Выдающийся гигиенист эрисман автор первого в россии руководство по гигиене

Крупнейшей
фигурой среди гигиенистов России был
Федор
Федорович Эрисман
(1842-1915
гг.) Он родился в Швейцарии, в семье
сельского пастора. Окончил медицинский
факультет Цюрихского университета.
Дружба с русскими и женитьба на Сусловой
побудили Эрисмана переехать в Россию.
В Петербурге Эрисман начал работать
как окулист и даже опубликовал научную
работу «Влияние школ на происхождение
близорукости».

Эрисман
опубликовал курс гигиены в трех томах
(1872-1877 гг.). В нем, как и в других своих
работах, он подчеркивал общественное,
я бы даже сказал, социально-гигиеническое
направление гигиены.

Эрисман,
таким образом, не отрицая экспериментального
характера гигиены, выступал лишь против
ее санитарно- технического характера.
В 1878 г. Эрисман вместе с Н.И. Пироговым,
Н.В. Склифосовским и С.П. Боткиным
участвовал в Балканской войне.

Эрисман
вместе с санитарными врачами Е.М.
Дементьевым и А.А. Погожевым осуществил
уникальное, единственное в мире
исследование санитарных условий и
здоровья рабочих фабрик и заводов
Московской губернии, охватившее 1080
предприятий со 114 000 работающих.
Обследование выявило тяжелейшие условия
жизни и труда рабочих.

Эрисмана
всегда интересовала школьная или, как
она называлась, «училищная» гигиена.
Наряду с гигиеническими рекомендациями
о создании соответствующих условий
обучения и санитарных требований он
предложил свою модель школьной парты
(«парты Эрисмана»), которая внедрялась
не только в России, но и в других странах
как оптимальный гигиенический вариант.
В 1877 г. вышло руководство Ф.Ф. Эрисмана
«Профессиональная гигиена, или гигиена
умственного и физического труда».

Его
основные работы — «Руководство по
гигиене» в 3 томах и «Общедоступная
гигиена». Эрисман создал гигиеническую
лабораторию, которая позже была
преобразована в гигиенический институт
(с 1927 года — Московский НИИ гигиены им.
Ф. Ф. Эрисмана). Создатель основополагающих
принципов общественной гигиены и
социально-гигиенического направления
медицины. Формирование гигиены как
области научного знания произошло во
второй половине XIX
века. В это же время в соответствии с
уставами 1863 и 1884 годов гигиена стала
предметом преподавания. Важнейшими ее
положениями были: «гигиена есть наука
об общественном здоровье»;«предупредительной
медицине — гигиене — предстоит большое
будущее».

Важной
вехой в истории гигиены явилось
классическое исследование проведенное
Ф. Ф.
Эрисманом,
Е. М. Дементьевым и А. В. Погожевым
фабрично-заводских предприятий Московской
губернии в 1879-85 годах. Результаты
исследований были обобщены в 17 томах.
Принципиальные положения гигиены и
материалы проведенных исследований
были обобщены Ф. Ф. Эрисманом в трехтомном
«Курсе гигиены» (1887-88) и «Кратком учебнике
по гигиене» (1898).

Ф.
Ф. Эрисман проявил себя в Московском
университете как блестящий организатор.
По его плану и под его руководством был
построен на Девичьем Поле Гигиенический
институт (1890). В 1891 году при институте
создана городская санитарная станция,
которая анализировала пищевые продукты
московских рынков.
Он способствовал
рождению в недрах общей гигиены
самостоятельных гигиенических наук:
гигиены умственного и физического
труда, гигиены питания, школьной и
коммунальной гигиены.

