Высшее военное руководство германии

Главная > Библиотека > Агрессия и катастрофа: Высшее военное руководство фашистской Германии во Второй Мировой войне

Проэктор Д. М. Агрессия и катастрофа: Высшее военное руководство фашистской Германии во Второй Мировой войне. 2-е издание

  • Автор: Проэктор Д. М.
  • Название: Агрессия и катастрофа: Высшее военное руководство фашистской Германии во Второй Мировой войне
  • Издание: 2-е издание
  • Выходные данные, страницы: М.: Наука, 1972. — 768 с.
  • Эпоха:

    Третий рейх, 1933-1945

  • Война:

    Вторая Мировая война

  • Тема:

    Военная история

  • Страна:

    Пруссия

  • Язык:

    Русский

Темой этой книги служит история германского фашизма во второй мировой войне. Однако автор не ставит перед собой задачу написать политическую или военную историю гитлеровской Германии. Решить такую задачу вряд ли посильно одному исследователю, как бы старательно он ни подходил к делу. Автор попытался изложить вопрос в более узких рамках — под углом зрения характеристики деятельности в годы минувшей войны нацистского высшего военного руководства. Имеется в виду дать по возможности более полную характеристику политических, социальных, военных целей, которые преследовала нацистская военная верхушка во время второй мировой войны и которые воплощались в ее военных программах и планах; охарактеризовать присущие ей методы реализации этих планов, ее политический и военный авантюризм; рассказать читателю о том, как фашизм вступил на путь агрессии мирового масштаба и как он пришел к полной катастрофе.

  • Проэктор Д. М. Агрессия и катастрофа. — М., 1968.

Здравствуйте уважаемые!
В первой части нашего повествования о Высшем генералитете Германии:http://id77.livejournal.com/138298.html мы слегка (всегда особо подчеркиваю это, ибо моя задача лишь дать Вам ознакомиться с темой, а уж дальнейшее Вы все найдете и разузнаете сами, коли будет хоть какой-нибудь интерес) коснулись системы воинских званий и регалий высшего военного командования Третьего Рейха. Сегодня же, подошло время немного пробежаться по персоналиям.
Начнем, естественно, с Вермахта. Как я уже говорил, тут у нас присутствовало 19 генерал-фельдмаршалов. Самым буффонадным персонажем был, без сомнения, Вернер фон Бломберг. Ярый приверженец нацизма, он занял пост министра обороны Германии (впоследствии имперской обороны Рейха) и первым среди всех генералов 20 апреля 1936 года был произведён в генерал-фельдмаршалы, за планы ремилитаризации Рейнской области. Однако потом что-то случилось, и он стал помехой в делах Гитлера и Геринга. Вместе с командующим сухопутными войсками генералом фон Фричем они составили ядро конструктивной оппозиции планов нацистов на развитие вооруженных сил Германии.
Бломберг
Взгляд тупой и решительный :-)

Дальше ситуацию хорошо описал в своей пусть неоднозначной, но интересной книге «Лабиринт» Вальтер Шелленберг. Приказом одной из самых мрачных и жестоких фигур Рейха Рихарда Гейдриха была проведена классическая операция по дискредитации. Под уже немолодого генерала была подставлена некая Эрна (Ева) Грум, которая легко вскружила голову 60-ти летнему Бломбергу. Причем настолько, что то решил жениться на оной. А сразу же после свадьбы, на которой шаферами (и это особая пикантность) были Геринг и Гитлер, всплыла информация о том, что эта самая Грум являлась девушкой нетяжелого поведения, да к тому же еще и воровкой. Скандалец вышел сочнейший! :-) Надменное прусское офицерское общество было фраппировано. Фон Бломбергу не оставалось ничего, кроме как срочно подать в отставку. За что он и получил кличку «Дутый лев». Впрочем, ему еще повезло – с генерал-полковником фон Фричем поступили еще жестче, огульно и абсолютно несправедливо обвинив его в гомосексуализме. Оправдав вскоре, правда, но от рычагов власти отстранив.
Вернер фон Бломберг в войне не участвовал, поэтому был привлечен на Нюрнбергские процессы в качестве свидетеля и умер в американском военном госпитале от рака в 1946 году.
Грун
Та самая дамочка…

Самым ничтожным из всех германских генерал-фельдмаршалов был Вильгельм Бодевин Йоханн Густав Кейтель, метко прозванный кем-то из журналистов «Лакейтель». Впрочем, в армейской среде он носил еще более уничижительное прозвище «кивающий осел».
С точки зрения армейского профессионализма все и всегда оценивали Вильгельма очень невысоко. Стоит отметить, что другой будущий фельдмаршал фон Клюге, бывший по иронии судьбы его однополчанином в Первую мировую войну в лицо называл его «Полный ноль» и мнение этого не изменил до самого конца.
Однако, несмотря на отсутствие воинских талантов, Кейтелю всегда везло. По какой-то невероятной протекции он еще в 1915 году был причислен к корпусу Генерального штаба, что позволило ему остаться в армии и после краха Германской Империи в Первой мировой войне. Ну а при приходе к власти нацистов его карьера резко пошла вверх. Тайна успеха проста – он был лучшим другом уже упомянутых нами фон Фрича и фон Бломберга. Нежная дружба, впрочем, не помешала Кейтелю занять место последнего, став во главе Верховного главнокомандования Вермахта – центральной структуры управления армией, созданной на месте ликвидированного военного министерства. На этой должности он был до самого конца. И именно Кейтель подписал Акт о Безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил.
Кейтель
Кейтель в цвете

