Взять классное руководство или нет

«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность

Классный руководитель — кто он и зачем нужен

Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей? Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников? Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…

У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:

  • за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
  • за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
  • за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.

В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.

Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.

В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.

  • Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.

Цели, задачи и функции классного руководителя

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.

Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

На педагога возложено несколько групп функций:

  • педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
  • социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.

Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.

Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.

Обязанности классного руководителя

Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.

Неизменная часть содержит шесть блоков:

  1. Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
  2. В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
  3. Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
  4. В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
  5. Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
  6. В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.

Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.

Права классного руководителя

Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.

Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.

Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):

  • федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
  • выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.

Ответственность классного руководителя за детей

Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Посмотреть программу

Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.

Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.

Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Инвариантные обязанности классного руководителя
    642.5 КБ

  • Нормативно‑правовая база для классного руководителям
    634.1 КБ

Скачать

Каждый учитель относится к классному руководству по-своему: кто-то с энтузиазмом и благодарностью, а кто-то всеми силами пытается избежать этой участи, придумывая весомые отговорки. Ведь деятельность классного руководителя не ограничивается работой с детьми, а предполагает и тесную связь с родителями. Да и нагрузку учителя-предметника нужно учитывать, потому что классное руководство не отменяет, а дополняет её.

И шок, и радость, и любовь

Мне вспомнились мои школьные годы: у нас был достаточно сложный класс, именно поэтому за пять лет сменилось четыре классных руководителя. Педагоги отказывались от коллектива, встречая подростковые трудности, затем руководство нашим классом стало уже неким наказанием. Пока не появилась она, новый учитель русского языка и литературы. Наш класс смог наконец-то обрести своего взрослого, который всегда стоял на стороне ребенка, слышал его, понимал и принимал.

В первый же год моей работы в школе я стала классным руководителем 5-го класса. Узнав об этом при приеме на работу, я испытала некий шок и радость одновременно, но сразу же решила, что прежде всего важна любовь, а уж потом все инструкции.

Мы с ребятами проводили вместе очень много времени, ходила на всевозможные экскурсии, проводили огоньки, отмечали праздники. Когда они стали уже взрослыми, наша связь никуда не делась, мы общаемся до сих пор.

Есть даже традиция, которую мы завели еще в 2012 году: каждый год перед Пасхой мы собираемся вместе и идем освящать куличи и яйца. И практически на каждой такой встрече вспоминаем, как наш Гришка в 5-м классе принес сырые яйца вместо вареных.

«Юмор, авторитет, спокойствие, сопоставимое со сплавом из хрома, никеля и кобальта, а еще доброта, но не наивность»

Сейчас я классный руководитель девятого класса, с этими ребятами мы вместе уже четыре года. Как-то во время «Разговоров о важном» мы поразмышляли о том, каким представляем классного руководителя.

Ульяна: «Он должен соединять юмор, авторитет, спокойствие, сопоставимое со сплавом из хрома, никеля и кобальта (самый крепкий материал в мире), а еще важна доброта, но не наивность».

То есть классный руководитель – скала, за которую могут спрятаться ребята и почувствовать себя защищёнными. Должен быть тот взрослый, который встанет на твою сторону, который не бросит тебя и поможет разобраться в ситуации, который будет держать тебя за руку, даже если ты ошибся.

Кирилл: «Классный руководитель – это такой человек, который сможет решить почти любую проблему внутри школы. Таким характером могут обладать не многие люди: строгий, но в нужные моменты добрый и отзывчивый. Если нужно поговорить с кем-нибудь, то обязательно тебя выслушает, даст совет, где-то поможет. Классный руководитель должен не только руководить, но и держать своих учеников в курсе школьных новостей».

Детям очень важно знать и понимать, что происходит вокруг них. Иногда нам кажется, что мы вправе решать за них, что важно знать, а что нет. Часто случается, что какое-то событие, по мнению взрослого, совсем неважное и без него можно обойтись, но так ли будут думать ученики? А вдруг это станет упущенной возможностью для них?

Сусанна: «Классный руководитель должен быть отзывчивым, добрым, понимающим, быть на одной волне с учениками, но в меру строгим».

Все-таки строгость детям необходима, но не холодность, а умение держать ситуацию под контролем, создавая границы, которых будут придерживаться все. Свой взрослый – это не человек, разрешающий все, чтобы завоевать «авторитет» у ребенка. Детям нужно видеть границы, как и взрослому. Очень важно придерживаться тех ориентиров, которые сам и выставляешь.

Артем: «Классный руководитель должен быть таким, чтобы он мог поддержать в трудную минуту. Также он должен быть в меру строгим, чтобы держать в классе порядок. Хороший классный руководитель может помочь с учебой. Он относится к своим ученикам как к друзьям. Самое главное, чтобы сами ученики проявляли к нему уважение».

Иногда случается так, что ребенок просто не может подойти к родителю, чтобы поделиться чем-то. И тут невероятно важно уметь выслушать ребенка, услышать его, а не просто произнести дежурные фразы. Детям нужно чувствовать участие взрослого, понимать, что они не одни.

Александр: «Классный руководитель – это прежде всего главный мотиватор и психолог для своих учеников, пример для подражания. Я считаю, что классный руководитель должен быть понимающим, уметь любить и сопереживать. Это вторая мама или второй папа. Учитель должен знать особенности каждого своего ребенка, специфические черты характера. Он должен подходить ответственно к своим детям. А еще хотелось бы, чтобы педагог был оптимистом».

«Образ классного руководителя сопоставим с Данко»

Очевидно, что ребенку очень важно, чтобы его видели и принимали, чтобы он не был «одним из целого класса». Почему взрослому важно быть оптимистом? Мне кажется, что это тоже вопрос стабильности. Здесь очень важно не играть в позитивность, ведь дети всегда чувствуют ложь.

