Внеурочная работа это в классном руководстве

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия
г. Зернограда

Выступление на тему:

"Внеурочная деятельность
в структуре 
классного руководителя".

                                             
Подготовила:
классный руководитель 8 «Б» класса

                                                        
Ревенко Людмила Ивановна


2016 –

         Мы все родом из детства. Вспоминая детство,
каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его
жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге,
с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении
проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще
всего — это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит
к ребенку в педагогическом коллективе школы. Проблемы здоровья,
поведения, учебы, взаимоотношений с одноклассниками,
учителями-предметниками, организация досуга школьников и многое другое
являются сферами заботы классного руководителя. Поэтому можно сказать, что
он — одна из ключевых фигур в процессе развития
и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения.

     Какова же роль классного руководителя в организации
внеурочной деятельности учащихся?

        
Внеурочная познавательная деятельность
традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной
деятельности детей в школе. Она может быть организована в форме факультативных,
кружковых, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности.

        
Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно
понимают, что прежде всего самые большие затраты — психологические
и физические — ложатся именно на классного руководителя. Для
учителя не составляет труда провести урок, но эмоциональные
составляющие классной жизни надо прочувствовать. Те, кто сегодня отказываются
от классного руководства, понимают, какой большой объем работы выполняют
классные руководители.

          Традиционно в школах внеурочная
деятель­ность организуется главным образом в коллективе: классе, кружке,
спортивной секции, детском общественном объеди­нении и т. д. Современный
ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах — разных по
характеру де­ятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру
реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них
ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счёт одних своих свойств
он может порож­дать процессы усреднения личности, за счет других — развивать
индивидуальность ученика, его творче­ский потенциал.

         Индивидуальные формы, как правило,
связаны с внеурочной деятельностью, общением классных руководителей и детей.
Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счете определяют
успешность всех других форм. К ним относятся: беседа, задушевный разговор,
консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного
поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск
решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но
чаще всего они сопровождают друг друга. 

         Использование индивидуальных форм
работы предполагает решение классным руководителем важнейшей задачи: разгадать
ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру,
устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо
взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный,
индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе
подростка, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание
поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах
работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может
оказаться для ребенка полезнее нескольких коллективных дел. 

         К групповым формам работы можно отнести
советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих
формах классный руководитель проявляет себя как рядовой участник либо как
организатор. Главная его задача, с одной стороны, помочь каждому проявить себя,
а с другой — создать условия для получения в группе ощутимого положительного
результата, значимого для всех членов коллектива, других людей. Влияние
классного руководителя в групповых формах направлено также на развитие гуманных
взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой
связи важным средством является пример демократичного, уважительного,
тактичного отношения к детям самого классного руководителя. 

         К коллективным формам работы классного
руководителя со школьниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы,
спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, турслеты, спортивные
соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий в
этих формах классные руководители могут выполнять различную роль: ведущего
участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на
детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным
примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника
детей в организации деятельности. 
         Многообразие форм и практическая
необходимость постоянного их обновления ставят классных руководителей перед
проблемой их выбора. В педагогической литературе можно найти описание различных
форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников и т.д. 

         Классный руководитель и педагогический
коллектив. Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве
с другими членами педагогического коллектива и в первую очередь с теми педагогами,
которые работают с учениками данного класса. Взаимодействуя с
учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и
координатора педагогической работы с учащимися и коллективом. Он знакомит
учителей с результатами изучения детей, привлекая и классный коллектив, и
учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи
ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками поиск
средств, способов, обеспечивающих успешность учебной деятельности ребенка, его
самореализацию на уроке и во внеучебное время. 

         Классный руководитель систематически
информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях,
об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и
его родителей, связанных с обучением, он стремится привлечь учителей к
обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам
скорректировать их действия, предварительно познакомив их с особенностями
психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными
способами педагогического влияния на таких детей. 

          Классный руководитель регулирует
отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии
воспитания, особенностях родителей, организует встречи родителей с
учителями-предметниками с целью обмена информацией об успехах обучения и
воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с
учащимися. 