Звание генерал-фельдмаршала Кейтель получил 19 июня 1940 года, сразу же после окончания Французской компании, наравне с еще 11 генералами.
Сам он себя называл оппозиционером, и всегда подчеркивал, что был не согласен со многими решениями Гитлера. Однако эти несогласия ни к чему не приводили. Немного поупиравшись и высказав свое «Фи» он все равно подписывал все бумаги и действовал в рамках того, что ему приказывали. Не зря же «Лакейтель».
Был осужден как нацистский преступник на Нюрнбергском трибунале и повешен 16 октября 1946 года.
nuremberg_700x525
Сабж на Нюрнбергском процессе

Следующим по счету у нас пойдет Фердинанд Шёрнер. Еще один достаточно слабый, с военной точки зрения, специалист, отличавшийся жестокостью по отношению к солдатам и грубостью к офицерскому составу, но, тем не менее, интересный из-за одного любопытного достижения. Дело в том, что это единственный из представленных тут генерал-фельдмаршал, дослужившийся до этого высокого титула, начиная с рядового. Этакий пример для подражания для тех, кто считает, что «жезл маршала потенциально лежит в каждом солдатском ранце». Начал он карьеру в лейб-гвардейском Баварском пехотном полку в 1911 году, а звание генерал-фельдмаршала получил последним в Третьем Рейхе — 5 апреля 1945 года. Шёрнер был последним из генералов Вермахта, кому доверял и благоволил Гитлер. Канцлер даже указал генерала в своем завещании в качестве военного министра при правительстве Деница, что в принципе несколько удивительно. Дело в том, что Шёрнер самым активным образом участвовал в подавлении «Пивного Путча», но потом, правда переметнулся и стал активным наци.
schrnerferdinandgfmderu
Шёрнер. Было….

В принципе он был неплохим командиром полка, или даже может быть дивизией (его страстью были горные войска) – но это был его реальный потолок. Без протекции Гитлера шансов подняться так высоко у него не было никаких. И уж тем более вызывает недоумение награждение его одной из высших воинских наград Рейха – Рыцарского Креста с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами (если Вам интересно почитать о немецких наградах периода Второй мировой войны, то это можно сделать у меня вот тут вот:http://id77.livejournal.com/41063.html) 15 мая 1945 года взят в плен американскими войсками и в конце мая 1945 передан советскому командованию. Осужден и в советских тюрьмах пробыл 10 лет. В 1955 году вернулся в Германию и что характерно был снова осужден там еще на 4,5 года за «расстрельные приказы» собственных солдат. Умер в 1973 году.
schorn
…стало.

На очереди у нас настоящий оппозиционер и единственный из всех казненный сами нацистами фельдмаршал Иоб-Вильгельм Георг фон Вицлебен, часто называемый просто Эрвин Вицлебен. Своего рода уникальный человек. Знатный прусский дворянин и убежденный монархист, он никогда и нигде не скрывал своей неприязни к нацизму и неприятия их лидеров. В начале 1938 года он даже попытался создать некое подобие вооруженного мятежа, за что был выдворен с военной службы. Однако профессионалом был крепким и за свою квалификацию в действующую армию его вернули. Активно участвовал во французской компании, за что в числе других получил звание генерала-фельдмаршала. В дальнейшем получил назначение командующим на Западе и его действия по укреплению обороноспособности Германии на атлантическом побережье никаким иным словом, кроме «саботаж» я назвать не могу.
Bundesarchiv_Bild_102-00357A,_Wilhelm_Heye,_Erwin_v._Witzleben
Вицлебен на заднем плане. На переднем — командующий Рейхсвером генерал В. Хейе

Весной 1942 года уволен в отставку по состоянию здоровья, что, впрочем, не помешало ему активно вмешиваться в политику и даже стать участником неудавшегося Июльского заговора 1944 года. Он должен был бы стать главнокомандующим Вермахтом, однако план полковника Штауффенберга полностью провалился. Был осужден Народной Судебной палатой (высшем и чрезвычайным судом, занимающимся вопросами рассмотрения дел о госизмене) и повешен 8 августа в тюрьме Плетцензее. Несмотря на плохое самочувствие и многочисленные издевательства вел себя достойно и надменно. Вообще надменность отличала этого прусского офицера, который считал ниже своего достоинства скрывать свои взгляды. Возможно это и красиво, но несколько глупо.
220px-Bundesarchiv_Bild_151-12-16,_Volksgerichtshof,_Erwin_v._Witzleben
На судебном процессе за день до смерти

Ну и последний, рассматриваемый нами на сегодня военачальник – это Максимилиан фон Вейхс (Вайкс). Это самый аристократически титулованный из всех рассматриваемых нами фельдмаршалов и его полное имя с титулом звучат так Максимилиан Мария Йозеф Карл Габриэль Ламораль райхсфрайхерр фон унд цу Вайкс ан дер Глон. При этом рейхсфрайхерр – это титул барона, присваиваемый в Священной Римской империи Германской нации, а фон унд цу Вайхс ан дер Глон» значит «наследственный и владетельный дворянин имения Вайхс на реке Глон».
Участвовал в захвате Судетской обл., Чехословакии и Польши. С октября 1939 года командующий 2-й армией, принимавшей участие во Французской и Балканской кампаниях, а также на первом этапе вторжения в СССР. При этом 16 апреля 1941 года принимал капитуляцию югославской армии. В армии был любим, и носил кличку «зенитный генерал», так как широко использовал зенитные орудия в наземных операциях, чуть ли не первым из всего высшего командования оценив преимущества одного из бестселлеров войны 88-мм зенитную пушку FlaK 37.
Вейхс
«Зенитный генерал»

С июля 1942 года командовал группой армий «B», наступавшей в направлении Волги. 1 февраля 1943 года произведён в генерал-фельдмаршалы, что несколько неожиданно, учитывая обстоятельства, сложившиеся на Сталинградском направлении. Впрочем, сам Вехист неоднократно предупреждал Ставку и самого Гитлера о том, что его коммуникации слишком растянуты и велика вероятность быть отрезанным, но был проигнорирован. Возможно, таким образом, канцлер признал то, что ошибался. Впрочем, это не помешало обвинить его в провале ключевой операции войны и отправить в резерв. Но так как командующих явно стало не хватать, Вайхс был отозван из своей отставки и поставлен командовать группой армий F на Балканах. В марте 1945 окончательно отправлен в отставку.
Герб Вейхса
Родовой герб Вейхсов

