Стальной трос – один из важнейших элементов конструкции грузоподъемных механизмов. При появлении серьезных повреждений в его структуре, трос следует заменить новым. Всё чаще владельцы грузоподъемных кранов делают это самостоятельно.
Правильная установка стальканата является залогом его долгой службы, наравне с качеством материалов, технологией изготовления и соблюдением условий эксплуатации.
Причины для замены троса
При работе с грузоподъемными механизмами следует регулярно осматривать рабочие канаты на предмет изнашивания. Грузонесущий элемент рекомендуют заменить в случае:
- образования видимых на ненагруженном канате перегибов;
- выдавливания сердечника наружу;
- разрыва или излома одной, или нескольких прядей;
- волнистости, вызванной спиральным скручиванием продольной оси изделия;
- наличия коррозионных повреждений с повреждением целостности проволок;
- уменьшения размера сечения на 7% и более.
Существуют и другие критерии для немедленного вывода из эксплуатации стальных строп, которые детально описаны в нормах браковки.
Особенности распаковки
Вместе с приобретением отрезка каната необходимой длины, вам должны предоставить документы на него. В заверенном сертификате содержится полная информация о структуре изделия, грузоподъемности и других параметрах.
Далее необходимо проверить правильность упаковки. Лучше всего, когда трос смотан на катушку. Такой способ упаковки сводит к минимуму риск повреждения каната во время транспортировки.
Если метраж слишком мал для намотки на барабан, стальной строп сматывается в бухту. При дополнительной упаковке в полиэтилен бухта также позволяет безопасно транспортировать изделие. Для правильной распаковки вам может понадобиться специальное устройство. Разматывание троса с неподвижной бухты может сопровождаться образованием изломов, загибов, петель.
Запрещается тянуть строп по земле, так как к смазке, которой оно обработано, могут приставать абразивные частицы, грязь, пыль. При упаковке троса в бухту и отсутствии устройства для разматывания, изделие необходимо растянуть во всю длину на чистой поверхности.
Технология замены каната
Установку нового стального стропа и демонтаж старого наиболее выгодно производить одновременно.
Блочная подвеска опускается вниз и устанавливается на технологической подставке, позволяя подвижным блокам свободно вращаться. На катушку лебедки со стороны конца каната, не проходящего сквозь блочную систему и кронштейн, устанавливается зажим. Сама ветвь сбрасывается вниз и наматывается на катушку устройством подъема блочной подвески. При этом свободный конец не проходит сквозь последнюю, а соединяется с концом нового троса. В процессе дальнейшей навивки новый строп проходит сквозь подвижные блоки.
Лучше всего делать запасовку грузонесущего изделия с катушки, установив её на вал механизма, который можно крутить и тормозить при необходимости. При правильном процессе замены троса его натяжение должно обеспечиваться торможением катушки, а не самого изделия. Натяжение в процессе установки нового каната необходимо для плотного сматывания нижних витков каната на барабане.
После запасовки следует проверить прочность изделия с помощью подвешивания номинального груза. Грузоподъемный механизм (кран, манипулятор) приводится в рабочее состояние, а нагруженный канат несколько раз полностью разматывается и сматывается с помощью грузовой лебедки. Процесс позволяет не только проверить прочность, но и наиболее плотно уложить витки стального стропа вокруг катушки лебедки крана.
Если в процессе работы изделие, установленное на механизм, начинает закручиваться, следует произвести определенную последовательность действий, включающую:
- освобождение крюка от груза;
- полное выдвижение стрелы подъемного устройства;
- установка её под углом, равняющимся 65 градусам;
- размотку троса до максимального приближения к земле;
- визуальный осмотр и подсчет количества перекручиваний изделия;
- подъем такелажа и втягивание стрелы до транспортного положения;
- отсоединение крепления стропа от оголовка стрелы и поворот изделия в сторону, обратную скручиванию, необходимое количество раз (не более 4 оборотов за один подход);
- повторное закрепление троса и его двое-, троекратное поднимание и опускание на всю длину;
- осмотр изделия на предмет исправления дефекта.