Я уверена, что учителю нужно показывать свои эмоции: ведь нам бывает грустно, плохо, тяжело. Нет ничего хуже фальшивого оптимизма. Чтобы стать реальным мотиватором для детей, нужно суметь стать таковым для себя. Ведь пустословием вряд ли кого-то сможешь сподвигнуть. Никогда нельзя требовать от ребенка того, что не можешь выполнить сам.

Если говорить о собственном опыте, то я уверена, что классное руководство – это большая часть жизни учителя. Невозможно сказать, что это просто функционал, обязанность и что-то еще формальное.

Каждый день мы проживаем вместе с ребятами: ошибаемся, исправляемся, добиваемся успеха, боремся с разными трудностями, воспитываем характер. Мне кажется, что образ классного руководителя сопоставим с Данко. Построить здоровые отношения с классом очень сложно, это требует времени и энергии. Порой ты чувствуешь такое эмоциональное выгорание, что не хочется даже вставать с кровати. Но любовь детей наполняет и придает сил. Я уверена, что детей обязательно нужно любить, а остальное приложится.


Почему учителя не хотят брать классное руководство

Педагогическая специальность всегда считалась одной из самых почетных, благородных и заслуживающих уважения общества. Однако после того, как эта работа из творческих перешла в разряд оказания образовательных услуг, ситуация кардинально изменилась, учительская профессия утратила престиж. Скромная оплата, масса дополнительных обязанностей и отчетов, изменение отношения к ней со стороны администрации, родителей и самих учеников – все это делает ее сложной и неблагодарной. Работа в школе требует высокого напряжения всех душевных сил и огромной стрессоустойчивости. А обязанности классного руководителя непомерно высоки.

1 причина – ненормированный рабочий день

Из-за низкой зарплаты, чтобы прокормить и обеспечить свою семью, учителям приходится брать нагрузку гораздо больше одной ставки и находиться на рабочем месте с раннего утра до позднего вечера. Готовиться к урокам, проверять письменные работы педагог может только после уроков. Вечером обычно проводятся родительские собрания, производственные совещания, педагогические советы. Свободное время классный руководитель тратит на подготовку к различным мероприятиям, да еще и вкладывает в них личные средства.

2 причина – чересчур широкий круг обязанностей

Классный руководитель отвечает буквально за все, что происходит или может произойти с учениками не только во время уроков, но и после них. Он урегулирует всевозможные конфликтные ситуации между ребятами, а также между учениками и учителями. Он должен быть в курсе, почему ребенок отсутствует в школе, вести учет посещаемости. Наставник помогает детям налаживать отношения в коллективе, информирует родителей и администрацию о происшествиях, связанных со здоровьем и самочувствием учеников. В обязанности ему вменяется сотрудничество с социальными службами, психологом, школьным медиком, инспекцией по делам несовершеннолетних. Классный руководитель должен обеспечивать питание школьников.

3 причина – огромный объем документации

Обязанность классного руководителя – ведение огромного количества документов, причем как в бумажном, так и в электронном виде. В первую очередь это классный журнал. В нем заполняются сведения о родителях, о группе здоровья учеников и многое другое. Кроме того, существуют журналы внеурочной деятельности, заполнение которых также лежит на классном руководителе. Он должен контролировать ведение детьми дневников, вести планы воспитательной работы класса, заполнять личные дела учеников, протоколы родительских собраний, карты индивидуальной работы с детьми группой риска.

4 причина – регулярные проверки контролирующих органов

Работу классного руководителя часто проверяет администрация своего учебного заведения. Школу держат в напряжении постоянные плановые и внеплановые инспекции из Управления образования и Рособрнадзора, связанные с переоформлением лицензии и свидетельства о государственной аккредитации. Особенно придирчиво проверяют их, если есть жалобы родителей (не всегда основательные) на нарушение прав детей или факты причинения вреда здоровью ребенку.

5 причина – трудности воспитательной работы

Изменение экономической и политической ситуации в стране, ухудшение материального положения многих людей вызвали снижение воспитательного воздействия семьи. Легко работать с талантливыми детьми, мотивированными на получение качественного образования. А с теми, кто позволяет себе грубить учителю, который «не имеет права» ответить, приходится находить особые методы воспитания с учетом особенностей характера и отношений в семье.

Повышение оплаты за классное руководство увеличило круг обязанностей и нагрузку учителей. Однако это не пугает тех, кто добросовестно выполнял их за меньшую оплату. Наверное, дело все-таки не в зарплате, а в любви к своей работе.

В статье использовано стоковое изображение от Depositphotos

Свидетельство о публикации статьи

В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.

Конкурсы


Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 — 2023 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Стоит ли брать классное руководство, если дома маленький ребёнок?

Всем здравствуйте! Хотела бы посоветоваться.
Нахожусь в декрете, но с сентября думаю выходить на работу (ребёнку будет почти 1,5 года). Не знаю, брать ли классное руководство. Что посоветуете? И вообще, кто когда после декрета вернулся? Долго были дома? У меня есть возможность оставлять ребёнка с бабушками, поэтому и хочу выйти, устала уже дома.

УРОК

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

Ответы

Анна Михайловна

Ребёнок маленький, поэтому будет часто болеть (в детском саду всё равно что-то подхватит), Вам нужно будет брать больничные, класс останется без присмотра. Я бы отказалась: лишние хлопоты и заботы ни к чему.

Anna

Выбор в любом случае за вами, как говорит моя подруга ,,сделала выбор-не сомневайся, значит он единственно правильный на данный момент,,

Отредактировано 07-03-2019 23:32

Иванова Ирина Михайловна

Татьяна Алескандровна! Я тоже два года как из декрета вышла. На работу не рвалась, поэтому досидела до 3-х летия сына. Работа учителя не терпит конкуренции, семья уходит на второй план. Поэтому не надо рваться брать максимальную нагрузку, хотя бы первые два-три года. Как говорится: «Всех денег не заработать».