Что характерно, не был осужден Нюрнбергским трибуналом, так как, несмотря на сложные театры военных действий (одни только Балканы с их партизанами чего стоят) вроде как не запятнал себя преступными приказами. Злые языки, правда, говорят что не был осужден по медицинским основаниями, но тем не менее того же генерал-полковника Александера Лера осудили и казнили, и никакие медицинские противопоказания не помогли. Так что видимо Вейхс вел себя в войне достойно, как полагается солдату, а не палачу.
Умер он 27 сентября 1954 года недалеко от Бонна.
Приятного времени суток!

Продолжение следует….

From Wikipedia, the free encyclopedia

Federal Minister of Defence
Bundesminister der Verteidigung
Bundesadler Bundesorgane.svg

Coat of arms

Flag of Germany (state).svg

State flag

Boris Pistorius (2019) (cropped).jpg

Incumbent
Boris Pistorius
since 19 January 2023

Federal Ministry of Defence
Reports to The Federal Chancellor
Appointer The President, upon advice of the Federal Chancellor
Formation 13 February 1919
First holder Gustav Noske (Weimar Republic)
Theodor Blank (Federal Republic of Germany)
Website bmvg.de

The Federal Minister of Defence (German: Bundesminister der Verteidigung) is the head of the Federal Ministry of Defence and a member of the Federal Cabinet.

According to Article 65a of the German Constitution (German: Grundgesetz), the Federal Minister of Defence is commander-in-chief (German: Inhaber der Befehls- und Kommandogewalt) of the German armed forces, the Bundeswehr, in peacetime.[1] Conversely, when a state of defence is declared, the Federal Chancellor becomes commander-in-chief.[2] The highest-ranking military officer in the Bundeswehr is the Inspector General of the Bundeswehr (German: Generalinspekteur der Bundeswehr).

The most recent individual to have served as Federal Minister of Defence is Christine Lambrecht, who served from 8 December 2021 until her resignation from the office of Federal Minister of Defence on 16 January 2023. As of 19 January 2023, Boris Pistorius is the incumbent Federal Minister of Defence.[3]

List of officeholders[edit]

Ministers of Defence, 1919–1935[edit]

No. Portrait Minister of Defence Took office Left office Time in office Party Cabinet
1

Gustav Noske

Gustav Noske
(1868–1946)
13 February 1919 22 March 1920 1 year, 38 days SPD Scheidemann
Bauer
2

Otto Gessler

Otto Gessler
(1875–1955)
27 March 1920 19 January 1928 7 years, 298 days DDP Müller I
Fehrenbach
Wirth I−II
Cuno
Stresemann I−II
Marx I−II
Luther I−II
Marx III−IV
3

Wilhelm Groener

Wilhelm Groener
(1867–1939)
19 January 1928 30 May 1932 4 years, 132 days Independent Marx IV
Müller II
Brüning I−II
4

Kurt von Schleicher

Kurt von Schleicher
(1882–1934)
1 June 1932 28 January 1933 243 days Independent Papen
Schleicher
5

Werner von Blomberg

Werner von Blomberg
(1878–1946)
28 January 1933 21 May 1935 2 years, 113 days Independent Schleicher
Hitler

Minister of War, 1935–1938[edit]

No. Portrait Minister of War Took office Left office Time in office Party Cabinet
1

Werner von Blomberg

Werner von Blomberg
(1878–1946)
21 May 1935 27 January 1938 2 years, 251 days Independent Hitler

In 1938 the Ministry of War was abolished and replaced by the Oberkommando der Wehrmacht (OKW), as a result of the Blomberg–Fritsch affair.

Chief of the OKW (de facto Minister of War, 1938–1945)[edit]

No. Portrait Chief of the OKW Took office Left office Time in office Party Cabinet
1

Wilhelm Keitel

Wilhelm Keitel
(1882–1946)
4 February 1938 8 May 1945 7 years, 93 days Independent Hitler
Goebbels
Schwerin von Krosigk

Minister of War, 1945[edit]

No. Portrait Minister of War Took office Left office Time in office Party Cabinet
1

Karl Dönitz

Karl Dönitz
(1891–1980)
30 April 1945 23 May 1945 23 days NSDAP Goebbels
Schwerin von Krosigk

Ministers of Defence of the GDR, 1956–1990[edit]

No. Portrait Minister of Defence Took office Left office Time in office Party Chairman
1

Willi Stoph

Willi Stoph
(1914–1999)
1 March 1956 14 July 1960 4 years, 135 days SED Grotewohl
2

Heinz Hoffmann

Heinz Hoffmann
(1910–1985)
14 July 1960 2 December 1985 † 25 years, 141 days SED Grotewohl
Stoph
Sindermann
Stoph
3

Heinz Kessler

Heinz Kessler
(1920–2017)
3 December 1985 18 November 1989 3 years, 351 days SED Stoph
Modrow
4

Theodor Hoffmann

Theodor Hoffmann
(1935–2018)
18 November 1989 12 April 1990 145 days SED Modrow
5

Rainer Eppelmann

Rainer Eppelmann
(born 1943)
12 April 1990 2 October 1990 173 days DA de Maizière

Ministers of Defence (Bundesminister der Verteidigung), since 1955[edit]

No. Portrait Name Took office Left office Time in office Party Cabinet
1

Theodor Blank

Theodor Blank
(1905–1972)
7 June 1955 16 October 1956 1 year, 131 days CDU Adenauer II
2

