Zf ecosplit руководство эксплуатации

Ваш автомобиль оснащен синхронизированной коробкой передач типа ZF-ECOSPLIT. Чем лучше Вы знакомы с коробкой передач Ecosplit, тем экономичнее Вы сможете ездить на Вашей машине. В настоящем Руководстве по эксплуатации Вы получите указания, которые помогут Вам максимально использовать технические преимущества коробок передач ZF. Поэтому мы просим водителя перед первой поездкой внимательно прочитать это Руководство по эксплуатации и специальные указания изготовителя автомобиля.

Для обеспечения надежности работы, пожалуйста, соблюдайте предписания для техобслуживания. Для проведения работ по техобслуживанию и для устранения возможно появляющихся проблем в Вашем распоряжении имеются специалисты службы сервиса ZF. Счастливого пути с коробкой передач ZF желает Вам.

Указания по технике безопасности

УКАЗАНИЕ
Служит для указания на специальные рабочие операции, методы, информации, использование вспомогательных средств и т.д.

ОСТОРОЖНО
Используется для указания на то, что неправильное и ненадлежащее обслуживание может привести к повреждению изделия.

ОПАСНОСТЬ!
Используется для указания на то, что недобросовестное отношение может привести к травматизму людей и к материальному ущербу.

ОПАСНОСТЬ!
Несоблюдение указаний по технике безопасности может привести к неправильному обращению, повреждению или разрушению установки. Следствием из них могут быть травматизм или опасность для жизни обслуживающего персонала и других людей.

ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ!
Смазка и очищающие средства не должны попадать в землю, грунтовые воды или в канализацию.

Модель Для стандартного привода
16S 151 16S 181 16S 221 16S 251
Крутящий момент на входе Макс. Нм(1) 1600/1850 1900/2200 2200/2500 2700
Передаточные числа Передачи для движения вперёд 16,41-1,00 / 13,80-0,84 13,80-0,84
Передачи для движения назад 15,36-12,92 / 12,92-10,80 12,92-10,80
Спидометр: электронный Z = 6
Монтаж (2) В лежачем положении со встроенным картером
Переключение Основная КПП Передачи для движения вперёд синхронизированы, задняя передача — включение кулачковой муфтой
Демультипликатор и передний делитель Синхронизированы
Управление переключением Узел с 4 передачами Через горизонтальные штоки переключения передач(3) со схемой переключения типа «двойная Н» или схемой переключения «налагающаяся Н»
Демультипликатор (4) «Двойная Н»: переключение осуществляется самостоятельно при соответствующем выборе
«Налагающаяся Н»: переключение с помощью преселекторного переключателя на рычаге переключения передач
Передний делитель (4) Клапан вспомогательного управления на рычаге переключения передач
Масса (без доп. оборудования) прибл. кг. 289 315 319 334
Количество масла При первичной заправке, прибл. л. 11 13 13 13,5
При смене масла, прибл. л. 8 10 10 11
Сорт масла Согласно действующей спецификации смазочных материалов ZF TE-ML 02
2 Описание

2.1 Конструкция

Коробка передач ZF-Ecosplit состоит из узла с 4 передачами, демультипликатора и переднего делителя.

2.2 Исполнение

Узел с 4 передачами:

  • синхронизирован; включение задней скоростикулачковыми муфтами
  • механическое задействование (переключающиевалы)
  • переключение «двойная Н» или «налагающаяся Н»
  • сервомеханизм Servoshift
Схема переключения "двойная Н"
Рис. 2 Схема переключения «Двойная Н»
Схема переключения "двойная Н"
Рис. 2.1 Схема переключения «Налагающаяся Н»
Демультипликатор:

  • синхронизирован
  • автоматическое переключение (пневматика) при переходе между передач. 3/4 и 5/6 и наоборот (рис. 2) при схеме переключения «двойная Н»
  • переключение с помощью преселекторного переключателя на рычаге переключения передач при схеме переключ. «налагающаяся Н» (рис. 2.1)

Передний делитель:

  • синхронизирован
  • пневматическое переключение через клапан вспомогательного управления на рычаге переключения передач (рис. 3 и 3.1), затем нажать сцепление.
Рычаг переключения передач * "двойная Н"
Рис. 3 Рычаг переключения передач * двойная Н
Рычаг переключения передач * "двойная Н"
Рис. 3.1 Рычаг переключения передач * налагающаяся Н
* Пожалуйста, учитывайте данные изготовителя транспортного средства.

