С 1 января 2023 года вступит в силу указ президента России Владимира Путина об увеличении штатной численности Вооруженных сил (ВС) до 2,04 миллиона. В их состав входят три вида ВС, два отдельных рода войск и специальные войска. Российская армия оснащена современным оружием и техникой. Также Россия обладает крупнейшим арсеналом ядерного оружия. По словам Министра обороны России Сергея Шойгу, в 2023 году соединения и воинские части постоянной готовности обеспечат вооружением и техникой на 97 процентов. Кто управляет Вооруженными силами и как руководят обороной страны, разбиралась «Лента.ру».
Кто является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил России
Высшим руководителем Вооруженных сил России является президент страны — Владимир Путин. В мирное время главнокомандующий осуществляет общее политическое руководство Вооруженными силами, а в военное — непосредственно руководит ВС и обороной государства. Президент может вводить военное положение в стране в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии.
В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе
Правовой режим военного положения определяет Федеральный конституционный закон «О военном положении».
Верховный главнокомандующий утверждает военную доктрину России, определяет основные направления военной политики страны, назначает и освобождает от обязанностей высшее командование Вооруженных сил. Помимо этого, президент утверждает концепцию, планы строительства и развития ВС России. В августе 2022 года Владимир Путин подписал указ об увеличении штатной численности ВС, а сценарии, в которых Россия может осуществлять ядерное сдерживание, описаны в указе «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания».
Президент России Владимир Путин, министр обороны Сергей Шойгу и начальник генштаба Валерий Герасимов
Фото: Михаил Климентьев / РИА Новости
Также президент формирует и возглавляет Совет безопасности (Совбез) России, который осуществляет подготовку его решений по вопросам обеспечения защищенности общества и государства от внутренних и внешних угроз. К задачам Совбеза относится и формирование государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и контроль за ее реализацией. Совет безопасности обеспечивает условия для реализации конституционных полномочий президента по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета, независимости и целостности России.
Задачи Министерства обороны России
Министерство обороны (Минобороны) России является органом управления ВС страны. Оборонное ведомство вырабатывает и проводит государственную политику в области обороны, а также обеспечивает нормативно-правовое регулирование в области обороны. Ведомство осуществляет строительство, поддержание в необходимой готовности и организацию применения Вооруженных сил.
Возглавляющего оборонное ведомство министра назначает президент России, которому непосредственно подчиняется министр обороны. При этом в вопросах, которые относятся к ведению правительства, министр обороны подчиняется председателю правительства Российской Федерации. Главой Минобороны России является генерал армии Сергей Шойгу. Министр несет ответственность за решение задач, возложенных на оборонное ведомство и ВС России.
Заседание коллегии Минобороны России в Национальном центре управления обороной Российской Федерации
Фото: Алексей Ерешко / ТАСС
В полномочия министра обороны России входят различные задачи, включая принятие решений о формировании и расформировании частей и подразделений до полка включительно. Также он представляет в правительство государственную программу вооружения и осуществляет управление стратегическим развертыванием ВС и их применением на основании решения президента.
В состав Минобороны России входят главные командования Сухопутных войск, Воздушно-космических сил и Военно-морского флота, а также командования Ракетных войск стратегического назначения и Воздушно-десантных войск.
Какие задачи выполняет Генеральный штаб ВС России
Центральным органом военного управления Министерства обороны и основным органом оперативного управления Вооруженными силами является Генеральный штаб, который возглавляет генерал армии Валерий Герасимов. Эта структура управляет ВС, организует планирование обороны страны, мобилизационную подготовку и мобилизацию. Руководство деятельностью генштаба осуществляет министр обороны. В составе Генштаба находится:
— Главное оперативное управление;
— Главное управление;
— Главное организационно-мобилизационное управление;
— Главное управление связи;
— Национальный центр управления обороной Российской Федерации;
— Управление начальника войск радиоэлектронной борьбы;
— Военно-топографическое управление;
— Восьмое управление (возглавляет Службу защиты государственной тайны ВС России);
— Управление оперативной подготовки;
— Архивная служба.
Планированием военных операций разного уровня занимается Главное оперативное управление (ГОУ) Генштаба. Также ГОУ осуществляет оперативное управление войсками в мирное и военное время, принимает участие в определении источников внешних угроз безопасности страны и организации разработки Плана обороны Российской Федерации.
Фото: Минобороны России
В свою очередь Главное управление (ГУ) Генштаба является органом внешней разведки Минобороны и центральным органом разведки Вооруженных сил. ГУ обеспечивает президента, Федеральное собрание, правительство, министра обороны и начальника генштаба информацией, необходимой для принятия решений в различных областях.
Национальный центр управления обороной Российской Федерации
Также в подчинении Генштаба находится Национальный центр управления обороной Российской Федерации (НЦУ), созданный для обеспечения централизованного боевого управления Вооруженными силами. Помимо этого, НЦУ обеспечивает управление повседневной деятельностью Военно-воздушных сил и Военно-морского флота, а также сбор, обобщение и анализ информации по военно-политической обстановке в России и мире.
В основные задачи НЦУ входит поддержание системы централизованного боевого управления Вооруженных сил в готовности к боевому применению, контроль состояния ВС и выполнения основных задач боевого дежурства. НЦУ обеспечивает управление, координацию и контроль выполнения задач силами ВМФ, а также полетов и перелетов авиации Вооруженных сил.
НЦУ опирается на вычислительные мощности суперкомпьютера, производительность которого оценивается в 16 петафлопс. Он может хранить данные объемом 236 петабайт. По словам министра обороны Сергея Шойгу, суперкомпьютер НЦУ способен прогнозировать развитие конфликтов, основываясь на историческом опыте.
1. Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.
Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации в пределах своих полномочий издает приказы и директивы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
2. Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
3. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации, обучение личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляются на государственном языке Российской Федерации.
4. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации в военное время осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
АРМЕЙСКИЙ СБОРНИК №01 2022 Г
А. КОЛЕДИНОВ, преподаватель кафедры военно-политической работы Военного университета имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, кандидат социологических наук
Вооруженные Силы Российской Федерации: их состав и предназначение
Состав, структура и руководство Вооруженных Сил Российской Федерации
Для защиты национальных интересов любому государству необходимы вооруженные силы, способные к активным боевым действиям (как оборонительным, так и наступательным) и нанесению ущерба государству-агрессору (коалиции государств-агрессоров) при любом варианте развязывания и ведения военных действий, в условиях массированного применения боевых средств поражения, в том числе оружия массового поражения.
Понятие «вооруженные силы» впервые ввел Ф. Энгельс как общее для армии и флота, с 1858 года оно начало применяться в России. В наши дни вооруженные силы в большинстве государств состоят из различных видов и родов войск, органов военного управления, материально-технического и других видов обеспечения, а также некоторых военных организаций, типичных для каждого государства (например, в США — национальная гвардия, во Франции — жандармерия, в Китае — народная вооруженная милиция и др.).
