Воспринять как руководство к действию

Время сорваться с крючка: превращаем эмоции в союзников

Время на прочтение
14 мин

Количество просмотров 25K

Не умеете ли вы получать удовольствие от работы и жизни в целом так, как не умеем это делать мы? Если ваш понедельник выглядит как те самые мемы, пятница радует, а коллеги и клиенты периодически наводят на мысли о членовредительстве, значит книга, о которой пойдет речь в этой пятничной статье, может вам пригодиться.

В 2016 году психолог и бизнес-коуч из США Сьюзан Дэвид обобщила свой двадцатилетний опыт консультирования и теоретические наработки в книге «Эмоциональная гибкость: Как научиться радоваться переменам и получать удовольствие от работы и жизни». Концепция, представленная в этом труде, стала одной из самых обсуждаемых новинок и собрала немало регалий: Amazon объявил его лучшей книгой 2016-го, а само понятие «эмоциональная гибкость», введенное в обиход исследовательницей, удостоилось звания идеи года по версии Harvard Business Review. В двух словах эту идею можно выразить так: успех предопределяется тем, как мы выстраиваем взаимодействие со своим внутренним миром и, в первую очередь, эмоциональными откликами. На первый взгляд звучит, как нечто крайне абстрактное на тему личностного роста, но на деле многие тезисы универсальны и вполне годятся для ежедневного применения на работе и в быту. Мы прочитали и законспектировали основные мысли для тех, у кого мало времени, но много мотивации.

Глава 1: От ригидности к гибкости

Эмоции — это мгновенная физиологическая реакция на важные сигналы, которые мы получаем из окружающего мира, механизм синхронизации нашего внутреннего состояния и поведения с ситуацией. Они представляют природную систему ориентирования, благодаря которой мы не только выживаем, но и добиваемся успехов.

Вместе с тем, как все прекрасно знают, на эмоции нельзя полностью положиться. Иногда они представляют ситуацию в искаженном виде, сбивают с толку и толкают на нежелательные поступки. Так как обращаться с системой ориентиров, которая постоянно сбоит? Многие предпочитают попытаться отключить ее совсем, другие устанавливают фильтры, третьи верят ей безоговорочно.

Дэвид предлагает самобытный подход к управлению своей внутренней жизнью — эмоциональную гибкость, которая предполагает осознанное принятие, самоанализ и широту мышления.

Главный секрет в том, чтобы рассматривать эмоции именно как сигналы оповещения, которые подает нам система безопасности. Игнорировать эти сигналы непродуктивно, но нельзя забывать и о том, что они нуждаются в расшифровке и осмыслении, а не призывают непосредственно к действию.

Между раздражителем и реакцией всегда есть промежуток, и в этом промежутке человек обладает свободой выбора.

Эмоциональная гибкость обращается именно к таким промежуткам между чувствами, которые вызывает у нас ситуация, и поведением, которое она диктует. Важно уловить этот момент, подключить рациональное мышление и принять верное решение. Но это сложнее, чем кажется.

Почему? Потому что нашему мышлению присуща ригидность — склонность выдавать на раздражитель шаблонные реакции, минуя стадию анализа. Особенно ярко эта склонность проявляется в сценариях, где задействован крючок — какое-то событие или переживание, с которым у нас связано много негативного опыта и пораженческих установок.

Глава 2: На крючке

Наш мозг не только запоминает события, но интерпретирует их определенным образом, выявляет закономерности и оборачивает все в сопутствующие эмоции. Таким образом, из простых фактов постепенно формируются суждения, а затем и целые сюжеты. Естественно, чем более широкие и радикальные обобщения мы делаем, тем меньше они обычно соответствуют действительности. Хуже того — зачастую они негативны и вредны.

Цепочка может быть, скажем, такой: «Такими темпами я не успею закончить к сроку» > «Я и на прошлой неделе задержал работу, мне вечно не хватает времени» > «Половина отдела работает быстрее меня, я не вытягиваю» > «Не надо было переходить в эту сферу, все равно ничего не получается, так и буду тащиться в хвосте» > установки «Я плохой работник», «Я тугодум», «Мне ничего не светит в сфере Х».

Когда сценарий сформирован, мы будем пытаться применять его где только можно, при первом же столкновении с подходящим триггером (например, цейтнотом или критическим замечанием). Когда это происходит, запускается «автоматический режим»: мы уже не задумываемся, а просто воспроизводим готовую цепочку рассуждений и переживаний.

Крючок складывается из трех составляющих:

  • Внутренняя шарманка (те самые шаблоны и установки, которые мы повторяем при всяком удобном случае)
  • Когнитивное слияние (своего рода видеоряд ко внутреннему монологу: воспоминания, образы)
  • Эмоциональный удар (негативные чувства, которые вызывает у нас этот опыт)

Все это — прямое следствие специфики нашего мышления. Людям нравится создавать мыслительные категория и распределять по ним предметы, явления и даже окружающих. Категоризация — в целом, полезный механизм, который позволяет избежать информационной перегрузки. Благодаря ей мы используем эмпирические знания, чтобы справиться с рутиной с минимальными затратами сил.

Однако когда мы излишне полагаемся на жесткие, заранее определенные категории и подстраиваемся под них, то начинаем выдавать стандартные реакции на новые события, не задумываясь о том, насколько они подходят. Люди, попавшиеся на крючок определенного способа мышления, воспринимают действительность искаженно, широкий контекст ситуации проходит мимо них, что приводит к опрометчивым решениям.

Как только мозг переключается в автоматический режим, требуется усилие и немало гибкости, чтобы из него выйти. Соответственно, для тех, кто чересчур полагается на готовые алгоритмы, возникает опасность никогда не выйти из режима «плыву по течению» и упустить множество вариантов, доступных для восприимчивого разума.

Есть четыре крючка, на которые мы попадаемся чаще всего:

Крючок №1: Думать вредно

Решения базируются на предположениях, гипотетических последствиях действий — человек словно снимает с себя ответственность фразой «я думал…».

«Я думала, что это никому не интересно, поэтому промолчала».
«Я подумал, что они разберутся сами, и не стал вмешиваться».

Крючок №2: Говорящая обезьяна

Так обозначается всем известный «внутренний диалог» с образом реального собеседника, который существует только в нашей голове и за которого мы сами придумываем реплики, возражения, а возможно, и оскорбления. Разговор вымышленный, но эмоции, который он у нас вызывает — вполне реальны. Это отличный способ настроить себя на худший исход, раздуть проблему и потерять много времени и энергии. Говорящая обезьяна выбрасывает нас из настоящего, не давая нейтрального пространства для творческого мышления и не позволяя сосредоточиться на том, что происходит в текущий момент.

Крючок №3: Старые идеи, из которых вы уже выросли

Бывает так, что определенные алгоритмы поведения вырабатываются как защитная реакция на окружающую действительность. В какой-то момент человек попадает в иную жизненную ситуацию, где они больше не нужны и не эффективны, но продолжает воспроизводить устаревшие стереотипы. Часто это симптом старой, не проработанной травмы. Например, многие дети из токсичных семей, когда вырастают и начинают строить отношения с партнерами, придерживаются тех правил безопасности, которые выработали для себя в детстве — не открываться полностью, избегать конфликтов, не показывать слабости.

Крючок №4: Излишняя прямота

Тут речь идет скорее о желании выйти из спора «правым» любой ценой. Иногда мы забываем, что наилучший исход диалога — это компромисс и взаимопонимание, и упорно продолжаем гнуть свою линию до победного конца, хотя разговор уже перестал быть продуктивным и превращается в обычную ссору.

Глава 3: Как освободиться от крючка?

Этот вопрос — часть более широкой и фундаментальной проблемы: как относиться к своим чувствам в принципе? То, как мы привыкли реагировать на возникновение какой-то эмоции, непосредственным образом влияет на разрешение ситуации в целом — пойдем ли мы по протоптанной дорожке или поступим сообразно обстоятельствам.

Разные специалисты предлагают разные варианты базового списка эмоций. Дэвид принимает следующий:

  • Радость
  • Гнев
  • Печаль
  • Страх
  • Удивление
  • Презрение
  • Отвращение

Как мы видим, большинство из них (пять из семи) — негативные. Следовательно, неприятные переживания неизбежно будут составлять существенную часть нашей эмоциональной жизни.

Среди стратегий, которые люди применяют к негативным чувствам, особенно популярны следующие две:

Закупоривание. В попытке освободиться от крючка человек оставляет свои эмоции без внимания — делает вид, что ничего не происходит и пытается отвлечься на другие впечатления.

Проблема тут в том, что, отмахиваясь от неприятных чувств, невозможно понять, чем они вызваны, а значит, не удастся и найти какое-то решение. Серьезным переменам и личностному росту всегда сопутствуют глубокие и сильные эмоции, и те, кто от них отказывается, вынуждены годами оставаться на одном месте. Кроме того, стратегии избегания — сознательные усилия не делать чего-то (например, «не думать об этом») отнимают не меньше ресурсов, чем активные действия. И наконец, подавляемые эмоции никуда не деваются — они копятся и рано или поздно возьмут свое, причем совсем не так, как вы ожидали (так называемое эмоциональное смещение). Получается парадокс: закупорщики стремятся обрести контроль и сэкономить энергию за счет подавления, а в итоге не имеют ни того, ни другого.

Накручивание. Здесь ситуация обратная: человек не может отпустить ситуацию, переживая и анализируя ее до бесконечности. На первый взгляд может показаться, что он на верном пути — ведь происходит осознание и принятие эмоций — но накручивальщик «погрязает» в переживаниях, которые усиливаются с каждым новым витком, и так и не доходит до стадии продуктивных действий.

Итак, обе эти стратегии не работают в долгосрочной перспективе, хотя могут на время «снять симптомы». Их можно использовать в отдельных ситуациях, но ни в коем случае нельзя превращать в привычные механизмы.

