Сегодня пойдет речь о ЭБУ январь 7.2, всеми нами любимый и надежный эбу.
Тема изжевана тысячу раз, но всё же может кому то будет интересно!
эбу
Январь 7.2 — функциональный аналог блока Bosch M7.9.7, «параллельная» (или альтернативная, кому как нравится) с М7.9.7 отечественная разработка фирмы «Итэлма». Январь 7.2 внешне похож на M7.9.7 — собран в аналогичном корпусе и с таким же разъемом, его можно без всяких переделок использовать на проводке Bosch M7.9.7 с использованием того же набора датчиков и исполнительных механизмов.
В ЭБУ используется процесcор Siemens Infenion C-509 (такой же, как в ЭБУ Январь 5, VS). ПО блока является дальнейшим развитием ПО Январь 5, с улучшениями и дополнениями (хотя это вопрос спорный) — например, реализован алгоритм «anti-jerk», дословно «противотолчковая» функция, призванная обеспечить плавность при трогании и переключениях передач.
ЭБУ выпускается фирмами «Итэлма» (хххх-1411020-82 (32), прошивка начинается на букву «I», например, I203EK34) и «Автэл» (хххх-1411020-81 (31), прошивка начинается на букву «А», например, A203EK34). И блоки и прошивки этих блоков полностью взаимозаменяемые.
ЭБУ серий 31 (32) и 81 (82) совместимы аппаратно сверху вниз, то есть прошивки для 8-кл. будут работать в ЭБУ 16-кл., а наоборот — нет, т.к в 8-кл блоке «не хватает» ключей зажигания. Добавив 2 ключа и 2 резистора можно «превратить» 8-кл. блок в 16 кл. Рекомендуемые транзисторы: BTS2140-1B Infineon / IRGS14C40L IRF / ISL9V3040S3S Fairchild Semiconductor / STGB10NB37LZ STM / NGB8202NT4 ON Semiconductor.
8v
16v
Для «классики» разработан ЭБУ 21067-1411020-11 (12) под комплектацию без датчика детонации, с ДМРВ «Сименс-VDO». Такая модификация устанавливается на двигатели объемом 1,6 литра. И, как водится, в блоке не установлены элементы канала детонации. На фото, представленном ниже видны «недостающие» элементы. Таким образом, применить такой ЭБУ на переднем приводе нельзя (хотя вообще, конечно, можно, но без канала ДД, с тщательно настроенным зажиганием), а наоборот, естественно, можно.
Классика
Первое ПО на 1,5 литровые двигатели — 203EK34 и 203EL35 попило много крови у владельцев авто с таким ПО. На этих модификациях постоянно возникал «протрой» при переключении передач. ВАЗ выпустил версию 203EL36 без этого дефекта и распорядился не привлекая внимания перешивать ЭБУ на сервисных станциях технического обслуживания…
Для данного типа ЭБУ реализовано полное программное отключение ДК и регулировка содержания СО в отработанных газах, то есть, перевод на нормы токсичности Россия-83.
ЭБУ «Январь 7.2» производимый для установки на а/м «Калина» являются аппаратной «мутацией» и несовместимы с «переднеприводными». Отличия незначительны — в канале управления клапаном адсорбера и бензонасоса, но они не дают использовать ПО от модификаций 2111/21114, то есть «калиновские» ЭБУ можно использовать только с соответствующим «родным» ПО или ПО на его основе.
__________________________________________________________________________
Серийные прошивки Январь 7.2
Типовые параметры для данного эбу для диагностики:
Параметры
Диагностику делаем программой OpenDiagFree 1.3.9
Теперь прошиваем на примере ваз 2110
I205DO54 Январь 7.2 21124-1411020-32 21124 Евро-2
Как читали выше что I что А между собой Взаимозаменяемы!
Этап1.
Нам потребуется:
1. К-лайн Адаптер (для примера МастерКит или Ромокабель, любой другой)
2. АКБ, или БП (12V)
3. Программа (в моем случае winfe_1.13)
4. Авторская(или стоковая) прошивка. в моем случае i205LR54_v7.3.bin
ледак
5. Блок снять для удобства работы на столе.
