Вспомогательный газотурбинный двигатель ТА-12 выпускается
на Уфимском агрегатном предприятии «Гидравлика».
ТА-12 предназначен для воздушного запуска маршевых двигателей,
кондиционирования салонов самолётов, питания бортовой сети электроэнергией
переменного и постоянного тока на земле и в полёте. Может эксплуатироваться
в любых климатеческих зонах при температуре окружающего воздуха до
±60°C. Устанавливается на Ан-70, Ан-74,
Ан-124, Ан-225, Бе-200,
Ил-76, Ил-76МД/ТД, Ту-95МС,
Ту-142МР, Ту-154М, Ту-160,
Ту-204.
Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ или
иностранных аналогах. Запуск осуществляется от генератора-стартера
постоянного тока на высоте до 4500 м.
Поставляется на экспорт в Китай.
Модификации:
- ТА-12 — ВСУ для транспортных самолётов Ан-74, Ан-124, Ан-225.
- ТА-12А — ВСУ для Ил-76МД, Ту-154М.
- ТА-12-60
Габариты, мм: длина ширина высота |
1588 682 721 |
Масса, кг | 334,5 |
Расход топлива, кг/ч. | 260 |
Расход масла, кг/ч. | 0,2 |
Расход воздуха через компрессор, кг/с | 1,6 |
Температура газа за турбиной, °C | 550 |
Мощность, э.л.с. | 500 |
Частота вращения ротора, об/мин. | — |
Мощность генератора постоянного тока (27 В), кВт | 12 |
Мощность генератора переменного тока (208/120 В, 400 Гц), кВА | 40 |
Время непрерывной работы, ч. | 24 |
Литература
- .
Вспомогательный газотурбинный двигатель ТА-12 выпускается
на Уфимском агрегатном предприятии «Гидравлика».
ТА-12 предназначен для воздушного запуска маршевых двигателей,
кондиционирования салонов самолётов, питания бортовой сети электроэнергией
переменного и постоянного тока на земле и в полёте. Может эксплуатироваться
в любых климатеческих зонах при температуре окружающего воздуха до
±60°C. Устанавливается на Ан-70, Ан-74,
Ан-124, Ан-225, Бе-200,
Ил-76, Ил-76МД/ТД, Ту-95МС,
Ту-142МР, Ту-154М, Ту-160,
Ту-204.
Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ или
иностранных аналогах. Запуск осуществляется от генератора-стартера
постоянного тока на высоте до 4500 м.
Поставляется на экспорт в Китай.
Модификации:
- ТА-12 — ВСУ для транспортных самолётов Ан-74, Ан-124, Ан-225.
- ТА-12А — ВСУ для Ил-76МД, Ту-154М.
- ТА-12-60
Габариты, мм:
длина ширина высота |
1588
682 721 |
Масса, кг | 334,5 |
Расход топлива, кг/ч. | 260 |
Расход масла, кг/ч. | 0,2 |
Расход воздуха через компрессор, кг/с | 1,6 |
Температура газа за турбиной, °C | 550 |
Мощность, э.л.с. | 500 |
Частота вращения ротора, об/мин. | — |
Мощность генератора постоянного тока (27 В), кВт | 12 |
Мощность генератора переменного тока (208/120 В, 400 Гц), кВА | 40 |
Время непрерывной работы, ч. | 24 |
Литература
- .
· ТА-12А — выпущена в 1979 г, для самолётов Ту-154М, Ту-160, Ил-76МД, А-40 и вертолёта Ми-26. От базовой версии отличается отсутствием воздухозаборника на входе в компрессор.
· ТА-12-60 — глубокая модификация двигателя, выпущена в 1986 г. для самолётов Ту-204, Ту-334, Бе-200. Оборудован электростартером СТ-117 и генератором переменного тока ГТ60ПЧ8Б.
· ТА-12 — ВСУ для транспортных самолётов Ан-74, Ан-124, Ан-225.
ЛЕТНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВСУ ТА-12-60
Вспомогательная силовая установка (далее по тексту ВСУ) расположена в
хвостовой части фюзеляжа и обеспечивает:
— воздушный запуск основных двигателей на земле и при необходимости в полете;
— питание сжатым воздухом системы кондиционирования на земле и в полете;
— питание бортовой сети электроэнергией переменного тока на земле и в отказных случаях в полете.