2.3 Переключение передач

Демультипликатор – переключение «двойная Н»

Переключение подразделяется на 5 расположенных рядом друг с другом проходов. В проходах 3/4 или 5/6 имеется подпружиненное нейтральное положение.

Различное подпружинивание позволяет хорошую ориентацию в схеме переключения передач. Пневматическое переключение демультипликатора осуществляется автоматически при переходе из прохода 3/4 в проход 5/6 и наоборот.

Демультипликатор – переключение «налагающаяся Н»

Переключение подразделяется на 3 прохода, расположенных рядом друг с другом. В проходе 3/4 или 7/8 имеется подпружиненное нейтральное положение.

Пневматическое переключение демультипликатора при переходе из прохода 3/4 в проход 5/6 и наоборот осуществляется с помощью преселекторного переключателя на рычаге переключения передач (рис. 3.1).

Схема переключения ZF "двойная Н"
Рис. 4 Схема переключения ZF «Двойная Н»
Схема переключения ZF
Рис. 4.1 Схема переключения ZF «Налагающаяся Н»

Управление переключения демультипликатора состоит из клапана переключения (35) и пневмоцилиндра двойного действия (34), находящегося в коробке передач.

Рис. 5
Рис. 5
34 Пневмоцилиндр
35 Клапан переключения

Передний делитель

Переключение переднего делителя осуществляется с помощью переключателя, расположенного на рычаге переключения передач (рис. 3 и 3а). С помощью этого переключателя водитель может выбирать медленную и быструю группу переднего делителя, которая предварительно выбирается водителем с помощью переключателя и которая активируется при нажатии педали сцепления.

УКАЗАНИЕ
Переключение осуществляется при полностью нажатой педали сцепления. В зависимости от условий эксплуатации транспортного средства, можно делить любую передачу. Пожалуйста, учитывайте при этом данные изготовителя транспортного средства.

2.4 Сервомеханизм Servoshift

Сервомеханизм Servoshift состоит из механически-пневматического узла управления и пневмоцилиндра двойного действия. Переключение коробки передач Ecosplit c сервомеханизмом Servoshift производится, как описано в пункте 2.3 (рис. 4 и 4.1), однако с пневматическим усилением.

Преимущества:

  • значительно более короткие пути переключения
  • более низкие усилия при включении передач
Рис. 6
Рис. 6

2.5 Дополнительные агрегаты

Коробки передач Ecosplit в зависимости от исполнения транспортного средства могут быть оснащены следующими

Рис. 7
Рис. 7

3 Управление

Соблюдение следующих указаний для управления поможет обеспечить более экономичный и экономящий топливо режим движения:

Рычаг переключения передач "двойная Н"

  • Ездите при среднем диапазоне частоты вращения.
  • Используйте максимально возможную большую передачу.
Рычаг переключения передач "двойная Н"

  • Учитывайте ситуацию на дороге, будьте дальновидны.
  • Избегайте ненужных торможений и ускорений.
3.1 Пуск двигателя и трогание с места

  • Закрыть стояночную тормозную систему (препятствует случайному укатыванию автомобиля).
  • Установить коробку передач в нейтральное положение.
  • Включить двигатель.
  • Установить передачу (преимущественно 1-ю передачу, для того, чтобы щадить сцепление).
  • Ослабить стояночную тормозную систему и мягко включить сцепление. Учитывайте также указания изготовителя транспортного средства.

ОПАСНОСТЬ!
При выходе из автомобиля с работающим двигателем закройте стояночную тормозную систему. Это препятствует случайному укатыванию автомобиля.

3.2 Нажатие сцепления

Всегда полностью нажимайте педаль сцепления.

ОСТОРОЖНО

Переключение при не полностью разъединенном сцеплении приводит к износу синхронизации коробки передач.

3.3 Переключение коробки передач

Коробка передач ZF Ecosplit является синхронизированной коробкой передач. Синхронизация осуществляется синхронизатором колес передачи. Благодаря этому можно быстрее и надежнее переключать скорости:

  • без двойного нажатия сцепления при переключении на более высокие передачи,
  • без нажатия на педаль акселератора и двойного нажатия на сцепления при переключении на более низкую передачу, даже на склоне и в трудных ситуациях.

