Взять классное руководство над классом

«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность

Классный руководитель — кто он и зачем нужен

Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей? Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников? Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…

У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:

  • за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
  • за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
  • за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.

В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.

Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.

В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.

  • Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.

Цели, задачи и функции классного руководителя

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.

Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

На педагога возложено несколько групп функций:

  • педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
  • социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.

Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.

Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.

Обязанности классного руководителя

Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.

Неизменная часть содержит шесть блоков:

  1. Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
  2. В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
  3. Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
  4. В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
  5. Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
  6. В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.

Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.

Права классного руководителя

Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.

Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.

Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):

  • федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
  • выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.

Ответственность классного руководителя за детей

Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Посмотреть программу

Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.

Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.

Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Инвариантные обязанности классного руководителя
    642.5 КБ

  • Нормативно‑правовая база для классного руководителям
    634.1 КБ

Скачать

Советы учителю, который впервые берет руководство классом подростков

Педсовет
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Опытные педагоги и школьные психологи рассказывают, что нужно знать и понимать учителю, который впервые становится классным руководителем у учеников-подростков? 

«Подростки очень требовательны»

Кричевская Тамара Ильинична, учитель биологии:

«Подростковый коллектив — это совершенно отдельная история. Эти ребята легко предоставляют кредит доверия, если учитель в начале общения продемонстрировал одобряемые ими качества: справедливость, находчивость, чувство юмора, честность. Но они так же легко и быстро могут сменить милость на гнев, если учитель даст слабину или попадется на лжи. И вот тогда выстроить нормальные отношения будет очень сложно.

Подростки очень требовательны. Они обязательно будут проверять учителя на прочность, создавать сложные педагогические ситуации и внимательно наблюдать за тем, как учитель будет из них выходить.

Вспоминаю один случай: мне дали восьмой класс, у которого я раньше уроков не вела. И вот на третьем или четвертом нашем уроке они вдруг расшумелись без какой-либо особой причины. На замечания не реагировали. Я не стала повышать голос или угрожать, а просто продолжала объяснять новую тему. Естественно, меня не слушали, да и услышать меня в этом шуме было почти невозможно. А следующий урок я начала с того, что дала им самостоятельную работу по материалу, который им рассказала во время «шумного» урока. Они возмутились: «Мы же ничего не слышали!». На это я им ответила, что шуметь во время урока было их решением, а мое решение — дать им самостоятельную работу. Эта история произвела на них впечатление и больше меня на прочность они не проверяли».

«Знание педагогом своего предмета будет оцениваться в последнюю очередь»

Шерхатова Эмилия Владимировна, школьный психолог:

«Важно понимать, что процесс привыкания учеников к учителю проходит несколько стадий.

Начинается все с определения наиболее характерных черт учителя. Подростки внимательно наблюдают и делают выводы: учитель добрый или злой, сильный или слабый, легкий или угрюмый, расположен к ним или нет. Ребята изучают реакции учителя на те или иные ситуации.

Следующий этап — проверка его психологической устойчивости. Подростки будут сознательно провоцировать учителя, проверять границы его терпения и уверенности в себе.

Третья стадия — анализ педагогических способностей учителя. Насколько быстро он способен найти выход из сложной педагогической ситуации, насколько он требователен и принципиален.

И уже в последнюю очередь будет оцениваться знание педагогом своего предмета и умение доходчиво и интересно передать свои знания.

Естественно, что сценарий иногда может отличаться, стадии могут идти в другом порядке. В каких-то случаях все четыре стадии проходят за недели, в других требуются месяцы. Но то, что подростки будут внимательно наблюдать за учителем, анализировать его реакции и поведение, проверять его — несомненно, и к этому нужно быть готовым».

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подписаться

«Меня всегда спасало чувство юмора»

Плигулин Андрей Андреевич, учитель ИиКТ:

«Меня всегда спасало чувство юмора. Подростки — большие любители пошутить. Если на их шутки не обижаться, не орать, а доводить каждую шутку до абсурда, то глупых шуток на уроках станет меньше — проверено.

