Заполните таблицу стили руководства определяемые личностью руководителя

1. Менеджмент: понятие, сущность и характерные черты.

2. Экономические методы управления.

Практическое задание:Заполните таблицу «Принципы планирования».

Принципы планирования

2. Внутренняя среда организации.

Практическое задание:Заполните сравнительную таблицу «Виды планирования». Укажите различия между стратегическим и тактическим планированием

«Виды планирования»

Характеристика Стратегическое планирование Тактическое планирование
Подробность
Временной уровень
Лица, принимающие решения
Характер проблем
Степень регулярности действии
Количество альтернатив

1. Организация: понятие и основные характеристики.

2. Административные методы управления.

Практическое задание:Заполните таблицу «Содержание менеджмента»

«Содержание менеджмента»

2. Сущность стратегического планирования.

Практическое задание:Заполните таблицу «Четыре основных подхода к менеджменту» и кратко их охарактеризуйте.

«Четыре основных подхода к менеджменту»

Название подходов
1. 2. 3. 4.

1. Иерархия потребностей по А. Маслоу.

2. Контроль деятельности организации. Виды контроля.

Практическое задание:Заполните таблицу «Сравнительная характеристика японской и американской модели менеджмента».

Характеристики Японская Американская
Доминирующие качества делового человека
Критерии к продвижению по службе
Профессиональная компетентность
Процесс принятия решений
Отношение работников к фирме и работе
Характер проведения инноваций
Форма деловых отношений

1. Контроль: понятие и сущность.

Практическое задание:Заполните схему «Виды контря» и охарактеризуйте их.

1. Сущность тактического планирования.

2. Линейная структура предприятия, функциональная структура предприятия, линейно — функциональная структура предприятия.

Практическое задание: заполните таблицу «Классификация методов управления».

Классификация методов управления

Методов управления
Экономические Административно-правовые Социально-психологические

2. Виды коммуникаций в организации.

Практическое задание: заполните таблицу «Характеристика методов воздействия».

«Характеристика методов воздействия»

Методы управления Механизм воздействия Содержание методов Стимулы выполнения управленческих воздействий
1. Организационно — административные (или организационно — распорядительные)
2. Экономические
3. Социально-психологические

1. Организация: понятие и основные характеристики.

2. Сущность и классификация конфликтов.

Практическое задание:заполните таблицу «Стили руководства».

Стили руководства, определяемые личностью руководителя

Направленность руководителя на результат Способы мотивации Привлечение подчиненных к управлению Требовательность
Авторитарный стиль
Демократический стиль
Либеральный стиль

1. Менеджмент: понятие, сущность и характерные черты.

2. Экономические методы управления.

Практическое задание:заполните сравнительную таблицу«Стили руководства».

«Стили руководства»

Функции управления Стили управления
Демократический Либеральный
Принятие решений
Доведение решений до подчиненных
Подбор и увольнение кадров
Использование стимулов и мотивации
Осуществления
контроля
Отношение к повышению квалификации
Манера общения

2. Внутренняя среда организации.

Практическое задание:

Практическое задание:заполните сравнительную таблицу«Стили руководства».

Функции управления Стили управления
Авторитарный Демократический
Принятие решений
Доведение решений до подчиненных
Подбор и увольнение кадров
Использование стимулов и мотивации
Осуществления
контроля
Отношение к повышению квалификации
Манера общения

1. Организация: понятие и основные характеристики.

2. Административные методы управления.

Практическое задание:заполните сравнительную таблицу «Виды планирования».Укажите различия между стратегическим и тактическим планированием

«Виды планирования»

Характеристика Стратегическое планирование Тактическое планирование
Подробность
Временной уровень
Лица, принимающие решения
Характер проблем
Степень регулярности действии
Количество альтернатив

2. Сущность стратегического планирования.

Практическое задание: заполните сравнительную таблицу «Теории мотивации»

Вариант 14 практическое задание

«Теории мотивации»

Название теории Составляющие теории Закономерности теории Методика применения Критические замечания
Содержательные теории мотивации
1. Теория иерархической потребности А. Маслоу
2. Теория потребностей Д. Мак-Клелланда
3. Двухфакторная теория Ф. Герцберга
Процессуальные теории мотивации
1. Теория ожидания В. Врума
2. Теория справедливости С. Адамса
3. Комплексная модель Портера-Лоулера

1. Иерархия потребностей по Абрахаму Маслоу.

2. Контроль деятельности организации. Виды контроля.

Практическое задание: заполните таблицу «Классификация методов управления».

Методов управления
Экономические Административно-правовые Социально-психологические

1. Контроль: понятие и сущность.