Franz Josef Strauß

Franz Josef Strauß
(1915–1988)
16 October 1956 9 January 1963 6 years, 85 days CSU Adenauer II–V
3

Kai-Uwe von Hassel

Kai-Uwe von Hassel
(1913–1997)
9 January 1963 1 December 1966 3 years, 326 days CDU Erhard I–II
4

Gerhard Schröder

Gerhard Schröder
(1910–1989)
1 December 1966 21 October 1969 2 years, 324 days CDU Kiesinger I
5

Helmut Schmidt

Helmut Schmidt
(1918–2015)
22 October 1969 7 July 1972 2 years, 259 days SPD Brandt I
6

Georg Leber

Georg Leber
(1920–2012)
7 July 1972 16 February 1978 5 years, 224 days SPD Brandt I–II
Schmidt I–II
7

Hans Apel

Hans Apel
(1932–2011)
17 February 1978 1 October 1982 4 years, 226 days SPD Schmidt II–III
8

Manfred Wörner

Manfred Wörner
(1934–1994)
4 October 1982 18 May 1988 5 years, 227 days CDU Kohl I–II–III
9

Rupert Scholz

Rupert Scholz
(born 1937)
18 May 1988 21 April 1989 338 days CDU Kohl III
10

Gerhard Stoltenberg

Gerhard Stoltenberg
(1928–2001)
21 April 1989 31 March 1992 2 years, 345 days CDU Kohl III–IV
11

Volker Rühe

Volker Rühe
(born 1942)
1 April 1992 26 October 1998 6 years, 188 days CDU Kohl IV–V
12

Rudolf Scharping

Rudolf Scharping
(born 1947)
27 October 1998 19 July 2002 3 years, 265 days SPD Schröder I
13

Peter Struck

Peter Struck
(1943–2012)
19 July 2002 22 November 2005 3 years, 126 days SPD Schröder II
14

Franz Josef Jung

Franz Josef Jung
(born 1949)
22 November 2005 28 October 2009 3 years, 340 days CDU Merkel I
15

Karl-Theodor zu Guttenberg

Karl-Theodor zu Guttenberg
(born 1971)
28 October 2009 3 March 2011 1 year, 126 days CSU Merkel II
16

Thomas de Maizière

Thomas de Maizière
(born 1954)
3 March 2011 17 December 2013 2 years, 289 days CDU Merkel II
17

Ursula von der Leyen

Ursula von der Leyen
(born 1958)
17 December 2013 17 July 2019 5 years, 212 days CDU Merkel III–IV
18

Annegret Kramp-Karrenbauer

Annegret Kramp-Karrenbauer
(born 1962)
17 July 2019 8 December 2021 2 years, 144 days CDU Merkel IV
19

Christine Lambrecht

Christine Lambrecht
(born 1965)
8 December 2021 19 January 2023 1 year, 42 days SPD Scholz
20

Boris Pistorius

Boris Pistorius
(born 1960)
19 January 2023 Incumbent 93 days SPD Scholz

References[edit]

  1. ^ «Art 65a Basic Law». Gesetze-im-internet.de. Retrieved 9 June 2013.
  2. ^ «Art 115b Basic Law». Gesetze-im-internet.de. Retrieved 9 June 2013.
  3. ^ tagesschau.de. «Pistorius tritt Amt an — Treffen mit Austin». tagesschau.de (in German). Retrieved 19 January 2023.

External links[edit]

  • bmvg.de

10 501

Вооруженные силы Германии представляют собой сложную совокупность государственных организационных структур различного назначения и являются одной из наиболее современных и боеспособных армий Европы.

Эмблема вооруженных сил Германии

Эмблема вооруженных сил Германии

Реформы и состояние обороны

Днем фактического образования ВС Германии, или бундесвера, считается 12 ноября 1955г. За 60 лет своего существования бундесвер неоднократно подвергались реформированию. Однако, не все подходы к преобразованиям подтвердили свою жизнеспособность в практическом и финансовом отношении. Начало военных действий против террора, провозглашенное Западом после атаки на США 11 сентября 2001 года, привело к очередному пересмотру подходов к военному строительству.

Одновременно, военно-политическому руководству ФРГ стало ясно, что в современном мире, отличном от статичных условий “холодной войны”, невозможно однозначно определить конечные параметры проводимых преобразований. Поскольку современная среда политики безопасности подвержена быстрым изменениям – детальной реформы, которая должна сразу решить все проблемы бундесвера, не существует. В итоге проявился новый подход, заключающийся в непрерывном процессе адаптации бундесвера к возникающим вызовам и обозначенный термином “трансформация”.

Целью такого процесса стала создание и поддержание оперативных возможностей ВС в быстро меняющемся окружении. В интересах поддержки министерства обороны в реализации процесса трансформации в 2004г. сформирован Центр трансформации бундесвера (Zentrum für Transformation der Bundeswehr, ZTransfBw).

Одним из следствий начатой трансформации стала приостановка федеральным правительством в декабре 2010г. призыва на военную службу. Одновременно, тогдашний министр обороны Карл-Теодор цу ГУТТЕНБЕРГ (Karl-Theodor zu Guttenberg) инициировал, а его преемник Томас де МЕЗЬЕР (Thomas de Maizière) в марте 2013г. представил общественности очередную программу реформирования, получившую название “Переориентация бундесвера” (Neuausrichtung der Bundeswehr). По оценкам специалистов, “переориентация” охватывает почти все стороны деятельности бундесвера и может считаться наиболее всеобъемлющей реформой ВС Германии с момента их образования.

Состояние обороны

Согласно Конституции ФРГ необходимость применения страной оборонительных действий именуется состоянием обороны (Verteidigungsfall). При переходе к состоянию обороны, согласно статье 115b Конституции ФРГ, полномочия главнокомандующего ВС (Inhaber der Befehls- und Kommandogewal, IBuK) передаются действующему федеральному канцлеру.

