За руководство школьным методическим объединением

МБОУ «Барагашская СОШ

ПОЛОЖЕНИЕ

О
РУКОВОДИТЕЛЕ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

1.                
Общие положения.

1.1. Руководитель школьного методического объединения
учителей-предметников по предмету (далее – руководитель ШМО) избирается из
числа наиболее заслуженных и компетентных педагогов, специалистов учебного
предмета.

1.2. Руководитель ШМО должен иметь высшее образование (среднее
специальное по технологии), стаж педагогической работы не менее 3-х лет.

1.3. Руководитель ШМО назначается  приказом директора школы.

1.4. Руководитель ШМО осуществляет оперативное управление объединением учителей-предметников
по предмету.

1.5 Руководитель ШМО ежегодно сдает план работы на учебный год до 31
августа текущего года и сдает отчет о проделанной работе ШМО до 15 июня.

1.6. Отчет о работе руководителя ШМО заслушивается на заседании
Методического совета школы.

2. Функции

2.1. В своей деятельности руководитель ШМО призван выполнять
управленческие функции:

— планирование деятельности ШМО;

— организации коллективной деятельности педагогов, объединенных в ШМО;

— отслеживание качества созданных условий учебно-воспитательного
процесса, качества протекания учебного процесса и качества результатов
преподавания по предмету;

— анализ результатов коллективной деятельности педагогов, объединенных
в ШМО.

3. Должностные обязанности

Руководитель школьного методического объединения учителей обязан:

3.1. Обеспечить совершенствование уровня профессиональной и
методической подготовки педагогов по  предмету;

3.2. Содействовать изучению, сообщению и распространению
педагогического опыта.

3.3. Оказывать необходимую методическую помощь педагогам, объединенным
в ШМО, посещать уроки учителей-предметников, давать рекомендации по внедрению в
учебный процесс новых образовательных технологий

3.4. Участвовать в экспертизах элективных курсов, экзаменационных
материалов.

3.5. Обеспечить высокую результативность методической работы
объединения.

3.6. Организовать работу по совершенствованию учебно-воспитательного
процесса по предмету.

3.7. Участвовать в изучении состояния преподавания учебного предмета, в
проведении внутришкольного контроля.

3.8. Содействовать выполнению стандарта в образовательной области.

3.9. Использовать разные формы развития творческого потенциала
педагогов.

3.10. Изучать и своевременно знакомить учителей с нормативно-правовой
документацией, регулирующей деятельность учителей учебного предмета, новинками
педагогической и методической литературы.

3.11. Проводить диагностику знаний и умений учителя-предметника (по
заявкам).

3.12. Участвовать в проведении промежуточной аттестации обучающихся,
срезах знаний, тестировании и анкетировании учащихся.

3.13.Оказывать помощь  членам МО в подготовке и проведении практикумов,
семинаров, круглых столов, научно-практических конференций, педагогических
чтений в школе.

3.14. Давать заключение и оценку авторским программам, участвовать в
обсуждении методических разработок, статей для публикации в периодической
печати и научно-методических пособиях.

4. Права.

4.1. Руководитель ШМО имеет право:

— участвовать в планировании деятельности Методического совета школы;

— самостоятельно планировать свою деятельность;

— требовать от членов ШМО необходимую информацию в пределах своей
компетенции;

— участвовать в работе экспертных групп при аттестации педагогов;

— повышать квалификацию;

— представлять к награждению педагогов  методического объединения на
грамоты комитета образования, министерства и правительства за успехи в обучении
и воспитании подрастающего поколения.


Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Если методические объединения создают, значит, это кому-то нужно. Чем они полезны для учителей и администрации? Можно ли получить доплаты за членство? Оправдывают ли они свою работу? Разбираемся в этом вместе с учителями из Москвы и регионов.

Какими бывают методобъединения

Методические объединения (МО) бывают школьными, муниципальными, региональными и всероссийскими.

На уровне конкретного учебного заведения МО объединяют учителей одного предмета. Если на всю школу приходится всего два историка или один географ, их прикрепляют к более крупным единицам — школьным методическим объединениям. Есть ШМО учителей гуманитарных дисциплин, естественно-научного профиля, точных наук. Кроме того, существуют объединения классных руководителей, учителей начальных классов, руководителей школьных кружков.

На муниципальном уровне МО разрабатывают единые стандарты преподавания того или иного предмета и проводят муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников. От ее результатов зависит рейтинг и конкретных учебных заведений, и муниципалитета в целом. 

Региональные и российские МО сегодня по факту существуют только на бумаге, никакой самостоятельной активности у них нет. Хотя еще 10 лет назад в Москве перед началом учебного года и на зимних каникулах проходили городские собрания методобъединений.

«Ценность этих собраний была в том, что учителя из разных школ и даже регионов общались между собой. Но после того, как в государственной политике в образовании был выбран путь минимизации общественного диалога, собрания учителей стали считать ненужными и даже опасными. А вдруг учителя истории выступят против новых программ, которые вот-вот будут утверждены и станут единственными и обязательными? Или словесникам не понравятся учебники, предлагаемые издательством «Просвещение»?» — объясняет Всеволод Луховицкий, учитель русского языка в школе «Интеллектуал», член совета МПРО «Учитель».