В случае если закручивание осталось, необходимо повторно выполнить вышеописанные действия. После завершения процедуры замены троса необходимо внести соответствующие сведения в паспорт грузоподъемного механизма, приложив к ним заверенную копию сертификата изделия.
Соблюдение основных рекомендаций и правильной последовательности действий позволит без труда самостоятельно заменить изношенный канат новым.
В конструкции грузоподъемных устройств мостовых кранов предусмотрены тросы из стальной проволоки. Во время выполнения рабочей операции трос наматывается на барабан, огибая обводные блоки полиспаста. В этот момент канат подвергается двойной нагрузке: на растяжение и изгиб. Даже самые надежные тросы (в электрических кранах применяют изделия из многослойных проволочных прядей) со временем теряют прочность и упругость. Металл подвергается коррозии, а в органическом или асбестовом сердечнике, вокруг которого навиты проволочные пряди, ослабевают структурные связи.
Когда требуется установка нового троса
Замена троса на мостовом кране требуется в тех случаях, когда во время текущего осмотра обнаруживаются следующие дефекты:
- Обширные очаги ржавчины;
- Обнажение сердечника;
- Уменьшение диаметра проволок более чем на 35%;
- Обрыв проволок по ходу плетения, отрыв прядей.
Новый канат должен иметь сертификат завода, подтверждающий прохождение испытаний в соответствии с требованиями ГОСТ 3241-66. Диаметр троса должен быть в пределах показателей технической документации, однако допускается превышение размера на 10%.
Причины выхода из строя кранового троса
Необходимость преждевременной замены троса на кран-балке возникает чаще всего при регулярном нарушении правил эксплуатации. Механические повреждения являются следствием усиленного контакта каната с конструкцией, в которой он установлен, систематического превышения допустимых нагрузок по весу, недостаточной смазке.
Обрыв проволоки возникает при неправильно выбранной длине троса, усталость при изгибе ? результат частых перегибов каната на коротких отрезках, выпучивание сердечника ? следствие высокой ударной нагрузки, западающие витки проволоки на барабане свидетельствуют о недостаточном уровне натяжения на нижних участках тросовой системы. Внутренняя коррозия развивается при неправильном выборе смазки.
Таким образом, различные поломки и быстрый износ стального троса происходят вследствие допущения ошибок во время установки оборудования, а также при несоблюдении правил выполнения рабочих операций. Что касается коррозии, то риск ее развития можно свести к минимуму, если приобрести трос из оцинкованной стали.
Как происходит замена троса на кране
Методика замены троса зависит от конструкции крана и его месторасположения. Работы должны проводиться на изолированной площадке, вдали от жилых объектов и людных мест. Одним из простых вариантов является соединение нового каната со старым с последующим натяжением на блоки подъемного механизма. После окончания работы канаты разъединяют, новый трос закрепляется с помощью прижимов.
При другом способе крюковая подвеска опускается на минимальную высоту или на твердое основание. Далее, снимается канатоукладчик, трос извлекается из подвески полностью. Новый канат расправляется, закрепляется в барабане с помощью прижимных болтов, и наматывается несколькими витками на барабан.
Второй конец протягивается сквозь блок подвески, закрепляется на электрической тали клинковым зажимом, после чего устанавливается канатоукладчик и пружинный механизм. Перед началом эксплуатации нового троса проводится настройка регулирующих приборов, тестируются операции по перемещению-опусканию груза. В паспорте крана ставится отметка о проведении ремонтной работы.
На что следует обратить внимание при установке нового троса
Во время разматывания каната из бухты, необходимо проверить целостность структуры, равномерность сечения прядей, качество металла. Признаками брака являются выпучивание проволочных прядей, неравномерный рисунок, следы коррозии.
В зоне пристального внимания — участки, подвергающиеся активному контакту с металлической конструкцией (те, что проходят по наибольшему числу блоков).
Проверке подлежат стреловые канаты, не перемещающиеся во время работы по желобам блоков. Если срок их эксплуатации превысил пять лет, необходимо произвести замену, независимо от фактического состояния.
