Южной полюса первой достигла экспедиция под руководством

14 декабря 1911 года норвежский полярный путешественник Руаль Амундсен со своей экспедицией первым достиг Южного полюса.

После покорения Северо-Западного прохода (кратчайший путь из Атлантического океана в Тихий вокруг арктических побережий Северной Америки, 1903-1905) целью Амундсена стало покорение Северного полюса.

Его имя, ставшее известным далеко за пределами Норвегии, быстро помогло привлечь необходимый капитал для экспедиции. План исследователя заключался в том, чтобы добраться до Северного полюса на корабле, вмороженном в лед.

Для осуществления путешествия Амундсен воспользовался специально построенным для полярных исследований норвежский кораблем «Фрам». Судно было создано для экспедиции полярного исследователя Фритьофа Нансена (1893-1896), участвовало в походе норвежского мореплавателя Отто Свердрупа, в 1898-1902 годах исследовавшего архипелаг Перри у берегов Северной Америки.

Однако планы Амундсена разрушились, когда в апреле 1909 года пришло известие о том, что американец Роберт Пири уже достиг Северного полюса. Тогда Амундсен решил покорить Южный полюс. В то же время стало известно, что англичанин Роберт Фалкон Скотт также готовился к своей второй попытке открыть Южный полюс. Амундсен, ведомый амбициями быть первым, решил попасть туда раньше него, но цель предстоящей экспедиции норвежский полярник скрывал. О намерении Амундсена идти в Антарктику знали до отплытия «Фрама» из Норвегии четыре человека — его брат и три члена экспедиции. О цели экспедиции не было известно и норвежскому правительству, так как Амундсен опасался запрета — Норвегия была экономически и политически зависима от Великобритании. О том, что Руаль Амундсен также готовится совершить рывок к Южному полюсу, мир узнал лишь тогда, когда «Фрам» достиг острова Мадейра (недалеко от Канарских островов). Телеграмма Амундсена настигла экспедицию Скотта, когда тот покидал Новую Зеландию.

Среди участников экспедиции Амундсена, состоявшей в основном из норвежцев, был один русский — уроженец Архангельской губернии океанограф Александр Кучин (1888-1912).

Базовый лагерь Амундсен решил построить на леднике Росса в Китовой Бухте. Это был рискованный ход, так как считалось, что на леднике лагерь создавать опасно, вместе со льдом он сползет в море. Но Амундсен все продумал: береговая линия именно этого ледника не менялась на картах уже много лет. Этим дерзким, но просчитанным решением он выиграл уже на старте у Скотта 100 километров, и столько же при возвращении.

Для покорения полюса Амундсен решил использовать ездовых эскимосских собак. Между тем Скотт в своей экспедиции отдал предпочтение маньчжурским пони. Амундсен считал, что собаки гораздо легче преодолевают снежные мосты и растрескавшиеся ледники. Если провалится собака, ее легко вытащить. Также при дальних переходах собак можно было использовать в пищу.

Для зимовки корабль вез специальный деревянный дом (8х4 метра, высотой 3,5 метра), состоящий из двух комнат. Одна, длиной в шесть метров, должна была служить спальней, столовой и гостиной, другая, длиной два метра, предназначалась для кухни. Вдоль стен комнаты шли в два этажа койки для десяти человек: у одной стены шесть, у второй — четыре.

7 июня 1910 года «Фрам» вышел из норвежского Кристиансанна, на следующий день пришвартовался в гавани Хортона, где на корабль загрузили патроны и воду.

Далее корабль последовал на юг, на Ла-Манш и Атлантический океан. Но из-за неполадок нового двигателя в начале июля экспедиции пришлось вернуться назад в Норвегию в Берген.

После ремонта двигателя 23 июля «Фрам» вышел из Бергена и на другой день остановился в Кристиансанне, где загрузили 400 связок сушеной рыбы, лыжи, сани, лесоматериал. 9 августа с острова Фредриксхолм забрали 97 собак, прибывших из Гренландии. Животные заняли всю палубу корабля, оставив лишь небольшое место для рулевого, специально для них на судне была сооружена третья палуба, которая закрывала собак от непогоды.

10 августа 1910 года корабль отплыл на юг. Следующую, последнюю перед Антарктидой, остановку он сделал 6 сентября в Фуншале на острове Мадейра, откуда Амундсен отправил телеграмму королю Хокону и британскому полярнику Скоту об изменении маршрута путешествия.

4 октября 1910 года судно пересекло экватор.

2 января 1911 года «Фрам» пересек Южный полярный круг, 14 января, на день раньше намеченного срока, судно вошло в Китовую бухту Антарктиды.

Здесь экспедиция разделилась на две группы — десять человек под руководством капитана Торвальда Нильсена, включая Александра Кучина, осталась на корабле для проведении океанографических исследования в Южном океане, другая группа высадилась на берегу. Стоянка для базы была найдена в четырех километрах от места высадки. 28 января все необходимое для зимовки было отгружено, установлен дом и палатки для хранения продуктов и снаряжения. База была названа «Фрамхейм». Впоследствии в течение зимы под снегом вблизи дома были вырыты комнаты-мастерские, соединенные проходами, где мужчины могли проводить работу по ремонту оборудования и одежды.

Важной частью плана Амундсена была подготовка складов с припасами по маршруту следования к полюсу.

4 февраля Китовую бухту посетили на барке «Терра Нова» участники экспедиции Скотта — начальник восточного отряда, лейтенант Виктор Кемпбелл, лейтенант Гарри Пеннел и судовой врач, которые по приглашению Амундсена побывал во «Фрамхейме».

10 февраля Амундсен с группой отправился для создания первого склада на 80 градусе южной широты. В это же время «Фрам» отплыл в Буэнос-Айресе для океанографических исследований в Южном океане.

Перед приходом антарктической зимы в середине апреля, три тысячи килограммов припасов были заготовлены в трех складах на 80, 81, 83 градусах южной широты. Все склады были обозначены флагами в направлении восток-запад. На базе «Фрамхейм» для зимовки девяти мужчин и 115 собак (несколько щенков появились во время плавания) было заготовлено 60 тысяч килограммов тюленьего мяса.

20 октября 1911 года Руаль Амундсен, Хельмер Хансен, Оскар Вистинг, Сверре Хассель и Олаф Бьолан отправились к Южному полюсу на четырех санях, запряженными 52 собаками.

Основными трудностями в ходе экспедиции к Южному полюсу были непроходимые сугробы, сильный ветер, глубокие трещины во льду. Температуры всё это время держались на уровне —20 °C при штормовых ветрах, собаки и члены команды страдали от обморожений и горной болезни.

14 декабря 1911 года в три часа дня Амундсен и четверо его товарищей достигли Южного полюса. Здесь они оставили небольшую палатку, над которой на шесте укрепили норвежский флаг. В палатке Амундсен оставил письмо норвежскому королю с кратким отчетом о походе и послание своему сопернику Скотту.

Для более четкого определения полюса было решено заключить место стоянки в круг с радиусом около 20 километров. Для этого три человека (Вистинг, Хассель и Бьолан) вышли по трем направлениям — двое перпендикулярно курсу, которым следовала экспедиция, третий — по направлению курса. Все трое взяли мешочки из непромокаемой ткани с записками с координатами стоянки и большому флагу из плотной темно-коричневой материи. Напоследок все расписались на дощечке, привязанной к шесту в палатке.