Какие задачи решают МО в школе

В интернете огромное количество типовых положений о методических объединениях. Если не обращать внимания на предметную специфику, то задачи у всех МО примерно одинаковые. Это:

— развивать профессиональный потенциал педагогов;

— знакомить учителей с современными методиками и технологиями;

— координировать усилия и совершенствовать методики преподавания.

Председатель первичной профсоюзной организации «Альянс учителей» из города Копейска Челябинской области Данил Плотников подтверждает: эти задачи по-прежнему актуальны. Одно время в его школе вообще упразднили методобъединения, но, видя, что экзаменационные результаты учеников снизились, стали их возрождать. 

Однако эффективность ШМО наши собеседники оценивают невысоко. Всему виной загруженность учителей: например, Данил Плотников в неделю проводит в школе 38 (!) уроков. В «Интеллектуале» учебная нагрузка у штатных педагогов небольшая (выручают совместители), но почти у каждого — несколько мест работы. При таком раскладе неудивительно, что и в Москве, и в Копейске ШМО собираются два-четыре раза в году.

Получите профессию педагога-организатора с дополнительной квалификацией «Социальный педагог» в Учебном центре Педсовета.

Что в программе?
— Практико-ориентированные методики работы социального педагога и педагога-организатора.
— Методы социально-педагогической работы с детьми, оставшихся без попечения родителей, и неблагополучными семьями.
— Поддержка кураторов и обратная связь от преподавателей.

А что в итоге?
Новая профессия и диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.

Доступна рассрочка.

Узнать подробнее

Чем реально полезны МО

Администрации

Директору школьные методобъединения пригождаются для решения кадровых задач. Коллеги Всеволода Луховицкого по профсоюзу постоянно рассказывают ему о ситуациях, когда на урок к неугодному учителю директор приходит в сопровождении завуча и… председателя ШМО. 

«По идее, этот человек должен помогать коллеге-учителю, защищать его от директора. Но чаще всего происходит наоборот. Председатель ШМО ищет недостатки конкретного урока, за которые можно уцепиться, чтобы снизить коллеге стимулирующие выплаты или вообще принудить его уйти из школы», — поясняет эксперт.

Учителям

В школах, где работают активные учителя, методобъединения могут выступать заменой неэффективного профсоюза. Они становятся важным связующим звеном между учителями и администрацией в финансовых и управленческих вопросах. 

«В «Интеллектуале» я заведовал кафедрой (методобъединением) социально-гуманитарных дисциплин: распределял нагрузку своих коллег, представлял директору все учебные программы и тематические планы. Насколько я знаю, в большинстве школ такого нет. Это плохо, потому что для учителей вопрос распределения нагрузки самый важный. От него напрямую зависит размер зарплаты», — приводит пример Всеволод Луховицкий.

Распределение стимулирующих выплат — еще одна важная задача методобъединения:

«В подавляющем большинстве школ учитель сам долго-долго собирает доказательства своей работы. Затем он все сдает секретарю и дальше просто ждет решения директора. Очень часто педагог остается этим решением недоволен и просто теряет интерес к работе. В нашей школе завкафедрой сначала распределяет баллы в присутствии коллег. После идет к директору и защищает свои выкладки вместе с другими завкафедрами. Директор, понимая, что все его решения получат огласку, подходит к распределению стимулирующих максимально объективно, и конфликты сводятся к минимуму», — рассказывает Луховицкий. 

Что касается денег, то, так как нет закона, который обязывал бы создавать ШМО, нигде не сказано, должны ли учителя получать надбавки за эту работу.

Всеволод Луховицкий признается, что в Москве он не знает ни одного педагога, который бы получал за руководство ШМО больше 3000-5000 рублей, что по меркам столицы очень мало.

В городе Копейске Челябинской области руководство ШМО не приносит даже таких денег. Зато надбавку в 15 тысяч рублей и преимущество при аттестации на высшую категорию имеют руководители муниципальных методобъединений. 

«Провинция живет бедно, поэтому на эту должность в муниципальном управлении образования назначают своих людей», — категорично заявляет Данил Плотников.

В целом выходит, что методические объединения школе все-таки нужны. Но не в том виде, когда они существуют исключительно в интересах директора, а как независимые общественные организации, в которых учителя решают учебные и профессиональные задачи. В том числе — по защите своих трудовых прав.


Материалы по теме:

  • Каких учителей не хватает в российских школах?
  • Как классному руководителю избежать лишней нагрузки;
  • Наставничество в образовании. Зарубежный и российский опыт.

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

УТВЕРЖДАЮ

Директор средней школы №6                                                                                              

___________С.В. Муравьева

«____»_____________201__г.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

РУКОВОДИТЕЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

  1. Общие положения.

1.1. Руководитель методического объединения школы назначается и освобождается от должности директором школы.                                             

1.2.Руководитель методического объединения в своей деятельности —  руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:

1.    Закон об образовании Российской Федерации;

2.   Конвенция о правах ребёнка;

3.   Конституция и законы Российской Федерации;

4.   Инструкции,  приказы, распоряжения комитета по образованию;

5.   Устав школы, приказы, распоряжения директора школы, администрации;

6.   Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

7.   Настоящим положением.