ВСУ состоит из вспомогательного газотурбинного двигателя (ВГТД)
ТА-12-60 и систем, обеспечивающих его крепление, подвод воздуха из-за борта к компрессору, отвод выхлопных газов в атмосферу, запуск и работу на эксплуатационных режимах. ВГТД представляет собой одновальный двигатель с отбором воздуха за компрессором.
Топливная и масляная системы ВГТД эксплуатируются на топливах и маслах, применяемых для основных двигателей.
Для обеспечения надежного запуска ВСУ в полете предусмотрена система обогрева агрегатов ВГТД (маслобака и свечей зажигания). Обогрев ВСУ го-рячим воздухом (с температурой примерно 200 °С), отбираемым от двигате-лей, автоматически включается в полете (при убранном положении опор шасси) после выключения ВСУ и отключается при запуске ВСУ.
ВСУ состоит из следующих конструктивных узлов:
— четырехступенчатого диагонально-осевого компрессора, обеспечиваю-щего сжатие воздуха. Первая ступень компрессора центробежная, остальные осевые;
— воздухосборника — для сбора воздуха после компрессора, подачи воз-духа в камеру сгорания и отвода части воздуха в систему перепуска и к самолетным потребителям;
— камеры сгорания — кольцевой, противоточной, испарительного типа с 8-ю пусковыми форсунками и 18-ю Г-образными испарительными трубками.
На двух пусковых форсунках установлены свечи зажигания;
— трехступенчатой, осевой турбины, обеспечивающей преобразование кинетической энергии газов в механическую работу вращения компрессора и всех приводных агрегатов двигателя ВСУ;
— выходного устройства, обеспечивающего сброс отработанных газов в атмосферу;
— редуктора — для передачи крутящего момента от вала турбокомпрессора к приводным агрегатам и креплениям агрегатов.
РАСЧЕТ ТЕПЛОВОЙ СХЕМЫ ТУРБОУСТАНОВКИ ТА-12-60/2.5
Для определения давления в отопительном отборе задаёмся тепловым графиком теплосети 150/70.
Для расчёта возьмём точку . В этом случае температура обратной сети . Рассчитываем температуру за сетевым подогревателем.
,
где — доля покрытия теплофикационной нагрузки турбоустановкой;
— температура прямой сети;
— температура обратной цепи.
Температура насыщения пара в подогревателе:
-температурный напор;
температура насыщения в сетевом подогревателе.
По таблице термодинамических свойств воды и водяного пара находим давление насыщения :
;
Давление в отборе определяем по формуле:
, где .
;
Уточним давление Р5:
Давление пара в отборах турбины принимаем по справочным данным.
табл. 9.1.
Отбор |
Р, МПа |
I |
4.41 |
II |
2,55 |
III |
1,27 |
IV |
0,559 |
V |
0,359 |
VI |
0,176 |
VII |
0,00588 |
Принимаем потери на дросселирование в регулирующих клапанах 4 %, потери на дросселирование в клапанах перед ЧСД 15 %; относительный внутренний КПД: ЧВД = 0,8; ЧСД = 0,82; ЧНД = 0 (т.к пар пар дросселируется).
По рассчитанным данным строим процесс расширения в hs-диаграмме .
Уточняем давление в подогревателях:
;
где: — потери давления в паропроводах отборов.
Температура воды в подогревателях:
;
где:
— температурный напор, принимаем 4°С в ПВД, 2°С в ПНД.
Принимаем давление воды в ПНД 1,5 МПа, в ПВД:
.
Коэффициент недовыработки отборов:
табл.2.2.