Перед установкой нового каната его длина измеряется, затем лишний участок длины отрезается. Отсечение проводится с помощью дисковой пилы, концы изделия завариваются сварочным аппаратом.
Наматывание под запасовку проводится с натяжением не менее 300 Н (работа поручается специалистам, обладающим практическим опытом в выполнении подобных операций). Во избежание самопроизвольного движения концов троса под действием силы тяжести, необходимо зафиксировать их зажимами сразу после отсоединения от барабанов.
Для проведения работ по замене троса на башенный кран, или на другие виды подъемной техники, оставьте заявку на сайте или свяжитесь с менеджером нашей компании. Наши специалисты обладают большим опытом по ремонту и восстановлению функциональности керновых установок всех модификаций. Гарантируем компетентность, оперативность, соблюдение норма безопасности. Если возникнут вопросы, позвоните по контактному телефону.
Браковка и замена канатов мостовых кранов
В качестве гибких элементов в мостовых кранах применяются сварные и пластинчатые цепи. Вместе с тем, наиболее распространенными элементами являются стальные канаты.
Канаты изготавливают из стальной или оцинкованной проволоки различных марок. Преимущественно применяются канаты двойной свивки: проволоки свивают в пряди вокруг центральной проволоки, а затем пряди свивают в канат вокруг сердечника.
Канаты могут быть изготовлены с использованием органического сердечника или же металлического сердечника (наиболее распространенный вид); с правым или левым направлением свивки.
В Республике Беларусь к применению в качестве грузовых, стреловых, вантовых, тяговых, несущих, монтажных допускаются стальные канаты, соответствующие государственным, межгосударственным и международным стандартам, имеющие сертификат (свидетельство) или копию сертификата организации — изготовителя канатов в соответствии с государственными, межгосударственными и международными стандартами и техническими нормативными правовыми актами и разрешение Госпромнадзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Канаты, не снабженные сертификатом (свидетельством) об их испытании, к использованию не допускаются.
Крепление и расположение канатов на мостовом кране должны исключать спадание их с блоков и барабанов, трение канатов об элементы конструкции или о канаты других полиспастов.
Петля на конце каната при креплении его на кране, а также петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками и другими деталями, должны выполняться с применением коуша путем заплетки свободного конца каната или установки зажимов. Конец каната на кране может крепиться в стальной кованой, штампованной или литой клиновой втулке с закреплением клином, в конусной втулке путем заливки легкоплавким сплавом или другим способом в соответствии с техническими документами. Применение сварных втулок не допускается (кроме крепления конца каната во втулке электротали). Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат.
Крепление канатов к барабану должно производиться надежным способом, допускающим возможность замены канатов. При использовании прижимных планок их количество должно быть не менее двух. Длина свободного конца каната от последнего зажима на барабане должна быть не менее двух диаметров каната. Запрещается изгибать свободный конец каната под прижимной планкой или на расстоянии от планки менее трех диаметров каната.
Браковка канатов мостовых кранов, находящихся в эксплуатации, должна производиться в соответствии с руководством по эксплуатации крана. При отсутствии в руководстве по эксплуатации соответствующего раздела браковка производится в соответствии с правилами, установленными в Приложении 13 к Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
Специалисты ООО «ЭдВикТехно» обладают большим опытом в области браковки и замены канатов. Кроме того, наша компания поможет Вам в выборе и поставке необходимого для замены каната.
Замена грузового каната на кране в день заявки. Для замены каната сообщите диаметр.
У нас вы можете заказать замену грузового каната в этот же день при наличии на нашем складе требуемого диаметра троса для мостового крана или на следующий день с доставкой на ваш объект. Так же производим замену грузовых канатов на портальном кране или перепасовку на козловом кране.
Замена дефектного стального каната на мостового крана производится в следующей последовательности: укладывание блока полиспаста в монтажное положение с надежной боковой фиксацией, сброс одного конца каната с барабана. Замена и перепасовка грузовых канатов барабанов подъема всех видов промышленных кранов, а также приводных канатов передвижных тележек козловых кранов.