1.3. Руководитель методического объединения подчиняется в своей деятельности заместителю директора по учебно – воспитательной работе, директору школы.

1.4.  Руководитель методического объединения должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 3 лет.

1.5.  Руководителю методического объединения непосредственно подчиняются педагоги, входящие в состав методического объединения.

  1. Функции руководителя методического объединения.

2.1.      Организация методической, экспериментальной, инновационной работы методическом объединении, руководство данной работой и контроль за развитием этого процесса.

2.2.   Методическое руководство и координация работы учителей, входящих в состав методического объединения.

2.3.  Руководство и контроль за организацией учебной деятельности учащихся.

2.4.        Организация текущего и перспективного планирования, контроль за его выполнением.

2.5.  Организация повышения квалификации и профессионального мастерства учителей, участие в подготовке и проведении аттестации педагогических работников.

3. Должностные обязанности руководителя

методического объединения.

Руководитель методического объединения обязан:

3.1.      Организовывать текущее и перспективное планирование методической, экспериментальной и инновационной деятельности методического объединения (план утверждается  заместителем директора по научно-методической работе).

3.2.        Руководить разработкой календарно-тематических планов, учебно-методических пособий, дидактических и наглядных материалов по предметам, организовать оперативную корректировку учебно-методических материалов.

3.3.        Организовать текущее и перспективное планирование деятельности методического объединения.

3.4.  Анализировать итоги деятельности методического объединения за учебный год, на основе выявленных проблем планировать деятельность методического объединения на новый учебный год.

3.5.  Анализировать состояние кадрового потенциала методического объединения.

3.6.        Контролировать прохождение учителями учебных программ с учётом глубины и качества прохождения программ.

3.7.   Посещать уроки и внеклассные занятия учителей методического объединения с целью оказания методической помощи

3.8.         Участвовать в проведении олимпиад, научно-практических конференций учащихся

3.9.   Ставить в известность  заместителя директора по учебно-воспитательной работе обо всех изменениях в экспериментальной работе.

 3.10.  Своевременно составлять необходимую документацию методического объединения.

3.11.  Руководить проведением предметных (методических) недель, декад, месячников.

3.12.  Принимать участие в работе аттестационной комиссии.

3.13.  Организовывать повышение квалификации преподавательского состава методического объединения, давать рекомендации учителям желающим повышать свою квалификационную категорию.

3.14.         Оказывать помощь педагогам методического объединения в овладении ими навыками аналитической и других видов деятельности.

3.15.         Организовывать проведение педагогических (методических) экспериментов, внедрение в учебный процесс методических достижений и новых технологий обучения.

3.16.  Отвечать за распространение опыта работы педагогов методического объединения.

4.  Права руководителя методического объединения.

Руководитель методического объединения имеет право:

4.1.     Самостоятельно выбирать формы и методы работы с педагогами методического объединения, планировать работу, исходя из общего плана работы школы и педагогической целесообразности;

4.2.     Участвовать в управлении школой в порядке, определенном Уставом школы, участвовать в работе Педагогического совета школы;

 4.3.   Защищать профессиональную честь и достоинство;

4.4.   Знакомиться с жалобами, давать объяснения;

4.5.    Присутствовать на любых занятиях, проводимых педагогическим коллективом
школы;

4.6.  Повышать квалификацию;

4.7.  Аттестовываться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить её в случае успешного прохождения аттестации;

5.  Ответственность руководителя методического объединения.

5.1.          За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных актов, должностных обязанностей, установленных настоящим Положением, в том числе за не использование предоставленных прав, руководитель методического объединения несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенным трудовым законодательством.

5.2.          За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка руководитель методического объединения может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3.     За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации методического процесса руководитель методического объединения привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4.   За виновное причинение школе или участникам методического процесса ущерба в связи с исполнением (не исполнением) своих должностных обязанностей руководитель методического объединения несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимодействие с администрацией.

Руководитель методического объединения:

6.1.       Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками школы, руководителем методического совета, заместителем директора школы по  УВР, заместителем директора по воспитательной работе, директором школы.

6.2.       Работает в тесном контакте с учителями — предметниками, воспитателями, руководителями методических объединений, проблемных групп и других структурных подразделений методической службы, руководителем методического совета, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, заместителем по воспитательной работе, директором школы, специалистами служб школы и осуществляет взаимодействие с другими образовательными учреждениями по вопросам методической, экспериментальной и инновационной деятельности.

Модернизация современного отечественного образования предполагает не только обновление содержания образования, структурные и организационно-экономические изменения, но и совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующая в единое целое всю систему работы школы, является методическая служба. Роль методической службы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

Содержание методической работы в школе включает в себя следующие направления:

  • изучение нормативно-правовых документов органов образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;
  • изучение новых педагогических технологий;
  • изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания, проблем управления образовательным процессом;
  • диагностику профессиональных запросов учителей;
  • подготовку учителей к аттестации;
  • курсовую переподготовку;
  • подготовку к участию в научно-практических конференциях;
  • организацию и проведение теоретических семинаров и методических дней;
  • мониторинг учебных достижений;
  • программа методическое обеспечение образовательного процесса;
  • работу по оснащению кабинетов программными, методическими, диагностическими материалами;
  • внеклассную работу по предметам;
  • организацию исследовательской деятельности учителей и учащихся;
  • изучение передового педагогического опыта коллег.