18 декабря норвежцы отправились в обратный путь и 26 января 1912 года благополучно вернулись на базу «Фрамхейм». Все путешествие Амундсена и его товарищей к Южному полюсу и обратно заняло 99 дней (вместо 100 по плану Амундсена).

Экспедиция Скотта дошла до полюса через месяц после Амундсена, но на обратном пути все ее участники погибли.

Амундсен прошел более 800 километров по шельфовому леднику Росса, открыв его южную тыловую часть, пересек Трансантарктические горы.

Успех экспедиции Амундсена объясняется тщательно продуманным планом, лучшей подготовкой экспедиции и хорошей физической подготовкой норвежцев, применивших испытанные традиционные методы передвижения в полярных странах на ездовых собаках. Кроме того, имели значение опыт и энергия начальника экспедиции.

30 января 1912 года участники экспедиции на «Фраме», прибывшем из Буэнос-Айреса, покинули Антарктиду.

11 собак, которые вернулись с полюса, были переданы в марте 1912 года в Австралии исследователю Антарктики Дугласу Моусону для его экспедиции.

В 1936 году в Осло с участием норвежского короля был открыт музей полярной шхуны «Фрам».

14 декабря 2011 года, через 100 лет после покорения Южного полюса, премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг открыл на Южном полюсе ледяной памятник-бюст Руалю Амундсену.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Антарктида – природный заповедник, территория которого не принадлежит ни одному государству мира. Здесь живут пингвины и работают учёные, а обычные люди бывают не часто и, как правило, плохо знакомы с историей континента. Знаете ли вы, кто открыл Антарктиду? Кто первым высадился на материк? Кто основал первую станцию? Обо всём этом и не только – в материале журнала «Историк». 

Материк

Первыми подошли к антарктическим ледникам русские мореплаватели – экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный». Открытие шестого континента состоялось 16 (28) января 1820 года. Обнаруженную землю Беллинсгаузен назвал «материком льда». Описание путешествия «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света» – два тома с атласом карт и видов – было опубликовано в Петербурге в 1831 году.

Берег

Первым нанёс на карту очертания восточного берега земли, названной им Антарктической частью света, американский мореплаватель Чарльз Уилкс. Его экспедиция, совершавшая плавание в водах Тихого океана, в начале 1840 года подошла к берегам Антарктиды. Команде Уилкса удалось преодолеть почти 2800 км вдоль её побережья в секторе между 97-м и 158-м градусами восточной долготы.

Высадка

Первым человеком, ступившим на берег Южного континента, стал норвежский полярный исследователь Карстен Борхгревинк. Это случилось в конце января 1895 года. Вместе с несколькими членами экспедиции, прибывшей в южные широты на китобойном судне «Антарктика», он совершил первую документально подтверждённую высадку на побережье Антарктиды в районе мыса Адэр.

Станция

Первую станцию в Антарктиде открыли участники британской экспедиции, которая прибыла к мысу Адэр на судне «Южный Крест». Там, в основанном Карстеном Борхгревинком лагере Ридли, в марте 1899 года остались на зимовку 10 полярных исследователей. С этой одиссеи принято вести отсчёт героического освоения ледяного материка. Деревянный дом первых антарктических зимовщиков сохранился до наших дней и стал одной из главных туристических достопримечательностей Антарктиды.

Каменное здание

Первое каменное здание в Антарктике появилось в 1903 году. На острове Лори (архипелаг Южные Оркнейские острова) члены шотландской экспедиции под руководством Уильяма Спирса Брюса построили дом, получивший название Омонд-хаус – в честь Роберта Омонда, директора Эдинбургской королевской обсерватории. Постройка стала убежищем для исследователей, начавших регулярные метеорологические наблюдения на острове. «Учитывая, что у нас не было растворов и инструментов для каменных работ, это чудесный и очень прочный дом», – писал один из них. «Шотландский особняк» вплоть до 1950-х годов оставался единственным строением из камня в высоких южных широтах.

Южный полюс

Первой достигла Южного полюса норвежская экспедиция во главе с Руалем Амундсеном, в состав которой кроме него входили Оскар Вистинг, Хельмер Хансен, Сверре Хассель и Олаф Бьолан. Это произошло 14 декабря 1911 года. Путь к одному из самых труднодоступных мест на Земле был изнурительным, но к концу января команда Амундсена, побывавшая на полюсе, благополучно вернулась на базу. Почти параллельно к той же цели устремилась экспедиция британского путешественника Роберта Скотта. Её участники достигли заветного рубежа на месяц позже, 17 января 1912 года, а на обратном пути все погибли во льдах от изнурения, холода и голода.

Авиаперелёт

Первую южнополярную авиаэкспедицию организовал американский лётчик Губерт Уилкинс. К острову Десепшен (архипелаг Южные Шетландские острова) авиаторов и их самолеты доставил пароход «Гектория». 16 ноября 1928 года состоялся пробный полёт – первый в Антарктиде. В дальнейшем Уилкинс и его товарищ Карл Бен Эйлсон проводили воздушные исследования Земли Грейама. До них никто не проникал во внутренние районы этого полуострова Антарктиды

Полюс недоступности

Первой достигла Южного полюса недоступности – точки, наиболее отдалённой от береговой линии Антарктиды, – советская экспедиция, которой руководил гидрометеоролог Евгений Толстиков. Там 14 декабря 1958 года была основана временная станция. Группа из 14 человек во главе с Виталием Бабарыкиным работала на ней 12 дней, проводила метеорологические, гляциологические и геомагнитные наблюдения. В законсервированном виде станция сохранилась до наших дней. На крыше занесённого снегом домика находится установленный советскими полярниками бюст Владимира Ленина.

Ребёнок

Первым ребёнком, родившимся на ледяном материке, стал аргентинец Эмилио Маркос Пальма. Антарктида – единственный на планете континент, не имеющий постоянных жителей. Долгое время не существовало и уроженцев Антарктиды. Но 7 января 1978 года на станции Эсперанса родился мальчик, весивший 3,4 кг. Его отец, капитан Хорхе Эмилио Пальма, командовал армейским отрядом, работавшим на этой станции. Жену капитана специальным рейсом доставили туда на седьмом месяце беременности. Появление на свет человека на самом суровом континенте Земли – событие, связанное с претензиями Аргентины на антарктические территории, – получило широкий резонанс, его отметили на всех южнополярных станциях. С тех пор в Антарктиде родилось еще 10 человек.

###1###
«Имею честь уведомить Вас отправляюсь Антарктику – Амундсен»
Такую телеграмму отправил норвежский полярный исследователь Руал Амундсен начальнику английской экспедиции Роберту Скотту, и это было началом драмы, разыгравшейся в южных полярных широтах 100 лет назад….

В декабре 2011 года исполняется 100 лет одному из важных событий в ряду географических открытий ХХ века — впервые был достигнут Южный полюс.

Это удалось норвежской экспедиции Руала Амундсена и английской экспедиции Роберта Скотта.

Полюс был открыт Амундсеном 14 декабря 1911 года, а месяц спустя (18 января 1912 года) его достигла группа Скотта, погибшая на обратном пути к морю Росса.