Вооруженные силы имеют определенную систему организации и комплектования, централизованное управление, единые принципы обучения и воспитания личного состава, подготовки военных кадров, общий порядок прохождения военной службы и др. В мирное время вооруженные силы большинства государств мира содержатся в сокращенном составе, развертываясь в угрожаемый период или с началом войны путем мобилизации.
Вооруженные Силы России ведут историю со времени становления российской государственности, связанной с этим борьбой славянских народов за свою независимость, за объединение русских земель. В конце XVII — начале XVIII века в ходе военных реформ Петра I в России были созданы регулярная армия и флот.
Смена государственной власти в стране в 1917 году привела к ликвидации военной организации Российской империи. Во время Гражданской войны и военной интервенции в России 1917–1922 годов пришедшими к власти в стране большевиками для защиты завоеваний революции были созданы Рабоче-крестьянская Красная армия и Рабоче-крестьянский Красный флот. Им противостояли вооруженные силы Белого движения, потерпевшие поражение в этой войне.
Историю отечественных Вооруженных Сил продолжили Красная (с 1947 г. — Советская) армия и Военно-Морской Флот. Создававшиеся большевиками первоначально как армия нового типа на началах добровольчества, выборности командного состава, без военных чинов и званий, они со временем приобрели все необходимые военной организации государства институты и внешние воинские атрибуты, впитали предшествующий военный опыт и стали достойными продолжателями отечественной военной истории. После распада СССР (1991 г.) в соответствии с Указом Президента России от 7 мая 1992 года созданы Вооруженные Силы Российской Федерации. Они стали преемником боевой славы, опыта и лучших традиций Вооруженных Сил СССР, одержавших победу в Великой Отечественной войне. В то же время они являются наследником традиций и побед русской армии и военно-морского флота дореволюционного времени.
Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны нашей страны.
Они состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил.
Вооруженные Силы предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности российской территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Применение Вооруженных Сил для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется на условиях и в порядке, оговоренных в этих договорах и установленных законодательством.
Деятельность Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Часть состава ВС РФ может входить в объединенные вооруженные силы или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает: военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) Вооруженных Сил. Комплектование Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:
1) военнослужащими — путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации (иностранных граждан) на военную службу.
На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
К военнослужащим относятся:
— офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;
— сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
2) федеральными государственными гражданскими служащими;
3) работниками.
Единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами 1 ранга в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, утверждаются Президентом Российской Федерации.
Перечни иных воинских должностей утверждаются в порядке, определенном Министром обороны Российской Федерации, руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых предусмотрена военная служба.
Перечень воинских должностей, которые могут замещаться гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации (за исключением воинских должностей, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, воинских должностей, которые могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими), устанавливается Министром обороны Российской Федерации.
Руководит Вооруженными Силами Российской Федерации Президент Российской Федерации — Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.
В пределах своих полномочий он издает приказы и директивы Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
Управляет Вооруженными Силами Российской Федерации Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.
Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения.
Минобороны России ведет деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Центральные органы военного управления — собирательное наименование командований, штабов, управлений, департаментов, отделов, служб и других постоянных (штатных) и временно создаваемых (нештатных) органов, наделенных определенными функциями по управлению подчиненными войсками (силами) в мирное и военное время; предусмотренные штатами или временно созданные коллективы, предназначенные для выполнения определенных задач (функций) по руководству войсками (силами) в различных звеньях.
Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации является центральным органом военного управления Министерства обороны Российской Федерации и основным органом оперативного управления Вооруженными Силами. В соответствии с решениями Президента Российской Федерации — Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами и Министра обороны Российской Федерации Генеральный штаб управляет Вооруженными Силами, организует планирование обороны Российской Федерации, мобилизационную подготовку и мобилизацию в Российской Федерации в пределах полномочий Минобороны России, а также координирует деятельность других войск, воинских и специальных формирований в области обороны.
Руководит деятельностью Генерального штаба Министр обороны Российской Федерации.
Для претворения в жизнь мероприятий по подготовке страны и Вооруженных Сил к возможному военному конфликту на территории Российской Федерации создана система военно-административного деления — система границ (зон) ответственности, в пределах которых функционируют объединенные стратегические командования (военные округа).
Военно-административное деление способствует максимальному приближению военного руководства к войскам, обеспечивает удобство управления ими и повышает уровень организации подготовки Вооруженных Сил. Система военно-административного деления образует фундамент для оперативного оборудования территории страны, организации и ведения территориальной, воздушно-космической обороны и решения других оборонных задач.
С 1 января 2021 г. система военно-административного деления Российской Федерации включает в себя 4 военных округа (Западный, Южный, Центральный и Восточный) и Северный флот как отдельный округ.
Таким образом, в условиях мирного времени Вооруженные Силы обеспечивают безопасность нашей страны от внешних источников угроз, вооруженного нападения (агрессии).
Задачи, решаемые ВС РФ и другими войсками по обеспечению военной безопасности и по отражению вооруженного нападения (агрессии) на Российскую Федерацию, а также ее союзников, конкретизированы Военной доктриной Российской Федерации.
Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации
В структуру Вооруженных Сил Российской Федерации входят: Сухопутные войска (СВ), Воздушно-космические силы (ВКС), Военно-Морской Флот (ВМФ) — виды Вооруженных Сил; Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), Воздушно-десантные войска (ВДВ) — рода войск, а также войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил.
Рассмотрим подробнее виды и рода войск и их предназначение.
Сухопутные войска — наиболее многочисленный и разнообразный по вооружению и способам ведения боевых действий вид Вооруженных Сил, предназначенный для отражения агрессии противника на континентальных театрах военных действий, защиты территориальной целостности и национальных интересов РФ.
В состав Сухопутных войск включены: Главное командование Сухопутных войск, мотострелковые войска, танковые войска, ракетные войска и артиллерия, войска противовоздушной обороны, разведывательные соединения и воинские части, инженерные войска, войска радиационной, химической и биологической защиты, войска связи.
Основные задачи Сухопутных войск
В мирное время:
— поддержание боевого потенциала, совершенствование боевой и мобилизационной готовности войск к отражению агрессии локального масштаба;
— обеспечение готовности войск к осуществлению мероприятий мобилизационного и оперативного развертывания для отражения агрессии противника;
— подготовка органов управления и войск к ведению военных действий в соответствии с их предназначением;
— создание запасов вооружения, военной техники и материальных средств в объемах, обеспечивающих решение задач, стоящих перед СВ, и их содержание в готовности к боевому применению;
— участие в операциях по поддержанию (восстановлению) мира, проводимых по линии Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами РФ;
— участие в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
— участие в выполнении мероприятий по оперативному оборудованию территории страны.