          Классный руководитель привлекает
учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе,
способствует закреплению знаний и умений, учету профессиональных интересов
школьников; привлекает учителей к подготовке и проведению собраний с
родителями. 

Классному руководителю 
— целесообразно выявлять типичные проблемы в
работе с коллективом, отдельными группами учащихся, проводить специальные
семинары для педагогов. 

— полезно организовать посещение учебных занятий
с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку
и способов взаимодействия педагогов с коллективом. 

          Классному руководителю необходимо быть
интересной личностью, глубоко владеть знаниями, умениями в одной
из областей культуры: увлекаться театром, живописью, каким-то направлением
в литературе, играть на гитаре, рисовать, петь, заниматься спортом,
разбираться в моде, подпитываться информацией из сети Интернет
и быть просто культурным человеком. Уважение у ребят вызывает
классный руководитель, который духовно богат, справедлив, имеет свои принципы,
умеет защищать интересы своего класса и свои собственные интересы. Важным
качеством ученики считают обладание чувством юмора, умение не довести
ситуацию до конфликта, оказать педагогическую поддержку. Приоритетными для
настоящего классного руководителя являются принятие каждого ребенка, уважение
его как личности.

          Классный наставник обязан был вникать
во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за
взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми.

Внеурочная деятельность в работе классного руководителя

Автор: Савченко Ирина Викторовна

Организация: МБОУ СОШ №8 им. М.А. Саксеева

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Усть-Лабинск

Внеурочная работа – эффективное средство сплочения детей в коллектив, развития социальных качеств, таких как коммуникативность, умения руководить и подчиняться, умения и стремления жить в мире друг с другом.

Я считаю, что основным преимуществом внеучебной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Работая много лет учителем начальных классов, я пришла к выводу, что внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

Для учащихся занятие внеурочной деятельностью — переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит, новые обязанности и ответственность; это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий, в том числе внеурочная деятельность может включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т. д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе — дистанционные) для детей различных категорий и т. д.

Во внеурочной деятельностью я применяю различные технологии: проблемные, игровые, личностно — ориентированные, исследовательские. Например, дети в 1 классе выращивали из семечка тыквы, огурца, кабачка своё растение, потом они приносили в школу фотографии или растения, сравнивали друг с другом, наблюдали, а летом высадили в огороде. А в классе на подоконнике мы вырастили с ребятами из луковицы тюльпанами цветы маме к празднику. Каждый следил за своим цветком. Во 2 классе дети подготовили исследовательские работы, такие как, «Выращивание арбузов», «Огурец-молодец», «Как вырастить дерево» и другие

Когда мы закончили изучать «Букварь», дети создали книжку — малышку «Жили — были буквы» к празднику «Прощание с букварём». Они подбирали стихи, загадки, ребусы, сочиняли сами сказки про буквы. Каждый ребёнок выбрал себе букву. Из отдельных страничек, вложенных в файлы, мы собрали книжку, авторами которой стали все дети первого класса. Книжку мы поместили в классную библиотечку.

На занятии по кубановедению по теме «История Краснодарского края и его достопримечательности» ребята рассказали, когда образовался край, что интересного можно увидеть в нашем крае. Очень заинтересовали детей дольмены. И тогда мы решили посвятить этому целое занятия. Все также началось с небольших проектов.

Помимо этого у детей мгновенно вспыхнул интерес к историческим поискам деревень, где живут их бабушки и дедушки. От этих воспоминаний зародился интерес к своим корням. Многие ребята выполнили работу на тему «Моя родословная».

Осенью в школе по традиции был объявлен конкурс кормушек. Кормушки были одна лучше другой! Мы отправились на экскурсию в наш парк и развесили свои кормушки. Зимой у нас была работа над проектом «Кормушка – каждой пичужке». В школе на деревьях мы тоже развесили кормушки и всю зиму кормили птиц.

