Южного полюса первого достигла экспедиция под руководством

К началу ХХ столетия эпоха географических открытий на Земле практически закончилась. На карту были нанесены все тропические острова, неутомимые исследователи прошли вдоль и поперек Африку и Южную Америку.
Кто первым достиг Южного полюса?

Оставались только две непокоренные людьми точки – Северный и Южный полюса, достичь которых было сложно из-за окружающей их бесплодной ледяной пустыни. Но в 1908-09 годах состоялись две американские экспедиции (Ф. Кука и Р. Пири) к Северному полюсу. После них единственной достойной целью оставался Южный полюс, расположенный на территории покрытого вечными льдами материка – Антарктиды.

История исследований Антарктиды

Побывать в самой южной точке земного шара стремились многие исследователи. Начало было положено знаменитым Америго Веспуччи, корабли которого в 1501 году добрались до пятидесятых широт, но вынуждены были повернуть из-за льдов. Более успешной была попытка Дж. Кука, в 1772-75 годах достигнувшего 72-го градуса южной широты. Он тоже вынужден был повернуть назад, не достигнув полюса, из-за могучих льдов и айсбергов, грозивших раздавить хрупкое деревянное судно.

Честь открытия Антарктиды принадлежит русским морякам Ф. Беллинсгаузену и М. Лазареву. В 1820 году два парусных шлюпа подошли вплотную к берегу и зафиксировали наличие неизвестного ранее материка. Спустя 20 лет экспедиция Дж.К. Росса обошла Антарктиду по окружности и нанесла на карту ее береговую линию, но на сушу все же не высадилась.
Кто первым достиг Южного полюса?
Первым человеком, ступившим на самый южный материк, стал австралийский исследователь Г. Буль в 1895 году. С этого времени достижение Южного полюса стало вопросом времени и подготовленности экспедиции.

Покорение Южного полюса

Первая попытка достижения Южного полюса состоялась в 1909 году и была неудачной. Английский исследователь Э.Шеклтон не дошел до него около ста миль и вынужден был повернуть назад, так как у него закончились продукты. Полярной весной 1911 года к Южному полюсу отправились сразу две экспедиции – английская под руководством Р. Скотта и норвежская во главе с Р. Амундсеном.

В течение нескольких последующих месяцев вечные льды Антарктики стали свидетелями грандиозного триумфа одной из них и не менее грандиозной трагедии другой.

Трагическая судьба экспедиции Р.Скотта

Британский морской офицер Роберт Скотт был опытным полярником. За несколько лет до этого он уже высаживался на берег Антарктиды и провел здесь около трех месяцев, пройдя по ледяной пустыне около тысячи миль. В этот раз он был полон решимости дойти до полюса и водрузить в этой точке британский флаг. Его экспедиция была отлично подготовлена: в качестве основной тягловой силы были выбраны привычные к холоду маньчжурские лошадки, имелось и несколько собачьих упряжек и даже техническая новинка – моторные сани.

Экспедиции Р. Скотта предстояло пройти около 800 миль, чтобы достигнуть Южного полюса. Это был страшный маршрут, изобиловавший ледяными торосами и глубокими трещинами. Температура воздуха практически все время не превышала 40 градусов мороза, нередким явлением была снежная пурга, во время которой видимость не превышала 10-15 метров.
Кто первым достиг Южного полюса?
На пути к полюсу от обморожения погибли все лошади, затем сломались аэросани. Не дойдя до завершающей точки около 150 км, экспедиция разделилась: дальше пошли только пять человек, впрягшись в груженые поклажей нарты, остальные повернули назад.

Преодолев немыслимые трудности, пятерка исследователей достигла Южного полюса – и тут Скотта с его спутниками постигло ужасающее разочарование. На самой южной точке планеты уже стояла палатка, на верхушке которой развевался флаг Норвегии. Англичане опоздали – Амундсен опередил их на целый месяц.

Обратный путь им не было суждено преодолеть. Один из английских исследователей умер от болезни, второй обморозил руки и предпочел сам уйти, затерявшись во льдах, чтобы не стать обузой для остальных. Трое оставшихся, в том числе и сам Р. Скотт, замерзли в снегах, не дойдя всего одиннадцати миль до последнего из промежуточных складов с продуктами, который они оставляли по пути следования к полюсу. Через год их тела были обнаружены высланной за ними спасательной экспедицией.

Руаль Амундсен – первооткрыватель Южного полюса

Мечтой норвежского путешественника Руаля Амундсена долгие годы был Северный полюс. Экспедиции Кука и Пири были достаточно сомнительными с точки зрения результативности – ни тот, ни другой не смогли достоверно подтвердить, что достигли самой северной точки планеты.

Амундсен долго готовился к экспедиции, подбирал необходимое снаряжение и припасы. Он сразу решил, что в северных широтах нет ничего лучше собачьих упряжек по выносливости и скорости передвижения. Уже выйдя в плавание, он узнал об экспедиции Скотта, отправившейся покорять Южный полюс, и принял решение тоже идти на юг.

Экспедиция Амундсена выбрала для высадки на материк удачное место, которое было на сто миль ближе к полюсу, чем стартовая точка экспедиции Скотта. Четыре собачьих упряжки, состоявшие из 52 лаек, тащили нарты со всем необходимым. Помимо Амундсена, в экспедиции участвовали еще четыре норвежца, каждый из которых был опытным картографом и путешественником.
Кто первым достиг Южного полюса?
Весь путь туда и обратно занял 99 дней. Ни один исследователь не погиб, все благополучно достигли в декабре 1911 года Южного полюса и вернулись домой, покрыв себя славой первооткрывателей самой южной точки планеты Земля.

( 5 оценок, среднее 5 из 5 )

14 декабря 1911 года норвежский полярный путешественник Руаль Амундсен со своей экспедицией первым достиг Южного полюса.

После покорения Северо-Западного прохода (кратчайший путь из Атлантического океана в Тихий вокруг арктических побережий Северной Америки, 1903-1905) целью Амундсена стало покорение Северного полюса.

Его имя, ставшее известным далеко за пределами Норвегии, быстро помогло привлечь необходимый капитал для экспедиции. План исследователя заключался в том, чтобы добраться до Северного полюса на корабле, вмороженном в лед.

Для осуществления путешествия Амундсен воспользовался специально построенным для полярных исследований норвежский кораблем «Фрам». Судно было создано для экспедиции полярного исследователя Фритьофа Нансена (1893-1896), участвовало в походе норвежского мореплавателя Отто Свердрупа, в 1898-1902 годах исследовавшего архипелаг Перри у берегов Северной Америки.

Однако планы Амундсена разрушились, когда в апреле 1909 года пришло известие о том, что американец Роберт Пири уже достиг Северного полюса. Тогда Амундсен решил покорить Южный полюс. В то же время стало известно, что англичанин Роберт Фалкон Скотт также готовился к своей второй попытке открыть Южный полюс. Амундсен, ведомый амбициями быть первым, решил попасть туда раньше него, но цель предстоящей экспедиции норвежский полярник скрывал. О намерении Амундсена идти в Антарктику знали до отплытия «Фрама» из Норвегии четыре человека — его брат и три члена экспедиции. О цели экспедиции не было известно и норвежскому правительству, так как Амундсен опасался запрета — Норвегия была экономически и политически зависима от Великобритании. О том, что Руаль Амундсен также готовится совершить рывок к Южному полюсу, мир узнал лишь тогда, когда «Фрам» достиг острова Мадейра (недалеко от Канарских островов). Телеграмма Амундсена настигла экспедицию Скотта, когда тот покидал Новую Зеландию.

Среди участников экспедиции Амундсена, состоявшей в основном из норвежцев, был один русский — уроженец Архангельской губернии океанограф Александр Кучин (1888-1912).

Базовый лагерь Амундсен решил построить на леднике Росса в Китовой Бухте. Это был рискованный ход, так как считалось, что на леднике лагерь создавать опасно, вместе со льдом он сползет в море. Но Амундсен все продумал: береговая линия именно этого ледника не менялась на картах уже много лет. Этим дерзким, но просчитанным решением он выиграл уже на старте у Скотта 100 километров, и столько же при возвращении.

