Воспитанность классное руководство

Работа классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся

Парадокс воспитания состоит в том,

что хорошо поддаются воспитанию

как раз те, которые не нуждаются

в воспитании (Фазиль Искандер)

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства, который обеспечивает приобщение подрастающего поколения к социально-культурному опыту. Характер ведения воспитательной работы в классе во многом определяет уровень воспитанности учащихся.

Понятие воспитанности является сборным, определяющим стереотипные модели поведения учащихся в конкретных сферах жизни.

Прежде чем говорить о роли классного руководителя  в повышении уровня воспитанности, следует определить, какие именно критерии учитываются при определении данного уровня.

Изучив педагогическую литературу, я остановилась на следующих положениях.

Воспитанность – это интегрированный показатель результата воспитательной работы, отражающий сформированность отношений ученика:

  • к обществу (к природе, стране, к родному краю, своей школе);
  • к  умственному труду (познавательная активность; стремление реализовывать свои интеллектуальные способности; саморазвитие; организованность в учебе);
  • к физическому труду (инициативность и творчество в труде; бережное отношение к результатам своего и чужого труда; осознание значимости труда);
  • к людям (уважительное отношение к старшим, дружеское отношение к сверстникам; милосердие; честность в отношении с товарищами, ровесниками, взрослыми);
  • к себе (самоуважение; соблюдение правил культуры поведения; организованность и пунктуальность; требовательность к себе);
  • к прекрасному (оценивание красоты в своих делах;  видение прекрасного в окружающей жизни; овладение основами художественной и творческой деятельности; понимание доступных произведений искусства).

Мы видим, что работа классного руководителя – это многоплановая деятельность, касающаяся абсолютно всех областей жизни ученика.

В чем же заключается воспитательная деятельность классного руководителя?

Особенность профессии учителя состоит в том, что за его работой, за его словами и поступками следят дети. Они замечают все: как он одет — небрежно или тщательно, как он разговаривает с другими людьми: родителями, своими товарищами — учителями, с директором или завучем, со своими учениками. Как он относится к разным ребятам, отличникам и неуспевающим, как оценивает их поведение. Выполняет ли свои обещания или нет, может ли признать свою неправоту или нет. Не всегда эти наблюдения осознаются, но они накапливаются и составляют представление об учителе, его знаниях, справедливости, человечности.

Авторитет учителя – это авторитет старшего, более умного, более знающего, умеющего и справедливого. Поэтому учитель сам должен серьезно относиться к своему авторитету, понимать, что его каждое действие, оценка явлений и людей сознательно или бессознательно усваивается учениками.

Главная задача классного руководителя – изучать воспитанников и их потребности, определять цели, вовлекать обучающихся в нужные для формирования личности виды деятельности, помогать им вырабатывать соответствующие отношения к событиям и явлениям, сопоставлять достигнутые результаты с поставленными целями, объективно оценивать действия детей.

Одним из критериев воспитанности является самостоятельность в каких-либо делах. Самостоятельность я старалась развивать у детей с начала учебного года. В классе был выбран актив. Ребята с удовольствием выполняют поручения: дежурят по классу, поливают цветы, делают генеральную уборку в классе, следят за опрятностью одноклассников. Пресс-центр класса выпускает ежемесячную школьную газету о жизни класса. Где ребята подводят итоги прошедшего месяца, отмечают наиболее яркие события, ведут различные рубрики.

Такой вид деятельности развивает навыки работы в группе, команде, ведет к повышению уровня обученности и качества знаний, к улучшению дисциплины. Каждый ребенок в системе самоуправления имеет возможность самореализации. Многие ребята являются лидерами, хорошими организаторами.

В 5 класс учащиеся приходят, ещё не вполне осознавая то, что им можно делать, а что является нарушением сложившихся норм и законов общества. Поэтому необходимо делать упор на повышение уровня отношения к обществу, к классному коллективу, к труду, к людям. Изучать разнообразные темы по данным направлениям, в которых определяются понятия совести, доброты и гуманности, злобности и жестокости, национализма. Мы провели классные часы на темы: «Мы выбираем, нас выбирают», «Права и обязанности школьников», «Флаг, герб России», «Спорт. Здоровое питание. Режим дня, учебы и отдыха», «О героях былых времён», «Есть ли границы у свободы» и др. А также профилактические беседы о соблюдении правил пожарной и антитеррористической  безопасности, дорожного движения, поведения на водоемах в летний, осенне-зимний и весенний периоды, профилактики инфекционных заболеваний, вредных привычек и др.

 Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в различных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, концертах делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика и другие. Посещение театров, выставок, музеев так же обогащают нравственный мир школьников, развивают их эстетический вкус. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия.

Ребята приняли участие в конкурсе «Мое лето», «Осенние мотивы», «Лучший классный уголок», «Мой Новогодний класс», «Математическая карусель», «Лингвистическое ассорти», «Живая классика», в каждом из них заняли призовые места, что подтверждается грамотами. Организовали и провели такие мероприятия как: «Самая прекрасная из женщин…», «Права, обязанности и ответственность ребенка», «Новогодняя Ёлка», «От Рождества Христова до Крещения Господня…», «Будущий защитник Отечества», «Для наших девочек».

Участие в различных мероприятиях укрепляют существующие приятельские, дружеские отношения между одноклассниками и способствуют возникновению новых. Ведь ребята видят своих одноклассников с новой, совершенно неожиданной стороны. Помогают раскрыть свой творческий потенциал, поверить в свои способности, испытать радость победы, чувство гордости и ответственности за себя, своих одноклассников.

Однако классный руководитель, учитель, даже самый талантливый, самый опытный не сможет добиться положительных результатов в воспитании детей, если не будет поддержки семьи. Только от того, как в семье будет поддерживаться авторитет учителя, будет зависеть и отношение к нему ребенка.

Утверждение о том, что тип семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребёнка, — истина.

В целом зрелая личность формируется под воздействием адекватной родительской установки, которая представляет собой сочетание эмоционального принятия с высоким объёмом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью.

Неблагополучие в семье в той или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Не в смысле поглупения или каких-то иных нарушений, допустим, интеллекта, а в смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими людьми, такого и его счастье.

Поэтому мною постоянно ведется работа с родителями. Был выбран родительский комитет, который помогает в организации работы класса. Проводятся родительские собрания, беседы об адаптации пятиклассников, о режиме дня и здоровье школьников, о семейных традициях и их значении в воспитании ребенка. Совместно с родителями, бабушками и дедушками проведены праздники «День матери», «Будущий защитник Отечества», организована поездка в кинотеатр, операции «Тепло», «Занятость». После каникул стартует операция «Озеленение», ребята уже получили задание на каникулах посадить цветок и принести в школу.

Родители откликаются на все мои просьбы, оказывают активную помощь в подготовке к праздникам, конкурсам, сопровождают детей в поездках.

 В дальнейшем мы запланировали провести серию классных часов об истории семьи и начать исследовательскую работу по этой теме с целью знакомства учащихся с историей своей семьи, воспитания  чувства патриотизма, в чем, надеюсь, нам помогут активные родители, бабушки и дедушки.

Основная задача современной школы – помочь ребёнку реализовать свои возможности. Для этого между педагогом и ребёнком, на мой взгляд, необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создавали условия для его самодвижения. Такую стратегически важную задачу необходимо каждодневно конкретизировать в планомерной системно осуществляемой работе.

Моя работа по повышению уровня воспитанности обучающихся была направлена на создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе принципов самоуправления.

Многое мы сделать еще не успели, не всегда все получалось, так как было задумано, но мной был накоплен положительный опыт в работе с обучающимися и родителями. В связи с этим, перспективными целями воспитательной работы в классе для меня являются:

  1. вовлечение каждого ученика в воспитательный процесс;
  2. развитие у учащихся самостоятельности, ответственности, инициативы, творчества;
  3. развитие физически здоровой личности, уважающей права и свободы граждан, воспитание патриотов;
  4. создание ситуации «успеха» для каждого ученика;
  5. профилактика асоциального поведения, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений;
  6. поддержка детей из неблагополучных семей, семей социального риска, детей попавших в трудную жизненную ситуацию.
  7. повышение своего уровня профессиональной культуры и педагогического мастерства для сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании учащихся.

В заключении хочется сказать, что воспитание начинается с установления правильных взаимоотношений с детьми. Ни количество самых увлекательных мероприятий, ни степень охвата ими детей не имеют определяющего значения для накопления детьми положительного нравственного опыта. Главное — это стиль отношений учителя и детей, который должен быть основан на разумной и требовательной любви к детям, на глубоком уважении к детям.

