Временное руководство по строительству

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 сентября 2002 г. N ОС-754-р

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ «ВРЕМЕННОГО РУКОВОДСТВА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОСВОЕНИЯ ИННОВАЦИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕКОНСТРУКЦИИ, РЕМОНТЕ И СОДЕРЖАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И СООРУЖЕНИЙ НА НИХ»

В развитие основных положений Приказа Росавтодора от 19.05.2000 N 222 «Об организации научно — технического сопровождения реализации проектов строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог и дорожных сооружений», распоряжений Росавтодора от 16.04.2001 N 73-р «О мерах по повышению эффективности инновационного процесса в дорожном хозяйстве» и от 06.12.2001 N ОС-502-р «О дополнительных мерах по повышению эффективности работ по внедрению новых технологий, техники, конструкций и материалов при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и сооружений на них» и в целях упорядочения широкомасштабного применения инноваций в дорожном хозяйстве, обеспечения повышения качества дорожных работ, долговечности дорожных конструкций, эффективного использования бюджетных средств при проектировании, строительстве (реконструкции), ремонте и содержании автомобильных дорог и сооружений на них:

1. Ввести в действие и рекомендовать к применению с 1 сентября 2002 года «Временное руководство по организации освоения инноваций при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог и сооружений на них» (далее — Временное руководство).

2. Департаменту строительства автодорог и методологии проектирования Росавтодора (Серегин Н.П.), Управлению ценообразования и конкурсов в дорожном хозяйстве Росавтодора (Болталин А.В.) совместно с Управлением инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Росавтодора (Чванов В.В.) внести соответствующие дополнения в Положение о конкурсных торгах на дорожные работы, а также в типовые формы контрактной документации на проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог, предусмотрев обязательность применения новых технологий, материалов и техники согласно основным положениям Руководства.

3. Федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, межрегиональным дирекциям по дорожному строительству, дирекциям по строительству (реконструкции) федеральных автомобильных дорог организовать использование Временного руководства, упомянутого в п. 1 настоящего распоряжения, при организации освоения инноваций при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог и сооружений на них.

4. Территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовать использование Временного руководства, упомянутого в п. 1 настоящего распоряжения, при организации освоения инноваций при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог и сооружений на них.

5. Управлению инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Росавтодора (Чванов В.В.) совместно с ФГУ «Дирекцией государственного заказчика по реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)» (Горлов П.П.) обеспечить осуществление комплекса мероприятий, предусмотренных Временным руководством, обеспечить мониторинг его исполнения федеральными органами управления дорожным хозяйством с формированием и обновлением имеющейся базы данных по новым технологиям, материалам, конструкциям и технике.

6. Управлению инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Росавтодора (Чванов В.В.) с участием Информавтодора (Мепуришвили Д.Г.) в установленном порядке организовать распространение Временного руководства в организациях, упомянутых в п. 3 настоящего распоряжения.

7. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Заместитель Министра
О.В.СКВОРЦОВ

Введено в действие
распоряжением Росавтодора
от 10 сентября 2002 г. N ОС-754-р

ВРЕМЕННОЕ РУКОВОДСТВО
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОСВОЕНИЯ ИННОВАЦИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕКОНСТРУКЦИИ, РЕМОНТЕ И СОДЕРЖАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И СООРУЖЕНИЙ НА НИХ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Руководство по организации освоения инноваций при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог и сооружений на них (далее — Руководство) содержит порядок формирования планов освоения инноваций на общеотраслевом уровне, а также в федеральных управлениях автомобильных дорог, управлениях автомагистралей, дирекциях строящихся дорог, территориальных органах управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации (далее — органы управления дорожным хозяйством), организацию их реализации, финансирования, контроля за исполнением и информационного обеспечения.

1.2. Целью данного Руководства является обеспечение массового освоения инноваций в дорожном хозяйстве, включая новые технологии, материалы, конструкции и технические решения, направленного на эффективное использование средств государственного бюджета при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог и повышение эффективности использования в дорожном хозяйстве интеллектуального и научно — технического потенциала дорожной отрасли.

1.3. Руководство является обязательным для подразделений Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации (далее — Росавтодор) и федеральных органов управления дорожным хозяйством, участвующих в освоении инноваций при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог.

1.4. Основой развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве являются долгосрочные и среднесрочные программы освоения инноваций, а также ежегодные планы, обеспечивающие практическое применение завершенных общеотраслевых и региональных научно — исследовательских и опытно — конструкторских работ, результатов изобретательской деятельности, инициативных научных разработок, обладающих требуемой технико — экономической эффективностью.

1.5. Формирование планов (программ) освоения инноваций осуществляется:

— органами управления дорожным хозяйством;

— Государственной службой дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации.