В угрожаемый период:
— наращивание состава и повышение боевой и мобилизационной готовности войск;
— усиление сил и средств боевого дежурства и разведки за действиями войск противника;
— оперативное развертывание группировок войск на угрожаемых направлениях, в том числе и коалиционных, в соответствии с Договором о коллективной безопасности СНГ;
— увеличение объемов проводимой военно-сборовой подготовки граждан, пребывающих в запасе;
— участие в проведении отдельных мероприятий территориальной обороны;
— подготовка вооружения и военной техники к боевому применению, наращивание базы материально-технического обеспечения и возможностей ремонтных органов;
— прикрытие государственной границы РФ;
— подготовка первых оборонительных операций.
В военное время:
— выполнение задач по плану стратегического развертывания Вооруженных Сил РФ;
— локализация (пресечение) возможных военных конфликтов, отражение агрессии противника боеготовыми в мирное время группировками войск, а при необходимости — с отмобилизованием соединений и воинских частей;
— проведение совместно с другими видами и родами войск ВС РФ (при участии вооруженных сил стран-участниц СНГ, подписавших Договор о коллективной безопасности) оборонительных и контрнаступательных операций по разгрому агрессора;
— участие в отражении воздушно-космического нападения противника, проведении воздушно-десантных, морских десантных и других совместных операций видов ВС;
— участие в ведении территориальной обороны (охрана и оборона важных военных, государственных объектов и объектов на коммуникациях; борьба с диверсионно-разведывательными и террористическими силами и десантами противника; обеспечение установления и поддержания режима военного положения).
Мотострелковые войска — самый многочисленный род войск, составляющий основу Сухопутных войск и ядро их боевых порядков. Вместе с танковыми войсками выполняют следующие основные задачи:
— в обороне — по удержанию занимаемых районов, рубежей и позиций, отражению ударов противника и нанесению поражения его наступающим группировкам;
— в наступлении (контрнаступлении) — по прорыву обороны противника, разгрому группировок его войск, захвату важных районов, рубежей и объектов, форсированию водных преград, преследованию отходящего противника;
— ведут встречные сражения и бои, действуют в составе морских и тактических воздушных десантов.
Танковые войска — главная ударная сила Сухопутных войск. Применяются преимущественно совместно с мотострелковыми войсками на главных направлениях и выполняют следующие основные задачи:
— в обороне — по непосредственной поддержке мотострелковых войск при отражении наступления противника и нанесению контратак и контрударов;
— в наступлении — по нанесению мощных рассекающих ударов на большую глубину, развитию успеха, разгрому противника во встречных боях и сражениях.
Ракетные войска и артиллерия (РВ и А) — род Сухопутных войск, основное средство огневого и ядерного поражения противника в ходе ведения общевойсковых операций (боевых действий).
Войска противовоздушной обороны (ПВО СВ) — род Сухопутных войск, предназначенный для прикрытия войск и объектов от действий средств воздушного нападения противника при ведении общевойсковыми объединениями и соединениями операций (боевых действий), совершении перегруппировок (марша) и расположении на месте.
Разведывательные соединения и воинские части относятся к специальным войскам Сухопутных войск и подготовлены для выполнения широкого спектра задач в целях обеспечения командующих (командиров) и штабов информацией о противнике, состоянии местности и погоды для принятия наиболее рациональных решений на операцию (бой) и недопущения внезапности действий противника.
Инженерные войска — специальные войска, необходимые для выполнения наиболее сложных задач инженерного обеспечения общевойсковых операций (боевых действий), требующих специальной подготовки личного состава и использования средств инженерного вооружения, а также для нанесения потерь противнику путем применения инженерных боеприпасов.
Войска радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) — специальные войска, привлекаемые для проведения комплекса наиболее сложных мероприятий, направленных на снижение потерь объединений и соединений Сухопутных войск и обеспечение выполнения поставленных им боевых задач при действиях в условиях радиоактивного, химического и биологического заражения, а также на повышение их живучести и защиты от высокоточного и других видов оружия.
Войска связи — специальные войска, которые применяют для развертывания системы связи и обеспечения управления объединениями, соединениями и подразделениями Сухопутных войск в мирное и военное время. На них возлагаются также задачи по эксплуатации систем и средств автоматизации на пунктах управления.
1 августа 2015 в России был создан новый вид Вооруженных Сил — Воздушно-космические силы (ВКС). ВКС ведут разведку воздушно-космической обстановки, вскрывают начало воздушного и ракетного воздушно-космического нападения и оповещают о нем органы государственного и военного управления, отражают агрессию в воздушно-космической сфере и защищают от ударов из космоса и с воздуха пункты управления высших звеньев государственного и военного управления, административно-политические центры, промышленно-экономические районы, важные объекты страны и группировки войск. Также ВКС поражают критически важные объекты и войска противника с применением обычных и ядерных средств поражения, осуществляют авиационную поддержку и обеспечение боевых действий всех видов и родов войск ВС, обеспечивают запуски космических аппаратов (пусков МБР) и управление ими в орбитальном полете.
Воздушно-космические силы включают в себя: — Главное командование Воздушно-космических сил и рода войск: Военно-воздушные силы, Войска противовоздушной и противоракетной обороны, Космические войска;
— специальные войска (воинские части и подразделения: радиоэлектронной борьбы; связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления; инженерные, метеорологические); воинские части (подразделения) технического, тылового обеспечения и охраны органов военного управления;
— военно-учебные заведения и научно-исследовательские организации.
Военно-воздушные силы предназначены для:
— отражения агрессии в воздушной сфере и защиты от ударов с воздуха пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны и группировок войск (сил);
— поражения объектов и войск противника с применением как обычных, так и ядерных средств поражения;
— авиационного обеспечения боевых действий войск (сил) других видов и родов войск.
ВВС включают в себя: авиацию, зенитные ракетные и радиотехнические войска, а также специальные войска (разведывательные, связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления, радиоэлектронной борьбы, инженерные, РХБЗ, метеорологические и т.д.), части, подразделения охраны органов военного управления, медицинские и другие организации.
По своему предназначению и решаемым задачам авиация ВВС подразделяется на дальнюю, фронтовую, военно-транспортную и армейскую авиацию, которые, в свою очередь, могут иметь в составе бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию.
Войска противовоздушной и противоракетной обороны решают широкий спектр задач. К основным из них относятся:
— отражение агрессии в воздушно-космической сфере и защита от ударов средств воздушно-космического нападения противника пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, группировок войск (сил), административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны;
— поражение головных частей баллистических ракет вероятного противника, атакующих важные государственные объекты.
