Занятие с педагогом под руководством психолога

Занятие педагога-психолога «Как сплотить педагогов в начале учебного года»

        Проблема сплоченности педагогического коллектива актуальна и для детских садов и для больших образовательных комплексов. Один из интересных методов работы в этом направлении — большая психологическая игра «Образование Галактики». Она позволит сплотить группу и показать ценность каждого педагога.

        Задачи психологической игры «Образование Галактики»:

  • дать возможность педагогам в необычной метафорической ситуации открыть новые формы сотрудничества друг с другом;
  • мотивировать на познание своего внутреннего «Я», развитие эмпатии, решение проблем адаптации.

        Предполагаемые результаты:

  • формируется благоприятный климат в коллективе;
  • создается хорошее настроение;
  • участники знакомятся друг с другом;
  • определяются пути дальнейшего развития коллектива.

        Продолжительность: 1,5–2 ч.

        Количество человек в группе: до 20.

        Материал:

  • ватман;
  • цветные карандаши;
  • фломастеры;
  • бейджики;
  • мольберты (3 шт.);
  • листы А4;
  • свеча;
  • мешочек;
  • комплект разноцветных звезд из бумаги.

        Музыкальное сопровождение: «космическая» музыка.

  1. Ход игры
  1. 1. Введение в игру

        Участники стоят в общем кругу. Звучит «космическая» музыка.

Педагог-психолог: Представьте, что наш коллектив — это целая Вселенная без начала и конца, огромная, бездонная. Но все во Вселенной имеет свое начало. Долго-долго, без сути и без назначения молекулы хаотично движутся в пространстве.

Представьте, что вы эти молекулы… Можете закрыть глаза, чтобы легче было представить. (Пауза.) Молекулы сталкиваются друг с другом, смотрят друг на друга, рассматривают, здороваются, улыбаются, приветствуют. Представьте себя в свободном полете…

  1. 2. Приветствие

Группа хаотично двигается по комнате. Участникам предлагается поздороваться друг с другом определенным способом:

  • один хлопок ведущего — игроки здороваются за руку;
  • два хлопка — плечами;
  • три хлопка — спинами.
  1. 3. Самопрезентация молекул

Каждому участнику предлагается вписать в бейджик то имя, которым он хотел бы, чтобы его называли во время игры, а также подумать о тех личностных качествах, которые помогают ему налаживать контакт с другими и общаться.

По сигналу педагога-психолога каждый участник представляется и называет свои особенные качества.

  1. 4. Признаки психологического климата коллектива

Педагог-психолог: Ничто не бывает вечно, все меняется, и в итоге молекулы, похожие друг на друга, встречаются и образуют планеты. Как эти планеты будут сотрудничать друг с другом, зависит от психологического климата, который они создадут.

Психологический климат — это межличностные отношения, типичные для коллектива, они определяют его основное настроение. В одном климате планета может расцвести, в другом — зачахнуть.

В одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется.

В других — коллектив функционирует оптимально, его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Сейчас каждому из вас я предлагаю выбрать из волшебного мешочка карточку, на которой написан признак психологического климата в коллективе. Ваша задача — проанализировать написанное и определить, положительный или отрицательный это признак.

Материал к заданию

Признаки благоприятного психологического климата:

• позитивное настроение в коллективе;
• деловой настрой на работу;
• командный дух и единые цели у всего коллектива;
• готовность всегда помочь коллегам, подменить, если нужно;
• возникающие конфликтные ситуации объективно и оперативно разрешаются;
• поощряется инициатива.

Признаки неблагоприятного психологического климата:
• низкая производительность труда;
• нарушается трудовая дисциплина;
• работа не выполняется в установленные сроки;
• рабочее время тратится на занятия личными делами;
• высокая текучесть кадров;
• ошибки в работе, не четко выполняются профессиональные обязанности, распоряжения администрации.

        Вывод педагога-психолога: Климат определяют как благоприятный, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищен, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

  1. 5. Название планеты. Работа в группах

Педагог-психолог: На обратной стороне карточек изображены месяц или солнце. Разделитесь на две команды по этому признаку…

В результате эволюции и соединения молекул у нас образовалось две планеты. Но планеты остаются неопознанными и им нужно дать название. Прошу вас совместно написать маленький рассказ про вашу планету, в котором необходимо отобразить:

1) название планеты;
2) кто на ней живет и кто главный житель;
3) бывают ли на вашей планете конфликты, ссоры;
4) с помощью каких методов, слов налаживается психологический климат на вашей планете.

По завершении участники представляют свои планеты.

  1. 6. Рисунок моей планеты

Участникам предлагается передать свое представление о планете через рисунок. На двух мольбертах прикреплены шаблоны планет. Участники по одному выходят и, пока играет музыка, рисуют. Когда музыка останавливается, выходят следующие участники.

  1. 7. Создание Галактики

Педагог-психолог:У нас с вами есть две планеты, теперь мы можем создать целую Галактику. Предлагаю разместить их на голубом фоне (планеты размещаются на третьем мольберте на выкрашенном в голубой цвет ватмане). У нас получилась наша Галактика — Галактика Флажок. Но планетам не хватает света, тепла, взаимопонимания, а это грозит постоянными войнами, конфликтными столкновениями. Давайте не допустим такой ситуации и подарим свое тепло. (Включается «космическая» музыка.)