Белянина Светлана Николаевна(эксперт сообщества)

Согласна с коллегами.Лучше не брать, если есть выбор.Посвятите себя своей семье, своему ребенку.Классное руководство взять никогда не поздно.

Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)

Татьяна Александровна, решать, конечно, Вам! Замечательно, что есть возможность еще хотя бы годик оставлять малыша с бабушками, а в сад лет с трех.
Считаю, что речь не идет о классном руководстве в начальной школе, там оно объективно присутствует. О том, насколько много времени будет отнимать внеклассная работа после уроков, знаете Вы.
Я бы один год не брала бы классное руководство.
Вам желаю удачного решения и успешной работы в будущем классным руководителем!

Носова Ольга Михайловна

Классное руководство лучше не брать, больше времени посвящайте своему малышу, каждую свободную минутку!Мне по семейным обстоятельствам не пришлось сидеть долго дома с детьми. С первым 8 месяцев сидела, а со вторым 10. Тогда очень из-за этого страдала… А вот когда стала оформлять пенсию по истечению 25 лет стажа, так обрадовалась. Стаж успела отработать в 2018 году, и очень рада, что не попала в 2019, а то бы +6 месяцев еще добавили. А так хоть какая-то добавка к з/п.

Отредактировано 09-03-2019 11:51

Бурых Елена Владимировна(эксперт сообщества)

Если есть возможность, лучше отказаться от классного руководства. Но решать Вам!

Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)

Татьяна Александровна, если есть желание взять классное руководство, берите! У вас есть возможность и с бабушками оставлять, а можно дистанционно какие-то вопросы решать. Согласна с коллегами, что платят мало, но работа с детьми такая живая, что стоит того.::smile23:: Удачи вам!

Федорова Людмила Ивановна(эксперт сообщества)

Дочери моей за 30. Она несколько раз говорила мне (слегка обвиняла меня), мол, не надо вкладывать себя в работу так, мол, тебя не было рядом ни 1 сентября, ни на последний звонок. А это так и есть: я была зам. дир. по ВР в школе-интернате, где все линейки начинались строго в 8-30 или в 9-00! И у дочери — тоже линейка строго в это время, а я еле успевала прибегать к ней.Вы хорошо продумайте все плюсы и минусы.

Милых Надежда Александровна

Здравствуйте, Татьяна Александровна! Вот решила поделиться с Вами личным опытом. Когда я вышла из декретного отпуска( попросил директор школы), у меня уже было 2 детей( одному-3, 5 года, другому-год 4 месяца).Пошла с условием, что пока без классного руководства, но( как часто бывает)стала классным руководителем 5 класса.Было очень трудно, но( думаю) я справилась достойно, доказательство- мои выпускники 2001 года).Я всегда была со своим классом: на мероприятиях, кроссе. футболе, а родные дети тоже были со мной( один в коляске, старший пешком), ведь муж работал то в поле, то был в командировке-обеспечивал семью, да, у меня тоже были дедушка и бабушка, они помогали, спасибо им огромное спасибо за это. Но я всё же старалась, чтобы дети были почаще со мной, с моим классом.Они с детства знали, что значит быть детьми учителя, привыкали к самостоятельности, к жизни в коллективе. Теперь уже и они закончили школу, университет, работают, но помогают мне в моей работе. Мой Вам совет:выходите из декрета , но классное руководство берите только в том случае, если у Вас надёжный тыл ( муж, бабушка), которые не только будут сидеть с ребёнком, но и не будут упрекать Вас, что Вы мало времени проводите с ребёнком, с ними, посмотрите, хватит ли Вам сил, здоровья. терпения.Удачи Вам!

Тяжело ли быть классным руководителем?

В жизни каждого из нас была своя «классная». У некоторых – даже не одна, у кого­то классным руководителем был столь редкий в школьном коллективе мужчина. Классные наставники играют важную роль в жизни любого школьника. От них во многом зависит, насколько комфортно чувствует себя в школе ребёнок, насколько он уязвим или защищён, принят в среде или отвергнут, мотивирован на учёбу или равнодушен к получению новых знаний.

Сегодня мы расспрашиваем о классном руководстве молодую учительницу гимназии № 3 Южно-­Сахалинска Ксению Бурову

Не конфликт, а недопонимание

­ Каков ваш личный опыт классного руководства?

­ Я учитель английского языка и по совместительству классный руководитель теперь уже 9В класса нашей гимназии. В школе я проработала шесть лет. Классное руководство мне доверили только по прошествии двух лет преподавания. Достался пятый класс, набранный из учеников разных школ. Пятый класс – довольно трудный период для школьника: закончилась начальная школа; многие только перешли в гимназию, с её незнакомыми пока правилами, устройством, структурой, мероприятиями; появились новые преподаватели, новые предметы; увеличился объём предметов – они стали более сложными. Я оказалась для детей неким проводником в этом новом мире. Тем не менее первые годы классного руководства я вспоминаю с лёгким чувством: всё складывалось, всё удавалось. Детки были ещё достаточно маленькие, прислушивались ко мне, глаза горели… Но переходный возраст подопечных сильно осложнил моё существование как классного руководителя. Седьмой и восьмой классы дались мне тяжелее: были насыщены сложными моментами, трудными вопросами, конфликтными ситуациями. Сфера интересов ребят сильно изменилась: учёба отодвинулась на задний план, на первый план вышло общение со сверстниками. Авторитет преподавателя (и родителей) пошёл на убыль, теперь ребят гораздо больше интересует мнение друзей или просто знакомых. С одной стороны, это естественно и предсказуемо, с другой – проблемы всё равно возникают и их нужно разрешать.

­ Чем вы руководствуетесь в своей работе?