Космические войска предназначены для:
— наблюдения за космическими объектами и выявления угроз России в космосе и из космоса, а при необходимости — парирования таких угроз;
— запусков космических аппаратов на орбиты, управления спутниковыми системами военного и двойного (военного и гражданского) назначений в полете и применения отдельных из них в интересах обеспечения войск (сил) Российской Федерации необходимой информацией;
— поддержания в установленном составе и готовности к применению спутниковых систем военного и двойного назначения, средств их запуска и управления и ряда других задач.
Военно-Морской Флот (ВМФ) защищает интересы России на морских и океанских театрах войны. ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в море и базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать Сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.
В состав Военно-Морского Флота входят: Главное командование Военно-Морского Флота, береговые войска, надводные силы, подводные силы, морская авиация, объединение флота.
На ВМФ возложены следующие задачи:
— сдерживание от применения военной силы или угрозы ее применения в отношении РФ;
— защита военными методами суверенитета РФ, распространяющегося за пределы ее сухопутной территории на внутренние морские воды и территориальное море, суверенных прав в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а также свободы открытого моря;
— создание и поддержание условий для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности РФ в Мировом океане;
— обеспечение военно-морского присутствия РФ в Мировом океане, демонстрация флага и военной силы, визиты кораблей и судов ВМФ;
— обеспечение участия в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам РФ.
Береговые войска (БВ) — род сил Военно-Морского Флота, который прикрывает силы флотов, войск, население и объекты на морском побережье от воздействия надводных кораблей противника; обороняет военно-морские базы и другие важные объекты флотов с суши, в том числе от морских и воздушных десантов; высаживается и действует в морских, воздушно-морских десантах; содействует сухопутным войскам в противодесантной обороне десантоопасных районов морского побережья; уничтожает надводные корабли, катера и десантно-транспортные средства в зоне досягаемости оружия.
Береговые войска включают 2 рода войск: береговые ракетно-артиллерийские войска и морскую пехоту.
Надводные силы — род сил Военно-Морского Флота. В организационно-штатном отношении входят в состав объединений и соединений кораблей (флотилия, эскадра, дивизия, бригада и др.). Надводные боевые корабли ВМФ России делятся на классы: авианесущие, ракетные корабли (ракетный крейсер, ракетный катер и др.), противолодочные корабли (противолодочный крейсер, сторожевой корабль и др.), артиллерийско-торпедные корабли (крейсер, эскадренный миноносец, артиллерийский катер и др.), противоминные корабли (морской тральщик и др.), десантные корабли и др.
Подводные силы — род сил Военно-Морского Флота, включающий атомные ракетные подводные лодки стратегического назначения, атомные многоцелевые подводные лодки и дизель-электрические (неатомные) подводные лодки.
Основные задачи подводных сил: поражение важных наземных объектов противника; поиск и уничтожение подводных лодок, авианосцев и других надводных кораблей противника, его десантных отрядов, конвоев, одиночных транспортов (судов) в море; разведка, обеспечение наведения своих ударных сил и выдача им целеуказания; уничтожение морских нефтегазовых комплексов, высадка разведывательных групп (отрядов) специального назначения на побережье противника; постановка мин и другие.
Морская авиация — род сил Военно-Морского Флота. Она служит для поиска и уничтожения боевых сил флота противника, десантных отрядов, конвоев и одиночных кораблей (судов) в море и на базах; прикрытия группировок кораблей и объектов флота от ударов противника с воздуха; уничтожения самолетов, вертолетов и крылатых ракет; ведения воздушной разведки; наведения на корабельные силы противника своих ударных сил и выдачи им целеуказания. Привлекается также к минным постановкам, противоминным действиям, радиоэлектронной борьбе, воздушным перевозкам и десантированию, поисково-спасательным работам на море. Основу морской авиации составляют самолеты (вертолеты) различного назначения. Поставленные задачи выполняет самостоятельно и во взаимодействии с другими родами сил флота, а также с соединениями (частями) других видов Вооруженных Сил.
Оперативно-стратегические объединения Военно-Морского Флота: Северный, Тихоокеанский, Балтийский и Черноморский флоты, а также Каспийская флотилия выступают в роли силовой основы решения задач национальной морской политики на соответствующих региональных направлениях.
Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) — род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главный компонент ее стратегических ядерных сил (СЯС).
Ключевое предназначение РВСН — ядерное сдерживание возможной агрессии и поражение в составе СЯС или самостоятельно массированными, групповыми или одиночными ракетно-ядерными ударами стратегических объектов, находящихся на одном или нескольких стратегических воздушно-космических направлениях и составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника.
В состав Ракетных войск стратегического назначения входят Командование РВСН, ракетные армии, ракетные соединения, учебные центры и школы техников, высшие военно-учебные заведения.
Воздушно-десантные войска (ВДВ) — род войск Вооруженных Сил, предназначенный для охвата противника по воздуху и выполнения задач в его тылу по нарушению управления войсками, захвату и уничтожению наземных элементов высокоточного оружия, срыву выдвижения и развертывания резервов, нарушению работы тыла и коммуникаций, а также по прикрытию (обороне) отдельных направлений, районов, открытых флангов, блокированию и уничтожению высаженных воздушных десантов, прорвавшихся группировок противника и выполнения других задач.
В состав Воздушно-десантных войск входят: Командование Воздушно-десантных войск, воздушно-десантные и десантно-штурмовые дивизии, десантно-штурмовые бригады, образовательные учреждения, воинская часть специального назначения, воинские части обеспечения.
Таким образом, ключевая миссия Вооруженных Сил России — отражение агрессии, направленной против нашей страны, вооруженная защита целостности и неприкосновенности российской территории, выполнение задач в соответствии с российскими законами и международными договорами.
Обладание мощными Вооруженными Силами, оснащенными современными средствами вооруженной борьбы, принципиально важно для нашей страны на фоне усиливающейся нестабильности, ухудшения экономической ситуации в мире, роста радикальных и экстремистских настроений и т.д., что может спровоцировать возникновение новых вооруженных конфликтов.
Методические рекомендации
В начале занятия полезно провести краткую ретроспективу, посвященную истории зарождения института вооруженных сил в мире и конкретно в нашей стране. Целесообразно напомнить слушателям основные этапы становления и развития отечественной армии и флота, подчеркнув, что обладание мощными вооруженными силами традиционно считалось важным атрибутом любого развитого, сильного государства.
Далее необходимо рассказать, что представляют собой современные Вооруженные Силы России, поведать о принципах их комплектования, организации и управления, о системе военно-административного устройства.
Во втором учебном вопросе желательно вначале схематично раскрыть общую структуру Вооруженных Сил, а потом углубленно — историю, структуру, предназначение, перечень основных решаемых задач, перспективы развития того вида или рода войск, где служат присутствующие на занятии слушатели.
Устный рассказ при возможности стоит сопровождать показом слайдов или видеороликов, наглядно раскрывающих потенциал конкретного вида (рода) войск, например, видеозаписей учений, применения находящихся на вооружении средств огневого поражения, испытательных пусков ракет и т.д.