Какой же подход тогда следует считать продуктивным? Ответу на этот вопрос посвящена следующая глава.

Глава 4. Повернуться к себе лицом

Первый шаг к эмоциональной гибкости выглядит так: встретиться со своими проблемами лицом к лицу, примириться с ними и найти способ мирно сосуществовать. Если отнестись к своим демонам с сочувствием и интересом, как к части себя, они лишаются силы.

«Отнестись с сочувствием» значит принять свои мысли и чувства не как неизбежные или однозначно правильные, но как закономерный результат влияния прошлого опыта и текущей ситуации. Принятие того, что есть — обязательный базис для контроля и изменения. И это не значит, что нужно стараться видеть только хорошее — как раз-таки безоценочное осознание своих слабостей и недостатков дает возможность для роста.

Принятие своих чувств и желаний как данности не следует считать одноразовой акцией, оно должно стать для нас перманентным состоянием. Любые чувства, реакции, порывы имеют право на существование. Перемены, о которых идет речь выше, будут касаться конкретных действий, а не эмоций — силы должны уходить не на то, чтобы бороться с сиюминутными желаниями, а на принятие решений, соответствующих нашим ценностям.

Примечание: не лишним также будет также поработать над своим эмоциональным словарем — умением замечать, различать и называть разнообразные чувства. Невозможно принять эмоцию, если не понимаешь, что именно испытываешь.

Глава 5. Дистанцироваться

Многочисленные эксперименты показывают, что один из эффективных способов проработать свои чувства — это письменное самовыражение (иными словами, выплескивание наболевшего на бумагу). Почему? Потому что таким образом мы делаем следующий шаг к эмоциональной гибкости — дистанцируемся от своих эмоций. Переводя чувства в слова, мы получаем возможность посмотреть на них со стороны и постепенно переходим от переживания к анализу.

Дистанцирование — это и есть создание того промежутка между стимулом и реакцией, о котором говорилось в первой главе. Такой промежуток можно использовать, чтобы в полной мере оценить контекст, вспомнить свои цели и ценности и выбрать линию поведения, соотносящуюся с ними.

Выбор — это наличие пространства для маневра.

Быть на крючке — значит видеть только один ответ, тот, который подсказывают нам импульсы. Отдаляясь от проблемы, мы, в полном соответствии с законами перспективы, получаем более широкий обзор возможностей, а значит и большую гибкость. Если рассматривать каждую мысль как вещь в себе, мы не подпадем под ее контроль и сможем выбирать, как с ней поступить — развить, воспринять как руководство к действию или отбросить в сторону. Такой навык называется метавзглядом — взглядом сверху.

Автор предлагает следующие техники дистанцирования:

  1. Живите процессом. Категоричность — это ригидность, настраивайтесь на динамику и постоянное развитие.
  2. Отмечайте противоречия. Понимание, что у вас в сознании сосуществуют казалось бы несовместимые мысли («Я ничего не стою» — «Меня не ценят по достоинству»), подрывает их авторитет и отбивает охоту принимать их как руководство к действию.
  3. Смейтесь. Юмор помогает и принять проблему, и посмотреть на нее с необычной точки зрения.
  4. Обращайтесь к разным точкам зрения. Подумайте, как выглядела бы ситуация со стороны другого человека, робота, собаки и так далее.
  5. Называйте вещи своими именами. Нет необходимости что-то сглаживать и корректировать — помните, что, как это ни парадоксально звучит, вы не обязаны соглашаться с собственными мыслями, а значит, не нужно подгонять их к стандарту.
  6. Говорите о себе в третьем лице. Это дешевый и сердитый способ сразу мысленно оказаться вне ситуации.

Все приемы, описанные до сих пор, служили одной цели: удержать себя от принятия бездумных решений, продиктованных сиюминутными эмоциями. Отключая автопилот, погружаясь в ситуацию и глядя на нее глазами стороннего наблюдателя, мы освобождаем пространство для мыслей другого типа. Что же тогда должно ложиться в основание решений?

Глава 6: Следовать своему пути

Следование собственному пути — это искусство жить, опираясь на свой личный набор ценностей: то есть убеждений и принципов поведения, которые придают жизни смысл и приносят удовлетворение. Следующий шаг в достижении эмоциональной гибкости — выявить эти ценности и научиться руководствоваться именно ими при принятии решений.

Самое сложное здесь — не допустить подмены того, что важно именно нам, тем, чего «полагается хотеть». Часто нам требуются какие-то ориентиры, им мы находим их в окружающих или в расхожих истинах, которые транслирует культурное пространство. Происходит процесс так называемого социального заражения.

Не понимая своих истинных желаний, мы рискуем заместить их чужими и фактически прожить жизнь на автопилоте.

Автор подчеркивает, что ценности в ее понимании — это не о жесткие правила жизни, а личный набор ориентиров для целенаправленной деятельности.

  • Ценности добровольны, не навязываются извне.
  • Ценности представляют собой процесс, а не конечную цель (т.е. «Хочу получить Нобелевскую премию» — не ценность).
  • Ценности направляют, но не ограничивают.
  • Ценности активны, а не статичны.
  • Ценности приближают нас к желаемому, освобождают от социального давления и помогают принять себя.
  • Наконец, ценности заточены на практическое применение.

Чтобы составить представление о собственном наборе ценностей, стоит задать себе такие вопросы:

  • Что для меня важнее всего?
  • Какие отношения я хочу строить?
  • Чем я хочу заниматься в жизни?
  • Как я себя чувствую большую часть времени? Какие ситуации заряжают меня энергией?
  • Если бы из моей жизни чудесным образом исчезли все тревоги и весь стресс, какой бы она стала, какие новые занятия у меня появились бы?

Когда вы осознаете, что для вас важно, разрыв между истинными чувствами и поступками начинает сокращаться. Ценности оберегают от нас заражения негативными шаблонами и дают толчок к верным решениям в мелких повседневных дилеммах. Без них развивать силу воли трудно и бесполезно.

Глава 7: Не останавливаться на достигнутом: принцип мини-корректировок

Адаптация своего поведения под выбранные ценности — процесс скорее эволюционный. чем революционный. Он происходит не за счет радикального переворота, а складывается из множества мелких повседневных изменений — мини-корректировок. Эффект от них постепенно накапливается, и в итоге курс нашей жизни кардинально меняется.

У мини-корректировок есть три основные области применения. Менять можно:

1. Установки

Установки — это базовые представления о мире и нашем в нем месте, которые определяют то, как мы с ним взаимодействуем. Они могут быть как очень широкими («Люди не меняются», «Женщины глупее мужчин»), так и частными, относящимися к конкретной личности и ее самовосприятию («Я не творческий человек», «Я не могу без выпивки»). С изменением установок естественным образом меняется и линия поведения — происходит приспособление к «новой» действительности.

2. Мотивацию

Мотивация типа «хочу» всегда работает лучше мотивации типа «надо». Даже если неприятное решение полностью соответствует нашим ценностям, на голой силе воли далеко не уедешь — нужно подключать собственные желания. В какой-то мере это просто вопрос правильной формулировки цели: она должна отражать наши истинные интересы так, чтобы порождать заинтересованность. Неверно сформулированная цель опирается на внешние внушения, негативные установки или чувство стыда.

Ср.: «Надо худеть, иначе не потяну вылазку в горы летом» и «Надо худеть, а то на меня уже смотреть противно!»

Хочу-мотивация подталкивает нас к тому, чтобы искать альтернативы, и подсказывает причины не следовать искушению («На самом деле, не так уж и хочется сладкого»); надо-мотивация усиливает соблазн, создавая чувство, что нас притесняют и ограничивают («И так ничего вкусного не ем, а толку?»).

Примечание: здесь легко попасться в ловушку «вымученного позитива». Иногда в ситуации нет ничего, что могло бы апеллировать к нашему «хочу». Если в какой-то области такое случается часто, возможно, там назрела необходимость серьезных перемен.

3. Привычки

Привычка — это вызываемая внешним фактором автоматическая реакция на часто возникающую ситуацию.

Долговременные изменения — всегда вопрос привычки. В определенный момент мы перестаем каждый раз делать осознанный выбор в пользу чего-то и возводим ту или иную схему поведения в вариант «по умолчанию». По сути, это тот же автопилот, про который шла речь в начале книги, только в случае с позитивными изменениями он работает на нас. Привычка не только гарантирует воспроизведение действия, но и освобождает нам умственные ресурсы.

Как сформировать привычку?

  1. Сделайте желательное решение самым очевидным или требующим меньше всего усилий (держите дома фрукты, а не шоколад, не подключайте безлимитный интернет на телефон). Окружающая обстановка будет решать, какой шаблон поведения вы изберете в спешке, на нервах или после долгого, утомительного дня.
  2. Принцип прицепа: добавьте в сложившуюся схему поведения новое действие (хотите больше практиковаться в иностранном языке — включите зарубежный блог в список сайтов, которые просматриваете за завтраком). Со временем оно само превратится в привычку, а вам не придется ощутимо менять сложившийся распорядок.
  3. Самопрограммирование: заранее готовьтесь к предсказуемым препятствиям, выстраивайте схемы ‘если-то’ («Если возникнет соблазн переставить будильник — сразу встаю»). Так, когда вы столкнетесь с триггером, он с большей вероятностью запустит запланированную реакцию, а не спонтанную.
  4. Оттените общий позитивный настрой мыслями о трудностях. Практика показывает, что оптимальный подход — ментальный контраст, смесь оптимизма и реализма. Излишне сосредоточившись на мыслях об успехе, вы теряете мотивацию для реальных действий по его достижению. Напротив, если создать реалистичную мысленную траекторию от текущей ситуации к желаемому исходу, на которой имеются в том числе и препятствия, вы окажетесь заранее настроены на их преодоление.