2. Мотивация в менеджменте, основные понятия, сущность и виды .

Практическое задание:заполните таблицу «Стили руководства».

Стили руководства, определяемые личностью руководителя

Направленность руководителя на результат Способы мотивации Привлечение подчиненных к управлению Требовательность
Авторитарный стиль
Демократический стиль
Либеральный стиль

1. Сущность тактического планирования.

2. Линейная структура предприятия, функциональная структура предприятия, линейно — функциональная структура предприятия.

Практическое задание: заполните таблицу «Классификация методов управления».

  1. Поведенческие
    роли членов группы при принятии и
    осуществлении управленческих решений
    при демократическом стиле управления.

49.
Виды стилей управления, определяемых
личностью руководителя и особенностями
коллектива.

Стили руководства, определяемые личностью руководителя

Направленность
руководителя на результат

Способы
мотивации

Привлечение
подчиненных к управлению

Требовательность

Авторитарный
стиль

Важен
только результат

Мотивация
основана на беспрекословном подчинении

Подчиненные
не привлекаются к управлению

Жесткая
требовательность

Демократический
стиль

Важны
и результаты и способы достижения

Мотивация,
основанная на использовании материальных
и социальных потребностей

Подчиненные
активно и по существу привлекаются к
управлению

Требовательность
в сочетании с доверием

Либеральный
стиль

Результаты
не важны

Мотивация
практически отсутствует

Создается
вид, что подчиненные участвуют в
управлении

Низкая
требовательность

Авторитарный стиль (автократический)

 Руководитель-автократ
считает, что только он имеет право
принимать решения и отдавать распоряжения.
Некоторые из таких руководителей думают,
что их подчиненные еще не доросли до их
уровня и обсуждение с ними тех или иных
решений является пустой тратой времени.
Он не склонен к передаче части своих
полномочий подчиненным, жаждет подчинения.

Автократ
придерживается правила — тот не начальник,
кого не боятся подчиненные. С рядовыми
работниками он ведет разговор нередко
высокомерным тоном. Критика им
поддерживается только в одном направлении:
сверху вниз. Подчиненные испытывают к
нему неприязнь, у них нет желания
проявлять инициативу в работе. На
современном этапе этот стиль непригоден.
Он может быть оправдан в экстремальных
ситуациях.

Демократический стиль

 Характеризуется
тем, что руководитель-демократ действует
как координатор управленческих задач,
направляет и вдохновляет коллектив.
При выработке и принятии решений он
советуется с подчиненными по наиболее
сложным и актуальным проблемам, развивает
у них самостоятельность, активность и
инициативу, доверяет ответственную
работу, помогает их профессиональному
росту. Руководитель-демократ отдает
предпочтение методам убеждения и
стимулирования. В условиях демократического
стиля руководства создаются условия
для широкого и свободного обмена мнениями
по различным вопросам в коллективе и
выработки решений на их основе. Дисциплина
и порядок держатся на сознательности
работника, а не на страхе перед
руководителем. В таких коллективах
наблюдается общность взглядов,
отсутствуют, как правило, конфликтные
ситуации, высок престиж руководителя.
Однако, когда обстановка требует
немедленного директивного вмешательства,
демократический стиль неприемлем.

Либеральный стиль

 Характеризуется
тем, что руководитель-либерал не принимает
активного участия в производственной
деятельности подчиненных. Он ставит
перед ними задачи, указывает основные
направления работы, обеспечивает
необходимыми документами и материалами
предоставляет работникам самостоятельность
в достижении конечных результатов. Его
роль сводится к функциям консультанта,
координатора, организатора, снабженца,
контролера. Либеральный стиль руководства
дает положительные результаты, если
коллектив состоит из высококвалифицированных
специалистов, обладающих большими
способностями к творческой самостоятельной
работе, дисциплинированных и ответственных.
Этот стиль может применяться в виде
индивидуального подхода к работнику.
Наиболее успешно руководитель-либерал
управляет коллективом тогда, когда в
нем имеются энергичные и знающие
помощники, которые могут взять на себя
функции руководителя. В этом случае
практически коллективом руководят и
принимают решения заместители. Они же
и разрешают конфликтные ситуации.
Управленческие функции при либеральном
стиле руководства может взять на себя
сильный неформальный лидер.