N |
Пар |
Конденсат |
Вода |
ОТБ |
YОТБ |
|||||
Р, МПа |
t(x), С |
h, кДж/кг |
tН, °С |
h, кДж/кг |
tВ, °C |
РВ, МПа |
hВ, кДж/кг |
|||
0 |
12,75 |
555 |
3484 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
0′ |
12,24 |
554 |
3484 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
1 |
4,41 |
418 |
3241 |
— |
— |
— |
— |
— |
0,0694 |
0,695 |
П1 |
4,10 |
418 |
3241 |
252 |
1096 |
248 |
15,94 |
1077 |
— |
— |
2 |
2,55 |
352 |
3119 |
— |
— |
— |
— |
— |
0,0609 |
0,541 |
П2 |
2,37 |
352 |
3119 |
222 |
952 |
218 |
15,94 |
939 |
||
3 |
1,27 |
276 |
2981 |
0,39 |
0,368 |
|||||
П3 |
1,18 |
276 |
2981 |
188 |
794 |
184 |
15,94 |
789 |
— |
— |
Д |
0,588 |
276 |
2981 |
159 |
670 |
159 |
670 |
— |
— |
|
3′ |
1.08 |
273 |
2981 |
— |
— |
|||||
4 |
0,559 |
213 |
2868 |
— |
— |
— |
— |
— |
0,012 |
0,226 |
П4 |
0,520 |
213 |
2868 |
153 |
647 |
151 |
1,5 |
637 |
— |
— |
5 |
0,359 |
170 |
2780 |
— |
— |
— |
— |
— |
0,098 |
0,116 |
П5 |
0,276 |
170 |
2780 |
138 |
580 |
136 |
1,5 |
572 |
— |
— |
6 |
0,176 |
0,998 |
2688 |
— |
— |
— |
— |
— |
0,36 |
0 |
П6 |
0,164 |
0.998 |
2688 |
115 |
483 |
113 |
1,5 |
432 |
— |
— |
Д-1.2 |
0,118 |
0,998 |
2688 |
105 |
439 |
105 |
— |
439 |
||
7 |
0,005888 |
110 |
2688 |
0 |
0 |
|||||
П7 |
0,00547 |
110 |
2688 |
35 |
145 |
33 |
1,5 |
139 |
— |
— |
К |
0,004 |
110 |
2688 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Принимаем расход пара на турбину Gт=1. Тогда подвод свежего пара к стопорным клапанам ЦВД Go=Gт+Gпрупл=1+0,02=1,02Gт. Паровая нагрузка парогенератора Gпе=Go+Gут=1,02+0,0151,02=1,0353Gт. Расход питательной воды Gпв=Gпе+Gпр=1,0353+0,0051,0353=1,0405Gт .
рис.9.2. Расчётная схема ПВД.
Из таблицы 2.2 находим:
h1=3241 кДж/кг h21оп=1077 кДж/кг
h2=3119 кДж/кг h22оп=939 кДж/кг
h3=2981 кДж/кг h23оп=789 кДж/кг
hjох = f (Pпод j, tн j+25)
h1ох=2879 кДж/кг
h2ох=2874 кДж/кг
h3ох=2848 кДж/кг
hдр 1= Сptдр1=4,187228=954,6 кДж/кг ; tдр1=tоп22+10=218+10=228C
hдр2= Сptдр2 =4,187194=812,3 кДж/кг ; tдр2= tоп23+10=184+10=194С
hдр3=hп3=794 кДж/кг
Повышение энтальпии воды в питательных насосах:
кДж/кг.
Энтальпия воды перед ПВД 3 с учетом работы питательных насосов:
h13=h`д+hпн=670+19,87=689,9 кДж/кг.
Тепловой баланс для ПВД 1:
пв(hоп21-hоп22)=1(hох1-hдр1)п
кДж/кг,
Тепловой баланс для ПВД 2:
др=1+2+1/3упл=0,0761+0,0633+1/30,02=0,1461
Тепловой баланс для ПВД 3:
Определяем нагрев воды в ОПП:
кДж/кг,
кДж/кг,
кДж/кг.
Уточняем энтальпии воды за подогревателями.
кДж/кг.
кДж/кг.
кДж/кг.
Составляем уточненные тепловые балансы.
Для ПВД 1:
пв(h21-h22)=1(h1-hдр1)п
кДж/кг,
Для ПВД 2:
др=1+2+1/3упл=0,0694+0,0609+1/30,02=0,1370
Для ПВД 3:
Для турбин типа ПТ применяется 2х ступенчатая схема расширителей непрерывной продувки.
рис.9.3. Расширители непрерывной продувки.