К занятию «Ценности и традиции моей семье» дети делились традициями в их семье. Например: «Раз в неделю готовить всей семьей». Пусть это будет семейная пицца, пельмени или салат. Такая традиция не только укрепляет отношения и прививает детям полезные навыки, но и экономит маме силы и время. Хорошая традиция устраивать мини-праздники на окончание учебных четвертей в школе или 1 сентября. Сходить вместе с детьми в кинотеатр, в музей или на выставку. Раз в год проводить отпуск каким-то особым способом. Или привозить из каждой поездки магнит на холодильник, тем самым пополняя свою коллекцию посещенных стран и городов. Еще ребята говорили о том, что у них есть традиции осенью ходить в парк шуршать опавшими листьями. Зимой делать «снежных ангелов» на свежевыпавшем снегу. Весной фотографироваться с цветущими деревьями, а потом сравнивать фотографии разных лет. Ну, а летом, после дождя, измерять глубину луж в резиновых сапожках или просто вместе ходить по лужам.

На одном из занятий осенью мы с детьми ходили на экскурсию. Дети собирали листья, а потом вместе мы сделали великолепные картины из листьев. Эти шедевры украшали некоторое время стены нашего кабинета. Осенью мы посетили городскую выставку цветов и оформили в классе фото-выставку.

Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, самореализации и самоанализа своей деятельности и развивает следующие общеучебные навыки: мыслительные, исследовательские, коммуникативные и социальные.

Таким образом, внеурочная деятельность предполагает для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут, который разрабатывает классный руководитель и в письменном виде выдает обучающемуся и (или) его родителям (законным представителям). Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальные учебные планы внеурочной деятельности могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей).

Одной из главных наших задач является работа с родителями. Если мы сумеем убедить родителей, что занятия в наших кружках необходимы для дополнительного развития их малыша, то это 80 % успеха. Дети младшего школьного возраста, как правило, доверяют выбору и предпочтениям своих родителей. Увлеченные и убежденные родители приведут к нам своего малыша, а наша задача увлечь его.

Внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность. В новом ФГОС предполагается, что в начальной школе, изучая предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной и творческой деятельности. А участие родителей в жизни класса должно стать значимым и более активным. Уверенность родителей в получении качественного образования повышает уровень доверия родителей к образовательному учреждению, вселяет в них надежду на осуществление их требований к образовательным услугам.

Система внеклассной работы должна быть направлена на развитие социальной активности младших школьников, которое возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий, мероприятий и методик работы создает условия для формирования социальной активности личности. Качественно организованное, продуманное и разработанное мероприятие способствует у младших школьников развитию познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей и умение находить самим необходимую информацию для организации мероприятий

Опираясь на свой опыт работы, могу говорить о том, что перегруженности у детей не наблюдается. Мои ученики после всех занятий (и урочных, и внеурочных) часто остаются в классе: «А можно мы еще поиграем», «Можно я останусь еще доделать поделку». Родители на собраниях положительно отзываются о внеурочной деятельности.

Необходимо отметить, что такая система организации внеучебной деятельности уже имеет стабильные положительные результаты. Мои ученики — активные участники всех школьных и сельских мероприятий.

Список используемой литературы:

  1. Архипова О. В. Жизнь после уроков : радость познания // Дополнительное образование и воспитание. — 2013. — № 12. — С. 19-21.
  2. Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность сельских школьников // Народное образование. — 2013. — № 1. — С. 227-233.
  3. Любишина Т. Н. Внеурочная деятельность первоклассников // Дополнительное образование и воспитание. — 2013. — № 7. — С. 23-26.
  4. Новикова Т., Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. — N 7. — С. 151-157.

Ярошевская И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время // Дополнительное образование и воспитание. — 2012. — № 9. — С. 13-17.

Приложения:

  1. file0.docx.. 38,8 КБ

Опубликовано: 29.10.2021

Роль классного руководителя во внеурочной деятельности в условиях ФГОС

Новая модель российского образования до 2020г предполагает , что учащиеся сами строят индивидуальные траектории и становятся мобильными за счёт выбора курсов и программ.