В реальных
условиях в каждом руководителе неизбежно
уживаются все три стиля, по- разному
проявляясь в различных условиях и при
решении различных задач. Так, в условиях
необходимости жестких требований
трудовой дисциплины необходим авторитарный
стиль, в условиях творчества
высокопрофессионального коллектива
стиль явно тяготеет к либеральному. У
каждого руководителя имеется
предрасположенность к тому или иному
стилю в силу его личностных качеств, но
талант руководителя именно в том и
заключается, что профессиональные
возможности своего индивидуального
стиля руководитель умеет максимально
подчинить любой возникшей ситуации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Тема урока: СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ

Дата проведения урока: 28.05.2015 г.

Группа: 014

Специальность: 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества

потребительских товаров

Уровень усвоения:2

Тип урока: комбинированный урок

Цель:

Сформировать представление о стилях управления и факторах их формирования, закрепить понятие власть и влияние, формы власти, средства влияния, способствовать развитию умений работать в коллективе, развивать профессиональный интерес.

Формируемые общие компетенции:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Формируемые профессиональные компетенции:

ПК 3.3 Организовывать работу трудового коллектива

ПК 3.4Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ и оказания услуг исполнителями

ПК 3.5Участвовать в выработке мер по оптимизации процессов оказания услуг в области профессиональной деятельности

Формы организации образовательного пространства: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения: словесный, практический, наглядный.

Материально-техническая база занятия:

аппаратное обеспечение: рабочее место преподавателя с доступом в интернет, рабочие места студентов с доступом в интернет интерактивная доска, проектор;

программное обеспечение: ОС MicrosoftWindows 8, ПО TRACEBOARD,MicrosoftOfficePowerPoint 2013, проигрыватель WindowsMedia.

Литература:

Гордиенко Ю.Ф., Обухов Д.В., Зайналабидов М.С. Менеджмент. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. – М.: Мастерство, 2002.

10. Попова А.А. Менеджмент: практикум: учебное пособие / А.А.Попова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Наглядные пособия: презентация в PowerPoint.

Время проведения:  80 мин.

Internet— ресурсы:

http://lonbmt.jimdo.com

http://www.cfin.ru/management/

http://www.youtube.com/watch?v=MzzVx1BovTU

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап

Содержание и структура занятия

(с указанием микроцели)

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Методы, формы, средства обучения

1

Организационный момент

Цель:

Создание положи­тельного эмоцио­нального настроя.

1 мин

Приветствует студентов, отмечает отсутствующих на уроке, мобилизует к работе на уроке.

Приветствуют преподавателя, докладывают об отсутствующих, настраиваются на урок, показывают готовность к уроку.

Словесный метод.

Фронтальная форма работы.

2

Проверка выполнения домашнего задания

Цель:

Установить правильность, полноту и осознанностьвыполнения домашнего задания; выявить пробелы в знаниях, определить причины их возникновения.

5 мин

Выявляет уровень знаний студентов, определяет типичные недостатки и пути их ликвидации.

Показывают уровень своих знаний.

Индивидуальная и фронтальная формы.

Работа на интерактивной доске.

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Цель:

Совместная формулировка темы урока;

совместная постановка целей урока;

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

2 мин

Совместно со студентами формулирует тему и цели урока.

Совместно с преподавателем формулируют тему и цели урока.

Записывают тему в тетрадь.

Проблемный метод.

Фронтальная форма работы.

Презентация.

Интерактивная доска.

4

Актуализация опорных знаний

Цель:

Воспроизведение студентами знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания.

5 мин

Уточняет и дополняет ответы студентов, вводит необходимую информацию.

Вспоминают и воспроизводят информацию.

Фронтальная форма работы.

5

Формирование новых знаний, умений и навыков

Цель:

Выработка у студентов определенных знаний, умений и навыков, предусмотренных учебной программой.

40 мин

Объясняет новый материал. Органи-зует активную умственную и практическую деятельность студентов по усвоению учебного материа-ла.

Воспринимают и конспектируют учебный материал. Задают вопросы по ходу объяснения материала преподавателем.

Объяснительно-иллюстративный метод.

Фронтальная форма работы.

Презентация.

6

Закрепление новых знаний, умений и навыков

Цель:

Закрепление усвоенных знаний и выработка умений к их применению.

20 мин

Развивает у сту-дентов самостоя-тельность в познавательной деятельности при обучении. Учит студентов самостоятельно применять знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельно овладевают знаниями, применяют знания в практической деятельности.

Выполняют зада-ния на компьюте-рах.

Практический метод.

Индивидуальная и парная формы.

Работают с информационным ресурсом с помощью компьютера.

Презентация, интерактивная доска.

7

Информация о домашнем задании

Цель:

Способствовать самостоятель-ному повторению и углублению полученных знаний на уроке.

2 мин

Объясняет сущность домашнего задания.