Южный географический полюс, математическая точка, в которой воображаемая ось вращения Земли пересекает ее поверхность в Южном полушарии, находится не в центральной части материка Антарктиды, а ближе к ее тихоокеанскому побережью, в пределах Полярного плато на высоте 2800 м. Толщина льда здесь превышает 2000 м. Минимальное расстояние до берега ― 1276 км.

Солнце на полюсе полгода (с 23 сентября по 20―21 марта без учета рефракции) не заходит за горизонт и полгода не всходит над горизонтом,

но до середины мая и с начала августа наблюдаются астрономические сумерки, когда на небосклоне появляется заря. Климат в районе полюса очень суровый. Средняя температура воздуха на полюсе составляет -48,9 °С, минимальная ― -77,1 °С (в сентябре). Южный полюс не самая холодная точка в Антарктиде. Самая низкая температура на поверхности Земли (-89,2 ºС) зафиксирована 21 июля 1983 года на советской научной станции «Восток». В географической точке Южного полюса находится американская научная станция «Амундсен-Скотт».

Английский мореплаватель Джеймс Кук в 1772–75 годах дважды довольно близко (менее чем на 300 км) подходил к Антарктиде. В 1820 году русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева на кораблях «Восток» и «Мирный» подходила к берегам Антарктиды почти вплотную. Были проведены большие научные работы в антарктических водах, исследованы течения, температуры воды, глубины, открыты 29 островов (Петра I, Александра I, Мордвинова и др.). Суда экспедиции обошли вокруг Антарктиды. В 1821–23 годах к Антарктиде подходили зверобои Палмер и Уэдделл. В 1841 году английской экспедицией Джеймса Росса был открыт шельфовый ледник (ледник Росса, откуда начинались пути к полюсу). Его внешний край представляет собой ледяной обрыв высотой до 50 м (барьер Росса). Барьер омывается водами моря Росса. К концу XIX и началу ХХ века у берегов Антарктиды провели работы многие экспедиции, собравшие данные о глубинах, рельефе дна, донных отложениях, морской фауне. В 1901–04 годах английская экспедиция Скотта на судне «Дискавери» вела океанологические работы в море Росса. Участники экспедиции проникли вглубь Антарктиды до 77°59′ ю. ш. В море Уэдделла в 1902–04 годы производила океанологические исследования английская экспедиция Брюса. Французская экспедиция Ж. Шарко на судах «Франс» и «Пуркуа-Па» вела в 1903–05 годах и 1908–10 годах океанографические исследования в море Беллинсгаузена.

В 1907–09 годах в море Росса зимовала английская экспедиция Э. Шеклтона (участником которой был и Р. Скотт), проведшая здесь океанологические и метеорологические исследования и совершившая поход на южный магнитный полюс.

Шеклтон сделал также попытку дойти до географического полюса.

9 января 1909 года он дошел до широты 88° 23′ и, находясь в 179 милях от полюса, повернул назад из-за недостатка продовольствия. В качестве тягловой силы Шеклтон использовал низкорослых лошадей маньчжурской породы (Siberian pony), однако во время подъема на ледник Бирдмор пони поломали ноги, были застрелены и оставлены в качестве пищи для использования на обратном пути.

Впервые Южного полюса удалось достичь 14 декабря 1911 года норвежской экспедиции под руководством Руала Амундсена.

Первоначальной целью Амундсена был Северный полюс. Экспедиционное судно «Фрам» было предоставлено другим великим норвежцем Фритьофом Нансеном, совершившим на нем первый в истории дрейф через Северный Ледовитый океан (1893–1896). Однако, узнав, что Северный полюс покорен Робертом Пири, Амундсен принял решение идти к Южному полюсу, о чем и уведомил Скотта телеграммой.

14 января 1911 года «Фрам» прибыл к выбранному Амундсеном месту высадки экспедиции ― Китовой бухте. Она находится в восточной части ледяного барьера Росса, расположенного в тихоокеанском секторе Антарктики. С 10 февраля по 22 марта Амундсен занимался созданием промежуточных складов. 20 октября 1911 г. Амундсен с четырьмя спутниками на собаках выступил в поход на юг и 14 декабря был на Южном полюсе, а 26 января 1912 года вернулся в базовый лагерь. Вместе с Амундсеном на Южном полюсе были норвежцы Олаф Бьяланд, Гельмер Гансен, Сверре Гассель и Оскар Вистинг.

Экспедиция Роберта Скотта на судне «Терра-Нова» высадилась 5 января 1911 года на острове Росса, в западной части ледника Росса. С 25 января по 16 февраля организовывались склады. 1 ноября группа англичан во главе со Скоттом, сопровождаемая вспомогательными отрядами, вышла к полюсу. Последний вспомогательный отряд ушел обратно 4 января 1912 года, после чего Роберт Скотт и его товарищи Эдвард Уилсон, Лоуренс Отс, Генри Боуэрс и Эдгар Эванс пошли дальше, буксируя сани со снаряжением и провизией.

Достигнув полюса 18 января 1912 года, на обратном пути Скотт с товарищами погибли от голода и лишений.

Последняя запись в дневнике Скотта (It is a pity but I do not think I can write more – R.Scott – For God’s sake look after our people – Жаль, но не думаю, что смогу еще писать – Р. Скотт – Ради Бога, не оставьте наших близких) относится к 29 марта.+++

###2###
Причины трагического исхода экспедиции Скотта и предпосылки успешного похода Амундсена давно рассмотрены в различных литературных источниках, начиная от крайне эмоциональной по духу новеллы Стефана Цвейга «Борьба за Южный полюс» (на мой взгляд, весьма предвзятой) и кончая публикациями самого Амундсена и научными статьями, основывающимися на современных знаниях о климате Антарктиды.

Вкратце они состоят в следующем:

у Амундсена имелись точный расчет сил и средств и жесткая установка на успех; у Скотта можно видеть отсутствие четкого плана действий и ошибку в выборе транспорта.

Как следствие, Скотт возвращался в феврале-марте, то есть в начале антарктической осени, с более низкими температурами и с метелями. Именно из-за сильнейшей восьмидневной метели Скотт с товарищами не смогли пройти последние 11 миль до склада с продовольствием и погибли.

Не претендуя на исчерпывающий обзор причин и предпосылок, все же рассмотрим их чуть подробнее.
Начало пути
Норвежская экспедиция оказалась в более выгодных условиях, чем английская. Место стоянки «Фрама» (базовый лагерь экспедиции Амундсена) располагался на 100 км ближе к полюсу, чем лагерь Скотта. В качестве транспортного средства использовались собачьи упряжки. Однако последующая дорога до полюса была не менее трудной, чем у англичан. Англичане шли по пути, разведанному Шеклтоном, зная место подъема на ледник Бирдмор; норвежцы же преодолевали ледник по неизведанному пути, поскольку маршрут Скотта был единогласно признан неприкосновенным.

Остров Росса располагался в 60 милях от ледяного барьера, путь до которого уже на первом этапе стоил участникам английской экспедиции огромных трудов и потерь.

Основные надежды Скотт возлагал на моторные сани и маньчжурских лошадок (пони).

Одни из трех специально изготовленных для экспедиции мотосаней провалились под лед. Оставшиеся моторные сани вышли из строя, пони проваливались в снег и гибли от холода. В результате Скотту с товарищами за 120 миль от полюса пришлось тянуть сани со снаряжением самим.