Глава 8: Не останавливаться на достигнутом: принцип балансира

Итак, мы снялись с крючка, очертили круг ценностей, стали вводить мини-корректировки в соответствии с ними и постепенно ввели нужные действия в привычку, приучив себя воспроизводить их на автопилоте. Все вроде бы хорошо, но если в нашей жизнь подобные автоматические действия начинают преобладать, это приводит к отсутствию роста, скуке и ригидности — то есть именно к тому, от чего мы пытались уйти на самом первом этапе.

Подобное состояние, когда в определенной области для нас уже не остается ничего, что можно считать вызовом нашим способностям и все задачи можно выполнять с закрытыми глазами, называется сверхкомпетентностью. Оно оставляет ощущение рутины и предсказуемости и не приводит к процветанию, даже если мы занимаемся тем, что входит в наши ценности. Противоположность такому положению дел — это ситуации сверхсложности, когда мы постоянно находимся в напряжении и вынуждены выкладываться на 150%, что подавляет творческое мышление и истощает психику. Эмоциональная гибкость подразумевает постоянное балансирование между этими двумя состояниями. Следующий шаг — следование принципу балансира.

Принцип балансира — это поиск точки взаимообмена, где комфорт простых, знакомых ситуаций уравновешивается напряженным взаимодействием с неизведанным, и даже стрессом. Эта точка определяет область оптимального развития, в которой мы могли бы жить на пределе способностей — не погрязая в рутине, но и не мучаясь чувством бессилия.

Главное препятствие здесь — наше стремление к комфорту, то есть, по сути, к безопасности. Выход из зоны комфорта всегда связан с неопределенностью и риском, а эволюционные механизмы побуждают нас избегать незнакомого и потенциально опасного. Пробелы в понимании ситуации всегда вызывают подсознательный страх. Для нас настолько важна связная, целостная картина мира, что мы можем пойти против собственных интересов, чтобы только не «ломать шаблон».

Например: люди с низкой самооценкой тяготеют к тем, кто о них невысокого мнения, так как ищут подтверждения своим установкам. Успех внушает им тревогу, которая может толкнуть на самосаботаж.

Поэтому трудности в свою жизнь нужно вводить осознанно и дозированно, выдерживая баланс между сложностью и умением. Эксперименты показывают, что в освоении любого навыка есть так называемая зона стабильности: отрезок, на котором человек может ощущать себя сверхкомпетентным, но возможности развития на самом деле еще не исчерпаны. Стремление к непрерывному усложнению задач, открытость для новой информации позволяет не застрять на гладком участке графика.

Как выйти из зоны стабильности?

  • Сделать выбор в пользу незнакомого, а не комфортного.
  • Отобрать применимые варианты. На этом этапе мы подключаем ценности и определяем, насколько релевантен для них той или иной навык. Применимый вариант работает в текущих условиях, но при этом приближает нас к тому будущему, которого мы хотим для себя.
  • Развиваться с каждым шагом. Сложности должны стать привычной, неотъемлемой частью жизни.

***

Комментарий составителя: Девятая и десятая главы посвящены применению описанных техник в конкретных контекстах (профессиональная деятельность и воспитание детей) и не добавляют ничего нового в плане теоретических основ. В полной версии книги вы также найдете значительно больше примеров из жизни и развернутых метафор — текст, в лучших традициях американской литературы по самопомощи, щедро разбавлен развлекательным контентом. Также мы оставили за пределами конспекта несколько параграфов, в которых идет речь о частных проблемах, которые актуальны скорее для западных реалий и мировоззрения (иго «позитивного мышления», стрессофобия).

Если говорить о личных впечатлениях, идеи, которые Дэвид высказывает в разных частях книги, не поражают новизной. О привитых сценариях, которые человек проживает раз за разом, скажем, подробно писал еще Берн, токсичность подавляемых эмоций — тоже общее место в психологии. Однако автор очень органично сплетает различные техники, принципы и решения в единый стройный подход, немного их упрощая и приспосабливая для повседневного применения. Действительно возникает желание попробовать, тем более что методика очень, простите за каламбур, гибкая — не требует больших вложений ресурса и опробовать ее можно на любой мелочи.

Совет или руководство к действию: как взрослому человеку реагировать на мнение родителей

16 декабря 2021 15:51





Почему взрослые люди зачастую воспринимают советы родителей, как руководство к действию, объяснил психотерапевт, трансперсональный психолог Руслан Шереметьев.

Родители сильно влияют на формирование личности человека. Дети перенимают привычки, знания, повадки родителей. А во взрослом возрасте руководствуются установками, заложенными в детстве. Как реагировать на мнение родителей и почему даже взрослые люди подвержены влиянию родителей в беседе с ФАН объяснил психотерапевт, трансперсональный психолог Руслан Шереметьев.

По словам психолога, около 70% человеческих мыслей — это знания и установки, которые дали родители в возрасте от 0-7 лет.

«В период роста и развития нам продолжают вбивать в голову что «мама знает лучше». Агитация ведётся и в религии «почитай отца и мать своих», но это не значит, что к их мнению нужно прислушиваться до конца жизни», — подчеркнул Шереметьев.

С детства у людей есть определенные страхи. Свою роль в этом играют установки, что нужно быть хорошими и правильными. Поэтому не удивительно, что огромное количество людей зависят от мнения своих родителей. Как сказал психолог, по данным опроса, таких людей около 35%. Однако и те, кто принимает волю родителей или пытается сделать все наперекор, ещё больше зависимы от их мнения.

«Важно понять, насколько хорошо прислушиваться к мнению родителей во взрослом возрасте. Вы можете слушать что вам говорят, но делать следует то, что хотите вы. Так как вы являетесь взрослой целостной личностью. Когда человек прислушивается к мнению родителей и при этом не учитывает собственные потребности и желания, это означает лишь одно — не проведена сепарация с родителями. Человек так и не стал целостной личностью, а все еще привязан психологической пуповиной к своей матери. Получается, что он продолжает проживать ее жизнь, а не свою», — объяснил Шереметьев.

Как отметил специалист, для россиян особенно важно слышать авторитетное мнение, поскольку история народа полна переворотов и реформ. На протяжении долгого времени людям и социально, и религиозно внушают, что нужно кого-то слушать.

«За сотни лет в нас сформировалось убеждение, что наше собственное мнение ничего не значит, но если другой человек мне скажет, как что-то делать, то все будет правильно. Проблема в ценности и самооценки каждого человека. Около 90% Россиян не ценят себя, либо их самооценка носит характер ниже среднего, а это значит, что ровняться на себя они не могут и ищут любое плечо, которое сами сделают авторитетным», — заключил психолог.

Ранее психолог и сексолог Александра Миллер объяснила, как перестать обесценивать свою жизнь и побороть тревожность. Она рекомендовала перестать мониторить СМИ, которые транслируют негативную информацию и сосредоточиться на позитивных моментах жизни.

Почему люди так любят давать советы? Стоит ли учиться на «чужих ошибках»?  Как себя вести с непрошеным советчиком? Как и когда можно давать советы? Разберемся!

Почему люди так любят давать советы? Стоит ли учиться на «чужих ошибках»?  Как себя вести с непрошеным советчиком? Как и когда можно давать советы? Разберемся!


Знаменитые ведущие телешоу «Давай поженимся!» астролог Василиса Володина, актриса Лариса Гузеева и сваха Роза Сябитова: «Совет дороже золота!»

Мне 30 лет. Мама меня очень любит, но я задыхаюсь от ее советов. В институт поступила по ее совету – на экономический факультет. Теперь парюсь в бухгалтерии и ненавижу свою работу. А ведь  мечтала стать врачом! Вышла замуж по совету мамы, но не смогла с ним жить. Везде советы – на работе, дома, как одеваться, с кем встречаться, что делать! Как избавиться от непрошеных советов и не испортить отношения с советчиками? Анна, Тула.

Польза или вред?
В жизни у каждого свой путь и у каждого свои правильные решения. Совет можно воспринять как одно из мнений, но не  как руководство к действию! Если вы привыкли слушать чужие советы, вы проживаете чужую жизнь.

Согласны ли вы с тем, что дурак учится на своих ошибках, умный – на чужих? Всегда ли это мудрость? А если то, что является для одного ошибкой, для другого становится правильным решением? Жизнь – не математика, где существует всего лишь одно решение. Иногда ошибка может стать началом новой лучшей жизни. Совет может принести и пользу, и вред, ведь советчик никогда точно не знает, какое решение лучше для данного человека в данный момент. Даже психологи не дают советов клиентам, а помогают принять свое решение.

Так что лучший совет – никогда не слушать чужих советов!

Чтобы непрошеный совет возымел силу, нужны две стороны. С одной стороны советчик – человек, который сомневается в вашей состоятельности жить своим умом и хочет решить все за вас. А с другой стороны – человек, который считает, что другим  виднее, и полагается на чужой опыт.

Какие люди любят слушать чужие советы? Неуверенные в себе, инфантильные, зависимые, тревожные, желающие быть как все, боящиеся обидеть других. Что делать? Начинать проживать СВОЮ жизнь, не бояться совершать ошибки! На кону – ваше счастье, и никто другой не может лучше вас знать, что вам нужно!

Какие бывают советчики
Почему у человека возникает навязчивое желание давать советы? Из-за желания доказать свою значимость, превосходство, контролировать, опекать, манипулировать или решать проблемы за вас. Есть разные типы советчиков и методы их «обезвреживания».

Всезнайка
>
Кто они: «опытные, пожившие люди» или люди, начитавшиеся книжек и сделавшие вывод, что уже все знают об этой жизни. У них на все есть готовый ответ, который они выдают не задумываясь. А потом доказывают, почему это так. Советы могут касаться всего: как готовить, подбирать гардероб, вести машину, лечиться и т.п.
>Что им нужно от вас: признание их значимости.
>Как себя вести: похвалите их ум, опыт, мудрость. Скажите, что учтете их советы и решение примите сами, когда будете готовы. Мелкие советы можно просто выслушать, выразив благодарность: пренебрежение «бесценным опытом» может обидеть советчика.