При планировании методической работы учителя гимназии стремятся отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.

Одним из звеньев единой методической службы гимназии является школьное методическое объединение. Являясь не только руководителем кафедры физико-математического цикла, но и руководителем школьного методического объединения учителей математики, физики и информатики, я провожу довольно большую методическую работу. За время работы сформировались определённые принципы, методы и формы работы

Основное внимание в методической работе уделяется оказанию действенной помощи каждому учителю. Для того, чтобы эта помощь была реальной, работа строится на диагностической основе с учетом результатов анализа работы за прошедшие годы и выявленных недостатков.

Диагностика систематизирует методическую работу. Каждый учитель в течение 5 лет самостоятельно работает над своей проблемной темой, которая созвучна теме МО и школы, оформляет все материалы в папке по самообразованию, где сосредотачивается теоретический и практический материал по теме, разработки уроков и внеклассных мероприятий, творческие работы учащихся.

Вся работа отражается в отдельных методических папках, которые составляют единое целое, позволяющее увидеть реальную картину работы МО.

Папка № 1 Учебно-методическая деятельность

Задачи:

  • формирование банка данных педагогической информации (нормативно-правовая, научно-методическаяметодическая);

В данной папке собрана вся документация по нормативно-правовой базе:

  • Положение о МО гимназии;
  • приказ о назначении руководителя МО;
  • Положение о школьной олимпиаде;
  • Положение о методической неделе;
  • Положение о кафедре;
  • документация по итоговой аттестации учащихся и аттестации учителей;
  • документы,  изучаемые на заседаниях МО.

Папка №2: Программы, стандарты, проект стандарта нового поколения, календарно-тематическое планирование

Все программы, календарно-тематическое планирование, стандарты и проект стандарта нового поколения. Календарно-тематическое планирование утверждено директором гимназии и завучем физико-математического цикла. Такое расположение документов позволяет быстро найти необходимое и при проверке работы МО не требует приглашения учителя-предметника.

Папка № 3: Мониторинг учебной деятельности учителей физико-математического цикла.

Задачи мониторинга учебной деятельности

  • повышение профессиональной культуры учителя через участие в реализации методической идеи МОУ;
  • создание условий для повышения социально-профессионального статуса учителя
  • организация и проведение мониторинга обученности учащихся на основе научно-методического обеспечения учебных программ.

План по мониторингу представлен в таблице:

П/п

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1

Анализ выполнения плана МО за 2008/2009 учебный год и утверждение плана МО на 2009/2010 учебный год.

август

Руководитель МО

2

Конкретизация социально-профессионального статуса членов МО

август

Руководитель МО

4

Проведение заседаний МО

каждый месяц

Руководитель МО

5

Участие в педагогических советах школы, методических семинарах, заседаний районных предметных секций, районных предметных олимпиадах.

1 раз в месяц

Члены МО

6

Актуализация нормативных требований Сан.П и Н, охраны труда для всех участников образовательного процесса.

Сентябрь, январь

Члены МО

7

Внедрение информационных технологий в организационно-педагогический процесс

В течение года

Члены МО

8

Справки по ВШК

В течение года

Руководитель МО, руководитель кафедры

9

Диагностика

В течение года

Руководитель МО, руководитель кафедры

10

Организация и проведение четвертных, полугодовых и итоговых контрольных работ по предметам

Ноябрь, декабрь, февраль, май

Члены МО

11

Организация и проведение методических недель

Ноябрь, декабрь, февраль

Члены МО

12

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов

декабрь, апрель, май

Члены МО

13

Составление пакета документов для проведения итоговой аттестации учащихся 9 классов

Апрель

Члены МО

14

Составление и утверждение плана работы МО на 2010/2011 учебный год

 май-июнь

Руководитель МО

П/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Примечание

1

Организация и проведение контроля выполнения учебных программ, обязательного минимума содержания образования, корректирование прохождения программ по предметам

Январь, май

Руководитель МО,
члены МО

Справка и протоколы МО

2

Анализ входного контроля знаний, четвертных, полугодовых и итоговых контрольных работ

1 раз в 2 месяца

Руководитель МО,
Члены МО

Справка и протоколы МО

3

Анализ эффективности использования вариативной части школьного учебного плана

1 раз в полугодие

Руководитель МО, члены МО

Справка и протоколы МО

4

Анализ эффективности организации работы со слабоуспевающими учащимися в основной школе

1 раз в 3 месяца

Руководитель МО, члены МО

Справка и протоколы МО

5

Осуществление контроля выполнения практической части учебной программы по физике, математике, информатике

Январь, май

Руководитель МО

Справка

6

Анализ качества обученности учащихся по предметам физико-.мат. цикла за 1,2, 3, 4 четверти, 1 и 2 полугодие, год.

По окончании четверти, полугодия, года.