­ Пока я не могу похвастаться большим жизненным опытом, своих детей у меня тоже нет. Приходится опираться в работе на свои личные качества и убеждения. В первую очередь нужно прислушиваться к ребёнку, потом – к родителям; в конфликтных ситуациях (ребёнок – ребёнок, ребёнок – родитель, ребёнок – учитель) не ограничиваться одной точкой зрения, не стараться обвинить и наругать, а пытаться понять причину произошедшего. В большинстве случаев оказывается, что никакого конфликта и не было, имело место недопонимание. А устранить недопонимание гораздо проще, чем справиться с реальным конфликтом интересов.

­ В чём суть классного руководства? Задачи руководителя?

­ Обязанности есть, они закреплены в уставе. Но без инициативы, без выхода за рамки обязанностей успешного классного руководства всё равно не получится. Правда, некоторые учителя сильно ограничены той нагрузкой в школе, которую составляет их основная работа как преподавателя. С другой стороны, это – тоже один из методов воспитания: если с детьми не носятся с утра до вечера, они становятся более самостоятельными, организованными, ответственными.

Направлять и поддерживать

­ В чем представления и ожидания от предстоящего наставничества не совпали с действительностью?

­ Я представляла себе сплошные экскурсии и совместное весёлое времяпровождение. Будем узнавать новое, делиться знаниями. Ещё готовилась помогать в налаживании школьного быта детей: питание, мероприятия. Оказалось, всё гораздо сложнее. Во-первых, много бумажной работы. Во-вторых, недостаточно моего желания просвещать, важнее раскрыть их собственные интересы, понять, чему они сами хотят научиться. Очень важно информировать ребят о разнообразных возможностях развития (лагеря, олимпиады, конкурсы), направлять их, поддерживать уверенность в себе, провоцировать желание попробовать… Многие излишне скромны или закомплексованы, боятся неудачи, не верят в свои силы. Порой и родители не понимают, зачем прилагать «лишние» усилия. В-третьих, классный руководитель отвечает за успеваемость своего класса, выясняет причины отставания ребят, координирует работу с ребёнком, родителями и учителями. В ­четвёртых, нужно всё время решать проблемы с поведением (даже вне школы).

­ Приносит ли эта работа удовлетворение? С чем оно связано?

­ На первых порах мне нравилось всё. Но возникающие сложности иногда заставляют задуматься, а соответствуешь ли ты требованиям, на своём ли ты месте? Сомнения множатся, если никак не получается найти общий язык с ребёнком, помочь ему. Но возможности оставить классное руководство нет – в школах всегда не хватает людей с достаточным для этого свободным временем. Бросить своих детей на полпути тоже никак нельзя – совестно.

А удовлетворение, конечно, есть. Когда у них получается самостоятельно воплощать в жизнь то, чему когда­то их учила. Например, в этом году, во время моей командировки, всего семеро мальчишек класса здорово поздравили девочек с 8 марта. Я была очень горда ими. Или когда у детей, с моей помощью, получается развивать свои творческие таланты. Когда есть отличники и меньше двоечников, тоже радуешься. То есть удовлетворение я получаю от их успехов. Конечно, приятно, когда мой класс хвалят другие преподаватели. Это, может быть, немного тщеславное чувство, но что поделать – бывает. Так что работа эта благодарная.

­ Какие проблемы ­ основные? Возникновения каких ситуаций опасаетесь?

­ Каких­то нерешаемых проблем назвать не могу. Иногда родители не стремятся помочь, равнодушно относятся к возникающим сложностям с ребёнком. Их можно понять, все заняты.

Нередко родители слишком многого хотят от своего ребёнка, требуют от него достижений, результатов. Если он чувствует, что не оправдывает надежд папы и мамы, то начинает замыкаться в себе, переживать, тем самым усугубляя ситуацию с успеваемостью. Тогда приходится учить, воспитывать родителей. Но это тоже естественный процесс, мы всю жизнь учимся: быть учениками, родителями, учителями.

Некоторые родители почему-то не желают разрешать конфликты локально (с другими родителями, с учителем), сразу – в министерство. Но разбираться в ситуации всё равно придется на месте, а не с высоты птичьего полёта.

Плохо, когда родители не знают, с кем дружит ребёнок, не общаются с родителями его друзей. Это бывает сложно устроить, но нужно интересоваться кругом общения ребёнка, раздобывать как-то информацию о нём.

Я давно для себя усвоила, что важно отнестись к любой проблеме не как к досадной сложности, а как к задаче, которую необходимо решить.

Индивидуальный подход против универсального

­ Каких принципов работы с детьми стараетесь придерживаться, появились ли у вас какие-нибудь личные наработки?

­ С каждым ребёнком нужно работать индивидуально. Не существует универсального средства для всех детей, даже если мы рассматриваем какую-то определённую проблемную ситуацию. Есть дети, на которых можно влиять (направлять их, подсказывать желательные варианты поведения) через родителей. Есть дети, которые утратили контакт с родителями, и повлиять на них можно только общаясь напрямую. С одними разговаривать нужно мягко и деликатно, без явного вторжения в личное пространство, с другими – играючи, с третьими – уверенно и авторитетно.

Нужно уважать учеников. Иногда это непросто, приходится напоминать себе об этом. Подход к ребёнку должен быть положительным, невзирая на «багаж» знаний о нем, бывшие конфликты, личные обиды. Если ребёнок (да и взрослый) ведёт себя грубо, оскорбляет окружающих, значит, это у него проблемы, что-то сломано внутри, он выплескивает эту энергетику, сам не понимая причины. Доброе слово, нейтральный тон может вовремя отрезвить нарушителя спокойствия, не спровоцировав ещё большую агрессию, не усугубив ситуации. Даже если репутация у ученика «ужасная», не надо воспринимать её как что-то первостепенное, нужно постараться каждый раз начинать общение «с чистого листа», тем самым оставляя и ему эту возможность.