Замена грузового каната
Для стабильной и эффективной работы любого тельфера на кран-балке и грузоподъёмной лебедки двух-балочного крана необходима регулярная проверка и обслуживание деталей канатного механизма. Особенно это касается грузового каната – ответственного изнашиваемого элемента привода подъёма крана, от которой нередко зависит не только результативность работы, но даже жизни людей.
У вас износился канат на барабане тельфера или лебедки, трос пошел не по ручьям, заскочил и намотало под кожух или между подшипниковым узлом? Мы выполним замену грузового каната и ремонт привода подъёма в целом
- замена каната на кран-балке,
- замена троса на портальном кране,
- замена каната на мостовом кране,
- замена каната на козловом кране,
- замена каната на электротельфере.
Комплекс работ
канат гост 2688 80.
Проведем демонтаж | монтаж и замену грузового каната мостового крана, вернув приводу подъёма крана вторую жизнь.
Какие работы необходимы:
- Запасовку и монтаж нового каната, на новом кране, правильно без напряжений;
- Замену изношенного металлического троса на тали или грузовом барабане основного подъема из-за потери работоспособности по нормам браковки РД.
- Рихтовку нижнего кожуха электротельфера.
Канаты и тросы для кранов
- диаметр каната тали Т 10622 / Т 10626 (Болгария) — 16 мм
- диаметр каната тали Т 10532 / Т 10536 (Болгария) — 13 мм
- диаметр каната тали Т 10432 / Т 10436 (Болгария) — 11 мм
Изобретение относится к способам выполнения ремонтных работ по замене стального каната грузоподъемного крана и может быть использовано при эксплуатации козловых кранов, крюк которых установлен на траверсе, а траверса подвешена на барабане лебедки одним грузовым канатом.
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. №533, с целью безопасной эксплуатации кранов предписывают производить замену стальных грузовых канатов при обнаружении нарушения их целостности.
Замена изношенного каната предусматривает съем элементов крепления на навивочном барабане лебедки, разматывание, сброс его вниз, а затем проводку через блоки полиспаста нового каната, присоединение его к барабану различными конструктивными деталями и последующую навивку (Россия, патент №2211888, МПК В66В 7/00; Россия, патент №2229430, МПК В66В 7/06; Россия, патент №2351527, МПК В66В 7/06; а также Шабашов А.П., Лысяков А.Г. Мостовые краны общего назначения. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1980, с. 133-134; Богорад Α.Α., Загузин А.Т. Мостовые краны и их эксплуатация: Учебное пособие для технических училищ. — М.: Высшая школа, 1984, с. 77-82; Чернега В.И., Мазуренко И.Ф. Краткий справочник по грузоподъемным машинам. — К. Технiка, 1988, с. 195, 290; Невзоров Л.А. и др. Устройство и эксплуатация грузоподъемных кранов: Учеб. для нач. проф. образования / Невзоров Л.А., Гудков Н.И., Полосин М.Д. — М.: ИРПО, «Изд. Центр «Академия», 2000, с. 186-187).
В качестве прототипа выбран способ замены каната грузоподъемного крана по патенту РФ №2476368, согласно которому сначала новый канат разматывают из бухты, затем опускают вниз блочную подвеску, соединяют старый канат с новым, проводят новый канат по заданной трассе через подвижные и неподвижные блоки полиспаста, сбрасывают старый канат с барабана лебедки, закрепляют на нем новый канат, а после этого проводят испытание рабочей нагрузкой.
Указанный способ замены канатов грузоподъемного крана позволяет исключить ошибки при выполнении ремонтных работ на кране и снизить трудоемкость самих работ.
Однако для козловых кранов, крюк которых установлен на траверсе, а траверса подвешена на барабане лебедки одним грузовым канатом, замену каната указанным способом произвести невозможно.
Задачей изобретения является снижение трудоемкости, в том числе уменьшение физических нагрузок и сокращение времени на замену изношенного грузового каната на козловом кране.