Руководитель МО,
члены МО

Справка и протоколы заседаний МО

7

Осуществление контроля за качеством составления пакетов документов для итоговой аттестации учащихся 9 по предметам физико-.мат. цикла

Апрель

Руководитель МО

Протокол заседаний МО

8

Оказание консультативной помощи при подготовке к экзаменам по предметам физико-.мат.цикла

Апрель — июнь

Члены МО

Нормативные документы по итоговой аттестации учащихся

9

Участие в работе малых пед. советах по предварительной итоговой успеваемости учащихся за четверть, полугодие

Октябрь
Декабрь
Февраль
Апрель

Члены МО

Информация

Папка № 4 Организация внеклассной работы по предметам.

Задачи:

  • формирование и развитие информационного пространства и информационных ресурсов образования, обеспечивающих взаимодействие между участниками образовательного процесса;
  • создание комфортных условий для интеллектуально-продвинутых учащихся, развития их творческих способностей.

П/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Примечание

1

Организация и проведение индивидуально – групповых занятий по предметам физико-.мат. цикла

Август, в течение года

Члены МО

Программы индивидуальных и индивидуально- групповых занятий по предметам (протокол МО), рекомендации

2

Участие в организации и проведении школьной научно-практической конференции

март

Члены МО

План методической недели МО (протокол МО, сборник)

3

Составление и утверждение олимпиадных заданий по предметам

сентябрь

Члены МО

Протокол заседания МО

4

Организация и проведение школьного этапа олимпиад по предметам (“Школьный интеллектуальный марафон”)

Октябрь,

Члены МО

Отчет о результатах проведения олимпиады (сборник)

5

Организация участия учащихся в различных конкурсных мероприятиях (районных, городских, областных, Российских).

В течение года

Члены МО

Отдельный график координаторов мероприятий.

6

Составление плана работы с учащимися во время школьных каникул.

май

Члены МО

Отдельный план

Папка № 5. Наградной материал

В этой папке собраны все награды педагогов физико-математического профилдипломы, грамоты. 

Папка № 6. Аттестация учителей.

Здесь находятся все аттестационные листы (копии), экспертные заключения о присвоении категории ( копии), копии свидетельств о прохождении курсовой подготовки. Такая систематизация позволяет чётко определять сроки прохождения аттестации и курсовой переподготовки.

Папка № 7. Мониторинг педагогической деятельности учителя ( профессиональный рост учителя).

Здесь собрана информация о каждом учителе за последние три года. Это позволяет проследить его профессиональный рост. А всю информацию о работе учителя затем оформить в портфолио учителя.

Работа методической службы по такому плану позволяет проследить педагогический рост каждого учителя, хорошо видна работа всего профиля.

АЛЧЕВСКИЙ ИНОРМАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Рекомендации

ШКОЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Подготовила:

Капранова Г.В.,

методист по учебным дисциплинам

ГУ ЛНР «АИМЦ»

Алчевск

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

2. ПОЛОЖЕНИЕ О МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ

2.1.  Общие положения

2.2. Задачи и направления деятельности методического объ­единения

2.3. Основные формы работы методического объединения

2. 4. Порядок работы методического объединения

2.5. Документация методического объединения

2.6. Права методического объединения

2.7. Положение о руководителе методического объединения

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Протокол заседания МО (образец)

  2. Состав методического объединения

  3. Положение о методическом дне педагога

  4. Положение о методической предметной неделе

  5. Положение о методической работе

  6. Отчет о работе МО

  7. Положение о творческой группе

Качественное планирование образовательного

процесса – залог успешной деятельности учителя

ВВЕДЕНИЕ

Строить работу методического объединения необходимо в рамках общей педагогической проблемы, над которой работает коллектив учителей школы в данный период. В ходе обсуждения общешкольной темы на заседании методического объединения желательно конкретизировать ее в работе учителей различных циклов в целом и каждого педагога в отдельности.

В начале учебного года определить с помощью творческой группы ряд задач, тем, разделов, видов учебной деятельности, которые нужно рассмотреть в течение учебного года педагогам для полной и эффективной реализации учебной программы.

Необходимо определить круг вопросов, которые следует рассмотреть на заседании, перечень лиц, ответственных за подготовку выделенных методических и организационных вопросов. Следует учитывать, что на заседаниях методического объединения могут рассматриваться вопросы, связанные с составлением рекомендаций, памяток, алгоритмов для изучения наиболее трудных тем программы, вопросы по формированию, изучению и распространению передового педагогического опыта, подготовке дидактического материала и прочее.

Согласно Положению о МО в течение учебного года проводится не менее четырех заседаний методического объединения учителей, то есть один раз в четверть, один практический семинар с организацией тематических открытых уроков, внеклассных мероприятий.

Всегда нужно помнить, что один человек, даже очень подго­товленный, не сможет реализовать намеченную на год работу. Только содружество, сотрудничество, сотворчество может стать залогом будущего успеха в повышении качества образования, одним из условий которого является эффективная деятельность методического объединения.

  1. НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Деятельность школьного методического объединения (ШМО) строится на нормативной основе в соответствии с Уставом общеобразовательного учреждения (ОУ).