PS НЕ ЗАБЫВАЕМ: Снимаем клемму массы с аккумулятора, а лишь Затем разъем с ЭБУ
Ищем где находиться ваш блок(в ваз 2110-12 он находиться в центральной консоли за лючками, около правой ноги водителя, и левой пассажира)
Схема подключения к блоку:
схема
51,53 контакт ЭБУ — Масса
71 контакт ЭБУ — К-Лайн (сюда подключается адаптер для программирования)
13 контакт ЭБУ — Включение зажигания (+12В)
12 контакт ЭБУ – Неотключаемое питание (+12В)
43 контакт ЭБУ — Разрешение программирования (+12В, через резистор порядка 4КОм)
44,63 контакт ЭБУ — Питание главного реле (+12В)
Схемка
Для подключения можно приобрести такой разьем
81пин
Либо сделать провода самостоятельно.(из проводов и клемм, не забываем ставить кнопку на подачу питания по схеме 13 контакт!)
Вот так как-то должно получиться
(Я использую самодельный кабель, с разъемом 81пин и переключателем питания +.
Питание беру с прикуривателя)
ЭТАП 2.
Теперь когда всё подготовили
Переходим к программе winfe_1.13
(программа работает как из по Win ХР так и из под Win 7)
Открываем программу
Выбираем Январь 7.2
Выставляем Порт(Щелкаем и выбираем тот на котором Адаптер)
Выставляем скорость 57600
Выставляем все
Все подключено, настроено, программа открыта, врубаем питание на 13 контакт, ждем секунд 30 должна появиться надпись «Связь с ЭБУ», если не появилось выключаем питание сек на 5-10 и включаем опять. Если не появляется, проверяем правильность подключения!
Winfe 113
Как связь появилась щелкаем на кнопку «Программирование ЭБУ» и выбираем свою Декриптованную прошивку в формате «bin» весить она должна 64 кбайта! Если же она весит меньше(или программа её не понимает), значит надо Декриптовать программой «Enigma»
Енигма
Заходим щелкаем Распаковать прошивку, выбираем свою криптованную, Енигма её Декриптует! Далее опять выбираем нашу декриптованную прошивку и ждем когда она зальется. ЕЕПРОМ не трогаем. Отключаем, идем ставим.
После репрограммированния блока сброс контроллера с очисткой памяти самообучения (инициализацией) ОБЯЗАТЕЛЕН!
Этап 3.
Далее если надо удалить иммо
красный и рабочие ключи
Есть несколько путей.
a. Скаченный нами ЕЕПРОМ в HEX редакторе отредактировать на FF
b. Залить Чистый ЕЕПРОМ
Качаем ищем свой чистый EEPROM
Нажимаем запись ЕЕПРОМ…выбираем наш еепром(чистый, или редактированный)…
Залилось, отключаем несем в авто. Иммо убито.
Иногда еще требуется отрезать провод иммо. Чтобы не прописался заново.
ВНИМАНИЕ! Если после ЭТАПА 2 авто заблокировал ИММО(ссать кипятком пока еще рано!))), произведите ЭТАП 3.
Если всё таки требуется иммобилайзер. Переобучите ИММО.
Переобучение ИММО
Красный — и рабочий ключ потребуется
• Закрыть двери.
• Включить КРАСНЫМ ключом зажигание.
• 3 писка. Вытащить ключ.
• Быстро (в течение 5-6 секунд) включить ЧЕРНЫМ зажигание.
• 3 писка + 2 писка.
• Быстро (в течение 5-6 секунд) включить КРАСНЫМ зажигание
• 3 писка + 2 писка.
• Выключить зажигание КЛЮЧ В ЗАМКЕ.
• 1 писк.
•Быстро (в течение 5-6 секунд) включить зажигание на 5 СЕКУНД! (Внимание! Обязательно дождаться Сигнала)
• Мигнула аварийка, бибикнул сигнал
• Выключить зажигание. КЛЮЧ В ЗАМКЕ до погасания машинки на панели.
Двухрежимки.