Планы (программы) освоения инноваций Росавтодора формируются на основе проектов планов (программ) освоения инноваций органов управления дорожным хозяйством, а также предложений подразделений Росавтодора и подведомственных ему организаций.

1.6. Реализация планов (программ) освоения инноваций в дорожном хозяйстве осуществляется с учетом основных положений Приказа Росавтодора от 19.05.2000 N 222 «Об организации научно — технического сопровождения реализации проектов строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог и дорожных сооружений», распоряжений Росавтодора от 16.04.2001 N 73-р «О мерах по повышению эффективности инновационного процесса в дорожном хозяйстве» и от 06.12.2001 N ОС-502-р «О дополнительных мерах по повышению эффективности работ по внедрению новых технологий, техники, конструкций и материалов при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и сооружений на них».

2. Термины и определения

В настоящем Руководстве использованы следующие термины и определения:

— инновация (нововведение) — конечный результат плановых или инициативных научно — исследовательских и опытно — конструкторских работ, направленных на реализацию на рынке дорожных работ и услуг продукта нового или усовершенствованного технологического процесса, для использования в практической деятельности дорожных организаций и предприятий, обеспечивающего повышение эффективности использования ресурсов, энергосбережения, повышения уровня экологической безопасности и безопасности дорожного движения;

— инновационный продукт — новые дорожные технологические процессы, конструкции, материалы, технические решения, техника, реализуемые на рынке дорожных работ и услуг, обеспечивающие повышение эффективности использования ресурсов, энергосбережения, уровня экологической безопасности и безопасности дорожного движения;

— инновационная деятельность — процесс, направленный на реализацию законченных научных исследований и разработок либо иных научно — технических достижений; разработка нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке дорожных работ и услуг; разработка нового или усовершенствованного технологического процесса, использованного в практической деятельности дорожных организаций и предприятий, а также связанное с этим научное сопровождение реализации инновационных продуктов;

— научное, научно — техническое и инженерное сопровождение реализации инновационных продуктов — процесс, направленный на освоение продуктов инновационной деятельности в конкретных производственных условиях, связанный с проведением дополнительных научных исследований и опытно — конструкторских работ, экспериментальных наблюдений, лабораторных испытаний в целях обеспечения освоения инноваций, контроля за соблюдением новых технологических процессов, передачу технологий и обучение персонала для получения максимального эффекта от инновационной деятельности;

— опытно — экспериментальное внедрение — первая стадия освоения инноваций — включает апробацию в производственных условиях (при проектировании, строительстве, ремонте или на стадии эксплуатации) созданных на основе завершенных научно — исследовательских и опытно — конструкторских работ инновационных продуктов;

— внедрение новых технологий, техники, конструкций и материалов — вторая стадия освоения инноваций, целью которой является доведение их до стадии промышленного освоения и введение инноваций в хозяйственный оборот. Стадия внедрения включает реализацию в производственных условиях (при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте или при эксплуатации дорог и дорожных сооружений) инновационных продуктов, ранее прошедших стадию опытно — экспериментального внедрения и имеющих положительные результаты с позиций экономической эффективности, ресурсо- и энергосбережения, экологических свойств и требований, обеспечения безопасности движения. Указанные инновационные продукты должны иметь нормативно — техническое обеспечение на уровне утвержденных или одобренных Росавтодором нормативных или методических документов, регламентирующих их применение.

3. Формирование планов (программ) освоения инноваций

3.1. Формирование планов (программ) освоения инноваций органами управления дорожным хозяйством

3.1.1. Основой для формирования ежегодного плана освоения инноваций органа управления дорожным хозяйством являются утвержденные Росавтодором долгосрочные и среднесрочные программы развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве, пообъектные программы и планы проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог и сооружений на них на планируемый год, а также перечень новых дорожных технологий, техники, конструкций, материалов, одобренных научно — техническим советом и рекомендованных Росавтодором для внедрения.

3.1.2. При формировании проекта плана освоения инноваций учитываются основные проектные решения, проектная документация в части внедрения новых технологий, техники, конструкций и материалов для повышения качества и надежности дорожных объектов, эффективности работ, безопасности дорожного движения. К работе по формированию проекта плана освоения инноваций могут привлекаться научные, проектные и подрядные дорожные организации.

3.1.3. Проект плана освоения инноваций органа управления дорожным хозяйством состоит из двух разделов:

«Опытно — экспериментальное внедрение» и «Внедрение новых технологий, техники, конструкций и материалов», составленных по формам, представленным в Приложениях N 1 и N 2 соответственно.

В раздел «Опытно — экспериментальное внедрение» включают предложения по ранее выполненным научно — исследовательским работам, не прошедшим опытную апробацию на практике, в том числе по которым разработаны методические рекомендации для опытного применения, но отсутствуют нормативные или методические документы, прошедшие в установленном порядке утверждение или одобрение в Росавтодоре. Такие работы могут быть включены в проектно — сметную документацию или апробированы в ходе дорожных работ только после специального разрешения Росавтодора или по его заданию.