Важнейший вопрос – транспорт
Амундсен был убежден, что собаки являются единственными подходящими ездовыми животными в снегах и льдах. «Они быстры, сильны, умны и способны двигаться в любых условиях дороги, где только может пройти сам человек». Одной из основ успеха послужило то, что при подготовке промежуточных продовольственных складов и на пути к полюсу, Амундсен учитывал и мясо собак, тащивших продовольствие.

«Так как эскимосская собака дает около 25 кг съедобного мяса, легко было рассчитать, что каждая собака, взятая нами на юг, означала уменьшение на 25 кг продовольствия как на нартах, так и на складах. …

Я точно установил день, когда следует застрелить каждую собаку, то есть момент, когда она переставала служить нам средством передвижения и начинала служить продовольствием.

Этого расчета мы придерживались с точностью приблизительно одного дня и одной собаки». В поход вышли пятьдесят две собаки, на базу вернулись одиннадцать.

Скотт верил не в собак, а в пони, зная об успешном их использовании в экспедициях на Земле Франца-Иосифа и на Шпицбергене. «Пони тащит тот же груз что и десять собак, а пищи употребляет втрое меньше». Это верно; однако, пони нуждается в объемном корме в отличие от собак, питавшихся пеммиканом; кроме того, мясо погибшего пони нельзя скормить другим пони; собака, в отличие от пони, может идти по насту, не проваливаясь; наконец, собака гораздо лучше, чем пони, переносит морозы и метели.

Ранее Скотт имел неудачный опыт использования собак и пришел к ошибочному выводу, что они непригодны для полярных путешествий.

Между тем все успешные экспедиции осуществлялись именно на собаках.

Участник полюсной группы Лоуренс Отс, отвечавший за лошадей, убедился, что собаки приспособлены к полярным условиям лучше, чем пони. Когда он заметил, как лошади слабеют от холода, голода и тяжелой работы, он стал настаивать, чтобы Скотт забивал на маршруте самых слабых животных и оставлял их туши в хранилищах на будущий сезон в качестве корма для собак, а если понадобится, то и для людей. Скотт отказался: ему претила мысль об убийстве животных.

Отрицательно относился Скотт и к убийству собак в отряде Амундсена, выступая против жестокого обращения с животными.

Кстати, та же участь постигла собак в походе Нансена к Северному полюсу и в переходе к Земле Франца-Иосифа в 1895 году, однако его никто не упрекал в жестокости. Это та высокая цена, которую приходится платить, чтобы достичь успеха, а часто – и чтобы выжить.

Мне не в меньшей степени жалко несчастных пони, которые сначала, в дороге, мучились от морской болезни, а затем, проваливаясь в снег и страдая от холода, тянули сани. Они были изначально обречены (Скотт прекрасно понимал это: в полюсной группе корма для пони взяли «в один конец») и погибли все до единого, причем 9 декабря были застрелены последние и… пошли на корм и собакам, и людям в группе Скотта. В дневнике Скотта при возвращении с полюса читаем: «Большое счастье, что наши рационы пополняются кониной (24 февраля)».

При подготовке продовольственных складов и в походе к полюсу использовались и мотосани (пока не вышли из строя из-за трещин в блоке цилиндров), и пони, и… все те же собаки. Запись в дневнике Скотта от 11 ноября: «Собаки работают великолепно». От 9 декабря: «Собаки бегут хорошо, несмотря на плохую дорогу».

Однако 11 декабря Скотт отправляет собак назад и остается без транспортных средств.

Смена, казалось бы, незыблемых принципов наводит на мысль, что у Скотта не было твердого, четкого плана действий. Например, только во время зимовки «Терра Нова» в Антарктиде некоторые участники маршрутных групп впервые в жизни встали на лыжи. А вот запись в дневнике от 11 декабря: «Везде… такой рыхлый снег, что при каждом шаге уходишь в него по колени…

Одно средство – лыжи, а мои упрямые соотечественники питают против них такое предубеждение, что не запаслись ими».

Весьма странное заявление для руководителя экспедиции – простая констатация факта.

Из приведенной ниже информации видно, насколько отличались темпы движения групп Амундсена и Скотта. Скотт стартовал на 13 дней позже Амундсена, на полюсе отставание составляло уже 22 дня. К месту последнего лагеря, ставшего могилой Скотта и товарищей, отставание составляло 2 месяца (это уже зима). Амундсен вернулся на базу всего за 41 день, что говорит об отличном физическом состоянии участников.

Старт с базы Полюс Итого Старт с полюса Конец маршрута Итого Всего
Амундсен 20.10.1911 14.12.1911 56 17.12.1912 26.1.1912 41 97
Скотт 1.11.1911 17.1.1912 78 19.1.1912 21.3.1912 62 140+++

###3###
Поиски складов с продовольствием
При подготовке продовольственных складов на предварительном этапе экспедиции Амундсен обезопасил себя от их поисков в случае плохой видимости на пути к полюсу и обратно. С этой целью от каждого склада протягивалась цепочка вешек на запад и восток, перпендикулярно направлению движения. Вешки располагались в 200 м друг от друга; длина цепочки достигала 8 км. Вешки были промаркированы таким образом, чтобы, найдя любую из них, можно было определить направление и расстояние до склада. Эти хлопоты полностью оправдали себя во время основного похода.

«Мы как раз встретили тогда ту погоду с туманом и метелью, на которую заранее рассчитывали, и эти приметные знаки не раз спасали нас».

Англичане складывали по пути ледяные гурии, что также помогало ориентироваться при возвращении, однако отсутствие перпендикулярно расположенных цепочек знаков иногда затрудняло поиски складов.

Обувь
Испытав лыжную обувь во время поездки для устройства первого склада и выявив ее недостатки, норвежцы перешили свои сапоги, сделав их более удобными и, главное, просторными, что позволило избежать обморожений. Чуть позже этим занялись и англичане. Обморожения ног у группы Скотта на обратном пути связаны, скорее всего, с общим истощением.

История с керосином
Очень показательна история с керосином, ускорившая роковую развязку в группе Скотта.
Вот записи в дневнике Скотта
24.02.1912: …До склада дошли… Запасы наши в порядке, только вот керосина мало.
26.02 Топлива ужасно мало…
2.03. … Дошли до склада… Первым делом мы нашли очень скудный запас горючего…При строжайшей экономии его едва может хватить до следующего склада, до которого 71 миля…

Вместо ожидаемого галлона (4,5 л) керосина Скотт обнаружил в канистре меньше кварты (1,13 л). Как выяснилось впоследствии, нехватка керосина на складах вовсе не была следствием неправильного расчета потребности в горючем. Это произошло оттого, что под влиянием низких температур кожаные прокладки в банках с керосином сжались, герметичность емкости нарушилась, и часть горючего улетучилась. С подобными керосиновыми утечками в условиях экстремально низких температур Амундсен столкнулся во время плавания через Северо-Западный проход и приложил все усилия, чтобы избежать этого в экспедиции к Южному полюсу.

Пятьдесят лет спустя на 86-м градусе южной широты была найдена герметично закрытая канистра с керосином, принадлежавшая Амундсену.