Давление в расширителе:
МПа.
По Рр находим: кДж/кг, кДж/кг.
По давлению в барабане котла Рбар=14 МПа находим hпр=h`бар=1572,8 кДж/кг.
Принимаем КПД расширителя р=0,98.
Тепловой баланс расширителя:
Аналогично рассчитываем и второй расширитель:
По Рр находим: кДж/кг, кДж/кг.
где давление в расширителе:
МПа.
Рис9.4. Расчётная схема атмосферного деаэратора.
Составим уравнение материального баланса:
GВ1,2 +GВЫП =Gд1,2 +Gок +Gр2
Уравнение теплового баланса:
При давлении 1,2 ата hд‘1,2=439 кДж/кг.
hд»1,2=2683 кДж/кг.
hд1,2=2688 кДж/кг.
hок=4,187tок=4,18780=334,96 кДж/кг.
hр2»=2687 кДж/кг.
Gок=0,5Gпр=0,5120=60 т/час.
GВЫП=0,002Gок=0,00260=0,12 т/час.
Gр2=0,000355Gт
Получим:
Gд1,2 =3,149-0,000355Gт т/час.
GВ1,2=63,029 т/час.
.Расчёт деаэратора питательной воды.
рис. 9.5. Расчётная схема деаэратора питательной воды.
Составим уравнение материального баланса:
.
Уравнение теплового баланса:
Решив систему уравнений, получим :
ок =0,852
д=-0,0007(т.е. вода в деаэраторе практически не греется, поэтому уменьшим температуру воды на выходе из верхнего ПНД с 151С до 143С, тогда h24=602,37).
Пересчитаем систему уравнений:
ок =0,84
д=0,013.
Для деаэрации подпиточной воды используется вакуумный деаэратор.
рис. 9.6. Расчётная схема вакуумного деаэратора .
Расход сетевой воды:
,
где Гкал/час;
ккал/(кг oС).
кг/час=1500 т/час.
Величина подпитки теплосети:
т/ч.
hподп=4,18730=125,61 кДж/кг.
т/час.
Составим уравнение смешения :
,
где (температура насыщения при РВД=0,2 ата ).
Определим расход пара в сетевой подогреватель:
,
где — определяем по давлению в подогревателе; .
т/ч.
h4=2868 кДж/кг h24=602,37 кДж/кг hдр4= 647 кДж/кг
h5=2780 кДж/кг h25=572 кДж/кг hдр5= 580 кДж/кг
h6=2688 кДж/кг h26=432 кДж/кг hдр6= 483 кДж/кг
h7=2688 кДж/кг h27=139 кДж/кг hдр7= 145 кДж/кг
h’т = 483 кДж/кг
рис.9.7.Расчетная схема системы ПНД.
Составим систему уравнений из тепловых балансов ПНД:
ПНД-4:
Составим систему уравнений из тепловых балансов ПНД 5-6, связанных дренажными насосами.
Решив систему уравнений, получим:
G6=(0,09Gт-5,63) кг/с
G5=(0,104Gт-0,648) кг/с
Рассчитаем конденсатор ОУ+СП, ОЭ и ПНД-7 как один смешивающий подогреватель.
где
Gпс+Gоу=1/3уплGт
Gдв=(ут+’пр) Gт+ Gневозв=(0,015+0,005-0,00206-0,000355) Gт+ 120/(2•3,6)=0,0176 Gт+16,67 кг/с
кДж/кг
кДж/кг
Примем G7=0, Gоэ=0,003 Gт
Отсюда находим Gк=(0,61Gт -580 кг/с ,тогда
Принимаем т/ч.=107,5 кг/с.
Отсюда кДж/кг, а оС, что больше 60 оС, значит линия рециркуляции работает.
Расход пара при теплофикационном режиме:
т/ч.
где — электрическая мощность на клеммах генератора; — электромеханический КПД турбогенератора; — коэффициент недовыработки для отбора;
Тогда:
104 кг/с.
кг/с.
кг/с.
кг/с.
кг/с.
кг/с.
кг/с.
кг/с.
кг/с.
кг/с.
кг/с.
Мощность турбины:
Погрешность определения мощности составляет 1,0 %.
