлением стран Запада в 1990 г. советское руководство одобрило разворачивание военного конфликта в отношении ранее дружественных Ливии и Ирака. Политика «нового мышления» налаживала отношения Советского государства с ЮАР, Южной Кореей, Тайванем, Израилем.

Итоги «холодной войны» оказались весьма противоречивы. Ослабление опасности мирового ракетно-ядерного конфликта обошлось СССР дорогой ценой. Крупнейшее государство ХХ века распалось на ряд самостоятельных государств. В Польше, ГДР, Венгрии, Албании, Чехословакии, Болгарии начались процессы демократизации так называемые « бархатные» революции. В 1990 году Германская Демократическая Республика и Федеративная Республика Германии объединились в единое государство. Весной 1991 г. был официально распущен Совет экономической взаимопомощи и Организация Варшавского договора. В декабре 1991 г. в Беловежской пуще Ельцин, Шушкевич и  Кравчук  подписали указ о роспуске СССР.

Популярность Горбачёва на Западе росла на фоне снижения народного доверия к лидеру внутри страны. Ожидания советского народа на дружбу и помощь Запада не оправдались. Даже присужденная Горбачёву в 1990 году Нобелевская премия за прекращение угрозы мировой ядерной войны в СССР была встречена с холодом. По мнению общества, цена за мнимый мир была слишком высока.

Разбор типового тренировочного задания.

1.Автоматически заполняемый кроссворд.

Задания для автоматически заполняемого кроссворда.

1. Состояние противоречия между двумя господствующими мировыми системами: капитализм и социализм. 

2.Система международных мероприятий, направленных на ликвидацию или сокращение средств ведения войны.

3.Место подписания договора об уничтожении ракет средней и малой дальности.

Правильные варианты:

1. Холодная война

2. Разоружение

3. Вашингтон

Слова, которые автоматически вписываются в кроссворд:

1.Гонка

2.Горбачев

3.Рейган

2. Кто был последним главой МИД СССР?

Варианты ответов:

1.М.С.Горбачёв

2. А. Громыко

3.В.А. Крючков

4. Э. А. Шеварднадзе

Правильный вариант

4. Э. А. Шеварднадзе

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Картинки руководство по эксплуатации
  • Спецмазь инструкция по применению отзывы цена отзывы аналоги цена
  • Кухонный комбайн энергия инструкция по применению скачать бесплатно
  • Фосфатидилхолин инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Как сделать из шарика собачку пошаговая инструкция картинка