Ее содержимое сохранилось полностью.

Холодостойкость
На мой взгляд, немаловажное значение имела исключительная способность норвежцев переносить низкие температуры, не теряя сил и сохраняя работоспособность. Это относится не только к экспедиции Амундсена. То же в качестве примера можно сказать и об экспедициях другого великого норвежца Фритьофа Нансена. В книге ««Фрам» в полярном море», в той ее части, где рассказывается о походе Нансена и Йохансена к Северному полюсу, читаем поразившие меня строки (помня о том, что жили они в брезентовой палатке, обогреваясь лишь за счет примуса и лишь во время приготовления пищи):

«21 марта. В 9 ч. утра было -42 ºС. Солнечная, прекрасная погода, превосходная для путешествия.

29 марта. Вчера вечером температура поднялась до -34 ºС, и мы провели такую приятную ночь в спальном мешке, какой давно у нас не было.

31 марта. Подул южный ветер, и температура поднялась. Сегодня было -30 ºС, что мы приветствуем как наступление лета».

В результате норвежцы двигались с расчетной скоростью в таких погодных условиях (например, во время метели по пути к полюсу), в которых англичане вынуждены были пережидать или по крайней мере сильно теряли темп.+++

###4###«Ужасное разочарование!.. Печальное будет возвращение… Прощайте, золотые грезы!» — это слова Скотта, произнесенные на полюсе. Осталась бы в живых группа Скотта, если бы не было «ужасного разочарования» и англичане были бы на полюсе первыми? Предположим, что Пири не дошел бы до Северного полюса к 1910 году. В этом случае Амундсен, безусловно, отправился бы на «Фраме» в новый дрейф в Северный Ледовитый океан со своей первоначальной целью — достичь Северного полюса. Мне кажется, что этот «виртуальный» вопрос заслуживает внимания. Существует мнение, что

главной причиной гибели группы Скотта явилось тяжелое моральное состояние ее участников,

а также сложные маршрутные и климатические условия. И если бы не гонка с Амундсеном… Однако анализ произошедших событий позволяет сделать иной вывод.

Маршрутные условия группы Амундсена были не менее сложными. Преодолевая ледник при подъеме на Полярное плато, норвежцы столкнулись с гигантскими зонами трещин, чего не было у англичан. А жесткий график при возвращении (чередование 28- и 55-километровых дневных переходов вплоть до возвращения на базу) позволили Амундсену вернуться до наступления осени. Основной же причиной гибели группы Скотта является в первую очередь неправильный выбор транспортных средств, не соответствующий поставленной цели. Следствием этого была потеря темпа и – из-за более позднего возвращения – попадание в сложные климатические условия надвигающейся зимы (температура воздуха опускалась до -47 ºС). К этому обстоятельству добавилось переутомление и истощение участников.

В этих условиях увеличивается риск обморожений – и у всех были обморожены ноги.

Ситуация крайне обострилась еще и тем, что при возвращении погибли Эванс (17 февраля) и Отс (17 марта). Возвращение в таких условиях было за пределами человеческих возможностей. Реальных шансов спастись практически не было.

Научное значение экспедиций
На оценке научных результатов экспедиций Амундсена и Скотта в определенной степени отразился драматизм событий. К тому же в зимовочном составе норвежской экспедиции не было научных сотрудников.

Это иногда приводило к предвзятым мнениям о «ненаучности» экспедиции Амундсена.

Действительно, британская антарктическая экспедиция получила больше результатов по своей научной программе, чем экспедиция Амундсена. Однако оказалось, что наблюдения, сделанные группой Амундсена, позволяют распространить выводы английских исследователей на гораздо более обширные территории. Это касается геологического строения, рельефа, метеорологии. Именно наблюдения Амундсена внесли весомый вклад в современные принципы расчета бюджета массы льда антарктического ледникового покрова. Есть и другие примеры. Подлинный исследователь не станет оценивать, какая из экспедиций «более научная», он воспользуется результатами работ и тех и других.

Несмотря на «ужасное разочарование», при возвращении Скотт действовал активно, не теряя волю к жизни.

Страницы последней тетради дневника Скотта – впечатляющие свидетельства подлинного мужества и огромной силы воли.

Экспедиция Амундсена и поныне является образцом точнейшего расчёта сил и средств. Так, еще находясь в Норвегии и составляя план похода, он записал в 1910 (!) году: «Возвращение после покорения Южного полюса в базовый лагерь – 23 января 1912 г.» Он вернулся 26 января.

Расчетное время в никем не пройденном ранее пути до полюса и обратно, 2500 км «самой трудной на земле дороги», с точностью до трех дней совпало с фактическим.

Даже в XXI веке такой точности расчетов можно позавидовать.

Руал Амундсен всю жизнь мечтал достичь Северного полюса, а открыл… Южный. Он погиб 18 июня 1928 году где-то в районе острова Медвежий, вылетев на спасение экспедиции У. Нобиле, дирижабль которого потерпел катастрофу, возвращаясь с Северного полюса.

На острове Росса, на его южной оконечности, установлен крест в память Роберта Скотта и его товарищей Эдварда Уилсона, Лоуренса Отса, Генри Боуэрса и Эдгара Эванса, на котором начертаны их имена и девиз: To strive, to seek, to find and not to yield – «Бороться и искать, найти и не сдаваться».+++

#
: 3 сен 2021 , Чужие: «Черная книга» флоры , том 91,
№1/2

Покорение Южного полюса:
«От состояния копыт одной лошади зависит, быть может, слава…»

Прошло более ста лет с того звездного дня 14 декабря 1911 г., когда норвежская экспедиция под руководством Руаля Амундсена достигла Южного полюса Земли. Через 33 дня руководитель Британской антарктической экспедиции Роберт Скотт, ставший в этой «полярной гонке» вторым, с горечью записал в своем дневнике: «Тут мы поняли все. Норвежцы опередили нас и первыми достигли полюса». Норвежская экспедиция с триумфом вернулась домой, а героический капитан Скотт и его четыре спутника на обратном пути погибли от холода и голода. Можно ли было избежать трагедии, если бы покорители полюса знали, как правильно кормить лошадей на пути по антарктической пустыне?

Добиться первенства в освоении Антарктиды – ​национальная британская мечта в начале XX в. Для ее реализации были снаряжены и направлены к холодному континенту несколько экспедиций. Ими руководили такие известные исследователи и путешественники, как Уильям Брюс, установивший в Антарктиде первую постоянную метеостанцию, Эрнест Шеклтон, предпринявший попытку трансконтинентального перехода между морями Уэдделла и Росса, и Роберт Скотт, в своей первой экспедиции обнаруживший Антарктическое плато, на котором расположен Южный полюс.

Участники британской антарктической экспедиции на «Нимроде». 1908 г. Фото Э. Шеклтона. Архив Института полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера (Германия)

Это время не зря назвали Героической эпохой: подданные английской короны, как и полярники из других стран, проявили немалое мужество, совершив много научных и географических открытий. Но британцы так и не добились своей главной цели – ​первыми покорить Южный полюс.