Однажды пацан почти сорвал мне урок тем, что стащил у одноклассницы с волос заколку с бантом и нацепил себе на голову. Конечно, поднялся хохот, — какой уж тут урок. А он еще рожи корчит, селфи делает. Пока они веселились, я сел за компьютер и быстро напечатал заявление на имя классного руководителя этого класса. В заявлении я просил классного руководителя обеспечить наличие этого розового банта на голове такого-то ученика на каждом моем уроке, поскольку этот бант создает позитивную атмосферу и повышение настроения у учеников и учителя, что имеет шансы плодотворно сказаться на образовательном процессе. Я распечатал заявление на принтере, расписался, прочитал заявление вслух и попросил старосту после урока непременно передать заявление классному руководителю. Больше этот юноша проблем мне не создавал и даже ЕГЭ по информатике в итоге сдал на 84 балла».

«Главное в общении с подростками — это честность и искренность»

Старшинина Ольга Васильевна, учитель истории и обществознания:

«По своему опыту могу сказать: главное в общении с подростками — это честность и искренность.

У меня однажды был очень тяжелый класс. Руководство им мне дали, когда ребята перешли в девятый. И у нас с самого начала как-то не заладилось. Они меня в штыки приняли. И пошли в разнос: успеваемость упала, постоянно какие-то конфликты между детьми или с учителями. Мне на них почти каждый день жаловались.

Что я только ни делала: и разговаривала с ними, и пыталась отношения наладить, и собирала совместное собрание родителей с детьми. Сколько я слез по ночам пролила! А потом на какой-то эмоциональной волне написала им письмо. О том, как мне тяжело с ними. О том, как я устала. О том, как регулярно получаю втыки от администрации и коллег. О том, как я изначально представляла себе наше взаимодействие. О том, как жалею, что все получилось совсем не так.

В этом письме я показала, что я — живой человек и что я нуждаюсь в понимании и сочувствии, так же, как и они.

Я распечатала это письмо в 25 экземплярах и на уроке раздала его каждому. И попросила прочитать, подумать и написать мне ответ. От каждого персонально или общий. Ответ мне они принесли через пару дней. Общий. С извинениями. И после этого все стало налаживаться».

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Возможно ли взять классное руководство в середине учебного года? Мне отвечают, что нет. Хотя один класс без классного руководителя.

Возможно ли взять классное руководство в середине учебного года? Мне отвечают, что нет. Хотя один класс без классного руководителя.

Ответы на вопрос:

Здравствуйте, Елена!

Возможно, видимо не хотят просто это делать.

Попросите положение о классном руководстве, в нем все должно быть указано.

С Уважением!

Спросить

Нагрузка, в том числе и классное руководство распределяются заранее на новый учебный год, вносятся изменения в трудовой договор.

По разъяснению Министерства Просвещения в середине года возможно взять руководство над вторым классом, либо новое в рамках временного замещения длительно отсутствующего классного руководителя, по болезни, например.

Письмо Министерства просвещения РФ от 28 мая 2020 г. N ВБ-1159/08

Спросить

Похожие вопросы

Назначили классным руководителем учителя (например, Петрова) , у которого уже есть классное руководство.

Нужно выпустить приказ о смене классного руководителя.

С начала учебного года класс остался без классного руководителя в связи с длительной болезнью. Назначили классным руководителем учителя (например, Петрова) , у которого уже есть классное руководство. Сейчас учитель (Петров) отказывается от классного руководства во втором классе. Мы приняли нового учителя (Иванова) в школу по договору внешнего совместительства и вменили ему классное руководство на время отсутствия основного работника Сидорова). Как сформулировать приказ о смене классного руководителя Петрова на Иванова?…)).

Какие основания писать?

Заранее спасибо!

Читать ответы: 1

Как уладить вопрос с администрацией?

Я работаю в школе. Классного руководителя выпускного класса, мобилизовали и мне (без приказа, я ничего не подписывала) отдали этот класс. Классное руководство официально мне не оплачивают и приказа, что я классный руководитель нет. Но требуют заполнять журнал выпускного класса, писать характеристики, вести всю документацию. При этом я прошу поставить меня официально классным руководителем (хотя бы будут оплачивать эту сверхурочную работу), они отказываются. Что мне делать? Спасибо за ответ.

Читать ответы: 1

Подскажите имеет ли руководство во школы на это права.

В середине учебного года, в выпускном 4 классе руководством школы принято решение о смене в нашем классе классного руководителя. В одном из первых классов имел учитель, и нашему шутят отдать этот класс, а нам дать другого. Родители категорически против данного решения. Подскажите имеет ли руководство во школы на это права. И как родители могут отстоять свои права. Мы не хотим другого.

Читать ответы: 2

Имеет ли право директор школы оставить меня без классного руководства?

