Всу та 12а руководство по эксплуатации


ТА-12

Вспомогательный газотурбинный двигатель ТА-12 выпускается
на Уфимском агрегатном предприятии «Гидравлика».

ТА-12 предназначен для воздушного запуска маршевых двигателей,
кондиционирования салонов самолётов, питания бортовой сети электроэнергией
переменного и постоянного тока на земле и в полёте. Может эксплуатироваться
в любых климатеческих зонах при температуре окружающего воздуха до
±60°C. Устанавливается на Ан-70, Ан-74,
Ан-124, Ан-225, Бе-200,
Ил-76, Ил-76МД/ТД, Ту-95МС,
Ту-142МР, Ту-154М, Ту-160,
Ту-204.

Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ или
иностранных аналогах. Запуск осуществляется от генератора-стартера
постоянного тока на высоте до 4500 м.

Поставляется на экспорт в Китай.

Модификации:

  • ТА-12 — ВСУ для транспортных самолётов Ан-74, Ан-124, Ан-225.
  • ТА-12А — ВСУ для Ил-76МД, Ту-154М.
  • ТА-12-60
Габариты, мм:

длина

ширина

высота
1588

682

721
Масса, кг 334,5
Расход топлива, кг/ч. 260
Расход масла, кг/ч. 0,2
Расход воздуха через компрессор, кг/с 1,6
Температура газа за турбиной, °C 550
Мощность, э.л.с. 500
Частота вращения ротора, об/мин.
Мощность генератора постоянного тока (27 В), кВт 12
Мощность генератора переменного тока (208/120 В, 400 Гц), кВА 40
Время непрерывной работы, ч. 24

Литература

  1. .

Вспомогательный газотурбинный двигатель ТА-12 выпускается
на Уфимском агрегатном предприятии «Гидравлика».

ТА-12 предназначен для воздушного запуска маршевых двигателей,
кондиционирования салонов самолётов, питания бортовой сети электроэнергией
переменного и постоянного тока на земле и в полёте. Может эксплуатироваться
в любых климатеческих зонах при температуре окружающего воздуха до
±60°C. Устанавливается на Ан-70, Ан-74,
Ан-124, Ан-225, Бе-200,
Ил-76, Ил-76МД/ТД, Ту-95МС,
Ту-142МР, Ту-154М, Ту-160,
Ту-204.

Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ или
иностранных аналогах. Запуск осуществляется от генератора-стартера
постоянного тока на высоте до 4500 м.

Поставляется на экспорт в Китай.

Модификации:

  • ТА-12 — ВСУ для транспортных самолётов Ан-74, Ан-124, Ан-225.
  • ТА-12А — ВСУ для Ил-76МД, Ту-154М.
  • ТА-12-60
Габариты, мм:

длина

ширина

высота

1588

682

721

Масса, кг 334,5
Расход топлива, кг/ч. 260
Расход масла, кг/ч. 0,2
Расход воздуха через компрессор, кг/с 1,6
Температура газа за турбиной, °C 550
Мощность, э.л.с. 500
Частота вращения ротора, об/мин.
Мощность генератора постоянного тока (27 В), кВт 12
Мощность генератора переменного тока (208/120 В, 400 Гц), кВА 40
Время непрерывной работы, ч. 24

Литература

  1. .

· ТА-12А — выпущена в 1979 г, для самолётов Ту-154М, Ту-160, Ил-76МД, А-40 и вертолёта Ми-26. От базовой версии отличается отсутствием воздухозаборника на входе в компрессор.

· ТА-12-60 — глубокая модификация двигателя, выпущена в 1986 г. для самолётов Ту-204, Ту-334, Бе-200. Оборудован электростартером СТ-117 и генератором переменного тока ГТ60ПЧ8Б.

· ТА-12 — ВСУ для транспортных самолётов Ан-74, Ан-124, Ан-225.

ЛЕТНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВСУ ТА-12-60

Вспомогательная силовая установка (далее по тексту ВСУ) расположена в

хвостовой части фюзеляжа и обеспечивает:

— воздушный запуск основных двигателей на земле и при необходимости в полете;

— питание сжатым воздухом системы кондиционирования на земле и в полете;

— питание бортовой сети электроэнергией переменного тока на земле и в отказных случаях в полете.