Руководитель методического объединения должен, в первую очередь, изучить Положение о методическом объединении, принятом на педагогическом совете школы. В Положении, как правило, сказано о функциональных обязанностях и содержании деятельности всех членов ШМО.

Если педагоги ШМО объединились для решения какой-либо методической проблемы, то организуется творческая группа, деятельность которой регламентируется Положением о творческой группе.

Деятельность школьных методических объединений регули­рует школьный методический совет, поэтому все члены ШМО должны быть ознакомлены с Положением о методическом совете школы.

Одним из направлений деятельности ШМО является диссеминация актуального педагогического опыта, который изучается педагогами в рамках деятельности ШМО, обобщается, а затем распространяется. Это направление деятельности регламентируется Положением о внесении актуального педагогического опыта в школьный банк данных.

В начале каждого учебного года заместитель директора по ме­тодической работе готовит приказ об организации методической работы на предстоящий учебный год. В этом приказе заложена информация о содержании деятельности, о степени ответственности за деятельность ШМО, о документах, которые должны оформлять руководители ШМО.

2. ПОЛОЖЕНИЕ О МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ – ПРЕДМЕТНИКОВ

2.1. Общие положения

  1. Методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы ОУ, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, экспериментальной и внеурочной работы по одному или нескольким учебным предметам.

  1. Методическое объединение организуется при наличии не менее трех учителей по одному предмету или по одной образовательной области. В состав методического объединения могут входить учителя смежных дисциплин. В ОУ может создаваться методическое объединение классных руководителей и т. п.

  1. Количество методических объединений и их численность определяется, исходя, из необходимости решения поставленных перед ОУ задач и утверждается приказом директора ОУ.

  2. Методические объединения создаются, реорганизуются и ликвидируются директором ОУ по представлению заместителя директора по методической работе.

  3. Методические объединения подчиняются непосредственно заместителю директора по методической работе.

  4. В своей деятельности методическое объединение руководствуется Конституцией и законами ЛНР, решениями Министерства образования и науки, органов управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся, а также Уставом и локальными правовыми актами ОУ, приказами и распоряжениями директора.

2. Задачи и направления деятельности методического объединения

Методическое объединение как структурное подразделение ОУ создается для решения определенной части задач, возложенных на учебное заведение. Работа методического объединения нацелена на эффективное использование и развитие профессионального потенциала педагогов, на сплочение и координацию их усилий по совершенствованию методики преподавания соответствующих учебных дисциплин и на этой основе — на улучшение образовательного процесса.

В работе методических объединений учителей в различных видах деятельности предполагается решение следующих задач:

— изучение нормативной и методической документации по во­просам образования;

— выбор школьного компонента, разработка соответствую­щего образовательного стандарта;

— отбор содержания и составление учебных программ по пред­мету с учетом вариативности и разноуровневости;

— утверждение индивидуальных планов работы по предмету; анализ программ элективных курсов, авторских программ и методик;

— утверждение аттестационного материала для итогового контроля в переводных классах; аттестационного материала для государственной итоговой аттестации обучающихся за курс основной и полной школы (экзамены по выбору);

— ознакомление с анализом состояния преподавания предмета по итогам внутришкольного контроля;

— работа с обучающимися по соблюдению норм и правил техники безопасности в процессе обучения; разработка соответствующих рекомендаций, разработка рекомендаций по сохранению

образовательных дисциплин;

— взаимопосещение уроков по определенней тематике с по­следующим анализом и самоанализом достигнутых результатов;

— организация открытых уроков по определенной теме с целью ознакомления с методическими разработками сложных разделов программ;

— изучение актуального педагогического опыта; экспериментальная работа по предмету;

— организация исследовательской деятельности обучающихся по смежным образовательным дисциплинам;

— выработка единых требований в оценке результатов освое­ния программы на основе разработанных образовательных стан­дартов по предмету;

— разработка системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (тематическая, семестровая, зачетная и т. д.);

— ознакомление с методическими разработками по предмету; анализ методики преподавания предмета;

— отчеты о профессиональном самообразовании; работа педагогов по повышению квалификации в институтах (университетах); отчеты о творческих командировках;

— организация и проведение предметных недель (декад и т. д.) в образовательном учреждении; организация и проведение I этапа Всероссийских предметных олимпиад, конкурсов, смотров; ор­ганизация внеклассной работы по предмету с обучающимися (факультативные и элективные курсы, кружки, секции и др.);

укрепление материальной базы и приведение средств обучения, в том числе учебно-наглядных пособий по предмету, к соответствию современным требованиям к образованию

Методическое объединение:

— проводит первоначальную экспертизу изменений, вносимых преподавателями в учебные программы;

—  изучает и обобщает опыт преподавания учебных дисциплин;

— организует внеклассную деятельность учащихся по предмету;

— принимает решение о подготовке методических рекомендаций в помощь учителям;

— организует разработку методических рекомендаций для учащихся и их родителей в целях наилучшего усвоения соответствующих предметов и курсов, повышения культуры учебного труда;

— рекомендует учителям различные формы повышения квалификации;

— организует работу наставников с молодыми специалистами и малоопытными учителями;

— разрабатывает положения о конкурсах, олимпиадах, предметных неделях (месячниках) и организует их проведение.