Устройтесь удобнее, расслабьтесь и представьте ночное небо, на котором зажигаются звезды. На первый взгляд кажется, что все они одинаковые. Но вот проходит минута, две, и мы уже замечаем, что одна из звезд больше остальных, а какая-то светит ярче других. Отличаются они и по характеру света, который посылают на землю: он может быть и голубым, и розовым, и белым.

Продолжим вглядываться в ночное небо… Найдите на нем свою звезду. «Приблизьте» ее к себе и рассмотрите: она больше других звезд, меньше или такая же?.. Какого цвета ваша звезда?.. Какой свет излучает — теплый или холодный?.. А теперь уменьшите свою звезду до размеров теннисного мячика. Положите ее на ладонь. Она чудесна, не правда ли? Пошлите ей свое тепло, нежность, шепните ей: «Ты прекрасна!»… А теперь отпустите ее обратно на небо, проследите ее путь, а когда она займет свое место на ночном небе, улыбнитесь ей, чтобы она знала: вы всегда рядом.

Откройте глаза, пока на Галактике Флажок нет ни одной звезды. Но вы можете все исправить. В ней будет столько звезд, сколько вы захотите. Найдите среди всех звезд ту, которая больше всего вас привлекает, — свою звезду. Подпишите ее своим именем. Давайте заполним Галактику Флажок звездами.
(
Участникам предлагается выбрать из комплекта звезд понравившуюся и поместить ее на мольберте в любом месте.)

Цвет звезды расскажет о вашем эмоциональном состоянии и восприятии окружающих людей.

Синий цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным.

Красный — дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным.

Розовый — нежным, чувствительным, уязвимым.

Оранжевый — гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться.

Желтый — очень активным, открытым, общительным, веселым.

Фиолетовый — беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающимся в душевном контакте.

Коричневый — зависимым, чувствительным, расслабленным.

Черный — молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.

Вы создали целую Галактику, в которой живете, работаете, и выразили эмоциональное отношение к своему социальному окружению. По цветовому выбору видно, что у нас в коллективе царит доброжелательная, теплая и светлая атмосфера.

Теперь в Галактике нашего коллектива царит только положительный психологический климат, который поднимает настроение и «боевой дух», делает нас дружными и приветливыми, придает уверенности в работе, стимулирует к труду, помогает раскрыть профессиональный и творческий потенциал, повышает готовность брать на себя ответственность и решать сложные задачи, способствует созданию команды профессионалов.

  1. 8. Пожелания Галактике

Педагог-психолог предлагает участникам оставить свои пожелания созданной Галактике.

Все пожелания сначала необходимо проговорить, а затем записать на ватмане с планетами и звездами.

  1. 9. Рефлексия «Свеча»

Педагог-психолог:
Коллектив — это лучшее,
Что есть у нас,
Это лучший из лучших
Общественный пласт.
Пожелаем же нам
Достижений и благ,
Пусть успехи, победы
Преследуют нас!

Ваши звезды оставили свое тепло, которое олицетворяет горящая свеча. Давайте передадим ее по кругу как символ тепла, света, взаимопонимания. Передавая ее своему коллеге, поделитесь впечатлениями от игры. Что понравилось, что нет? Что чувствовали во время игры? Какие эмоции испытывали? Какие мысли, а может, идеи приходили?

Психологический тренинг для педагогов «В гармонии с собой и с
миром»

Цель: познакомиться с понятием релаксация,
обучить педагогов школы навыкам психологической саморегуляции.

Задачи:

  • способствовать
    позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами; 
  • повысить
    групповую сплоченность; 
  • снять
    мышечное и эмоциональное напряжение педагогов; 
  • улучшить
    эмоциональное состояние педагогов. 

Форма
проведения тренинга
 – круг, возможно свободное перемещение
по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.

Время
проведения: 
1ч10 мин

Количество
участников: 
6 человек

Оборудование: макет
«сердца группы»; шляпа с веселым дизайном, карточки с ситуациями;
рефлексивный кубик, магнитофон или музыкальный центр с записями спокойной,
релаксационной музыки, веселой музыки, нарезки музыки; удобные мягкие стулья
или кресла, текст медитационной визуализации.

Ход тренинга

Звучит
веселая музыка педагоги занимают свои места в кабинете.

Педагог-психолог: Добрый
день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно, что мы
смогли с вами встретиться, и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть,
поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, — выразить
друг другу радость встречи.

Вступительный этап:

Упражнение
№ 1 «Давайте поздороваемся» (3 минуты)

Цель: поднятие
эмоционального фона, раскрепощение, сплочение педагогов.

Инструкция:

Педагоги
образуют два круга, внутренний и внешний. По сигналу психолога внутренний круг
начинает двигаться по часовой стрелке, в внешний против часовой. Педагоги
здороваются со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным
образом:

       1
хлопок — здороваемся за руку;

       2
хлопка — здороваемся плечами;

      3
хлопка — здороваемся спинами

Для
полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время
игры.

Психолог: «Как
приятно видеть Вас в хорошем настроении! Американский психолог Дон Пауэлл
советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться».

Лечебная
сила смеха известна всем, но наша жизнь состоит не только из светлых полос,
бывают и такие моменты, когда смех сменяет стресс и эмоциональное напряжение.
Сейчас мы попробуем его снять при помощи упражнения «Тесная компания».