Бундесвер – армия, находящаяся под парламентским контролем. Ее вооруженная миссия осуществляется по решению немецкого бундестага. Если ситуация требует немедленных действий, то в соответствии со специальным положением ст. 115а п.2 Конституции решение на применение ВС может принять Объединенный комитет страны. Согласно положениям ст.115a п.4 Конституции, если страна подверглась нападению, а уполномоченные федеральные органы не могут заявить о переходе к состоянию обороны – констатация такого перехода определяется самим фактом нападения.

Здание министерства обороны ФРГ

Здание министерства обороны ФРГ

Предназначение и задачи

В соответствии со ст.87а п.1 Конституции Федерация создает вооруженные силы для обороны. Задачи и предназначения бундесвера, вытекающие из этого положения, концептуально описаны в “Белой книге” (Weißbuch) и с течением времени в той же степени подвержены изменениям, как и ситуация с геополитической безопасностью.

Во время противостояния между Востоком и Западом защита от нападения с Востока была главной задачей бундесвера. С 1990г. спектр его задач значительно изменился: в дополнение к классической обороне государства на передний план вышло участие в зарубежных операциях. По словам бывшего министра обороны Петера ШТРУКА (Peter Struc), защита Федеративной Республики Германии “уже не только в Хинделанге, но и в Гиндукуше” (“nicht mehr nur in Hindelang, sondern auch am Hindukusch”).

Министерство обороны ФРГ. Вход на территорию.

Вход на территорию министерства обороны ФРГ

Предназначение

Согласно “Основным направлениям политики в области обороны” (verteidigungspolitischen Richtlinien, VPR), опубликованным в мае 2011г., и “Белой книге 2016” вооруженные силы Германии в рамках общенационального подхода предназначены для:

  • защиты суверенитета и территориальной целостности Германии и ее граждан;
  • обеспечения устойчивости государства и общества к внешним угрозам;
  • гарантирования и поддержки дееспособности ФРГ в области внешней политики и безопасности;
  • внесения своего вклада совместно с партнерами и союзниками в защиту от угроз политики безопасности для открытого общества, а также свободных и безопасных путей мировой торговли и снабжения;
  • защиты союзников Германии и их граждан;
  • содействия безопасности и стабильности в международном контексте, укрепления европейской интеграции, трансатлантического партнерства и многонационального сотрудничества.

Задачи ВС Германии

Из этого предназначения вытекают задачи бундесвера:

  • оборона территории и союзников в рамках НАТО и ЕС;
  • защита родины, предотвращение национальных кризисов и рисков, а также оказание дополнительных услуг со стороны Германии в международном управлении кризисами, включая активное военное и гражданско-военное участие;
  • партнерство и сотрудничество также и за пределами ЕС и НАТО;
  • гуманитарная чрезвычайная помощь и помощь в случае стихийных бедствий, принятие ответственности за решение гуманитарных проблем.

Дополнительно определены задачи, которые должны выполняться ВС непрерывно:

  • оборонительные аспекты общегосударственной цифровой (по западной терминологии – кибернетической) безопасности, вклад в общегосударственную картину обстановки в цифровом и информационном пространстве в рамках обеспечения национальной и международной безопасности, а также гарантирование кибербезопасности сетей вооруженных сил;
  • поддержка и развитие национальных ключевых технологических областей, а также поощрение партнерства в особенности в отношении европейских и атлантических подходов к исследованиям, разработке и использованию имеющихся возможностей;
  • проведение всех необходимых мероприятий по поддержанию предприятий внутри страны, включая выполнение ведомственных задач, определение квалификации, проведение первичной подготовки, повышения квалификации и переподготовки персонала, поддержку боевой и оперативной подготовки, военной безопасности и порядка.

Руководство и структура

Высшее руководство ВС Германии

Высшим органом управления бундесвером является федеральное министерство обороны (Bundesministerium der Verteidigung, BMVg). Во главе министерства стоит федеральный министр обороны, который в мирное время является главнокомандующим ВС страны. Эту должность с 17 декабря 2013г. занимает Урсула Гертруда фон дер ЛЯЙЕН (Ursula Gertrud von der Leyen). Министр обороны является членом федерального правительства Германии.

Урсула фон дер ЛЯЙЕН

Министр обороны ФРГ Урсула фон дер ЛЯЙЕН

Министерство обороны не входит в состав бундесвера, а как высшее федеральное ведомство, призвано поддерживать министра при осуществлении задач управления вооруженными силами. Министру подчинены два статс-секретаря и два парламентских статс-секретаря, а также генеральный инспектор ВС. Министр обороны, статс-секретари и генеральный инспектор совместно образуют высшее руководство министерства обороны.

Генеральный инспектор, или генерал-инспектор бундесвера в звании генерала или адмирала, является высшим военным советником федерального правительства Германии. Он является членом федерального министерства обороны и главнокомандующим всех военнослужащих вооруженных сил. В мирное время генерал-инспектор подчиняется министру обороны, в состоянии обороны – федеральному канцлеру. Кроме того, он подчинен государственным секретарям министерства обороны (примат политики). Генерал-инспектор отвечает за общую концепцию военной обороны и  несет личную ответственность перед министром обороны за руководство операциями бундесвера.

Эту должность 19 апреля 2018 г. занимает генерал Эберхард ЦОРН (Eberhard Zorn).

Генерал Эберхард ЦОРН

Генеральный инспектор бундесвера генерал Эберхард ЦОРН

Общая структура ВС

Подчиненный министерству обороны бундесвер имеет военную и гражданскую составляющие, или вооруженные силы (Streitkräfte) и военную администрацию (Bundeswehrverwaltung), соответственно. Руководство военной и гражданской составляющими в структуре министерства обороны осуществляют назначенные управления министерства.