3.3.1 Схема расположения передач

Двойная Н

Схема переключения «двойная Н» (рис. 8) имеет в проходе 3/4 (медленная группа демультипликатора) и 5/6 (быстрая группа демультипликатора) подпружиненное нейтральное положение (положение холостого хода). Для выбора проходов 1/2 или 7/8 необходимо перевести рычаг переключения передач в соответствующем направлении против усилия пружины и при включении противодействовать усилию пружины. Рычаг переключения передач переходит в соответствующе нейтральное положение, если он отпускается в среднем положении прохода. Медленная группа демультипликатора отделяется от быстрой более сильным противодействием пружины («GP-Hocker»)

Проход заднего хода предохраняется фиксаторомупором, и поэтому необходимо большее усилие для его включения.

Различные усилия пружин позволяют хорошую ориентацию в схеме переключения, т.е. более простое нахождение проходов.

Рычаг переключения со схемой переключения "двойная Н" и рычагом переднего делителя
Рис. 8 Рычаг переключения со схемой переключения «двойная Н» и рычагом переднего делителя
Схема переключения – налагающаяся Н

Схема переключения «налагающаяся Н» (рис. 8а) имеет в проходе 3/4 (медленная группа демультипликатора) или 7/8 (быстрая группа демультипликатора) подпружиненное нейтральное положение (положение холостого хода). Для выбора проходов 1/2 или 5/6 необходимо перевести рычаг переключения передач в соответствующем направлении против усилия пружины и при включении противодействовать усилию пружины. Рычаг переключения передач переходит в соответствующе нейтральное положение, если он отпускается в среднем положении прохода.

Проход заднего хода предохраняется фиксатором упором, и поэтому необходимо большее усилие для его включения.

Рычаг переключения со схемой переключения "двойная Н", рычагом переднего делителя и рычагом демультипликатора
Рис. 8.1 Рычаг переключения со схемой переключения «налагающаяся Н», рычагом переднего делителя и рычагом демультипликатора
3.3.2 Переключение передач
ОСТОРОЖНО

  • Для более бережного отношения к коробке передач всегда полностью нажимайте педаль сцепления.
  • Для предотвращения повреждения коробки передач и двигателя осуществляйте переключение на следующую более низкую передачу лишь после достижения максимально допустимой скорости
  • Перемещайте рычаг переключения быстро, без применения большого усилия. Это особенно важно при еще холодном трансмиссионном масле. Рекомендуется осуществлять перемещение рычага переключения
  • При включении передачи держите рычаг переключения против усилия пружины до тех пор, пока не закончится процесс синхронизации и не установится передача.

Двойная Н

При переходе из прохода 3/4 в проход 5/6 и наоборот слегка ударьте ладонью по рычагу и быстро, без большого усилия, переведите рычаг

УКАЗАНИЕ

При холодной коробке передач для переключения передач необходимы большие усилия для переключения. Если при обратном переходе из прохода 5/6 в проход 3/4 демультипликатор не осуществляет переключения, то притормозите автомобиль и установите соответствующую передачу при более низкой скорости.

Рис. 9
Рис. 9
ОСТОРОЖНО
Недопустим переход между проходами 5/6 и 3/4 или наоборот при скорости автомобиля более примерно 28 км/час.
Переход от одного прохода к другому вызывает синхронизацию демультипликатора, которая при скоростях автомобиля более примерно 28 км/час приводит к преждевременному износу.

Налагающаяся Н

Переключение демультипликатора предварительно выбирается преселекторным переключателем на рычаге переключения передач. Поэтому водитель, если он хочет переключить из 4-ой передачи основной коробки передач на 5-ую передачу, должен:

  • выбрать на переключателе быструю группу,
  • нажать сцепление,
  • переключить коробку передач в нейтральное положение – при этом начинается переключение демультипликатора,
  • выбрать проход 1/2,
  • переключить основную коробку передач на передачу 1 – демультипликатор в это время переключился на положение «быстро»,
  • отпустить сцепление,
  • оставить преселекторный переключатель в выбранном положении.