По каждому из мероприятий раздела «Опытно — экспериментальное внедрение» проекта плана освоения инноваций должны быть представлены обоснование и оценка экономической эффективности.

В раздел «Внедрение новых технологий, техники, конструкций и материалов» включаются новые технологии, техника, конструкции, материалы и другие инновационные решения (в том числе предусмотренные проектно — сметной документацией), разработанные на основании действующих нормативных и методических документов, утвержденных или одобренных Росавтодором, но ранее не применявшихся в данном органе дорожного управления или в рассматриваемых условиях строительства, ремонта и содержания конкретных участков дорог.

3.1.4. В проектах планов освоения инноваций органов управления дорожным хозяйством необходимо указывать конкретный этап, основными из которых могут быть:

— разработка в составе проектно — сметной документации;

— применение при выполнении работ по строительству, реконструкции, ремонту или содержанию автомобильной дороги или сооружения на ней;

— сравнительные наблюдения за объектом, сооруженным с применением инновационных решений, и смежными с ним участками, исполненными по традиционным технологиям.

3.1.5. Проект плана освоения инноваций с указанием конкретных этапов орган управления дорожным хозяйством представляет на бумажном и электронном носителях на рассмотрение в ФГУ «Дирекция государственного заказчика по реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)». После одобрения дирекцией и согласования с Управлением инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве проект плана представляется руководству Росавтодора на утверждение.

3.2. Формирование плана освоения инноваций Росавтодора

3.2.1. Основой для формирования проекта плана освоения инноваций Росавтодора является программа развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве, проекты планов освоения инноваций органов управления дорожным хозяйством, а также обоснования, подготовленные в соответствии с п. 3.1.3 настоящего Руководства.

3.2.2. План освоения инноваций Росавтодора состоит из двух разделов:

— «Опытно — экспериментальное внедрение»;

— «Внедрение новых технологий, техники, конструкций и материалов».

3.2.3. Разделы, упомянутые в п. 3.2.2, формируются в соответствии с основными принципами, изложенными в п. п. 3.1.2 и 3.1.3 настоящего Руководства.

3.2.4. Материалы, указанные в п. 3.1.5 настоящего Руководства, представляются органами управления дорожным хозяйством в ФГУ «Дирекцию государственного заказчика по реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)». Сроки представления материалов определяются Росавтодором.

3.2.5. По получении материалов, указанных в п. 3.2.4, ФГУ «Дирекция государственного заказчика по реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)» анализирует их актуальность, соответствие программе развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве, соответствие настоящему Руководству и в двухдневный срок представляет названные материалы с мотивированным заключением о целесообразности отклонения, доработки или принятия предложений органов управления дорожным хозяйством в Управление инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве, которое принимает решение о приеме к рассмотрению названных предложений к проекту плана освоения инноваций Росавтодора.

3.2.6. Проект плана освоения инноваций Росавтодора, сформированный Управлением инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве с участием других заинтересованных подразделений центрального аппарата Росавтодора, в установленный срок представляется на утверждение руководству Росавтодора. Предварительно проект плана освоения инноваций может быть рассмотрен на заседании научно — технического совета Росавтодора.

4. Реализация планов освоения инноваций

4.1. Задания по освоению инноваций органам управления дорожным хозяйством

4.1.1. Утвержденный в установленном порядке план освоения инноваций Росавтодора является основанием для выдачи Управлением инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве соответствующим органам управления дорожным хозяйством заданий по освоению инноваций на планируемый год, на основании которых орган управления дорожным хозяйством утверждает План освоения инноваций, вводимый в действие приказом органа управления дорожным хозяйством, содержащим необходимые поручения, обеспечивающие его практическую реализацию.

4.1.2. Для работ, предусмотренных разделом «Опытно — экспериментальное внедрение», научное, научно — техническое и инженерное сопровождение реализации инновационных продуктов на стадии проектирования, строительства, реконструкции, ремонта, а также наблюдение в ходе эксплуатации опытного дорожного объекта (участка) в сравнении с объектами (участками), сооруженными по традиционным технологиям, обязательны.

4.1.3. Для работ, предусмотренных разделом «Внедрение новых технологий, техники, конструкций и материалов» плана освоения инноваций Росавтодора («Внедрение новых технологий, техники, конструкций и материалов» планов освоения инноваций органов управления дорожным хозяйством):

— научное, научно — техническое и инженерное сопровождение реализации инновационных продуктов на стадии проектирования, строительства, реконструкции и ремонта целесообразно и выполняется преимущественно силами научных организаций — авторов внедряемой разработки;

— наблюдения в ходе эксплуатации дорожного объекта (участка) выполняются при необходимости.