Советчик-опекун
>
Кто они: родители, пожилые люди или «опекающие супруги».
Эти люди считают, что если вас не опекать, то с вами случится что-то плохое. Они не доверяют вам, не верят в вашу самостоятельность. Например, мама боится, что сын попадет в аварию, поэтому советует продать машину.
>Что им нужно от вас: спокойствие и возможность доверять.
>Как себя вести: убедите их, что способны сами справиться со своими задачами, что вам не грозит ничего плохого. Не тревожьте их подробностями вашей ситуации.

Советчик-манипулятор
>Кто они: эгоистичные люди, преследующие свои цели.
Не всегда совет дается ради вашего блага, часто бывает, что ради блага советчика. Манипуляция может быть даже неосознанной.  Мама советует дочери уйти от бедного мужа и переехать к ней. Зачем, ради дочери? Или потому что одиноко маме? Муж советует жене уйти с работы и заниматься домом. А будет ли хорошо жене при явной пользе мужу – и дом обихожен, и жена всегда дома?
Прежде чем учитывать мнение советчика, подумайте, о вашем ли благе печется советчик?
>Что им нужно от вас: чтобы вы сделали все так, как нужно им.
>Как себя вести: четко скажите, что нужно вам, как вы намерены решить ситуацию и почему не можете воспользоваться советом. Но тем не менее поблагодарите советчика за участие.

Советчик-деспот
>Кто они: властные, деспотичные люди, принимающие решения за вас и настаивающие на этом. Это может быть семейный деспот или начальник. Такие советы больше похожи на приказы и требуют немедленного выполнения. Часто «советы» начинаются со слов «ты должна» и даже если их дают ради вашего блага, игнорируют ваши потребности. Например, отец настаивает на том, чтобы дочь вышла замуж за сына дипломата, игнорируя ее чувства к сокурснику.
>Что им нужно от вас: послушание, признание превосходства.
>Как себя вести: придется доказывать деспоту, что вы сами будете строить свою жизнь. Вы готовы пройти этот путь. Признайте опыт и мудрость советчика, поблагодарите.

Советчик-деятель
>Кто они: практичные люди с логическим складом мышления, обычно мужчины. Деятели считают примерно так: «есть проблема – есть решение». Если вы имели неосторожность рассказать о своей проблеме, деятель считает себя просто обязанным предложить решение.
>Что им нужно от вас: чтобы вы успокоились и воспользовались советом. Если этого не происходит, он не понимает: «что тебе еще нужно, я же сказал, что делать?»
>Как себя вести: объяснить советчику, что сейчас вас нужно просто выслушать, что вы благодарны ему за участие, а чуть позже, когда вы будете готовы, вы примете решение и учтете его мнение.

> Только цифры
41% людей постоянно прислушиваются к чужим советам.
24% людей предпочитают жить только своим умом.
33% людей сожалеют о том, что когда-то последовали советам.
17% людей сожалеют о том, что не послушались совета.

> Знаете ли вы…
Как правильно давать советы

Эти правила помогут вам грамотно и аккуратно высказать свое мнение.

1Давайте совет тогда, когда вас об этом просят. Спросите у человека, хочет ли он услышать ваше мнение.
2Если вы в курсе трудной ситуации человека, но он не делится с вами, не лезьте. Можно так: «Я вижу, что с тобой что-то происходит. Ты грустный. Может, хочешь что-то рассказать?»
3Помните о принципе «Не навреди». Подумайте, не принесет ли вред ваше вмешательство в жизнь другого.
4Сдерживайте эмоции. Если вы раздражены или обижены, вы можете быть субъективным. Или можете заразить своими эмоциями человека.
5Когда даете совет, не унижайте, проявите участие, а не превосходство. Позиция «Я знаю, как лучше, ведь ты неспособен…» вызывает сопротивление или подавляет волю.
6Выбирайте место и время. Не вовремя данный совет может быть не услышан или может раздражать. Делайте это тет-а-тет, когда между вами есть взаимопонимание.
7Если вы не уверены, что человек хочет услышать от вас прямую инструкцию к действию, расскажите ему историю, где герой попал в подобную ситуацию и поступил определенным образом. Если это близко человеку, он вас услышит.

Многие знают, что большинство выступлений белорусского президента, образно говоря, «растаскиваются на цитаты». Некоторые из его выражений «улетают в народ» и становятся афоризмами. На просторах Интернета уже существуют целые сборники крылатых фраз и интересных изречений Александра Григорьевича. Но есть одна фраза, которую президент сам любит часто повторять.

«Дайте мне экономику, а всё остальное я сделаю без вас», – эти слова кочуют из выступления в выступление президента. В них Александр Лукашенко вкладывает большую смысловую «нагрузку».  Как он сам говорит, будет экономика – не будет никаких «революций» и мятежей, будет экономика – будет суверенитет, будет экономика – всё остальное будет складываться удачно. Об этом, в частности, белорусский лидер рассказывал и во время своего выступления 31 марта с ежегодным «Посланием Президента белорусскому народу и Национальному собранию». Кстати, следует отметить, что обращение к белорусскому народу и парламенту получилось ярким и насыщенным. Темой Послания, как отметил президент, были условия сохранения суверенитета и независимости Республики Беларусь. «Почему я выношу на ваше суждение и на суждение многих миллионов наших граждан именно эту тему? Все очень просто — никогда раньше в истории нашей страны, особенно нашей независимой Беларуси, не стоял так остро вопрос, как суверенитет и независимость», – пояснил в начале своего выступления Александр Лукашенко.

Традиционно сам документ (Послание) будут ещё долго и внимательно изучать и осмысливать различные слои населения Беларуси. Кроме того, несомненно, содержание Послания представляет немалый интерес и для зарубежной общественности. Как считает государственный секретарь Совета безопасности Александр Вольфович, это потому, что белорусский президент откровенно и чётко ответил на вопрос, что нужно делать для обеспечения безопасности не только Беларуси, но и во всём мире. «Это выступление нужно не только нашему народу, но и миру. Сегодня правильно было сказано, что президента слушали не только белорусы, но и граждане других стран. Это был посыл всему мировому сообществу. Все нуждаются в мире, безопасности, защите народа. Люди хотят жить и трудиться в безопасности», – подчеркнул Александр Вольфович, комментируя выступление Александр Лукашенко.

Здесь следует заметить, что мнения ряда слушателей относительно выступления президента Беларуси так же представляют особый интерес. В первую очередь потому, что дают возможность оценить, удалось ли белорусскому лидеру в своём обращении ответить на назревшие в обществе вопросы и доходчиво объяснить гражданам страны, как государство будет дальше развиваться.

Например, председатель Совета Республики Наталья Кочанова, комментируя послание, указала на то, что, несмотря на санкционное давление, белорусская экономика развивается. «Санкции для нас – не какая-то новость. Действительно, к нам частенько применяют санкции. Потому что, когда страна развивается по своим традициям и законам, многим это не нравится. Но вместе с тем мы видим результаты той политики, которая проводится в нашей стране», – отметила Наталья Кочанова. «Мы видим, что экономика показывает то, что мы сегодня можем спокойно жить и работать. У нас достаточно рабочих мест. У нас люди сегодня, которые хотят заработать, – могут работать. Пожалуйста, работайте на предприятиях, в организациях – есть рабочие места. Открыты возможности для поставки своей продукции на экспорт. И, конечно, мы должны сохранить все то, что у нас было, все наши производства и предприятия», – дополнила председатель Совета Республики. «Поэтому в экономике вопрос номер один – это создание новых технологий и производств, импортозамещение. То, о чем говорит президент. И, конечно, это эффективная работа наших предприятий», – резюмировала Наталья Кочанова.

Госсекретарь Совбеза Александр Вольфович, естественно, акцентировал внимание на «своих» компетенциях, которые раскрыл в Послании Александр Лукашенко. «Была проанализирована обстановка, которая складывается в мире и нашей стране. Кроме того, было проанализировано стратегическое развитие нашей страны. Национальная безопасность, устойчивое развитие экономики и общества – это очень важно. Народ не только Беларуси, но и всего мира волнуют вопросы безопасности. Как этого достигнуть в условиях глобальной милитаризации у границ нашей страны, сегодня говорил Президент»», – подчеркнул Александр Вольфович. Госсекретарь также обратил внимание на обстановку у белорусских границ. «Численность вооруженных сил в сопредельных странах растет. На наращивание вооружений тратятся огромные деньги. Количество учений в Польше и прибалтийских государствах также превышает все мыслимые и немыслимые пределы. Еженедельно там проходит от семи до девяти учений», – отметил генерал Вольфович.

Ректор Белорусского государственного университета (БГУ) Андрей Король считает, что обращение президента напрямую касалось основополагающих мировоззренческих понятий. Ректор уверен, что вопросы безопасности мира имеют глубокую связь с глобальным изменением самого человечества. Речь идет не только о столкновении смыслов общества и финансово-экономических технологий. Сегодня идет активная борьба за интеллектуальные ресурсы, что приводит к поляризации мира. Именно поэтому важно сохранять и отстаивать свои базовые человеческие ценности и историческую память, которые являются гарантами целостности государства. Андрей Король отметил, что сегодня, особенно на молодежную аудиторию, идет внешнее информационно-когнитивное воздействие с помощью технологий. «Это главное оружие сегодняшнего дня, когда еще нет целостной жизненной картины. Противостоять ему можно только путем критического взгляда и глубокого анализа», – подытожил ректор.