Знаменитое «полярное соперничество», закончившееся печально для его участников, воодушевило следующие поколения исследователей Антарктиды и было запечатлено в трудах великих документалистов и писателей, включая Нобелевских лауреатов С. Цвейга и В. Набокова. Позднее было выдвинуто несколько версий причин «поражения» Великобритании. И одна из них – ​это то, что в экстремальных антарктических условиях британцы ошибочно сделали ставку на тягловую силу малорослых сибирских лошадок.

Как напишет позже С. Цвейг в своей исторической новелле «Борьба за Южный полюс» (1927), «в этом одиночестве обычные ценности приобретают иное, новое значение. Все, что помогает сохранить человеческую жизнь, драгоценно, незаменимо. От состояния копыт одной лошади зависит, быть может, слава…». И слова эти относились только к трагически закончившейся британской экспедиции: практика норвежцев, которые применяли для перевозки тяжестей ездовых эскимосских собак и кормили их павшими или намеренно убитыми «собратьями», оказалась неприемлема для истинных джентльменов.

Кто виноват?

Из архивных источников и дневников путешественников известно, что для южнополярных экспедиций чаще закупались маньчжурские лошади, которых сами англичане иногда называли сибирскими пони.

Низкорослые породы сибирских и дальневосточных лошадей (монгольская, тувинская, якутская) действительно хорошо приспособлены к суровым условиям – ​глубокому снежному покрову и низким температурам окружающей среды. У них достаточно плотная шерсть, крепкие копыта, воду им заменяет снег, они неприхотливы, выносливы и хорошо подходят для тягловой работы.

Якутский всадник. Фото Е. Макарова

Но в экспедициях что-то пошло не так! Из «Дневника полярного капитана» Скотта – ​бессмертного реквиема человеческой стойкости – известно, что лошади уже на ранних стадиях стали слабеть и терять свои ездовые природные качества, превращаясь в «негодных кляч». Поэтому вскоре единственной тягловой силой в походе к Южному полюсу стали люди, а тяжелое клеймо виновников гибели путешественников пало на лошадей. Что же произошло? Неужели данные об удивительных способностях и выносливости низкорослых лошадок оказались мифом?

Группа исследователей из академических институтов Якутска, Иркутска и Красноярска, изучающих лошадей якутской породы, предположила, что потеря их уникальных способностей была вызвана длительным потреблением неподходящего корма.

Из сохранившихся записей английских путешественников известно, что на протяжении многих месяцев, при доставке животных к месту старта и на пути к полюсу, животных кормили обычным «лошадиным» кормом (сено, овес, маис), закупленным на рынках портовых городов. При этом сам объем заготовленного корма был достаточен для путешествия. Так, для 19 лошадей южнополярной экспедиции было запасено 45 т прессованного сена, 4 т овса, 6 т жмыха, 5 т отрубей.

Так каким должен был быть рацион лошадей, которых Скотт хотел использовать для покорения полюса, с позиции современной науки о питании?

Подснежные луга

Согласно многочисленным генетическим исследованиям, якутская лошадь является прямым потомком лошадей, привезенных из Прибайкалья южными предками якутов между XIII—XV вв. За эволюционно короткий промежуток времени эти животные успешно адаптировались к обитанию в экстремальных, резко меняющихся климатических условиях одного из самых холодных регионов нашей планеты.

Якутские лошади отличаются зимой огруглыми «формами» благодаря большому количеству запасенного жира. Фото Е. Макарова

Результаты научных исследований последних лет говорят о том, что переносить экстремально низкие температуры окружающей среды животным помогает питание так называемым криокормом – ​закаленной холодом отавой (травой, выросшей на месте скошенной в том же году), особенно богатой питательными веществами (Пак, 2019; Петров и др., 2020; Petrov et al., 2020).

Начиная потреблять зеленый криокорм с августа, уже к началу октября лошади накапливают большое количество подкожного жира: их тело приобретает округлость, спинная впадина становится явно заметной среди гладких, толстых спинных мышц. В зимний период растительноядные животные обычно расходуют для поддержания энергетического обмена жировые запасы, накопленные с осени. Однако в случае якутской лошади пастьба не прекращается и зимой. Способность тебеневать – ​пастись, разгребая снег копытами, еще одно уникальное, особо ценное качество аборигенных табунных лошадей.

Специфика сезонного роста основной массы травянистой растительности в зоне мерзлоты состоит в том, что луга в первой половине лета заливаются паводковыми водами, а также подвергаются стравливанию животными и хозяйственному скашиванию. Поэтому у многих травянистых растений наблюдается два цикла роста.

Первый продолжается с начала вегетации до затопления паводковыми водами и механического повреждения в середине лета. За это время растения успевают дойти лишь до начала цветения. После схода воды и восстановления растительности начинается интенсивный рост новых побегов. Не успев пройти все фазы развития до наступления холодов, растения уходят под снег зелеными. Такая растительность служит лучшим кормом для лошадей в зимний период. Несмотря на все несомненные достижения биотехнологии, пока не удалось изобрести (создать) корм, превосходящий эти растения по питательной ценности

Таким образом, лошадям для работы в Антарктиде требовались тебеневочные корма, добываемые на осенних и зимних заснеженных пастбищах. Входящие в их состав растения имеют высокую питательную ценность за счет повышенного содержания белков, углеводов, липидов и ненасыщенных жирных кислот, которые накапливаются в результате естественного закаливания. В частности, злаки, закаленные холодом, в два раза богаче жирами (самыми энергоемкими биомолекулами) по сравнению с летними (Dudareva et al., 2015; Petrov et al., 2016, 2020).

Кроме того, для питания якутских лошадей жизненно необходимы осоки, а также хвощи, остающиеся зелеными и зимой (хвощи пестрый и камышковый), в которых мало клетчатки, но много белка и жира (Пак, 2019). Такой зимний корм за относительно короткое (30–45 суток) время может восстановить силу и упитанность даже очень истощенных лошадей.

Содержание альфа-линоленовой кислоты в жировой ткани лошадей, питающихся разным кормом, и в зеленой подснежной отаве. По: (Petrov et al., 2016, 2020; Belaunzaran et al., 2015)

В экстремальных условиях низких температур организм животных вынужден значительно активизировать иммунную систему и расходовать свои пластические и энергетические резервы (Корякина, 2020). Все перечисленные криокорма хорошо усваиваются в желудочно-кишечном тракте якутских лошадей и эффективно используются для поддержания холодоустойчивости их организма.

Одна из важных особенностей подснежной растительности – ​высокое содержание альфа-линоленовой кислоты, относящейся к так называемым омега‑3 ПНЖК, полиненасыщенным жирным кислотам с тремя изолированными двойными связями. Высокое содержание этого соединения обнаружено и в жировой ткани лошадей, питающихся криокормом, что значительно улучшает изоляционные свойства жира и способствует более эффективной выработке энергии в организме животного. Это, безусловно, является адаптацией к жизни в экстремальных, низкотемпературных условиях обитания.

Кладовая омега‑3

Лошади якутской породы всегда играли огромную роль в жизни коренного населения, и не только как тягловая сила. Продукты питания, изготовленные из мяса и молока этих животных, и сегодня составляют основу традиционного рациона северян, играя важную роль в поддержании здоровья и качества жизни местного населения.

Из молока кобыл готовят кумыс, из крови – ​вареную кровяную колбасу (субай), из конины – ​национальные копчено-вареные изделия (ойогос, саал). Помимо домашней переработки конины имеется и промышленное производство разнообразных колбас и других изделий.