ТЕМА:

 «ПОВЫШЕНИЕ
УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ»

Воспитанность — систематический направленный процесс формирования отношений человека с
окружающей средой.

  Цель педагогического совета: выработка единой педагогической позиции
учебного и воспитательного процесса по моделированию личности выпускника.

Форма проведения: работа в группах

Программа
педсовета:

1. Доклад «Повышение
уровня воспитанности учащихся» — зам дир по ВР 

2. Выступление «Критерий
оценки воспитанности учащихся на уроках математики» —

3. Выступление «Влияние
социума на воспитание личности» — социальный педагог  4. Выступление «Воспитательные
цели обучения истории» —

5. Игра «Личность
учителя – важнейшее условие эффективного воспитания».

Доклад
«Повышение уровня воспитанности учащихся»

Желание
понять окружающий мир и самого себя, найти свое место в этом мире – одна из
главных потребностей человека. Стремление к пониманию пронизывает всю нашу
жизнь: мы учимся понимать. Когда сидим за школьной партой. Когда переживаем
горести и радости, когда делимся мыслями с друзьями – мы учимся понимать всегда
и везде.

Понимание-
одна из самых удивительных способностей человека, и оно связано со смыслом,
потому что еще Пушкин писал:

       
…я понять тебя хочу,

      
смысла я в тебе ищу.

Отношения
с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все
остальные стороны его поведения и деятельности. Если в младшем школьном
возрасте основой для объединения детей чаще всего является их совместная
деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в
основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.

Для
подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать
среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может
выражаться в желании занять в классе позицию лидера, для других – быть
признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком
–то деле, но в любом случае. Оно является ведущим мотивом поведения детей в
средних классах.

Проанализировав,
сделав опрос детей, вот что можно сказать о взаимоотношениях среди учащихся в 9
классе:

1.                    
Какие отношения у меня с одноклассниками?

Что
мне нравится в них, что не нравится?

(
Хорошие, нормальные, дружеские, средние, отличные)

2.                    
У тебя есть конфликты с ровесниками?

(Да
– 2 ч, нет – 5 ч, иногда -1)

3.                    
Каким я хочу видеть своего друга?

( Умным, честным.
Веселым. Не жадным.   Добрым , с настроением, понимающим)

4.Что делает мою
жизнь интересной, содержательной?

( интерес к  учебе,
кружки и секции, дружба, внеклассные мероприятия, друзья-6, мама)

5Я не хочу
конфликтовать с одноклассниками. Но что мне мешает?

(затрудняюсь
ответить -2, ничего, меня не понимают, вспыльчивость, разногласие, не могу
донести, то чего хочу)

6.Кого бы я взял на
необитаемый остров?

( всех-2,Шестакова
Илью- 5, Симоненко Алену-2, Беспалову Кристину-3)

7. Кого бы я не
взял?

( затрудняюсь
ответить-3, Самусь Василия — 3, Кондитерова Дмитрия-3, Жукову Веру-1, Манинен
Викторию-1)

8. Я люблю быть
первым среди своих товарищей?

( нет – 3 ч, да – 1
ч, иногда-3 ч, не всегда -1 ч1) .

9. Мне нравится
помогать другим, но не выделяться из них

(да – 9).

10. Я
расстраиваюсь, если поссорюсь с одноклассниками?

( да -6, часто, но
не всегда- 2)

11. Что бы я
сделал, чтобы отношения были хорошими?

(извинился-2 ч,
поговорил,  помирился-3 ч, затрудняюсь ответить-3 ч)

12. Кто в нашем
классе общительный, компанейский?

(все-1 ч, 
Симоненко Алена -6 ч, Жукова Вера- 1 ч , Зубова Ирина- 1 ч, Манинен Виктория-2
ч, Шестаков Илья -1 ч.)

13. Ради друга я
способен на …

(- на все, на многое,
помочь в трудной ситуации, все, что в моих силах, почти на всё, на подвиг)

14. Я всегда готов
помочь другу, однокласснику.

( да-8 ч).

15 Для меня
авторитет?

( мама-1 ч,
родители – 4 ч, учителя – 1 ч, не знаю -2 ч ).

В общем можно
сделать вывод: детям нравится в классе. Они стараются друг другу помочь, поддержать.

Одним из 12
направлений воспитательной работы является направление «Патриотическое».

Задачи
данного направления:


расширить знания учащихся о Республике Казахстан,


познакомить с природой Казахстана, обычаями, традициями казахского народа,
памятниками культуры,


воспитание любви и гордости за свою родину, уважение  к истории страны, её
символам, культуре народов, населяющих Республику Казахстан.

По данному
направлению были проведены такие мероприятия как «Для чего нужно соблюдать
закон», «День языков РК», «Герои Казахстана в ВОВ», и т.д.   

Еще одним
направлением в системе воспитательной работы является направление «Интеллектуальное»

Задачи данного
направления:

                    
выявить и создать условия для реализации творческих
способностей учащихся;

                    
способствовать воспитанию личностных качеств,
обеспечивающих успешность творческой деятельности, таких как: активность,
увлеченность, целеустремленность, самостоятельность;

                    
повышать интеллектуальный и культурный  уровень
учащихся;

                    
развивать умение общаться со сверстниками.

Формы организации
работы по данному направлению могут быть самыми разнообразными. Это и различные
конкурсы (конкурсы рисунков, стихотворений, кроссвордов, ребусов, поделок и т.
д.), и выпуск стенных газет, и КВНы, и праздники, утренники, которые проходят в
классах.

Очень важно на
начальном этапе показать, что каждый ребенок может проявить себя в чем-либо, у
каждого ребенка есть творческие способности и возможности.

В этом году, в 1
классе мы проводили конкурс рисунков «Золотая осень», конкурс поделок из
природного материала «Дары осени», праздник «Посвящение первоклассников в юные
пешеходы», конкурс чтецов  и  т.д. Первоклассники с удовольствием принимают
участие во всех этих делах.   

   Роль семьи в воспитании личности
ребёнка.

В
психологии не так уж много истин. Но утверждение о том, что тип семейного
воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения
ребёнка, — истина.

В целом  зрелая личность формируется под воздействием адекватной
родительской установки, которая представляет собой сочетание эмоционального
принятия с высоким объёмом требований, их ясностью, непротиворечивостью и
последовательностью.

Родительская
позиция – важный фактор личностного развития ребёнка, но не первичный. Позиция
формируется на основе более широкой системы жизненных ценностей взрослого и
того,  какое место в ней занимает воспитательный процесс. Наибольшие
перспективы открываются в том случае, если воспитание собственных детей является
для взрослого человека ценностным процессом. Значительно больше подводных
камней и опасностей таит в себе другой вариант: когда воспитание  является «
вставкой» в различные  жизненные мотивы человека. Воспитание человека.
Воспитание ребенка как реализация потребности в эмоциональном контакте.
Воспитание ребенка как реализация  потребности в смысле жизни. Воспитание как
реализация потребности взрослого в достижениях.

Неблагополучие в семье в том или иной степени
практически  всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Не в
смысле поглупения или  каких-то  иных нарушений, допустим, интеллекта, а в
смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е.
преимущественно характера  человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения
человека  с другими людьми, такого и его счастье.

Есть такой термин педагогически
несостоятельная семья.
Под это определение попадают многие семья. НА
ПРАКТИКЕ ПЕДОГОГИЧЕСКИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЕМЬИ ОКАЗЫВАЮТ НЕГАТИВНОЕ  ВОЗДЕЙСТВИЕ
НА ДЕТЕЙ.

Вот наиболее типичные,
неправильно сложившиеся педагогические стили в функционально несостоятельных
семьях , не справляющихся с воспитанием детей

ПОПУСТИТЕЛЬСКО-СНИСХОДИТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ, когда
родители не придают значение проступкам детей , не видят в них ничего
страшного, считают, что  ( ВСЕ ДЕТИ ТАКИЕ), либо рассуждают так :(мы сами такие
были). Педагогу, психологу в подобных случаях бывает трудно изменить
благодушное самоуспокоенное настроение такие родителей, заставить их всерьез
реагировать на проблемные моменты в поведении ребенка.