4.1.4. Планы освоения инноваций в ходе их реализации при необходимости могут быть откорректированы в порядке, изложенном в разделе 3 настоящего Руководства.

4.2. Внедрение инноваций на стадии обоснования инвестиций и проектно — изыскательных работ

4.2.1. Органы управления дорожным хозяйством в заданиях на разработку обоснования инвестиций, проектно — сметной документации, в конкурсной и договорной документации на выполнение подрядных работ вводят специальный раздел «Применение новых технологий, техники, конструкций и материалов».

4.2.2. Освоение инноваций на стадии обоснования инвестиций и проектно — изыскательских работ достигается за счет:

— замены типовых проектных решений новыми прогрессивными техническими решениями, обеспечивающими снижение строительных затрат, повышение долговечности и сроков службы конструктивных элементов дорог и дорожных сооружений (при соответствующем технико — экономическом обосновании), решение проблем выполнения дорожных работ, а также функционирования автомобильных дорог и сооружений на них в сложных природно — климатических и грунтово — гидрогеологических условиях;

— применения в проектах новых эффективных дорожно — строительных материалов;

— применения ресурсо- и энергосберегающих технологий;

— применения высокопроизводительной техники;

— использования новых технологий, приборов и оборудования при производстве изыскательских, лабораторных и контрольно — измерительных работ;

— применения новых информационных технологий, банков и баз данных, современных средств информатизации и связи.

4.2.3. В целях организации освоения инноваций при проектно — изыскательских работах подрядная проектная организация выполняет следующие виды работ:

— на стадии обоснования инвестиций подготавливает проект задания на освоение инноваций с учетом требований настоящего Руководства, организует его экспертизу, согласование и утверждение заказчиком;

— осуществляет проектно — изыскательские работы на основе утвержденных заданий на освоение инноваций;

— разрабатывает в составе инженерного проекта спецификации на производство дорожных работ, при которых используется инновационная продукция.

4.2.4. В разработке разделов проекта, связанных с освоением инноваций, в приоритетном порядке по согласованию с заказчиком на условиях субподряда привлекаются научные организации и предприятия, являющиеся разработчиками используемых в проекте инновационных продуктов.

4.3. Научное, научно — техническое и инженерное сопровождение на стадии производства дорожных работ

4.3.1. Технические задания на научное сопровождение проекта строительства, реконструкции, ремонта участка автомобильной дороги (дорожного сооружения) выдаются по установленной Росавтодором форме.

4.3.2. Научное сопровождение, как правило, выполняют научные организации и предприятия, участвовавшие в разработке обоснования инвестиций и инженерного проекта в разделах, связанных с освоением инноваций. В случаях, когда освоение инноваций связано с применением прогрессивных строительных технологий и техники, не требующих выполнения проектных работ, допускается организация научного сопровождения только на стадии производства.

4.3.3. На стадии научного сопровождения строительства, реконструкции, ремонта и содержания дорог и дорожных сооружений осуществляются следующие виды работ:

— дополнительные научно — исследовательские и опытно — конструкторские работы (при необходимости), связанные с реализацией инновационных продуктов в конкретных производственных условиях;

— экспериментальные наблюдения, лабораторные испытания и контроль за соблюдением новых технологических процессов и применением новых материалов, предусмотренных в спецификациях на выполнение работ, связанных с освоением инновационной продукции;

— передача технологий и обучение персонала подрядных строительных организаций видам работ, связанных с освоением инноваций;

— организация и участие в приемо — сдаточных работах, связанных с освоением инновационной продукции;

— разработка нормативно — технических и методических документов для последующего широкомасштабного распространения прогрессивных инновационных продуктов в дорожном хозяйстве.

4.3.4. Участие научных организаций и предприятий в научном сопровождении дорожных работ должно быть реализовано заказчиком на конкурсной основе в соответствии с основными положениями Федерального закона от 06.05.99 N 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ для государственных нужд» и «Положения о порядке организации и проведении конкурсов на выполнение научно — исследовательских и опытно — конструкторских работ в системе Росавтодора», утвержденного Приказом Росавтодора от 16.06.2000 N 271, с изменениями и дополнениями, утвержденными распоряжением Росавтодора от 21.10.2001 N ИС-445-р.

При проведении конкурсов на размещение заказов на научное сопровождение дорожных работ предпочтение следует отдавать научным организациям и предприятиям, являющимся разработчиками внедряемых инновационных продуктов.

4.3.5. Представителей организаций, обеспечивающих научное сопровождение, рекомендуется включать в группы авторского надзора за производством работ.

4.4. Финансирование работ и экономическое стимулирование участников инновационной деятельности

4.4.1. Средства на компенсацию затрат по опытно — экспериментальному внедрению и внедрению новых технологий, техники, конструкций и материалов предусматриваются в составе сметы на выполнение работ.