В заключение необходимо подчеркнуть, что после ряда серьезных преобразований в последние годы Вооруженные Силы России укрепили статус как одной из ведущих армий мира, и их движение вперед в этом направлении продолжается.
ЛИТЕРАТУРА:
- Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ.
- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ.
- Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ.
- Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 г. № Пр-2976)
- Организационно-методические указания по военно-политической работе на учебный 2020–2021 год. М.: ГВПУ.
- Основы военно-политической работы: учебник. — М.: ВУ, 2020.
- Учебное пособие по военно-политической подготовке. — М.: ГВПУ, 2021.
- Раздел «Структура Вооруженных Сил» официального сайта Минобороны России [Электронный ресурс]. URL: https://structure.mil.ru/structure/forces/type.htm (дата обращения: 10.12.2021).
Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации
Военные силы нашей страны включают в себя Вооруженные Силы, которые являются основой военной мощи государства. Кроме этого, в состав военных сил входят иные войска, формирования и органы военной направленности. Они призваны выполнять боевые задачи, сохранять безопасность нашей страны. Каждая военная сила управляется специально созданными органами.
Ключевой задачей страны является сохранение ее военной безопасности. Такая задача стоит и перед Российской Федерацией. Для достижения этих задач разрабатывается военная структура государства.
Вооруженные Силы России включают в свой состав:
- Органы управления.
- Объединения.
- Соединения.
- Воинские части и организации.
Все эти составляющие включаются в различные виды и рода войск, относятся к тылу либо к войскам, которые не входят в рода и виды войск.
Военные подразделения состоят из личного состава. Это лица, проходящие военную службу и гражданский персонал.
Вооруженные Силы подразделяются на следующие виды войск:
- Сухопутные.
- Военно-воздушные.
- Военно-морские.
Выделяют также рода войск:
- Ракетные стратегического назначения.
- Воздушно-десантные.
- Воздушно-космической обороны.
Отдельно выделяется Тыл и специальные войска.
Сухопутные войска. В перечень их задач включаются: защита государственной границы, ведение боя с вторгнувшимися на территорию страны войсками, сохранение имеющейся территории, разгром военных сил противника, захват территории врага. Войска оснащены различной техникой и оружием.
Сухопутные войска состоят из:
- Органов управления.
- Мотострелковых войск.
- Танковых войск.
- Ракетных войск.
- Артиллерии.
- Войск противовоздушной обороны.
- Специальных войск.
- Воинских частей.
- Учреждений тыла.
- Других воинских частей, предприятий и организаций.
Военно-воздушные силы. Предназначены для решения целого перечня особо важных задач:
- Защита органов управления.
- Обеспечение безопасности ядерного потенциала.
- Прикрытие войск.
- Защита ценных промышленных, административных центров и районов страны от разведывательной деятельности противника, и авиационных ударов.
- Помощь военным формированиям в быстром передвижении и в выполнении боевых задач.
- Проведение разведывательных операций.
- Выполнение особо важных задач.
Военно-морской флот. В его задачи входит защита морских границ страны от захватчиков.
Флот включает в себя системы управления, обеспечения, базирования. Такая структура позволяет рационально управлять всем военным формированием, а также своевременно обеспечивать флот всем необходимым.
Ракетные войска стратегического назначения. Представляют собой отдельный род войск. Они создаются для сдерживания ядерного удара противника. А в случае необходимости могут поразить стратегически важные объекты противника.
Войска воздушно-космической обороны. Это новый род войск. Основная задача – защита воздушно-космического пространства страны. К данному роду войск относятся все военные формирования, имеющие возможность вести борьбу с противником в космическом пространстве.
Воздушно-десантные войска. Данный род войск имеет высокую скорость передвижения. В их задачу входит захват врага с воздуха, а также проникновение в его тыл.
ВДВ могут действовать как отдельно, так и совместно с Сухопутными войсками. Они способны выполнять задачи как в небольших, так и в крупных военных конфликтах.
Специальные войска создаются для того, чтобы обеспечивать боеспособность войск и помогать им в решении возникающих задач.
Во главе всех Вооруженных сил стоит Президент. Он на основании Конституции является Верховным Главнокомандующим.
В случае возникновения агрессии со стороны другого государства или ее угрозы Президент может вводить в стране военное положение. Приказы и директивы, которые он издает, должны в обязательном порядке исполняться всеми военными формированиями.
Управляет всеми войсками Министр обороны. Руководящим органом является Министерство обороны.
Вооруженные Силы рф, другие войска и воинские формирования, привлекаемые к обороне
4.
В целях обороны создаются Вооруженные
Силы Российской Федерации,
5. К обороне
привлекаются Пограничные войска ФСБ
Российской Федерации, внутренние войска
Министерства внутренних дел Российской
Федерации, Железнодорожные войска
Российской Федерации, войска Гражданской
обороны (далее — другие войска).
-
Для
выполнения отдельных задач в области
обороны привлекаются инженерно-технические
и дорожно-строительные воинские
формирования при федеральных органах
исполнительной власти (далее — воинские
формирования), Служба внешней разведки
Российской Федерации, органы
Федеральной службы безопасности,
органы пограничной службы ФСБ Российской
Федерации, федеральные органы
Государственной охраны, федеральный
орган обеспечения мобилизационной
подготовки органов государственной
власти Российской Федерации (далее —
органы), а также создаваемые на военное
время специальные формирования. -
Вооруженные Силы
Российской Федерации, другие войска,
воинские формирования и органы
выполняют задачи в области обороны в
соответствии с Планом применения
Вооруженных Сил Российской Федерации. -
Другие войска,
воинские формирования и органы
привлекаются к совместной с Вооруженными
Силами Российской Федерации оперативной
и мобилизационной подготовке в целях
подготовки к выполнению задач по
защите Российской Федерации от
вооруженного нападения.
(ФЗ РФ «Об
обороне». Ст. 1)
43
Общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации
Вооруженные Силы
Российской Федерации состоят из
центральных органов военного управления,
объединений, соединений, воинских
частей и организаций, которые входят
в виды и рода войск Вооруженных Сил
Российской Федерации, в Тыл Вооруженных
Сил Российской Федерации и в войска,
не входящие в виды и рода войск Вооруженных
Сил Российской Федерации
(ФЗ РФ «Об
обороне». Ст. 11)
Комплектование
Вооруженных Сил Российской Федерации
личным составом
1..
Личный состав Вооруженных Сил Российской
Федерации включает военнослужащих
и лиц гражданского персонала Вооруженных
Сил Российской Федерации..
2 Комплектование
Вооруженных Сил Российской Федерации
осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации:
-
военнослужащими
— путем призыва граждан Российской
Федерации на военную службу по
экстерриториальному принципу и путем
добровольного поступления граждан
Российской Федерации на военную службу; -
гражданским
персоналом — путем добровольного
поступления на работу.
