-
Законность (принцип, метод, режим) в государственном управлении. Административное усмотрение.
Законность
— комплексное (принцип, метод, режим)
социально-правовое явление, характеризующее
организацию и функционирование общества
и государства на правовых началах.
Термин
«законность» является производным от
термина «закон» и, будучи комплексным
понятием, охватывает все стороны жизни
права — от его роли в создании закона
до реализации его норм в юридической
практике. Законность отражает правовой
характер организации общественно-политической
жизни, органическую связь права и
власти, права и государства, права и
общества. Требование законности в
равной мере относится к высшим органам
государственной власти, к иным
государственным органам, которые
принимают в рамках своей компетенции
подзаконные акты (сфера правотворчества),
к непосредственным исполнителям законов
— должностным лицам, а также к общественным
организациям, коммерческим корпорациям,
гражданам (сфера правореализации).
Законность
характеризуется единством двух
признаков: внешнего (формального) —
обязанностью исполнять предписания
законов и подзаконных правовых актов
государственными органами, должностными
лицами, гражданами и различными
объединениями; внутреннего (сущностного)
— наличием научно обоснованных и
соответствующих праву законов; качеством
законов.
Важно
не только соблюдать законы, но и создавать
справедливые, т.е. правовые законы.
Правовые законы должны быть нормативной
основой законности. Законность является
не самоцелью, не исполнением во имя
исполнения. Её назначение — соблюдение
законов во имя торжества свободы,
справедливости. Законность — явление
прогрессивное и призванное содействовать
общественному прогрессу. В истории
было немало случаев, когда граждане
придерживались законов, а законность
нарушалась, когда «суровое соблюдение»
в действительности означало «суровое
нарушение» (например, массовые репрессии
во времена культа личности Сталина в
СССР). В таких случаях закон не
соответствовал праву, не отвечал
потребностям общественного прогресса.
Чтобы в государстве была «правозаконность»,
действующие законы, прежде всего
Конституция, должны адекватно отражать
правовые принципы, общечеловеческие
ценности. В сфере правотворчества это
выражается в обеспечении издания
закона, соответствующего праву,
Конституции.
Законность
— явление многоаспектное и может
выступать как принцип, метод, режим.
Законность является принципом
деятельности государственных органов,
общественных организаций, коммерческих
корпораций, должностных лиц, граждан.
Принцип
законности присущ только демократическим
государствам, поскольку он является
антиподом произвола и беззакония,
предполагает связанность всех органов
государства правовыми нормами, действия
в их рамках и во имя их реализации. С
другой стороны — со стороны деятельности
государства законность выступает как
определенный метод государственного
руководства обществом, т.е. оно
осуществляется исключительно правовыми
средствами. Как
метод
государственного руководства обществом
законность означает, что:
1)
органы государства и должностные лица
при осуществлении своей деятельности,
разрабатывая и принимая решения,
опираются на принципы и требования
законности;
2)
при организации реализации принятых
решений они не выходят за пределы своей
компетенции;
3)при
осуществлении контроля и надзора за
законностью действий участников
общественных отношений они придерживаются
правовых процедур, используют правовые
средства и способы.
Метод
законности является основой применения
иных методов государственного управления:
организации, принуждения, воспитания,
контроля и т.п. Он предполагает высокий
уровень правовой культуры и одновременно
является
средством повышения уровня общей и
правовой культуры.
Законность
есть и режим реально действующего
права, состояние (атмосфера) соответствия
общественных отношений законам и
подзаконным нормативно-правовым актам,
которые, в свою очередь, призваны
отражать принципы свободы и справедливости,
заложенные в праве.
Режим
законности
— непременный элемент демократии, ибо
без законности демократия может
перерасти в охлократию — власть толпы.
Без законности как режима
общественно-политической жизни общество
может быть ввергнуто в анархию и хаос,
когда личность становится уязвимой
для бесконтрольных действий со стороны
государственной власти, незащищенной
от ее произвола.
Без
законности нет демократии, без демократии
невозможно обеспечить законность.
Законность и демократия — факторы
построения правового государства.
Административное
усмотрение
Известно,
что понятия дискреции и дискреционной
власти означают решение должностным
лицом или государственным органом
вопроса по собственному усмотрению.
То есть административное усмотрение
это мотивированный выбор для принятия
правомерных решений и совершения
действий управомоченным субъектом в
рамках его компетенции для исполнения
функций государственного управления.