Записывают домашнее задание, задают вопросы.

Проблемно-поисковый метод.

Индивидуальная форма работы.

Презентация.

8

Подведение итогов урока.

Рефлексия

Цель:

Анализ и оценка успешности достижения цели, перспектива работы.

Способствовать осознанию содержания пройденного, оценки эффективность собственной работы на уроке.

5 мин

Организует обсуждение: Помогает оценить деятельность группы и собственную деятельность в рамках урока.

Выставляет оценки за урок.

Отвечают на вопросы препода-вателя, самостоя-тельно определяют итоги урока и качество своей работы на уроке.

Проводят рефлексию способов и условий своих действий.

Словесный метод.

Фронтальная форма работы. Интерактивная доска, презентация.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку. Проверка посещения занятия.(слайд 1)

Здравствуйте, ребята! Кто сегодня отсутствует на уроке?

Студенты приветствуют преподавателя, староста группы называет отсутствующих.

Проверка выполнения домашнего задания

выявление уровня знаний учащихся;

определение типичных недостатков, пути их ликвидации.

Проверим, как Вы справились с домашним заданием.

Студент выводит на доску выполненное задание в виде таблицы «Качества лидера на основе интеллектуальных способностей, черт характера и профессиональных навыков». Другие корректируют или дополняют.

Сообщение темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности

совместная формулировка темы урока;

совместная постановка целей урока;

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Вступительное слово преподавателя:

Менеджмент и практическая психология свидетельствуют, что для подавляющего большинства подчиненных при получении приказа от руководителя огромное значение имеют такие факторы, как тон, манера поведения руководителя, конкретные слова, в которые облачены инструкции и т.д. Очень важно и то, учитывает или же наоборот, игнорирует руководитель мнения персонала, подбирает ли для них роли, соответствующие профессиональному потенциалу каждого конкретного человека.

Вопрос о том, как эффективно руководить, стоял перед человеком давно. Поэтому сегодняшнее занятие, мы с вами посвятим, изучению стилей управления и отработке практических умений и навыков по его формированию.

Тема нашего сегодняшнего занятия — Стиль управления. (слайд 2)

Что Вы хотите узнать по этому вопросу? (студенты записывают на доске).

Для чего нам нужно изучать эту тему?

Где Вы уже сталкивались со стилем руководства?

Где Вы столкнетесь со стилем руководства?

Итак, действительно эта тема актуальна. Начнем ее изучение.

Актуализацияопорных знаний и умений

воспроизведение студентами знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания.

Прежде, чем мы перейдем к изучению нового материала, давайте вспомним понятия: руководство, лидерство, авторитет, влияние, власть и ее формы.

Формирование новых знаний, умений и навыков

выработать у студентов определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.

Итак, на сегодняшнем занятии мы рассмотрим следующие вопросы (слайд 3):

1-й вопрос. Понятие и характеристика основных стилей управления.

2-й вопрос. «Решетка менеджмента».

3-й вопрос. Выбор стиля управления.

Студенты, слушая лекцию, ведут конспект урока.

Прежде, чем начать изучать различные виды стилей руководства, хочется заметить, что стиль руководства применяется не только в деловой сфере. Знайте, уже сейчас закладываются задатки вашего стиля. Понаблюдайте за собой, за товарищами в группе, за взаимоотношениями в семье между взрослыми и детьми…. И помните, что стиль не закладывается генетически, его можно изменять….

вопрос. Понятие и характеристика основных стилей управления

Стиль управления – манера поведения руководителя по отношению к подчиненным в процессе достижения поставленных целей; формы и методы управления, используемые отдельной личностью. (слайд 4, 5)

Выделяют 3 основных управленческих стиля (слайд 6):

авторитарный стиль – стиль прямых приказов, распоряжений, не допускающий каких-либо возражений со стороны подчиненных. Для него характерна централизация власти в руках одного руководителя, жесткое управление, единоличное принятие руководителем всех решений в коллективе; проявление слабого интереса к работнику как к личности, невозможность проявления инициативы подчиненным. (слайд 7)

Позиция руководителя находится вне группы. На современном этапе этот стиль непригоден. Он может быть оправдан в экстремальных ситуациях.

демократический стильсовокупность приемов руководства, основанных на широком привлечении сотрудников предприятия к процессу подготовки принятия решения. Характеризуется разделением власти и участием работников в управлении, при этом ответственность распределяется в соответствии с переданными полномочиями. Руководитель систематически информирует подчиненных о положении дел в коллективе, в общении предельно вежлив и доброжелателен, доверяет людям, он требователен, но справедлив. Руководитель отдает предпочтение методам убеждения и стимулирования.(слайд 8)

Позиция руководителя находится внутри группы, на основе сотрудничества. Однако, когда обстановка требует немедленного директивного вмешательства, демократический стиль неприемлем.