ВСУ состоит из вспомогательного газотурбинного двигателя (ВГТД)

ТА-12-60 и систем, обеспечивающих его крепление, подвод воздуха из-за борта к компрессору, отвод выхлопных газов в атмосферу, запуск и работу на эксплуатационных режимах. ВГТД представляет собой одновальный двигатель с отбором воздуха за компрессором.

Топливная и масляная системы ВГТД эксплуатируются на топливах и маслах, применяемых для основных двигателей.

Для обеспечения надежного запуска ВСУ в полете предусмотрена система обогрева агрегатов ВГТД (маслобака и свечей зажигания). Обогрев ВСУ го-рячим воздухом (с температурой примерно 200 °С), отбираемым от двигате-лей, автоматически включается в полете (при убранном положении опор шасси) после выключения ВСУ и отключается при запуске ВСУ.

ВСУ состоит из следующих конструктивных узлов:

— четырехступенчатого диагонально-осевого компрессора, обеспечиваю-щего сжатие воздуха. Первая ступень компрессора центробежная, остальные осевые;

— воздухосборника — для сбора воздуха после компрессора, подачи воз-духа в камеру сгорания и отвода части воздуха в систему перепуска и к самолетным потребителям;

— камеры сгорания — кольцевой, противоточной, испарительного типа с 8-ю пусковыми форсунками и 18-ю Г-образными испарительными трубками.

На двух пусковых форсунках установлены свечи зажигания;

— трехступенчатой, осевой турбины, обеспечивающей преобразование кинетической энергии газов в механическую работу вращения компрессора и всех приводных агрегатов двигателя ВСУ;

— выходного устройства, обеспечивающего сброс отработанных газов в атмосферу;

— редуктора — для передачи крутящего момента от вала турбокомпрессора к приводным агрегатам и креплениям агрегатов.

РАСЧЕТ ТЕПЛОВОЙ СХЕМЫ ТУРБОУСТАНОВКИ ТА-12-60/2.5

Для определения давления в отопительном отборе задаёмся тепловым графиком теплосети 150/70.

Для расчёта возьмём точку . В этом случае температура обратной сети . Рассчитываем температуру за сетевым подогревателем.

,

где — доля покрытия теплофикационной нагрузки турбоустановкой;

— температура прямой сети;

— температура обратной цепи.

Температура насыщения пара в подогревателе:

-температурный напор;

температура насыщения в сетевом подогревателе.

По таблице термодинамических свойств воды и водяного пара находим давление насыщения :

;

Давление в отборе определяем по формуле:

, где .

;

Уточним давление Р5:

Давление пара в отборах турбины принимаем по справочным данным.

табл. 9.1.

Отбор

Р, МПа

I

4.41

II

2,55

III

1,27

IV

0,559

V

0,359

VI

0,176

VII

0,00588

Принимаем потери на дросселирование в регулирующих клапанах 4 %, потери на дросселирование в клапанах перед ЧСД 15 %; относительный внутренний КПД: ЧВД = 0,8; ЧСД = 0,82; ЧНД = 0 (т.к пар пар дросселируется).

По рассчитанным данным строим процесс расширения в hs-диаграмме .

Уточняем давление в подогревателях:

;

где: — потери давления в паропроводах отборов.

Температура воды в подогревателях:

;

где:

— температурный напор, принимаем 4°С в ПВД, 2°С в ПНД.

Принимаем давление воды в ПНД 1,5 МПа, в ПВД:

.

Коэффициент недовыработки отборов:

табл.2.2.