Упражнение
№ 2 «Тесная компания» (7 минут)

Цель:
сплочение участников, танцевальная терапия

Инструкция:

Все
участники вытягивают цветные карточки, на которых изображена обувь. Участники,
имеющие одинаковые карточки, объединяются в команды. Когда пары созданы,
 их задача – придумать девиз своей команды, а затем исполнить танец,
который указан на оборотной стороне карточки.

Комнатные
тапочки – лезгинка, галоши – цыганочка, детские сандалики – латина, лапти –
ламбада, валенки – современный танец.

Обсуждение: Что
было легко, а что сложно? Ваши впечатления от упражнения. Что нам удалось
достичь?

Психолог: коллеги,
а давно ли вы были в зоопарке? Сегодня у нас есть отличная возможность там
побывать! Следующее упражнение «Веселый зоопарк».

Упражнение
№ 3 «Веселый зоопарк» (5 минут)

Цель: раскрепощение
участников, поднятие эмоционального фона участников, сплочение.

Инструкция: педагоги
получают карточки с названием животного, после чего под веселую музыку они по
очереди должны показать пантомиму на этого животного. Остальные участники
угадывают показанное животное.

Обсуждение: Что
было легко, а что сложно? Ваши впечатления от упражнения. Что нам удалось
достичь?

 Психолог: друзья,
а знаете ли вы, что творческий успех, который обязательно должен присутствовать
в работе педагога зависит от собственного ощущения счастья и в целом вашего
позитивного настроя? Следующее упражнение позволит вам окунуться в ситуацию
полного позитива и безмятежности.

 
                     
                     
             Основной этап:

Упражнение
№ 4 «Волшебная шляпа» (10 мин.)

Цель: развитие
позитивного мышления педагогов.

Задачи: развитие
навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира,
развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы
и оборудование:
 «Волшебная шляпа» (игровой элемент,
обычная шляпа веселого дизайна), карточки с ситуациями, рефлексивный кубик

Инструкция: Я
хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Волшебная шляпа».
Человек, который надевает эту шляпу, становится самым счастливым человеком.
Шляпа исполняет все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху.
Итак, я предлагаю вам одеть эту шляпу и стать счастливым человеком. Я также
буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эту шляпу, найти
в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите
на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Ожидаемый
результат:
 участники игры, надев «Волшебную шляпу», отвечают на
предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать
позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты.
Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

Карточки
с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Волшебная
шляпа»

Директор
отчитал вас за плохо выполненную работу.

  • Я сделаю
    соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
  • В
    следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам
дали классное руководство над слабыми детьми.

  • Есть
    возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.
  • Это
    хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.

На
работе задержали зарплату.

  • Можно
    сэкономить на чем-то.
  • Можно
    теперь сесть на диету.

По
дороге на работу вы сломали каблук.

  • Хороший
    повод купить новые сапоги.

Большинство
ваших учеников написали контрольную очень слабо.

  • Хорошая
    возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо
    усвоили.
  •  

Вы
внезапно заболели.

  • Хороший
    повод отдохнуть.
  • Заняться
    наконец-то своим здоровьем.

Вас
бросил муж.

  • Теперь
    не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое
    время на себя.
  • Больше
    времени на хобби.
  •  

Вы
попали под сокращение.

  • Хорошая
    возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной
    деятельности.
  • Новый
    коллектив, новые перспективы.

Вопросы
рефлексии (рефлексивный кубик)

  • Трудно
    ли вам было отвечать?
  • Было ли
    для вас что-то новое?
  • Считаете
    ли вы полезным упражнение?
  • Открыли
    ли вы что-то новое для себя?
  • Как вы
    себя сейчас чувствуете?
  • Какие у
    вас сейчас ощущения?

Вопросы
наклеиваются на грани кубика. Участники выбирают один вопрос путем
перекидывания кубика друг другу и отвечают на него.

Психолог: друзья,
мы знаем, что в нашей работе много эмоционального напряжения и иногда хочется
все бросить, опустить руки, взять узелок и уйти далеко, далеко. Но, мы не ищем
легких путей, и поэтому остаемся с вами здесь и продолжаем работать – учить
детей. Есть особые психологические приемы расслабления – приемы релаксации,
которые отлично помогают в момент напряжения и эмоциональной нагрузки.

Упражнение
№ 5 «Приемы релаксации» (10 минут)

Цель:  научить
педагогов приемам расслабления, саморегуляции.

1.
Приемы релаксации, связанные с дыханием.

Управление
дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные
центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает
возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению,
т.е.релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий
уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Прием
1.

Сидя или
стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточить
внимание на дыхании.

На счет
1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а
грудная клетка неподвижна). На следующие четыре счета проводится задержка
дыхания, затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6.

Прием
2.

Представьте,
что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см. висит пушинка. Дышите только
носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

2.
Прием релаксации, связанный с управлением тонусом мышц, движением.

Под
воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение
их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро
восстановить силы. Поскольку добиться полного расслабления всех мышц не
удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

Упражнение-медитация
№ 6«Сад моей души» (20 мин.)

1-я часть
упражнения — медитативная и релаксационная визуализация.

Цель: снятие
напряжения, восстановление гармоничного состояния.

Материалы
и оборудование: магнитофон или музыкальный центр с записями спокойной,
релаксационной музыки, удобные мягкие стулья или кресла, текст медитационной
визуализации. Инструкция. Сейчас я вам зачитаю текст — медитацию. Старайтесь
представить все то, что я вам скажу.