Общая организация ВС Германии

Общая организация ВС Германии

Вооруженные силы

В составе ВС Германии выделяются три вида вооруженных сил и межвидовые компоненты. К видам вооруженных сил (Teilstreitkräfte) относятся :

  • сухопутные войска (Heer);
  • военно-воздушные силы (Luftwaffe);
  • военно-морские силы (Marine).

Межвидовые компоненты ВС включают:

  • объединенные силы обеспечения (Streitkräftebasis);
  • силы киберопераций и информационного обеспечения (Cyberund Informationsraum);
  • центральную медико-санитарную службу (Zentrale Sanitätsdienst).

Перечисленные виды ВС и межвидовые компоненты подчинены соответствующим командованиям, во главе которых стоят соответствующие инспекторы в звании генерала.

Кроме того, в состав ВС входят инстанции, непосредственно подчиненные министерству обороны, а в служебном отношении генеральному инспектору бундесвера. К ним относятся:

Управление военной контрразведки (Amt für den Militärischen Abschirmdienst, MAD);

Объединенное оперативное командование бундесвера (Einsatzführungskommando der Bundeswehr);

Высшая академия управления бундесвера (Führungsakademie der Bundeswehr);

Управление воздушного движения бундесвера (Luftfahrtamt der Bundeswehr);

Управление планирования бундесвера (Planungsamt der Bundeswehr);

Центр пропаганды (Zentrum Innere Führung, ZInFü).

Военная администрация

Администрация бундесвера ведает вопросами удовлетворения материальных потребностей ВС, обеспечения его повседневной деятельности, подбором и расстановкой кадров. Функционально  администрация разделена на три сферы ответственности: “Инфраструктура, охрана окружающей среды и обеспечение повседневной деятельности” (Infrastruktur, Umweltschutz und Dienstleistungen, IUD), “Вооружение, информационные технологии и боевое применение (Ausrüstung, Informationstechnik und Nutzung, AIN), а также “Персонал” (Personal).

Для решения практических задач в рамках указанных сфер ответственности в ходе переориентации бундесвера сформированы следующие основные учреждения:

Федеральное ведомство инфраструктуры, охраны окружающей среды и обеспечения повседневной деятельности (Bundesamt für Infrastruktur, Umweltschutz und Dienstleistungen der Bundeswehr, BAIUDBw);

Федеральное ведомство вооружений, информационных технологий и применения бундесвера (Bundesamt für Ausrüstung, Informationstechnik und Nutzung der Bundeswehr, BAAINBw);

Федеральное ведомство управления кадрами бундесвера (Bundesamt für das Personalmanagement der Bundeswehr, BAPersBw);

Центр образования бундесвера (Bildungszentrum der Bundeswehr, BIZBw);

Федеральное ведомство иностранных языков (Bundessprachenamt, BSprA);

два университета бундесвера (Universitäten der Bundeswehr, UniBw): в Мюнхене (Universität der Bundeswehr München, (UniBwM) и университет Гельмута Шмидта в Гамбурге (Helmut-Schmidt-Universität – Universität der Bundeswehr Hamburg, UniBwH/HSU).

Кроме того, в состав военной администрации бундесвера как самостоятельные части входят органы правовой защиты (Rechtspflege der Bundeswehr, RPflegeBw) и военно-церковная служба (Militärseelsorge).

К органам правовой защиты относятся: федеральный военный прокурор по административно-дисциплинарным вопросам при высшем федеральном административном суде (Bundeswehrdisziplinaranwalt beim Bundesverwaltungsgericht) и войсковые дисциплинарные суды, или суды первой инстанции “Север” и “Юг” (Truppendienstgerichten Nord und Süd)

Вопросами отправления религиозных культов в ВС Германии ведают католическое епископство ВС (Katholische Militärbischofsamt) и евангелическое управление бундесвера по делам церкви (Evangelische Kirchenamt für die Bundeswehr).

Персонал

Весь персонал вооруженных сил Германии можно разделить на три основные группы: военнослужащие, гражданские служащие и резервисты.

Военнослужащие

После отказа федерального правительства от призыва на срочную военную службу военнослужащие (личный состав) бундесвера делится на три категории: военнослужащие, проходящие военную службу добровольно (Freiwilliger Wehrdienstleistender, FWDL); военнослужащие по контракту (Zeitsoldat) и профессиональные военнослужащие (Berufsoldat).

Военнослужащие-добровольцы должны иметь возраст старше 17 лет. Продолжительность их службы составляет от 12 до 23 месяцев. Военнослужащие этой категории составляют основу группы рядового состава. Поступить на службу по контракту могут бывшие добровольцы, пожелавшие продлить военную службу. Контракт подписывается на срок от 2 до 15 лет. Военнослужащие-контрактники составляют группы рядового, унтер-офицерского и офицерского состава. Бывшие военнослужащие-контрактники, подавшие рапорт и прошедшие профессиональный отбор, могут стать профессиональными военнослужащими. Они составляют группы унтер-офицерского и офицерского состава.

По данным управления персонала министерства обороны Германии на 30 ноября 2017г. общая численность военнослужащих бундесвера составляла 179 408 военнослужащих. Из них в составе:

министерства обороны – 1 000 чел.;

инстанций, напрямую подчиненных министерству обороны – 2 243 чел.;

сухопутных войск – 60 582 чел.;

ВВС – 28 090 чел.;

ВМС – 16 213 чел.;

объединенных сил обеспечения – 28 453 чел.;

центральной медико-санитарной службы – 20 079 чел.;

силы киберопераций и информационного обеспечения – 12 519 чел.;

административных областей

“Инфраструктура, защита окружающей среды и обеспечение повседневной деятельности” – 987 чел.;

“Вооружение, информационные технологии и боевое применение” – 1 566 чел.;

“Персонал” – 7 676 чел., из которых 4 097 чел. обучаются в университетах бундесвера.