Для покорения полюса Амундсен решил использовать ездовых эскимосских собак. Между тем Скотт в своей экспедиции отдал предпочтение маньчжурским пони. Амундсен считал, что собаки гораздо легче преодолевают снежные мосты и растрескавшиеся ледники. Если провалится собака, ее легко вытащить. Также при дальних переходах собак можно было использовать в пищу.

Для зимовки корабль вез специальный деревянный дом (8х4 метра, высотой 3,5 метра), состоящий из двух комнат. Одна, длиной в шесть метров, должна была служить спальней, столовой и гостиной, другая, длиной два метра, предназначалась для кухни. Вдоль стен комнаты шли в два этажа койки для десяти человек: у одной стены шесть, у второй — четыре.

7 июня 1910 года «Фрам» вышел из норвежского Кристиансанна, на следующий день пришвартовался в гавани Хортона, где на корабль загрузили патроны и воду.

Далее корабль последовал на юг, на Ла-Манш и Атлантический океан. Но из-за неполадок нового двигателя в начале июля экспедиции пришлось вернуться назад в Норвегию в Берген.

После ремонта двигателя 23 июля «Фрам» вышел из Бергена и на другой день остановился в Кристиансанне, где загрузили 400 связок сушеной рыбы, лыжи, сани, лесоматериал. 9 августа с острова Фредриксхолм забрали 97 собак, прибывших из Гренландии. Животные заняли всю палубу корабля, оставив лишь небольшое место для рулевого, специально для них на судне была сооружена третья палуба, которая закрывала собак от непогоды.

10 августа 1910 года корабль отплыл на юг. Следующую, последнюю перед Антарктидой, остановку он сделал 6 сентября в Фуншале на острове Мадейра, откуда Амундсен отправил телеграмму королю Хокону и британскому полярнику Скоту об изменении маршрута путешествия.

4 октября 1910 года судно пересекло экватор.

2 января 1911 года «Фрам» пересек Южный полярный круг, 14 января, на день раньше намеченного срока, судно вошло в Китовую бухту Антарктиды.

Здесь экспедиция разделилась на две группы — десять человек под руководством капитана Торвальда Нильсена, включая Александра Кучина, осталась на корабле для проведении океанографических исследования в Южном океане, другая группа высадилась на берегу. Стоянка для базы была найдена в четырех километрах от места высадки. 28 января все необходимое для зимовки было отгружено, установлен дом и палатки для хранения продуктов и снаряжения. База была названа «Фрамхейм». Впоследствии в течение зимы под снегом вблизи дома были вырыты комнаты-мастерские, соединенные проходами, где мужчины могли проводить работу по ремонту оборудования и одежды.

Важной частью плана Амундсена была подготовка складов с припасами по маршруту следования к полюсу.

4 февраля Китовую бухту посетили на барке «Терра Нова» участники экспедиции Скотта — начальник восточного отряда, лейтенант Виктор Кемпбелл, лейтенант Гарри Пеннел и судовой врач, которые по приглашению Амундсена побывал во «Фрамхейме».

10 февраля Амундсен с группой отправился для создания первого склада на 80 градусе южной широты. В это же время «Фрам» отплыл в Буэнос-Айресе для океанографических исследований в Южном океане.

Перед приходом антарктической зимы в середине апреля, три тысячи килограммов припасов были заготовлены в трех складах на 80, 81, 83 градусах южной широты. Все склады были обозначены флагами в направлении восток-запад. На базе «Фрамхейм» для зимовки девяти мужчин и 115 собак (несколько щенков появились во время плавания) было заготовлено 60 тысяч килограммов тюленьего мяса.

20 октября 1911 года Руаль Амундсен, Хельмер Хансен, Оскар Вистинг, Сверре Хассель и Олаф Бьолан отправились к Южному полюсу на четырех санях, запряженными 52 собаками.

Основными трудностями в ходе экспедиции к Южному полюсу были непроходимые сугробы, сильный ветер, глубокие трещины во льду. Температуры всё это время держались на уровне —20 °C при штормовых ветрах, собаки и члены команды страдали от обморожений и горной болезни.

14 декабря 1911 года в три часа дня Амундсен и четверо его товарищей достигли Южного полюса. Здесь они оставили небольшую палатку, над которой на шесте укрепили норвежский флаг. В палатке Амундсен оставил письмо норвежскому королю с кратким отчетом о походе и послание своему сопернику Скотту.

Для более четкого определения полюса было решено заключить место стоянки в круг с радиусом около 20 километров. Для этого три человека (Вистинг, Хассель и Бьолан) вышли по трем направлениям — двое перпендикулярно курсу, которым следовала экспедиция, третий — по направлению курса. Все трое взяли мешочки из непромокаемой ткани с записками с координатами стоянки и большому флагу из плотной темно-коричневой материи. Напоследок все расписались на дощечке, привязанной к шесту в палатке.

18 декабря норвежцы отправились в обратный путь и 26 января 1912 года благополучно вернулись на базу «Фрамхейм». Все путешествие Амундсена и его товарищей к Южному полюсу и обратно заняло 99 дней (вместо 100 по плану Амундсена).

Экспедиция Скотта дошла до полюса через месяц после Амундсена, но на обратном пути все ее участники погибли.

Амундсен прошел более 800 километров по шельфовому леднику Росса, открыв его южную тыловую часть, пересек Трансантарктические горы.

Успех экспедиции Амундсена объясняется тщательно продуманным планом, лучшей подготовкой экспедиции и хорошей физической подготовкой норвежцев, применивших испытанные традиционные методы передвижения в полярных странах на ездовых собаках. Кроме того, имели значение опыт и энергия начальника экспедиции.

30 января 1912 года участники экспедиции на «Фраме», прибывшем из Буэнос-Айреса, покинули Антарктиду.

11 собак, которые вернулись с полюса, были переданы в марте 1912 года в Австралии исследователю Антарктики Дугласу Моусону для его экспедиции.

В 1936 году в Осло с участием норвежского короля был открыт музей полярной шхуны «Фрам».

14 декабря 2011 года, через 100 лет после покорения Южного полюса, премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг открыл на Южном полюсе ледяной памятник-бюст Руалю Амундсену.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

14 декабря 1911 года был впервые покорен Южный полюс. Решить эту задачу удалось норвежской экспедиции под руководством Руаля Амундсена, происходило это все в острой конкурентной борьбе с группой британских путешественников, возглавляемой капитаном королевского флота Робертом Скоттом.

Руаль Амундсен

Global Look Press

Полярная гонка, включавшая в себя задачи покорения земных полюсов различными способами, прокладывание курса по Северо-Западному проходу и Северному морскому пути и др., разгорелась в начале XX века. Тогда многие грезили полярными исследованиями примерно так же, как во второй половине XX века — «космической гонкой». Сам термин «полярная гонка» принадлежит Роберту Пири, одному из американских претендентов на первенство в покорении Северного полюса, оспаривавшему это первенство у другого американца, Фредерика Кука. Употребил он его впервые в интервью газете Daily Mail 13 сентября 1909 года, комментируя планы экспедиции Скотта насчет Южного полюса, однако при этом Пири полагал, что основное соперничество развернется все же между представителями двух великих держав: «Можете мне поверить на слово: гонки к Южному полюсу, которые начнутся между американцами и британцами в ближайшие семь месяцев, будут напряженными и перехватывающими дыхание. Таких гонок мир еще никогда не видел».

Хельмер Хансен и Амундсен определяют свои координаты на Южном полюсе

Global Look Press

Пири, как и почти весь мир, тогда еще не знал, что Руаль Амундсен уже переключился с покорения Северного полюса на Южный. Цели, которые перед собой ставил норвежский полярник, выглядели скорее спортивно-техническими, нацеленными на впечатление публики и спонсоров, не вполне научными, — ему нужно было первым достичь какого-то значимого места, где к тому времени еще не ступала нога человека. Сам Амундсен никогда не претендовал на роль интеллектуала и ученого, его дневники довольно бесхитростны, а материалы своих экспедиций, которые, разумеется, все же включали немало сопутствующих научных достижений, он никогда не обрабатывал сам, предпочитая поручать это своим коллегам.