Ключевым фактором результативности становится самостоятельная работа обучающихся , следовательно, их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования.

Индивидуализация образовательных траекторий и повышение самостоятельности обучающихся меняют роль педагога. Складывается новый портрет педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов.

Уже в школе дети должны раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном мире.

Педагог, который не сковывает, а освобождает, 
не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, 
не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, 
переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут.

Януш Корчак

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального  и среднего  общего образования. Это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии обучающихся и формировании ученического коллектива. Это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

ФГОС является преемником многих идей, реализованных с различной степенью полноты в предшествующих проектах образовательных стандартов. Его инновационность заключается в том, что образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, на­правленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности.

В материалах ФГОС используется понятие «внеурочная деятельность», которая стала рассматриваться как неотъемлемая частью образовательного процесса, но ее четкого и внятного определения в стандарте не дается. Она характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Эта деятельность имеет свои собственные задачи, но, одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Главной целью организации внеурочной деятельности в школе является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Задачами внеурочной деятельности по ФГОС является:

    создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей;

    создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося;

    создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,  интеллектуальных интересов учащихся в свободное время;

    развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Внеурочной деятельности предписывается организация направлений развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное) в том числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные  практики. 

Во внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения принимают участие все педагогические работники данного учреждения (классные руководители, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, школьные педагоги дополнительного образования и другие).

Классный руководитель – самая массовая категория организаторов внеурочной деятельности в образовательных учреждениях. Главное направление деятельности классного руководителя – забота об индивидуальном развитии ребёнка, проследить формирование личности, посодействовать максимальному проявлению личностных особенностей и выявить индивидуальные способности.

Настоящий классный руководитель – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе. Классный руководитель ведёт внеурочную деятельность в рамках классного коллектива: это дни именинника, диспуты, походы, экскурсии, спортивные состязания в рамках класса, конкурсы, совместные мероприятия с родителями и т.д.

Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны для самого классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает классному руководителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности как сейчас говорят.

Классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в основе реализации стандарта общественного договора, обеспечивая новый тип взаимоотношений между личностью, семьей и образовательным учреждением, представляющим интересы общества и государства. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия обозначенных сторон – субъектов образовательного процесса, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств. Классный руководитель становится активным участником заключения взаимной договоренности между школой и родителями по удовлетворению потребностей, интересов и требований каждой из сторон, закрепляя за стандартом характер конвенциональной нормы.

В условиях реализации новых образовательных стандартов классному руководителю отведена роль сопровождающего и поддерживающего ребенка в образовательном процессе. Его деятельность должна способствовать формированию инновационного поведения учащихся, создавать условия для проявления инновационной активности детей.

Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности, которую организуют педагоги-организаторы. Общешкольные досуговые, познавательные и спортивные мероприятия неотъемлемая часть внеурочной деятельности. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, «круглых столов», конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

Большое значение во внеурочной деятельности имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников. Возможность ребенку сменить статус (неуспевающего на успешного), роль ученика на роль ребенка, подростка – спортсмена, художника, танцора, певца, актера и т.п. Неуспевающий ребенок в учебе, успевающий в творчестве.

Кроме того, именно в пространстве дополнительного образования появляется реальная возможность расширить круг общения как взрослых, так и детей,  найти друзей среди ребят другого возраста, включиться в общение с руководителями творческих объединений, которые не являются их учителями и, следовательно, не знают о его учебных успехах и неудачах.

К тому же, там, где дополнительное образование достаточно развито и стало настоящим подразделением школы, большинство занятий проводятся не в  учебных классах, а  в иных помещениях. Это также сказывается положительно на эмоциональном состоянии детей.

Творческое объединение в системе дополнительного образования детей – это не просто занятия кружка по предмету, который ведет учитель. Дополнительные образовательные программы нового поколения требуют от педагогов решения весьма сложных задач, ориентированных на подготовку  детей и подростков к углубленному освоению художественно и технического творчества, различных спортивных дисциплин, декоративно-прикладного искусства и  др. видов деятельности, число которых весьма велико, а также профориентации подростков – выбор специальности.