Гражданские специалисты

В Бундесвере насчитывается около 96,6 тыс. гражданских служащих. Из них: около 24,5 тыс. состоят на государственной гражданской службе,  около 67,8 тыс. являются гражданскими сотрудниками управлений и ведомств,  около 4,3 тыс. проходят обучение или находятся на испытательном сроке государственной гражданской службы. Из этого общего количества персонала примерно 23,9 тыс. работников по различным причинам не находятся на активной службе. Таким образом, имеется активный штат около 72,7 тыс. гражданских служащих.

Резерв бундесвера

Резерв может быть войсковым, территориальным и общим.

Войсковой резерв включает отдельные должности и дополнительные воинские части, которые разворачиваются по мере необходимости. Как правило, резервистами являются лица со специальными гражданскими квалификациями, которыми ВС не располагают в достаточном количестве. Они необходимы для оперативной готовности дополнительных частей и должностей в мирное время и для обеспечения готовности к обороне. Сюда также относятся так называемые «зеркальные должности» для необходимой подмены отсутствующего по какой-либо причине активного военнослужащего.

Резервисты, особенно те, которые имеют специальные гражданские знания, также используются в иностранных операциях. Это относится, например, к врачам-специалистам, таким как гинекологи или педиатры, которые не состоят на активной службе в бундесвере, но чьи знания особенно необходимы в гуманитарных операциях.

Территориальный резерв включает штабы в округах и районах Германии, базы военно-гражданского сотрудничества на территории Германии (ZivilMilitärische Zusammenarbeit im Inland, ZMZI), а также новые региональные силы безопасности и поддержки (Regionale Sicherungs- und Unterstützungskräften). Региональным командованиям федеральных земель подчинено в общей сложности 30 рот территориального резерва.

Общий резерв включает всех прочих резервистов и обеспечивает возможность долгосрочного увеличения численности бундесвера.

Планируется иметь общую численность резерва в количестве около 90 тыс. чел.

С началом реформы “переориентации” бундесвера установлена новая общая штатная численность ВС в количестве до 185 тыс. военнослужащих (PSM 185), из них 170 тыс. военнослужащих по контракту и профессиональных военнослужащих, 2,5 тыс. резервистов, а также от 5 до 12,5 тыс. добровольцев. Объем гражданских должностей в вооруженных силах (т.е. не в военной администрации бундесвера) должен составлять 18,7 тыс. человек.

В рамках инициированного министром обороны Урсулой фон дер ЛЯЙЕН “поворота в кадровой политике” (“Trendwende Personal“), число военнослужащих по контракту и профессиональных военнослужащих должно увеличиться от 170 до 177 тыс. чел. в период с 2016 по 2021гг. В целом до 2023г. предусматривается создать 14,3 тыс. дополнительных служебных должностей. В качестве первой цели к концу 2016г. предполагалось снова достичь численности военнослужащих по контракту и профессионалов в 170 тыс. чел. Однако, это не удалось: их численность составила только 168 342 чел.

Читайте также по теме:

Новая концепция и профиль возможностей ВС Германии

Организация управления германских вооруженных сил во Второй мировой войне

К началу Второй мировой войны Германия имела такие высшие военные органы управления, которые по своей организации, с теоретической точки зрения, можно было считать идеальными и во всех отношениях современными.

Во главе всех вооруженных сил стоял главнокомандующий вооруженными силами. Единственное исключение составляли вначале войска СС. Однако когда Гитлер после ухода в отставку фельдмаршала фон Бломберга в феврале 1938 года сам стал главнокомандующим, то, разумеется, было устранено и это неудобство. В качестве штаба верховный главнокомандующий имел ОКВ.

Верховному главнокомандующему подчинялись все три вида вооруженных сил: сухопутная армия, военно-воздушные силы и военно-морской флот, во главе которых стояли свои главнокомандующие и которые являлись самостоятельными и равноправными составными частями вооруженных сил.

Взаимодействие между видами вооруженных сил обеспечивалось соответствующими директивами верховного главнокомандующего, то есть Гитлера. В различных областях, в частности в области вооружения и административного управления, была установлена так называемая система ответственности, сводившаяся к тому, что один вид вооруженных сил в целях экономии кадров и материальных средств отвечал за обеспечение всех вооруженных сил необходимыми общими видами вооружений и ведал административными вопросами, касавшимися всех видов вооруженных сил.

В результате того, что в одном лице были соединены верховный главнокомандующий и глава государства, существовала возможность быстрого и оперативного использования в интересах военного руководства всех невоенных, но важных для ведения тотальной войны государственных органов.

Сколь идеальной ни представлялась внешне организация военного руководства, однако уже вскоре после начала войны стало ясно, что в ней имеются крупные недостатки. Лично вмешиваясь в военное руководство, все больше беря на себя ответственность за других и постоянно пользуясь аппаратом военного руководства, Гитлер настолько увяз в мелочах чисто тактического порядка, что утратил необходимую для главы государства способность выделять главное и не находил больше ни покоя, ни времени для того, чтобы заниматься проблемами внутреннего руководства государством. От этого метода, конечно, страдало и само военное руководство, так как обусловленные каждым конкретным изменением обстановки специфические оперативные вопросы все больше и больше заслоняли собой перспективы общего стратегического руководства.

Кроме того, применявшийся Гитлером все откровеннее тезис о разделении ответственности и стремление к тому, чтобы никто из его помощников не сосредоточивал в своих руках слишком большой власти, все более подрывали работоспособность центральных военных органов управления. Главнокомандующие видами вооруженных сил, подчиненные непосредственно Гитлеру, часто использовали свои личные отношения с ним в целях удовлетворения своекорыстных требований, не считаясь с тем, какие проблемы выдвигала война в целом. Вследствие того, что между Гитлером и главнокомандующим ВВС Герингом, а во второй половине войны до некоторой степени и главнокомандующим ВМС Деницем существовали самые тесные отношения, заявки этих главнокомандующих ввиду отсутствия авторитетного и беспристрастного советника часто удовлетворялись в ущерб сухопутной армии.