Двухрежимная прошивка для ЭБУ Январь-7.2 предназначена для чип-тюнинга автомобилей с ЭБУ типа Январь-7.2, оснащенных системой газобаллонного оборудования (ГБО) третьего и четвертого поколений (GBO-3 и GBO-4)
• поддержка регулировки СО с диагностического оборудования в версии GBO-3
• в версии GBО-3 при работе на бутане отключен бензонасос и форсунки, правлен УОЗ во всех режимах работы, в обоих наборах отключены ДК, адсорбер и диагностика пропусков воспламенения.
• в версии GBO-4 при работе на бутане правлен УОЗ во всех режимах и отключена диагностика пропусков воспламенения.
Внимание!
• Для загрузки прошивок в ЭБУ Январь-7.2 необходимо использовать загрузчик CombiLoader производства (SMS ), ChipLoader 1.95, ChipLoader 1.96 производства (CHIPSOFT) или любой другой позволяющий работать с FLASH AM29F200B
Два режима в ЭБУ Январь-7.2
Переключение на использование второго набора калибровок производится подачей +12 вольт на 57-й контакт разъема ЭБУ непосредственно с управляющего провода «газового» клапана системы ГБО.
Для грамотного переключения рекомендуется доработать ЭБУ, переставив резистор как на представленной фотографии:
Двухрежимка
Итог: На этом история, прошивка, иммо, обучение, двухрежимки и всё что с ним связано подходит к концу!
Полезно:
Доработка блока из 8v в 16v
Также данные блоки откатывают онлайн на инженерном блоке, и заливают в блок 7.2
Все о Январь 7.2+
Все о М73
Все о М74
ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!
Инфа была собрана со всего Интернета(в том числе и Драйв2, ЧипТюнер) для удобства штатного пользователя!
(перечислить всех авторов просто нереально, некоторые материалы, фотоматериалы были также взяты с DRIVE2 и Интернета. Да простят меня люди за то что взял их фотоматериалы!)
Спасибо за внимание!
И Помните:
Всё что вы делаете — вы делаете на свой страх и риск
Лада «Нива»
Лада «Калина»
ВАЗ 2170 «Приора»
Лада «Гранта»
Лада «Веста»
Лада «XRAY»
Внимание!
Перед установкой платы, блок эбу должен быть полностью исправный.
Он должен адекватно работать на автомобиле, выходить на диагностику,
прошивка корректно считывается и записывается.
При пайке платы ни в коем случаи нельзя пользоваться паяльной кислотой!
Применять нужно флюсы и паяльные припои не содержащие кислоты.
Первым делом нужно зачистить контактные площадки от зеленной маски печатной платы
под крепление инженерной платы.
Для этого можно воспользоваться скальпилем или канцелярским ножом.
После зачистки контактов, облудите контакты оловом с паяльным флюсом.
Соедините контакты тонким проводом как показано на фото.
Припаяйте угловые контакты инженерной платы как показано на фото.
Далее необходимо припаять два проводка с платы к процессору Saf-c 509 lm.
C квадратного контакта инженерной платы, нужно припаять к верхнему ряду процессора на пустой контакт (он один в этом ряду,
отмечен синей точкой на фото.)
Контакт имеющий круглую форму припаивается к контакту процессора отмеченный на фото красной точкой. ( этот контакт будет
четвертым с верху в этом ряду контактов.
Внимание!
Провода припаянные к процессору не должны замыкать находящиеся рядом ноги процессора.
Будьте очень внимательны при установке платы в ЭСУД.
Далее необходимо записать в блок инженерную прошивку с расширением BIR.
и полностью очистить eeprom.
Для этого можно воспользоваться программой combiloader 2.1.8
Первый запуск: Убедитесь что ваш K-line адаптер подключен к COM порту № 1 (см. на фото).
Если у Вас K-Line адаптер на другом порту, то нажимаем на него и изменяем на (COM1),
выставляем скорость (бит/с) 38400 для Января 7.2
Скачиваем Бесплатную программу OPEN OLT
Запускаем программу и нажимаем на кнопку соединиться,
внизу программы должны загореться надписи зеленым цветом online supported.
Каждая плата имеет свой идентификационный номер (метку, ключ), микросхема
Dallas- ds 2401 содержит в себе уникальный код, об этом читайте в статье
как прочитать Даллас.