-
Штатная численность
гражданского персонала Вооруженных
Сил Российской Федерации устанавливается
Правительством Российской Федерации,
а перечень воинских должностей,
замещаемых гражданским персоналом, —
министром обороны Российской Федерации. -
Для мобилизационного
развертывания Вооруженных Сил Российской
Федерации создается запас военнообученных
людских ресурсов.
44
Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации
Президент
Российской Федерации является Верховным
Главнокомандующим Вооруженными
Силами Российской Федерации.
В случае агрессии
против Российской Федерации или
непосредственной угрозы агрессии
Президент Российской Федерации вводит
на территории Российской Федерации или
в отдельных ее местностях военное
положение с незамедлительным сообщением
об этом
Совету Федерации и Государственной
Думе
Режим военного
положения определяется федеральными
конституционным законом.
(Конституция
Российской Федерации. Ст. 87)
1. Руководство
Вооруженными Силами Российской Федерации
осуществляет Президент Российской
Федерации — Верховный Главнокомандующий
Вооруженными Силами Российской Федерации.
Верховный
Главнокомандующий Вооруженными Силами
Российской Федерации в пределах
своих полномочий издает приказы и
директивы Верховного Главнокомандующего
Вооруженными Силами Российской Федерации,
обязательные для исполнения Вооруженными
Силами Российской Федерации, другими
войсками, воинскими формированиями
и органами,
2.
Управление Вооруженными Силами Российской
Федерации осуществляет
министр обороны Российской Федерации
через Министерство обороны Российской
Федерации и Генеральный штаб Вооруженных
Сил Российской Федерации, являющийся
основным органом оперативного
управления Вооруженными Силами Российской
Федерации.
3. Руководство и
управление Вооруженными Силами Российской
Федерации, обучение личного состава
Вооруженных Сил Российской Федерации
осуществляются на государственном
языке Российской Федерации
4.
Руководство и управление Вооруженными
Силами Российской Федерации
в военное время осуществляются в
соответствии с федеральным законом.
(ФЗ РФ «Об обороне»
Ст. 13)
45
Функции Министерства
обороны. Положение о Министерстве
обороны Российской Федерации (утв.
Указом Президента РФ от 11 ноября 1998г.
№1357, с изменениями от 25 марта, 1 декабря
2000г.)
Функциями
Министерства обороны являются:
1)
участие
в разработке предложений по вопросам
формирования военной
политики
государства и организации ее реализации,
по военной доктрине Российской Федерации,
а также подготовка предложений Президенту
РФ по
вопросам обороны для его
ежегодных посланий Федеральному Собранию
РФ;
-
руководство
разработкой концепции строительства
Вооруженных Сил, координация в целях
обороны разработки концепций строительства
и развития других войск, воинских
формирований и органов; -
всестороннее
обеспечение боевой и мобилизационной
готовности Вооруженных Сил для
решения совместно с другими войсками,
воинскими формированиями и органами
задач по предотвращению и отражению
агрессии, направленной прошв РФ, для
вооруженной защиты целостности и
неприкосновенности территории РФ,
а также для выполнения задач в соответствии
с международными договорами РФ; -
сохранение
и совершенствование мобилизационной
базы Вооруженных Сил,
обеспечивающей совместно с другими
войсками, воинскими формированиями
и органами перевод Вооруженных Сил на
организацию и состав военного
времени, их стратегическое развертывание
и решение задач по отражению агрессии; -
контроль состояния
Вооруженных Сил, его изменения, включая
ресур-сообеспеченностъ, удельные
расходы на боевую подготовку, текущее
и перспективное оснащение вооружением
и военной техникой, продовольственное
и вещевое обеспечение в расчете на
одного военнослужащего, а также размер
денежного довольствия военнослужащих; -
участие в разработке
проектов долгосрочных государственных
программ и годовых планов работ в
интересах обороны, разработка федеральной
государственной программы вооружения
и развития оборонного промышленного
комплекса, а также предложений по
формированию государственного оборонного
заказа; -
разработка
предложений по расходам на оборону,
предусматриваемым в проектах федерального
бюджета на соответствующие годы, и
представление их в Правительство РФ,
а также координация и финансирование
работ, выполняемых в цепях обороны, и
осуществление контроля за выполнением
этих работ; -
разработка
предложений по порядку расходования
выделенных Министерству
обороны средств и представление этих
предложений в Правительство РФ; -
организация
научных исследований в целях обороны,
заказ и финансирование на договорной
основе научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ в
области обороны;
46
-
организация
технического, тылового, медицинского
и финансового обеспечения Вооруженных
Сил; -
организация и
обеспечение в пределах своей компетенции
создания и функционирования рациональных
сопряженных (единых, общих, объединенных)
систем технического, тылового и
медицинского обеспечения Вооруженных
Сил, других войск, воинских формирований
и органов, заказов ими вооружения и
военной техники на основе целесообразного
объединения и принятия при необходимости
их полномочий с учетом специфики
структуры, состава и решаемых задач; -
заказ и финансирование
производства, закупки и ремонта
вооружения и военной техники, закупки
продовольствия, вещевого и другого
имущества, материальных и иных
ресурсов для Вооруженных Сил, а тюке в
установленном порядке для других войск,
воинских формирований и органов в
пределах выделенных на эти цели
средств; -
координация
заказов на разработку и закупку
вооружения и военной техники общего
применения для других войск, воинских
формирований и органов в целях
унификации вооружения и военной техники,
а также утверждение 1актико-1ехнических
требований к образцам вооружения и
военной техники, основных положений
научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ’ военного
назначения, разрешенных для экспорта; -
организация
государственного заказа ядерных
вооружений и государственного
надзора за ядерной и радиационной
безопасностью при разработке,
изготовлении, испытании, эксплуатации,
хранении и утилизации ядерного оружия
и ядерных энергетических установок
военного назначения в пределах своей
компетенции;
-
обеспечение в
Вооруженных Силах учета, хранения и
расходования материальных ресурсов и
финансовых средств в соответствии с
установленными порядком и нормами; -
организация в
Вооруженных Силах работ по сертификации,
стандартизации, метрологии, а также
организация изобретательства и
рационализаторства; -
разработка и
координация проведения в Российской
Федерации единой военно-технической
политики по вопросам создания и
совершенствования вооружения и
военной техники, защит интеллектуальной
собственности, создаваемой при
выполнении государственного оборонного
заказа; -
организация
эксплуатации, модернизации и ремонта
вооружения, военной техники и
имущества в Вооруженных Силах; -
реализация
высвобождаемых из наличия Вооруженных
Сил вооружения и военной техники,
запасных частей и комплектующих изделий
к ним, а также боеприпасов через
государственных посредников по экспорту