Британский полярный исследователь Роберт Ф. Скотт (1868-1912) отправился с мыса Эванс 24 октября 1911 года к Южному полюсу, которого он и его товарищи достигли через четыре недели после Роальда Амундсена 18 января 1912 года. На фото он и его товарищи на Южном полюсе вместе с палаткой, оставленной Амундсеном., 18 января 1912 года

Scherl/Sueddeutsche Zeitung Photo

Амундсен родился в семье потомков крестьян и рос среди многочисленных братьев и сестер, будучи четвертым из двенадцати детей. Его отец Йенс Амундсен разбогател во время Крымской войны 1853-1856 годов, поставляя зерно и фураж британским и французским войскам, воевавшим против русских; корабли Амундсенов также использовались для перевозки англичан при осаде Севастополя. Кроме того, Йенс Амундсен доставлял на Кубу из Китая дешевую рабочую силу, батраков-кули. Во время одного из бунтов кули он вынудил их повесить своего вожака, что свидетельствует о весьма незаурядном и тяжелом характере отца Руаля Амундсена. Впрочем, его отец умер, когда Руалю не было и пятнадцати лет, поэтому дальнейшей его жизнью руководила мать — не менее властная особа. Она настояла на том, чтобы будущий путешественник избрал карьеру медика и поступил учиться на медицинский факультет Университета Кристиании. Кристианией до 1925 года назывался крупнейший город и столица Норвегии Осло.

Амундсен, который в школе считался худшим учеником, но при этом прекрасным спортсменом, не горел желанием продолжать образование, и как только мать в 1893 году умерла, он сразу же бросил учебу и занялся тренировками. Ему тогда шел 22-й год, и в своей автобиографии он писал об этом так: «С огромным облегчением покинул я университет, чтобы всецело предаться осуществлению мечты моей жизни». Впрочем, как и любому руководителю экспедиций, ему пришлось все же осваивать множество сопутствующих специальностей, включая изучение основ земного магнетизма — для работы в полевых условиях. Без диплома капитана или сдачи экзамена пилота самолета он тоже не смог бы серьезно продвинуться в своих начинаниях. К тому же для начальника экспедиции чрезвычайно важно было выработать соответствующие лидерские качества: находясь в ледяной пустыне с несколькими крепкими товарищами, нужно уметь настоять на своем решении, от которого часто зависит жизнь или смерть всех участников экспедиции. Непростой характер Амундсена зачастую приводил его к каким-то конфликтам, однако все отмечали феноменальную целеустремленность, своего рода фанатизм и при этом необычайный рационализм и расчетливость будущего полярника.

Своими успехами все будущие экспедиции Амундсена обязаны тщательному планированию, которое всегда отличало Руаля от других путешественников, в том числе Роберта Скотта.

Британский журналист Роланд Хантфорд назвал Амундсена «Наполеоном полярных стран», в этом выражении содержится вся неоднозначность отношения британцев к «норвежскому рекордсмену» как к грозному противнику. Его первенство в достижении полюса объяснили внезапным и скрытым от всех маневром — появлением в Антарктиде вместо Арктики, спутавшим планы экспедиции Скотта, и весьма жестоким использованием собак, которых по мере продвижения Амундсен и его товарищи просто убивали и скармливали оставшимся животным и ели их сами. В базовый лагерь вернулась лишь пятая часть от их первоначального количества.

Известно, что на обеде, который лондонское Королевское географическое общество давало в честь Амундсена, лорд Керзон, президент этого общества, подчеркнуто иронично обыграл то значение, которое сам Амундсен придавал собакам в своей экспедиции, а в завершении спича призвал всех прокричать «троекратное ура в честь собак».

Первоначально Амундсен готовился покорять Северный полюс, однако ему пришлось передумать после того, как 1 сентября 1909 года американец Фредерик Кук официально объявил о достижении этого места еще 21 апреля 1908 года. 7 сентября того же года о своем покорении Северного полюса объявил Роберт Пири: согласно его заявлению, он достиг полюса 6 апреля 1909 года. Оба этих достижения сейчас подвергаются сомнению, однако ввязываться в споры о первенстве Амундсен не стал, и уже 9 сентября 1909 года тайно переориентировался на Антарктиду: сделал заказ на приобретение 100 ездовых гренландских лаек и 14 комплектов эскимосской одежды. По мнению того же Хантфорда, Амундсен таким образом лишил Скотта доступа к гренландским собакам, создав их дефицит, однако известно, что у Скотта все же были собаки, использовавшиеся при заброске продовольствия в ряд промежуточных лагерей.

Свои намерения Амундсен до определенного момента скрывал даже от членов собственной экспедиции. Перед выходом в море о его планах знали лишь командир судна да брат самого Амундсена, а истинная цель экспедиции должна была быть объявлена лишь после единственного захода в порт на острове Мадейра. Кроме всего прочего, Амундсен опасался, что участвовать в полярной гонке за Южный полюс ему запретит норвежское правительство, которое ощущало свою зависимость от Великобритании. Тем не менее в самой Антарктиде члены разных экспедиций обменивались визитами — представители команды Скотта бывали в лагере Амундсена в Китовой бухте.

После длительной подготовки на лыжах к полюсу отправились пятеро участников, которых сопровождали 52 собаки, везущие четверку нарт с продовольствием, палатками и т. п. Это произошло 20 октября 1911 года. Начальные 300 км пути были заблаговременно размечены шестами с флагами и прочими вехами, проставленными даже между складами для удобства ориентации. Последний из складов полярники посетили 5 ноября в густом тумане, а далее путь проходил уже по нехоженой территории. Проблемой были ледники, которые приходилось с трудом преодолевать, обморожения и мелкие ссоры. «Ну и вид был у нас! — пишет в своих дневниках Амундсен. — Вистинг, Хансен и я особенно пострадали во время последнего бурана, у каждого из нас левая щека превратилась в сплошную болячку, из которой сочились сукровица с гноем.

Тем не менее 14 декабря в 15:00 Амундсен и его товарищи достигли наконец Южного полюса, назвав окружающую равнину именем норвежского короля Хокона VII. Покорение полюса они отпраздновали курением сигар, затем озаботились тем, чтобы их приоритет никогда не подвергался сомнениям. Так как инструменты позволяли определить местоположение с погрешностью лишь в одну милю, было решено на всякий случай окружить полюс лыжными пробегами с радиусом 10 миль. На самом полюсе оставили палатку с письмами к Роберту Скотту и королю Норвегии, на ее фоне была проведена историческая фотосессия, которую пришлось делать с помощью маленького ручного фотоаппарата, поскольку основной оказался поврежден.

Последующий триумф Амундсена после его благополучного возвращения на «большую землю» был омрачен несколькими трагическими событиями: 9 января 1913 года покончил жизнь самоубийством один из членов экспедиции Ялмар Йохансен, которого Амундсен из-за ссоры не взял с собой на покорение Южного полюса. А 11 февраля при возвращении барка «Терра Нова» стало известно и о гибели экспедиции Роберта Скотта. Тела британцев были обнаружены 12 ноября 1912 года. «Ужасное разочарование! Мне больно за моих верных товарищей. Конец всем нашим мечтам. Печальное будет возвращение», — писал Скотт в своем дневнике после того, как обнаружил на Южном полюсе палатку с посланием от Амундсена.

В одном из своих интервью Амундсен говорил об этом так: «Я пожертвовал бы славой и всеми деньгами, сумей я таким путем уберечь Скотта от ужасной гибели». Но вряд ли он был при этом достаточно искренним.

Впрочем, свою собственную гибель Амундсен нашел тогда, когда вопреки собственной же практичности и расчетливости бросился в 1928 году на поиски пропавшей экспедиции еще одного своего соперника и бывшего партнера, которого долго до этого ругал в дневниках, — итальянского генерала Умберто Нобиле, который совершал полет на дирижабле к Северному полюсу и пропал на обратном пути. Экспедицию удалось найти и спасти — в основном, с помощью советских летчиков и ледокола «Красин». А вот Амундсен, вопреки собственным принципам, почти спонтанно вылетевший на поиски Нобиле на самолете, не предназначенном для подобных полетов, навсегда пропал в Арктике. Тела его так и не нашли, и днем его смерти считается 18 июня 1928 года.

Антарктида – природный заповедник, территория которого не принадлежит ни одному государству мира. Здесь живут пингвины и работают учёные, а обычные люди бывают не часто и, как правило, плохо знакомы с историей континента. Знаете ли вы, кто открыл Антарктиду? Кто первым высадился на материк? Кто основал первую станцию? Обо всём этом и не только – в материале журнала «Историк». 