Данная плата будет работать с любым бесплатным софтом, так и с любым платным ПО.
Купить инженерную плату Январь 7.2 можно у нас в магазине.
Внимание!
При самостоятельной установке инженерной платы, необходимо иметь
навыки работы с паяльником. Мы не несем ответственность за Ваши
действия в случаи повреждения инженерной платы или блока.
Для качественной установки и проверки воспользуйтесь нашей услугой,
установка инженерной платы в Ваш блок. Вы получите качественный монтаж
инженерной платы, полностью проверенный и работоспособный инженерный Эбу.
Смотрите видео: Первый запуск!
Чтобы не пропустить новые публикации, подпишись на группу VK!
imgs_start:
Основная функция: Переключение блока на использование установленной на плате статической памяти. Таким образом появляется возможность управления «настройками» прошивки без предварительной перепрошивки блока, то есть «на лету».
Возможности: При наличии специальной прошивки и специальной программы возможна настройка параметров и калибровок находящихся в «области переменных» прошивки. Данные изменения немедленно учитываются алгоритмом управляющим Исполнительными Механизмами ЭСУД двигателя. Проще говоря можно «на ходу»(onLine, в полёте, в процессе, на старте, на пуске) отстраивать «поведение прошивки»).
Повседневное использование: Возможно безо всяких ограничений.
Программное обеспечение: OpenOLT Версия 1.0.1.0 [2012.01.21] , Atomic Tune актуальная версия
Установка, требования: В случае самостоятельной установки платы в блок — требуется быть предельно осторожным, соблюдать требования безопасности при работе с электроникой, радиоэлектронными компонентами, электричеством. Следовать инструкциям по установке. В случае не правильной установки(переполюсовка питания, КЗ на соседних ногах микросхем, дорожек, соединительных элементов) вы рискуете потерять как плату так и блок в плане работоспособности. Если вы не обладаете соответствующей квалификацией, лучше передать данную работу опытному инженеру-электронику, или лицу имеющему опыт в данных работах. В противном случае вы не увидите ожидаемого результата.
imgs_end:
Данное назначение контактов подходит для Электронных Блоков Управления BOSCH M7.9.7 / Январь 7.2, используемых на автомобилях LADA (ВАЗ) 2111, 2114, 2109 и прочие, на которые устанавливались двигатели 21114 и 21124.
№ | 8-клапанный двигатель (21114) | 16-клапанный двигатель (21124) | Авто с двумя датчиками кислорода (Евро 3) |
1 | Выход управления катушкой зажигания второго цилиндра | ||
2 | Выход управления катушкой зажигания 2-3 цилиндров | Выход управления катушкой зажигания третьего цилиндра | |
3 | Масса катушек зажигания | ||
4 | Выход управления катушкой зажигания четвёртого цилиндра | ||
5 | Выход управления катушкой зажигания 1-4 цилиндров | Выход управления катушкой зажигания первого цилиндра | |
6 | Импульс форсунки второго цилиндра | ||
7 | Импульс форсунки третьего цилиндра | ||
8 | Выход на тахометр | ||
9 | Не используется | ||
10 | Сигнал расхода топлива | ||
11 | Не используется | ||
12 | Клемма 30. Постоянное питание от АКБ | ||
13 | Клемма 15. Питание от замка зажигания | ||
14 | Выход на управление главным реле | ||
15 | Вход датчика коленвала (А) | ||
16 | Вход сигнала датчика положения дроссельной заслонки (С) | ||
17 | Масса датчика дроссельной заслонки (В) | Масса ДПДЗ, Датчик Неровной Дороги | |
18 | Вход сигнала датчика кислорода 1 (А) | ||
19 | Вход датчик детонации | ||
20 | Масса датчика детонации | ||
21 | Не используется | ||
22 | Не используется | ||
23 | Не используется | ||
24 | Не используется | ||
25 | Только на Bosch – сильноточный выход, резерв | ||
26 | Только на Bosch – сильноточный выход, резерв | ||
27 | Импульс форсунки первого цилиндра | ||
28 | Не используется | Выход управления нагревателя второго датчика кислорода | |
29 | Не используется | Выход управления вентилятора охлаждения двигателя | |
30 | Не используется | ||
31 | Лампа Check | ||
32 | Питание (+5В) датчик положения дроссельной заслонки | Питание ДПДЗ и датчика неровной дороги | |
33 | Питание (+5В) Датчика Массового Расхода Воздуха | ||
34 | Вход ДПКВ, контакт «В» | ||
35 | Масса Датчика Температуры Охлаждающей Жидкости | Масса Датчика Температуры Охлаждающей Жидкости, Датчика Массового Расходы воздуха и двух датчиков кислорода | |