УКАЗАНИЕ
Нажимайте преселекторный переключатель лишь в том случае, если затем должен быть сразу же выбран демультипликатор.

Рис. 9.1
Рис. 9.1

Задний ход
ОСТОРОЖНО
Устанавливайте задний ход лишь в том случае, если автомобиль стоит.

  • Выключение сцепления должно осуществляться лишь при скорости вращения, соответствующей холостому ходу двигателя.
  • Включайте задний ход лишь после остановки промежуточного вала. Не остановившийся промежуточный вал приводит к скрежету при установлении заднего хода.

УКАЗАНИЕ Времена выбега отличаются в зависимости от рабочего состояния и могут быть сокращены за счет короткой синхронизации (короткого включения 1-ой скорости), прежде всего 1-ой скорости.

  • Включить или выключить задний ход. Скрежет при включении заднего хода недопустим. При необходимости увеличить время ожидания перед включением или проверить сцепление на полноту разъединения (смотрите раздел 4.5).
  • Медленно отпустить сцепление.

3.3.3 Переключение передач с сервомеханизмом Servoshift

Переключение передач с сервомеханизмом Servoshift осуществляется также, как описано в разделе 3.3.2.

ОСТОРОЖНО
Постоянное переключение с большим усилием руки может привести к более сильному износу деталей синхронизатора.
Переключения должны всегда осуществляться при полностью нажатом сцеплении.

УКАЗАНИЕ
При выходе сервомеханизма Servoshift из строя переключение коробки передач возможно при значительно большем усилии.

3.4 Переключение механизмов отбора мощности

3.4.1 Механизмы отбора мощности, зависящие от сцепления

Работа при стоящем и едущем автомобиле

Включение/выключение

  • Механизм отбора мощности должен включаться или выключаться лишь при нажатом сцеплении!
  • Разъединение сцепления должно осуществляться только, если двигатель работает на холостом ходу.
  • Включайте механизм отбора мощности лишь после полной остановки промежуточного вала. Не остановившийся промежуточный вал приводит к скрежету при включении механизма отбора мощности.

УКАЗАНИЕ
Время выбега зависит от рабочего состояния и может быть сокращено путем короткой асинхронизации, преимущественно 1-ой передачи.

  • Включить или выключить механизм отбора мощности. Скрежет при включении механизма отбора мощности недопустим. При необходимости увеличить время ожидания перед включением или проверить сцепление на полноту разъединения (смотрите раздел 4.5).
  • Медленно отпустить сцепление и перейти на рабочую частоту вращения двигателя.

ОСТОРОЖНО

  • При работе механизма отбора мощности смена передачи недопустима.
  • При длительной остановке автомобиля (например, на ночь) механизм отбора мощности всегда должен выключаться.

Блокировка передач (опция)

Блокировка передач необходима, если

  • автомобиль при подключенном механизме отбора мощности не в коем случае не должен перемещаться,
  • должно предотвращаться включение механизмов отбора мощности во время езды.

3.4.2 Механизмы отбора мощности, зависящие от двигателя

Включение осуществляется независимо от сцепления автомобиля.

  • Включение или выключение лишь при работающем двигателе: мин. скорость вращения двигателя 600 об/мин макс. скорость вращения двигателя 2 000 об/мин
  • Возможна работа механизмов отбора мощности при стоящем и едущем автомобиле.

УКАЗАНИЕ
При включении механизма отбора мощности следующие скорости вращения двигателя не должны превышаться: 2 000 об/мин при передаче типа NMV 0,98 1 300 об/мин при передаче типа NMV 1,55 в зависимости от подключаемых момента инерции масс и момента ведения.

УКАЗАНИЕ
Смотрите Руководство по эксплуатации 1315 758 150.

3.5 Парковка

  • Переключите коробку передач на медленную группу демультипликатора (1 – 4 передачи).
  • Закройте стояночную тормозную систему. В качестве дополнительного предохранения при стоянке установите передачу:
  • Если автомобиль стоит на склоне по направлению вверх: передачу переднего хода!
  • Если автомобиль стоит на склоне по направлению вниз: передачу заднего хода!
  • Нагруженные автомобили должны дополнительно предохраняться противооткатными упорами для колес.