Материк

Первыми подошли к антарктическим ледникам русские мореплаватели – экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный». Открытие шестого континента состоялось 16 (28) января 1820 года. Обнаруженную землю Беллинсгаузен назвал «материком льда». Описание путешествия «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света» – два тома с атласом карт и видов – было опубликовано в Петербурге в 1831 году.

Берег

Первым нанёс на карту очертания восточного берега земли, названной им Антарктической частью света, американский мореплаватель Чарльз Уилкс. Его экспедиция, совершавшая плавание в водах Тихого океана, в начале 1840 года подошла к берегам Антарктиды. Команде Уилкса удалось преодолеть почти 2800 км вдоль её побережья в секторе между 97-м и 158-м градусами восточной долготы.

Высадка

Первым человеком, ступившим на берег Южного континента, стал норвежский полярный исследователь Карстен Борхгревинк. Это случилось в конце января 1895 года. Вместе с несколькими членами экспедиции, прибывшей в южные широты на китобойном судне «Антарктика», он совершил первую документально подтверждённую высадку на побережье Антарктиды в районе мыса Адэр.

Станция

Первую станцию в Антарктиде открыли участники британской экспедиции, которая прибыла к мысу Адэр на судне «Южный Крест». Там, в основанном Карстеном Борхгревинком лагере Ридли, в марте 1899 года остались на зимовку 10 полярных исследователей. С этой одиссеи принято вести отсчёт героического освоения ледяного материка. Деревянный дом первых антарктических зимовщиков сохранился до наших дней и стал одной из главных туристических достопримечательностей Антарктиды.

Каменное здание

Первое каменное здание в Антарктике появилось в 1903 году. На острове Лори (архипелаг Южные Оркнейские острова) члены шотландской экспедиции под руководством Уильяма Спирса Брюса построили дом, получивший название Омонд-хаус – в честь Роберта Омонда, директора Эдинбургской королевской обсерватории. Постройка стала убежищем для исследователей, начавших регулярные метеорологические наблюдения на острове. «Учитывая, что у нас не было растворов и инструментов для каменных работ, это чудесный и очень прочный дом», – писал один из них. «Шотландский особняк» вплоть до 1950-х годов оставался единственным строением из камня в высоких южных широтах.

Южный полюс

Первой достигла Южного полюса норвежская экспедиция во главе с Руалем Амундсеном, в состав которой кроме него входили Оскар Вистинг, Хельмер Хансен, Сверре Хассель и Олаф Бьолан. Это произошло 14 декабря 1911 года. Путь к одному из самых труднодоступных мест на Земле был изнурительным, но к концу января команда Амундсена, побывавшая на полюсе, благополучно вернулась на базу. Почти параллельно к той же цели устремилась экспедиция британского путешественника Роберта Скотта. Её участники достигли заветного рубежа на месяц позже, 17 января 1912 года, а на обратном пути все погибли во льдах от изнурения, холода и голода.

Авиаперелёт

Первую южнополярную авиаэкспедицию организовал американский лётчик Губерт Уилкинс. К острову Десепшен (архипелаг Южные Шетландские острова) авиаторов и их самолеты доставил пароход «Гектория». 16 ноября 1928 года состоялся пробный полёт – первый в Антарктиде. В дальнейшем Уилкинс и его товарищ Карл Бен Эйлсон проводили воздушные исследования Земли Грейама. До них никто не проникал во внутренние районы этого полуострова Антарктиды

Полюс недоступности

Первой достигла Южного полюса недоступности – точки, наиболее отдалённой от береговой линии Антарктиды, – советская экспедиция, которой руководил гидрометеоролог Евгений Толстиков. Там 14 декабря 1958 года была основана временная станция. Группа из 14 человек во главе с Виталием Бабарыкиным работала на ней 12 дней, проводила метеорологические, гляциологические и геомагнитные наблюдения. В законсервированном виде станция сохранилась до наших дней. На крыше занесённого снегом домика находится установленный советскими полярниками бюст Владимира Ленина.

Ребёнок

Первым ребёнком, родившимся на ледяном материке, стал аргентинец Эмилио Маркос Пальма. Антарктида – единственный на планете континент, не имеющий постоянных жителей. Долгое время не существовало и уроженцев Антарктиды. Но 7 января 1978 года на станции Эсперанса родился мальчик, весивший 3,4 кг. Его отец, капитан Хорхе Эмилио Пальма, командовал армейским отрядом, работавшим на этой станции. Жену капитана специальным рейсом доставили туда на седьмом месяце беременности. Появление на свет человека на самом суровом континенте Земли – событие, связанное с претензиями Аргентины на антарктические территории, – получило широкий резонанс, его отметили на всех южнополярных станциях. С тех пор в Антарктиде родилось еще 10 человек.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

год назад · 4243 просмотров

Когда мы говорим о великих географических открытиях, воображение рисует нам загадочные новые земли и богатства, как бы намекая на романтизм и приключения той эпохи. Но часто получается так, что мы забываем и о жертвах и страданиях, которые многие из первооткрывателей терпят. Так было и с Южным полюсом.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Экспедиция Пири на Северном полюсе

Дело в том, что путешественникам тогда казалось, что места с наиболее привлекательным климатом уже открыты. Поэтому среди путешественников началась настоящая гонка за полюса. Так, 6 апреля 1909 года американец Роберт Пири достиг Северного полюса. Но его соотечественник Фредерик Кук заявляет, что был там еще раньше – 21 апреля 1908 года.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Роберт Пири

Правда, тот факт, что у Кука фактически не было никаких доказательств как бы определил историю для Пири. Но и в дальнейшем, когда географы начали изучать документы из экспедиции второго, его слова подвергли сомнению. А все потому, что приборы того времени не позволяли определять местоположение с нынешней точностью. Поэтому и могло быть серьезное отклонение.

Норвежская экспедиция

Конечно, после покорения Северного полюса взор всех путешественников устремился на юг. Среди претендентов были и норвежцы, закаленные суровыми условиями климата, в котором они живут постоянно. Так, например, среди них был исследователь Фритьоф Нансен, который отправился на штурм Северного полюса еще в конце XIX века. Там он, правда, потерпел неудачу, и его инициативу перехватил Руаль Амундсен.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Руаль Амундсен

Амундсен был человеком необычным. Еще с юности его манили не экваториальные острова, а именно полюса. И он начал готовиться к осуществлению своей мечты.

К делу Амундсен подошел основательно: он понимал, что в суровых условиях будет недостаточно одних лишь знаний, а понадобятся еще выносливость и прекрасная физическая форма.

Также он не просто так поехал на Южный полюс, но и прежде бывал на самом южном континенте на всей планете. Так, в 1897-1899 годах Амундсен принял участие в бельгийской антарктической экспедиции. Там он, к слову, находился вместе с Фредериком Куком, который затем, по его собственным словам, покорил Северный полюс.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Фредерик Кук

Уже в 1907 году путешественник занялся сбором средств и подготовкой к экспедиции к Северному полюсу. Сборы завершились спустя два года – в 1909 году, когда Пири и Кук начали оспаривать права за первенство открытия. Перспектива быть лишь вторым, а то и третьим, на полюсе его не прельщала, и он поменял направление.

Поддерживало амбициозного мужчину и правительство Норвегии. Даже когда он заявил, что его планы меняются на 180 градусов, его не оставили ни с чем. Более того, в Амундсена верили: у него был и опыт, и желание. Но был у Амундсена и знаменитый соперник.

Титулованный британец

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Роберт Скотт

Британская империя была первой во многих вещах. В покорении Южного полюса тоже хотелось быть первыми, поэтому еще в конце XIX – начале XX века корона организовала вторую свою экспедицию в Антарктиду.

Ей руководил офицер британского флота Роберт Ф. Скотт. Не сказать, что это был человек, заряженный на успех, но он был умен, опытен и по-британски прагматичен.

К слову сказать, британцы мало что понимали в том, что может понадобиться в арктической и антарктической пустынях. Так, например, им приходилось обращаться за консультациям к норвежцам. И выяснилось, что ни править собачьими упряжками, ни стоять на лыжах англичане не умеют. А это – навык необходимый в суровых условиях.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Экспедиция Роберта Скотта с мотосанями

После своей первой экспедиции Роберт Скотт писал, что участники экспедиции были ужасно невежественны. Они не знали, сколько брать с собой еды, как готовить на печах, как разбивать палатки и даже как одеваться.