3. Основные формы работы методического объединения

3.1. Проведение педагогических экспериментов по проблемам методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их результатов в образовательный процесс.

3.2. «Круглые столы», совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей и т. п.

3.3. Заседания методических объединений по вопросам методики обучения и воспитания учащихся.

3.4. Открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету.

3.5. Лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психо­логии.

3.6. Изучение и реализация в учебно-воспитательном про­цессе требований нормативных документов, актуального педагогического.

3.7. Проведение предметных и методических недель.

3.8. Взаимопосещение уроков педагогами с последующим анализом проблем и рекомендациями по решению выдвинутых проблем обучения и воспитания.

4. Порядок работы методического объединения

4.1. Возглавляет методическое объединение руководитель, назначаемый директором ОУ из числа наиболее опытных педагогов по согласованию с членами методического объединения.

4.2. Работа методического объединения проводится в соответ­ствии с планом работы на текущий учебный год. План составляется руководителем методического объединения, рассматривается на заседании методического объединения, согласовывается с заместителем директора по методической работе и утверждается методическим советом ОУ.

4.3. Заседания методического объединения проводятся не реже одного раза в четверть. О времени и месте проведения заседания председатель методического объединения обязан поставить в известность заместителя директора ОУ по методической работе.

4.4. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в протоколах заседания методического объединения. Рекомендации подписываются председателем методического объединения.

4.5. При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или интересы других методических объединений, на заседания необходимо приглашать их руководителей (учителей).

4.6. Контроль деятельности МО осуществляется директором ОУ, его заместителями по методической, учебно-воспитатель­ной работе в соответствии с планами методической работы шко­лы и внутришкольного контроля.

5. Документация методического объединения

5.1. Документы, нормирующие учебно-воспитательный процесс:

Приказы Министерства образования и науки ЛНР;

«Методические рекомендации по изучению базовых предметов в учебном году»;

Методические рекомендации всех уровней;

Положение о конкурсах;

Распоряжения, информационные письма по методической работе

Локальные нормативные акты:
Приказ о создании методического объединения;
Приказ о назначении руководителя методического объединения;
Положение о методическом объединении;
Положение о творческой группе;
Положение о предметной неделе;
Положение о методической работе учителя;
Положение о методическом дне учителя;
Положение о календарно-тематическом планировании;
Должностная инструкция учителя;
Инструкция по охране труда для учителя;
Портфолио МО;

Портфолио педагогов

5.2. Документы перспективного планирования:
Перспективный план аттестации учителей;
Перспективный план повышения квалификации учителей;
Перспективный план изучения состояния преподавания предметов на 5 лет;
Паспорта паспортизованных учебных кабинетов.

5.3. Документы текущего планирования:

План работы методического объединения на учебный год;

Тематика заседаний методического объединения (обязательно включает теоретические и практические вопросы);

Анализ работы методического объединения за прошлый год;

Проблемы, над которыми работает педколлектив школы в учебном году;

Проблемы и задачи, над которыми работает методическое объединение

Банк данных об учителях методического объединения;

График проведения совещаний, заседаний, конференций, семинаров, круглых столов, творческих отчетов, деловых игр и тому подобное;

График открытых уроков, внеклассных мероприятий;

Работа с одаренными детьми;

Работа со слабоуспевающими учащимися;

План работы с молодыми, малоопытными и новыми специалистами;

Планы проведения предметной недели.

5.4. Информационно-аналитические и отчетные документы:
Информационно-аналитические справки;
Диагностические графики, таблицы;
Отчеты о работе за год и другие;
Протоколы заседаний методического объединения.

5.5. Перечень программ на текущий учебный год, программ для факультативных курсов.

6. Методическая копилка

  1. Разработки уроков и внеклассных мероприятий.

  2. Доклады и выступления педагогов на заседаниях МО, семинарах, методсоветах.

  3. Памятки и рекомендации.

  4. Обобщение передового опыта.

  5. Издательская деятельность (статьи, сборники, методички).

6. Права методического объединения

Методическое объединение имеет право:

• готовить предложения и рекомендовать учителей для по­вышения квалификационного разряда;

• выдвигать предложения об улучшении учебного процесса;

  • ставить вопрос о публикации материалов о передовом пе­дагогическом опыте, накопленном в методическом объединении;

  • ставить вопрос перед администрацией ОУ о поощрении учителей методического объединения за активное участие в экспе­риментальной деятельности;

  • рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации;

  • обращаться за консультациями по проблемам учебной дея­тельности и воспитания учащихся к заместителям директора ОУ;

  • вносить предложения по организации и содержанию атте­стации учителей;

  • выдвигать от методического объединения учителей для участия в профессиональных конкурсах.

7. Положение о руководителе методического объединения

1. Общие положения.

7.1. Руководитель методического объединения школы назначается и освобождается от должности директором школы.

7.2. Руководитель методического объединения в своей деятельности руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:

  • Закон об образовании ЛНР;

  • Конвенция о правах ребёнка;

  • Конституция и законы ЛНР;

  • Инструкции, приказы, распоряжения Министерства образования и науки, управления образования города;

  • Устав школы, приказы, распоряжения директора школы, администрации;

  • Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

• Настоящее положение.