Внеурочная деятельность, является значительным стимул к развитию, обогащает образовательное пространство школы вместе с дополнительным образованием.

Роль школьного дополнительного образования необходимая и неотъемлемая часть внеурочной деятельности, способствующая гармоничному соединению трех равнозначных сфер: учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования. Такой подход позволяет создать единое образовательное пространство и эффективно решать, как содержательные, так и организационные проблемы, проблемы интеграции основного и дополнительного образования.

В заключении хочу сказать:

«Ребенок – росток человеческий.

В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию.

Цель становящейся личности –  утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.Красота души учителя России – уникальное национальное достояние нашей страны. От гуманности его мышления, уровня сознания, интеллекта и глубины культуры зависит умение в столь сложное время происходящих в стране глобальных перемен не только передать детям всё богатство мировой и отечественной культуры, но и научить их беречь его, развивать духовные традиции многонациональной России.»

Выступление на пед. совете №3 – декабрь 2016

«ФГОС: создание интегрированного пространства образования для обеспечения высоких образовательных достижений ученика и учителя»

Учитель, классный руководитель 5а класса: Моисеева М.А.

Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности учащихся.

Согласно ФГОС нового поколения, успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее, исходя из своих интересов, мотивов.

Безусловно, воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Школа должна ребенка «научить учиться», «научиться жить».

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности разрабатывается план внеурочной деятельности -это нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности.

Основные цели и задачи внеурочной деятельности:

  • развивать интерес и любовь к предмету;
  • выявлять одаренных учащихся;
  • приобщать к исследовательской деятельности;
  • активизировать внеклассную работу (проведение кружков, олимпиад, конкурсов чтецов);
  • развивать самостоятельность, творчество, инициативу;
  • формировать коммуникативную компетентность (выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы).

Таким образом, во внеурочной деятельности формируются ключевые компетенции:

  • критическое мышление,
  • навыки самостоятельной работы,
  • самоорганизации и самоконтроля,
  • умение работать в команде,
  • чувство инициативы, любознательности,
  • креативность,
  • чувство соревновательности,
  • чувство служения общему делу и т.д.

В организации и проведении внеурочной деятельности учащихся особая роль отводится классному руководителю.

Классный руководитель — непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе.

Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Классный  руководитель имеет следующие функции:  

  • воспитательная  (педагогическое руководство развитием и формированием каждого ученика класса и  коллектива в целом);  
  • организационно-административная  (руководство классом как организационной единицей в составе школы, ведение личных дел учащихся и других документов);
  • координирующая  (установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса).

К функциональным обязанностям КР относятся: всестороннее изучение и воспитание учащихся, оказание им помощи в учении и развитии,  решении проблем их учебного и профессионального самоопределения, развитие внутригрупповых, межличностных отношений учащихся,  взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей, взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач,  контроль за успеваемостью, посещением и поведением учащихся.

Важно, чтобы работа классного руководителя в школе не была исключительно ситуативной, бессистемной, когда классный руководитель только реагирует на текущие события, происходящие в классе, а не организует, не строит систему работы. Поэтому необходимо придерживаться некого цикла воспитательной работы классного руководителя, который представляет собой комплекс, набор следующих действий, этапов работы.

  1. Изучение учащихся и коллектива класса:  получение демографических,  медицинских,  психологических,  педагогических  данных (семья,  социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные особенности).
  2. Формулировка воспитательных задач,  общих для  класса  или отдельных групп, учеников класса, типовых для определенного периода обучения и индивидуальных.
  3. Планирование  воспитательной  работы  — составление плана, оперативного документа для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
  4. Организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом:  проведение классных часов,  экскурсий,  походов,  вечеров,  родительских собраний и пр.
  5. Анализ и оценка результатов воспитания, которые выражаются в уровне воспитанности учеников. Наблюдение, опросники и другие методы позволяют судить о результатах и ставить новые задачи, а также о собственной профессиональной компетенции и личностном росте классного руководителя как воспитателя.