После
визуализации педагогам предлагается описать впечатления, чувства, ощущения и
образы. Каждый делится впечатлениями. Описывает свое состояние и то, что он
увидел.

Текст
к упражнению «Сад моей души»

Примите
удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело обмякло
и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам.

Сейчас я
буду предлагать вам кое-что услышать, ощутить, почувствовать. Не старайтесь
специально и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой.

Перед
вами из темноты появляются красивые резные ворота, вы протягиваете руку и
открываете их. За ними прекрасный сад. Вы идете по дорожке сада и любуетесь
яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение
птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас
наполняет ощущение внутренней свободы и легкости. Вы гуляете по дорожкам и
вдруг впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее
проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете – он
неповторим и единственен, он прекрасен. Поговорите с ним и скажите ему, что вы
испытываете. Взгляните на мир так, как его видит этот цветок. Угадайте, что он
чувствует, что он думает.

А теперь
попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь на этот сад, сад
вашей души. И вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это
место.

Вопросы
рефлексии (рефлексивный кубик)

  • Трудно
    ли вам было отвечать?
  • Было ли
    для вас что-то новое?
  • Считаете
    ли вы полезным упражнение?
  • Открыли
    ли вы что-то новое для себя?
  • Как вы
    себя сейчас чувствуете?
  • Какие у
    вас сейчас ощущения?

Вопросы
наклеиваются на грани кубика. Участники выбирают один вопрос путем
перекидывания кубика друг другу и отвечают на него.


Заключительный этап:

Упражнение
№ 7 «Сердце коллектива»  (5 минут)

Цель:
сплочение коллектива

Педагог-психолог: Знаете
ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы вы сейчас
сделали друг другу что-нибудь приятное. Я принесла большое сердце, которое и
станет сердцем нашего коллектива. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес
участников. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали.
Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.

Рефлексия.
(10 минут)

  • Понравилось
    ли вам занятие?
  • Какие
    упражнения вам больше всего понравились?
  • Было ли
    для вас что-то новое?
  • Считаете
    ли вы полезным упражнение
  • Как вы
    себя сейчас чувствуете?
  • Какие у
    вас сейчас ощущения?

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственного казенного общеобразовательного учреждения

Ростовской области «Шахтинская специальная школа-интернат № 16»

«Утверждаю»

Директор школы-интерната № 16

____________________ Е.А. Нархова

«___» ____________2016 год

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

на 2016-2017 учебный год

г. Шахты

Актуальность программы:

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
В последние годы проблема психического просвещения педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами у педагогов: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем и пр.

Посредством своих педагогических воздействий педагог формирует у обучающихся ценностное отношение к обучению, у родителей отношение к воспитанию ребенка. Для этого необходимо учитывать и психологические особенности обучающихся.

Данная программа направлена на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Все развиваемые в данной программе навыки не­обходимы в профессиональной деятельности как педагогам, воспитателям, ру­ководителям образовательного учреждения.

Пояснительная записка

Цель программы состоит в том, чтобы обеспечить физическое и психологическое здоровье педагогов через использование здоровьесберегающих программ и технологий, что обуславливает следующие основные задачи: информационные, развивающие, исследовательские, коммуникативные, конструктивные, организационно-методические, диагностические, консультационные, коррекционные. Уделено большое внимание психологическим особенностям обучающихся школы, родителей, взаимоотношениям в педагогическом коллективе.

В программу включены такие виды работы как лекции, семинары, тренинги, консультации и др.

Цели и задачи:

— изучение психологической культуры педагогов;

— снижение эмоционального напряжения у педагогов;

— оказание психологической методической помощи;

— обучение педагогов эмоционально-чувственному восприятию, сотрудничеству;

— формировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности;

— формирование навыков уверенного поведения педагогов в сложных ситуациях;

— развитие педагогической рефлексии, эмпатии в отношениях с детьми;

— предупреждение развития стресса у педагогов школы;

— разработка программы повышения психологической культуры педагогов школы;

— обеспечение деятельности педагогических работников научно-методическими материалами и разработками.

Направления работы:

  • психопросвещение (консультации, выступления и сообщения на педсоветах, семинары, «круглые столы», наглядная информация);

  • психопрофилактика (групповая и индивидуальная работа с педагогами – тренинги, психологические игры, релаксация);

  • психоконсультирование (индивидуальные и подгрупповые консультации по запросам педагогов – личностные проблемы, проблемы взаимоотношений и др.).

  • психодиагностика педагогов.

Длительность программы 1 год

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования.

Форма реализации программы:

  • Анкеты, беседы, опросы, тесты.

  • Диспуты, дискуссии.

  • Выступления на педагогических советах школы, методических объединениях.

  • Беседы.

  • Школьные лектории, тематические конференции.

  • Круглые столы, семинары, групповые и индивидуальные консультации.

Ожидаемый результат

  • Организованная психологическая работа позволит улучшить понимание педагогами психологических особенностей обучающихся, особенностей и закономерностей их развития; сформировать культуру общения педагога с детьми и родителями и улучшить психологический микроклимат в педагогическом коллективе.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Сроки

Форма проведения

Тема мероприятия

Цели и задачи

сентябрь

Заседание МО воспитателей, учителей

«Ознакомление с программой психологических занятий с педагогическим коллективом на 2016-2017 учебный год»

  • оказания психологической, методической помощи.