36 | Масса Датчика Массового Расхода воздуха | ||
37 | Вход сигнала с Датчика Массового Расхода воздуха | ||
38 | Не используется | ||
39 | Вход сигнала с Датчика Температуры Охлаждающей Жидкости | ||
40 | Вход сигнала с датчика температуры впускного воздуха | ||
41 | Не используется | ||
42 | Не используется | Вход сигнала с Датчика Неровной Дороги | |
43 | Не используется | ||
44 | Вход питания +12В после главного реле | ||
45 | Выход питания датчика фаз (Датчика распредвала) | ||
46 | Выход управления клапаном продувки адсорбера | ||
47 | Импульс форсунки четвёртого цилиндра | ||
48 | Выход управления нагревателем датчика кислорода | ||
49 | Не используется | ||
50 | Управление дополнительным реле стартера | ||
51 | Масса ЭБУ | ||
52 | Не используется | ||
53 | Масса ЭБУ | ||
54 | Не используется | ||
55 | Не используется | Вход сигнала второго датчика кислорода | |
56 | Не используется | ||
57 | Вход кодирования вариантов калибровочных данных. В памяти контроллера может храниться два варианта калибровочных данных, выбор одного из которых производится подключением или отсутствием подключения в жгуте проводов данного контакта к массе. В отсутствии подключения к массе на данный контакт подается напряжение бортсети через внутренний резистор контроллера. | ||
58 | Не используется | ||
59 | Сигнал Датчика Скорости | ||
60 | Не используется | ||
61 | Масса Выходных Каскадов | ||
62 | Не используется | ||
63 | Вход питания +12В после главного реле | ||
64 | Контакт «D» Регулятора Холостого Хода | ||
65 | Контакт «C» Регулятора Холостого Хода | ||
66 | Контакт «B» Регулятора Холостого Хода | ||
67 | Контакт «A» Регулятора Холостого Хода | ||
68 | Выход на управления реле вентилятора охлаждения двигателя | ||
69 | Выход управления реле кондиционера | ||
70 | Выход на управления реле бензонасоса | ||
71 | K‑Line (Диагностическая линия) | ||
72 | Не используется | ||
73 | Не используется | ||
74 | Не используется | ||
75 | Сигнал запроса на включение кондиционера | ||
76 | Запрос на включение усилителя руля | ||
77 | Не используется | ||
78 | Не используется | ||
79 | Вход сигнала датчика фаз | ||
80 | Масса выходных каскадов | ||
81 | Не используется |
Схема 21114
Электрическая схема ЭСУД а/м ВАЗ-2115, 2114 с контроллером М 7.9.7 (Январь 7.2)
- — контроллер;
- — колодка жгута системы зажигания к жгуту салонной группы АБС;
- — колодка диагностики;
- — индикатор состояния АПС;
- — автомобильная противоугонная система (АПС);
- — катушка зажигания;
- — свечи зажигания;
- — форсунки;
- — электробензонасос;
- — колодка жгута системы зажигания к жгуту электробензонасоса;
- — колодка жгута электробензонасоса к жгуту системы зажигания;
- — колодка жгута системы зажигания к жгуту форсунок;
- — колодка жгута форсунок к жгуту системы зажигания;
- — датчик скорости автомобиля;
- — регулятор холостого хода;
- — датчик положения дроссельной заслонки;
- — датчик температуры охлаждающей жидкости;
- — датчик массового расхода воздуха;
- — датчик фаз;
- — датчик кислорода;
- — датчик положения коленчатого вала;
- — датчик детонации;
- — электромагнитный клапан продувки адсорбера;
- — колодка жгута системы зажигания к жгуту панели приборов;
- — предохранитель цепи питания контроллера;
- — реле зажигания;
- — предохранитель реле зажигания;
- — предохранитель цепи питания электробензонасоса;
- — реле электробензонасоса;
- — реле электровентилятора;
- — колодка жгута системы зажигания к жгуту кондиционера;
- — колодки жгута системы зажигания и жгута переднего;
- — электровентилятор системы охлаждения;
- — колодка жгута панели приборов к жгуту системы зажигания;
- — выключатель зажигания;
- — комбинация приборов;
- — блок бортовой системы контроля;
- — реле стартера;
- — монтажный блок;
А — к клемме «плюс» аккумуляторной батареи;
В1, В2 — точки заземления жгута системы зажигания;
Провода на данной схеме имеют буквенное обозначение цвета и обозначение номера элемента схемы, к которому присоединяется данный провод. Через дробь указывается номер контакта колодки. Условное обозначение «S26» или «SА» означает, что провод присоединяется к элементу схемы под номером 26 или обозначенному буквой А через точку соединения, не показанную на схеме.