Воспитательная система 5а класса.

На первом родительском собрании классный руководитель знакомит родителей с проектом раздела внеурочной деятельности учебного плана школы и предлагает им подумать, какие из перечисленных курсов они хотели бы выбрать для своих детей.

Затем классный руководитель составляет сводную таблицу занятости обучающихся внеурочной деятельностью, в которой учитывается количество часов, занятых учащимися по основным направлениям внеурочной деятельности.

Вся внеурочная работа в школе строится на основе принципа добровольности и индивидуальности.

Каждый ученик- личность с индивидуальными способностями, склонностями, интересами (раскрыть и развить их – задача классного руководителя). К каждому нужен свой, нестандартный подход.

Обучающиеся добровольно, на основе своих интересов и склонностей, выбирают те внеклассные занятия, которые им нравятся.

Задачи классного руководителя :

1. Контроль (включает в себя учет, анализ отклонений, корректирующие действия). Если учащиеся не посещают занятия по каким-либо направлениям, то необходимо проводить корректирующие действия: привлекать данных учащихся к организации и проведению внеклассных мероприятий по данным направлениям, предусмотренных планом воспитательной работы в классе. Подготовка к участию и участие в данных мероприятиях позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется в плане воспитательной работы «Карте учета занятости учащихся внеурочной деятельностью», по итогам заполнения которой оценивается деятельность ребенка во внеурочной деятельности:

  • во-первых, совместное проведение внеклассных мероприятий, дают возможность демонстрировать достижения;
  • во-вторых, ведение совместно с обучающимися Портфолио, характеризует достижения учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

2. Анализ результатов внеурочной деятельности:

  • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
  • получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Таким образом, следует подчеркнуть, что эффективно выстроенная работа классного руководителя является одним из условий успешной реализации внеурочной деятельности.

Мацегорова Н.П.

«Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности»

Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего — это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с одноклассниками, учителями-предметниками, организация досуга школьников и многое другое являются сферами заботы классного руководителя. Поэтому можно сказать, что он — одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения.

Какова же роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности учащихся?

Классный руководитель является связующим звеном между родителями, между учащимися, администрацией школы, педагогами и различными общественными организациями.

О результативности воспитательной работы в классе можно судить:

— по степени готовности обучающихся участвовать в предлагаемых мероприятиях;

— по спортивным достижениям;

— по победам на разнообразных социально-ориентированных конкурсах;

— по уровню воспитанности, демонстрируемому психолого-педагогической службой.

Свою работу классный руководитель ведет по четырем основным направлениям:

— работа с детским коллективом, в том числе и индивидуальная работа с каждым учеником;

— работа с педагогическим коллективом;

— работа с родителями обучающихся в классе;

— работа по саморазвитию.

Каждый классный коллектив проходит ряд этапов в своем развитии, которые нельзя избежать, можно лишь ускорить их прохождение:

  1. Разобщенная группа (младшая школа). Это произвольно собранные в одном классе учащиеся, интересы которых часто находятся вне коллектива класса.

  2. «Мир в себе» (5-7)- сплочение коллектива на основе совместной разнообразной деятельности. Здесь дети постепенно «открывают друг друга в разных видах деятельности, а потом в более сложной — интеллектуальной.

Лучше всего они могут узнавать друг друга в совместных походах, экскурсиях, неординарных ситуациях.

  1. «Мир с другими» (7-9) – выход коллектива класса на деятельность с другими коллективами. В этот период проявляется стремление учащихся добиться успехов в коллективной творческой деятельности.

  2. «Мир со всем миром» (10-11)- период гуманистических отношений, этап самовоспитания, стремление к саморазвитию.

На основе опыта организации внеурочной деятельности можно выделить следующие этапы:

1. Подготовительный этап (май – сентябрь):

а) Проведение анкетирования родителей и учащихся. В результате были выявлены желаемые направления внеурочной деятельности:

— занятия музыкой, танцами;

— занятия спортом;

— художественно-изобразительное искусство;

— экологическое направление

б) Анализ возможностей школы по проведению занятий по внеурочной деятельности. Учителя школы предлагают программы кружковых занятий и дополнительных занятий по предмету.