(импорту) продукции военного
назначения;
-
обеспечение
разведывательной деятельности в
интересах обороны и безопасности
Российской Федерации; -
осуществление
расквартирования войск (сил), а также
организация строительства и эксплуатации
объектов военной инфраструктуры в
Вооруженных Силах; -
обеспечение защиты
государственной границы Российской
Федерации в воздушном пространстве и
подводной среде;
47
23) организация
и обеспечение выполнения воинских
перевозок
железнодорожным,
морским, речным и воздушным транспортом
Вооруженных
Сил,
а также в установленном порядке других
войск, воинских формирований и
органов;
24) осуществление
в соответствии с федеральным законом
в качестве специально
уполномоченного органа в области
обороны:
полного
государственного регулирования
использования воздушного пространства
Российской Федерации;
государственного
контроля за деятельностью авиационного
персонала государственной
авиации;
контроля
поисково-спасательного обеспечения
полетов;
расследования,
классификации и учета авиационных
происшествий и инцидентов
в государственной авиации;
-
организация
прохождения военной службы военнослужащими,
а также работы
(службы) гражданского персонала в
Вооруженных Силах; -
организация
функционирования и оптимизация системы
подготовки военных
кадров для Вооруженных Сил, других
войск, воинских формирований и органов,
осуществление подготовки, подбора,
расстановки и воспитания кадров в
Вооруженных
Силах; -
участие
в разработке государственных стандартов
в области обязательной
подготовки граждан к военной службе; -
организация
морально-психологического обеспечения
войск (сил) и военно-патриотического
воспитания военнослужащих; -
проведение
совместно с федеральными министерствами,
иными федеральными
органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного
самоуправления работы по
подготовке граждан к военной службе; -
финансирование
и обеспечение учебно-материальной
базой на договорной
основе организаций и общественных
объединений, осуществляющих подготовку
граждан по военно-учетным специальностям; -
реализация
мер правовой и социальной защиты
военнослужащих, лиц гражданского
персонала Вооруженных Сил, граждан,
уволенных с военной службы,
и членов их семей; -
разработка
и осуществление комплекса профилактических,
лечебных, санаторно-курортных,
оздоровительных и реабилитационных
мероприятий, направленных
на охрану и укрепление здоровья
военнослужащих, лиц гражданского
персонала Вооруженных Сил, пенсионеров
Министерства обороны, членов их семей,
организация деятельности медицинских,
санаторно-курортных и оздоровительных
учреждений, предприятий торговли и
общественного питания Министерства
обороны; -
осуществление
экологического обеспечения Вооруженных
Сил в целях сохранения
и восстановления в ходе повседневной
деятельности и боевой подготовки
войск (сил) окружающей природной среды,
а также снижения воздействия экологически
неблагоприятных факторов на личный
состав и объекты военной инфраструктуры; -
осуществление
сотрудничества с военными ведомствами
иностранных государств,
заключение в установленном порядке
соглашений с соответствующими
ведомствами государств — участников
Содружества Независимых Государств
и иных иностранных государств;
48
-
участие в
осуществлении военного и военно-технического
сотрудничества с иностранными
государствами и международными
организациями; -
участие
в переговорах по проблемам безопасности,
сокращения (ограничения) вооружений
и вооруженных сил, а также по другим
военным вопросам;
-
организация
выполнения в Вооруженных Силах и
выполнение в пределах своей компетенции
международных договоров Российской
Федерации,
а также участие в наблюдении за их
выполнением другими государствами
— участниками этих договоров; -
оказание
в установленном порядке иностранным
государствам услуг по
подготовке национальных военных кадров
и технического персонала;
-
обобщение практики
применения федеральных конституционных
законов, федеральных законов и иных
нормативных правовых актов Российской
Федерации в области обороны, подготовка
предложений по совершенствованию
федеральных конституционных законов,
федеральных законов, указов и
распоряжений Президента Российской
Федерации, постановлений и распоряжений
Правительства Российской Федерации
по вопросам обороны и внесение их в
установленном порядке; -
организация работы
по созданию и ведению баз данных в
области обороны, в том числе правовой
информации, участие в разработке и
реализации программ правовой
информатизации; -
осуществление
нормативного правового регулирования
организации деятельности
Министерства обороны, организация
правовой работы в Вооруженных
Силах; -
направление в
федеральные министерства, иные
федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и
организации запросов и получение 01 них
в установленном порядке информации
и материалов, необходимых для решения
вопросов, отнесенных к обеспечению
обороны страны; -
реализация мер,
направленных на повышение авторитета
и престижа военной’ службы, на
сохранение и приумножение патриотических
традиций, осуществление издательской
деятельности, подготовка теле- и
радиопрограмм;
Министерство
обороны осуществляет также иные функции,
предусмотренные
федеральными конституционными законами,
федеральными законами
и другими нормативными правовыми актами
Российской Федерации
-
участвует в
реализации государственной политики
в области военно-технического
сотрудничества и осуществляет управление
в этой области; -
осуществляет
координацию деятельности Комитета
Российской Федерации
по военно-техническому сотрудничеству
с иностранными государствами по
вопросам, отнесенным к ведению Комитета.
49
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Урок № 12
План-конспект
урока для 10 класса
Урок ОБЖ
МБОУ « Петровская школа №1»
Учитель ОБЖ и физической культуры
Ильичев Михаил Юрьевич
Дата: 12 ноября
2020 год
Тема:
Состав
Вооружённых Сил РФ. Руководство и управление Вооружёнными Силами РФ.
Цели урока:
Образовательная – изучить общую структуру Вооруженных
Сил Российской Федерации. Руководство и управление
Вооружёнными Силами РФ.
Развивающая — сформировать у обучаемых представление о составе и предназначении
видов, родов Вооруженных Сил Российской Федерации.
Воспитательная — воспитание чувства патриотизма, национальной гордости на основе
знакомства с историческими вехами становления и деятельности Вооруженных Сил.
Тип урока: Комбинированный.
Лекция в сочетании с объяснением, обсуждением и
демонстрацией наглядных пособий.
Учебно-наглядный комплекс:
1)
Плакат «Организационная структура Вооруженных
Сил Российской Федерации».
2)
Схемы, иллюстрирующие организацию видов ВС РФ.
3)
Мультимедийная система для статической проекции слайдов,
рисунков и схем по теме урока.
4)
Презентация в Microsoft PowerPoint.
5)
Учебник ОБЖ 10 класс.
ХОД УРОКА
I. Вступительная часть
* Организационный момент
*
Контроль знаний учащихся:
— Как называется
Федеральный закон, который определил дни воинской славы России?
— Какие основные
формы деятельности предусмотрены для увековечивания памяти российских воинов?
— Какое значение
имеет знание истории подвигов российского народа при защите своего Отечества?