В нашей школе было четыре 8 класса. По окончании учебного года мой класс расформировали и создали три девятых класса, в связи с тем, что в школе не хватает учебных кабинетов. Классный руководитель одного из девятых классов уволился. Я осталась без классного руководства, которое мне не дают без объективных причин. Имеет ли право директор школы оставить меня без классного руководства? Заранее спасибо!

Читать ответы: 1

Можно ли отказаться от классного руководства,

Можно ли отказаться от классного руководства, если классному руководителю директор школы предъявили административное взыскание за не проведенные мероприятия в классе направленные на сплочение классного коллектива. Все остальные обязанности классный руководитель выполнял, учащиеся класса дружно участвовали в классные и общешкольных мероприятиях.

Читать ответы: 1

Публикации

Помогите пользователям 9111.ru. Поделитесь своим опытом и знаниями — а они поделятся с Вами!

Задать вопрос


8

358

Ответить


1

182

Ответить


1

92

Ответить


24

263

Ответить


0

75

Ответить


179

8 858

Ответить


2

93

Ответить


24

1 755

Ответить


2

111

Ответить


0

282

Ответить

* рабочий блокнот

Юлия ЗНАМЕНСКАЯ, учитель словесности,
лауреат окружного конкурса «Самый классный классный»,
школа № 929, Москва

Советы бывалого


Много лет назад мне в руки попала книга для начинающих автомобилистов. Называлась она «Советы бывалого». Не знаю, как автомобилистом, а вот психологом ее автор был отличным. Каждая из коротких глав начиналась примерно так: «Ваша машина перевернулась?! Не отчаивайтесь, бывает и хуже…» или: «Ваша машина упала в воду?! Не беда, только не открывайте сразу двери…»

Книгу о работе классного руководителя я бы начала так же: «Вам дали классное руководство?! Не отчаивайтесь…». Правда, бывает, что за классное руководство идет нешуточная борьба…

Но шутки в сторону. Завтра 25 августа. Что делать? Несколько маленьких советов.

О детях своего будущего класса вы должны уже сейчас знать все. Не пожалейте времени, зайдите к учителям, которые их хорошо знают, к их бывшей классной. Не стесняйтесь записывать. Всего не упомнишь, но напротив каждой фамилии должна быть хотя бы короткая запись – не бывает безликих детей.

Недавно социальный педагог нашей школы раздавала анкеты для классных руководителей, в которых в числе прочих был вопрос «Причина развода родителей ученика». Мы возмутились: откуда нам это знать. «А как же вы можете работать с ребенком, если не знаете главного в его жизни?» Пожалуй, правда. Вам предстоит еще многое узнать, а пока воспользуйтесь тем, что уже известно.

Заочно с классом вы уже познакомились и, конечно, актив класса отметили. Продолжаем знаком­ство.

Позвоните им, скорее всего они уже в городе. Попросите зайти в школу, ведь вам так нужна помощь. Разобрать учебники, украсить класс, уточнить список, узнать, кто уже приехал. Они-то всех знают. И, конечно, придумать, как будет проходить Первое сентября (вы уже давно придумали, но сделайте так, чтобы для ребят это было совместное творчество).

Именно сегодня ваши ученики должны понять, как им повезло, что именно вы будете их новым классным руководителем! Сегодня вы еще не учитель – вы друг, и они должны быть счастливы, что обрели такого друга. И чаем напоите. Вы еще успеете стать строгой (а это обязательно), но всему свое время.

Уверяю, что к вечеру почти весь класс узнает, какая у них будет классная классная. Это очень важно. Но у ваших детей еще есть родители. И отношения с ними – серьезная составляющая вашей спокойной жизни.

Первое собрание будет через месяц, а помощь вам может понадобиться уже через несколько дней. Позвоните, попросите зайти, заранее наметьте круг вопросов, предложений, мероприятий, поговорите о родительском комитете. Объясните родителям, как вам необходима эта помощь!

И произведите впечатление! Да, я умная, опытная, знающая… Что? Когда институт закончила? Вчера. Но это же совсем не важно…

Продумайте свой внешний вид. С детьми вы должны быть модной и современной. Обязательно. Дети пока еще не знают, что надо только встречать по одежке, а провожать по уму. (Очень люблю не помню чью фразу: «Встретили меня по одежке, проводили тоже плохо»). Но если в модных джинсах и маечке вы будете общаться с мамой – церковной старостой – сочувствую!