При этом их снаряжение даже не испытывали, не было системы вообще ни в чем, что признавал и сам Скотт.

В 1907 году один из участников этой провальной экспедиции, Эрнест Шеклтон, возглавил экспедицию непосредственно к полюсу. Своей цели он так и не достиг, но смог продвинуться вглубь континента. Так, он добрался до 88 градусов 23 минут южной широты, где до полюса остается всего 180 км.

Подготовка к Югу

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Норвежец

Такое, конечно, не могло остаться без внимания Скотта. Хоть он и не стремился на юг, его самолюбие все же было уязвлено. В итоге в июне 1910 он начал собирать новую экспедицию с основной целью: достичь Южного полюса и обеспечить для Британской империи честь этого достижения.

При этом Скотт был в курсе планов Амундсена, но всерьез их не рассматривал. Ему казалось, что норвежец потерпит крах из-за небольшого опыта. Так думали и все остальные, кто прогнозировал что-либо касательно будущего Южного полюса.

После первой экспедиции Скотт сделал выводы: без собачьих упряжек не обойтись. Но во втором его штурме юга они все равно остались лишь частью транспорта. Упор же сделан был на новинку того времени – мотосани. Ну и лошадей, конечно. Про лыжи все вновь как-то забыли.

При этом о лыжах и собаках помнил Амундсен. Он набрал большое количество ездовых собак, а все члены его команды хорошо стояли на лыжах. Кроме того, что собаки — выносливые животные, их мясо можно есть.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Собаки и норвежцы

И вот наступил январь 1911 года. 4 числа на берега Антарктики высаживается Скотт – в 1381 км от точки полюса. Они собирались идти по тому же маршруту, что и Шеклтон: ведь по его пути оставалось всего 180 км.

Амундсен высадился в другом месте: его лагерь располагался в Китовой бухте, и впереди было 1285 км до полюса, которые прежде не проходил никто.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Гонка

Конечно, и Амундсен, и Скотт знали друг о друге. Когда они начали подготовку к своему длинному маршруту, они лишь в общих чертах были ознакомлены с планом конкурента.

Во время подготовки к выдвижению, 4 февраля, корабль экспедиции Скотта зашел в Китовую бухту, и там обнаружила норвежцев. У них все было, в целом, хорошо.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Амундсен

Скотта информация о том, что конкуренты уже здесь, шокировала. Большинство из них – тоже. Все дело в том, что в отличие от экспедиции норвежцев, у британцев были трудности. Лошади плохо переносили низкие температуры, одни мотосани сломались, а подготовка была на низком уровне.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Некоторые из членов британской экспедиции предлагали ворваться в лагерь норвежцев и всех их перебить. Сам Скотт при этом смог взять себя в руки. В его дневнике сказано, что лучшим вариантом будет вести себя так, как будто ничего этого и вовсе не произошло.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

В этот момент уже стало очевидно, что собаки – это то, что нужно. Но Скотт все еще не сдавался и верил, что его преимущество в исследованном маршруте куда более важно.

А в этот момент в мире уже узнали, что две команды стартуют практически одновременно. Более того, воспринималась эта гонка скорее как спортивное состязание, и многие не задумывались, что здесь могут пострадать люди.

В ледяное пекло

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Зимовку обе команды провели в своих лагерях, готовясь к экспедиции. Норвежцы начали путь 19 октября 1911 года, а британцы – лишь 1 ноября из-за непогоды и проблем с лошадьми.

При этом экспедиция Амундсена особо не задумывалась о том, где сейчас британцы, тогда как среди экспедиции Скотта говорили исключительно о норвежцах.

Со временем, конечно, у обеих команд начались трудности. Проблема Амундсена была в том, что собаки начали умирать. Но их было настолько много, что это оказалось в принципе незначительным. К тому же, после 85 широты норвежцы оказались в зоне глубоких трещин на высоте свыше 3 тысяч метров над уровнем моря. Пройти ледник было тяжело, что отражено и в названиях, данным этой местности: Чертов ледник и Танцплощадка дьявола.

А вот у Скотта дела шли из рук вон плохо. Лошади умирали чуть ли не постоянно, еще одни мотосани разбились. В конечном итоге идти приходилось своими силами. Да так, что постепенно становилось ясно: вставать нужно на лыжи. Но вот только британцы не умели этого.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Британцы без лошадей

6 декабря 1911 года норвежская экспедиция достигла крайней точки экспедиции Шеклтона. До полюса оставалось 200 километров.

Покорители полюса

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Палатка норвежцев на полюсе

14 декабря 1911 года около трех часов дня первооткрыватели Южного полюса Руаль Амундсен, Хельмер Хансен, Сверре Хассель, Оскар Вистинг и Олаф Бьоланд достигли низшей точки Земли. Покорение полюса они отпраздновали выкуриванием сигар и установкой флага Норвегии.

При этом Амундсен учел все предыдущие неучтенности. Так как приборы все еще были неточными, три дня Амундсен кружил по окрестности и проводил множество измерений, проверяя, на том ли месте его команда поставила флаг.

Когда команда покидала полюс, на месте они оставили палатку с норвежским флагом с бумагами, адресованными королю Норвегии Хокону VII и письмом для Роберта Скотта.

«Дорогой капитан Скотт, поскольку Вы, вероятно, станете первым, кто достигнет этого места после нас, я любезно прошу направить это письмо королю Хокону VII. Если Вам пригодятся любые из вещей в этой палатке, не стесняйтесь их использовать. С уважением желаю Вам благополучного возвращения. Искренне Ваш, Руаль Амундсен».

Уже 25 января 1912 года норвежская экспедиция была в базовом лагере.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Разочарование

Роберт Скотт не знал о том, что его конкуренты преуспели раньше. 3 января 1912 года он расстался со вспомогательным отрядом и выдвинулся полюсом с Эдвардом Уилсоном, Генри Бауэрсом, Эдгаром Эвансом и Лоуренсом Отсом.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Британцы

15 января они разбили «Последний склад», от которого до полюса оставалось 30 миль. А на следующий день нашли остатки лагеря и собачьи следы.

«Тут мы поняли всё. Норвежцы опередили нас и первыми достигли полюса», — написал Скотт в дневнике.

17 января они натыкаются на палатку Амундсена и нашли его письмо. Так они поняли, что проиграли. Конечно, измученные британцы были окончательно деморализованы.

«Великий Бог! Это страшное место, а нам и без того ужасно сознавать, что труды наши не увенчались завоеванием первенства. Конечно, прийти сюда тоже что-нибудь да значит, а ветер завтра может стать нашим другом! Теперь — рывок домой и отчаянная борьба за право доставить весть первыми. Не знаю, выдержим ли мы?», — написал Скотт в дневнике.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

2 февраля один из членов отряда, Эдгар Эванс, получает тяжелую травму головы после падения в трещину. О том, что это действительно серьезная травма, его товарищи не догадывались. С каждым днем двигаться ему становилось все тяжелее, и 17 февраля он после потери сознания скончался.

15 февраля умирает Лоуренс Отс, который получил сильнейшее обморожение ног. Он попросил товарищей бросить его на леднике, чтобы остальные спаслись. Но этого не стали делать, тогда он просто выполз из палатки босым. Этому никто не помешал.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

21 марта Скотт и оставшиеся в живых члены экспедиции остановились в 20 км от склада снаряжения и продовольствие. Двигаться дальше мешало и отсутствие сил, и сильнейший буран.

29 марта Роберт Скотт пишет в дневнике в последний раз:

Каждый день мы собирались отправиться к складу, до которого осталось 11 миль, но за палаткой не унимается метель. Не думаю, чтоб мы могли теперь надеяться на лучшее. Будем терпеть до конца, но мы слабеем, и смерть, конечно, близка. Жаль, но не думаю, что смогу писать ещё. Ради Бога, не оставьте наших близких!».

Обвинения

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Британец и пингвины

12 ноября 1912 года поисковая группа нашла палатку Скотта. Он, вероятнее всего, умер последним: все записи участников похода лежали рядом с ним. Погибших так и оставили в ледяной пустыне. Над ними возвели высокую пирамиду из снега.

В это время Амундсен путешествовал по миру с лекциями и получал различные награды. В феврале 1913 года весть об участи Скотта и его группы дойдет до всего мира.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

«Я пожертвовал бы славой и всеми деньгами, сумей я таким путём уберечь Скотта от ужасной гибели», — говорил норвежец в интервью.