  • формирование мотивации к профессиональному самосовершенствованию

Диагностика

«Профессиональное выгорание педагога»

  • изучение степени профессионального выгорания.

октябрь

Консультация

«Ответственность лиц за жестокое обращение с детьми»

  • ознакомление с законодательными актами

Психолого-педагогический практикум

«Стратегия работы с детьми»

  • повышение профессионального мастерства воспитателей

Игра — тренинг

«В сказочном царстве моей души»

  • актуализировать процесс самоанализа

  • научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния

в теч. года

Тренинг

Аутогенные тренировки

  • снятия утомление, повышение работоспособности.

ноябрь

Диагностика

«Психоэнергетическая опустошенность»

  • определение особенности поведения и состояния психической деятельности в различных ситуациях.

Деловая игра для воспитателей

«Развитие коммуникации»

  • развитие навыков невербального общения;

  • развитие умения эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя жесты и мимику.

декабрь

Семинар-практикум

«Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ОВЗ»

  • повышение профессионального мастерства воспитателей

Тренинг

«Раскрытие индивидуальности и сплочение коллектива»
  • раскрытие внутреннего потенциала

январь

Семинар-практикум

«Педагог и ребенок: барьеры в общении»

  • акцентировать внимание педагогов на неконструктивных способах педагогического общения с воспитанниками;

  • показать значение индивидуального восприятия и его влияние на коммуникативный процесс;

  • научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками;

  • способствовать улучшению коммуникации между педагогами.

февраль

Психолого-педагогический практикум

«Педагогическое общение, как форма осуществления педагогического процесса»

  • повышение профессионального мастерства воспитателей

Игра — путешествие

«Моя вселенная»

  • профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья педагогов

март

Практический семинар-тренинг

«Агрессия. Пути коррекции»

  • профилактика профессиональной деформации;

  • расширение представления педагогов об агрессии и пути её коррекции

апрель

Семинар-тренинг

«Наполни смыслом каждое мгновенье»

  • природа стресса;

  • профилактика стресса;

  • обучение методам избавления от стресса.

май

Релаксационный тренинг

«Бархатное поглаживание»

  • развитие рефлексивных навыков.

Автор: Хейгетян Алина Даниеловна

Психологический тренинг с педагогами « Вместе дружная семья».

Цель тренинга:

  • сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи тренинга:

  • формирование и усиление общего командного духа путем сплочения группы людей;
  • развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общих задач;
  • осознание себя командой.

Ход тренинга:

Этап 1.

1.1.Знакомство

— Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами примем участие в тренинге, который называется « Я+ТЫ=МЫ». Цель тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

1.2. В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы с вами выработаем свои правила…

  • Здесь и теперь (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).
  • Говорю за себя.
  • Внимательно слушать друг друга.
  • Не перебивать говорящего.
  • Уважать мнение друг друга.
  • Безоценочность суждений.
  • Активность.
  • Правило «стоп», остановка  обсуждения по сигналу тренера « стоп».
  • Конфиденциальность (все, что происходит здесь, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы).

1.3.МЕНЯ ЗОВУТ… Я ДЕЛАЮ ТАК….

Цель: знакомство, снятие тревожности, способствует запоминанию имен.

Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Я делаю так…». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.

Этап 2. Информационный

2.1.Уважаемые коллеги как вы думаете, что обозначает слово «сплочение»? Сплочение – это возможность стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

 Сплочённость – это:

  • совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников коллектива;
  • атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;
  • активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников.

Этап 3 Разминочный

3.1.МЫ СТОБОЙ ПОХОЖИ ТЕМ, ЧТО…

Цель: снятие агрессии.

Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например: что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т.д.)

Обсуждение:

  • Какие эмоции испытывали во время упражнения?
  • Что нового узнали о других?
  • Что интересное узнали?

3.2.ДА И НЕТ

Цели: снятие агрессии, готовность к общению.

— Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга. Решите, кто в вашей паре хочет говорить «Да», а кто — «Нет». Один из вас начинает игру, произнеся слово «Да». Второй сразу же отвечает ему: «Нет!». Тогда первый снова говорит: «Да!», может быть, чуть-чуть громче, чем в первый раз, а второй опять отвечает ему: Нет!», и тоже слегка посильнее. Каждый из вас должен произносить только то слово, которое он выбрал с самого начала: или «Да», или «Нет». Но вы можете по-разному его произносить: тихо или громко, нежно или грубо. Если хотите, можете провести с помощью этих двух слов прекрасный небольшой спор, но при этом важно, чтобы никто никого никак не обидел. Через некоторое время я подам вам сигнал о том, что пора заканчивать «спор».

Обсуждение:

  • Как ты себя сейчас чувствуешь?
  • Как тебе удобнее спорить — произнося слово «Да» или произнося слово «Нет»?
  • Ты говорил достаточно громко?

Этап 4: Практический

4.1. Ассоциативный тест» Волшебный сон»

Чтобы пройти тест Вам понадобятся лист бумаги и ручка.

Описание:

Мы приглашаем Вас в чарующее путешествие по Вашей душе.

Все люди видят сны и не для кого не секрет, что сны — это наше подсознание, которое никогда не лжет и часто знает о нас самих больше, чем мы сами. Но не все люди запоминают свои сны и уж далеко не все умеют истолковать то, что видят во сне.

Мы предлагаем Вам поиграть в ассоциации, погрузиться в мечту и описать в деталях то, что Вы увидите.