Административное
усмотрение – это административно-правовое
повеление, которое основывается на:
– правильно
понятом публичном интересе и совершении
действий, принятии решений в соответствии
с ним и в рамках собственных полномочий;
– формировании
соответствующей мотивации;
– оценке
юридических альтернатив действий и
решений и обосновании выбора;
– осуществлении
или неосуществлении юридических
действий,
намерении
следовать принятым решениям и действовать
в соответствии с ними.
Административное
усмотрение предусматривается законом,
проявляется в процессе его реализации
и должно быть основано на правильном
его понимании.
При
этом надо учесть, что усмотрение может
формироваться не только на базе
позитивных позиций его носителя, но и
под давлением вышестоящих органов и
руководителей, общественного мнения,
третьих лиц, а также под иным, в том
числ,е и противоправным воздействием.
Неправильное
использование административного
усмотрения ведет к субъективизму в
государственном управлении и создает
коррупционные риски.
Таким
образом, административное усмотрение
является фактором, обеспечивающим
динамику государственного управления,
невозможную без него при существующем
объеме государственных дел. В то же
время только законодательное закрепление
его форм и оснований и контроль являются
гарантией его эффективности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Законность — комплексное (принцип, метод, режим) социально-правовое явление, характеризующее организацию и функционирование общества и государства на правовых началах.
Термин «законность» является производным от термина «закон» и, будучи комплексным понятием, охватывает все стороны жизни права — от его роли в создании закона до реализации его норм в юридической практике. Законность отражает правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства, права и общества. Требование законности в равной мере относится к высшим органам государственной власти, к иным государственным органам, которые принимают в рамках своей компетенции подзаконные акты (сфера правотворчества), к непосредственным исполнителям законов — должностным лицам, а также к общественным организациям, коммерческим корпорациям, гражданам (сфера правореализации).
Законность характеризуется единством двух признаков:
внешнего (формального) — обязанностью исполнять предписания законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями;
внутреннего (сущностного) — наличием научно обоснованных и соответствующих праву законов; качеством законов.
Важно не только соблюдать законы, но и создавать справедливые, т.е. правовые законы. Правовые законы должны быть нормативной основой законности. Законность является не самоцелью, не исполнением во имя исполнения. Её назначение — соблюдение законов во имя торжества свободы, справедливости. Законность — явление прогрессивное и призванное содействовать общественному прогрессу. В истории было немало случаев, когда граждане придерживались законов, а законность нарушалась, когда «суровое соблюдение» в действительности означало «суровое нарушение» (например, массовые репрессии во времена культа личности Сталина в СССР). В таких случаях закон не соответствовал праву, не отвечал потребностям общественного прогресса. Чтобы в государстве была «правозаконность», действующие законы, прежде всего Конституция, должны адекватно отражать правовые принципы, общечеловеческие ценности. В сфере правотворчества это выражается в обеспечении издания закона, соответствующего праву, Конституции.
Законность — явление многоаспектное и может выступать как принцип, метод, режим. Законность является принципом деятельности государственных органов, общественных организаций, коммерческих корпораций, должностных лиц, граждан. Принцип законности присущ только демократическим государствам, поскольку он является антиподом произвола и беззакония, предполагает связанность всех органов государства правовыми нормами, действия в их рамках и во имя их реализации. С другой стороны — со стороны деятельности государства законность выступает как определенный метод государственного руководства обществом, т. е. оно осуществляется исключительно правовыми средствами. Как метод государственного руководства обществом законность означает, что:
1) органы государства и должностные лица при осуществлении своей деятельности, разрабатывая и принимая решения, опираются на принципы и требования законности;
2) при организации реализации принятых решений они не выходят за пределы своей компетенции;
3)при осуществлении контроля и надзора за законностью действий участников общественных отношений они придерживаются правовых процедур, используют правовые средства и способы.
Метод законности является основой применения иных методов государственного управления: организации, принуждения, воспитания, контроля и т.п. Он предполагает высокий уровень правовой культуры и одновременно является средством повышения уровня общей и правовой культуры.
Законность есть и режим реально действующего права, состояние (атмосфера) соответствия общественных отношений законам и подзаконным нормативно-правовым актам, которые, в свою очередь, призваны отражать принципы свободы и справедливости, заложенные в праве.