  1. Руководитель методического объединения подчиняется в своей деятельности руководителю методического совета, заместителю директора по учебно-воспитательной работе, директору школы.

  1. Руководитель методического объединения должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 3 лет.

  1. Руководителю методического объединения непосредственно подчиняются педагоги, входящие в состав методического объединения.

2. Функции руководителя методического объединения

2.1. Организация методической, экспериментальной, инновационной деятельности в методическом объединении, руководство данной работой и контроль за развитием этого процесса.

2.2. Методическое руководство и координация работы учителей, входящих в состав методического объединения.

2.3. Руководство и контроль за организацией учебной деятельности учащихся.

2.4. Организация текущего и перспективного планирования, контроль его выполнения.

2.5. Организация повышения квалификации и профессионального мастерства учителей, участие в подготовке и проведении аттестации педагогических работников.

3. Должностные обязанности руководителя методическо­го объединения.

Руководитель методического объединения обязан:

  1. Организовывать текущее и перспективное планирование методической, экспериментальной и инновационной деятельно­сти методического объединения (план утверждается руководи­телем методического совета, заместителем директора по учебно-воспитательной работе).

  2. Руководить разработкой календарно-тематических пла­нов, учебно-методических пособий, дидактических и наглядных материалов по предметам, организовывать оперативную коррек­тировку учебно-методических материалов.

  3. Организовывать текущее и перспективное планирова­ние деятельности методического объединения.

  4. Анализировать итоги деятельности методического объединения за учебный год, на основе выявленных проблем планировать деятельность методического объединения на новый учебный год.

  5. Анализировать состояние кадрового потенциала методического объединения.

3.6. Контролировать прохождение учителями учебных программ с учётом глубины и качества их прохождения

3.7. Посещать уроки и внеклассные занятия учителей методического объединения с целью оказания методической помощи.

  1. Участвовать в проведении олимпиад, научно-практи­ческих конференций учащихся.

  2. Ставить в известность руководителя методического совета, заместителя директора по учебно-воспитательной работе обо всех изменениях в экспериментальной работе.

  1. Своевременно составлять необходимую документацию методического объединения.

  2. Руководить проведением предметных (методических) недель.

3.12. Принимать участие в работе аттестационной комиссии.

  1. Организовывать повышение квалификации преподавательского состава методического объединения, давать рекомендации учителям, желающим повышать свою квалификационную категорию.

  2. Оказывать помощь педагогам методического объединения в овладении ими навыками аналитической и других видов деятельности.

  3. Организовывать проведение педагогических (методических) экспериментов, внедрение в учебный процесс методических достижений и новых технологий обучения.

  4. Отвечать за распространение опыта работы педагогов методического объединения.

4. Права руководителя методического объединения.

Руководитель методического объединения имеет право:

4.1. Самостоятельно выбирать формы и методы работы с педагогами методического объединения, планировать работу, исходя из общего плана работы школы и педагогической целесообразности.

4.2. Участвовать в управлении школой в порядке, определенном Уставом школы, участвовать в работе педагогического совета школы.

4.3. Защищать профессиональную честь и достоинство.

4.4. Знакомиться с жалобами, давать объяснения.

4.5. Присутствовать на любых занятиях, проводимых педагогическим коллективом школы.

4.6. Повышать квалификацию.

5. Ответственность руководителя методического объединения

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных актов, должностных обязанностей, установленных настоящим Положением, в том числе за неиспользование предоставленных прав, руководитель методического объединения несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.2. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка руководитель методического объединения может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом ЛНР «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации методического процесса руководитель методического объединения привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4. За виновное причинение школе или участникам методического процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей руководитель методического объединения несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством

6. Взаимодействие с администрацией

Руководитель методического объединения:

6.1. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками школы, руководителем методического совета, заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе, заместителя директора по воспитательной работе, директором школы.

6.2. Работает в тесном контакте с учителями-предметниками, воспитателями, руководителями методических объединений, проблемных групп и других структурных подразделений методической службы, руководителем методического совета заместителем директора по учебно-воспитательной работе, заместителем по воспитательной работе, директором школы, специалистами служб школы и осуществляет взаимодействие с другими образовательными учреждениями по вопросам методической, экспериментальной и инновационной деятельности.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Справочник руководителя методического объединения / авт.-сост. Л.П. Татарникова, С.Д. Аюпова. – изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 291 с.

2. Лизинский В.М. О методической работе в школе / В.М. Лизинский. – М. : Центр «Педагогический поиск», 2001. – 160 с.

3. Макарова Т.Н. Организация деятельности методического объединения в школе . 4.1. / Т.Н. Макарова, Макаров В.Н. – М.: Центр «Педагогический поиск». – 2010. – 160 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Коммутатор cisco руководство
  • Швейная машинка elna 1130 инструкция по применению
  • Гинокомфорт гель для интимной гигиены цена инструкция отзывы увлажняющий
  • Руководство по маникюру в домашних условиях
  • Руководство твоего дома