либеральный стиль стиль, при котором руководитель не вмешивается в работу подчиненных, предоставляя им широкую самостоятельность и возможность индивидуального творчества. Он ставит перед ними задачи, указывает основные направления работы, обеспечивает необходимыми документами и материалами, в решении вопросов руководитель принимает минимальное участие, слабо контролирует и регулирует действия подчиненных, чаще уговаривает и просит. (слайд 9)

Позиция руководителя находится в стороне от группы. Этот стиль может применяться в виде индивидуального подхода к работнику.

Эффективность избранного менеджером стиля руководства оценивается конечными результатами работы коллектива, состоянием его социально-психологического климата.(слайд 10)

В реальных условиях в каждом руководителе неизбежно уживаются все три стиля, по- разному проявляясь в различных условиях и при решении различных задач, но у каждого руководителя имеется предрасположенность к тому или иному стилю в силу его личностных качеств.(слайд 11)

вопрос.«Решетка менеджмента»

Разнообразие стилей, определяемых личностью руководителя, может быть сформировано на основе сочетания двух факторов (слайд 12):

внимание руководителя к производству (ориентация на выполнение производственных заданий любой ценой, невзирая на персонал);

внимание к человеку (забота об условиях труда, учет желаний и потребностей).

В зависимости от этого выделяют 5 характерных типов управленческого поведения, отражаемых в решетке менеджмента. (слайд 13, 14)

Внимание к человеку

Демократ

Организатор

9:9

1:9

Манипулятор

5:5

Пессимист

Диктатор

1:1

9:1

Внимание к производству

9

5

1

9

5

1

Тип 1-1 — тип слабого руководителя, не умеющего задействовать ни производственный, ни человеческий факторы. Руководитель мало заботится и о производстве и о людях, прилагает минимальные усилия для выполнения лишь самой необходимой работы. Может иметь место, когда предприятие закрывается.

Тип 9-1 – руководитель, максимально заинтересованный в повышении уровня производства, не уделяя внимания сотрудникам. Решения руководителем принимаются единолично, ориентируясь на безоговорочную исполнительность, происходит подавление инициативы, поиск виновных. Этот стиль может быть эффективным в условиях чрезвычайных обстоятельств (аварии, стихийные бедствия) или на начальных стадиях развития производства.

 Тип 1-9  — руководитель, уделяющий максимальное внимание людям и мало заинтересованный в повышении производства. Руководитель предоставляет подчиненным полную свободу, стремиться удовлетворить их потребности, оберегает от разногласий, однако производительность труда от этого страдает.

 Тип 5-5 —   руководитель старается занять позицию «золотой середины», проявляя средний интерес как к людям, так и к производству. Он во всем старается достичь компромисса, получая при этом средние результаты труда. Этот стиль руководства способствует стабильности и бесконфликтности.

Тип 9-9 — руководитель является хорошим организатором, способным учесть как интересы производства, так и интересы подчиненных. Руководитель нацеливает всех работников на достижение производственных целей на основе доверия и уважения к ним, развивает самостоятельность, ответственность, создавая дух единой команды. Это стиль является наиболее эффективным, производство процветает и развивается, и работники довольны своим положением. 

Вопрос. Выбор стиля управления 

Ни один стиль управления не может считаться лучше других во всех случаях. На определение стиля управления кроме личных качеств руководителя, его поведения и отношения с членами коллектива, влияют следующие факторы (слайд 15):

потребности и личные качества подчиненных;

характер выполняемой задачи;

требования и воздействия окружающей среды;

имеющаяся у руководителя информация;

должностные полномочия менеджера.

Руководитель должен уметь вести себя по-разному в разных ситуациях, необходимо только правильно определить возникшую ситуацию и суметь ее использовать.

Ситуационное лидерство – определение стиля руководства в зависимости от уровня зрелости рабочей группы: степени квалификации и стремления к ее росту. Руководитель может менять свое поведение в зависимости от зрелости группы. (слайд 16)

Стили руководства, определяемые особенностями коллектива — ситуационное лидерство (слайд 17, 18)

Уровень зрелости рабочей группы

Соответствующий стиль руководства

Полностью квалифицированная и желающая дальше совершенствоваться

Предоставление самостоятельности (определение функций и ответственности работников, совместное обсуждение результатов) Задача менеджера – делегировать полномочия.