Режим законности — непременный элемент демократии, ибо без законности демократия может перерасти в охлократию — власть толпы. Без законности как режима общественно-политической жизни общество может быть ввергнуто в анархию и хаос, когда личность становится уязвимой для бесконтрольных действий со стороны государственной власти, незащищенной от ее произвола.
Без законности нет демократии, без демократии невозможно обеспечить законность. Законность и демократия — факторы построения правового государства.
Что такое законность — принцип, метод или режим?
И принцип, и метод, и режим. Все зависит от угла зрения. Однако без принципа законности как основополагающего начала деятельности государственных органов, государственных и общественных организаций, должностных лиц, граждан, без законности как метода государственного руководства обществом не состоится режим законности. В широком понимании законность — это режим общественно-политической жизни, создаваемый:
— государством, которое устанавливает порядок издания (изменения, отмены) законов и подзаконных нормативно-правовых актов, обеспечивает их соответствие потребностям общественного развития;
— всеми субъектами права (государственными органами, должностными лицами, общественными организациями, коммерческими организациями, гражданами) в результате однозначного понимания и неуклонного осуществления ими предписаний законов и подзаконных актов.
При режиме законности устанавливается правовая атмосфера, где господствуют идеи права, гуманизма, справедливости, свободы и ответственности; личность ограждена от произвола власти, общество — от анархии, хаоса, беспорядка и насилия.
Прежде чем обратиться к анализу сущностного содержания категории «законность», автор считает необходимым обратиться к истории появления данного термина в России. По мнению Т. Ю. Ермоловой, «появлению и утверждению в государственной и общественной практике понятия «законность» в России способствовал Указ Петра I от 12 января 1722 года, согласно которому была образована прокуратура, отвечающая за строгое и точное соблюдение всех установлений, исходящих от государя, а затем и от высших государственных органов. Строгое соблюдение законов государства, надзор за которыми был возложен на прокуратуру, в последующем стало трактоваться как надзор за законностью, а сама законность — как точное и строгое соблюдение действующих законов» [8, с.51].
Опыт показывает, что беззакония творятся и при наличии органов надзора за законностью в системе органов государственной власти, а иногда и при непосредственном участии в правонарушениях работников данного ведомства.
Как правовая категория законность — это явление многогранное. Одним из проявлений законности является то, что законность представляется в качестве определенного состояния государства и общества, достигаемого ими на высоком уровне их эволюционного развития. При этом важно подчеркнуть, что никакое государственное образование первоначально не возникало как государство законности. Достижение такого состояния — это всегда сложный процесс поступательного развития правовой культуры в широком смысле.
В своем учебнике по общей теории государства и права профессор М. Н. Марченко отмечает, что «в числе важнейших признаков и черт правового государства — не только создание, но и поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности, предотвращение попыток узурпации власти, сосредоточения ее в одних или нескольких руках» [6, с.143].
Такое утверждение способствует возникновению обширного поля для дискуссий о природе законности. В первую очередь обращает на себя внимание очевидная связь между категорией «правовое государство» и категорией «законность», причем категория «законность» в данной системе является производной от «правового государства». Таким образом, законность как состояние общественной жизни может возникнуть только в правовом государстве.
С. С. Пчелинцев указывает, что законность чаще всего определяется в юридической литературе как:
— своеобразный политико-правовой режим общественной жизни;
— принцип деятельности государственных органов;
— строгое, точное и неуклонное соблюдение и исполнение требований правового акта;
— совокупность взаимосвязанных элементов, выражающих объективные потребности жизнедеятельности и развития требований общества, государства и права к деятельности участников общественных отношений [7, с.58].
В общем и целом следует согласиться с теоретической доктриной относительно исследования данной юридической категории, которая широко описывается в научной литературе, но при этом следует отметить, что в настоящее время возникла необходимость обратиться к устоявшимся точкам зрения относительно категории «законность», а также разработать адекватные современным условиям и потребностям административно-правовые средства поддержания и укрепления законности в системе МВД России.
Полагаем, что в настоящее время проблему укрепления законности нельзя исследовать отдельно от проблем противодействия коррупции и укрепления дисциплины в органах власти и управления, а также проблемы построения развитого, демократического, суверенного и социально ориентированного правового государства. Следует признать, что именно условия правового государства — это самая благоприятная среда для возникновения и существования режима законности. Таким образом, правовое государство представляется как своеобразная оболочка законности.