Нельзя позволять детям принижать твое достоинство, твой авторитет. Нужно быть доброжелательным, открытым для общения, но это не должно быть общением «дружков», необходим барьер между учителем и учеником.

­ Как влияет работа на характер, на личность учителя?

­ Профессия очень закаляет. Ты привыкаешь и перестаешь бояться любой аудитории. Дети несут в школу разный социальный опыт, и это заставляет учиться находить подход и правильно реагировать на разные варианты поведения.

Бывает, подростки ведут себя провокационно: затрагивают вопросы личной жизни, внешности педагога, позволяют себе вольные шутки, ждут твоей реакции. Со временем ты перестаёшь смущаться, чувствовать себя задетой, понимаешь природу их поведения. Уже получается с лёгкостью игнорировать колкости, продолжая вести урок. На многие вещи начинаешь смотреть более реалистично. Это вовсе не значит, что конфликты перестают тебя трогать, просто формируется более профессиональное к ним отношение.

­ Дайте совет молодому учителю, впервые берущемуся за классное руководство.

­ Я жалею, что не обращалась за помощью и за советом к опытным коллегам. Не нужно бояться насмешек и иронии. Лучше спросить совета сразу у нескольких людей, собрать весь опыт коллектива по волнующему вопросу. Это предостережет тебя от многих ошибок, неизбежных у молодого специалиста.

Ещё я настоятельно советую заниматься спортом – это наиболее естественный способ эмоциональной разрядки, а также возможность компенсировать сидяче-­стоячий образ жизни учителя. Нужно чаще бывать на природе – в противовес густой концентрации человеческой энергии на работе. Нужно иметь хобби ­ и чтобы переключаться на другую деятельность, и чтобы дети видели, что жизнь учителя интересна и разнообразна, не ограничена школьными стенами. Необходимость саморазвития и самообразования для наставника, учителя тоже очевидна. Несмотря на утверждение, что дети перестали читать, возражу: дети читают, интересуются, что читаешь в данный момент ты, и даже делятся наблюдениями: «А вот учитель географии сейчас читает такую-то книгу…»

Нет не обязан, это дополнительная нагрузка. Однако в любом случае Вам этот вопрос решать с директором. Ознакомьтесь внимательно с Уставом школы и с положением.

Согласно Федеральному закону «Об образовании» Вы явлетесь педагогическим работником: Ст. 46 1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. 2.Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.​ ​Согласно Номенклатуре Вы — иной педагогический работник — учитель (Постановление Правительства РФ «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций») ​Кроме того, в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761 н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“ установлены должностные обязанности учителя — классное руководство не входит в этот перечень. ​Кроме того, согласно Приказу Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21 »Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений» В соответствии с пунктом 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 13, ст. 1252) (далее — Типовое положение), на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе. Однако данное постановление утратило силу. В приказе Минобрнауке, который его заменил о должности классного руководителя вообще не говорится. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067) ​Следовательно, с этой точки зрения у Вас есть основания отказаться от должности классного руководителя. Но!, Вы заключили трудовой договор, если в договоре прописаны функции по осуществлению классного руководства, то вы можете предложить руководству школы изменить в трудовом договоре положение о классном руководстве. Статья 72 Трудового кодекса. Изменение определенных сторонами условий трудового договора (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме. ​

Спросить

Обязан ли учитель — предметник быть классным руководителем?

Уважаемые коллеги.Как вы считаете, обязан ли учитель — предметник быть классным руководителем?

УРОК

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

Ответы

Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)

Заставить взять классное руководство учителя-предметника не имеют права, если только в трудовом договоре не прописана данная обязанность.
Но директор школы может приказать учителю взять классное руководство,
если возникает такая необходимость.

Вульф Татьяна Викторовна

Вот именно, ПРИКАЗАТЬ! И еще есть отговорки на вопрос «Почему не дать классное руководство учителю физкультуры, например, он тоже молодой?!» ответ оригинальный «И как вы себе представляете, кабинетом будет спортзал?»…

Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)

У нас классным руководителем был учитель физкультуры (мужчина). Нашёл общий язык и с родителями, и с детьми. Дети бегали за ним! Но вал бумажной работы отбил у него всякое желание быть классным руководителем. При первой возможности он отказался. А спортзал считается кабинетом «физической культуры». Так что ваш физрук просто решил, таким образом уйти от работы классного руководителя.

Седова Ольга Анатольевна

У нас тоже есть классный руководитель физрук. Классный час проводит в свободном кабинете, так что спортзал — это отговорка.

Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)

Классное руководство — это какие-никакие, а деньги! У нас борьба за классное руководство!

Бибикова Галина Александровна

С классом приходится очень много работать, а те деньги, которые мы получаем за классное руководство, очень малы. Если в классе упала успеваемость , то доплаты за классное рук-во уменьшают.В нашей школе есть учителя, которые никогда не были классными руководителями и не хотят брать.

Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)

У меня не было классного руководства 1 год из 23 лет работы в этой школе. Мне казалось, что я вообще ничего не делаю. Классный руководитель практически усыновляет и удочеряет этих детей на несколько лет. И всегда слышишь: «Ваши дети… Ваш Иванов, Петров, Сидоров…», хотя у меня одна дочь, давно закончившая школу…

Бибикова Галина Александровна

Мой педагогический стаж 35 лет.В школе, где работаю сейчас, у меня было 3 полных выпуска( была кл.рук.с 5 по 11кл.) и только 2 года была без классного руководства.Те учителя, которые работают без кл.рук-ва, ещё и поучают как работать надо.Вот взяли бы класс и показали как быть супер классным классным.

Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)

У меня было 3 полных выпуска и один подхватывала в 11 классе. Сейчас у меня будет 8 класс. Но так, как с этим классом, я еще не впахивала! А поучать всегда проще…

Седова Ольга Анатольевна

Да, если не учатся, то «Это Вы их распустили!». Работа классного руководителя доставляет много хлопот, но и в то же время это интересная, творческая деятельность.

Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)

А как приятно результат видеть! В мае мои дети заканчивали блок предметов эстетического цикла, и был маленький выпускной. Мои «крокодильчики» выложились! Родители плакали от умиления и я вместе с ними. Но и гордилась! Просто знаю, сколько в этих детей «вбухано»!

Седова Ольга Анатольевна

Да, есть учителя, которые считают, что лучше зарабатывать на репетиторстве в то время, которое занимает классное руководство. Чисто практически — это верно. Отвели часы и упорхнули из школы по своим личным делам.

Сомова Светлана Геннадьевна

Долго жила без классного руководства. Дети были маленькими — удавалось отказываться. Потом стало меньше учителей — нехватка классных руководителей. Взяла 5-й класс. Сейчас они перешли в 7-й. Документация увеличилась в разы. Получаю одни выговоры за разные недоделки — где в журнале ошиблась, где вовремя работу на конкурс не сдала… Времени не хватает катастрофически. А за достижения никто не похвалит. Вот так и живем!

bhbyf

Последние определение, конторе стало ключевым во всемирной паутине, классный руководитель — это лидер группы, носитель культуры, организатор и участник коллективной творческой деятельности детей, вдохновитель, опекун и друг своих воспитанников.
Про работу классного руководителя можно сказать:
«С него можно спросить за все и его можно за все наказать. Кто такой классный руководитель?
Все мы знаем, что вместе с нагрузкой по предмету нам поручают классное руководство. Чаще всего у нас нет возможности отказаться. В последнее время много говорится о проблемах школы, учителей. Но почему-то не поднимается одна из важнейших — проблема классного руководства. Она такова: две работы «повешены» на одного человека за одну зарплату, да и не самую высокую. А ответственность классный руководитель несет за все: от жизни и здоровья детей до покраски и побелки в учебном кабинете. Получаем копейки, а приходится даже мебель ремонтировать. Вот только не пойму почему, например, врач или юрист не ремонтирует свой кабинет? А учителя мастера на все руки! И учителя и их мужья. Нам говорят:» Привлекайте родителей детей». Сейчас лучше самой все сделать, чем кого-то по десять раз в ножки кланяться!

Отредактировано 08-07-2016 18:24

Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)

Ответ на сообщение #10 пользователя bhbyf

Я тоже задавала вопрос администрации: почему инженер или адвокат не утепляет окна в кабинете, не приглашает жену помыть окна, мужа отремонтировать мебель? Ответа не последовало!

bhbyf

Да, как трудно порой докричаться до администрации, чтобы они нас обратили внимание.::smile28::

bhbyf

Комментарий был удалён пользователем 09 июл 2016 в 05:37

Елена Сергеевна(эксперт сообщества)

Считаю, что не обязан.
За все время работы лишь однажды брала в 5 классе ребят, но в 6 ушла в декрет и с тех пор без класса….
Ни за какие пряники не соглашусь на классное руководство!

Горник Лариса Валериевна

Быть классным руководителем в школе и одновременно учителем-предметником трудно. Без кл.руководства жить легче, после уроков учитель сразу уходит, меньше проводит времени в школе, приходит только к своим часам. Но вот свой класс — это невидимые нити, соединяющие тебя с людьми навсегда. Особенно в небольших населенных пунктах, и ты и они помнят о том времени, которое провели вместе. Это социальная связь, которая редко бывает с лишь предметником. Хотя бывают исключения.

Отредактировано 09-07-2016 12:23

власова Наталья Николаевна

А сколько денег уходит за телефонные разговоры. И только некоторые родители говорят: «Я сейчас перезвоню, зачем вам деньги тратить». Разговоры иногда до 30 минут бывают и больше.

Горник Лариса Валериевна

Очень спасают социальные сети. Создаешь закрытую группу класса — например «вконтакте» и пишешь все объявления о карантинах», морозах, расписание уроков. Туда же присоединяются родители, и основные замечания в корректной форме можно смело «доносить» в личных сообщениях, не сильно затрачиваясь материально.

Дзюрич Елена Алексеевна

А у нас некоторые родители делают дозвон и отключаются. Приходится перезванивать и тогда они затягивают разговор надолго.

bhbyf

Лариса Валериевна, я тоже оценила прелести интернета. Бросаю им объявление и жду ответа.

Горник Лариса Валериевна

Ответ на сообщение #34 пользователя bhbyf

А еще была практика — когда я только взяла класс и пыталась их сдружить, «раскрыть». В классе было несколько групп без особой конкуренции, но и не сильно привязанных друг к другу. Так как группа закрытая, получается что обсуждение в группе — как классный час — растянутый по времени. Так вот писала фамилию и имя человека, а ребята писали комментарии — плюсы и минусы этого одноклассника. Я корректно вела и комментировала замечания, по-моему получилось здорово. Потому что в классе лицом к лицу ребята по большей части отмалчивались. И через год такой различной работы с самораскрытием перед одноклассниками получился замечательный дружный коллектив!

bhbyf

Классно! Спасибо за подсказку.::smile1::

Федулова Лилия Константиновна

Быть классным руководителем не обязан — это да. В нашей школе один учитель английского языка много лет без классного руководства. И на нее не наседают, т.к. высокая нагрузка + у человека падает зрение, а надо работать с электронными дневниками.

Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)

Похвальная гуманность! Я серьезно. А то, что электронный дневник «ест» зрение-это точно!

Дзюрич Елена Алексеевна

Я всего лишь год без классного руководства, но почувствовала такое облегчение. Заставить взять классное руководство учителя-предметника не могут.