ПОЗИЦИЯ КРУГОВОЙ
ОБОРОНЫ,
которую также может занимать определенная
часть родителей,
строя свои отношения с окружающими по принципу (наш ребенок всегда прав) .
Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем . Кто указывает на
неправильное поведение их детей. Даже
совершение подростков

ребенка
считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием –
физическая рас­права. Дети обычно в подобных случаях  растут агрессивными,
жестокими, стремятся обижать

слабых,
маленьких, беззащитных.

Увещевательный стиль. Родители  проявляют по
отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать,
бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздейст­вий и
наказаний. Дети в таких семьях, что называется  »садятся на голову»

Отстраненно-равнодушный стиль возникает в
семьях, где родители, в частности мать ,поглощена устройством своей личной
жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит время ,ни душевных сил для своих
детей от первого брака ,равнодушна как к самим детям так и к их поступкам .Дети
предоставлены самим себе ,чувствуют себя лишними ,стремятся меньше бывать дома
,с болью воспринимают равно­душно отстраненное отношение матери .

Воспитание по типу »кумир семьи» часто
возникает по отношению к «поздним детям», когда долго­жданный ребенок
наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких
случаях на ребенка готовы молиться. Все его просьбы и прихоти выполняются,
формируется крайний эгоцентризм, первыми жертвами которого становятся сами же
родители.

Непоследовательный стиль – когда у родителей
не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной
воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в
отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до умилительно – ласкательных
проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей, подросток
становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших,
родителей.

О семье и ее роли в воспитании детей

Семья
есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона
любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению эгоизма и
закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье формируется и
крепнет правильного отношения к ближним, а значит и к своему народу, к обществу
в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое
продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории.
Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому,
к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества.
Принижение социальной значимости материнства и отцовства сравнительно с
успехами мужчин и женщин в профессиональной области приводит к тому, что дети
начинают восприниматься как ненужная обуза; оно так же способствует отчуждению
и развитию антагонизма между поколениями. Роль семьи в становлении личности
исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. Разрушение
семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и
накладывает долгий, в известной мере неизгладимый отпечаток на всю их
последующую жизнь.

Ученическое
самоуправление как один из факторов повышение уровня воспитанности учащихся.

      Современных
детей объединяет желание быть значимыми и полезными для других. Им нужна
забота, понимание и внимание общества. Школьный период в жизни создает
благоприятные условия для общения детей, обмена нравственными ценностями,
личными интересами. В условиях демократизации общественной жизни чрезвычайно
актуальна проблема формирования лидеров, организаторов, которые в обозримом
будущем могли бы взять на себя ответственность в решении задач экономического,
культурологического, политического порядка. С этой целью в школах создаётся и
вводится ученическое (или школьное) самоуправление.

Школьное самоуправление – это режим протекания
совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить
своё место и реализовать свои возможности и способности. Суть ученического
самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении
всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять
собой, своей жизнью в коллективе. Цель ученического самоуправления: создать
дружный коллектив детей.

Задачи УС:


выработать новый стиль отношений в системе «администратор – педагог —  ученик»;


создать условия для самореализации личности, перехода то отношении субординации
к отношениям сотрудничества детей и взрослых;


развивать творческую инициативу, умение ставить цели и достигать их;


воспитывать самостоятельность в решении личных и общественных проблем,
ответственность за себя и других.

При
создании органов самоуправления необходимо учитывать интересы учащихся школы,
так как важно не столько разнообразие органов самоуправления, сколько
деятельность, на основе которой оно возникает.

Для того, чтобы
выяснить, на какой ступени развития классное самоуправление в нашей школе, было
проведено анкетирование в среднем и старшем звеньях учащихся. Школьникам было
предложено ответить на следующие вопросы:

1.     
Что такое ученическое самоуправление?

2.     
Имеешь ли ты  в классе какое-либо поручение?

3.     
Принимаешь ли ты участие в подготовке проведения
классных часов, внеклассных мероприятий?

Всего было опрошено   
учащихся: среднее звено-71 человек, старшее звено-126 человек.

           Среди
учащихся 5-6 классов (среднее звено) были получены следующие данные:

1 вопрос: не знаю-75% (53 человека)

                   
смутное представление -6% («сами за собой следят», «помощь кому-либо»,
«организовывают какой-либо праздник»);

                   
 неверное -15% (11 человек)- «ученик выполняет свои обязанности  без
родительских упрёков», «сами управляют собой», «учить д/з, хорошо вести себя на
уроке», т.е. понятие «самоуправление» истолковывается как самоконтроль в
обучении и поведении, буквально «управление собой».

верное – 4% ( 3 человека из 71) —
«создают кружки», «ученики помогают учителям в школе»

2 вопрос: имеют поручение – 39% ( 28 человек) – в
основном это старосты, физорги, редколлегия, ответственные за дисциплинарный
журнал, цветы в классе;

не имеют поручения – 61% ( 43
человека). Это говорит о том, что большая часть ребят никак не задействована в
делах класса.

3 вопрос принимают участие – 58%

не принимают участие – 42%. Наиболее активными в этом отношении 5 «А»,
6 «А» и 6 «Б» классы, процент принимающих участие в подготовке внеклассных
мероприятий гораздо выше, потенциал активности больше чем в других классах.

Среди учащихся 7-9 классов были получены следующие данные:

1 вопрос: не знаю-66% (83 человека)

                   
смутное представление -10% (22 человека) «принимать участие в
мероприятиях», «самостоятельность»;

                   
 неверное -14% (18 человек)- «ученики становятся учителями на один
день», т.е.  так же истолковывают понятие «самоуправление» буквально и путают с
Днем дублера

2 вопрос: имеют поручение – 34% ( 43 человек)

не имеют поручения – 66% ( 83
человека). Присутствовала такая реакция на вопрос:  « Я помню, что я кто-то, но
кто именно – не помню», один ученик напоминал другому, что тот кем–то является.
Формально органы самоуправления существуют, но реально они действуют слабо, при
непосредственном участии контроле классных руководителей.

3 вопрос принимают участие – 61% (77 человек).

не принимают участие – 42%. Если в
среднем звене выше процент учащихся в подготовке внеклассных мероприятий, то в
старшем
звене эта активность резко падает, процент пассивности
возрастает.

По
результатам анкетирования можно сделать следующие выводы: классное самоуправление
развито слабо, разнообразие внеклассной работы зачастую существует только на
бумаге, формально. В связи с этим можно дать следующие рекомендации: одним из
главных условий развития классного самоуправления является компетентность
классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное
отношение к учащимся, к своим обязанностям, проявляющемся в поведении и общении
с детьми, т. е. характер межличностного контакта. Пути такой работы:


разнообразие форм и содержания совместной деятельности, позволяющее ребятам 
менять роли, позиции;


дружность, дружественность использовать как критерий в оценке совместных дел;


помнить: путь к тесным взаимоотношениям лежит через совместную деятельность;


проявление классного руководителя как организатора и участника интересной
совместной деятельности.

Результаты
данных изучения уровня воспитанности

 учащихся
1-11 классов

Цель: получение данных о личностях  качествах
уч-ся; качеств, являющихся            

           компонентами воспитанности,
определение педагогами уровня воспитанности  учащихся.

Рассматривались
следующие компоненты воспитанности: ответственное отношение к учению, отношение
к труду, отношение к общественной деятельности, отношение к ЗОЖ, отношение к товарищам.

«Три
уровня воспитанности школьника»

Воспитанность
– это итог знаний и умений человека по нравственному поведению, соблюдение
общепризнанных правил поведения.

1
уровень «Начальный». Знание норм поведения, отношения к обществу, к труду, к
природе, к другому человеку, к себе и т.д. (информированность ребенка)

2
уровень. Личностное отношение к знаниям норм поведения (согласованность между
знаниями и убеждениями)

3
уровень. Согласованность между знаниями,  убеждениями и поведением.

Выводы: Наиболее низкий % по отношению к учебе, общественной деятельности,
товарищам 4 класс; по отношению к труду 8 класс; по отношению к ЗОЖ 10 класс;
наиболее высокий % по таким показателям, как по отношению к учебе 11 класс. Самым
низким является показатель воспитанности учащихся (4 и 8 классы).

Следовательно,
необходимо продолжать работу по формированию личностных качеств учащихся, определяющих
уровень воспитанности. Классным руководителям планировать больше мероприятий
нравственно этической направленности, на самоанализ, рефлексию поступков самими
учащимися, работать по сплочению ученического коллектива и создавать условия
для самореализации каждого ученика, а главное работать над формированием
учебной мотивации, которая во многом определяет и дисциплинированность и
ответственное отношение к учению.