При этом затраты на непосредственное выполнение работ (строительно — монтажные работы) включаются в состав соответствующих локальных смет и глав сводного сметного расчета.

Затраты на выполнение работ и оплату услуг по научному, научно — техническому и инженерному сопровождению, а также наблюдения за объектами включаются в стоимость проектных работ и авторского надзора.

4.4.2. В случаях, когда внедрение новых технологий, техники, конструкций и материалов позволило снизить фактические расходы на дорожные работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия за счет освоения инноваций повлияла на снижение качества выполненных работ.

При этом в договоре подряда должно быть предусмотрено распределение полученной подрядчиком экономии между участниками инновационного процесса.

5. Учет и контроль выполнения работ по контрактам. Отчетность и информационное обеспечение

5.1. Учет выполнения работ по контрактам осуществляет заказчик (орган управления дорожного хозяйства).

5.2. Система учета должна включать сведения:

— перечень контрактов;

— индексация контракта;

— дата заключения контракта;

— источник финансирования;

— заказчик работ по контракту;

— исполнитель работ;

— стоимость работ, тыс. руб.;

— наличие объектов интеллектуальной собственности (N патентов, наименование объекта, патентообладатель, приоритет);

— наличие лицензионных соглашений;

— сумма вознаграждения по лицензионным соглашениям;

— объекты интеллектуальной собственности, созданные в процессе выполнения работ (N заявок на выдачу патентов и свидетельств, приоритет, заявитель);

— перечень актов приемки — сдачи продукции по заключенным контрактам.

5.3. Контроль над ходом выполнения работ по контракту и их приемка осуществляются заказчиком (орган управления дорожным хозяйством) и организацией, осуществляющей научное сопровождение опытного (опытно — экспериментального) объекта строительства (реконструкции).

5.4. Контроль качества выполнения работ по объектам опытного (опытно — экспериментального) строительства, реконструкции, ремонта автомобильных дорог и дорожных сооружений осуществляется на основании действующих СНиПов, ГОСТов и других нормативных документов с учетом установленных критериев качества.

5.5. Приемка работ, выполняемых по контрактам, осуществляется комиссией, создаваемой Росавтодором или, по его поручению, заказчиком (органом управления дорожного хозяйства).

5.6. Комиссия составляет акт приемки работ, в котором отражает преимущества и эффективность освоенных инноваций и дает рекомендации по их дальнейшему использованию.

5.7. По результатам работ, выполняемых по разделу «Опытно — экспериментальное внедрение», обязательны подготовка и представление органом управления дорожным хозяйством в Росавтодор научно — технических отчетов, включая результаты наблюдений, предложений по корректировке действующих нормативно — технических и методических документов, а также, при необходимости, проекты новых нормативно — технических и методических документов, утверждение и одобрение которых осуществляются Росавтодором в установленном порядке.

5.8. По результатам работ, выполняемых по плану освоения инноваций Росавтодора и планам освоения инноваций органов управления дорожным хозяйством, обязательно представление в Росавтодор итоговых отчетов о выполненных работах по установленной форме, используемых, в том числе, для формирования в ФГУ «Дирекция государственного заказчика по реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)» банка данных о новых технологиях, технике, материалах, конструкциях и других передовых и наиболее эффективных инновационных решениях, распространения их в организациях дорожного хозяйства.

5.9. На основании анализа материалов, упомянутых в п. п. 5.7 и 5.8, в ФГУ «Дирекции государственного заказчика по реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)» составляется перечень новых технологий, техники, конструкций и материалов, рекомендуемых к использованию в дорожном хозяйстве.

5.10. Управление инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве совместно с ФГУ «Дирекция государственного заказчика по реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)» и другими заинтересованными подразделениями Росавтодора организует информирование органов управления дорожным хозяйством, проектных и подрядных организаций дорожного хозяйства с разработками, включенными в перечень новых технологий, техники, конструкций и материалов, рекомендуемых к использованию в дорожном хозяйстве.

Приложение 1
к Временному руководству
от 10 сентября 2002 г. N ОС-754-р

ПЛАН
__________________________________________________________________
(наименование органа управления дорожным хозяйством)

ПО ОСВОЕНИЮ НОВОЙ ТЕХНИКИ, ТЕХНОЛОГИЙ, КОНСТРУКЦИЙ И МАТЕРИАЛОВ НА __________ ГОД

РАЗДЕЛ «ОПЫТНО — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВНЕДРЕНИЕ»

N п/п Наименование новой технологии, техники, конструкций и материалов Основание для включения в план (разрешение или задание Росавтодора от ___ N ___) Этап освоения инновационного продукта Наименование объекта, участка автодороги, дорожного сооружения Направление расходования средств федерального бюджета Объем внедрения Ожидаемая эффективность (снижение затрат и цен на дорожные работы)
1 2 3 4 5 6 7 8
1.              
2.              