Старший преподаватель кафедры экономической теории и маркетинга Белорусского государственного технологического университета Юлия Абухович уделила особое внимание основным направлениям внешней торговли. «Особенностью Послания этого года, когда, по словам самого главы государства, на планете становится все меньше и меньше места для безопасной и достойной жизни, а предчувствие эпохальных перемен буквально витает в воздухе, стало честное и открытое обсуждение той нездоровой ситуации, которая сложилась в международных отношениях», – отметила старший преподаватель. «Выходом из сегодняшней кризисной ситуации в мире, возникшей и обостряющейся по инициативе ряда стран, традиционно обозначаемых собирательным понятием «Запад», очевидно, становится укрепление связей между старыми – проверенными друзьями, государствами, являющимися стратегическими партнерами, а также еще более интенсивный поиск точек сближения с другими странами, так же, как и Беларусь, обеспокоенными деструктивными процессами в мировой политике и экономике», – считает Юлия Абухович.

В свою очередь, Наталья Кучинская, начальник управления по образованию администрации Ленинского района Минска, поделилась мнением, что борьба за умы детей – это выстраивание правильных ориентиров, и посыл президента в этом направлении педагоги услышали. «Главный, объединяющий его посыл близок всем жителям нашей страны: берегите Беларусь! Каждый в своей семье, на своей работе делайте все, чтобы наша Синеокая развивалась, чтобы мир был в нашем общем доме», – подчеркнула Наталья Кучинская.

Можно ещё долго приводить комментарии специалистов из разных сфер, но и так уже вполне очевидно, что все они сходятся в главном – Послание достигло своих получателей, люди его поняли и приняли. А это значит, что кто-то в Беларуси хорошо разбирается в ситуации внутри страны и делает многое, чтобы сохранить поступательное и устойчивое развитие государства, при этом особое внимание уделяется социальным вопросам, обеспечению достойного уровня жизни белорусов, поддержанию мира и согласия в «Синеокой».

Владимир Вуячич

Привет, сегодня поговорим про психология убеждающего воздействия, обещаю рассказать все что знаю. Для того чтобы лучше понимать что такое
психология убеждающего воздействия, убеждение, правило паскаля, правило сократа, правило гомера , настоятельно рекомендую прочитать все из категории Психология управления.

Важной особенностью эффективного общения является умение убеждать людей в необходимости и целесообразности предлагаемых решений и действий. Конечно, можно уповать на действенность силового нажима, но хороший коммуникатор прекрасно осознает бесперспективность и неэффективность подобной тактики.

8.2. Психология убеждающего воздействия8.2. Психология убеждающего воздействия

рис Механизмы психологического воздействия

Механизмы психологического воздействия — проявление закономерностей его осуществления в различных условиях.


убеждение
— это логически аргументированное воздействие на рациональную сферу сознания людей.

Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия с тем, чтобы последний принял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей деятельности и поведении.

Важной особенностью убеждения является то, что степень убеждающего воздействия в значительной мере зависит от степени заинтересованности в этом человека, на которого направлено данное воздействие. Иными словами, убедить людей в чем-либо можно лишь в том случае, если они стремятся понять и осознать адресуемую им информацию, взвесить и оценить соответствие аргументов выводам, а выводов — своему жизненному опыту, и при достаточном или очевидном их соответствии согласиться с ними.

Внушение — это механизм воздействия на сознание личности или группы людей, основанный на некритическом (и часто неосознанном) восприятии информации. Аргументация здесь часто заменяется констатацией того, что внушается. Этим, в частности, внушение отличается от убеждения. В процессе восприятия внушения деятельность мышления ослабляется, и оно работает только на восприятие и запоминание.

Важнейшей особенностью внушения, в отличие от убеждения, является направленность не на логику и разум человека, не на его способность мыслить и рассуждать, а на готовность получить распоряжение, инструкцию к действию. Именно поэтому внушение не нуждается в системе логических взаимосвязанных доказательств и глубоком осознании смысла сообщаемой информации.

Заражение — это общественно-психологический механизм воздействия, проявляющийся в бессознательной подверженности людей (особенно в составе группы) эмоциональному влиянию в условиях непосредственного контакта.

Заражение осуществляется через передачу психологического настроя, через накал чувств и страстей. Эффект заразительности внешнего воздействия одного человека на другого определяется не только силой его эмоционального заряда, но и самим фактом непосредственного контакта между общающимися.

Подражание — способ усвоения традиций общества, механизм сознательного или бессознательного воспроизведения опыта действий и поступков другого человека (субъекта психологического воздействия), в частности его движений, манер, действий, поведения и т. д.

Гипноз — медико-психологическое воздействие на человека или группы людей, при котором они бессознательно воспринимают информацию в состоянии сна.

Убеждающее воздействие

Науке убеждать издревле придавалось огромное значение. Восточные мудрецы подчеркивали, что истина лежит не на устах говорящего, а в ушах слушающего. И об этом нужно знать каждому руководителю.

Убеждение как механизм коммуникации построено на том, что говорящий с помощью логически обоснованных суждений и фактов добивается принятия его мыслей, находит точку совпадения позиций и точек зрения собеседников. В отличие от внушения оно является преимущественно интеллектуальным воздействиям и предполагает право на несогласие. Данное воздействие как бы снимает недоверие к информации и может подводить партнера к тому, чтобы он самостоятельно пришел к той же точке зрения или готов был изменить ее в сторону принятия суждения и аргументов говорящего.

Этот сложный коммуникативный процесс имеет ряд психологических особенностей, основные из которых вполне могут быть представлены в виде законов психологии убеждающей коммуникации. Рассмотрим их.

1.Понять не значит принять.

На первый взгляд не совсем понятно это противоречие, ибо когда люди говорят о взаимопонимании, они как раз и имеют в виду именно это — взаимное принятие позиций друг друга. Однако, с точки зрения психологии, тактика достижения понимания и тактика достижения принятия разные. Понимание предполагает выбор средств воздействия на понятийную сферу психики, обращение к информационному фонду личности и к ее интеллекту. Принятие позиций ставит задачу выбора средств воздействия на мотивационную сферу психики, обращение к ценностным ориентациям человека.

Следует иметь в виду, что знания — необходимое, но не всегда достаточное условие для изменения поведения человека. следовательно, убеждая кого-либо в правильности своей позиции надо стремиться, чтобы собеседник принял вашу точку зрения, внутренне согласился с ней и сделал ее своей собственной.

2. Доказать не значит убедить.

Доказательность позиции, так же как и понимание ее — необходимые, но не достаточные условия для изменения поведения партнера по общению (нередко встречается ситуация априорного неприятия «А я все равно не …»).

Главное условие принятия — это то, что позиция не противоречит принципам, убеждениям морали того, кто должен ее принять. Думается, это положение особых комментариев не требует.

3. При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому относятся хорошо, и, наоборот, — труднее принимают позицию человека, который вызывает антипатию.

Иными словами, существует прямая зависимость принятия рациональных ценностей (то, в чем убеждают) от принятия иррациональных ценностей (характеристик личности говорящего). Следовательно, принятие или непринятие самой личности собеседника может, как способствовать принятию рациональной информации (вплоть до априорного принятия), так и препятствовать ее принятию (вплоть до априорного неприятия).

Учет этих трех законов убеждающего воздействия позволяет легко смоделировать его возможные варианты. Проанализируем их (Вы — в роли руководителя).

если Ваша идея сотруднику не подходит и если при этом его мнение о Вас как о личности негативно — гарантировано неприятие им Вашей позиции;

если Ваша идея сотруднику подходит и если при этом его мнение о Вас положительно — принятие им Вашей точки зрения гарантировано;

если Ваша идея сотруднику подходит, но при этом он резко негативно настроен к Вам лично — скорее всего принятие Вашей идеи будет заблокировано (что зависит от степени выраженности негативной установки на вас и от степени привлекательности Вашей идеи);

если Ваша идея сотруднику не подходит, но при этом он весьма положительно к Вам лично настроен (вплоть до «влюбленности») — есть вероятность, что он будет искать способы все-таки принять Ваше предложение (что зависит от степени «влюбленности» и от степени неприемлемости Вашего предложения).

И тогда получается, что убеждающее воздействие одновременно должно распространяться на две сферы психики человека:

на рациональную сферу, т.е. аргументировать, доказывать целесообразность принятия предложенной позиции, и

на иррациональную сферу (подсознание), формируя аттракцию, т.е. личностно располагая к себе.

В итоге вырисовывается следующая цель убеждающих действий:

  • А) добиться понимания идеи;
  • Б) доказать ее значимость;
  • В) расположить партнера к себе.

Каждое из этих звеньев в отдельности — необходимое, но не всегда достаточное условие достижения цели и принятия предложенной позиции, но все вместе — они составляют необходимое и достаточное условие эффективности убеждающего воздействия.

Такова стратегическая основа психологии убеждения . Об этом говорит сайт https://intellect.icu . Она ясно показывает, что напористо-агреесивный стиль общения, прямолинейное навязывание собственной позиции партнеру обречено на неуспех. Личность воспринимает подобное воздействие как посягательство на свои жизненные ценности, свободу выбора и деловые интересы. Этого достаточно, чтобы соответствующая информация была заблокирована практически без анализа.

Для достижения успеха правильно избранная стратегия убеждения нуждается в адекватной психотехнологической аранжировке, т.е. в подборе и использовании эффективных психологических приемов и психотехник, направленных как на рациональную сферу психики собеседника, так и на его подсознание. В этой области накоплен значительный опыт и есть ряд интересных методик. Все они подчинены реализации главных стратегических задач убеждающего воздействия:

1) диагностике исходных установок личности;

2) разрушению блокирующих негативных установок;

3) конструированию новых желательных установок.

Рассмотрим технологию убеждающего воздействия, представленную В.П. Шейновым в виде 14-ти основных правил [15].

Правило 1 (
правило гомера
).

Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные — средние — один самый сильный.

Из этого правила вытекает, что слабыми аргументами лучше не оперировать. Не количество аргументов решает исход дела, а надежность их.

Убедительность легко потопляема в море слов. Пословица гласит: «Вы сказали раз — я поверил, вы повторили — я усомнился, вы начали твердить в третий раз — и я понял, что вы лжете».

Немногословность, простота и ясность приводимых доводов являются основными слагаемыми важнейшего качества в общении — убедительности.

При этом необходимо учесть, что сила или слабость аргумента — понятие субъективное, и при решении данной проблемы следует учитывать точку зрения и интересы убеждаемого человека.

Правило 2 (
правило сократа
).

Для получения положительного решения по очень важному для Вас вопросу, предварите его двумя-тремя простыми вопросами, на которые собеседник без затруднений ответит «да».

У этого древнего правила общения есть чисто физиологическое обоснование. Ученые установили, что когда человек говорит «нет», в его кровь поступают гормоны адреналина, настраивающие на борьбу. И наоборот, слово «да» приводит к выделению «гормонов удовольствия» — эндорфинов. Получив подряд две-три порции гормонов удовольствия, собеседник расслабляется, настраивается благожелательно, ему психологически легче сказать «да», нежели «нет».

Правило 3 (
правило паскаля
).

Не загоняйте собеседника в угол. Дайте ему возможность «сохранить лицо».

Подсказкой к практической реализации этого правила служат слова Паскаля: «Ничто так не разоружает, как условия почетной капитуляции». Ведь часто собеседник не соглашается с нами только потому, что согласие как-то ассоциируется в его сознании с потерей своего достоинства. Предложите собеседнику такое решение, которое поможет ему с честью выйти из затруднительного положения, и это поможет ему принять вашу точку зрения.

Правило 4.

Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего.

Высокое должностное или социальное положение, выдающиеся успехи, образованность, признание окружающих, высокие личные качества поднимают статус человека, а вместе с ним и вес его аргументов.

Фактически этим правилом пользуются те, кто просит уважаемого человека «замолвить за себя словечко» или ссылаются на мнение авторитета, цитируют его в подтверждение своих доводов.

Следует иметь в виду сложившиеся социальные стереотипы восприятия человека и его статуса. Так, более высокий статус в нашем обществе имеют мужчины, а не женщины, люди среднего возраста, а не молодые или пожилые.

При прочих равных условиях человек крупного сложения нередко воспринимается как более основательный, вызывающий большее доверие.

Статус обвиняющего воспринимается как более высокий, нежели статус оправдывающегося.

Участие в конфликте понижает статус. Говорят же: не то он украл, не то у него украли!

Правило 5.

Не загоняйте себя в угол, не понижайте свой статус.

Весьма снижает статус неуверенное поведение человека. поэтому следует избегать ненужных извинений, просительного тона и любых других признаков неуверенности (например, «извините я не помешал?», «пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать», «я бы хотел еще раз услышать» и т.д.)

Правило 6.

Не принижайте статус и имидж собеседника.

Любое проявление неуважения, пренебрежения к собеседнику принижает его статус и вызывает негативную реакцию. Поэтому прямое, резкое указание на ошибку либо неправоту собеседника воспринимается им, как правило, болезненно и провоцирует спор или конфликт.

Если же указать на промах необходимо, то желательно делать это в достаточно щадящей самолюбие человека форме. Например, «по-видимому Вам неизвестны некоторые обстоятельства…», «не кажется ли Вам, что мы приходим к следующим выводам с учетом Ваших соображений и обстоятельств дела…»

Правило 7.

К аргументам приятного нам собеседника мы относимся снисходительно, а к аргументам неприятного — критически.

Механизм действия этого правила такой же, как и правила Сократа: приятный собеседник стимулирует выработку гормонов удовольствия и нежелание вступать в конфронтацию. Неприятный — наоборот.

Как известно, приятное впечатление создается многими обстоятельствами: хорошим воспитанием, умением слушать, грамотной речью, внешним видом и др.

Любопытно, но многочисленные опросы показали, что образ приятного человека почти у всех один и тот же. Формула желаемого имиджа проста: образ приятного человека (ОПЧ) = 2Д + 2О + У, т.е.

2Д — достоинство + доброжелательность;

2О — оптимизм (позитивное мышление) + ответственность;

У — уравновешенность (отсутствие нервозности).

Имея хороший имидж, ты получаешь от людей большие дивиденды доверия и симпатии. Поэтому об имидже надо заботиться, как о чистоте одежды.

Правило 8.

Желая переубедить собеседника, начинайте не с разделяющих вас моментов, а с того, в чем вы солидарны.

Даже если возникло полное несогласие по всем вопросам (что бывает крайне редко), хотя бы поблагодарите за то, что собеседник четко изложил свою позицию, скажите, что вам было интересно познакомиться с его точкой зрения.

Категорически запрещается говорить: «А у меня на этот счет другое мнение», эта фраза разводит людей по разные стороны баррикады под названием «самолюбие». Ибо тем самым как бы говорится: «Сейчас я докажу, что я умнее тебя».

Правило 9.

Проявите эмпатию.

Эмпатия (сочувствие, сопереживание) помогает лучше понять собеседника, представить ход его мысли, как бы «влезть в его шкуру».

Не проявив эмпатии, невозможно выполнить ряд правил (Гомера, Сократа, Паскаля), ибо все они предполагают умение поставить себя на место другого человека, предвидеть его реакцию.

Правило 10.

Будьте хорошим слушателем.

При анализе споров выясняется, что многие из них разгораются потому, что спорящие говорят о разных вещах, но не понимают этого.

Поэтому внимательное слушание — залог вашей убедительности: никогда не убедишь, если не поймешь ход мыслей собеседника.

Правило 11.

Избегайте конфликтов.

Конфликтогенами считаются слова, действия (или бездействия), могущие привести к конфликту. Наиболее конфликтогенны проявления высокомерия, агрессии, эгоизма. По закону эскалации конфликтогенов они не остаются незамеченными, встречают отпор и даже миролюбивый разговор, в конечном счете, превращается в бесплодное препирательство.

Правило 12.

Проверяйте, правильно ли вы понимаете друг друга?

В силу многозначности многих слов (к примеру, слово «культура» насчитывает до 500 значений) несогласие в споре может быть чистым недоразумением: «один про Фому, другой — про Ерему». Стоит только правильно понять друг друга, чтобы придти к согласию.

Существуют простые способы проверить адекватность восприятия: повторить сказанное («Другими словами, Вы считаете…», «Сказанное Вами может означать…»), переспросить («Что Вы имеете в виду?», «Нельзя ли поподробнее …», «Не уточните ли Вы?»).

Правило 13.

Следите за мимикой, жестами и позами — своими и собеседника.

Знающий язык тела «читает» собеседника, получая дополнительную информацию и оценивая степень его искренности.

Контроль за своими жестами и позами помогает усилить убедительность слов за счет умелого проникновения в подсознание собеседника.

Правило 14.

Покажите, что предлагаемое вами удовлетворяет какую-то из потребностей собеседника.

Выделенные А. Маслоу 5 уровней потребностей человека (физиологические, в безопасности, в социализации, в уважении, в самореализации) помогают определять источник для нахождения сильных аргументов. Всегда сильнейшим аргументов является удовлетворение в данный момент какой-нибудь из неудовлетворенных потребностей.

Так, эксплуатация потребности человека в защищенности и безопасности делает страховой бизнес одним из самых прибыльных. Специалиста по рекламе утверждают, что страх безотказно действует на людей, когда речь идет о риске и опасности. На этом построено все страховое дело.

Все рассмотренные правила можно разделить на три группы:

1) «активные» (безусловно усиливают позицию убеждающего) — 1,2,4,14.

2) «пассивные» (нарушение их ослабляет процесс убеждающего воздействия) — 3,5,6,7-13.

3) «активно-пассивные» (одновременно являются и активными, и пассивными) — 7-10.

Многолетняя практика по применению этих правил показала, что обычно к успешному результату приводит следующая технология:

1) не нарушать ни одного из «пассивных» правил;

2) применять 2-3 активных правила.

Применение правил значительно расширяет возможности убеждающего. Однако в пределах разумного, естественно. Если вопрос в принципе нерешаем, то нечего и копья ломать. Однако и в случае неразрешимости проблемы данные правила могут помочь. Так, правило 9 помогает определить границы решаемости — нерешаемости вопроса, ибо предлагает возможность поставить себя на место другого человека и спросить себя: согласился бы я с предлагаемым? Очень часто такой подход позволяет заменить одну цель убеждения другой, реально достижимой.

Конечно, перечисленными правилами не исчерпывается арсенал средств и приемов убеждения. Но те, что названы, составляют необходимый базис, основываясь на котором каждый может добиваться успехов, убеждая других.

Следует при этом добавить, что противопоказано механическое, бездумное использование этих правил. Еще Петр Первый одним из знаменитых своих указов предостерегал: «Не держись устава аки стенки. В каждом случае надо и голову приложить».

Всегда следует учитывать необходимость обеспечения основных условий эффективности убеждающего воздействия на людей, как-то: учета их индивидуальных и возрастных особенностей, активности и эмоциональности, внутренней убежденности и предрасположенности, общей подготовленности, владения техникой аргументации и др.

Особого внимания заслуживает процесс подсознательного кодирования информации, т.е. учет того важного обстоятельства, что эффективность общения обеспечивается воздействием не только на собственно сознание, но и на наше подсознание. Если уподобить человека компьютеру, то сознание является его экраном, а подсознание — жестким диском, в качестве клавиатуры, т.е. устройства ввода, выступают наши органы чувств. Жесткий диск — наше подсознание — является хранилищем огромного запаса разнообразной информации, а сознание (экран) отражает и отбирает поступающую информацию, причем способно лишь к последовательной обработке информации, концентрируясь только на одном элементе в каждый момент времени.