Так же молодые мамы могут не понять ваши старомодные туфли. Ерунда? Нет. Эти люди будут рядом с вами много лет. Трудных лет. Но сегодня все должны сказать: «Как нам повезло!» И если в оставшиеся дни ваши дети будут забегать к вам хотя бы на минутку – первый шаг сделан правильно.

Не забудьте о новеньких. О них вам еще ничего не известно. Позвоните. Поговорите с родителями. Какой характер, как здоровье, за какую парту сажать. Только не спрашивайте, как учился в старой школе. Если хорошо – вам и так расскажут, а если плохо – скоро сами узнаете.

Первое сентября. У вас первое 1 сентября? Завидую! Вы – самая красивая и счастливая, радостная и приветливая, улыбающаяся и по именам запомнившая хотя бы 5–6 человек. Вы стоите в центре целого мира. Все смотрят только на вас. У вас в руках 30 букетов. Не забудьте сказать спасибо и восхититься красотой даже самых скромных астр. И опять же не забудьте о новеньких. Им почти так же трудно, как и вам. Пусть они стоят рядом с вами. Поговорите, познакомьте с классом. У вас есть еще 10 минут до начала торжества. Успейте! А вот речь директора на линейке выслушайте серьезно. Не болтайте с подружкой. Начинайте воспитывать учеников собственным примером: как мы слушаем других, так будут слушать и нас.

И вот вы ведете свой класс в кабинет, который на много лет станет им вторым домом. С первой секунды – «наш кабинет», «наш класс», «наша школа». Не забудьте приготовить достаточно ваз и воды для цветов. Очень обидно, когда твой букет лежит в стороне, а чей-то украшает учительский стол. Спросите ребят, а поздравили ли они свою первую учительницу. Расскажите им, как тяжело учителям расставаться со своими учениками, как мы помним их и как ждем.

Несколько лет назад у нас в школе на праздник последнего звонка не пришла первая учительница выпускного класса. Понять ее можно: «Они семь лет со мной не здоровались, а теперь будут говорить, как им грустно со мной расставаться».

Пусть ребята соберут красивый букет и пойдут скажут спасибо той, которая научила их читать и писать. Пусть до последнего класса сохранятся в их душе любовь и уважение к первому учителю.

/По материалам газеты
«Библиотека в школе»
№ 12, 2003/

Как завоевать доверие учеников и не потерять авторитет


Несколько эффективных стратегий преподавателя…

18 сентября 2017

Статья ориентирована на педагогов средней школы, однако может быть актуальна и для других преподавателей, и даже для родителей.

Наверное, каждому педагогу хочется, чтобы ученики доверяли ему и при этом уважали.

начальная школа2

Для начала давайте подумаем, каким людям доверяете вы? Кого вы сами считаете авторитетом, специалистом в своей области? Предлагаю вам вспомнить примеры из своей жизни. Как хорошие, когда вы поняли, что можете доверять кому-то больше. Так и плохие, когда вы разочаровались и отдалились от человека. Для нашего мысленного эксперимента будет полезнее, если вы вспомните ситуации из школьной жизни, моменты взаимодействия с вашими педагогами.

Несколько эффективных стратегий преподавателя:

  • Вы искренне сочувствуете ученикам. Это значит, что вы видите, признаете и понимаете их чувства. При этом не обязательно всегда становиться на сторону учеников, все прощать и даже отменять контрольную работу.

  • Вы уважаете мнения учеников. Да, они еще дети, их мнение может много раз поменяться. Но сейчас они действительно могут думать определенным образом и верить в то, что говорят.

  • Вы последовательны и предсказуемы для своих учеников. А также для их родителей. У вас не семь пятниц на неделе, и вы не меняете правила по ходу игры. Это относится ко всему спектру взаимодействия с учениками: работе на уроках, проверке работ, выставлению оценок и многому другому. Чем лучше ученики представляют, чего от вас ожидать, тем лучше они себя чувствуют у вас на уроках. Тем выше доверие к вам как к учителю. Даже если у вас строгие правила.

  • Ваши правила прозрачны. Например, вы цените спонтанный ответ у доски выше, чем заготовленные задания. Или, наоборот, большая домашняя работа будет вами оценена выше, чем труд ученика в классе. Пусть ученики знают о ваших предпочтениях.