в) Использование возможностей учреждений дополнительного образования. Привлекаются специалисты Детского Дома Творчества, ДЭБЦ, художественной школы.

г) В сентябре классными руководителями проводится родительское собрание и классный час, на которых проходит презентация всех программ внеурочной деятельности. В результате родители вместе с учащимися по желанию выбирают кружки и секции.

д) Так как внеурочная деятельность включает в себя занятия не только в школе, но и вне ее, то собирается информация о посещении учащимися учреждений дополнительного образования.

е) Обработав результаты выбора, составляется расписание занятий внеурочной деятельности. При составлении расписания учитывается, чтобы для каждого ребенка не было совпадений в занятиях, чтобы не было свободного времени между занятиями. Кроме этого просчитывается нагрузка на каждого ученика.

ж) Для каждого обучающего составляется индивидуальное расписание занятий внеурочной деятельностью.

2. Основной этап (октябрь – апрель)

Основная функция классного руководителя на данном этапе – контроль, который включает в себя учет, анализ отклонений, корректирующие действия.

Классный руководитель ведет «Журнал учета занятости учащихся внеурочной деятельностью», в котором учитывается количество часов, занятых учащимися по основным направлениям внеурочной деятельности. Если учащиеся не посещают кружки по каким-либо направлениям, то классный руководитель производит следующие корректирующие действия: данные учащиеся привлекаются к организации и проведению внеклассных мероприятий по данным направлениям, предусмотренные планом воспитательной работы в классе. Подготовка к участию и участие в данных мероприятиях позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в качественном (что сделано) и количественном (сколько времени) результате в «Журнале учета занятости учащихся внеурочной деятельностью», по итогам заполнения которого оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.

Наряду с функцией контроля важна функция организации, которая предполагает:

во-первых, совместное проведение внеклассных мероприятий, на которых учащиеся имеют возможность продемонстрировать свои достижения. Так, например, в празднике «День матери» учащиеся, посещающие танцевальные кружки и СТШ, исполнили несколько танцев, во время недели физкультуры и спорта проявили себя ребята, посещающие спортивные секции, девочки, занимающиеся рисованием, были привлечены к созданию плакатов, стенгазет, рисунков о маме;

во-вторых, ведение совместно с учащимися Портфолио, куда включаются материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) деятельности.

3. Заключительный этап (май)

Анализ достижений уровней результатов внеурочной деятельности.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

На основе этого будут разработаны индивидуальные маршруты личностного роста для каждого учащегося, которые будут реализовываться в следующем учебном году.

Таким образом, следует подчеркнуть, что эффективно выстроенная работа классного руководителя на всех этапах является условием успешной реализации учебного плана класса в части «Внеурочная деятельность». В результате для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности обучающихся.

В настоящее время часто обсуждаются вопросы о том, как надо воспитывать: об этом говорят все и везде.

В Конвенции ООН «О правах ребёнка» определено, что детство – это время от рождения до 18 лет. В этом жизненном пространстве особое место занимают школьные годы, как годы становления и интенсивного развития личности.

Концепция модернизации российского образования сформулировала государственный заказ:

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остаётся о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребёнку в педагогическом коллективе школы.

Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с одноклассниками, учителями-предметниками, организация досуга школьников и многое другое является сферами заботы классного руководителя.

Поэтому можно сказать, что он – одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребёнка, становлении его мировоззрения.

Мы все хорошо знаем предмет, и для нас не составляет труда провести урок, но эмоциональные составляющие классной жизни надо прочувствовать. Те, кто сегодня отказываются от классного руководства, хорошо знают, какой большой объём работы выполняют классные руководители.

В условиях современного мира классный руководитель должен быть на шаг впереди тех, кого воспитывает. Ему необходимо быть интересной личностью, глубоко владеть знаниями, умениями в одной из областей культуры: увлекаться театром, живописью, каким-то направлением в литературе, играть на музыкальном инструменте, рисовать, петь, заниматься спортом, разбираться в моде, подпитываться информацией из сети Интернет и быть просто культурным человеком.