3.6 Буксировка с целью пуска двигателя

Запустить двигатель путем буксировки при включении быстрой группы демультипликатора.

ОСТОРОЖНО
Для предотвращения повреждения коробки передач можно буксировать автомобиль для пуска двигателя лишь при включении быстрой группы демультипликатора (5 – 8 передача). Также нельзя буксировать автомобиль с установленной задней скоростью.

3.7 Буксировка неисправного автомобиля

Буксировка неисправного автомобиля возможна лишь при выполнении следующих условий:

  • при встроенном запасном насосе рулевого управления,
  • при включенной быстрой группе демультипликатора, рычаг переключения в нейтральном положении,
  • на расстояние не более 100 км,
  • максимально допустимая скорость буксировки должна определяться в зависимости от передачи осей и размера шин согласно приведенной диаграмме (рис. 10).
Рис. 10
Рис. 10
Пример считывания: iось = 6,Rдин = 0,5 м
Скорость буксировки из диаграммы: Vмакс = 25 км/час
УКАЗАНИЕ
Соблюдайте указания изготовителя автомобиля.

ОСТОРОЖНО
Если одно из вышеприведенных условий не выполнено, то следует отсоединить фланец карданного вала на заднем мосту или демонтировать съемные оси. Если имеется подозрение повреждения коробки передач, то тоже следует отсоединить фланец карданного вала на заднем мосту или демонтировать съемные оси.

УКАЗАНИЕ
Соблюдайте местные предписания, касающиеся максимальной скорости буксировки.

3.8 Управление автомобилем при неисправности

Неисправности при смене группы демультипликатора (например, при переходе из прохода 3/4 в 5/6 и наоборот) могут иметь следующие причины:

  • повреждение труб в пневматической системе,
  • неисправен клапан переключения (35) или цилиндр переключения (34) для демультипликатора (конденсат или загрязнение).

УКАЗАНИЕ

  • Дальнейший путь возможен лишь в том случае, если включена медленная группа демультипликатора (1 – 4 передачи).
  • Если быстрая группа демультипликатора остается включенной, то следует буксировать автомобиль.
Рис. 11
Рис. 11
34 Цилиндр переключения для демультипликатора
35 Клапан переключения для демультипликатора
3.9 Ввод автомобиля в эксплуатацию при низких температурах

Коробка передач заполняется маслом согласно спецификации смазочных материалов ZF TE-ML 02. При температурах ниже –15 °С следует проверить, подходит ли масло согласно спецификации смазочных материалов TE-ML 02. При необходимости сменить масло в коробке передач.

Альтернативным вариантом является подогрев перед пуском двигателя, это может осуществляться, например теплым воздухом, температура которого на коробке передач не должна превышать 130 °С.

ОПАСНОСТЬ
При выходе из автомобиля с работающим двигателем закройте стояночную тормозную систему. Это препятствует случайному укатыванию автомобиля.

УКАЗАНИЕ

  • Пуск двигателя и трогание с места смотрите раздел 3.1.
  • Обязательно соблюдайте предписания изготовителя транспортного средства.

3.9.1 Парковка автомобиля при низких температурах

При температурах ниже 0 °С при парковке автомобиля следует обратить внимание на то, чтобы коробка передач была включена на медленную группу демультипликатора (рычаг переключения в положении 1-ой скорости или в нейтральном положении прохода 3/4).

4 Техобслуживание

Регулярное проведение работ по техобслуживанию повысит надежность работы коробки передач, поэтому особенно важно соблюдение интервалов техобслуживания.

4.1 Трансмиссионное масло

4.1.1 Сорта масла
УКАЗАНИЕ

  • Для заполнения коробки передач допускаются лишь сорта масла, указанные в действующей спецификации смазочных материалов ZF TE-ML 02.
  • Спецификация смазочных материалов может быть запрошена во всех отделениях службы сервиса ZF или через интернет www.zf.com.

4.1.2 Заполняемое количество масла

Решающим для определения точного количества масла является правильное заполнение масла (см. раздел 4.2.2). Заполняемое количество масла указано на фирменной табличке (размещена сбоку на коробке передач) или в таблице технических данных (страница 4).