  • Вы поощряете вопросы от учеников и обратную связь по поводу занятий. Если ученикам не страшно спросить то, что они не поняли, это существенно повышает градус доверия к учителю. Звучит очень просто, но на самом деле детям и подросткам нужно очень много смелости, чтобы признаться в том, что они что-то не поняли. Поэтому вы можете активно поддерживать тех, кто спрашивает, используя разные приемы. Например, благодарить за вопросы, играть в «данетки» в классный час и проч.

  • Вы признаете свои ограничения, в том числе в знаниях. Буквально это значит, что на некоторые вопросы вы не знаете ответ. И можете об этом сказать ученикам. Вместо того чтобы выдумать ответ или переводить разговор на другую тему, можете сказать, что вам нужно время, чтобы подготовиться.

  • Вы признаете свои ошибки. Если будете открыты к обратной связи от учеников, рано или поздно вам скажут, что вы были в чем-то неправы. Это может показаться возмутительным, но также это может быть правдой. Когда педагог признает свою ошибку перед учениками, отношения с ними выходят на новый уровень. Признать ошибку. Извиниться. Продолжить диалог. Вы не робот, а живой человек и можете ошибаться.

  • Вы уважаете личные границы, как свои, так и учеников. Есть вопросы и темы, которые вы не готовы или не хотите обсуждать. Вы можете сообщить ученикам, что не хотите отвечать на вопрос. Так же и по отношению к детям: могут быть вопросы, на которые им неловко отвечать (при всех или даже тет-а-тет), личная информация про учеников, которую не стоит распространять без необходимости внутри класса и среди педагогов, летающие по классу записки, которые не стоит зачитывать вслух.


Читайте по теме: Проблемы начинающих учителей: как выстроить отношения с учениками


Какие действия педагога могут разрушать доверие и авторитет?

  • Необъективность оценок. Все ученики по-разному относятся к предмету, и наверняка есть те, кто с большим прилежанием выполняет задания. Когда учитель перестает замечать ошибки отличников, это замечают остальные дети. Когда учитель подразумевает, что ребенок по умолчанию хорошо знает предмет и не спрашивает его, других детей это очень задевает. Так же как выставление плохих оценок, когда педагог ориентируется на прошлый опыт.

  • Пренебрежение аргументами. Например, учитель говорит: «Ты пока молод и неопытен, поэтому тебя никто не будет слушать», «Вырастешь – поймешь». Эти фразы как бы говорят ребенку, что его мысли никого не интересуют. Найдите другие формы выразить свое мнение в более уважительном ключе.

  • Стать «своим». Бывает, когда учитель объединяется с учениками против школы как целого или против других учителей. Это может выражаться в посвящении детей во «внутреннюю кухню» школы, осуждении при детях действий других преподавателей и т. д. Для учеников вы часть школы, и, когда вы «играете» против школы, это снижает ваш авторитет. Сюда же относятся общие секреты с детьми от других преподавателей, родителей.

  • «Доброта» преподавателя. Например, учитель сначала напугал контрольной, потом ее снисходительно отменил. Когда педагог завышает оценки, прощает недочеты для того, чтобы заслужить хорошее отношение учеников, это производит обратный эффект.

  • Конкуренция с детьми. Одна из самых сложных ошибок, потому что люди в целом редко замечают, что конкурируют. Например, педагог говорит, что знает предмет лучше ученика, и в доказательство этому «заваливает» ученика вопросами, когда тот достаточно хорошо ответил. Стоит обратить внимание на действия педагога, когда он демонстрирует свое превосходство над учениками.

  • Создание сверхблизких отношений с учениками. В отношениях с учениками важно сохранять некоторую дистанцию. Для каждого педагога эта дистанция будет своя. Но создание даже теплых дружеских отношений, походы в кафе и кино с одним-двумя учениками разрушительно действуют на учительский авторитет.

  • Распространение личной информации об учениках. Ученики могут поделиться с педагогом чем-то личным, например ситуацией, которая сложилась в семье, или прошлым опытом. Не стоит использовать эту информацию против ребенка: обсуждать с учителями, при всем классе или даже как аргумент в беседе тет-а-тет с этим же ребенком. Например: «Ты же говорил, что у тебя родители мало зарабатывают. Учись лучше, и не будет у тебя в семье проблем с деньгами». Так не стоит говорить, даже если вы уверены, что это так.

Это были некоторые идеи, как можно сохранить авторитет и доверие учеников, а также исправить ошибки преподавателей. Кроме этого, предлагаю вернуться к результату нашего мысленного эксперимента. Что из вашего ученического опыта подтверждает вышесказанное? Какие были истории и ситуации, которые говорят о важности чего-либо другого? 