Игра

Личность
учителя — важнейшее условие эффективного воспитания.

       При входе в
аудиторию учителя выбирают один из предложенных цветных жетонов (красный, сини,
желтый, зеленый), затем проходят, рассаживаются на места сектора своего цвета.

       Каждый сектор образует отдельную
команду.

       Конкурсы судят члены жюри (5 человек)
по 3-бальной системе.

       Вопросы находятся на стенде в
разноцветных кармашках (соответственно цветам команд).

Конкурсы

  Конкурс №1. «История».

        — О чем идет речь?

     «Установленный порядок поведения и формы
обхождения при дворе монарха».

Что означат это определение?

Ответ: «Этикет».

        — При каком монархе была издана это
книга и откуда отрывок: «Не хватай еду первым со стола, не жри, как свинья,
перстов не облизывай, костей не грызи». «Лучше, когда про кого скажут: он есть,
вежлив,  смиренный кавалер и молодец, нежили, когда скажут про кого: он есть
спесивый болван».

 Ответ:
Екатерина
II

    —Откуда этот отрывок (название
книги)?

«Следует тебе самому, господину, жену, детей и
домодчацев, учить не красть, не блудить, не лгать, не клевать, не завидовать,
не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать».

     Ответ: «Домострой, XVI век»

Конкурс№2 «Культура речи»

 — Поставьте правильно ударение: «оптовый».

 — Поставьте правильно ударение: «она звонит»,
«ей звонят».

 — Поставьте правильно ударение:
«обеспечение».

 — Поставьте правильно ударение: «алкоголь».

Конкурс №3 «Этикет».

— Вы не сдали вовремя отчет о проделанной
работе. Что должен подумать о вас руководитель:

       1.Вы ленивы и безответственны.

       2. Вы его не уважаете.

       3.Вы плохо воспитаны.

— Кто здоровается первым, мужчина или женщина,
если:

       1.Он — начальник; она — подчиненный.

       2. Она — начальник; он — подчиненный.

Ответ: Всегда
подчиненный.

— Найдите ошибку:

Я  вхожу в незнакомый класс и говор:
«Здравствуйте. Меня звать  Иванов Иван Иванович»

Ответ: «Здравствуйте Меня зовут Иван
Иванович. Моя фамилия Иванов».

-Уже поздно, вам надо проверять тетради или
готовиться к семинару, а ваша подруга (соседка) не собирается уходить домой.
Вы:

            1. тихо страдаете, что придется
работать ночью.

            2. извинитесь и предложите ей
прийти в другой раз.

Ответ: номер 2

Конкурс №4 «Педагогика».

 — Надо ли знать ученикам о событиях,
проблемах в личной жизни учителя (приезд родственников, свадьба, развод и т.д.)

— Надо ли знать ученикам, сколько денег
получат учитель за свою работу.

— Надо ли знать ученикам, об отношениях
учителя с администрацией ( например, вызвали на «ковёр», дали премию и т.д.)

— Надо ли знать ученикам, что учитель плохо
себя чувствует, что у него высокая температура и т.п.

Конкурс №5 «Ситуация»

— Вы плохо провели открытый урок. Что скажут
вам не доброжелательно настроенные коллеги?

— Вы в порыве гнева оскорбили ученика, который
нарушал дисциплине. В ответе он оскорбляет вас. Что вы делаете?

— Вы в порыве гнева оскорбили ученика, который
нарушал дисциплину. Он жалуется на вас администрации школы и родителям. Ваши
действия?

— Вы плохо провели открытый урок. Что и как
вам скажет доброжелательно настроенные коллеги?

          
Комментарии к цветовому тексту

«Зеленый».  Вы
практичны.  Самоуверенность, рассудительность, уравновешенность — это то, чего
у вас не отнять. Вы добры, при внешней холодности вы обладаете горячим сердцем.
Вы склонны к точным наукам. Одиночество вас не тяготит, потому что в любой
момент вы можете наладить отношения с коллегами, с соседями и т.п. — вы
контактны. На работе вас ценят как хорошего специалиста, вы легко взбираетесь
по служебной лестнице, но отсутствие честолюбие мешает вашей карьере.

«Желтый».
Цвет не однозначен. Золотисто-желтый – цвет идеалистов, мечтателей, весёлых и
непрактичных жизнелюбов. Уступчивы во всём, что не касается принципов. Ни когда
не унывает, легко справляетесь с безденежьем.

Густой  жёлтый – цвет практицизма, умеренности
и порядка во всём. Ваша уступчивость – способ приспособления. У вас всегда есть
деньги и запасы всего. Больше всего в жизни вас беспокоит то, как и чем живёт
ваш дом: муж и дети.

Охрово-жёлтый (ближе к коричневому). У вас
есть что скрывать. Вы не так просты, как кажетесь на первый взгляд. Характер у
вас сильный.    

«Красный».
Цвет героев, победителей и вождей. Лидерство — ваша стихия, вы стремитесь к
быстрому успеху. Характер у вас активный, решительный, иногда резкий. И почти
всегда вы заводитесь с полуоборота. Неудачи переносить вы не умеете. Помните!
Это цвет болезни, скрытых неудач.

«Синий».
Цвет покоя. К успеху идете, шаг за шагом, но всегда добиваетесь своей цели.
Страдая от неудач, вы всегда владеете собой. В делах педантичны,
предусмотрительны, это не мешает вам в дружбе. Любите мечтать, может быть,
пытайтесь писать стихи. Из таких, как вы, выходят сестры милосердия, монашенки,
любимые учительницы.

Передо мной ученик. Какой он? Кем хочет стать?
О чем думает? Мечтает о чем? А может он — перекати- поле? Тогда ему известна
только одна истина- земля круглая. И «катится» по жизни такое «сокровище»,
одинокое,  ненадежное, неуверенное в себе, «катится», ничего не оставляя после
себя, как пепел, куда ветер — туда и он.

Наша задача быть рядом, ведь подросток
постигает устройство мира вместе с учителем. Вместе с ним он борется, трудится,
усваивает законы добра и зла. Наши ученики могут стать нам друзьями,
продолжателями нашего дела, а могут стать противниками всего того, чему отдана
жизнь, что так дорого и ценно.

Ум сердце учителя ищут путь к душе ребёнка —
доброе слово, совет, уговор, внушение. Многое зависит от нас, он нашей
жизненной позиции, от степени доброты, которую мы проявляем к ним.

Считаю, что успех учительской деятельности
зависит от личности. Уверенна, если учителю не скучно наедине с самим собой, он
всегда будет интересен своим ученикам.

Работа в группах: выработка единой педагогической позиции учебного и воспитательного
процесса по моделированию личности выпускника.

Решение
педагогического совета:

1.     Активизировать работу педагогов по преемственности воспитательной
работы. Анализ работы по отслеживанию результата проводить на заседаниях
методических объединений.

2.     Классным руководителям разнообразить формы и содержание учебной и
внеклассной деятельности, направленной на повышение уровня воспитанности и
отслеживать позитивные изменения.

3.     Исходя из того, что семейное воспитание и родительские установки
определяют особенности личности и поведения ребенка социальному педагогу  и
классным руководителям провести диагностику уровня информированности знаний
родителей по вопросам воспитания в семье.

4.     Заместителю  директора по воспитательной работе, вожатому школы,
классным руководителям выработать эффективные подходы в создании условий для
самореализации личности в системе педагог – ученик – родители.

5.   
Отметить положительную работу классных
руководителей 3 класса, 5 класса, 11 класса  по сплочению ученического
коллектива

Автор: Демина Людмила Владимировна

ТЕМА:

 «ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ»

Воспитанность — систематический направленный процесс формирования отношений человека с окружающей средой.

  Цель педагогического совета: выработка единой педагогической позиции учебного и воспитательного процесса по моделированию личности выпускника.

Форма проведения: работа в группах

Программа педсовета:

1. Доклад «Повышение уровня воспитанности учащихся» — зам дир по ВР 

2. Выступление «Критерий оценки воспитанности учащихся на уроках математики» —

3. Выступление «Влияние социума на воспитание личности» — социальный педагог  4. Выступление «Воспитательные цели обучения истории» —

5. Игра «Личность учителя – важнейшее условие эффективного воспитания».

Доклад «Повышение уровня воспитанности учащихся»

Желание понять окружающий мир и самого себя, найти свое место в этом мире – одна из главных потребностей человека. Стремление к пониманию пронизывает всю нашу жизнь: мы учимся понимать. Когда сидим за школьной партой. Когда переживаем горести и радости, когда делимся мыслями с друзьями – мы учимся понимать всегда и везде.