Заготовку кобыльего молока для кумыса начинают в мае-июне, когда жеребята принимаются щипать траву. 1920-е гг. Черкехский историко-этнографический музей им. С. Омоллоона

Академик А. Ф. Миддендорф, посетивший Якутию больше ста лет назад, писал: «От кобыл якуты постоянным доением добывают, смотря по обстоятельствам, столько же молока, сколько от коров. Якуты уверяли меня даже, что можно дело довести до ведра в день. Но это достигается только частым доением»

Для всех этих продуктов характерно высокое содержание альфа-линоленовой кислоты, о которой упоминалось выше. Хорошо известно, что все омега‑3 ПНЖК являются неотъемлемой составляющей здорового питания. Так, длинноцепочечные омега‑3 ПНЖК (эйкозапентаеновая и докозагексаеновая кислоты) необходимы для нормального функционирования сердечно-сосудистой и нервной систем человека, а также поддержания обмена веществ в целом. Например, из эйкозапентаеновой кислоты синтезируются физиологически активные соединения эйкозаноиды, которые снижают артериальное давление, имеют противовоспалительное действие, расширяют бронхи, уменьшают аллергические реакции.

При этом среднецепочечная альфа-линоленовая кислота, накапливающаяся в зеленом криокорме, а затем и в тканях животных, служит предшественником в синтезе физиологически ценных длинноцепочечных омега‑3 ПНЖК.

На основе исследований питания якутских лошадей как поставщиков высококачественного мяса и жира можно дать практические рекомендации по их содержанию и разведению. Во-первых, лошади круглогодично должны содержаться на вольном выгуле (пастбищно-тебеневочный метод), а селекционно-племенная работа должна учитывать тебеневочные качества лошадей. Во-вторых, развитие табунного коневодства в северных условиях возможно только при сочетании с производством криокормов (например, подсев многолетних трав), законодательном нормировании экологической нагрузки на тебеневочные пастбища и другими мерами.

Большой чорон – специальный кубок для питья кумыса, и ковш для разлива этого традиционного якутского напитка. Чурапчинский музей истории и этнографии им. А. А. Саввина

ИЗ ПУТЕВЫХ ОПИСАНИЙ Г. Ф. МИЛЛЕРА: Опьяняющий напиток у татар, монголов, калмыков, нерчинских тунгусов, брацких и якутов делается из конского молока и называется по-татарски Kumiss, по-якутски Kmyss. Конское молоко в свежем виде, сразу как подоили кобылу, наливается в специально для этого изготовленный кожаный сосуд, имеющий пузатое тулово и узкую горловину, к нему доливается немного теплой воды и закваски от старого кумыса, и все это часто помешивается деревянной лопаткой, пока не приходит в брожение. То, что при таком усердном помешивании всплывает поверх молока, снимается и употребляется вместо масла. Само же молоко, после того как оно побродит один или два дня, называется кумысом и готово для питья. Иногда кумыс оставляют бродить до 8 или 14 дней и все время доливают в него свежее молоко после каждой дойки, а когда сосуд оказывается полным, то отливают в другой сосуд от готового кумыса столько, сколько его нужно для будущего употребления.

…У богатых и знатных людей, имеющих много скота, кумыс готовится круглый год. У бедных же только весной, когда кобылы жеребятся, и тогда закваску они выпрашивают у богатых. Для этой цели не позволяют жеребятам сосать маток, а привязывают их близ юрт к натянутому длинному аркану, или веревке, из конского волоса. Кобылы же ходят на пастбище, и когда молоко начинает их тяготить, они сами приходят к жеребятам возле юрт, и их доят. Поэтому якуты, как было сказано выше, называют месяц апрель Kulun-tutar-uia, то есть месяц, в котором молодые жеребята привязываются, чтобы собирать молоко на кумыс.

Кумыс иногда делают и из коровьего молока, но такой напиток не так крепок и не имеет у этих народов такого приятного вкуса, как тот, который делается из конского молока.

«Описание сибирских народов» (РГАДА, ф. 181, д. 1386, ч. 1).

Перевод и публикация д. и. н. А. Х. Элерта (ИИ СО РАН, Новосибирск)

Таким образом, на основании научных данных можно предположить, что одной из причин не­удач антарктической экспедиции Роберта Скотта стал неправильный рацион питания лошадей, взятых для перевозки грузов. В начале прошлого века люди еще не знали об особенностях биохимического обмена якутских лошадей и о роли в их питании закаленной холодом отавы. Питание же «обычным» лошадиным кормом привело к тому, что эти животные потеряли качества, необходимые для выживания в суровых полярных условиях.

Фото Е. Макарова

На родине английским героям-путешественникам поставлены памятники, о них написаны книги, сложены легенды. Настало время восстановить историческую справедливость и в отношении лошадей – ​верных спутников человека, издавна помогающих ему осваивать территории с самыми низкими температурами на планете.

И кстати, на 2020 г. число лошадей якутской породы в Республике Саха составляло свыше 177 тыс. голов.

Литература

Петров К. А. Криорезистентность растений: эколого-физиологические и биохимические аспекты. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2016. 275 с.

Петров К. А., Махутова О. Н., Гладышев М. И. Жирнокислотный состав тканей якутской лошади // Докл. Рос. акад. наук. Науки о жизни. 2020. Т. 492. С. 230–232.

Скотт Р. Дневник полярного капитана. М.: Эксмо, 2019. 448 с.

Шеклтон Э. В сердце Антарктики. М.: Paulsen, 2014. 528 c.

Petrov K. A., Dudareva L. V., Nokhsorov V. V., et al. The role of plant fatty acids in regulation of the adaptation of organisms to the cold climate in cryolithic zone of Yakutia // Journal Life Science. 2016. V. 26. P. 519–530.

Petrov K. A., Dudareva L. V., Nokhsorov V. V., et al. Fatty acid content and composition of the yakutian horses and their main food source: living in extreme winter conditions // Biomolecules. 2020. V. 10(2). P. 315.

Авторы благодарят к. б. н. Е. С. Задереева (руководителя группы научных коммуникаций ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН») за помощь при подготовке статьи и Е. П. Макарова (Якутск) за предоставленные фотоматериалы

#
: 3 сен 2021 , Чужие: «Черная книга» флоры , том 91,
№1/2

Изменить размер шрифта

110 лет назад, 14 декабря 1911 года, норвежская экспедиция под руковод­ством Руаля Амундсена первой в истории достигла Южного полюса.

С детских лет Амундсен мечтал о путешествиях и экспедициях на север. В 1889 году его кумиром стал полярный исследователь Фритьоф Нансен, только что вернувшийся из своей Гренландской экспедиции. Юный Роальд был потрясен сообщениями о походе Нансена через покрытый льдом остров, он мечтал, что однажды станет таким же знаменитым.

Проучившись два года на медицинском факультете и получив наследство после смерти матери, он решил целиком посвятить себя подготовке к грядущим путешествиям. Он пять лет изучал морское дело, нанимаясь на разные суда. В 1897 году его мечты начинают сбываться: в качестве помощника капитана Амундсен отправляется в экспедицию к Южному полюсу на корабле «Бельжика». Возглавлял экспедицию бельгийский лейтенант Адриен де Жерлаш. Благодаря этому путешествию Амундсен смог познакомиться с суровыми условиями околополярной зоны, чтобы лучше подготовиться к своему первому самостоятельному путешествию.