НовостиИ снова о классном руководстве. Критерии для поручения обязанностей и кому могут отказать

В Областную организацию Профсоюза поступило несколько запросов, связанных с классным руководством. Членов Профсоюза интересовало следующее. Какими нормативными документами должен руководствоваться руководитель школы при назначении классного руководителя? Могут ли быть какие-то предпочтения, критерии? Вправе ли руководитель школы отказать педагогу в назначении классным руководителем?

Разъяснение дает юридическая служба Областной организации. Выполнение обязанностей по классному руководству осуществляется посредством установления данного условия в трудовом договоре. Если трудовой договор заключен, то это производится путем заключения между сторонами трудовых отношений дополнительного соглашения к трудовому договору. Деятельность по классному руководству возлагается на педагогического работника общеобразовательной организации с его письменного согласия приказом общеобразовательной организации. Кроме того, в данном дополнительном соглашении указывается размер доплаты за данную работу.

Критерии для поручения обязанностей классного руководителя следующие:

— занятие должности педагогического работника;

— письменное согласие работника.

Отказ в выполнении обязанностей классного руководителя (если желание их выполнять исходит от педагога) должен быть обоснованным и не связанным с межличностными отношениями между конкретным педагогом и руководителем образовательной организации. При этом для того, для того, чтобы отменить выполнение обязанностей классного руководителя в середине учебного года и поручить эти обязанности другому педагогу, необходимо наличие объективных оснований (т.е. основания не должны носить субъективный характер), которые свидетельствуют о ненадлежащем исполнении их педагогическим работником, который выполнял данные обязанности до настоящего времени. Для снятия неопределенности с этим вопросом Ростовская областная организация Профсоюза рекомендует закреплять соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательной организации.

Аргументы (обоснования). Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» не установлена должность «классный руководитель». Поэтому классное руководство в должностные обязанности педагогических работников, включая учителей, не входит, в связи с чем осуществление классного руководства обеспечивается путем установления педагогическим работникам соответствующих выплат, в том числе в виде денежного вознаграждения в размере 5000 рублей из федерального бюджета.

Согласно п. 2.3 Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» другая часть педагогической работы, определяемая с учётом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору),  где указывается:

— выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты).

Относительно вопросов, связанных с выполнением классного руководства, Минпросвещения РФ направлено в образовательные организации Письмо от 28 мая 2020 г. N ВБ-1159/08 «О направлении разъяснений» (по применению законодательства РФ при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций) (далее по тексту – «Письмо»), где в частности, указано, что:

1. педагогические работники могут осуществлять классное руководство с выплатой соответствующего денежного вознаграждения не более чем в двух классах. При этом деятельность педагогического работника по классному руководству и в одном, и во втором классе осуществляется только с его письменного согласияс установлением денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждый из двух классов (п. 3 Письма);

2. выплата денежного вознаграждения за классное руководство в размере 5 000 рублей выплачивается дополнительно к выплате (доплате) за классное руководство, установленное по состоянию на 31 августа 2020 года из бюджета субъекта РФ, снижение размера которой не допускается. При этом рекомендуется установить порядок такой выплаты из бюджета субъекта РФ, который не должен зависеть от количества обучающихся в классе. Одновременно рекомендуется при этом не допускать ухудшения ранее установленных условий оплаты труда, снижения размеров индексации заработной платы, отмены либо уменьшения размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников из региональных бюджетов (п. 5 Письма).

3. Согласно п. 6 Письма денежное вознаграждение за классное руководство является составной частью заработной платы педагогического работника, в связи с этим оно:

— выплачивается педагогическим работникам одновременно с выплатой заработной платы;

— учитывается при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, как и другие доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме;

— учитывается при определении отчислений по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4. В соответствии с п. 7 Письма деятельность, по классному руководству возлагается на педагогического работника общеобразовательной организации с его письменного согласия приказом общеобразовательной организации. Осуществление педагогическими работникам классного руководства с выплатой денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждый класс, а также с дополнительной выплатой (доплатой) из средств бюджета субъекта РФ относится к существенным условиям трудового договора педагогического работника. При надлежащем осуществлении классного руководства каких-либо изменений в трудовой договор без согласия педагогического работника не допускается.При регулировании вопросов, связанных с классным руководством, рекомендуется руководствоваться тем же порядком, что и при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, закрепляя соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательной организации.Так, применительно к порядку, установленному при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, в коллективном договоре могут быть предусмотрены следующие положения, связанные с осуществлением педагогическими работниками классного руководства в классах:

— недопущение в течение учебного года и в каникулярный период изменений размеров выплат педагогическим работникам за классное руководство или отмена классного руководства в конкретном классе по инициативе работодателя при надлежащем осуществлении классного руководства, за исключением случаев сокращения количества классов;

— преемственность осуществления классного руководства в классах на следующий учебный год;

— определение кандидатур педагогических работников, которые в следующем учебном году будут осуществлять классное руководство в классах одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года с тем, чтобы каждый педагогический работник знал, в каком классе в новом учебном году он будет осуществлять классное руководство;

— временное замещение длительно отсутствующего по болезни и другим причинам педагогического работника, осуществляющего классное руководство, другим педагогическим работником с установлением ему соответствующих выплат за классное руководство пропорционально времени замещения;

— возможность отмены выплат за классное руководство за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине работы по классному руководству.

5. При недостаточном количестве педагогических работников или при отсутствии желания у отдельных из них осуществлять классное руководство на одного педагогического работника с его письменного согласия может быть возложено классное руководство в двух классах. Классное руководство может быть также возложено на одного педагогического работника в двух классах временно в связи с заменой длительно отсутствующего другого педагогического работника по болезни или другим причинам. В случае необходимости классное руководство может также осуществляться учителями из числа руководителей и других работников общеобразовательной организации, ведущих учебные занятия в данном классе (п. 8 Письма).

6. Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленные для обучающихся общеобразовательных организаций, а также периоды отмены (приостановки) для обучающихся занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, не совпадающие с ежегодными основными удлиненными оплачиваемыми и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками педагогических работников, являются для работников рабочим временем. За время работы в указанные периоды оплата труда педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены (приостановки) для обучающихся занятий по указанным выше причинам с учетом денежного вознаграждения в размере 5000 рублей и других выплат за классное руководство.

Первое классное руководство

Я учусь на 2 курсе пед. университета и уже год работаю старшей вожатой в школе. Мне сообщили, что собираются дать классное руководство в 5 классе и я не знаю что делать. С одной стороны, я хочу работать с детьми и быть Кл. Руководителем, с другой, я даже не представляю с чего начать, да и очень боюсь родителей, т. к. я молодой специалист и мне всего 20.

УРОК

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

Ответы

Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)

Инна Дмитриевна, во-первых, не волнуйтесь, ведь у Вас впереди всё лето для принятия окончательного решения. Считаю, что стоит принять предложение, а в вопросах планирования деятельности Вам, несомненно, помогут учитель начальных классов и администрация.
Желаю удачи, успехов и позитива! Не нужно бояться, ведь если не Вы, то кто?::smile32::::smile28::

Каракай Лариса Павловна

«Если не Вы, то кто?»? Думаете, Инна Дмитриевна — коммунистка, комсомолка?
Зачем приносить себя в жертву из-за того, что
— другие, опытные учителя не хотят быть классными руководителями?
— не хватает учителей?
— оплата — мизерная?

Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)

В любом случае решение примет сам автор дискуссии, а я высказала лишь свое мнение и пожелания молодому коллеге. Или мне нужно было у кого-то разрешение спросить об участии в дискуссии?

Горбачёва Марина Юрьевна(эксперт сообщества)

Соглашусь с Любовь Ивановной! Все мы когда-то начинали! И мне после 11 брать 5 тяжело,но делаю это с радостью! Обращайтесь,если смогу,то всегда помогу!

Каракай Лариса Павловна

С чего начать? Начните с изучения ТК РФ. Классное руководство — это дополнительная (слегка оплачиваемая) работа, которая может быть предоставлена с письменного согласия работника. Не хотите, сомневаетесь, боитесь (и не без основания) — не соглашайтесь быть классным руководителем.