Московская
школа гигиенистов была создана Федором
Федоровичем Эрисманом (1842—1915). В 1881 г.
Ф. Ф. Эрисман был избран приват-доцентом
кафедры гигиены медицинского факультета
Московского университета. Он много
работал в области гигиены детей и
подростков (до сих пор известна
универсальная парта Эрисмана), социальной
гигиены, заложил основы изучения влияния
средовых факторов на здоровье подрастающего
поколения, доказал, что физическое
развитие может выступать в качестве
показателя санитарного благополучия
детского населения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    16.05.2015153.09 Кб12V1.doc

  • #

    16.05.2015161.79 Кб18V2.doc

  • #

    16.05.2015157.18 Кб15V3.doc

  • #

В статье, приуроченной к знаменательной дате — 180-летию со дня рождения выдающегося ученого, врача, общественного деятеля, педагога, профессора Федора Федоровича Эрисмана (1842—1915), авторами представлен взгляд на его обширную научную и профессиональную деятельность. Рассматривается сочетание гигиенических и эпидемиологических аспектов в работах Ф.Ф. Эрисмана, его наследие и актуальность воззрений, проверенные более чем вековой историей. Начав свою профессиональную медицинскую деятельность офтальмологом в Швейцарии, после переезда в Россию Ф.Ф. Эрисман преодолел огромный путь исследователя, став величайшим русским ученым, гигиенистом и эпидемиологом. Постепенно, с первых работ по изучению зрения учащихся и обследованию подвальных квартир Петербурга, пройдя через русско-турецкую войну (1877—1878 гг.), затем возглавив кафедру Московского университета, Ф.Ф. Эрисман сформировал сильнейшую русскую гигиеническую школу, давшую толчок развитию всего санитарно-гигиенического направления страны. По сегодняшний день мы чтим память о Федоре Федоровиче Эрисмане и его выдающихся трудах, отголоски которых до сих пор находят отражение в работах современных гигиенистов и эпидемиологов.

eris.png1842-1915 гг. Создатель основополагающих принципов общественной гигиены и социально-гигиенического направления медицины.

Формирование гигиены как области научного знания произошло во второй половине XIX века. В это же время в соответствии с уставами 1863 и 1884 годов гигиена стала предметом преподавания. 

В 1881 году Совет Московского университета пригласил читать доцентский курс молодого, но уже известного своими руководствами Ф. Ф. Эрисмана. В 1-й же лекции 1 декабря 1882 года Ф. Ф. Эрисман изложил цели и задачи гигиены, сформулировал новую концепцию данной науки.

Важнейшими ее положениями были: «гигиена есть наука об общественном здоровье»; «не каждый врач… может быть специалистом по гигиене, но каждый может и должен усвоить гигиенический способ мышления»; «умение устранять санитарные недуги общества… вернее спасает от болезни и смерти, нежели все рецепты и лекарства вместе взятые»; «санитарное направление (профилактическое) в медицине одержит блестящую победу над чисто врачебными тенденциями»; «предупредительной медицине — гигиене — предстоит большое будущее». 

Ф. Ф. Эрисман стремился найти «те закономерности, которые управляют здоровьем общества». Для осуществления этих целей Ф. Ф. Эрисман создает гигиеническую лабораторию, в которой проходили практические занятия студентов. 

Важной вехой в истории гигиены явилось классическое исследование проведенное Ф. Ф. Эрисманом, Е. М. Дементьевым и А. В. Погожевым фабрично-заводских предприятий Московской губернии в 1879-85 годах. Результаты исследований были обобщены в 17 томах. Принципиальные положения гигиены и материалы проведенных исследований были обобщены Ф. Ф. Эрисманом в трехтомном «Курсе гигиены» (1887-88) и «Кратком учебнике по гигиене» (1898). 

Ф. Ф. Эрисман проявил себя в Московском университете как блестящий организатор. По его плану и под его руководством был построен на Девичьем Поле Гигиенический институт (1890). В 1891 году при институте создана городская санитарная станция, которая анализировала пищевые продукты московских рынков. 

Он способствовал рождению в недрах общей гигиены самостоятельных гигиенических наук: гигиены умственного и физического труда, гигиены питания, школьной и коммунальной гигиены.

В 2012 году в России и Европе отмечали 170-летие Федора Федоровича Эрисмана.

Эрисман Ф.Ф. — основоположник гигиены в России

Фёдор Фёдорович Эрисман — его настоящее имя Фридрих Гульдрейх, родился в Швейцарии 24 ноября 1842 года. Фёдор Фёдорович считается русским врачом, основоположником гигиены в России.