Поэтому при любых приказаниях, просьбах, командах, распоряжениях и т.д. необходимо пользоваться позитивными формулировками, концентрируя внимание на конечном результате.

Вот простой тест, который легко можно провести практически в любой обстановке. Попросите кого-нибудь из присутствующих встать. Затем скажите: «Не стойте, пожалуйста». Вы увидите, что прежде, чем человек сядет, пройдет несколько секунд. Затем повторите свою просьбу, перефразировав ее: «Сядьте, пожалуйста». Человек выполнит ее мгновенно.

Причина в различии скорости исполнения фактически одной и той же просьбы проста. Чтобы воспринять как руководство к действию формулировку «Не стоять», надо сначала сообразить, что значит «стоять». Поэтому лучше сразу предложить «Садитесь!».

Именно поэтому маленькие дети нередко начинают делать именно то, что им было запрещено, поскольку их мозг не успевает своевременно обрабатывать информацию отрицательного характера. К примеру, малыш лезет на дерево и слышит, как родители кричат: «Не упади!» Как он осознает это предупреждение? Сначала придется подумать о падении!

Пытаясь убедить кого-либо в необходимости совершить определенные действия или принять решение, мы должны сознавать, какой эффект производит формулировка наших мыслей. Только позитивные формулировки эффективны, ибо они значительно повышают наши шансы получить согласие, т.к. направляют к поставленной цели прямо, а не в обход частицы «НЕ».

Между тем, очень многие команды себе и окружающим мы отдаем по принципу «Не думай об обезьяне». Понятно, что на самом деле такой призыв является командой думать о ней. Ведь чтобы понять смысл предложения «Не думай об обезьяне», нужно расшифровать слова — символы, представив их конкретными образами, т.е. сделать как раз то, что запрещено: подумать об обезьяне. Приказания «Не веди себя скованно» сковывают человека, предупреждение «Вы только не волнуйтесь пожалуйста» заставляет нас нервничать в ожидании плохого известия и т.д.

Именно поэтому разрешающие (но не путать со вседозволенностью!) команды в противовес негативным являются могучим фактором достижения положительных результатов. Успешные люди — те, которым разрешили (и они разрешили себе) быть успешными, разрешили быть красивыми, разрешили думать, быть самостоятельными и т.д.

Так, если вы не хотите, чтобы вас соединили с нужным человеком, начните телефонный разговор с его секретаршей с фразы «Не могли бы вы соединить меня …?», если хотите, чтобы ваш ребенок не делал чего-то, лучший способ потерпеть фиаско — сказать ему «Не делай этого». Ибо программировать человека можно только позитивно, разрешая, а не запрещая. Ведь доступ к словам мы в обоих случаях получаем одинаковый, представляя себе одно и тоже действие, а не два разных, т.е. «не падай» = «падай». Иначе говоря, если вы хотите, чтобы человек не смотрел вниз, ему нужно сказать: «Смотри вверх!».

Огромную роль в убеждающем воздействии на человека играет использование его подсознания. Рассматривая его как базу данных (при аналогии человеческого мозга с компьютером), мы должны умело извлекать необходимую информацию, добиваясь в конечном счете формирования нужной нам психологической установки и реакции. Подобно щелчкам «мыши», открывающей нужные файлы, продуманно структурированные вопросы и удачная словесная аранжировка подсознательно кодируют человека на навязываемые ему решения и действия. Подсознание можно уподобить мастерской, где находятся не только станки, но и рабочие. Важно научиться руководить этим чудесным предприятием, и необходимой основой для этого является обстановка дружелюбия, гармонии и доверия. Ведь убеждать означает влиять. Однако влиять можно только на того, кто готов позволить «влить» в себя, кто открыт, кто прислушивается, кто внимателен. Поэтому агрессивность является величайшим врагом искусства убеждения, она побуждает замкнуться в себе и ожесточиться. Если вы хотите кого-нибудь убедить, то вас должны воспринимать как приятного располагающего к себе человека. ведь правильно подмечено: «Из закрытой бутылки не налить в перевернутый стакан», _ и только позитивное мышление и взаимная открытость делают процесс общения по-настоящему эффективным.

См. также

  • речевое воздействие , психолингвистика речевого воздействия ,
  • факторы прямого воздействия ,
  • социализация , этапы социализации ,
  • психологическое воздействие , психологическая коррекция ,
  • факторы косвенного воздействия ,
  • гипноз
  • поздражание
  • внушение

Я хотел бы услышать твое мнение про психология убеждающего воздействия Надеюсь, что теперь ты понял что такое психология убеждающего воздействия, убеждение, правило паскаля, правило сократа, правило гомера
и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания,
то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории
Психология управления

Ответы на вопросы для самопроверки пишите в комментариях, мы проверим, или же задавайте свой вопрос по данной теме.

В сознании большинства из нас претензия – это повод как минимум для обиды. Любую претензию в свой адрес мы воспринимаем как негатив, «наезд», а когда сами вынуждены высказать претензию, делаем это так неумело и неуклюже, что все действительно может закончиться конфликтом. А между тем претензия – вещь, несомненно, полезная, и важно правильно с ней обращаться. Можно ли высказать и выслушать претензию так, чтобы не испортить, а улучшить отношения? И как это сделать с пользой для себя?

СТЕРПИТСЯ – СЛЮБИТСЯ?

В отделе аудита появилась новая сотрудница. Рекомендации с прежнего места работы прекрасные: ответственная, скрупулезная, методичная – комар носа не подточит. Но очень скоро оказалось, что она постоянно задерживает отчеты и тем, кто работает с ней на одном проекте, приходится оставаться вечерами и приезжать в офис в выходные. Постепенно обстановка в отделе начала накаляться: сотрудники жаловались на нового аудитора руководителю, а он ничего не предпринимал. Всем своим видом он демонстрировал недовольство, на летучках раздраженно говорил о людях, которые «не понимают, что существуют жесткие сроки, а некоторые как будто специально затягивают работу», выходя из комнаты, демонстративно хлопал дверью, но при этом не высказывал новой сотруднице прямо никаких претензий.

А ведь, казалось бы, чего проще: пригласить ее к себе, объяснить, что его не устраивает, уточнить, чем можно помочь, чтобы работа пошла быстрее. Тогда почему руководитель этого не сделал? Почему он не решился прямо и открыто заявить в своих претензиях?

Во-первых, в нашей культуре вообще не принято прямо высказывать недовольство. Мы скорее готовы обсуждать оппонента «за глаза» с человеком, к которому это не имеет непосредственного отношения, обсуждать порой жестко, безапелляционно, не стесняясь в выражениях. Потом наше высказывание, конечно, доходит до адресата, но уже в искаженном виде.

Во-вторых, весь негатив, весь «пар», который накопился у руководителя, «ушел в гудок». Когда мы раздражены или чем-то недовольны, когда внутри у нас все кипит, в этот кипящий котел летят и действия «провинившегося», и наши представления о его личностных качествах, наши ожидания и разочарования. Мы начинаем оценивать другого комплексно, тотально, «по всем статьям», не разделяя личность и конкретный поступок. А когда нет никакой конкретики, нет конструктива, только выброс эмоций – мы ни на сантиметр не приближаемся к решению проблемы.

И в-третьих, мы не хотим прямо заявлять свое недовольство, потому что думаем о себе: о том, как мы выглядим в глазах окружающих, какие последствия могут иметь наши слова, не испортим ли мы отношений и так далее. Поэтому, даже отважившись сделать замечание, высказать конкретную претензию по конкретному поступку, мы зачастую тут же «сдаем назад» или уходим в сторону и начинаем спорить по вопросам, которые напрямую дела не касаются. Так мы пытаемся перенести накопленные эмоции с одной ситуации на другую – где нам не надо предпринимать никаких конкретных действий.

КАК ВЫСКАЗАТЬ НЕГАТИВ

Как бы нам ни хотелось «переждать», увильнуть или отмолчаться, рано или поздно все равно придется высказать претензию. Но как это сделать, чтобы и другого не обидеть, и добиться нужного нам результата? Рекомендую семь правил негативной обратной связи, которые уже опробованы моими клиентами и хорошо себя зарекомендовали.

Все внимание на факт

Наши слова должны быть связаны с поступком человека, а не с оценкой его личности, поэтому говорить нужно о конкретном факте, ничего не преувеличивая и тем более ничего не преуменьшая в ответ на защитную реакцию собеседника. Если сотрудник опоздал на 15 минут, не стоит обобщать: «Вы никогда не приходите вовремя!»

Не требуй невозможного

Нас часто раздражает в людях то, что они в принципе не способны изменить. Если сотрудник медлительный, если это его естественный жизненный темп, вряд ли можно заставить его постоянно работать быстрее. Или нам не нравится возраст коллеги – моложе он не станет. Поэтому прежде, чем предъявлять претензию, надо понять, чего мы хотим добиться и способен ли человек это сделать.

Говори от своего имени

Разговор нужно вести от первого лица – от себя, используя местоимение «я», не выставляя как щит чужое мнение: «Все на вас жалуются…» Когда мы говорим от себя – это значит, что мы готовы отвечать за свои слова.

Обращайся напрямую

Важно высказать свое недовольство адресно, не допуская «прозрачных намеков», тем более в присутствии других: «Некоторые не понимают, что существуют жесткие сроки…» Только когда мы обращаемся к человеку напрямую, мы вправе ожидать его прямого ответа и конкретных действий.

Выражай эмоции, не оценивая и не осуждая

Когда мы просто делимся своими чувствами, мы не провоцируем другого на возражения, ведь наши эмоции невозможно оспорить: «Было обидно, когда вы критиковали меня в присутствии коллег».