Отредактировано 03-06-2020 10:38

Фролова Елена Николаевна

Добрый день, Инна Дмитриевна! Выбор в любом случае за вами. Хочу поделиться своим опытом классного руководства…Когда я пришла работать в школу(я педагог-психолог), мне сразу вручили классное руководство, тогда я еще не знала, что можно отказаться! Так вот, администрация вряд ли вам расскажет о сложностях и подводных камнях. Классное руководство мало кто любит, потому что ответственность-большая, а оплата-ну очень не большая!Если вы думаете, как сказала Лариса Павловна «Если не я, то кто?», похвалы вы вряд ли дождетесь. С пятиклассниками работать интересно, они еще с интересом и открыв рот слушают учителя, чем старше, тем сложнее…Мои сейчас дети в девятом классе, вместе прошли длинный путь, ребята не плохие…но отдачи душевной я не чувствую…Были времена, что меня как кл.руководителя буквально заставляли сидеть и делать с ними домашние задания (из-за неуспеваемости по отдельным предметам), хотя продленки нет! Стараешься, вкладываешься душевно, концерты, праздники, подготовка,репетиции по выходным в ущерб семье. Сейчас, оглядываясь назад, многое бы изменила и от руководства отказалась бы.

Светлана

Инна Дмитриевна!Пробуйте, дерзайте!
Желаю удачи, Творческих успехов!

Аникеенко Наталия Владимировна(эксперт сообщества)

Если хотите быть классным руководителем, беритесь за это дело. Постепенно научитесь у своих опытных коллег. Главное — это желание.

Галина Владимировна

Инна Дмитриевна, может стоит сначала окончить учебу?! У вас есть нагрузка — старшая вожатая. А за это время можно узнать больше о работе классного руководителя. Всегда лучше рассчитывать только на свои силы.

Казанцева Людмила Александровна

Классное руководство занимает много времени, а Вы ещё учитесь. Советую закончить учёбу без этой нагрузки.

Отредактировано 04-06-2020 07:43

Марьясова Ирина Евгеньевна

Возраст это ещё не самое страшное в принятии решения. Вы колеблетесь, это нормально, и скорее всего, уже приняли решение, просто вы хотите услышать мнение коллег и либо утвердиться в своём принятом решении, либо принять другое, несколько отличное от первого принятого. Я не знаю какой у вас зам.директора по воспитательной работе, но скажу по себе, это очень неблагодарное и весьма ответственная нагрузка «за спасибо» от государства в рублях. Нужно быть либо помешанным человеком на своей работе и отдаваться целиком и полностью ей, либо быть прагматиком и понимать, что за каждое слово, действие или бездействие, поступок твоего подопечного или коллеги работающего у тебя в классе вы будите получать по полной. Вам нужно будет стать для детей и матерью и психологом и социальным педагогом и доктором и спонсором и наставником и другом, а иногда и «врагом» и много ещё кем….О родителях я вообще промолчу…. Я не запугиваю, я просто показываю реалии… Я трудоголик и соответственно настраиваю и всех руководителей групп на такой ритм и качество работы, чтобы хотя бы на 70 % я могла спать спокойно. Поэтому решение принимать Вам и только вам, и наши советы не помогут. Примите + решение и что то пойдёт не так вы скажете виноваты они, примите — решение, опять же будут виноваты они ::smile0::

Серова Александра Вадимовна

Здравствуйте! Возраст — не помеха. Главное — энтузиазм и любовь к детям. Да, дети сейчас сложные. И на вас ляжет задача адаптировать пятиклассников к новым условиям обучения. Родители в большинстве своем тоже сложные, не всегда желающие идти на контакт. Прежде чем решиться на классное руководство, изучите нормативные документы, оцените свои способности и уровень ответственности, который на вас ляжет. Если вы поймете, что готовы, то вперед! К слову, я 2й год работаю в школе, мне 25 лет, 2019-2020 первый год было классное руководство, тоже 5й класс. Поверьте в себя и все получится!

Юлия Васильевна Воробьева(эксперт сообщества)

Я бы еще добавила, что классы бывают разные. В одних и родители готовы сотрудничать, и у детей мотивация высокая, глаза горят. В других-родители конфликтуют по любому поводу. Пообщайтесь с учителем, который работал в классе в течение 4 лет. Много полезного можно узнать. Скорее всего, класс трудный, если его предлагают. ::smile7:: Хорошие классы быстро подбирают::smile4::Я 20 лет работаю в школе, ни одного года не была без классного руководства. Плюсы в этом свои тоже есть

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Емс массажер для ног инструкция по применению
  • Мануал для сигнализации ягуар
  • Лозартан инструкция по применению цена отзывы аналоги кому прописывают цена
  • Микроволновая печь gorenje mo4250cli инструкция на русском
  • Силибор инструкция по применению цена в россии