Контроль уровня масла объясняется в разделе 4.3

Количество масла / коробка передач 16S 151 16S 181/221 16S 251
При первом заполнении, л 11 13 13,5
При смене масла, л 8 10 11

Заполняемые количества при стандартной конструкции (наклон 0° – 3°)
4.1.3 Интервалы смены масла

Интервалы для смены масла указаны в спецификации смазочных материалов ZF TE-ML 02.

УКАЗАНИЕ
Для обеспечения надежности работы коробки передач следует соблюдать интервалы смены масла, указанные в спецификации!

4.2 Смена масла

4.2.1 Слив отработанного масла

Рис. 12
Рис. 12 Вид снизу,
1 Резьбовая пробка сливного отверстия (60 Нм)
2 Резьбовая пробка для слива масла с магнитной заглушкой (60 Нм)
ОСТОРОЖНО
Предотвращайте попадание масла в землю, грунтовые воды или канализацию. Собирайте вытекающее масло в надлежащую емкость и утилизируйте в соответствии с предписаниями по охране окружающей среды.

УКАЗАНИЕ
Принципиально: проводите смену масла после длительной поездки, пока трансмиссионное масло еще имеет рабочую температуру и консистенцию.

ОПАСНОСТЬ
Прикасание к коробке передач или к трансмиссионному маслу может привести к ожогам!

  • Вывинтите резьбовые пробки для слива масла на коробке передач (рис. 12, поз. 1 и 2) и слейте отработанное масло в подходящую емкость.
  • Затяните резьбовые пробки для слива масла (1) с указанным крутящим моментом.
  • Очистите резьбовую пробку с магнитной заглушкой (2) и затяните с указанным крутящим моментом.

4.2.2 Заполнение масла

  • Заполнить масло через отверстие для заполнения (рис. 13).
  • Уровень заполнения масла является правильным, если он достигает нижней кромки отверстия для заполнения или если масло уже вытекает из отверстия для заполнения.
Положение отверстия для заполнения масла и измерение Переполнения
Рис. 13
Положение отверстия для заполнения масла и измерение Переполнения
4.3 Контроль уровня масла
ОПАСНОСТЬ
Слишком малое количество масла приводит к повреждению коробки передач. Опасность аварии! Регулярно проверяйте уровень масла в коробке передач:

  • Контроль уровня масла должен проводиться, если автомобиль стоит горизонтально.
  • Не проводите контроль уровня масла непосредственно после поездки (неправильный результат измерения). Проводите проверку послеохлаждения трансмиссионного масла (<40 °C).
  • Вывинтить резьбовую пробку отверстия для заполнения масла (раздел 4.2.2).
  • Если уровень масла снизился ниже отверстия для заполнения масла, то необходимо дополнить масло (раздел 4.2.2).

УКАЗАНИЕ
При каждой проверке контролируйте редуктор на герметичность.

4.4 Техобслуживание коробки передач при исполнении с теплообменником
УКАЗАНИЕ
Работы по техобслуживанию должны проводиться также как при стандартном исполнении коробки передач.

Дополнительно следует учитывать следующие пункты:

Слив масла:

— Вывинтить резьбовую пробку для слива масла на теплообменнике.

Заполнение масла:

  • После проверки переполнения масла (раздел 4.2.2) завинтите резьбовую пробку отверстия для заполнения. Момент затягивания = 60 Нм.
  • Переключите коробку передач в нейтральное положение.
  • Включите двигатель и оставьте включенным со скоростью вращения 1 200 об/мин в течение 2 – 3 минут. Это необходимо для того, чтобы теплообменник и соединительные трубы были полностью заполнены маслом.
  • Выключите двигатель.
  • Еще раз заполните масло до уровня переполнения.

Контроль:

  • Включите двигатель и оставьте работать на скорости вращения холостого хода в течение прибл. 3 минут.
  • Переключите коробку передач в нейтральное положение.
  • Выключите двигатель.
  • Проведите контроль уровня масла как описано в разделе 4.3.
Схема: коробка передач Ecosplit с теплообменником
Рис. 14 Схема: коробка передач Ecosplit с теплообменником
4.5 Контроль сцепления

Безукоризненное разъединение сцепления является гарантией для достижения максимального срока службы синхронизаторов и их готовности к работе. Это действительно и для переключения интегрированных механизмов отбора мощности, зависящих от сцепления.