Понимание- одна из самых удивительных способностей человека, и оно связано со смыслом, потому что еще Пушкин писал:

        …я понять тебя хочу,

       смысла я в тебе ищу.

Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является их совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.

Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в классе позицию лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком –то деле, но в любом случае. Оно является ведущим мотивом поведения детей в средних классах.

Проанализировав, сделав опрос детей, вот что можно сказать о взаимоотношениях среди учащихся в 9 классе:

  1. Какие отношения у меня с одноклассниками?

    Что мне нравится в них, что не нравится?

    ( Хорошие, нормальные, дружеские, средние, отличные)

  2. У тебя есть конфликты с ровесниками?

    (Да – 2 ч, нет – 5 ч, иногда -1)

  3. Каким я хочу видеть своего друга?

    ( Умным, честным. Веселым. Не жадным.   Добрым , с настроением, понимающим)

    4.Что делает мою жизнь интересной, содержательной?

    ( интерес к  учебе, кружки и секции, дружба, внеклассные мероприятия, друзья-6, мама)

    5Я не хочу конфликтовать с одноклассниками. Но что мне мешает?

    (затрудняюсь ответить -2, ничего, меня не понимают, вспыльчивость, разногласие, не могу донести, то чего хочу)

    6.Кого бы я взял на необитаемый остров?

    ( всех-2,Шестакова Илью- 5, Симоненко Алену-2, Беспалову Кристину-3)

    7. Кого бы я не взял?

    ( затрудняюсь ответить-3, Самусь Василия — 3, Кондитерова Дмитрия-3, Жукову Веру-1, Манинен Викторию-1)

    8. Я люблю быть первым среди своих товарищей?

    ( нет – 3 ч, да – 1 ч, иногда-3 ч, не всегда -1 ч1) .

    9. Мне нравится помогать другим, но не выделяться из них

    (да – 9).

    10. Я расстраиваюсь, если поссорюсь с одноклассниками?

    ( да -6, часто, но не всегда- 2)

    11. Что бы я сделал, чтобы отношения были хорошими?

    (извинился-2 ч, поговорил,  помирился-3 ч, затрудняюсь ответить-3 ч)

    12. Кто в нашем классе общительный, компанейский?

    (все-1 ч,  Симоненко Алена -6 ч, Жукова Вера- 1 ч , Зубова Ирина- 1 ч, Манинен Виктория-2 ч, Шестаков Илья -1 ч.)

    13. Ради друга я способен на …

    (- на все, на многое, помочь в трудной ситуации, все, что в моих силах, почти на всё, на подвиг)

    14. Я всегда готов помочь другу, однокласснику.

    ( да-8 ч).

    15 Для меня авторитет?

    ( мама-1 ч, родители – 4 ч, учителя – 1 ч, не знаю -2 ч ).

    В общем можно сделать вывод: детям нравится в классе. Они стараются друг другу помочь, поддержать.

    Одним из 12 направлений воспитательной работы является направление «Патриотическое».

    Задачи данного направления:

    — расширить знания учащихся о Республике Казахстан,

    — познакомить с природой Казахстана, обычаями, традициями казахского народа, памятниками культуры,

    — воспитание любви и гордости за свою родину, уважение  к истории страны, её символам, культуре народов, населяющих Республику Казахстан.

    По данному направлению были проведены такие мероприятия как «Для чего нужно соблюдать закон», «День языков РК», «Герои Казахстана в ВОВ», и т.д.   

Еще одним направлением в системе воспитательной работы является направление «Интеллектуальное»

Задачи данного направления:

  • выявить и создать условия для реализации творческих способностей учащихся;

  • способствовать воспитанию личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности, таких как: активность, увлеченность, целеустремленность, самостоятельность;

  • повышать интеллектуальный и культурный  уровень учащихся;

  • развивать умение общаться со сверстниками.

    Формы организации работы по данному направлению могут быть самыми разнообразными. Это и различные конкурсы (конкурсы рисунков, стихотворений, кроссвордов, ребусов, поделок и т. д.), и выпуск стенных газет, и КВНы, и праздники, утренники, которые проходят в классах.

    Очень важно на начальном этапе показать, что каждый ребенок может проявить себя в чем-либо, у каждого ребенка есть творческие способности и возможности.

    В этом году, в 1 классе мы проводили конкурс рисунков «Золотая осень», конкурс поделок из природного материала «Дары осени», праздник «Посвящение первоклассников в юные пешеходы», конкурс чтецов  и  т.д. Первоклассники с удовольствием принимают участие во всех этих делах.   

       Роль семьи в воспитании личности ребёнка.

    В психологии не так уж много истин. Но утверждение о том, что тип семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребёнка, — истина.

В целом  зрелая личность формируется под воздействием адекватной родительской установки, которая представляет собой сочетание эмоционального принятия с высоким объёмом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью.

Родительская позиция – важный фактор личностного развития ребёнка, но не первичный. Позиция формируется на основе более широкой системы жизненных ценностей взрослого и того,  какое место в ней занимает воспитательный процесс. Наибольшие перспективы открываются в том случае, если воспитание собственных детей является для взрослого человека ценностным процессом. Значительно больше подводных камней и опасностей таит в себе другой вариант: когда воспитание  является « вставкой» в различные  жизненные мотивы человека. Воспитание человека. Воспитание ребенка как реализация потребности в эмоциональном контакте. Воспитание ребенка как реализация  потребности в смысле жизни. Воспитание как реализация потребности взрослого в достижениях.

Неблагополучие в семье в том или иной степени практически  всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Не в смысле поглупения или  каких-то  иных нарушений, допустим, интеллекта, а в смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера  человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека  с другими людьми, такого и его счастье.

Есть такой термин педагогически несостоятельная семья. Под это определение попадают многие семья. НА ПРАКТИКЕ ПЕДОГОГИЧЕСКИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЕМЬИ ОКАЗЫВАЮТ НЕГАТИВНОЕ  ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ДЕТЕЙ.

Вот наиболее типичные, неправильно сложившиеся педагогические стили в функционально несостоятельных семьях , не справляющихся с воспитанием детей

ПОПУСТИТЕЛЬСКО-СНИСХОДИТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ, когда родители не придают значение проступкам детей , не видят в них ничего страшного, считают, что  ( ВСЕ ДЕТИ ТАКИЕ), либо рассуждают так :(мы сами такие были). Педагогу, психологу в подобных случаях бывает трудно изменить благодушное самоуспокоенное настроение такие родителей, заставить их всерьез реагировать на проблемные моменты в поведении ребенка.

ПОЗИЦИЯ КРУГОВОЙ ОБОРОНЫ, которую также может занимать определенная часть родителей,
строя свои отношения с окружающими по принципу (наш ребенок всегда прав) . Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем . Кто указывает на неправильное поведение их детей. Даже
совершение подростков

ребенка считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием – физическая рас­права. Дети обычно в подобных случаях  растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать

слабых, маленьких, беззащитных.

Увещевательный стиль. Родители  проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздейст­вий и наказаний. Дети в таких семьях, что называется  »садятся на голову»

Отстраненно-равнодушный стиль возникает в семьях, где родители, в частности мать ,поглощена устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит время ,ни душевных сил для своих детей от первого брака ,равнодушна как к самим детям так и к их поступкам .Дети предоставлены самим себе ,чувствуют себя лишними ,стремятся меньше бывать дома ,с болью воспринимают равно­душно отстраненное отношение матери .

Воспитание по типу »кумир семьи» часто возникает по отношению к «поздним детям», когда долго­жданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться. Все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.

Непоследовательный стиль – когда у родителей не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до умилительно – ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей, подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей.

О семье и ее роли в воспитании детей

Семья есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье формируется и крепнет правильного отношения к ближним, а значит и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества. Принижение социальной значимости материнства и отцовства сравнительно с успехами мужчин и женщин в профессиональной области приводит к тому, что дети начинают восприниматься как ненужная обуза; оно так же способствует отчуждению и развитию антагонизма между поколениями. Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь.

Ученическое самоуправление как один из факторов повышение уровня воспитанности учащихся.

      Современных детей объединяет желание быть значимыми и полезными для других. Им нужна забота, понимание и внимание общества. Школьный период в жизни создает благоприятные условия для общения детей, обмена нравственными ценностями, личными интересами. В условиях демократизации общественной жизни чрезвычайно актуальна проблема формирования лидеров, организаторов, которые в обозримом будущем могли бы взять на себя ответственность в решении задач экономического, культурологического, политического порядка. С этой целью в школах создаётся и вводится ученическое (или школьное) самоуправление.

Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои возможности и способности. Суть ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. Цель ученического самоуправления: создать дружный коллектив детей.

Задачи УС:

— выработать новый стиль отношений в системе «администратор – педагог —  ученик»;

— создать условия для самореализации личности, перехода то отношении субординации к отношениям сотрудничества детей и взрослых;

— развивать творческую инициативу, умение ставить цели и достигать их;

— воспитывать самостоятельность в решении личных и общественных проблем, ответственность за себя и других.

При создании органов самоуправления необходимо учитывать интересы учащихся школы, так как важно не столько разнообразие органов самоуправления, сколько деятельность, на основе которой оно возникает.

Для того, чтобы выяснить, на какой ступени развития классное самоуправление в нашей школе, было проведено анкетирование в среднем и старшем звеньях учащихся. Школьникам было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Что такое ученическое самоуправление?

  2. Имеешь ли ты  в классе какое-либо поручение?

  3. Принимаешь ли ты участие в подготовке проведения классных часов, внеклассных мероприятий?

    Всего было опрошено    учащихся: среднее звено-71 человек, старшее звено-126 человек.

               Среди учащихся 5-6 классов (среднее звено) были получены следующие данные:

    1 вопрос: не знаю-75% (53 человека)

                        смутное представление -6% («сами за собой следят», «помощь кому-либо», «организовывают какой-либо праздник»);

                         неверное -15% (11 человек)- «ученик выполняет свои обязанности  без родительских упрёков», «сами управляют собой», «учить д/з, хорошо вести себя на уроке», т.е. понятие «самоуправление» истолковывается как самоконтроль в обучении и поведении, буквально «управление собой».

    верное – 4% ( 3 человека из 71) — «создают кружки», «ученики помогают учителям в школе»

    2 вопрос: имеют поручение – 39% ( 28 человек) – в основном это старосты, физорги, редколлегия, ответственные за дисциплинарный журнал, цветы в классе;

    не имеют поручения – 61% ( 43 человека). Это говорит о том, что большая часть ребят никак не задействована в делах класса.

    3 вопрос принимают участие – 58%

    не принимают участие – 42%. Наиболее активными в этом отношении 5 «А», 6 «А» и 6 «Б» классы, процент принимающих участие в подготовке внеклассных мероприятий гораздо выше, потенциал активности больше чем в других классах.

    Среди учащихся 7-9 классов были получены следующие данные:

    1 вопрос: не знаю-66% (83 человека)

                        смутное представление -10% (22 человека) «принимать участие в мероприятиях», «самостоятельность»;

                         неверное -14% (18 человек)- «ученики становятся учителями на один день», т.е.  так же истолковывают понятие «самоуправление» буквально и путают с Днем дублера

    2 вопрос: имеют поручение – 34% ( 43 человек)

    не имеют поручения – 66% ( 83 человека). Присутствовала такая реакция на вопрос:  « Я помню, что я кто-то, но кто именно – не помню», один ученик напоминал другому, что тот кем–то является. Формально органы самоуправления существуют, но реально они действуют слабо, при непосредственном участии контроле классных руководителей.

    3 вопрос принимают участие – 61% (77 человек).

    не принимают участие – 42%. Если в среднем звене выше процент учащихся в подготовке внеклассных мероприятий, то в старшем звене эта активность резко падает, процент пассивности возрастает.

    По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы: классное самоуправление развито слабо, разнообразие внеклассной работы зачастую существует только на бумаге, формально. В связи с этим можно дать следующие рекомендации: одним из главных условий развития классного самоуправления является компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, проявляющемся в поведении и общении с детьми, т. е. характер межличностного контакта. Пути такой работы:

    — разнообразие форм и содержания совместной деятельности, позволяющее ребятам  менять роли, позиции;

    — дружность, дружественность использовать как критерий в оценке совместных дел;

    — помнить: путь к тесным взаимоотношениям лежит через совместную деятельность;

    — проявление классного руководителя как организатора и участника интересной совместной деятельности.

    Результаты данных изучения уровня воспитанности

     учащихся 1-11 классов

    Цель: получение данных о личностях  качествах уч-ся; качеств, являющихся            

           компонентами воспитанности, определение педагогами уровня воспитанности  учащихся.

Рассматривались следующие компоненты воспитанности: ответственное отношение к учению, отношение к труду, отношение к общественной деятельности, отношение к ЗОЖ, отношение к товарищам.

«Три уровня воспитанности школьника»

Воспитанность – это итог знаний и умений человека по нравственному поведению, соблюдение общепризнанных правил поведения.

повышение уровня воспитанности школьниковповышение уровня воспитанности школьниковповышение уровня воспитанности школьников

1 уровень «Начальный». Знание норм поведения, отношения к обществу, к труду, к природе, к другому человеку, к себе и т.д. (информированность ребенка)

2 уровень. Личностное отношение к знаниям норм поведения (согласованность между знаниями и убеждениями)

3 уровень. Согласованность между знаниями,  убеждениями и поведением.

Выводы: Наиболее низкий % по отношению к учебе, общественной деятельности, товарищам 4 класс; по отношению к труду 8 класс; по отношению к ЗОЖ 10 класс; наиболее высокий % по таким показателям, как по отношению к учебе 11 класс. Самым низким является показатель воспитанности учащихся (4 и 8 классы).

Следовательно, необходимо продолжать работу по формированию личностных качеств учащихся, определяющих уровень воспитанности. Классным руководителям планировать больше мероприятий нравственно этической направленности, на самоанализ, рефлексию поступков самими учащимися, работать по сплочению ученического коллектива и создавать условия для самореализации каждого ученика, а главное работать над формированием учебной мотивации, которая во многом определяет и дисциплинированность и ответственное отношение к учению.

Игра

Личность учителя — важнейшее условие эффективного воспитания.

       При входе в аудиторию учителя выбирают один из предложенных цветных жетонов (красный, сини, желтый, зеленый), затем проходят, рассаживаются на места сектора своего цвета.

       Каждый сектор образует отдельную команду.

       Конкурсы судят члены жюри (5 человек) по 3-бальной системе.

       Вопросы находятся на стенде в разноцветных кармашках (соответственно цветам команд).

Конкурсы

  Конкурс №1. «История».

        — О чем идет речь?

     «Установленный порядок поведения и формы обхождения при дворе монарха».

Что означат это определение?

Ответ: «Этикет».

        — При каком монархе была издана это книга и откуда отрывок: «Не хватай еду первым со стола, не жри, как свинья, перстов не облизывай, костей не грызи». «Лучше, когда про кого скажут: он есть, вежлив,  смиренный кавалер и молодец, нежили, когда скажут про кого: он есть спесивый болван».

 Ответ: Екатерина II

    Откуда этот отрывок (название книги)?

«Следует тебе самому, господину, жену, детей и домодчацев, учить не красть, не блудить, не лгать, не клевать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать».

     Ответ: «Домострой, XVI век»

Конкурс№2 «Культура речи»

 — Поставьте правильно ударение: «оптовый».

 — Поставьте правильно ударение: «она звонит», «ей звонят».

 — Поставьте правильно ударение: «обеспечение».

 — Поставьте правильно ударение: «алкоголь».

Конкурс №3 «Этикет».

— Вы не сдали вовремя отчет о проделанной работе. Что должен подумать о вас руководитель:

       1.Вы ленивы и безответственны.

       2. Вы его не уважаете.

       3.Вы плохо воспитаны.

— Кто здоровается первым, мужчина или женщина, если:

       1.Он — начальник; она — подчиненный.

       2. Она — начальник; он — подчиненный.

Ответ: Всегда подчиненный.

— Найдите ошибку:

Я  вхожу в незнакомый класс и говор: «Здравствуйте. Меня звать  Иванов Иван Иванович»

Ответ: «Здравствуйте Меня зовут Иван Иванович. Моя фамилия Иванов».

-Уже поздно, вам надо проверять тетради или готовиться к семинару, а ваша подруга (соседка) не собирается уходить домой. Вы:

            1. тихо страдаете, что придется работать ночью.

            2. извинитесь и предложите ей прийти в другой раз.

Ответ: номер 2

Конкурс №4 «Педагогика».

 — Надо ли знать ученикам о событиях, проблемах в личной жизни учителя (приезд родственников, свадьба, развод и т.д.)