К настоящему разделу по каждой из позиций плана обязательными приложениями являются:

1. Обоснование проведения мероприятия.

2. Оценка экономической эффективности.

Начальник      
  (органа управления дорожным хозяйством)   (Ф.И.О.)

Приложение 2
к Временному руководству
от 10 сентября 2002 г. N ОС-754-р

ПЛАН
__________________________________________________________________
(органа управления дорожным хозяйством)

ПО ОСВОЕНИЮ НОВОЙ ТЕХНИКИ, ТЕХНОЛОГИИ, КОНСТРУКЦИЙ И МАТЕРИАЛОВ НА 2003 ГОД

РАЗДЕЛ «ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ТЕХНИКИ, КОНСТРУКЦИЙ, МАТЕРИАЛОВ»

N п/п Наименование новой технологии, техники, конструкций и материалов Наличие государственного или отраслевого нормативного или методического документа Этап освоения инновационного продукта Наименование объекта, участка автодороги, дорожного сооружения Объем внедрения Направление расходования средств федерального бюджета Ожидаемый экономический эффект (тыс. руб.)
1 2 3 4 5 6 7 8
1.              
2.              
Начальник      
  (органа управления дорожным хозяйством)   (Ф.И.О.)

Есть распространённый миф — будто знания и опыт в области управления проектами важнее, чем отраслевые компетенции, и квалифицированный проджект может возглавить проект в любой сфере. Но в управлении проектами в строительстве всё работает иначе. 

Строительство как проект

Строительство — это тот же проект, но с другими вводными. Чтобы убедиться в этом, сначала сравним классическое определение проекта с тем, как его понимают в строительстве. 

  • Проект — это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата, в соответствии с заданными ресурсами и требованиями. 

Если перенести это определение в сферу строительства, то получится вот что:

Проект застройки микрорайона — это временное предприятие, направленное на создание уникальных зданий и сооружений, которое происходит согласно проектной документации по нормам строительства. 

Теперь посмотрим, применима ли к сфере строительства известная модель — треугольник проектного управления.

Классический проектный треугольник состоит из трёх ограничивающих проект факторов: это содержание, время и бюджет. Каждый из них влияет на качество продукта и друг на друга.

Снова перенесём концепт в сферу строительства:

  • роль содержания выполняет проектная документация (техническое задание на проектирование, планы, разрезы, пояснительная записка);
  • роль времени — график выполнения строительно-монтажных работ;
  • роль бюджета — сметная документация.

Все они должны входить в проект организации строительства. 

Теперь, когда мы убедились, что строительство — это проект, разберёмся, кто может управлять им. 

Руководитель проекта в строительстве

Чем занимается руководитель проекта в строительстве? 

С этим всё довольно определённо — ответственность руководителя проектов в строительстве зафиксирована в ГОСТ Р 57363-2016:

Управляющий проектом в строительстве (руководитель проекта, менеджер проекта (project manager)): ответственное лицо, которому застройщик (инвестор) делегирует полномочия по руководству работами, планированию, контролю и координации работ участников проекта, распоряжению, контролю за финансовыми средствами, оценку и управление рисками.

Можно сказать, что руководитель проекта в строительстве — настоящий «полиглот»: он работает с командой проекта и с его стейкхолдерами — застройщиком или инвестором. Вместе с этим осуществляет контроль финансов, сроков и содержания проекта, а также управляет рисками и работает с возражениями.

Это значит, что он должен говорить на всех языках: бизнеса, инженеров и технической документации. 

Как стать руководителем проекта в строительстве

Часто руководителем проекта становится линейный специалист, например тот, кто ранее работал в проектно-техническом отделе. Загвоздка в том, что линейный специалист хорошо разбирается только в своей области. Поэтому, насколько бы квалифицированным он ни был, не сможет быстро научиться грамотно выстраивать процессы на уровне всего проекта. Помимо работы с процессами, на плечи руководителя проектов в строительстве ложится поиск специалистов и ответственность за успешность проекта и сдачу объекта заказчику.

Чтобы линейному специалисту из строительной отрасли стать грамотным руководителем проекта, ему нужно повысить квалификацию. Например, на факультете по управлению проектами в строительстве от GeekBrains. 

В программу курса входят все необходимые знания для ведения проекта, включая его инициирование, закупки в строительстве, финансовое и юридическое сопровождение проекта и даже особенности технического языка в этой сфере. 