N

Пар

Конденсат

Вода

ОТБ

YОТБ

Р, МПа

t(x), С

h, кДж/кг

tН, °С

h, кДж/кг

tВ, °C

РВ, МПа

hВ, кДж/кг

0

12,75

555

3484

0′

12,24

554

3484

1

4,41

418

3241

0,0694

0,695

П1

4,10

418

3241

252

1096

248

15,94

1077

2

2,55

352

3119

0,0609

0,541

П2

2,37

352

3119

222

952

218

15,94

939

3

1,27

276

2981

0,39

0,368

П3

1,18

276

2981

188

794

184

15,94

789

Д

0,588

276

2981

159

670

159

670

3′

1.08

273

2981

4

0,559

213

2868

0,012

0,226

П4

0,520

213

2868

153

647

151

1,5

637

5

0,359

170

2780

0,098

0,116

П5

0,276

170

2780

138

580

136

1,5

572

6

0,176

0,998

2688

0,36

0

П6

0,164

0.998

2688

115

483

113

1,5

432

Д-1.2

0,118

0,998

2688

105

439

105

439

7

0,005888

110

2688

0

0

П7

0,00547

110

2688

35

145

33

1,5

139

К

0,004

110

2688

Принимаем расход пара на турбину Gт=1. Тогда подвод свежего пара к стопорным клапанам ЦВД Go=Gт+Gпрупл=1+0,02=1,02Gт. Паровая нагрузка парогенератора Gпе=Go+Gут=1,02+0,0151,02=1,0353Gт. Расход питательной воды Gпв=Gпе+Gпр=1,0353+0,0051,0353=1,0405Gт .

Расчётная схема ПВД

рис.9.2. Расчётная схема ПВД.

Из таблицы 2.2 находим:

h1=3241 кДж/кг h21оп=1077 кДж/кг

h2=3119 кДж/кг h22оп=939 кДж/кг

h3=2981 кДж/кг h23оп=789 кДж/кг

hjох = f (Pпод j, tн j+25)

h1ох=2879 кДж/кг

h2ох=2874 кДж/кг

h3ох=2848 кДж/кг

hдр 1= Сptдр1=4,187228=954,6 кДж/кг ; tдр1=tоп22+10=218+10=228C

hдр2= Сptдр2 =4,187194=812,3 кДж/кг ; tдр2= tоп23+10=184+10=194С

hдр3=hп3=794 кДж/кг

Повышение энтальпии воды в питательных насосах:

кДж/кг.

Энтальпия воды перед ПВД 3 с учетом работы питательных насосов:

h13=h`д+hпн=670+19,87=689,9 кДж/кг.

Тепловой баланс для ПВД 1:

пв(hоп21-hоп22)=1(hох1-hдр1)п

кДж/кг,

Тепловой баланс для ПВД 2:

др=1+2+1/3упл=0,0761+0,0633+1/30,02=0,1461

Тепловой баланс для ПВД 3:

Определяем нагрев воды в ОПП:

кДж/кг,

кДж/кг,

кДж/кг.

Уточняем энтальпии воды за подогревателями.

кДж/кг.

кДж/кг.

кДж/кг.

Составляем уточненные тепловые балансы.

Для ПВД 1:

пв(h21-h22)=1(h1-hдр1)п

кДж/кг,

Для ПВД 2:

др=1+2+1/3упл=0,0694+0,0609+1/30,02=0,1370

Для ПВД 3:

Для турбин типа ПТ применяется 2х ступенчатая схема расширителей непрерывной продувки.

Расширители непрерывной продувки

рис.9.3. Расширители непрерывной продувки.

Давление в расширителе:

МПа.

По Рр находим: кДж/кг, кДж/кг.

По давлению в барабане котла Рбар=14 МПа находим hпр=h`бар=1572,8 кДж/кг.

Принимаем КПД расширителя р=0,98.

Тепловой баланс расширителя:

Аналогично рассчитываем и второй расширитель:

По Рр находим: кДж/кг, кДж/кг.

где давление в расширителе:

МПа.

Расчётная схема атмосферного деаэратора

Рис9.4. Расчётная схема атмосферного деаэратора.

Составим уравнение материального баланса:

GВ1,2 +GВЫП =Gд1,2 +Gок +Gр2

Уравнение теплового баланса:

При давлении 1,2 ата hд1,2=439 кДж/кг.

hд»1,2=2683 кДж/кг.

hд1,2=2688 кДж/кг.

hок=4,187tок=4,18780=334,96 кДж/кг.

hр2»=2687 кДж/кг.