Фёдор Фёдорович Эрисман основал кафедру гигиены на медицинском факультете Московского университета, преобразованную в 1890 г. в Гигиенический институт. Руководитель медицинского обследования 1000 фабрик и заводов Московской губернии, заложил основы медико-биологического изучения работающего человека. Он также работал над вопросами водоснабжения и канализации Москвы, решил ряд принципиальных проблем школьной гигиены, сформировал нормы хранения для многих типов продуктов, занимался выяснением причин возникновения и распространения тех или иных болезней.

Большое внимание Фёдор Фёдорович уделял школам, утверждая, что проводя по нескольку часов в школе, а потом, тратя остальное время на приготовление домашних занятий, ребёнок практически «живёт для школы». Им была разработана целая система гигиенических мероприятий. Анализируя влияние школы на организм ребёнка, Эрисман перечислил так называемые «школьные» болезни: искривление позвоночника, близорукость, болезни лёгких, кровообращения и т. д. Он предложил таблицу восьми последовательных типов школьных столов, устроенных в соответствии с гигиеническими требованиями. Разработанная им конструкция школьной парты получила название «парта Эрисмана».

Фёдор Фёдорович обладал невероятно широким научным кругозором и во многих вопросах настолько опередил своё время, что его труды до сих пор изучают студенты-медики.

Учёный отдал России 27 лет своей жизни. Его работы способствовали формированию здорового общества и помогли искоренить многие болезни. Он создал новую гигиеническую школу.

Фёдор Фёдорович во всех отношениях был человек блестящий, с яркой и счастливой внешностью. Когда он говорил, в его глазах играли весёлые искорки, — так писали о нём коллеги.

Память о Фёдоре Фёдоровиче Эрисмане чтят в России.

24 ноября. Федор Эрисман

В этот день 24 ноября 1842 года родился Федор Федорович Эрисман. Врач. Основоположник гигиены.

Основоположник гигиены Федор Федорович Эрисман

Фридрих Гульдрейх Эрисман – блестящий ученый мирового уровня, который стоял у истоков гигиены. Уже только поэтому он занял особое место в истории русской медицины. Он автор первых отечественных руководств по гигиене, которые совершили настоящий прорыв и повлияли на быт и здоровье многих поколений россиян. Он был организатором масштабных санитарных обследований, создателем кафедры гигиены и санитарной станции в Москве. Как писали:

«Учителем, воспитавшим целую армию ученых-гигиенистов и практических санитарных врачей».

Федор Эрисман

Эрисман родился в Швейцарии, а в 27 лет переехал в Россию, где нашел свою вторую родину и свое призвание. Ученый принял православие и стал именоваться Федором Федоровичем. Современники говорили:

«Эрисману удалось так четко сформулировать ту сферу вопросов медицинской гигиены, что его, открывши рот, слушали не только студенты, но и врачи».

Рассказывали, что Федор Федорович был весьма остер на язык. Однажды на светском вечере один офицер пожаловался ему на частые проблемы с желудком. Эрисман ответил ему так:

«Если бы вы, батюшка мой, мыли руки так же часто, как курили, то проблемы бы этой у вас и не было».

Врач-гигиенист Федор Федорович Эрисман

Деятельность профессора Эрисмана

В 1870 году Эрисман опубликовал очень прогрессивный для того времени труд «Училищная гигиена», в котором не только разрабатывал вопросы борьбы с эпидемиями в школах, но и сформулировал понятие эргономики. Благодаря Эрисману появились парты, в конструкции которых ученый разработал все, вплоть до крючка для ранцев. Да-да, те самые скамьи и столы, которыми пользовались еще недавно, повсеместно, даже советские школьники – он конструкции Эрисмана. Эрисман изучал состояние воспитательных домов, пути распространения алкоголизма среди молодежи, работал над вопросами переутомления рабочих и учащихся, настаивал на введении в школах должности врача, чтобы пресечь болезни в самом начале.