Уважение у ребят вызывает классный руководитель, который справедлив, имеет свои принципы, умеет защищать интересы своего класса и свои собственные интересы. Важным качеством ученики считают обладание чувством юмора, умение не довести ситуацию до конфликта, оказать педагогическую поддержку.

Все эти качества помогают классному руководителю организовать как классную, так и внеклассную работу.

Внеклассная работа в период обучения в школе имеет большое воспитательное значение, это одна из составных частей деятельности преподавателя. Внеклассная работа преследует те же задачи, что и учебный курс, то есть приобщает учащихся к пониманию предмета, обогащает их знания, расширяет кругозор, содействует росту интереса к школьным предметам.

Очень важен, на мой взгляд, социальный фактор внеклассной работы. Во-первых, она обладает значительными возможностями для развития неформальных отношений, индивидуальных способностей. Во-вторых, дает простор детской изобретательности и фантазии. И поэтому может служить средством предупреждения и преодоления асоциальной деятельности подростков.

В планировании внеклассной работы учитель очень часто сталкивается с проблемой — каким мероприятиям и занятиям отдать предпочтение. Необходимо помнить, что старшего подростка может увлечь ролевая игра, игры в пресс-конференцию, различные соревнования и конкурсы. Конкретно, применительно к моему классу, любой предложенный учителем вид деятельности будет привлекательным для учащихся, если не вызывает переутомления, и не является однообразным.

Вот почему мы с удовольствием подготовили и провели концерт для мам ко Дню матери, организуем классные праздники: к 23 февраля, 8 марта.

Старшие подростки очень чувствительны к формализму и шаблонности в работе. Все это обязывает учителя особенно тщательно относиться к содержательной стороне внеклассной работы — выбору тем, составление программ и материалов внеклассных мероприятий, постановке заданий и т.д.

Твердое и постоянное руководство и контроль со стороны взрослых, крайне важны, и в то же время следует избегать мелочной опеки, навязчивости и назойливости, грубых требований и категоричных распоряжений.

Заинтересованность ученика — вот главное условие добровольного и массового участия в работе. Если каждый ученик найдет себе занятие по душе, то учителю не придется призывать его к активности и сознательности.

Увлекательные мероприятия позволяют вовлекать во внеклассную работу даже самых пассивных учащихся.

Время подготовки становится временем сотворчества, единения душ, узнаванием себя и своих возможностей. Взять, хотя бы, коллективное дело – подготовка к шоу десятиклассников «Давайте познакомимся!» В работу были вовлечены все учащиеся класса. Одни подбирали материал, другие были режиссёрами, третьи – артистами. Класс был единым организмом. Один подросток признался, что подобный опыт у него впервые в жизни. Он не мог даже такое от себя ожидать.

Внеклассная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Цель дополнительного образования школьников, а значит и внеклассной деятельности — развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

В 9 классе на фоне очень спокойного отношения к учебе выделяется группа обучающихся, для которых здоровый образ жизни это их стиль жизни, то, чем они гордятся.

Классный руководитель – это своего рода таинство. Из группы учеников, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, педагог-воспитатель создаёт не просто класс, он создаёт команду, коллектив, который учится, живёт, работает, и отдыхает как единое целое.

Внеклассная работа должна быть направлена на укрепление знаний, умений и навыков учащихся, развитие их познавательных интересов и творческих способностей, повышения их культуры, а также на нравственное и эстетическое воспитание.

Учебный процесс, дополнительное образование и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, гуманизации, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики — воспитание духовно богатой личности.

«Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки… Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков».

В.А.Сухомлинский

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Pioneer deh 281mp инструкция по эксплуатации
  • Пантокрин инструкция по применению цена отзывы врачей
  • Как оформлять пенсию по возрасту пошаговая инструкция
  • Как в exchange server 2013 руководства
  • Альбен суспензия инструкция по применению для животных