Безукоризненное разъединение сцепления проверяется следующим образом:

  • Разогретый до рабочей температуры двигатель включен на холостой ход, нажать сцепление;
  • затем через макс. 20 секунд* медленно включить задний ход.

* в зависимости от массы маховика и температуры

Если при этом раздается «скрежет» зубчатого зацепления механизма переключения передач (скрежет кулачков муфты включения), то необходимо отъюстировать или проверить сцепление.

4.6 Контроль клапана включения на педали сцепления

Перед тем как с помощью клапана включения (37) подключается передний делитель, необходимо полностью разъединить сцепление.

ОСТОРОЖНО
В случае неправильно настроенного клапана включения при подключении переднего делителя можно разрушить синхронизатор. Проверка

  • Сцепление должно быть настроено согласно предписаниям изготовителя транспортного средства.
  • Установочный винт на педали сцепления должен быть установлен таким образом, чтобы клапан включения (37) срабатывал лишь в зоне дополнительного пути педали сцепления (с).
  • В положении (b) сцепление полностью разъединено (контроль смотрите в разделе 4.5). При этом положении педали между клапаном включения (37) и винтом упора педали должен иметься зазор, размером минимум 1 мм.
Рис. 15
Рис. 15
a Положение «сцепление замкнуто»
b Положение «сцепление полностью разъединено»
c Зона дополнительного пути педали сцепления
d Конечный упор
17 Цилиндр-датчик для гидравлического задействования сцепления
19 От ресивера для сжатого воздуха
21 К цилиндру ведомого диска сцепления
32 К ускорительному клапану переднего делителя
37 Клапан включения для переднего делителя

4.7 Удаление воздуха из коробки передач

Трансмиссионное масло нагревается при езде, в результате этого создается избыточное давление, которое разгружается через воздушный клапан. Обращайте внимание на то, чтобы обеспечивалась работоспособность воздушного клапана. Воздушный клапан (рис. 16) должен быть всегда чистым и не должен закрываться.

Удаление воздуха из коробки передач
Рис. 16 Удаление воздуха из коробки передач

4.8 Техобслуживание пневматической системы

В каждой пневматической системе образуется конденсат. Для того, чтобы конденсат, ржавчина и прочие загрязнения из ресивера для сжатого воздуха не попадали в клапаны и цилиндры переключения необходимо регулярное техобслуживание пневматической системы. Из ресиверов для сжатого воздуха должен один раз в неделю, а зимой каждый день, сливаться конденсат.

УКАЗАНИЕ
Вместе с ресиверами для сжатого воздуха необходим отвод конденсата из пневмоочистителя с водоотделителем, если он не работает автоматически. Учитывайте указания изготовителя транспортного средства.

Руководство по эксплуатации механических КПП ZF ECOSPLiT

  1. Агрегаты КамАЗ
  1.  
  2. КПП ZF

Технические характеристики

Модель Для стандартного привода
16S151 16S181 16S221 16S251
Крутящий момент на входе, макс. Нм *1 1600 / 1850 1900 / 2200 2200 / 2500 2700
Передаточные числа        
Передачи для движения вперед 16,41 — 1,00 / 13,80 — 0,84 13,80 — 0,84
Передачи для движения назад 15,36 — 12,92 / 12,92 — 10,8 12,92 — 10,80
Спидометр Электронный z = 6
Монтаж*2 В лежачем положении со встроенным картером сцепления
Переключение Узел с 4 передачами Передачи для движения вперед синхронизированы, задний ход переключение кулачковыми муфтами
с демультипликатором и передним делителем Синхронизированы
Управление переключ. Узел с 4 передачами Через горизонтальное переключающие валы*3 со схемой переключ.типа «двойная Н» или схемой переключения «налагающаяся Н»
Демультипликатор*4 «Двойная Н»: переключение осуществляется самостоятельно при соответствующем выборе «Налагающаяся Н»: переключ. с помощью преселекторного переключателя на рычаге переключения передач
Передний делитель*4 Клапан вспомогательного управления на рычаге переключ. Передач
Масса (без дополн. оборудования) прибл. кг 289 315 319 334
Количество масла        
Для стандартного монтажа*5 11 13 13 13,5
При смене масла прибл.л 8 10 10 11
Сорт масла Согласно действующей спецификации смазочных материалов ZF TE-ML 02

*1 — Ориентировочное значение (зависит от вида и параметров транспортного средства, а также от условий эксплуатации).
*2 — Здесь следует также учитывая директивы ZF для монтажа ступенчатых коробок передач (1203 765 010).
*3 — Подключение управления переключающими валами может хорошо согласовываться с условиями монтажа в транспортном средстве.
*4 — Необходимое давление воздуха = 6,2 до макс. 10 бар, при более высоких давлениях следует предусмотреть редукционный клапан (ZF № 0501 204 036).
*5 — Наклон коробки передач 0 до 3°.