Инструкция:

Представьте себя в ситуациях, которые будут Вам предложены, а потом опишите «увиденное», отвечая на вопросы теста. Чтобы было удобнее расшифровывать результаты, записывайте свои ответы на листе бумаги.

Тестовое задание:

Вы спите или мечтаете. В Вашей мечте Вы оказываетесь в Вашем собственном доме. Какой он? Опишите в деталях. (Большой/маленький, светлый/темный, старый/новый, сколько комнат)

Теперь Вы идете по узкой тропинке. Внезапно Вы видите на земле перед Вами какой-то сосуд. Что это такое? Что внутри? Если внутри что-то есть, то попробуйте это на вкус. Каково оно?

А сейчас тропинка заканчивается и Вы входите в лес. Вы идете довольно долго и, наконец, выходите на поляну. Посреди поляны стоит здание. Что это за здание? Какие ощущения у Вас в этом месте?

Вокруг здания сад. Опишите сад. Какой он? Цветущий или увядший?

Вы выходите из сада и вновь идете по лесу. На краю леса Вы видите стену. Стена такая высокая, что ее не перелезть, и такая длинная, что ее не обойти. Вдруг Вы видите в стене маленькую дверцу, которая приоткрывается, будто приглашает Вас войти. Вы войдете или нет?

А за стеной вода. Что это за вода? (Какой водоем? Спокойная или бурная вода в нем?) Хотите ли Вы искупаться в нем?

Ну а теперь читайте Интерпретацию и удачи Вам!

Интерпретация результатов теста:

Дом.

Дом — это представление о Вас самих.

Если дом старый, то скорее всего Вы не любите меняться, предпочитаете традиционные вещи.

Если дом большой, то это означает, что довольно уверенный в себе человек, с высокой самооценкой.

Если дом светлый, то Вы оптимист. Если темный, то пессимист.

Количество комнат — это количество людей, которых Вы бы хотели видеть в Вашей жизни.

Сосуд.

Сосуд — это Ваше представление о любви. Чем более красив и ценен сосуд, тем значимее любовь в Вашей жизни. Вы романтик. Содержимое сосуда — Ваш любовный опыт.

Здание.

Здание — это Ваше представление о религии и Боге.

Крепкое здание — крепкая вера.

Разрушенное здание — Ваша вера слаба .

Сад.

Это Ваше представление об окружающем мире, о Вашей стране, мире вообще. Если растения и цветы в саду умирают, то это может означать, что Вы обеспокоены состоянием окружающей среды и будущим мира.

Стена.

Это Ваше представление о смерти. Конец ли это или есть жизнь после смерти физического тела? Войдете ли Вы в эту маленькую дверцу? Или Вы сначала посмотрите и проверите, что там, прежде чем войти? Или же Вы совсем не хотите войти?

Вода.

Вода — это Ваше представление о Вашем будущем. Если это море с большими волнами, то Вы уверены и не боитесь своего будущего.

Если же Вы хотите поплавать, то это значит, что Вы не боитесь встретиться с возможными трудностями.

Если вода — это водоем со стоячей водой, то, возможно, Вы боитесь своего будущего и опасаетесь за будущее всего мира

4.2.Дыхательное упражнение СЕМЬ СВЕЧЕЙ

Цель: релаксация.

— Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно… Вы дышите глубоко и ровно… Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей… Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь…»

Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатемненном помещении.

Обсуждение:

  • Как менялось состояние участников по мере выполнения этого упражнения?
  • Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?

Этап 5. Заключительный

5..1 Релаксация. Сила Жизни и здоровья

Сядьте, пожалуйста, поудобнее.Почувствуйте опору под собой, каждую точку соприкосновения с опорой.Почувствуйте спинку кресла (стула), на которую можно облокотиться.Поставьте поудобнее ноги. Почувствуйте ногами полРуки расположите поудобнее (почувствуйте подлокотники).Шею, голову расположите так, чтобы вам было удобно и приятно представлять образы.Закройте, пожалуйста, глаза и постарайтесь расслабиться.Расслабиться, снять накопившееся напряжение, Так, как будто вам хотелось бы немножечко вздремнуть.Начните расслабляться с мышц плечПостарайтесь почувствовать, как плечи становятся тяжелые, теплые и расслабленные. Плечи тяжелые и теплые. Тяжелые и теплые.Представьте как приятное тепло распространяется из плеч по всему телу.Почувствуйте как тепло опускается из плеч в рукиРасслабляется верхняя часть рук. Расслабляются локтиВаши запястья расслабляются Расслабляются кисти рук – ладони становятся тяжелые и теплые.Ладони тяжелые и теплые. Тяжелые и теплые.Расслабляется каждый палец на руках. Руки расслаблены, провисли, вплоть до самых кончиков пальцев.А теперь обратите внимание на то, как вы дышите – дыхание становится свободным и ровным, свободным и ровным.Вам хорошо и приятно дышится.Постарайтесь почувствовать приятное тепло в груди, тепло в области солнечного сплетения, тепло в животе.Представьте, как тепло из живота опускается в ногиПочувствуйте, как расслабляется верхняя часть ног, расслабляются колени, расслабляются голениСтопы становятся тяжелые и теплые. Стопы тяжелые и теплые, тяжелые и теплые.Почувствуйте пятки. Пальцы ног. Все ноги расслаблены.Теперь обратите внимание на спину. Почувствуйте как расслабляется поясница, почувствуйте позвоночник. Почувствуйте лопатки.Почувствуйте как расслабляется середина спины между лопатками.Расслабляется шея, затылок. Вся голова расслаблена.Расслаблено темя, виски. Расслабляется лоб, лицо.Почувствуйте свои щеки, почувствуйте скулы, подбородок. Нижняя челюсть становится тяжелой. Губы расслаблены, язык теплый, расслабляется нос и глаза.Веки тяжелеют, ресницы слипаются. Глаза расслаблены.