Схема 21124
Перечень элементов схемы электрических соединений ЭСУД ЕВРО-2 М7.9.7 а/м 21104:
1 – колодка жгута проводов катушек зажигания к жгуту системы зажигания;
2 – колодка жгута системы зажигания к жгуту проводов катушек зажигания;
3 – катушки зажигания;
4 – датчик сигнализатор иммобилизатора;
5 – блок управления иммобилизатора;
6 – свечи зажигания; 7 – форсунки; 8 – колодка диагностики;
9 – колодка жгута системы зажигания к жгуту салонной группы АБС;
10 – контроллер; 11 – электробензонасос;
12 – колодка жгута системы зажигания к жгуту датчика уровня топлива;
13 – колодка жгута датчика уровня топлива к жгуту системы зажигания;
14 – колодка жгута системы зажигания к жгуту форсунок;
15 – колодка жгута форсунок к жгуту системы зажигания;
16 – колодка жгута системы зажигания к жгуту боковых дверей;
17 – датчик скорости;
18 – регулятор холостого хода;
19 – датчик положения дроссельной заслонки;
20 – датчик температуры охлаждающей жидкости;
21 – датчик массового расхода воздуха;
22 – датчик контрольной лампы давления масла;
23 – датчик фаз;
24 – датчик кислорода;
25 – датчик положения коленчатого вала;
26 — датчик детонации;
27 – электромагнитный клапан продувки адсорбера;
28 – датчик уровня масла;
29 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
30 – колодка жгута системы зажигания к жгуту панели приборов;
31 – колодка жгута панели приборов к жгуту системы зажигания;
32 – реле зажигания;
33 – предохранитель реле зажигания;
34 – предохранитель цепи питания электробензонасоса;
35 – реле электробензонасоса;
36 – реле электровентилятора;
37 – предохранитель цепи питания контроллера;
38 – колодка жгута системы зажигания к соединителю кондиционера;
39 – комбинация приборов;
40 – выключатель зажигания;
41 – электровентилятор системы охлаждения;
42 – блок бортовой системы контроля;
43 – реле стартера;
44 – контакты 8-клеммных колодок жгута панели приборов и жгута переднего;
45 – контакты 21-клеммных колодок жгута панели приборов и жгута заднего;
46 – маршрутный компьютер;
47 – диагностический разъем.
A – к клемме «плюс» аккумуляторной батареи; В1 – точка заземления жгута проводов катушек зажигания; В2 – точка заземления жгута датчика уровня топлива; В3, В4 – точки заземления жгута системы зажигания; С – к стартеру; D – к выключателю плафона освещения салона двери водителя.
Провода на данной схеме имеют буквенное обозначение цвета и обозначение номера элемента схемы, к которому присоединяется данный провод. Через дробь указывается номер контакта колодки
Приглашаю к обсуждению вашей проблемы в комментариях. Мы поможем вам решить вашу проблему с ремонтом автомобиля.