Достаточно квалифицированная и продолжающая совершенствоваться

Участие в принятии решений (привлечение работников к постановке целей, консультации и поощрение самостоятельности). Задача менеджера – поддерживать.

Малоквалифицированная, но стремящаяся к повышению квалификации

Координация (инструктаж и контроль, поощрение инициативы и деловых контактов). Задача менеджера – направлять.

Низкоквалифицированная и не расположенная совершенствоваться

Указывание (тщательный инструктаж и контроль, поощрение исполнительности и личных достижений).

Задача менеджера –управлять.

Стиль работы должен быть динамичным, меняющимся в зависимости от ситуаций и объектов руководства. Поэтому умение руководить – умение владеть разными стилями, менять стили руководства, вырабатывать индивидуальный стиль. (слайд 19)

Закрепление новых знаний, умений и навыков

Для закрепления изученного материала предлагаю Вам вместе заполнить таблицу «Стили руководства, определяемые личностью» по 4 критериям (слайд 20, 21, 22, 23):

направленность руководителя на результат;

способы мотивации;

привлечение подчиненных к управлению;

требовательность.

Ребята, предлагаю вашему вниманию 2 видеоролика, где разные ситуации, разные люди. Определим стиль управления.

ВИДЕОРОЛИК 1 (http://www.youtube.com/watch?v=Mw-Fx4n0g-E — авторитарный стиль) 

ВИДЕОРОЛИК 2 (http://www.youtube.com/watch?v=IF8yRq1c2zQ — либеральный стиль)

После просмотра видеороликов — дискуссия студентов. По каким признакам определили стиль управления.

На своих рабочих местах найдите файла «Стили руководства» (D:Стили руководства), добавьте в название свою фамилию и самостоятельно выполните задания.

Задание 1. Изучив стили руководства, определяемые личностью руководителя, выберите для себя наиболее оптимальный в торговой организации. Запишите 5 наиболее важных характеристик руководителя выбранного стиля. Определите “+” и “ — ” стороны вашего стиля.

Задание 2.Рассмотрите ситуацию и определите на ваш взгляд оптимальный путь построения взаимоотношений руководителя с подчиненным.

Ситуация. Подчиненный второй раз не выполнил ваше задание в срок, хотя обещал и давал слово, что подобного больше не повториться. Вы…

Определите, какой стиль управления согласно «Решетке менеджмента» характерен для вашего варианта.

Задание 3.Оценить степень зрелости подчиненных и выбрать соответствующий стиль поведения.

Руководителю необходимо подготовить и отправить деловым партнерам письмо.

Перед секретарем ставится задача, и ее выполнение предоставляется самому сотруднику.

Руководитель диктует текст письма секретарю, а затем перед отправкой его проверяет.

Секретарю рассказывается о ситуации и предлагается самому написать и отправить письмо. Если у секретаря возникают вопросы, руководитель на них отвечает.

Секретарю рассказывается о ситуации и предлагается составить конспект письма. Затем этот конспект обсуждается вместе с руководителем.

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

(слайд 24)

Домашнее задание на персональном сайте http://lonbmt.jimdo.com– тема 21.

Проанализировать тип личности руководителя торговой организации.

Подведение итогов урока. Рефлексия

А сейчас подведем итоги нашего занятия.

В начале занятия мы поставили вопросы. Ответили ли мы на Ваши вопросы? 

Из чего складывается конкретный стиль управления?;

Можно ли его корректировать и совершенствовать? И что для этого нужно делать?

Прошу подвести итоги… (Ответы студентов)

Какой стиль наиболее актуален?

Каким стилем руководства вы будете пользоваться в вашей дальнейшей деятельности (+специфика вашего предприятия).

Вывод: Наилучшего стиля нет, его направленность определяется 3 параметрами:

Личностью руководителя (уровень профессиональных знаний, опытом, идеалами, системой ценностями, темпераментом)

Зрелостью коллектива.

Производственной ситуацией.

Стиль можно скорректировать и существенно изменить в требуемом направлении.

 Рекомендации по совершенствованию стиля (слайд 25):

Вырабатывайте ценностные установки и личные цели;

Планируйте текущую деятельность и этапы саморазвития;

Развивайте коммуникативные умения;

Развивайте наблюдательность, умения разбираться в людях.

Оценка работы студентов на занятии.

Мне понравилось, как вы сегодня работали. Вы проявили свою индивидуальность, были креативными – применили творческое мышление. Спасибо за внимание, до свидания. (слайд 26)

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/166223-metodicheskaja-razrabotka-uroka-po-teme-stili

На чтение 7 мин Просмотров 33.3к.