Gок=0,5Gпр=0,5120=60 т/час.

GВЫП=0,002Gок=0,00260=0,12 т/час.

Gр2=0,000355Gт

Получим:

Gд1,2 =3,149-0,000355Gт т/час.

GВ1,2=63,029 т/час.

.Расчёт деаэратора питательной воды.

Расчётная схема деаэратора питательной воды

рис. 9.5. Расчётная схема деаэратора питательной воды.

Составим уравнение материального баланса:

.

Уравнение теплового баланса:

Решив систему уравнений, получим :

ок =0,852

д=-0,0007(т.е. вода в деаэраторе практически не греется, поэтому уменьшим температуру воды на выходе из верхнего ПНД с 151С до 143С, тогда h24=602,37).

Пересчитаем систему уравнений:

ок =0,84

д=0,013.

Для деаэрации подпиточной воды используется вакуумный деаэратор.

Расчётная схема вакуумного деаэратора

рис. 9.6. Расчётная схема вакуумного деаэратора .

Расход сетевой воды:

,

где Гкал/час;

ккал/(кг oС).

кг/час=1500 т/час.

Величина подпитки теплосети:

т/ч.

hподп=4,18730=125,61 кДж/кг.

т/час.

Составим уравнение смешения :

,

где (температура насыщения при РВД=0,2 ата ).

Определим расход пара в сетевой подогреватель:

,

где — определяем по давлению в подогревателе; .

т/ч.

h4=2868 кДж/кг h24=602,37 кДж/кг hдр4= 647 кДж/кг

h5=2780 кДж/кг h25=572 кДж/кг hдр5= 580 кДж/кг

h6=2688 кДж/кг h26=432 кДж/кг hдр6= 483 кДж/кг

h7=2688 кДж/кг h27=139 кДж/кг hдр7= 145 кДж/кг

h’т = 483 кДж/кг

схема системы ПНД

рис.9.7.Расчетная схема системы ПНД.

Составим систему уравнений из тепловых балансов ПНД:

ПНД-4:

Составим систему уравнений из тепловых балансов ПНД 5-6, связанных дренажными насосами.

Решив систему уравнений, получим:

G6=(0,09Gт-5,63) кг/с

G5=(0,104Gт-0,648) кг/с

Рассчитаем конденсатор ОУ+СП, ОЭ и ПНД-7 как один смешивающий подогреватель.

где

Gпс+Gоу=1/3уплGт

Gдв=(ут+’пр) Gт+ Gневозв=(0,015+0,005-0,00206-0,000355) Gт+ 120/(2•3,6)=0,0176 Gт+16,67 кг/с

кДж/кг

кДж/кг

Примем G7=0, Gоэ=0,003 Gт

Отсюда находим Gк=(0,61Gт -580 кг/с ,тогда

Принимаем т/ч.=107,5 кг/с.

Отсюда кДж/кг, а оС, что больше 60 оС, значит линия рециркуляции работает.

Расход пара при теплофикационном режиме:

т/ч.

где — электрическая мощность на клеммах генератора; — электромеханический КПД турбогенератора; — коэффициент недовыработки для отбора;

Тогда:

104 кг/с.

кг/с.

кг/с.

кг/с.

кг/с.

кг/с.

кг/с.

кг/с.

кг/с.

кг/с.

кг/с.

Мощность турбины:

Погрешность определения мощности составляет 1,0 %.

ТА-12 на тележке, с красными технологическими заглушками

ТА-12 — авиационный вспомогательный газотурбинный двигатель разработан в 1979 г. на ОАО НПП «Аэросила» для установки на самолётах Ан-70, Ан-74, Ан-124, Ан-225, Бе-200, Ил-76, Ил-76МД/ТД, Ту-95МС, Ту-154М, Ту-160 и Ту-204. Двигатель ТА-12 производится на ОАО «Уфимское агрегатное предприятие «Гидравлика».
ТА-12 предназначен для воздушного запуска маршевых двигателей, кондиционирования салонов самолётов, питания бортовой сети электроэнергией переменного и постоянного тока на земле и в полёте. Может эксплуатироваться в любых климатических зонах при температуре окружающего воздуха до ±60°C
Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ или иностранных аналогах. Запуск осуществляется от генератора-стартера постоянного тока на высоте до 4500 м.
Поставляется на экспорт в Китай.