Раскаяние за открытие, правда, оказалось несколько наигранной. Так, в письме своему брату он высказывался, что судьба Скотта повысила интерес к его докладам, и популярность, казалось бы, ушедшая восвояси, вновь вернулась к нему.

В итоге некоторые даже начали обвинять Амундсена в гибели экспедиции Скотта. В обвинение ему ставили и то, что он написал то самое письмо, окончательно деморализовавшее британцев, и то, что он не оставил необходимых припасов.

Амундсен и его триумф

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

До конца своей жизни Амундсен исследовал полярные широты. Он в итоге все же достиг и Северного полюса, а в 20-е годы он стал одним из первых, кто применил дирижабли для исследования Арктики.

Не сказать, чтобы он был обычным человеком. Детей у него так и не было, да и жены – тоже. В 1928 году он отправился на поиски экспедиции Умберто Нобиле, дирижабль которого разбился в Арктике.

18 июня на гидроплане «Латам» всего с несколькими спутниками он вылетел на поиски. А осенью 1928 года нашли поплавок и бензобак этого гидроплана. В итоге последним пристанищем для него стало Баренцево море.

Источник:

Изменить размер шрифта

110 лет назад, 14 декабря 1911 года, норвежская экспедиция под руковод­ством Руаля Амундсена первой в истории достигла Южного полюса.

С детских лет Амундсен мечтал о путешествиях и экспедициях на север. В 1889 году его кумиром стал полярный исследователь Фритьоф Нансен, только что вернувшийся из своей Гренландской экспедиции. Юный Роальд был потрясен сообщениями о походе Нансена через покрытый льдом остров, он мечтал, что однажды станет таким же знаменитым.

Проучившись два года на медицинском факультете и получив наследство после смерти матери, он решил целиком посвятить себя подготовке к грядущим путешествиям. Он пять лет изучал морское дело, нанимаясь на разные суда. В 1897 году его мечты начинают сбываться: в качестве помощника капитана Амундсен отправляется в экспедицию к Южному полюсу на корабле «Бельжика». Возглавлял экспедицию бельгийский лейтенант Адриен де Жерлаш. Благодаря этому путешествию Амундсен смог познакомиться с суровыми условиями околополярной зоны, чтобы лучше подготовиться к своему первому самостоятельному путешествию.

Руаль Амундсен

Купив небольшое судно «Йоа», в 1903 году он отправился в арктическую экспедицию. Вместе с шестью товарищами Амундсен открыл Северо-западный проход из Атлантического океана в Тихий. Обратно на родину Амундсен вернулся лишь осенью 1906 года, и сразу же был признан национальным героем.

После своего триумфального возвращения деятельный норвежец начал готовиться к новому путешествию, к Северному полюсу. Но экспедиции не суждено было состояться: во время подготовки к ней пришло известие о том, что американец Фредерик Кук стал первым человеком, достигшим этой точки земли. А еще год спустя о том же заявил американец Роберт Пири, оспаривавший первенство Кука.

Амундсен поменял свои планы и в августе 1910 года отправился в Антарктику.

13 января 1911 года судно «Фрам», которое было предоставлено норвежским путешественником Фритьофом Нансеном, причалило к ледяному барьеру Росса в Антарктиде.

Экспедиция Амундсена в Антарктиде

Маршрут экспедиции

Команда Амундсена начала готовиться к экспедиции, тренируясь, вновь и вновь проверяя каждую мелочь, и размещая склады с продовольствием вдоль намеченного маршрута к полюсу. 19 октября 1911 года Амундсен и четверо его друзей (Оскар Вистинг, Хельмер Хансен, Сверре Хассель и Олаф Бьолан) отправились на юг. Его отряд выбрал в качестве средства передвижения проверенный веками способ – собачьи упряжки.

14 декабря они достигли Южного полюса, преодолев путь длиной в 1500 километров. Амундсен достиг своей цели и водрузил норвежский флаг над бескрайней снежной равниной. Он опередил английскую экспедицию Роберта Скотта на целый месяц…

Южный полюс в наши дни

  • История, исторические деятели, секреты истории — на нашем сайте.

По инф. Calend.ru

  • Хотите читать нас в социальных сетях? Пожалуйста: Одноклассники, ВКонтакте. А еще есть Яндекс-Дзен.
  • Расскажите об этом своим друзьям!
  • Где в России «текут» курумы – реки из камней?


    Один из самых живописных эпизодов эпопеи «Вечный зов» показывает героев, которые ходят по россыпи крупных камней, затерянной среди хвойного леса. Подобные удивительные ландшафты особенно часто встречаются на Урале и в Сибири. «Каменные реки» похожи на водные русла не только внешне. Оказывается, массивные камни медленно движутся под влиянием сил природы.

  • «Помолодел лет на 15»: Иосиф Пригожин удивил поклонников новой причёской


    Продюсер Иосиф Пригожин удивил Сеть новой прической на съемках шоу «Звёзды сошлись». Снимок с ведущим разместил на своей странице в соцсети певец Прохор Шаляпин.

  • Суд снял с Алека Болдуина все обвинения в стрельбе на съемочной площадке


    Алек Болдуин больше не является обвиняемым по делу о смерти оператора Галины Хатчинс на съемочной площадке фильма «Ржавчина» в октябре 2021 года.

  • Мужчина обнаружил у матери старинную посуду и разбогател


    Житель Великобритании обнаружил в доме матери старинную посуду, которая принесла ему 112 тысяч фунтов стерлингов (около 11,4 миллиона рублей).

  • Пенсионер два месяца искал клад… и нашел! Да какой!


    63-летний житель Великобритании решил заняться поиском ценных предметов и спустя два месяца обнаружил клад старинных монет на 24 тысячи фунтов стерлингов (2,3 миллиона рублей)!

  • Приёмная дочь Чулпан Хаматовой будет жить в США


    Приёмная дочь актрисы Чулпан Хаматовой Ася Дубинина решила уехать из Латвии, где она проживает вместе с матерью и двумя сёстрами в пригороде Риги.

  • Пенсионерка пыталась избавиться от сухой травы и сожгла шесть домов


    В поселке Горки Пермского края пенсионерка пыталась избавиться от сухой травы и сожгла шесть частных домов.

  • Мошенники в интернете собирают деньги «на СВО» от имени Ивана Охлобыстина


    Иван Охлобыстин стал жертвой мошенников, которые выманивают чужие средства, используя его имя. Подробностями случившегося поделился Народный фронт в своем Telegram-аккаунте.

  • Сидящую на диване мумию нашли в запертой московской квартире


    На севере Москвы в запертой изнутри квартире нашли сидящую на диване мумию 68-летней пенсионерки.

  • Депутат Госдумы ответила на слова Вайкуле: «Памятники солдатам – это святыни»


    Депутат Госдумы Елена Драпеко в интервью RT ответила на слова латвийской эстрадной певицы Лаймы Вайкуле о памятниках солдатам Великой Отечественной войны.

  • Виктория Бекхэм шокировала поклонников фотографией из спортзала


    48-летняя британская певица и дизайнер Виктория Бекхэм опубликовала в личном блоге фотоснимки из спортзала и подверглась критике со стороны поклонников.

  • Учитель рисования завел роман с восьмиклассницей


    В Подмосковье 24-летнего учителя рисования заподозрили в совращении восьмиклассницы.

  • Почему кошки залезают в коробки и пакеты?


    В основе всем известной любви домашних питомцев к пакетам и коробкам лежат несколько причин, рассказала зоопсихолог Ольга Разлогова.

  • Врачи назвали четыре китайских секрета долголетия


    Врачи-геронтологи Владимир Хавинсон и Светлана Трофимова назвали четыре китайских секрета долголетия.

  • Злодей в курятнике


    Новая подборка интересных фактов со всего света с комментариями нашего обозревателя.

  • Лайма Вайкуле: «Россия приватизировала День Победы и русский язык»


    Латвийская эстрадная певица Лайма Вайкуле на своем YouTube-канале высказалась о почтении памяти павшим солдатам Великой Отечественной войны, а также о Дне Победы.

  • Победителя «Битвы экстрасенсов» подозревают в обмане клиентов


    Полиция проводит проверку по факту мошенничества со стороны победителя «Битвы экстрасенсов» Олега Шепса. Его обвиняют в хищении средств с помощью магии и спиритизма.