ТА-12 на тележке, с красными технологическими заглушками
ТА-12 — авиационный вспомогательный газотурбинный двигатель разработан в 1979 г. на ОАО НПП «Аэросила» для установки на самолётах Ан-70, Ан-74, Ан-124, Ан-225, Бе-200, Ил-76, Ил-76МД/ТД, Ту-95МС, Ту-154М, Ту-160 и Ту-204. Двигатель ТА-12 производится на ОАО «Уфимское агрегатное предприятие «Гидравлика».
ТА-12 предназначен для воздушного запуска маршевых двигателей, кондиционирования салонов самолётов, питания бортовой сети электроэнергией переменного и постоянного тока на земле и в полёте. Может эксплуатироваться в любых климатических зонах при температуре окружающего воздуха до ±60°C
Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ или иностранных аналогах. Запуск осуществляется от генератора-стартера постоянного тока на высоте до 4500 м.
Поставляется на экспорт в Китай.
Конструкция
Двигатель состоит из четырёхступенчатого осевого компрессора (колесо первой ступени диагональное), трёхступенчатой осевой турбины, стартёр-генератора постоянного тока ГС-12ТО и генератора переменного тока ГТ40ПЧ8Б. Запуск обеспечивают стартёр-генератор, агрегат зажигания, пусковой компрессор и пусковой насос, для управления ТА-12 на борту ВС устанавливаются автоматическая панель двигателя АПД-30ТА и электронный регулятор режимов работы ЭРРД-12. АПД-30ТА, в отличие от старых модификаций АПД-30, работающих с ВСУ ТА-6 и другими, выполнена в виде быстросъёмного блока, устанавливаемого в монтажную раму стандарта ARINC 600. ЭРРД-12 также выполнен для установки в монтажную раму, получает сигнал с датчиков оборотов ротора и термопар измерения температуры выходящих газов, и выдаёт сигналы 27 В о достижении определённых оборотов (55 % выключения стартёра, 90 % выхода на режим, предельных 108 % и др.) и предельной температуры газов.
Модификации
- ТА-12А – выпущена в 1979 г, для самолётов Ту-154М, Ту-160, Ил-76МД, А-40 и вертолёта Ми-26. От базовой версии отличается отсутствием воздухозаборника на входе в компрессор.
- ТА-12-60 – глубокая модификация двигателя, выпущена в 1986 г. для самолётов Ту-204, Ту-334, Бе-200. Оборудован электростартёром СТ-117 и генератором переменного тока ГТ60ПЧ8Б.
- ТА-12 — ВСУ для транспортных самолётов Ан-74, Ан-124, Ан-225.
Характеристики
- Эквивалентная воздушная мощность – 287 кВт
- Высотность запуска – 7000 м
- Расход топлива – 250 кг/ч
- Масса, без генератора – 290 кг
- Габаритные размеры – 1588х682х721мм
Ссылки
- Самолёт Ан-124-100. Руководство по технической эксплуатации, книга 17
- http://www.brazd.ru/tta12.html
Книжные памятники Свет
Обратная связь
Версия для слабовидящих
Войти
НЭБ
-
Коллекции и спецпроекты
-
Новости
-
Электронные читальные залы
-
Информация для библиотек
-
Программное обеспечение для библиотек
-
Вопросы и ответы
-
Обратная связь
-
Форум
Наши продукты
Книжные памятники
Свет
Мы в соцсетях
Версия для слепых
Конструкция и эксплуатация силовых установок ПС-90А и ВСУ ТА-12-60 самолета ТУ-204 Учеб. пособие
Матейко Г. П.
Скачать
rusmarc-запись
Матейко Г. П.
Скачать rusmarc -запись
Электронная копия документа недоступна
111 с.
Количество страниц
1996
Год издания
Ульяновск
Место издания
О произведении
Издательство
УВАУГА
ISBN
5-7514-0038-0
ББК
55.47, 39.5/6
УДК
629.735.33.03.004(075.8)
Библиотека
Российская национальная библиотека (РНБ)
Еще
Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания
Пожалуйста, авторизуйтесь
Вы можете добавить книгу в избранное после того, как
авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то
зарегистрируйтесь.