Руаль Амундсен

Купив небольшое судно «Йоа», в 1903 году он отправился в арктическую экспедицию. Вместе с шестью товарищами Амундсен открыл Северо-западный проход из Атлантического океана в Тихий. Обратно на родину Амундсен вернулся лишь осенью 1906 года, и сразу же был признан национальным героем.

После своего триумфального возвращения деятельный норвежец начал готовиться к новому путешествию, к Северному полюсу. Но экспедиции не суждено было состояться: во время подготовки к ней пришло известие о том, что американец Фредерик Кук стал первым человеком, достигшим этой точки земли. А еще год спустя о том же заявил американец Роберт Пири, оспаривавший первенство Кука.

Амундсен поменял свои планы и в августе 1910 года отправился в Антарктику.

13 января 1911 года судно «Фрам», которое было предоставлено норвежским путешественником Фритьофом Нансеном, причалило к ледяному барьеру Росса в Антарктиде.

Экспедиция Амундсена в Антарктиде

Маршрут экспедиции

Команда Амундсена начала готовиться к экспедиции, тренируясь, вновь и вновь проверяя каждую мелочь, и размещая склады с продовольствием вдоль намеченного маршрута к полюсу. 19 октября 1911 года Амундсен и четверо его друзей (Оскар Вистинг, Хельмер Хансен, Сверре Хассель и Олаф Бьолан) отправились на юг. Его отряд выбрал в качестве средства передвижения проверенный веками способ – собачьи упряжки.

14 декабря они достигли Южного полюса, преодолев путь длиной в 1500 километров. Амундсен достиг своей цели и водрузил норвежский флаг над бескрайней снежной равниной. Он опередил английскую экспедицию Роберта Скотта на целый месяц…

Южный полюс в наши дни

  • История, исторические деятели, секреты истории — на нашем сайте.

По инф. Calend.ru

  • Хотите читать нас в социальных сетях? Пожалуйста: Одноклассники, ВКонтакте. А еще есть Яндекс-Дзен.
  • Расскажите об этом своим друзьям!
  • Тамара Гвердцители выступит с концертами в США


    В США анонсировали концерты певицы Тамары Гвердцители по стране. Оператор RA Concert выставил на продажу билеты на своем сайте.

  • Садальский не верит, что Пересильд была в космосе и подозревает актрису в пристрастии к алкоголю


    Актер Станислав Садальский оскорбил Юлию Пересильд. В соцсетях он назвал актрису «выпивохой» и отпустил сальную шуточку в её адрес.

  • На Алексея Кортнева завели дело после инцидента в Новосибирске


    Против лидера группы «Несчастный случай» Алексея Кортнева возбудили уголовное дело из-за инцидента с полицейским в баре в Новосибирске, сообщил журналистам источник в правоохранительных органах.

  • На могиле Нины Ургант до сих пор нет памятника


    Прошло уже почти полтора года со дня смерти легендарной актрисы Нины Ургант, бабушки телеведущего Ивана Урганта. Но на её могиле на Комаровском кладбище под Санкт-Петербургом до сих пор нет памятника.

  • Театр Наций отменил показы спектакля с Лией Ахеджаковой


    Театр Наций отменил показы спектакля «Сказка про последнего ангела», запланированные на 26 и 27 апреля, сообщается на сайте учреждения. В постановке участвует народная артистка России Лия Ахеджакова.

  • Валерия спела вместе с «ожившим» Кобзоном


    Певица Валерия исполнила песню «Ноктюрн» вместе с голограммой умершего несколько лет назад Иосифа Кобзона. Юбилейный концерт певицы состоялся накануне в московском «Крокус Сити Холле».

  • Водитель дважды переехал упавшую у подъезда пенсионерку


    Житель северо-запада Москвы дважды случайно переехал упавшую у подъезда пенсионерку.

  • Сына Пескова сфотографировали с автоматом в зоне СВО


    В СМИ нет-нет, да и появляется информация об участии в спецоперации на Украине детей видных чиновников. На этот раз мы можем увидеть фото сына пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова с оружием в руках. О чем это говорит?

  • Зачем кошки мнут хозяина лапами?


    Привычка домашних кошек топтаться по человеку, ковру или мебели известна всем хозяевам. Но что является причиной этого?

  • Сторонники ПЦУ захватили храм и надругались над Библией


    В Киевской области раскольники Православной церкви Украины после захвата Покровского храма канонической Украинской православной церкви надругались над Библией.

  • Два депутата-единоросса умерли в один день


    За один день из жизни ушли два депутата-единоросса, заседавшие в Госдуме: 56-летний Джашарбек Узденов и 78-летний Николай Борцов.

  • Кто изобрел газировку?


    190 лет назад, 24 апреля 1833 года в США была запатентована газированная вода. Этим «изобретением» мир обязан британскому химику, богослову и философу Джозефу Пристли, открывшему одно из свойств диоксида углерода, с помощью которого и стало возможным создать газированную воду.

  • Народный артисту Сергею Мигицко исполнилось 70 лет


    Свой юбилей народный артист РФ Сергей Мигицко отметил на сцене Театра имени Ленсовета. Он сыграл в спектакле «Двенадцатая ночь».

  • Пенсионер получил сильный ожог ягодиц после химчистки автомобиля


    В Москве 61-летний мужчина отдал машину на автомойку и после химчистки салона получил страшные ожоги ягодиц.

  • Пьяный россиянин запытал пенсионерку до смерти из-за пачки печенья


    В Архангельской области 50-летний россиянин предстанет перед судом за жестокое убийство 64-летней пенсионерки.

  • Отец семейства вернулся «с того света»


    Мужчина из Индии, которого родственники считали скончавшимся от коронавируса, вернулся домой через два года после «смерти».

  • Не прошло и года: фото с третьей свадьбы Игоря Верника появились в Сети


    В Сети появилось первое фото со свадьбы 59-летнего советского и российского актера, телеведущего и певца Игоря Верника.

  • Наталья Гвоздикова из-за конфликта на Украине не общается с сестрой


    Российская актриса Наталья Гвоздикова поделилась подробностями об отношениях с родными, проживающими на Украине. В программе «Жизнь и судьба» она рассказала, что после звонка в 2014 году не общается с этими людьми.

  • Сын Бориса Грачевского Филипп растёт копией знаменитого папы


    Недавно вдова Бориса Грачевского Екатерина Белоцерковская вместе с двухлетним сыном Филиппом посетила премьеру мультфильма «Заверолэнд». «Выход в свет» стал одним из подарков ко дню рождения мальчика – 8 апреля ему исполнилось 3 года.

  • Не понял задумку создателей: Аль Пачино рассказал, как отказался от роли в «Звёздных войнах»


    В «Звездных войнах» роль Хана Соло мог играть не Харрисон Форд, а Аль Пачино. Но он отказался от участия, сообщает Variety со ссылкой на самого Аль Пачино.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Методологическое руководство в области исполнения бюджета осуществляет
  • Бгу руководство университета
  • Санмайт акарицид инструкция по применению для растений
  • Под чутким руководством перевод
  • Перспективного плана руководства трудовой деятельностью