Седова Ольга Анатольевна

Есть такая формулировка:»Производственная необходимость!» . КСТАТИ, не у каждого предметника получается быть классным руководителем, ведь бывает нелегко найти общий язык с детьми и родителями. В результате- учитель пишет заявление- отказ от класса или администрация больше не возлагает на него такие полномочия!

Вульф Татьяна Викторовна

Вот. вот. Я когда пришла после колледжа работать в школу, мне сразу дали 8 класс… очень тяжело было…

Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)

Сразу и 8 класс — это царский подарок!

Отредактировано 13-07-2016 13:34

Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)

Я и говорю про это! Самый сложный возраст, а тебе с ними отношения налаживать. Это как пытаться дрессировать сразу взрослого медведя…

Егорова Наталья Александровна

В нашей школе доплата за классное руководство тысяча рублей, зато за эти деньги мы должны всем: ученикам, родителям, администрации. В этом году нам сказали, что классный руководитель несет персональную ответственность еще и за летнюю занятость детей своего класса. Не родители, а именно УЧИТЕЛЬ….

Вульф Татьяна Викторовна

А у нас «подушевая» оплата…

власова Наталья Николаевна

Это оно с нами играет и по правилам, которые само и устанавливает. «Сытый голодного не разумеет». Вот захотело и перестало индексировать пенсии работающим пенсионерам, пообещав оставить им индексацию 1 августа, а теперь и ее не выплатит — только после увольнения.

Татьяна Даниловна

Я считаю, что учитель — предметник не обязан быть классным руководителем.Классное руководство должно оплачиваться достойно. Часто работа учителя в качестве классного руководителя занимает больше времени, чем проведение уроков.

«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность

Классный руководитель — кто он и зачем нужен

Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей? Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников? Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…

У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:

  • за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
  • за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
  • за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.

В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.

Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.

В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.

  • Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.

Цели, задачи и функции классного руководителя

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.

Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

На педагога возложено несколько групп функций:

  • педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
  • социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.

Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.

Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.

Обязанности классного руководителя

Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.

Неизменная часть содержит шесть блоков:

  1. Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
  2. В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
  3. Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
  4. В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
  5. Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
  6. В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.

Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.

Права классного руководителя

Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.

Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.

Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):

  • федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
  • выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.

Ответственность классного руководителя за детей

Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Посмотреть программу

Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.

Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.

Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Инвариантные обязанности классного руководителя
    642.5 КБ

  • Нормативно‑правовая база для классного руководителям
    634.1 КБ

Скачать

Раздел:
Школьные проблемы

В блог
Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

про классное руководство, спросить (у знающих))))

а вот может ли директор школы убедить (читай, заставить))) учителя взять на себя классное руководство? Ну, если учитель категорически не хочет класс брать, учитывая, что: опыт преподавания совсем еще не большой, ПОЛНАЯ часовая занятость на уроках (по 7 уроков каждый день, плюс внекласыне уроки плюс два раза в неделю крюжок), транспортная удаленность от школы (до 40 минут только дорога на машине, поэтому не всегда есть возможность постоянно находиться в школе, встречать/провожать учеников, встречаться с родителями и т.д.), и др? чем можно аргументировать свой отказ? Потому, что директор уже «намекает», типа с ней ссорится не следует и отказ она не принимает

*** Тема перенесена из конференции «СП: посиделки»

07.09.2016 00:47:57,

17 комментариев

юридически нет, а реально — да запросто вообще. лучше не связываться.
если по существу, то это руководство никому не хочется, а распределять надо.
я бы попыталась договорится об отсрочке на год, придумала бы вескую причину (курсы. курс лечения.). ну а на следующий год взяла бы, как и обещала, тк опыт уже будет побольше, да и должен же кто-то классы брать, в конце концов.
наша классная никого не встречает и не провожает, только звонит/пишет. а встречается с родителями только на собраниях.

07.09.2016 12:20:23, Cветлана

в школе 25 классов и 70 учителей, т.е. классное руководство только у 25))). остальные 45 учителей как-то же отбрыкались, учитывая, что у них и опыт больше и возможностей больше.
07.09.2016 23:18:23, Туллина

не знаю, может совместители? или один на несколько школ комплекса? как-то странно получается. раньше — до всех этих объединений школ — кол-во классов примерно было равно кол-ву учителей, минус один-два совместителя, минус один-два совсем молодых учителя

а так, на молодых наезжать проще. ну и на пенсионеров, если таковые еще вообще остались

08.09.2016 07:45:00, Cветлана

Да, может. Мне удалось избавиться от классного рук-ва только после того, как от округа пошла на второе высшее и принесла бумагу из метод.центра (это было 4 года назад).
07.09.2016 09:09:40, Tatiana_N {в системе Tatiana_Nov}

эз, второе высшее уже не светит))
07.09.2016 23:18:43, Туллина

Цветик-семицветик

Директор может всё
07.09.2016 08:29:35, Цветик-семицветик

ну вот да, и она это всячески подчеркивает(((
07.09.2016 23:19:24, Туллина

Innulik

племяннице после института сразу вручили классное руководство. Мало того, что неопытная, так еще рост 155см и вес 40 кг, а ей 8 класс, а там дети в два раза ее больше. Как-то выкрутилась, подробностей не знаю, она не делилась, скорее всего не легко пришлось, уже четвертый год преподает. А отказы в таких случаях директора реально не принимают, пришли работать, работайте…
07.09.2016 08:17:40, Innulik

Гипертония. Она есть у всех старше 45ти лет. Отчего не сослаться на нее? Последствия пережитых кризов в таком возрасте опасны. И вообще, чего бы не «поссориться»? В спокойном интеллигентном ключе, что лучше иметь в коллективе адекватного педагога, стабильно работающего, чем без конца уходящего на больничный из-за перегрузки. А классное руководство может взять кто-то из более молодых педагогов, дорогу молодым!))))
07.09.2016 08:00:30, Атом