Поставленная цель достигается тем, что при замене каната, включающей размотку нового каната из бухты, опускание вниз блочной подвески, соединение старого каната с новым, проводку нового каната по заданной трассе через подвижные и неподвижные блоки полиспаста, сброс старого каната с барабана лебедки, закрепление на нем нового каната и испытание рабочей нагрузкой, на опущенной вниз блочной подвеске, выполненной в виде траверсы, с двух ветвей грузового каната снимают крепежные элементы, одну из ветвей каната соединяют с новым канатом, а другую — с технологическим фалом. Затем механизмом подъема крана проводят новый канат и технологический фал через подвижные и неподвижные блоки полиспаста и соединяют их между собой. Соединенные новый канат и технологический фал закрепляют на конструкциях крана. После этого снимают крепежные элементы, удерживающие старый канат на барабане лебедки, и, минуя блоки полиспаста, сбрасывают старый канат с крана. В одно из свободных крепежных резьбовых отверстий на барабане лебедки устанавливают технологический блок. Заводят в его ручей соединенные новый канат и технологический фал, освободив их от крепления на конструкциях крана, а затем вручную или с помощью силового устройства, например электрокара, проводят новый канат по всей трассе. Снимают технологический фал, концы проведенного каната крепят на траверсе, снимают технологический блок и закрепляют новый канат на барабане лебедки.
Кроме того, в качестве силового устройства используют механизм подъема крана, при этом технологический блок устанавливают на элементах конструкции грузовой тележки, а на траверсе устанавливают дополнительный блок, технологический фал пропускают через этот блок, второй конец его поднимают на барабан лебедки и закрепляют на нем, а затем механизмом подъема проводят новый канат по всей трассе, после чего снимают технологические блоки и фал и закрепляют проведенный канат на барабане лебедки и на траверсе.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 показано положение крана перед заменой грузового каната, на фиг. 2 — принципиальная кинематическая схема замены грузового каната, а на фиг. 3 — принципиальная кинематическая схема замены грузового каната с использованием в качестве силового устройства механизма подъема крана.
Козловой грузоподъемный кран 1 включает грузовую тележку 2. На барабан 3 лебедки навит и закреплен зажимами 4, 5 и 6 канат 7, требующий замены. Канат 7 закреплен на траверсе 8 зажимными элементами 9, 10 и проходит через подвижные блоки 11 полиспаста, установленные на траверсе 8, и неподвижные блоки 12, установленные на грузовой тележке 2. Траверса 8 установлена на подставке 13.
Последовательность выполнения работ по замене каната 7
Козловой кран 1 и его грузовую тележку 2 перегоняют и устанавливают в зону рабочей площадки, безопасной для производства работ. Траверсу 8 опускают вниз и устанавливают на технологическую подставку 13. Новый канат 14 и технологический фал 15 разматывают на рабочей площадке. Снимают зажимные элементы 9 и 10, соединяющие канат 7 с траверсой 8. Концы 16 и 17 каната 7 соединяют соответственно с новым канатом 14 и технологическим фалом 15. После этого механизмом подъема крана проводят новый канат 14 и технологический фал 15 по заданной трассе через все подвижные 11 и неподвижные 12 блоки полиспаста. В верхней точке 18 новый канат 14 и технологический фал 15 соединяют между собой и прикрепляют к конструкциям 19 крана 1. После этого снимают зажимы 4, 5, 6 и механизмом подъема крана сбрасывают старый канат 7 вниз. В резьбовое отверстие одного из освободившихся зажимов, например зажима 4, устанавливают технологический блок 20. Связанные между собой новый канат 14 и технологический фал 15 освобождают от крепления на конструкциях 19 крана 1 и заводят в ручей технологического блока 20. Затем вручную или с помощью силового устройства, например электрокара (на фиг. 2 направление прикладывания силовой нагрузки показано стрелкой), проводят новый 14 канат по всей трассе. После этого снимают технологический фал 15, концы проведенного нового каната 14 крепят на траверсе 8, снимают технологический блок 20 и закрепляют новый канат 14 на барабане 3 лебедки зажимами 4, 5 и 6.