Эффективное управление предприятием – это залог его продуктивного развития. Каждый руководитель осознанно или бессознательно выбирает свой метод руководства. От этого зависит уровень доверия, взаимоотношения между сотрудниками и начальством. Психологи и социологи, получившие мировое признание, выделяют несколько стилей управления.

Содержание

  1. Понятие стилей руководства
  2. Все стили руководства
  3. Курт Левин: стили управления
  4. Принцип Лайкрета
  5. Теория X и теория Y
  6. Управленческая решетка
  7. Ниномия: стили управления руководителя

Понятие стилей руководства

Термин «стиль руководства» чаще всего применяется в менеджменте. Так называют систему подходов к сотрудникам предприятия, которые использует руководитель. Выбрав правильный стиль руководства, можно добиться повышения показателей труда, за счет мотивации работников и других методов управления.

Надо отметить, что стиль руководства – это неотъемлемая часть характера самого начальника. Ведь, полностью осознано подойти к выбору того или иного метода просто невозможно. Рано или поздно некоторые личностные черты все равно проявятся в процессе управления трудовыми ресурсами.

Выбирая стиль руководство, нужно основываться на цели руководителя. То есть, чего он желает добиться от своих действий. Например, если коллектив слаженный и способен самостоятельно выполнять большую часть работы, то главное в руководстве над ним – это мотивация каждого сотрудника к повышению результативности труда. В таком случае отлично подойдет демократический стиль управления.

Если же работники привыкли выполнять задачи «из под палки», то тогда рекомендуется использовать авторитарный стиль, когда руководитель диктует, что, как и в какие сроки сделать.

Все стили руководства

Стили руководства выделены психологами, социологами, которые получили международное призвание. Сегодня в процессе изучения менеджмента чаще всего рассматривают стили, определенные следующими учеными:

  • Куртом Левином;
  • Ренсом Лайкретом;
  • Дуглас МакГрегором;
  • Робертом Р. Блейком и Джейсон С. Моутоном;
  • И. Ниномия.

Также нужно обратить внимание на американские и японские стили, которые активно применяются в экономически развитых странах.

Надо отметить, что в России чаще всего пользуются концепцией, разработанной Куртом Левином.

Курт Левин: стили управления

Курт Левин – немецкий ученый, психолог. Он описал три основных стиля руководства. Их выделение произошло в ходе проводимого эксперимента в 1039 году. Тогда Левин даже и думал о том, что его теория будет так популярна.

  1. Демократический стиль управления подразумевает совместное принятие управленческих решений. То есть, прежде чем запустить проект, руководитель вместе с сотрудниками рассматривает перспективы, проводит анализ. На основании полученных от каждого из специалиста мнений, принимается окончательное решение. А большую часть работы выполняют работники. Руководитель, как правило, не вмешивается в творческий процесс и доверяет своим подчиненным.
  2. Второй стиль руководства, который выделил Курт Левин назван авторитарным. В таком случае руководитель практически никогда не советуется с работниками, а принимает решение единолично. Сотрудники, как правило, выполняют порученные им задачи, а начальник постоянно контролирует процесс. Применяя авторитарный стиль, руководитель может воздействовать на работников разными методами, например, издавать приказы. Лишать премий, назначать штрафные санкции и др.
  3. Либеральный стиль управления характерен для руководителей, которые практически не обладают лидерскими качествами. Всем рабочим процессом управляют сами работники. Они принимают решения, назначают для себя сроки выполнения задач и определяют пути достижения целей. Как правило, такой стиль управления не эффективен и поэтому применяется очень редко.

Каждый стиль управления, выделенный Куртом Левином, имеет свои плюсы и минусы:

Стиль Демократический Авторитарный Либеральный
Достоинства Укрепляется командный дух Высокий уровень дисциплины работников Сотрудники лояльны к начальству
Снижается риск допущения ошибок Вся деятельность каждого из сотрудников прозрачна В коллективе присутствует благоприятная обстановка
Уменьшается текучесть кадров
Недостатки Решения принимаются сравнительно долго Высокий уровень текучести кадров Падение авторитета руководителя
Уменьшается авторитет самого начальника Отсутствие саморазвития сотрудников Отсутствие системы делегирования полномочий и ответственности
Работники не могу  отработать и повысить свои навыки

Анализируя достоинства и недостатки стилей управления, можно сделать вывод о том, что самым эффективным из них является либеральный.

Принцип Лайкрета

В 1950-х года психологом Ренсис Лайкерт выдвинут принцип, согласно которому стили управления должны основываться на задачах и людях.