В свою очередь, законность как явление общественной и государственной жизни возникала и развивалась постепенно, эволюционировала от простых форм к сложным формам и проявлениям. В связи с этим В. М. Лесной отмечал, что законность не существовала всегда.
Впервые категорию законности мы встречаем у известных правоведов и идеологов правового государства Г. Гроция, Ш. Монтескье, Ж. Руссо, которые исследовали буржуазно-демократические принципы и описали их в своих работах [5, с.168].
Следовательно, только в правовом государстве законность как явление общественной жизни может эффективно существовать. Исходя из этого, вполне верен тезис о том, что правовое государство и законность находятся в тесной диалектической взаимосвязи.
Категорию законность следует рассматривать как цель правового государства, его основополагающий результат, достигаемый только в процессе последовательного развития государства и общества. Думается, что большинство государств должны стремиться к такому результату. Тем ни менее в силу разных причин для некоторых политических систем эта цель так и остается целью.
Следует согласиться с С. П. Булавиным, который смотрит на законность именно с государственно-правовой точки зрения, а также отмечает, что законность нужна не сама по себе, она должна служить людям и обществу в целом.
Он также пишет о том, что законность — это основа демократического режима правового государства, предполагающего верховенство правового закона в общественной жизни, состоящего в требованиях строгого и неуклонного соблюдения всеми субъектами общественных отношений правовых законов и основанных на них подзаконных актов, обеспечивающих гарантированность и охрану прав и свобод граждан, законных интересов общества и государства [1, с.137].
Как отметил Д. А. Ягофаров в своей монографии, законность — это «… многоаспектное социально-правовое явление, представляющее собой принцип, метод и режим реализации правовых норм, содержащихся в законах и основанных на них подзаконных актах, всеми участниками общественных отношений, характеризующее наличие в государстве правового законодательства, прежде всего конституционного, а также эффективную защиту действий Конституции и соответствующих ей законов» [10, с.54].
В свою очередь A. C. Шабуров считает, что «законность есть комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органичную связь права и власти, права и государства» [9, с.152]. С таким определением понятия «законность» можно согласиться, т. к. «законность» зачастую выступает связующим звеном между различными государственно-правовыми явлениями и процессами.
С. А. Комаров дает следующее определение понятию «законности» как «режим, принцип, метод государственного руководства обществом, состоящий в издании и проведении в жизнь законов и иных нормативно-правовых актов в интересах определенного класса, социальных групп или народа в целом» [3, с.169].
Исходя из вышеизложенного можно сделать выводы, что законность, является фактором, упорядочивающим различные общественные отношения и процессы, делает их четкими и предсказуемыми, что дает возможность избежать хаоса и неразберихи в правоприменительной, а тем более в правоохранительной деятельности.
Литература:
1. Булавин С. П. Юридические гарантии законности в СССР и место органов внутренних дел в механизме их реализации: дис. канд. юрид. наук. — М., 1991. — С. 153.
2. Гойман В. И. Общая теория права и государства: учеб. для студентов вузов / под ред. В. В. Лазарева. — М.: Юристъ, 2005. — С. 40.
3. Комаров С. А. Общая теория государства и права. — М., 1996. — С. 269.
4. Кудрявцев В. Н. Законность: содержание и современное состояние // Законность в Российской Федерации. — М., 1998. — С. 4.
5. Лесной В. М. Советская социалистическая законность. — М., 1959. — С. 10.
6. Марченко М. Н. Общая теория государства и права: в 3 т. — М.: Зерцало — М, 2001. –Т. 1– С. 369.
7. Пчелинцев С. С. Реализация принципа законности на государственной службе в контексте правового государства: конституционно-правовые аспекты: автореф. дис. канд. юрид. наук. — М., 2010.
8. Рябцев В. П. Соотношение понятий «законность», «правопорядок», «преступность» / В. П. Рябцев, Т. Ю. Ермолов, А. Х. Казарина // Законность в Российской Федерации. — М.: Контракт, — 2018.
9. Теория государства и права / Алексеев С. С., Архипов С. И., Игнатенко Г. В., Шабуров A. C. — М., 2002. — С. 256.
10. Ягофаров Д. А. Категории и понятия обшей теории государства и права. — Екатеринбург, 1995. — С. 54.
Основные термины (генерируются автоматически): правовое государство, законность, общественная жизнь, государство, категория, неуклонное соблюдение, Россия, строгое соблюдение.