Конструкция

Двигатель состоит из четырёхступенчатого осевого компрессора (колесо первой ступени диагональное), трёхступенчатой осевой турбины, стартёр-генератора постоянного тока ГС-12ТО и генератора переменного тока ГТ40ПЧ8Б. Запуск обеспечивают стартёр-генератор, агрегат зажигания, пусковой компрессор и пусковой насос, для управления ТА-12 на борту ВС устанавливаются автоматическая панель двигателя АПД-30ТА и электронный регулятор режимов работы ЭРРД-12. АПД-30ТА, в отличие от старых модификаций АПД-30, работающих с ВСУ ТА-6 и другими, выполнена в виде быстросъёмного блока, устанавливаемого в монтажную раму стандарта ARINC 600. ЭРРД-12 также выполнен для установки в монтажную раму, получает сигнал с датчиков оборотов ротора и термопар измерения температуры выходящих газов, и выдаёт сигналы 27 В о достижении определённых оборотов (55 % выключения стартёра, 90 % выхода на режим, предельных 108 % и др.) и предельной температуры газов.

Модификации

  • ТА-12А – выпущена в 1979 г, для самолётов Ту-154М, Ту-160, Ил-76МД, А-40 и вертолёта Ми-26. От базовой версии отличается отсутствием воздухозаборника на входе в компрессор.
  • ТА-12-60 – глубокая модификация двигателя, выпущена в 1986 г. для самолётов Ту-204, Ту-334, Бе-200. Оборудован электростартёром СТ-117 и генератором переменного тока ГТ60ПЧ8Б.
  • ТА-12 — ВСУ для транспортных самолётов Ан-74, Ан-124, Ан-225.

Характеристики

  • Эквивалентная воздушная мощность – 287 кВт
  • Высотность запуска – 7000 м
  • Расход топлива – 250 кг/ч
  • Масса, без генератора – 290 кг
  • Габаритные размеры – 1588х682х721мм

Ссылки

  • Самолёт Ан-124-100. Руководство по технической эксплуатации, книга 17
  • http://www.brazd.ru/tta12.html

Книжные памятники Свет

Обратная связь
Версия для слабовидящих

Войти

НЭБ

  • Коллекции и спецпроекты

  • Новости

  • Электронные читальные залы

  • Информация для библиотек

  • Программное обеспечение для библиотек

  • Вопросы и ответы

  • Обратная связь

  • Форум

Наши продукты

  • Книжные памятники

  • Свет

  • Мы в соцсетях

    Версия для слепых

    Конструкция и эксплуатация силовых установок ПС-90А и ВСУ ТА-12-60 самолета ТУ-204 Учеб. пособие

    Конструкция и эксплуатация силовых установок ПС-90А и ВСУ ТА-12-60 самолета ТУ-204 Учеб. пособие

    Матейко Г. П.

    Скачать
    rusmarc-запись

    Матейко Г. П.

    Скачать rusmarc -запись

    Электронная копия документа недоступна

    111 с.

    Количество страниц

    1996

    Год издания

    Ульяновск

    Место издания

    О произведении

    Издательство

    УВАУГА

    ISBN

    5-7514-0038-0

    ББК

    55.47, 39.5/6

    УДК

    629.735.33.03.004(075.8)

    Библиотека

    Российская национальная библиотека (РНБ)

    Еще

    Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

    Пожалуйста, авторизуйтесь

    Вы можете добавить книгу в избранное после того, как
    авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то
    зарегистрируйтесь.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Орбидол или арбидол инструкция по применению цена таблетки взрослым
  • Behringer ultragraph pro fbq1502 инструкция на русском
  • Инструкция по применению дезинфицирующего средства аламинол
  • Стиральная машина margherita abs636tx инструкция пользования
  • Руководство по эксплуатации для rav4 2006