— Какие формы
увековечивания памяти русских воинов считаются основными?
II. Основная
часть
Просмотр видеоролика (2.12 мин.) https://www.youtube.com/watch?v=xP08wOQHfqk – учащиеся самостоятельно
называют тему и цели занятия.
Военная организация
нашего государства включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации,
составляющие ее ядро, и другие войска, воинские формирования и органы,
предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а
также органы управления ими.
Обеспечение
военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением
деятельности государства. Целям обеспечения военной безопасности Российской
Федерации служит военная организация государства.
Вооруженные Силы РФ – это
вооруженная организация государства, одно из важнейших орудий политической
власти.
Структура вооружённых сил Российской Федерации:
Вооруженные Силы
Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления,
объединений (военных округов, флотов, армий, флотилий, корпусов), соединений
(дивизий, бригад), воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода
войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил и в войска,
не входящие в виды и рода войск.
Личный состав Вооруженных Сил России
включает в себя военнослужащих и лиц гражданского персонала.
В настоящее время
Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из трех видов войск: Сухопутных
войск, Военно-Воздушных Сил, Военно-Морского Флота — и трех родов войск:
Ракетных войск стратегического назначения, Воздушно-десантных войск,
Космических войск, а также Тыла Вооруженных Сил и специальных
войск.
Сухопутные
войска — вид
Вооруженных Сил Российской Федерации, предназначенный для прикрытия
государственной границы, отражения ударов агрессора, удержания занимаемой
территории, разгрома группировок войск и овладения территорией противника.
Оснащенные различными видами военной техники и оружия, они включают в себя
органы военного управления, мотострелковые, танковые войска, ракетные войска и
артиллерию, войска противовоздушной обороны (ПВО), являющиеся родами войск, а
также специальные войска, воинские части и учреждения тыла, другие воинские
части, учреждения, предприятия и организации.
Военно-Воздушные
Силы — вид
Вооруженных Сил, предназначенный для защиты органов высшего государственного и
военного управления, стратегических ядерных сил, группировок войск, важных
административно промышленных центров и районов страны от разведки и ударов с
воздуха, для завоевания господства в воздухе, огневого и ядерного поражения
противника с воздуха, повышения мобильности и обеспечения действий
формирований видов Вооруженных Сил, ведения комплексной разведки и выполнения
специальных задач.
Военно-Морской
Флот России (ВМФ России) — вид Вооруженных Сил, предназначенный для обеспечения
военной безопасности государства с океанских (морских) направлений, защиты
стратегических интересов Российской Федерации в океанских, морских районах
(зонах). Для управления и всестороннего обеспечения боевой и повседневной
деятельности сил флот имеет системы управления, базирования и обеспечения. Флот
возглавляется командующим.
Ракетные
войска стратегического назначения — самостоятельный род войск, предназначенный для
реализации мер ядерного сдерживания и поражения стратегических объектов,
составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника.
Космические
войска — это
принципиально новый самостоятельный род войск, который предназначен для
вскрытия начала ракетного нападения на Российскую Федерацию и ее союзников;
борьбы с баллистическими ракетами противника, атакующими обороняемый район;
поддержания в установленном составе орбитальных группировок космических
аппаратов военного и двойного назначения и обеспечения применения космических
аппаратов по целевому назначению; контроля космического пространства;
обеспечения выполнения Федеральной космической программы России, программ
международного сотрудничества и коммерческих космических программ.
Воздушно-десантные
войска —
высокомобильный самостоятельный род войск, предназначенный для охвата
противника по воздуху и выполнения задач в его тылу.
Воздушно-десантные войска способны
самостоятельно или в составе группировок Сухопутных войск решать оперативные и
тактические боевые задачи как в крупномасштабной войне, так и в локальных
конфликтах.
Специальные
войска
предназначены для обеспечения боевой деятельности видов и родов войск
Вооруженных Сил Российской Федерации и решения присущих им задач.
Руководство
Вооруженными Силами осуществляет Президент Российской Федерации, который в соответствии с
Конституцией является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами
Российской Федерации.
Президенту
Российской Федерации предоставлено право в случае агрессии или непосредственной
угрозы агрессии вводить на территории страны военное положение. Президент как
Верховный главнокомандующий в пределах своих полномочий может издавать приказы
и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской
Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
Управление
Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны через
Министерство обороны.
Выводы:
1) Вооруженные Силы Российской
Федерации составляют ядро военной организации государства.
2) Свои задачи Вооруженные Силы
Российской Федерации выполняют в определенной организационной структуре,
включающей виды и рода войск.
3) Вооруженные Силы Российской
Федерации, оснащенные современным вооружением и военной техникой, способны
создать в случае войны мощную оборону на суше, в воздухе и на море.
4) Президент Российской
Федерации является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской
Федерации.
III.
Закрепление материала:
—
Дать определение Вооруженных Сил.
—
Назовите состав и предназначение Вооруженных Сил.
—
Дайте определение Сухопутных войск и назовите их состав.
—
Какие задачи возлагаются на ВВС?
—
Для каких целей существует Тыл Вооруженных Сил?
— Какое основное
предназначение ВС РФ?
— Каков состав современных ВС
РФ?
IV. Итог
урока.
V.
Домашнее задание: § 39 читать.
Задание: 1. Подготовить сообщение на тему: «Значение
видов и родов ВС РФ для обеспечения военной безопасности страны».
Задание: 2. Подготовить сообщение на тему: «Роль
специальных войск в обеспечении боевой деятельности видов и родов ВС РФ».
Приложение 1
Дополнительные материалы о военных округах:
Военный округ
Вооруженных Сил Российской Федерации является основной военно-административной
единицей РФ, общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным
объединением ВС РФ и предназначен для осуществления мер по подготовке к
вооруженной защите и для вооруженной защиты РФ, целостности и
неприкосновенности ее территории в установленных границах ответственности.
В
военно-административном отношении территория России разделена на шесть военных
округов: Ленинградский, Московский, Северо-Кавказский, Приволжско-Уральский,
Сибирский и Дальневосточный.
В состав каждого
военного округа входят находящиеся на его территории органы военного
управления, объединения, соединения, воинские части, организации ВС и военные
комиссариаты.
Руководство
военными округами осуществляет МО РФ. Оперативное управление военным округом
осуществляет Генеральный штаб, который обеспечивает контроль за исполнением
решений МО.
Непосредственное
управление отдельным военным округом осуществляет командующий войсками военного
округа, он является прямым начальником всего личного состава военного округа.
Ему непосредственно подчиняются входящие в состав военного округа органы
военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации ВС и
военные комиссариаты. Командующий войсками военного округа подчиняется МО РФ, а
также начальнику Генерального штаба ВС – первому заместителю МО РФ по вопросам,
отнесенным к его компетенции, и главнокомандующему Сухопутными войсками.