При использовании в качестве силового устройства механизм подъема крана технологический блок 20 закрепляют на грузовой тележке 2, а на траверсе 8 устанавливают дополнительный блок 21. Технологический фал 15 пропускают через блок 21, а второй конец 22 его поднимают на барабан 3 лебедки и закрепляют на нем. Затем механизмом подъема крана проводят новый канат 14 по всей трассе так, чтобы концы каната 14 можно было закрепить на траверсе 8. После этого снимают технологические блоки 20, 21 и фал 15 и закрепляют проведенный канат 14 на барабане 3 лебедки и на траверсе 8.
По окончании работ по демонтажу изношенного каната 7 и установке нового каната 14 с рабочей площадки убирают снятый канат 7 и подставку 13 и проводят проверку прочности запасовки нового каната рабочим грузом.
На этом работы окончены. Факт замены каната с приложением расчетов и сертификата на канат, а также результаты испытаний записывают в паспорт крана.
Предложенный способ замены грузового каната на козловом кране позволяет значительно снизить трудоемкость работ, в том числе уменьшить физические нагрузки и сократить время ремонта крана.
Предложение рекомендовано к внедрению на предприятии.
Изобретение относится к способам выполнения ремонтных работ по замене стального каната на грузоподъемном кране. Траверсу опускают вниз и устанавливают на технологическую подставку. Новый канат и технологический фал разматывают на рабочей площадке. Снимают зажимные элементы, соединяющие старый канат с траверсой. Концы его соединяют с новым канатом и технологическим фалом. Механизмом подъема крана проводят новый канат и технологический фал по заданной трассе через все подвижные и неподвижные блоки полиспаста. В верхней точке новый канат и технологический фал соединяют между собой и прикрепляют к конструкциям крана. На барабане снимают зажимы, удерживающие старый канат, и механизмом подъема крана сбрасывают его вниз. В резьбовое отверстие одного из освободившихся зажимов устанавливают технологический блок. Связанные между собой новый канат и технологический фал освобождают от крепления на конструкциях крана, заводят в ручей технологического блока. Затем вручную или с помощью силового устройства проводят новый канат по всей трассе. В качестве силового устройства используют механизм подъема самого крана, закрепив технологический блок на грузовой тележке и установив на траверсе дополнительный технологический блок. Достигается снижение трудоемкости работ. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Способ замены каната грузоподъемного крана, включающий размотку нового каната из бухты, опускание вниз блочной подвески, соединение старого каната с новым, проводку нового каната по заданной трассе через подвижные и неподвижные блоки полиспаста, сброс старого каната с барабана лебедки, закрепление на нем нового каната и испытание рабочей нагрузкой, отличающийся тем, что на опущенной вниз блочной подвеске, выполненной в виде траверсы, с двух ветвей грузового каната снимают крепежные элементы, одну из ветвей каната соединяют с новым канатом, а другую с технологическим фалом и механизмом подъема проводят через подвижные и неподвижные блоки полиспаста, соединяют их между собой и закрепляют на конструкциях крана, снимают крепежные элементы, удерживающие старый канат на барабане лебедки, и, минуя блоки полиспаста, сбрасывают старый канат с крана, затем в одно из свободных крепежных резьбовых отверстий на барабане лебедки устанавливают технологический блок, заводят в его ручей соединенные новый канат и технологический фал, освободив их от крепления на конструкциях крана, вручную или с помощью силового устройства, например электрокара, проводят новый канат по всей трассе, после этого снимают технологический фал, концы проведенного каната крепят на траверсе, снимают технологический блок и закрепляют новый канат на барабане лебедки.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве силового устройства используют механизм подъема крана, при этом технологический блок устанавливают на элементах конструкции грузовой тележки, а на траверсе устанавливают дополнительный блок, технологический фал пропускают через этот блок, второй конец его поднимают на барабан лебедки и закрепляют на нем, а затем механизмом подъема проводят новый канат по всей трассе, после чего снимают технологические блоки и фал и закрепляют проведенный канат на барабане лебедки и на траверсе.