— Надо ли знать ученикам, сколько денег получат учитель за свою работу.

— Надо ли знать ученикам, об отношениях учителя с администрацией ( например, вызвали на «ковёр», дали премию и т.д.)

— Надо ли знать ученикам, что учитель плохо себя чувствует, что у него высокая температура и т.п.

Конкурс №5 «Ситуация»

— Вы плохо провели открытый урок. Что скажут вам не доброжелательно настроенные коллеги?

— Вы в порыве гнева оскорбили ученика, который нарушал дисциплине. В ответе он оскорбляет вас. Что вы делаете?

— Вы в порыве гнева оскорбили ученика, который нарушал дисциплину. Он жалуется на вас администрации школы и родителям. Ваши действия?

— Вы плохо провели открытый урок. Что и как вам скажет доброжелательно настроенные коллеги?

           Комментарии к цветовому тексту

«Зеленый».  Вы практичны.  Самоуверенность, рассудительность, уравновешенность — это то, чего у вас не отнять. Вы добры, при внешней холодности вы обладаете горячим сердцем. Вы склонны к точным наукам. Одиночество вас не тяготит, потому что в любой момент вы можете наладить отношения с коллегами, с соседями и т.п. — вы контактны. На работе вас ценят как хорошего специалиста, вы легко взбираетесь по служебной лестнице, но отсутствие честолюбие мешает вашей карьере.

«Желтый». Цвет не однозначен. Золотисто-желтый – цвет идеалистов, мечтателей, весёлых и непрактичных жизнелюбов. Уступчивы во всём, что не касается принципов. Ни когда не унывает, легко справляетесь с безденежьем.

Густой  жёлтый – цвет практицизма, умеренности и порядка во всём. Ваша уступчивость – способ приспособления. У вас всегда есть деньги и запасы всего. Больше всего в жизни вас беспокоит то, как и чем живёт ваш дом: муж и дети.

Охрово-жёлтый (ближе к коричневому). У вас есть что скрывать. Вы не так просты, как кажетесь на первый взгляд. Характер у вас сильный.    

«Красный». Цвет героев, победителей и вождей. Лидерство — ваша стихия, вы стремитесь к быстрому успеху. Характер у вас активный, решительный, иногда резкий. И почти всегда вы заводитесь с полуоборота. Неудачи переносить вы не умеете. Помните! Это цвет болезни, скрытых неудач.

«Синий». Цвет покоя. К успеху идете, шаг за шагом, но всегда добиваетесь своей цели. Страдая от неудач, вы всегда владеете собой. В делах педантичны, предусмотрительны, это не мешает вам в дружбе. Любите мечтать, может быть, пытайтесь писать стихи. Из таких, как вы, выходят сестры милосердия, монашенки, любимые учительницы.

Передо мной ученик. Какой он? Кем хочет стать? О чем думает? Мечтает о чем? А может он — перекати- поле? Тогда ему известна только одна истина- земля круглая. И «катится» по жизни такое «сокровище», одинокое,  ненадежное, неуверенное в себе, «катится», ничего не оставляя после себя, как пепел, куда ветер — туда и он.

Наша задача быть рядом, ведь подросток постигает устройство мира вместе с учителем. Вместе с ним он борется, трудится, усваивает законы добра и зла. Наши ученики могут стать нам друзьями, продолжателями нашего дела, а могут стать противниками всего того, чему отдана жизнь, что так дорого и ценно.

Ум сердце учителя ищут путь к душе ребёнка — доброе слово, совет, уговор, внушение. Многое зависит от нас, он нашей жизненной позиции, от степени доброты, которую мы проявляем к ним.

Считаю, что успех учительской деятельности зависит от личности. Уверенна, если учителю не скучно наедине с самим собой, он всегда будет интересен своим ученикам.

Работа в группах: выработка единой педагогической позиции учебного и воспитательного процесса по моделированию личности выпускника.

Решение педагогического совета:

  1. Активизировать работу педагогов по преемственности воспитательной работы. Анализ работы по отслеживанию результата проводить на заседаниях методических объединений.

  2. Классным руководителям разнообразить формы и содержание учебной и внеклассной деятельности, направленной на повышение уровня воспитанности и отслеживать позитивные изменения.

  3. Исходя из того, что семейное воспитание и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребенка социальному педагогу  и классным руководителям провести диагностику уровня информированности знаний родителей по вопросам воспитания в семье.

  4. Заместителю  директора по воспитательной работе, вожатому школы, классным руководителям выработать эффективные подходы в создании условий для самореализации личности в системе педагог – ученик – родители.

  5. Отметить положительную работу классных руководителей 3 класса, 5 класса, 11 класса  по сплочению ученического коллектива

Повышение уровня воспитанности обучающихся

Доклад подготовила классный руководитель Л.И.Недригайлова

     Главная задача классного руководителя – изучать воспитанников и их потребности, определять цели, вовлекать обучающихся в нужные для формирования личности виды деятельности, помогать им вырабатывать соответствующие отношения к событиям и явлениям, сопоставлять достигнутые результаты с поставленными целями, объективно оценивать действия детей.

     Думается, что после всех этих рассуждений можно сделать вывод, что воспитание – это целенаправленный процесс формирования общественно активной, трудолюбивой и культурной личности, осуществляемый воспитателем в тесном общении с воспитуемым посредством деятельности.

     Чтобы осуществить намеченное, мне предстояло как можно полнее изучить своих бывших четвероклассников. В начале учебного года я предложила им анкету, содержащую следующие вопросы:

     — Что тебе нравится делать?

     — Какое поручение выполнял в классе раньше, какое хотел бы выполнять теперь?

     — Чему хотел бы научиться?

     — Чему можешь научить товарищей?

     — Что предлагаешь для улучшения жизни класса?

      Полученные от ребят анкеты раскрыли мне много интересного о каждом. Так в течение месяца я составила мнение о каждом ученике. Помогли также беседы с учителем начальных классов, родителями.

      При распределении обязанностей, связанных с жизнью классного коллектива, старалась учитывать индивидуальные особенности, склонности, пожелания ребят.

     Готовить и проводить воспитательные мероприятия должны все учащиеся, а не только активисты. Каждого ученика в классе следует привлекать к подготовке очередного мероприятия, обязательно учитывать при этом его возможности. Кроме того, классному руководителю необходимо применять те методы, которые ставят школьников в условия, когда нужно действовать им самим. А для этого формами воспитательной работы не должны быть только беседы или лекции, необходимо использовать диспуты, вечера вопросов и ответов, тематические вечера, устные журналы и другие более интересные формы.

     Воспитание творческого человека – важная задача. Формировать его надо общими усилиями: в семье, в школе. Всем вместе надо заботиться о всестороннем развитии детских способностей. Творческая личность формируется в детстве. Если вовремя не обратить на это внимание, то человек вырастет подражателем. Слово «творчество» указывает на то, что человек должен творить, выдумывать новое, иметь смекалку, острый ясный ум, воображение, уметь в конкретной ситуации принимать самостоятельное решение, быть смелым, мужественным, отстаивая истину.

     Чтобы ребенок вырос творческой личностью, надо учить его смотреть на мир своими глазами, осмысливать его своим умом , критически подходить к явлениям.

     Известно, как важны в военно – патриотическом воспитании школьников кинофильмы о Великой Отечественной войне. Нужны фильмы, раскрывающие, что собой представляли фашисты, вероломно напавшие на нашу Родину, их бесчинства над мирными жителями, показывающие как воевали и трудились люди и даже дети в тяжелые военные годы, приближая победу над врагом.

     В школах на высоком организационном и идейном уровне должны проводиться военно – спортивные игры «Зарница» и «Орленок», действовать военно – патриотические объединения, клубы юных моряков, космонавтов и др. Должна возрасти роль ученического самоуправления. Важно рассказывать ребятам о боевых заслугах и подвигах выпускников школы.

     Для улучшения эстетического воспитания  учащихся необходимы такие формы воспитания, как недели книги, недели музыки, праздники песни, смотры детской художественной самодеятельности, конкурсы рисунков, фотографий, любительских кинофильмов.

     Внеклассное мероприятие должно быть таким, чтобы в ходе его ребенок моделировал свои поступки, проигрывал ситуации, которые, возможно, он должен будет проживать в своей жизни, но уже не играя. Это возможно только в том случае, когда педагог неформально относится к своему делу, когда процесс воспитания учащихся носит системный характер, когда педагог понимает, что процесс воспитания человека – это процесс создания личности, причем личности способной впитать культуру своего народа, человечества и способной шагнуть дальше в развитии себя, своей собственной культуры.