  • Пенсионер поехал в Таиланд и умер от укуса пчелы


    Пенсионер из Великобритании умер от аллергической реакции после укуса пчелы во время поездки на мотоцикле на острове Пхукет в Таиланде.

  • Жена Дмитрия Диброва прокомментировала слухи об увольнении ведущего с Первого канала


    Жена Дмитрия Диброва Полина на своей странице в соцсети отреагировала на слухи об увольнении своего супруга с Первого канала. Ранее в СМИ появилась информация о том, что журналист больше не будет вести шоу «Кто хочет стать миллионером?».

  • Марат Башаров впервые вышел в свет с новой возлюбленной


    48-летний российский актер и телеведущий впервые вышел в свет с новой возлюбленной. Это 36-летняя актриса кино, театра и ТВ Анастасия Борисова, на счету которой порядка двадцати проектов.

#
: 3 сен 2021 , Чужие: «Черная книга» флоры , том 91,
№1/2

Покорение Южного полюса:
«От состояния копыт одной лошади зависит, быть может, слава…»

Прошло более ста лет с того звездного дня 14 декабря 1911 г., когда норвежская экспедиция под руководством Руаля Амундсена достигла Южного полюса Земли. Через 33 дня руководитель Британской антарктической экспедиции Роберт Скотт, ставший в этой «полярной гонке» вторым, с горечью записал в своем дневнике: «Тут мы поняли все. Норвежцы опередили нас и первыми достигли полюса». Норвежская экспедиция с триумфом вернулась домой, а героический капитан Скотт и его четыре спутника на обратном пути погибли от холода и голода. Можно ли было избежать трагедии, если бы покорители полюса знали, как правильно кормить лошадей на пути по антарктической пустыне?

Добиться первенства в освоении Антарктиды – ​национальная британская мечта в начале XX в. Для ее реализации были снаряжены и направлены к холодному континенту несколько экспедиций. Ими руководили такие известные исследователи и путешественники, как Уильям Брюс, установивший в Антарктиде первую постоянную метеостанцию, Эрнест Шеклтон, предпринявший попытку трансконтинентального перехода между морями Уэдделла и Росса, и Роберт Скотт, в своей первой экспедиции обнаруживший Антарктическое плато, на котором расположен Южный полюс.

Участники британской антарктической экспедиции на «Нимроде». 1908 г. Фото Э. Шеклтона. Архив Института полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера (Германия)

Это время не зря назвали Героической эпохой: подданные английской короны, как и полярники из других стран, проявили немалое мужество, совершив много научных и географических открытий. Но британцы так и не добились своей главной цели – ​первыми покорить Южный полюс.

Знаменитое «полярное соперничество», закончившееся печально для его участников, воодушевило следующие поколения исследователей Антарктиды и было запечатлено в трудах великих документалистов и писателей, включая Нобелевских лауреатов С. Цвейга и В. Набокова. Позднее было выдвинуто несколько версий причин «поражения» Великобритании. И одна из них – ​это то, что в экстремальных антарктических условиях британцы ошибочно сделали ставку на тягловую силу малорослых сибирских лошадок.

Как напишет позже С. Цвейг в своей исторической новелле «Борьба за Южный полюс» (1927), «в этом одиночестве обычные ценности приобретают иное, новое значение. Все, что помогает сохранить человеческую жизнь, драгоценно, незаменимо. От состояния копыт одной лошади зависит, быть может, слава…». И слова эти относились только к трагически закончившейся британской экспедиции: практика норвежцев, которые применяли для перевозки тяжестей ездовых эскимосских собак и кормили их павшими или намеренно убитыми «собратьями», оказалась неприемлема для истинных джентльменов.

Кто виноват?

Из архивных источников и дневников путешественников известно, что для южнополярных экспедиций чаще закупались маньчжурские лошади, которых сами англичане иногда называли сибирскими пони.

Низкорослые породы сибирских и дальневосточных лошадей (монгольская, тувинская, якутская) действительно хорошо приспособлены к суровым условиям – ​глубокому снежному покрову и низким температурам окружающей среды. У них достаточно плотная шерсть, крепкие копыта, воду им заменяет снег, они неприхотливы, выносливы и хорошо подходят для тягловой работы.

Якутский всадник. Фото Е. Макарова

Но в экспедициях что-то пошло не так! Из «Дневника полярного капитана» Скотта – ​бессмертного реквиема человеческой стойкости – известно, что лошади уже на ранних стадиях стали слабеть и терять свои ездовые природные качества, превращаясь в «негодных кляч». Поэтому вскоре единственной тягловой силой в походе к Южному полюсу стали люди, а тяжелое клеймо виновников гибели путешественников пало на лошадей. Что же произошло? Неужели данные об удивительных способностях и выносливости низкорослых лошадок оказались мифом?

Группа исследователей из академических институтов Якутска, Иркутска и Красноярска, изучающих лошадей якутской породы, предположила, что потеря их уникальных способностей была вызвана длительным потреблением неподходящего корма.

Из сохранившихся записей английских путешественников известно, что на протяжении многих месяцев, при доставке животных к месту старта и на пути к полюсу, животных кормили обычным «лошадиным» кормом (сено, овес, маис), закупленным на рынках портовых городов. При этом сам объем заготовленного корма был достаточен для путешествия. Так, для 19 лошадей южнополярной экспедиции было запасено 45 т прессованного сена, 4 т овса, 6 т жмыха, 5 т отрубей.

Так каким должен был быть рацион лошадей, которых Скотт хотел использовать для покорения полюса, с позиции современной науки о питании?

Подснежные луга

Согласно многочисленным генетическим исследованиям, якутская лошадь является прямым потомком лошадей, привезенных из Прибайкалья южными предками якутов между XIII—XV вв. За эволюционно короткий промежуток времени эти животные успешно адаптировались к обитанию в экстремальных, резко меняющихся климатических условиях одного из самых холодных регионов нашей планеты.

Якутские лошади отличаются зимой огруглыми «формами» благодаря большому количеству запасенного жира. Фото Е. Макарова

Результаты научных исследований последних лет говорят о том, что переносить экстремально низкие температуры окружающей среды животным помогает питание так называемым криокормом – ​закаленной холодом отавой (травой, выросшей на месте скошенной в том же году), особенно богатой питательными веществами (Пак, 2019; Петров и др., 2020; Petrov et al., 2020).

Начиная потреблять зеленый криокорм с августа, уже к началу октября лошади накапливают большое количество подкожного жира: их тело приобретает округлость, спинная впадина становится явно заметной среди гладких, толстых спинных мышц. В зимний период растительноядные животные обычно расходуют для поддержания энергетического обмена жировые запасы, накопленные с осени. Однако в случае якутской лошади пастьба не прекращается и зимой. Способность тебеневать – ​пастись, разгребая снег копытами, еще одно уникальное, особо ценное качество аборигенных табунных лошадей.

Специфика сезонного роста основной массы травянистой растительности в зоне мерзлоты состоит в том, что луга в первой половине лета заливаются паводковыми водами, а также подвергаются стравливанию животными и хозяйственному скашиванию. Поэтому у многих травянистых растений наблюдается два цикла роста.

Первый продолжается с начала вегетации до затопления паводковыми водами и механического повреждения в середине лета. За это время растения успевают дойти лишь до начала цветения. После схода воды и восстановления растительности начинается интенсивный рост новых побегов. Не успев пройти все фазы развития до наступления холодов, растения уходят под снег зелеными. Такая растительность служит лучшим кормом для лошадей в зимний период. Несмотря на все несомненные достижения биотехнологии, пока не удалось изобрести (создать) корм, превосходящий эти растения по питательной ценности

Таким образом, лошадям для работы в Антарктиде требовались тебеневочные корма, добываемые на осенних и зимних заснеженных пастбищах. Входящие в их состав растения имеют высокую питательную ценность за счет повышенного содержания белков, углеводов, липидов и ненасыщенных жирных кислот, которые накапливаются в результате естественного закаливания. В частности, злаки, закаленные холодом, в два раза богаче жирами (самыми энергоемкими биомолекулами) по сравнению с летними (Dudareva et al., 2015; Petrov et al., 2016, 2020).