Когда Гитлер после увольнения фельдмаршала фон Браухича (1941 год) принял и командование сухопутной армией, то в результате этого, с одной стороны, правда, стали лучше учитываться требования сухопутной армии, но, с другой стороны, оказался еще более нарушенным четкий порядок подчиненности в вооруженных силах. Следствием того факта, что Гитлер, будучи верховным главнокомандующим, одновременно был и своим собственным начальником, явилось еще большее ухудшение и без того уже недостаточного руководства вооруженными силами в целом. К тому же надо добавить, что как раз именно в период, когда общая обстановка требовала исключительного сосредоточения сил и централизации управления войсками, ОКВ, ведавший оперативными вопросами в рамках всех вооруженных сил, стал все больше и больше вовлекаться в оперативное руководство сухопутной армией. Поэтому круг задач по ведению развернувшейся на огромных пространствах коалиционной войны со всеми ее оперативными, военно-политическими, военно-экономическими вопросами и вопросами снабжения войск, круг задач, значение которых в связи с постоянным расширением войны все время возрастало, все больше отступал на задний план перед узкоограниченными задачами по руководству боевыми действиями на изъятых из ведения главного командования сухопутной армии театрах военных действий (Финляндия, Норвегия, Дания, Голландия, Бельгия, Франция, Северная Африка, Италия и Балканы). Из-за этого между генеральным штабом сухопутной армии и главным штабом вооруженных сил возникли такие же трения, какие существовали в Первую мировую войну между главным командованием сухопутной армии и главным командованием Восточного фронта.

Остро ощущавшееся отсутствие у Гитлера ответственного советника по вопросам, касавшимся всех вооруженных сил, обусловленный развитием событий параллелизм и соперничество обоих штабов в оперативном руководстве действующей армией, не всегда ясное разграничение командной власти и порядка подчиненности при совместных действиях различных видов вооруженных сил, а также вмешательство органов государственной власти и партийных организаций в военно-политические вопросы на оккупированных территориях, в организацию военной промышленности и частично даже в вопросы, касающиеся личного состава и руководства самими вооруженными силами, все более затрудняли ясное и четкое управление войсками.

К этому добавлялось еще и то ненормальное положение, что всякое авторитетное управление в Германии начиналось и кончалось Гитлером. В работе подчиненных лиц и учреждений он насаждал такую практику, когда в результате неясного разграничения сфер ответственности одни и те же задачи часто выполняли самые различные учреждения. Он ожидал, что вызванное этим соперничество заставит людей работать с максимальным напряжением сил. Но вместо этого много энергии, как правило, затрачивалось на бесполезную борьбу, которая шла между инстанциями, чувствовавшими себя ответственными за ту или иную задачу, и часто проделывалось много пустой и безответственной работы, так как несколько инстанций, не ставя друг друга даже в известность, планировали использование людей и техники для достижения одной и той же цели.

Следствием этого организационного хаоса, рожденного неприязнью Гитлера к экспертам, и хаоса в управлении войсками являлось то, что почти все сколько-нибудь важные вопросы, которые при четкой организации безо всякого труда могли быть решены соответствующими министрами, нужно было докладывать для решения самому Гитлеру. В результате Гитлер снова сверх меры загружался решением проблем второстепенного значения; однако этим он хотел доказать своим сотрудникам, что только он один в состоянии управлять механизмом государственного аппарата. И, наконец, только так называемый «приказ фюрера» мог быть серьезно рассмотрен и выполнен соответствующими инстанциями.

Сосредоточение всех вопросов государственного руководства в руках одного человека привело в конце концов к тому, что в военном руководстве, как и в других важных областях, стал одерживать верх образ мышления, все больше и больше отдалявшийся от реальной стратегической и оперативной обстановки. Гитлер же не обращал внимания на все предложения его ответственных советников и полагал, что он может следовать своим необоснованным планам и мечтам, не учитывая действительного развития обстановки. Его все более покидало чувство меры, которое заставляет повиноваться фактам даже самую твердую волю.

Только в том случае, если читатель при изучении операций Второй мировой войны будет постоянно иметь в виду особенности организации высших органов немецкого военного руководства и то влияние, которое Гитлер лично оказывал на принятие оперативных, а иногда даже и тактических решений, он сможет объективно оценить подвиг немецкого военного командования и войск. До тех пор, пока политическое руководство в своих требованиях, по крайней мере в основных вопросах, учитывало мнение военных советников, перед войсками ставились задачи, выполнение которых лежало в рамках возможного (Польская кампания, Норвегия, Западная кампания 1940 года). С того же момента, когда политическое руководство стало ставить вооруженным силам задачи, превосходившие возможности войск (война с Россией), а Гитлер попытался компенсировать этот недостаток еще большим вмешательством в военное руководство, стратегические и оперативные принципы оказались полностью нарушенными, что, разумеется, не могло не привести немцев к крупным неудачам. Политические, экономические и пропагандистские соображения, равно как и стремление сохранить свой престиж, привели к таким неудачным операциям, как наступление под Киевом, наступление на Кавказе, оборона Туниса, окружение в районе Фалеза, эвакуация Крыма, наступление в Арденнах и другие, которые можно понять только как следствие распада немецких высших органов управления, начавшегося еще зимой 1941–1942 года.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция холодильника веко двухкамерный без дисплея
  • Школа инструкция по применению сериал 2022
  • Выражения согласно договору следуя инструкции употребляются в стиле
  • Мед препарат левофлоксацин инструкция по применению
  • Фортранс цена в саранске инструкция по применению