Большинство педагогов средней школы перегружено и руководству невыгодно держать сотрудника, у которого со здоровьем проблемы, от такого им проще избавиться. С учетом объединения школ в комплексы, найти предметника, который возьмет и клас.рук-во не проблема.
07.09.2016 14:36:40, Tatiana_N {в системе Tatiana_Nov}

мне кажется, что сейчас, учитывая, что и кол-во школ растет, в школах уже «держаться» за учителей.
07.09.2016 23:21:27, Туллина

al_gol

Вот именно, что гипертония есть у всех, поэтому не считается. В бабском коллективе школьном поссориться это жесть кмк.
07.09.2016 09:21:43, al_gol

не хочется ссориться только с директором. Потому, что препод — это муЖчина))), в бабском коллективе на 70 преподавателей их всего 4.
07.09.2016 23:22:31, Туллина

У молодых гипертонии нет. А в возрасте 50+ надо себя беречь, ибо директрисе надо закрыть опцию, а человеку надо еще своих детей дорастить, а не сесть на инвалидность. Да не дай бог.
А педагога-предметника старшей школы в любой школе оторвут с руками. У нас такая физичка была, что дети на уроке спали, физику никто не знал, мой начал врубаться только когда на допкурсы при маи пошел. Сейчас дяденька, вроде более адекватный. Его директриса холит и лелеет, классное руководство не вешает.

07.09.2016 10:04:03, Атом

а у нас вот как-раз и хочет на мужчину)) навесить классное руководство. Говорит: «ну вы же мужчина, справитесь».
07.09.2016 23:23:34, Туллина

вам бы на спец форуме спросить
07.09.2016 07:49:43, УльтраМарина

я не знаю таких спец.форумов(((
07.09.2016 23:23:55, Туллина

© 2000-2023, 7я.ру

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA «ALP-Media» и авторов. Права авторов и издателя защищены.

Рейтинг@Mail.ru

7я.ру — информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!


Почему учителя не хотят брать классное руководство

Педагогическая специальность всегда считалась одной из самых почетных, благородных и заслуживающих уважения общества. Однако после того, как эта работа из творческих перешла в разряд оказания образовательных услуг, ситуация кардинально изменилась, учительская профессия утратила престиж. Скромная оплата, масса дополнительных обязанностей и отчетов, изменение отношения к ней со стороны администрации, родителей и самих учеников – все это делает ее сложной и неблагодарной. Работа в школе требует высокого напряжения всех душевных сил и огромной стрессоустойчивости. А обязанности классного руководителя непомерно высоки.

1 причина – ненормированный рабочий день

Из-за низкой зарплаты, чтобы прокормить и обеспечить свою семью, учителям приходится брать нагрузку гораздо больше одной ставки и находиться на рабочем месте с раннего утра до позднего вечера. Готовиться к урокам, проверять письменные работы педагог может только после уроков. Вечером обычно проводятся родительские собрания, производственные совещания, педагогические советы. Свободное время классный руководитель тратит на подготовку к различным мероприятиям, да еще и вкладывает в них личные средства.

2 причина – чересчур широкий круг обязанностей

Классный руководитель отвечает буквально за все, что происходит или может произойти с учениками не только во время уроков, но и после них. Он урегулирует всевозможные конфликтные ситуации между ребятами, а также между учениками и учителями. Он должен быть в курсе, почему ребенок отсутствует в школе, вести учет посещаемости. Наставник помогает детям налаживать отношения в коллективе, информирует родителей и администрацию о происшествиях, связанных со здоровьем и самочувствием учеников. В обязанности ему вменяется сотрудничество с социальными службами, психологом, школьным медиком, инспекцией по делам несовершеннолетних. Классный руководитель должен обеспечивать питание школьников.

3 причина – огромный объем документации

Обязанность классного руководителя – ведение огромного количества документов, причем как в бумажном, так и в электронном виде. В первую очередь это классный журнал. В нем заполняются сведения о родителях, о группе здоровья учеников и многое другое. Кроме того, существуют журналы внеурочной деятельности, заполнение которых также лежит на классном руководителе. Он должен контролировать ведение детьми дневников, вести планы воспитательной работы класса, заполнять личные дела учеников, протоколы родительских собраний, карты индивидуальной работы с детьми группой риска.

4 причина – регулярные проверки контролирующих органов

Работу классного руководителя часто проверяет администрация своего учебного заведения. Школу держат в напряжении постоянные плановые и внеплановые инспекции из Управления образования и Рособрнадзора, связанные с переоформлением лицензии и свидетельства о государственной аккредитации. Особенно придирчиво проверяют их, если есть жалобы родителей (не всегда основательные) на нарушение прав детей или факты причинения вреда здоровью ребенку.

5 причина – трудности воспитательной работы

Изменение экономической и политической ситуации в стране, ухудшение материального положения многих людей вызвали снижение воспитательного воздействия семьи. Легко работать с талантливыми детьми, мотивированными на получение качественного образования. А с теми, кто позволяет себе грубить учителю, который «не имеет права» ответить, приходится находить особые методы воспитания с учетом особенностей характера и отношений в семье.

Повышение оплаты за классное руководство увеличило круг обязанностей и нагрузку учителей. Однако это не пугает тех, кто добросовестно выполнял их за меньшую оплату. Наверное, дело все-таки не в зарплате, а в любви к своей работе.

В статье использовано стоковое изображение от Depositphotos

Свидетельство о публикации статьи

В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.

Конкурсы


Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 — 2023 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Sitrans lr200 руководство по эксплуатации
  • Аципол капсулы инструкция по применению взрослым для чего применяется взрослым
  • Глюкосил арт лайф инструкция по применению
  • Вегапрат инструкция по применению цена отзывы аналоги кому прописывают
  • Должностная инструкция специалиста по планированию производства