Представьте ясный летний день. Вы находитесь на берегу моря. Ваши стопы ощущают теплый мягкий песок. Ласковые бирюзовые волны шелестят у ваших ног, приглашая за собой.

Вы входите в прозрачную теплую морскую воду и чувствуете, как она ласкает ваше тело. Приятные энергии чистой морской воды проникают в тело своей мягкой ласковой чистотой. Силой Жизни и здоровья энергии воды пропитывают тело, насыщают органы и ткани.

С каждым днем тело становится гармоничнее, здоровее и сильнее.

Процессы самовосстановления и преобразования ускоряются.

Увеличивается Красота… Сила… Здоровье…

5.2.Упражнение  «Сердце коллектива»

Педагог-психолог: Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его. Это надо для того, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.

5.3 А сейчас по кругу ответьте на такие вопросы:

  • Что для вас сегодня было важным?
  • Какие чувства вы испытывали?
  • Нужны ли вам в дальнейшем такие тренинги?

— Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила! Спасибо всем за участие!

Задачи:

  • создать атмосферу доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга.
  • развить у педагогов коммуникативные умения;
  • сформировать навыки позитивного самовосприятия;
  • научиться распределять свою психическую энергию, расширить диапазон способов эффективной саморегуляции.

Оптимальная группа состоит из 12–17 человек.

Тренинг проводится в течение 1,5-2 часов в довольно просторном помещении с наличием стульев по числу участников.

Материалы и оборудование:

  • листы бумаги формата А4;
  • ручки, цветные карандаши;
  • упаковка бумажных салфеток;
  • бланки с геометрическими фигурами.

1. Упражнение (вводное) «Мои ожидания»

Отправляясь куда-то в поездку, в гости, на концерт, мы подсознательно испытываем определенные ожидания от этого. Если что-то не оправдывается, мы чаще всего расстраиваемся. Мне, как ведущей, не хочется, чтобы вы испытали разочарование, поэтому предлагаю для начала мини-игру «Мои ожидания».

Вопросы:

1. Нравится мне или нет, что сейчас будет проходить это занятие.

2. Насколько активно я готова работать.

3. Что хочу получить в конце.

2. Разминка. Упражнение «Порядковый счет»

Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит «один» и смотрит на любого участника игры; тот на кого он посмотрел, говорит «два» и смотрит на другого. И так далее по кругу, охватив всех участников тренинга.

3. Знакомство. Упражнение «Снежный ком»

Назвать свое имя и прилагательное к нему на первую букву имени. Каждый участник повторяет имена и прилагательные всех предыдущих. Действие происходит по часовой стрелке.

Правила группы

Нам предстоит сегодня провести вместе некоторое время. Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет никого и ничего, кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Что-то делать с собой здесь мы можем только с помощью друг друга, через наше общение. Чтобы оно было более эффективным, мы будем использовать различные игры и упражнения, позволяющие лучше увидеть себя и других. Мы будем узнавать друг друга через те отношения, которые будут здесь складываться. Чтобы наше общение было эффективным, оно должно подчиняться некоторым правилам:

  • «Здесь и теперь». Главное не то, что происходило «там и тогда», а то, что происходит «здесь и теперь». Главное для нас, что человек видит, чувствует «здесь и теперь» по отношению к себе, к другим. Групповой опыт, обретенный через «здесь и теперь», все, что происходит с группой в целом и с каждым из нас, является большой ценностью такого общения.
  • Принцип эмоциональной открытости. Мы должны быть друг с другом откровенны и открыты. Это не означает, что каждый обязан выкладывать все свои тайны. Важно только одно: если участник чувствует, думает, переживает «здесь и теперь», то ему надо об этом сказать, выразить свои чувства так, чтобы они стали достоянием группы. А если человек по каким-то причинам не хочет говорить о том, что с ним происходит, то вступают в силу правила «Свободы выбора» и «Стоп». Можно сказать: «Я сейчас не хочу об этом говорить. Стоп».
  • Правило «Я — высказываний». Это означает, что нужно говорить от своего имени и приблизительно в такой форме: «Я чувствую. Мне кажется, я думаю…», а не от авторитетного лица или с точки зрения каких-то норм и законов. Нужно избегать высказываний типа: «Мы все чувствуем…» или «Существует мнение…».
  • Правило уважения говорящего. Когда высказывается кто-то из членов группы, все его должны внимательно слушать, давая человеку возможность высказать то, что он хочет. Мы не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы.
  • Правило конфиденциальности. Нельзя рассказывать о том, что делают и что происходит в группе, посторонним людям. О себе, о своем опыте, словах, переживаниях – пожалуйста.

5. Упражнение «Салфетки»

По кругу передается пачка салфеток. Ведущий объявляет, что каждый участник может взять то количество, которое считает нужным для себя. Когда салфетки будут разобраны всеми участниками группы, психолог просит пересчитать их и назвать столько позитивных фактов из своей биографии, сколько салфеток у них в руках.