Soft skills управляющего проектами в строительстве

  • Коммуникабельность — нужно говорить на одном языке с бизнесом и инженерами.
  • Способность нести ответственность — строительство само по себе сфера с повышенной ответственностью. Но руководителю придётся отвечать не только за свои решения и ошибки, но и его команды в соответствии с трудовым, административным, гражданским и уголовным законодательством.
  • Работа с возражениями — с бизнесом не всегда легко договориться, нужно уметь грамотно аргументировать и отстаивать свою позицию.Командная работа — руководителю часто приходится работать с командой, где у каждого есть своё мнение, и от взаимодействия людей может зависеть судьба проекта. 
  • Исследовательские навыки — нужно отвечать на все вопросы команды или инвесторов, а значит, уметь самостоятельно находить информацию и доводы.
  • Стрессоустойчивость — в сфере повышенной ответственности всегда будет много стресса, нужно уметь с ним справляться.
  • Многозадачность — нужно удерживать в голове задачи по бюджетам, закупкам, проектной документации и срокам сдачи одновременно.

Hard skills управляющего проектами в строительстве

  • Работа с технической документацией — не обязательно знать все СП и ГОСТы наизусть, но уметь читать проектную документацию нужно.
  • Определение состава работ — предпроектные проработки, предварительный выбор земельного участка.
  • Планирование проекта в строительстве — сроков, бюджета, закупок, кадровых ресурсов, коммуникаций, рисков, возможной работы с изменениями.
  • Документооборот — работа с документацией о приёмке объекта в эксплуатацию, заключением авторского надзора, разрешением на ввод объекта в эксплуатацию и многое другое.

Уже по этому перечню понятно, почему управлять проектами в строительстве может не каждый проджект. А вот у тех, кто справится, хорошие перспективы

Перспективы руководителя проектов в строительстве

Как повлияла пандемия COVID-19 на строительную отрасль

После строгих ограничений прошлого года строительная отрасль находилась в шоковом состоянии, но постепенно оправляется от кризиса. Повышается спрос на строительство загородных объектов и продолжается возведение городских, и это обещает стабильный спрос на квалифицированных специалистов. В мае 2021-го мы нашли на hh.ru 2 822 вакансии для менеджера проекта в строительстве. 

Кем ещё можно работать

  • Менеджером проекта
  • Главным инженером проекта
  • Директором по строительству
  • Главой отдела снабжения
  • Менеджером по привлечению инвестиций

В административном аппарате саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве и пр.

В каких компаниях можно работать

  • Компании-застройщике
  • Девелопменте недвижимости
  • Консалтинговых компаниях
  • Строительных СРО

Это могут быть как частные, так и государственные компании.

Сколько можно зарабатывать

По данным всё того же hh.ru, в России менеджер проектов в строительстве зарабатывает от 60 000 рублей в месяц, а в Москве от 100 000.

Для старта в профессии нужно высшее инженерное образование в сфере строительства, а всему остальному мы научим на курсе «Управление проектами в строительстве».

Временные здания и сооружения: учет расходов

Шпаргалка для бухгалтеров строительной отрасли. 

Перед возведением основных капитальных зданий на период стройки для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строители возводят или приспосабливают временные здания и сооружения. Это могут быть производственные, складские, вспомогательные, жилые, общественные здания. После производства всех работ и окончания строительства их ликвидируют или восстанавливают изначальный вид использованного объекта.

Временные здания и сооружения подразделяют на титульные и нетитульные сооружения (согласно Постановлению Госстроя России от 5 марта 2004 г. N 15/1). Разделяют сооружения исходя из их предназначения. Титульные сооружения используются для обеспечения нужд строительства в целом, а нетитульные — для отдельных строительных объектов.

В составе титульных объектов учитываются:

  • временные материально-технические склады на строительной площадке, закрытые (отапливаемые и неотапливаемые) и открытые, для хранения материалов, конструкций и оборудования, поступающих для данной стройки;
  • временные производственные мастерские многофункционального назначения (ремонтно-механические, арматурные, столярно-плотничные и др.);
  • электростанции, трансформаторные подстанции, котельные, насосные, компрессорные, водопроводные, канализационные, калориферные, вентиляторные и т.п. здания (сооружения) временного пользования, включая пусконаладочные работы;
  • временные конторы строительных участков, поездов, строительно-монтажных управлений и подобных организаций;
  • временные лаборатории для испытаний строительных материалов и изделий на строительных площадках;
  • временные гаражи;
  • временные сооружения на территории строительства, связанные с противопожарными мероприятиями;
  • специальные и архитектурно оформленные заборы и ограждения в городах;
  • временные коммуникации для обеспечения электроэнергией, водой, теплом, сети связи и другие коммуникации, проходящие по стройплощадке.