  1. Эксплуататорско-авторитарный – это такой стиль управления, при котором начальство не доверяет работникам. А для достижения цели руководство прибегает к угрозам, дисциплинарным взысканиям, приказам.
  2. Благосклонно-авторитарный отличается тем, что сотрудников редко привлекают к дисциплинарной ответственности, но при этом работники не перестают бояться неблагосклонности начальства.
  3. Консультативно-демократический – это стиль управления, при котором руководство поощряет работников, чем пытается повысить их мотивацию. Начальство не утрачивает контроль над выполнением задач, но многие задания сотрудники решают самостоятельно.
  4. Стиль участия строится на взаимном доверии. Руководитель ставит основную задачу, а сотрудники самостоятельно выбирают методы ее решения и реализуют их на практике. За хорошие результаты работников поощряют.

Важно! Стиль участия подходит для предприятий, где работники заняты творческой деятельностью, а эксплуатационно-авторитарный больше всего присущ заводам.

Теория X и теория Y

Социологом и психологом Дугласом МакГрегором были выдвинуты две теории X и Y. Каждая из них характеризует стиль руководства.

Сравниваемый показатель Теория X Теория Y
Любовь к труду Сотрудники не любят работать от природы В компании трудятся трудолюбивые и ответственные работники
Способ мотивации Руководству приходится прибегать к жестким методам мотивации, например к приказам, санкциям Единственной мотивацией сотрудников является достижение желаемого результата. Руководству нет необходимости заставлять их выполнять задачи.
Уровень ответственности Работники безответственны, их необходимо постоянно контролировать и направлять Сотрудники ответственно подходят к выполнению задач, контроль не обязателен.

Таким образом, Дугласом МакГрегором были описаны два стиля руководства: авторитарный и демократический.

Управленческая решетка

Робертом Р. Блейком и Джейсон С. Моутоном была разработана, так называемая «Управленческая решетка», которая прямо отражает все стили руководства. Она переставляет собой систему координат с двумя осями: забота о производственном процессе и забота о работниках.

Каждому стилю руководства присваиваются баллы, а в соответствии с оценкой они располагаются на решетке.

  • всех меньше ценится примитивный стиль руководства, когда начальник мало интересуется делами компании, а в ходе принятия решений, консультируется с профессионалами;
  • социальный стиль очень ценят работники, так как руководитель может в любой момент прийти им на помощь, но в таком случае авторитет самого начальника падает;
  • на первом месте руководителя, использующего озадаченный стиль, находится выполнение плана, поставленных задач, начальнику не важно, сколько усилий приложат работники, чтобы добиться цели;
  • производственно-социальный стиль представляет собой своеобразную «золотую середину», когда управленческие решения принимаются совместно с работниками, а сотрудников мотивируют не угрозами, а денежным вознаграждением, похвалами;
  • в случае с командным стилем управления все просто, руководитель принимает решения вместе с сотрудниками, но в отличии от предыдущего варианта, здесь работники выполняют задачи командой, а не делегируют полномочия.

Важно! Каждый стиль управления, выдвинутый социологами и психологами, имеет свои отличительные особенности, несмотря на то, что некоторые из них тесно взаимосвязаны.

Ниномия: стили управления руководителя

Ниномия – это японский психолог, который выделяет стили руководства, отталкиваясь от ряда принципов. Чтобы наглядно показать, что из себя представляет руководитель, выбравший один из стилей управления, он представил каждого начальника в виде аллегорического сравнения.

Руководитель-патриарх не любит, когда ему помогают принимать решения. Он самоуверен и практически никогда не прислушивается к чужому мнению.

Начальник, которого японский психолог назвал «Птицей страусом» боится самостоятельно принимать решения, делегируя полномочия своим работникам. А в случае неудачи он всегда перекладывает ответственность на исполнителя.

Индивидуалист очень похож на патриарха, но в отличии от последнего, руководитель не только самостоятельно принимает решения, но и берет всю ответственность только на себя.

Начальник-педант не доверяет своим работникам, а чтобы принять какое-то решение, пытается как можно подробнее разобраться в деталях.

Руководитель-посредник является неким другом для коллектива. Он прислушивается к мнению сотрудников, но из-за своего мягкого характера может в любой момент утратить авторитет.

Еще один тип начальников – это, так называемый «Прилежный бобер». Такой руководитель сам принимает решение, делегирует ответственность на работников и акцентирует внимание только на формальных результатах.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Прием ацц детям инструкция по применению
  • Myo inositol for women and men инструкция по применению
  • Маркетинговая ориентация руководства
  • Руководство по микротику
  • Temeierl инструкция по применению на русском языке