Благодаря Эрисману появилось такое важное понятие, как срок годности продуктов. Свои выводы ученый подкреплял множеством практических экспериментов. Он создал и подробно расписал производственные стандарты для самых различных продуктов питания.

Врач-гигиенист Федор Эрисман

Когда Эрисман обследовал ночлежки и работные дома, находящиеся в подвалах, он сумел доказать вредное влияние сырости на организм человека. И попутно объяснил, что эта сырость появляется из-за атмосферных осадков, а не из-за уровня воды в Неве. Это имело большое значение для проведения строительных работ в дальнейшем. Летом 1876 года началась война на Балканах. Из России в Сербию хлынули тысячи добровольцев, в том числе больных тифом. Этой проблемой пришлось заниматься знаменитому гигиенисту. Тот сделал вывод, что причиной беды стала «беспечность, с которой многие, власть имевшие, относились к вопросам о размещении и эвакуации больных, о дезинфекции зараженных вещей…»

Вещи, оставшиеся от умерших больных и раненых, были сожжены. Во всех местах работы комиссия Эрисмана обучала приемам дезинфекции больничный персонал. 3 марта 1878 года в местечке Сан-Стефано был подписан мир между Россией и Турцией. Война на этом закончилась. Однако дезинфекционные работы на бывшем фронте продолжались до самой глубокой осени.

Федор Федорович Эрисман

В 1896 году во время студенческого бунта профессора Эрисмана уволили за то, что он поддерживал молодых бунтарей. Он уехал в Швейцарию. Там Эрисман продолжал успешно работать, но знаменитому профессору не хватало поля деятельности, он тосковал по России.

Невозможно переоценить заслуги Эрисмана в улучшении здравоохранения России и вклад в развитие мировой медицины. Именно его работы и исследования стали той основой, которая помогла навсегда искоренить многие болезни.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера

Выдающийся гигиаенист Ф.Ф. Эрисман , автор первого выдающегося в России руководства по гигиене и…



  • 0




Выдающийся гигиаенист Ф.Ф. Эрисман , автор первого выдающегося в России руководства по гигиене и создатель школы гигиенистов ,писал, что пища , не содержащая нужных для организма минеральных веществ, «хотя бы во всем остальном ужовлетворяла условиям питания, ведет к медленной смерти…». Почему?

  • Комментариев (0)



  • 0


Минеральные вещества имеют большое значение в построении всех тканей организма, особенно костных, они участвуют в регулировании кислотно-основного состояния организма. Также минеральные вещества поддерживают слабощелочную реакцию в межклеточной жидкости, состояние которой влияет на химические процессы в клетках и состояние всего организма в целом. Эти важные вещества оказывают либо щелочное действие (кальций, натрий, магний, калий) либо кислотное (хлор, фосфор, сера). Поэтому мы говорим, что одни продукты защелачивают организм (молочные продукты, овощи, фрукты и ягоды), а другие закисляют (яйца, мясо, хлеб, рыба, крупы).Минеральные вещества участвуют в регулировании водно-солевого обмена, поддерживают внутреннее давление в клетках и межклеточной жидкости, что необходимо для перемещения между ними полезных веществ и продуктов обмена. Функционирование нервной системы, сердечно-сосудистой, а также пищеварительной и других систем не может происходить без минеральных веществ. Минералы также влияют на защитные силы организма, его иммунную систему. Процессы образования и свертывания крови, например, не происходят без участия железа, кальция, меди, марганца и других. Минеральные вещества, в частности, микроэлементы, активизируют действие ферментов, являются составной частью гормонов, витаминов и поэтому участвуют во всех типах обмена.

  • Комментариев (0)

Ваш ответ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Datalogic quickscan lite qw2100 инструкция на русском настройка
  • Jvc kd avx2 инструкция на русском
  • Оригами лиса из бумаги пошаговой инструкции видео
  • Тетурам таблетки от алкоголизма инструкция по применению цена отзывы взрослым
  • Стиральная машина индезит witl 1067 инструкция по эксплуатации