     Занимаясь вопросами нравственного воспитания личности, классный руководитель должен руководствоваться и помнить, что человек – произведение культуры того социума, в котором он формируется.  Именно социум задает ему программу, с помощью которой он формирует свой собственный мир. Задача классного руководителя состоит в том, чтобы не только знать о личностном развитии школьника, о тех ролях, которые он может играть во взрослой жизни, но и использовать свои педагогические знания и умения для построения неформальной воспитательной системы, способной помочь ребенку состояться умственно и нравственно. Но при этом взрослые, которые занимаются процессом воспитания, должны быть сами примером ребенку, иначе воспитание не только не будет иметь нужного результата, но и будет способствовать скорее саморазрушению, нежели развитию и совершенствованию. Только построив отношения с обучающимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нем, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.

Просмотр содержимого документа

«Повышение уровня воспитанности обучающихся »

Педсовет

«Повышение уровня воспитанности»

Слайд 1

Сколько написано в мире статей

И сколько прочитано лекций умных

О том, как воспитывать нам детей,

Пытливых и добрых, смешных и шумных.

Советы несутся со всех сторон;

Пишут ученые, и писатели,

И методисты, и воспитатели,

Иные из кожи аж лезут вон.

Пишут о строгости и о такте,

Что благо, а что для учебы враг.

Твердят, что воспитывать надо так-то,

А вот по-иному нельзя никак!

Эдуард Асадов

Слайд 2

Воспитание – один из важных факторов развития личности, побуждающее его к саморазвитию. Дело в том, что личностные свойства и качества ребенка имеют не биологическую, а социальную природу и вырабатываются человеком в течение всей жизни.

ВОСПИТАТЕЛЬ – педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности группового коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

Работа воспитателя – целенаправленная система, которая основывается на программу воспитания всего образовательного учреждения, анализ предыдущей деятельности, позитивные и негативные тенденций общественной жизни, ситуации в групповом коллективе. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности воспитанников.

Слайд 3 – 4.

Воспитанность – это интегрированный показатель результата воспитательной работы, отражающий сформированность отношения воспитанника к обществу (отношение к родной природе; радость за свою страну; служение родине своими силами; забота о своей школе);

  • к умственному труду (познавательная активность; стремление реализовать свои интеллектуальные способности; саморазвитие; организованность в учёбе);

  • к физическому труду (инициативность и творчество в труде; самостоятельность в труде; бережное отношение к результатам труда; осознание значимости труда

  • к людям (уважительное отношение к старшим; дружеское отношение к сверстникам; милосердие; честность в отношении с товарищами, взрослыми, сверстниками);

  • к себе (развитая добрая воля; самоуважение; соблюдения правил культуры поведения; организованность и пунктуальность; требовательность к себе);

  • к прекрасному (оценивание красоты в своих делах; видение прекрасного в окружающей жизни; овладение основами художественной и творческой деятельности; понимание доступных произведений искусств).

  • Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет, культуру общения.

Социометрический метод – это метод опроса, направляемых на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы. В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Цель: выявить сплочённость группы, а также «лидеров» и «отверженных».

Обработка результатов:

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Белаш Вова

3

1

2

3

2. Диденков Женя

3

2

1

3

3.Марченко Дима

2

2

3

1

1

4.Молостов Витя

2

3

1

2

1

5.Климкина Надя

3

3

3

6. Куликов Андрей

3

1

1

3

1

7. Петренко Влад

3

2

1

2

3

8.Ченин Алексей

1

3

2

3

Количество выборов

0

10

15

11

5

13

15

3

Лидер или «звезды» группы: Марченко Дима (15), Петренко Влад

Предпочитаемые члены группы – Куликов Андрей (13)

Принятые члены группы: Молостов Витя(12), Диденков Женя (10),

Климкина Надя (5)

Непринятые члены группы: Ченин Алексей(3),

Отверженные члены группы: Белаш Вова (0)

В дальнейшей своей работе мы будем стараться:

  • Вовлекать изолированного воспитанника в интересную деятельность.

  • Помогать достигнуть успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребенка (преодоление неуспеваемости и т.д.)

  • Постараться преодолеть аффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчивость), которая часто является причиной и, конечно, следствием психологической изоляции.

  • У некоторых детей рекомендуется выработать уверенность.

  • Избегать неумеренного захваливания или противопоставления воспитанников друг другу.

  • Наладить контакт воспитанника с педагогом. Дети должны увидеть, что педагог внимателен к ребенку и хорошо к нему относится.

  • Очень важно создать в группе атмосферу дружелюбия и искреннего стремления помочь товарищу.

Слайд 7.

Чтобы определить уровень воспитанности воспитанников использовали различные методики Н.П.Капустина, диагностическую программа изучения уровня воспитанности воспитанников М.И.Шиловой

Слайд 8.

Определение уровня воспитанности детей группы (самооценка и оценка воспитателей). Каждому воспитаннику индивидуально предлагалось оценить себя по 5 балльной системе (самооценка), а затем воспитатель группы давал оценку. По результатам проведенного диагностирования можно сделать следующие выводы:

Уровень воспитанности по группе : 4,4/ 3,5

На лицо несоответствие по уровню воспитанности:

По результатам самих воспитанников у них ближе к высокому уровень воспитанности, а по результатам оценки воспитателей – средний и ниже среднего уровни

Слайд 9-11.

В дальнейшей своей работе будем:

  • Продолжать воспитывать в детях такие качества, как: вежливость, тактичность, правдивость, самокритичность, самообладание, самодисциплина, чувство меры в самовыражении.

  • Делать упор на повышение уровня отношения к обществу, к групповому коллективу, к труду, к людям. В течение всего года изучать разнообразные темы по данным направлениям, в которых определяются понятия совести, доброты и гуманности, злобности и жестокости, национализма.

  • Создать первоначальное представление о юридической ответственности, раскрывать причины негативного отношения общества к людям, преступающим закон, воспитанники должны отличать правонарушения от нарушений норм морали, иметь представление о вине как обязательном составе преступления, и наказании как результате наступления юридической ответственности. Необходимо разъяснять ошибочность представлений подростков о возможности избежать наказания, формировать ответственное отношение к своим поступкам и поведению

  • Привлекать к участию в коллективных делах класса, группы, школы.

  • Способствовать дальнейшему формированию нравственных представлений и убеждений.

  • Формировать у воспитанников ответственное отношение к учёбе, бережное отношение к результатам труда человека.

  • Развивать у воспитанников чувство коллективизма, сплочённости, доброжелательное отношение друг к другу.

  • Способствовать усвоению культуры отношений между юношами и девушками.

  • Воспитывать уважительное отношение к Конституции и государственной символике РФ, интерес к истории, культуре, традициям и обычаям своей страны.

Способствовать формированию умения управлять своим поведением, признавать и анализировать свои ошибки, правильно распределять время учёбы и отдыха.

Создавать условия, направленные на повышение таких показателей уровня воспитанности, как:

  • мотивационно – ценностное отношение к своей личности и окружающим; 

  • интеллектуальное развитие, круг познавательных интересов;

  • сформированность нравственной культуры; 

  • развитие коммуникативных умений и навыков; 

  • направленность личности (на себя, на общение, на дело); 

  • сформированность операционных умений

  • (организаторские качества личности)

Всё вышесказанное свидетельствует о том, что повышение уровня воспитанности – это комплексная и системная работа ряда лет. Только темп и объём развития постепенно меняются в зависимости от возраста воспитанников. Подводя итог сказанному, хочется отметить, что оценивая результаты воспитания через категорию личностного роста ребенка, мы подчеркиваем значимость для воспитания позитивной динамики развития личности (то есть развития ценностного отношения ребенка к людям, своему отечеству, труду и т.д.), а не соответствия ее какому-либо эталону, стандарту, норме (быть непременно гуманистом, патриотом, творцом и т.д.). Такой подход позволяет оценить усилия даже плохо воспитанного ребенка стать чуть лучше, не причисляя его к разряду «анормальных», «девиантных» детей.

Завершить свое выступление хочется словами К. Д. Ушинского: «Чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Парацетамол 500 мг инструкция по применению детям в таблетках
  • Нетология курсы руководства
  • Как подать заявку на аукцион сбербанк аст пошаговая инструкция
  • Метолазон инструкция по применению цена отзывы
  • Гриппферон мазь инструкция по применению взрослым