Кроме того, для питания якутских лошадей жизненно необходимы осоки, а также хвощи, остающиеся зелеными и зимой (хвощи пестрый и камышковый), в которых мало клетчатки, но много белка и жира (Пак, 2019). Такой зимний корм за относительно короткое (30–45 суток) время может восстановить силу и упитанность даже очень истощенных лошадей.

Содержание альфа-линоленовой кислоты в жировой ткани лошадей, питающихся разным кормом, и в зеленой подснежной отаве. По: (Petrov et al., 2016, 2020; Belaunzaran et al., 2015)

В экстремальных условиях низких температур организм животных вынужден значительно активизировать иммунную систему и расходовать свои пластические и энергетические резервы (Корякина, 2020). Все перечисленные криокорма хорошо усваиваются в желудочно-кишечном тракте якутских лошадей и эффективно используются для поддержания холодоустойчивости их организма.

Одна из важных особенностей подснежной растительности – ​высокое содержание альфа-линоленовой кислоты, относящейся к так называемым омега‑3 ПНЖК, полиненасыщенным жирным кислотам с тремя изолированными двойными связями. Высокое содержание этого соединения обнаружено и в жировой ткани лошадей, питающихся криокормом, что значительно улучшает изоляционные свойства жира и способствует более эффективной выработке энергии в организме животного. Это, безусловно, является адаптацией к жизни в экстремальных, низкотемпературных условиях обитания.

Кладовая омега‑3

Лошади якутской породы всегда играли огромную роль в жизни коренного населения, и не только как тягловая сила. Продукты питания, изготовленные из мяса и молока этих животных, и сегодня составляют основу традиционного рациона северян, играя важную роль в поддержании здоровья и качества жизни местного населения.

Из молока кобыл готовят кумыс, из крови – ​вареную кровяную колбасу (субай), из конины – ​национальные копчено-вареные изделия (ойогос, саал). Помимо домашней переработки конины имеется и промышленное производство разнообразных колбас и других изделий.

Заготовку кобыльего молока для кумыса начинают в мае-июне, когда жеребята принимаются щипать траву. 1920-е гг. Черкехский историко-этнографический музей им. С. Омоллоона

Академик А. Ф. Миддендорф, посетивший Якутию больше ста лет назад, писал: «От кобыл якуты постоянным доением добывают, смотря по обстоятельствам, столько же молока, сколько от коров. Якуты уверяли меня даже, что можно дело довести до ведра в день. Но это достигается только частым доением»

Для всех этих продуктов характерно высокое содержание альфа-линоленовой кислоты, о которой упоминалось выше. Хорошо известно, что все омега‑3 ПНЖК являются неотъемлемой составляющей здорового питания. Так, длинноцепочечные омега‑3 ПНЖК (эйкозапентаеновая и докозагексаеновая кислоты) необходимы для нормального функционирования сердечно-сосудистой и нервной систем человека, а также поддержания обмена веществ в целом. Например, из эйкозапентаеновой кислоты синтезируются физиологически активные соединения эйкозаноиды, которые снижают артериальное давление, имеют противовоспалительное действие, расширяют бронхи, уменьшают аллергические реакции.

При этом среднецепочечная альфа-линоленовая кислота, накапливающаяся в зеленом криокорме, а затем и в тканях животных, служит предшественником в синтезе физиологически ценных длинноцепочечных омега‑3 ПНЖК.

На основе исследований питания якутских лошадей как поставщиков высококачественного мяса и жира можно дать практические рекомендации по их содержанию и разведению. Во-первых, лошади круглогодично должны содержаться на вольном выгуле (пастбищно-тебеневочный метод), а селекционно-племенная работа должна учитывать тебеневочные качества лошадей. Во-вторых, развитие табунного коневодства в северных условиях возможно только при сочетании с производством криокормов (например, подсев многолетних трав), законодательном нормировании экологической нагрузки на тебеневочные пастбища и другими мерами.

Большой чорон – специальный кубок для питья кумыса, и ковш для разлива этого традиционного якутского напитка. Чурапчинский музей истории и этнографии им. А. А. Саввина

ИЗ ПУТЕВЫХ ОПИСАНИЙ Г. Ф. МИЛЛЕРА: Опьяняющий напиток у татар, монголов, калмыков, нерчинских тунгусов, брацких и якутов делается из конского молока и называется по-татарски Kumiss, по-якутски Kmyss. Конское молоко в свежем виде, сразу как подоили кобылу, наливается в специально для этого изготовленный кожаный сосуд, имеющий пузатое тулово и узкую горловину, к нему доливается немного теплой воды и закваски от старого кумыса, и все это часто помешивается деревянной лопаткой, пока не приходит в брожение. То, что при таком усердном помешивании всплывает поверх молока, снимается и употребляется вместо масла. Само же молоко, после того как оно побродит один или два дня, называется кумысом и готово для питья. Иногда кумыс оставляют бродить до 8 или 14 дней и все время доливают в него свежее молоко после каждой дойки, а когда сосуд оказывается полным, то отливают в другой сосуд от готового кумыса столько, сколько его нужно для будущего употребления.

…У богатых и знатных людей, имеющих много скота, кумыс готовится круглый год. У бедных же только весной, когда кобылы жеребятся, и тогда закваску они выпрашивают у богатых. Для этой цели не позволяют жеребятам сосать маток, а привязывают их близ юрт к натянутому длинному аркану, или веревке, из конского волоса. Кобылы же ходят на пастбище, и когда молоко начинает их тяготить, они сами приходят к жеребятам возле юрт, и их доят. Поэтому якуты, как было сказано выше, называют месяц апрель Kulun-tutar-uia, то есть месяц, в котором молодые жеребята привязываются, чтобы собирать молоко на кумыс.

Кумыс иногда делают и из коровьего молока, но такой напиток не так крепок и не имеет у этих народов такого приятного вкуса, как тот, который делается из конского молока.

«Описание сибирских народов» (РГАДА, ф. 181, д. 1386, ч. 1).

Перевод и публикация д. и. н. А. Х. Элерта (ИИ СО РАН, Новосибирск)

Таким образом, на основании научных данных можно предположить, что одной из причин не­удач антарктической экспедиции Роберта Скотта стал неправильный рацион питания лошадей, взятых для перевозки грузов. В начале прошлого века люди еще не знали об особенностях биохимического обмена якутских лошадей и о роли в их питании закаленной холодом отавы. Питание же «обычным» лошадиным кормом привело к тому, что эти животные потеряли качества, необходимые для выживания в суровых полярных условиях.

Фото Е. Макарова

На родине английским героям-путешественникам поставлены памятники, о них написаны книги, сложены легенды. Настало время восстановить историческую справедливость и в отношении лошадей – ​верных спутников человека, издавна помогающих ему осваивать территории с самыми низкими температурами на планете.

И кстати, на 2020 г. число лошадей якутской породы в Республике Саха составляло свыше 177 тыс. голов.

Литература

Петров К. А. Криорезистентность растений: эколого-физиологические и биохимические аспекты. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2016. 275 с.

Петров К. А., Махутова О. Н., Гладышев М. И. Жирнокислотный состав тканей якутской лошади // Докл. Рос. акад. наук. Науки о жизни. 2020. Т. 492. С. 230–232.

Скотт Р. Дневник полярного капитана. М.: Эксмо, 2019. 448 с.

Шеклтон Э. В сердце Антарктики. М.: Paulsen, 2014. 528 c.

Petrov K. A., Dudareva L. V., Nokhsorov V. V., et al. The role of plant fatty acids in regulation of the adaptation of organisms to the cold climate in cryolithic zone of Yakutia // Journal Life Science. 2016. V. 26. P. 519–530.

Petrov K. A., Dudareva L. V., Nokhsorov V. V., et al. Fatty acid content and composition of the yakutian horses and their main food source: living in extreme winter conditions // Biomolecules. 2020. V. 10(2). P. 315.

Авторы благодарят к. б. н. Е. С. Задереева (руководителя группы научных коммуникаций ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН») за помощь при подготовке статьи и Е. П. Макарова (Якутск) за предоставленные фотоматериалы

#
: 3 сен 2021 , Чужие: «Черная книга» флоры , том 91,
№1/2

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Морозильная камера бирюса 2000 года выпуска инструкция
  • Руководство по боевой славы
  • Руководство по ремонта хонда аккорд
  • Амиодарон 200 мг инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки
  • Зилт инструкция по применению цена отзывы кардиологов