6. Упражнение «Фигуры»

Написать свои положительные качества внутри каждой фигуры, изображенной на листе (приложение 1).

Интерпретация:

Прямоугольник – это качество придает устойчивость;

Овал – это качество нарисовано на лице;

Большой овал – это качество свойственно в наибольшей степени;

Прямоугольник со скругленными углами – это качество помогает сглаживать острые углы во взаимоотношениях;

Растянутый узкий овал – это качество растягивается во все сферы жизни;

Квадрат – это качество придает индивидуальность;

Вертикальный прямоугольник – это качество помогает расти;

Треугольник – качество, котороее вы применяете по-разному;

Круг – качество, придающее внутреннюю гармонию;

Шестиугольник – … На что похожа эта фигура? Какие ассоциации? Если алмаз, бриллиант – самое дорогое, ценное качество.

Комментарий: здесь можно порассуждать над тем, какое качество было написано первым, на какой фигуре возникли сложности, кто не заполнил одну или несколько фигур, почему и т.д.

7. Упражнение «Я – дома, я – на работе»

Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.

Проанализировать:

  • похожие черты;
  • противоположные черты;
  • какой список было составлять легче; какой получился объемнее?
  • каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.

Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.

8. Упражнение «Стратегии самопомощи»

Ведущий: «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко и мы поменялись — у каждого из нас осталось по яблоку. Если у тебя есть интересная идея и у меня есть идея и мы обменялись — у каждого из нас будет уже по две идеи. Представьте себе ситуацию, когда каждый поделится своим опытом, какими при этом мы станем богатыми».

Подумайте над вопросом: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?» Ведущий просит каждого поделиться своим опытом с группой (т.е. способы самовосстановления).

Комментарии: существует 6-ти-канальный метод самовосстановления (разрядки):

Ч – чувства, эмоции (музыка, книги, все, что питает наши органы чувств)

У – ум (рефлексия, анализ, обдумывание, построение стратегии; подходит для рациональных людей)

В – вера (обращение к богу, совершение определенных манипуляций, обрядов; обращение к к-л философскому учению)

С – социум (любое взаимодействие, общение)

Т – тело (СПА, массаж, спорт, прогулки)

ВО – воображение (творчество, фантазирование, мечтательное планирование)

Конечно, все эти способы вам известны и вами применяются, но осознанное понимание того, что можно применить в наличной стрессовой ситуации, помогает гораздо быстрее и качественнее восстановиться.

Комментарий: после выполнения упражнения можно раздать педагогам памятки с профилактическими правилами на каждый день (Приложение 2).

9. Упражнение «Все равно ты молодец, потому что…»

Участникам по кругу необходимо продолжить фразу, обращаясь к коллеге справа (так называемое «психологическое поглаживание»).

10. Рефлексия

Оценка своего настроения до и после работы в режиме тренинга всеми участниками. Что понравилось – не понравилось, что хочется сказать коллегам, ведущему.

Заключение

Важным преимуществом тренинговой работы является максимальное эмоциональное вовлечение участников в события. В основе лежит групповая работа, которая дает навык коллективных действий, развивает интуицию и воображение, учит осознавать свою и чужую роль, мобилизует умения и знания. Возникает феномен групповой сплоченности, которая притягивает участников друг к другу после тренинга, давая ресурс для реального внедрения наработанных результатов. Т.е. опосредованно решается задача по развитию педагогического коллектива.

Основными методами, применяемыми в данной работе, являются позитив-технологии, направленные на развитие позитивного мышления учителей. Это упражнения «Салфетки», «Фигуры», «Все равно ты молодец, потому что…», так как основная их цель — развитие навыков позитивного самовосприятия и передачи это другим.

Только когда в коллективе установилась атмосфера безопасности, психологу можно переходить к основным упражнениям, направленным на актуализацию внутренних ресурсов (упражнения «Фигуры», «Я – дома, я – на работе», «Стратегии самопомощи»). Такая работа должна проходить очень осторожно, поскольку предстоит встретиться с сопротивлением некоторых участников. Но необходимо дать им право на это сопротивление, уделить еще большее внимание и показать принятие.

Для успешной работы учителя необходимо, в первую очередь, позитивное отношение к самому себе, своей работе, владение способами саморегуляции психического состояния. В связи с этим в качестве мер профилактики синдрома эмоционального выгорания предлагается: непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, умение распознавать свои негативные эмоции, принять их и найти оптимальный способ их трансформации в позитивные. Чем больше различаются между собой «житейское» и «рабочее» состояние педагога, организация его профессиональной деятельности и обычная жизнь, тем более длинный путь профессионального развития он сумеет проделать и тем более качественным специалистом стать.

Предполагается, что психологическая поддержка школьных педагогов в ситуации эмоционального выгорания должна стать приоритетной линией в работе школьного психолога. Ее можно рассматривать в качестве фундамента, над которым могут потом вырастать другие компоненты работы. Без такого фундамента все остальные воздействия психолога могут оказаться практически бесполезными, а в некоторых случаях вызвать неприятие и агрессию со стороны учителей.

Литература

  1. Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб., 1997.
  2. Петровская Л.А. Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга. – М., 1982.
  3. Прохоров А.О. Психология самоуправления. – Казань, 1997.
  4. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, №6.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кто руководство военной коллегией
  • Регламент или руководство
  • Руководство по эксплуатации к новому году
  • Настройка андроида руководство
  • Инструкция для рабочих по общим вопросам охраны труда