К нетитульным сооружениям относятся:

  • приобъектные конторы и кладовые прорабов и мастеров;
  • складские помещения и навесы при объекте строительства;
  • душевые, кубовые, неканализованные уборные и помещения для обогрева рабочих;
  • настилы, стремянки, лестницы, переходные мостики, ходовые доски, обноски при разбивке здания;
  • сооружения, приспособления и устройства по технике безопасности;
  • леса и подмости, не предусмотренные в сметных нормах на строительные работы или в нормативах на монтаж оборудования, наружные подвесные люльки, заборы и ограждения (кроме специальных и архитектурно оформленных), необходимые для производства работ, предохранительные козырьки, укрытия при производстве буровзрывных работ;
  • временные разводки от магистральных и разводящих сетей электроэнергии, воды, пара, газа и воздуха в пределах рабочей зоны.

Титульные и нетитульные временные сооружения и здания различаются не только по функциональному назначению. Из правил составления сводного сметного расчета — основного документа, определяющего стоимость строительства, следует, что:

  • стоимость затрат на возведение временных титульных зданий и сооружений включается в сметную стоимость строительства основных объектов в составе гл. 8 «Временные здания и сооружения» (п. 4.73 Методики);
  • стоимость нетитульных временных зданий и сооружений включается в сметную стоимость строительства основных объектов в составе накладных расходов.

В соответствии с Указаниями по применению и заполнению унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ форма N КС-2 применяется для приемки заказчиком выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений. Для расчетов с заказчиком за выполненные работы применяется унифицированная форма N КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат». Таким образом, эти формы служат подтверждением факта выполнения строительно-монтажных работ и первичными документами, на основании которых выполненные работы (оказанные услуги) могут быть поставлены на учет.

Согласно Письму Министерства регионального развития РФ от 18.12.2008 N 34146-ИМ/08 (пункт 4.84 МДС 81-35.2004) расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам в соответствии с договорными условиями или за фактически построенные временные здания и сооружения на основе проектно-сметной документации. В данном случае в Контракте № 38-7 предусмотрен норматив расчетов за временные здания и сооружения, что указано в Сводном сметном расчете стоимости выполнения работ (приложение№ 2 к Контракту) п.20 и составляет 4,6%.

Согласно п. 1.1 Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, утвержденного Постановлением Госстроя России от 07.05.2001 N 45, специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства, именуются временными зданиями и сооружениями.

Согласно пункту 3.3 «Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений» (ГСН 81-05-01-2001) порядок расчета за временные здания и сооружения, установленный между заказчиком и подрядчиком, должен применяться от начала и до окончания строительства.

Согласно п. 4.83 «Временные здания и сооружения» Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (далее по тексту — Методика определения стоимости строительной продукции), в гл. 8 к временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства.

В соответствии с п. п. 4.83, 4.84 Методики определения стоимости строительной продукции, Сборником сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Госстроя России от 07.05.2001 N 45 (ГСН 81-05-01-2001), к титульным временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 3.4 ГСН 81-05-01-2001 построенные титульные временные здания и сооружения подлежат приемке в эксплуатацию, а также зачислению в основные средства заказчика (кроме автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов). Передача временных зданий и сооружений в пользование подрядчика осуществляется в порядке, предусмотренном договором подряда.

Рекомендуемый перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, приведен в Приложении 1 Сборника сметных норм затрат и в Приложении N 7 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации.

Согласно Письму Главценообразования Минстроя России от 05.09.1994 N 12-186 «Об учете в сметной стоимости титульных и нетитульных временных зданий и сооружений» к нетитульным относятся временные сооружения, приспособления и устройства, предназначенные для нужд отдельного объекта, расходы по содержанию которых учитываются в составе накладных расходов. Перечень нетитульных временных зданий и сооружений приведен в Приложении 3 Сборника сметных норм затрат.

Порядок учета зависит от соответствующей квалификации временного сооружения. Вопрос квалификации находится в компетенции экспертов в области архитектуры и строительства. Основанием для определения вида временного сооружения также могут являться документы, разработанные соответствующими техническими службами организации.

Пунктом 50 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, определено, что временные нетитульные сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на затраты строительных работ в составе накладных расходов, учитываются у подрядчика в составе средств в обороте.

Затраты по возведению, сборке, разборке, амортизации, текущему ремонту и перемещению нетитульных временных зданий и сооружений (для обеспечения нужд отдельных объектов) предусматриваются у подрядчика в составе норм накладных расходов на строительные и монтажные работы (п. 1.4 Сборника сметных норм затрат).

Поскольку расходы по содержанию нетитульных временных сооружений учитываются у подрядчика в составе накладных расходов, то возмещение заказчиком подрядчику затрат на возведение данных сооружений формирует у заказчика первоначальную стоимость строящегося объекта по договору подряда и отражается согласно Инструкции по применению Плана счетов на счете 08.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция хормейстера дома культуры сельского поселения
  • Установка пластиковых окон в каркасном доме по госту инструкция
  • Камминз 6isbe 300 руководство по ремонту
  • Дехинел плюс для собак мелких пород инструкция
  • Терморегулятор для теплого пола caleo 540 инструкция