Не домысливай за другого

Не приписывай оппоненту собственные представления о причинах его поведения: «Тебе безразличны дела нашей компании…» Наши интерпретации говорят о нашей картине мира, а не о мотивах другого. Поэтому в своих замечаниях стоит ограничиться лишь констатацией факта.

Уместно, своевременно, наедине

Разговор лучше вести «по горячим следам», когда тема еще актуальна для обеих сторон. Говорить надо о самом главном – без эмоций и без спешки. Прежде чем начать беседу, убедитесь, что собеседник никуда не торопится, что вас готовы слушать. Выбирать надо не только время, но и место – негативную обратную связь лучше давать наедине.

Важное условие:

эффект будет достигнут только тогда, когда будут соблюдены все семь правил одновременно. Если мы сможем это сделать – избавимся от негатива внутри и добьемся позитивных изменений вовне. Это пойдет на пользу и нам, и нашим отношениям с окружающими.

СТРАТЕГИИ ЗАЩИТЫ

А теперь попробуем представить себя «по другую сторону баррикад», ведь нам приходится не только высказывать, но и выслушивать претензии – от близких, коллег, партнеров и просто случайных людей. И реагируем мы на претензии по-разному в зависимости от характера, возраста, темперамента, воспитания.

Часто претензии в наш адрес вызывают у нас агрессию, и мы действуем по принципу «лучшая защита – это нападение»: сразу «переводим стрелки» – переносим негатив на личность обидчика и отвечаем претензией на претензию. А иногда, напротив, уходим в «глухую оборону» и просто пропускаем мимо ушей то, что нам говорят, или уводим разговор в сторону – от сути проблемы, чтобы в следующий раз не посмели! Порой мы обижаемся и всем своим видом показываем, что с нами обошлись несправедливо: оппонент должен почувствовать себя виноватым и «отозвать» претензию. Но бывает и так, что претензия воспринимается нами как руководство к действию: мы срочно пересматриваем свое поведение и начинаем что-то менять, следуя чужому мнению – бездумно, поспешно, безропотно, лишь бы не слышать критики в свой адрес.

Так нужны ли нам чьи-то претензии? Могут ли они быть нам полезны? Несомненно, ведь ни один из нас, будь он семи пядей во лбу, не может оценить себя объективно. Даже когда мы смотримся в зеркало, мы не видим себя со всех сторон. Роль зеркала в нашей жизни играет другой человек – именно благодаря обратной связи мы можем лучше понять свои преимущества и недостатки, посмотреть на происходящее глазами другого и что-то в себе изменить. Как в каждой шутке есть доля правды, так и в любой претензии есть доля объективной информации. Если мы отнесемся к высказанной в наш адрес критике внимательно, проанализируем и попытаемся исправить свои «косяки», значит претензия работает на нас и помогает нам стать успешнее.

ВОЛШЕБНАЯ ФОРМУЛА

«Да»

Прежде всего, надо признать за другим человеком право на собственное мнение, а значит, и на претензию. Если оппонент собрался с духом и сказал нам о том, что ему не нравится, значит он настроен на диалог. Поэтому стоит отнестись к высказанному негативу серьезно и даже попытаться встать на сторону другого, понять суть его претензии. Например, клиент жалуется на работу наших подчиненных. Что можно ответить? «Спасибо, что сообщили, для нас это очень важно. Когда и как это произошло?» Тем самым мы даем понять человеку, что он услышан, что мы заинтересованы в дальнейшем прояснении ситуации.

«Но…»

Не всегда претензии со стороны другого совпадают с нашим пониманием ситуации. Поэтому важно высказать и свою позицию – спокойно, уважительно, аргументированно, не пытаясь оправдаться. Когда оппонент увидит, что мы действительно хотим разобраться в том, что произошло, это позволит ему по-новому взглянуть на ситуацию и учесть наше мнение. И еще один важный момент: наше «но» не даст нам скатиться на позицию «чего изволите».

«Давайте…»

Когда мы выслушали претензию и аргументировали свою позицию, то начинаем искать общее решение, приходить к общему знаменателю.

Если мы отвечаем на претензию именно в такой последовательности – «да – но – давайте», негативная обратная связь работает на нас, помогает нам скорректировать что-то в своем поведении, а заодно и улучшить отношения с другим человеком. Но это в том случае, если претензия обоснованная. А если замечание делается не ради дела, а ради желания нас обидеть или унизить? Как на это реагировать? Точно так же. Предположим, начальник явно к вам цепляется: делает замечания в грубой форме, огульно обвиняет во всех смертных грехах, но вы не хотите провоцировать конфликт. Что делать? Прямо спросить босса: «Что конкретно вас не устраивает в моей работе?» Так мы переведем разговор с эмоционального, оценочного уровня на рациональный, конструктивный.

ПРАВО НА ОШИБКУ

Конечно, и высказывать, и выслушивать претензии совсем не просто. У одного не хватает смелости открыто сказать о том, что его не устраивает, а другой даже незначительную претензию воспринимает как оскорбление, как повод для разрыва отношений. Но чем выше уровень личностного развития, тем больше человек допускает разных мнений о себе, тем лучше понимает, что право на ошибку есть у всех: и у него, и у тех, кто предъявляет ему претензии, и у тех, кому он адресует свои претензии. Признав за собой и другими право на ошибки, мы не тратим силы на то, чтобы скрывать их от себя и других. А чем меньше мы боимся ошибиться, тем больше у нас шансов на успех.

Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!

Илья Золкин

О ТОМ, КАК ОТМЕТИТ ЮБИЛЕЙ

— Концертом в Кремле 17 апреля. А вообще, юбилей — это катастрофа с оттенком праздника (смеется). Есть разные шутки по этому поводу. Кто-то говорит, что юбилей — это много цветов, но ты еще жив. Я на самом деле в полном восторге от этой даты! Единственное, праздник сегодня должен быть в духе времени.

Меня переполняют чувства. Концерт — благодарность родителям, своим учителям, своим корням, своей семье и главное — своему народу, который сформировал меня как артиста, поверил в меня и без спонсора позволил мне заниматься творчеством все эти годы.

О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

— «Какое у вас семейное положение?» — «Безвыходное, друзья, безвыходное!» (смеется). Люди и по 50 живут. Это еще не самая большая цифра. Например, мои родители были вместе 66 лет.

Если бы не отец, вряд ли она бы осталась жива. В 1940 году папа случайно приехал в Белоруссию. Увидел красивую девушку и влюбился. Маме было 17 лет. Папа не представлял жизни без нее и вывез ее в Москву. А потом началась война, в Белоруссию пришли немцы. Всю мамину семью закопали. Живьем.

О КОНЦЕРТАХ НА ДОНБАССЕ

— Мы часто приезжали на Донбасс. Там у нас всегда было очень много поклонников, как и в других городах Украины, которые остаются до сих пор. В Луганске есть цирк, в котором мы раз шесть выступали. В Донецке нашей площадкой был оперный театр. Это очень культурные города, мощные, интересующиеся.

О ВНЕСЕНИИ ЕГО В СПИСКИ «МИРОТВОРЦА» НА УКРАИНЕ

— Все эти годы я самоотверженно, от чистого сердца нес любовь, свет, братскую дружбу в города Украины и имел такой отзыв оттуда (четыре аншлага подряд в самом большом зале «Палас Украина»). И когда, по мнению новой власти, я стал представлять угрозу безопасности, то я никак не мог понять: ну как такое может быть? Мы никогда не теряли связи с нашими украинскими поклонниками. В 2013 году я даже был председателем жюри «Битвы хоров».

То есть уровень популярности «Хора Турецкого» зашкаливал. Мы пели в том числе на украинской мове. Мы ничего не придумывали, мы так чувствовали. Я вышел из Советского Союза, для меня Киев или Одесса — это то же самое, что Питер, Ростов или Екатеринбург. Это единое пространство, это наша земля. Как в фильме «Брат-2» — «это всё мое родное».

Нас там любят и ждут, а то, что думает на эту тему правительство, с мнением народа вовсе не бьется. Никто не думает про настроение народа, только про возню политическую и как бы побольнее наказать. Власти используют артистов как разменную монету. Им можно побольнее врезать. Думают, наверно: «Ах, популярный Турецкий, давай наотмашь по щеке долбанем». Так и резонанс, и скандал.

О СКАНДАЛАХ

— Могу поскандалить. Но считаю, что худой мир лучше доброй ссоры. Самая лучшая драка — та, которой удалось избежать. Если бы Александр Сергеевич Пушкин избежал дуэли… Я недавно был в Пятигорске, стоял на могиле Лермонтова и лил горючие слезы. Что за ужас произошел в результате какой-то идиотской стычки, что такого светоча и гения мировой русской поэзии в 27 лет забрала дурацкая ссора?

О ПОКЛОННИКАХ

— У артиста есть аудитория. Если ты фанат, то ты слышишь, что говорит твой кумир, и подражаешь на подсознательном уровне.

Вы знаете, под финал концерта я чувствую такую власть над залом — что бы я ни сказал, это могут воспринять как руководство к действию. Такой уровень открытия сердца и души и уровень доверия, что ты можешь вложить им в этот момент что угодно. Поэтому если артист популярен, то каждое слово должен взвешивать.

О МЕЧТЕ

— А она есть. У меня большой коллектив. Всех этих людей я люблю, за них отвечаю. И хочу, чтобы я мог эту творческую лабораторию сохранить, чтобы у меня на это хватило сил и средств. Это же моя жизнь. Вот такая у меня есть простая сегодня мечта.

(Зоя Игумнова, «Известия», 08.04.22)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мастисепт крем инструкция по применению в ветеринарии
  • Yamaha psr 330 инструкция на русском
  • Тамагочи лучшие друзья инструкция на русском
  • Инструкция по охране труда при работе с электромясорубкой 2022
  • Аралия маньчжурская настойка инструкция по применению цена в аптеках