Описание

Конструкция

Коробка передач ZF-Ecosplit состоит из узла с 4 передачами, демультипликатора и переднего делителя.

Исполнение

Узел с 4 передачами:

  • синхронизирован включение задней скорости кулачковыми муфтами
  • механическое задействование (переключающие валы)
  • переключение «двойная Н» или «налагающаяся Н»
  • сервомеханизм Servoshift

Демультипликатор:

  • синхронизирован
  • автоматическое переключение (пневматика) при переходе между передач. 3/4 и 5/6 и наоборот (рис. 1) при схеме переключения «двойная Н»
  • переключение с помощью преселекторного переключателя на рычаге переключения передач при схеме переключ. «налагающаяся Н» (рис. 2а)

Схема переключения двойное H - КПП ZF ECOSPLiT 16S-151, 16S-181, 16S-221, 16S-251

Рис. 1 Схема переключения «двойная Н»

◊ — Автоматическое переключение (двойная Н)
R — Задний ход
1-4 Медленная группа
5-8 — Быстрая группа
N — Нейтральная положение

Схема переключения налагающаяся H - КПП ZF ECOSPLiT 16S-151, 16S-181, 16S-221, 16S-251

Рис. 1а Схема переключения «налагающаяся Н»

Передний делитель:

  • синхронизирован
  • пневматическое переключение через клапан вспомогательного управления на рычаге переключения передач (рис. 2 и 2а),
    затем нажать сцепление.

Рычаг переключения двойное H - КПП ZF ECOSPLiT 16S-151, 16S-181, 16S-221, 16S-251

Рис.2. Рычаг переключения передач двойная Н

Рычаг переключения налагающаяся H - КПП ZF ECOSPLiT 16S-151, 16S-181, 16S-221, 16S-251

Рис.2а. Рычаг переключения передач налагающаяся Н





Покупайте запчасти у нас :

Комплектуем заявки любой сложности, конкурентные цены, система скидок от объема.
Мы даем понятную гарантию качества запчастей от производителей
Оперативная доставка по России
Звоните по телефону (900) 323-41-41, или напишите на zap-kam16@yandex.ru
Потребуется информация: модель авто, год выпуска, модель агрегата, класс Евро.

Материал обучения

по теме

Коробка

передач ZF

16 S 1820 TO

16 S 2221 TO

16 S 2223 TD

ECOSPLIT

Составлено 01-2003

MAN Steyr AG

SERVICE AKADEMIE / VNSA

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

3

Клапан переключения Заднего делителя

44

Изменения с 2002 года

4

Цилиндр переключения ЗАДНего ДЕЛИТЕЛя

46

NEW ecosplit

5

ЗАДНИЙ ДЕЛИТЕЛЬ / корпус/ фланец вала отбора мощности

новое обозначение коробка передач

6

……………………………………………………………………………………48

Изменения в исполнительном механизме переключения

Панетарная передача с синхронизацией делителя

56

передач

7

Синхронизирование

62

Фотография исполнительного механизма переключения

Установка ЗАДНего ДЕЛИТЕЛя в комплекте

66

передач

8

Корпус механизма переключения

68

исполнительный элемент переключения передач нового

оптимизация процессов трения при переключении

76

конструктивного ряда

9

Картер сцепления

84

различия конструктивных групп

10

Демонтаж валов

86

различия модулей New Ecosplit — Mechatronik

11

ПЕРВИЧНЫЙ ВАЛ

88

Описание функций

12

ВТОРИЧНЫЙ ВАЛ

94

система регулирования коробки передач и сцепления TGA14

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ВАЛ

112

система включения передач TGA

16

Предел износа синхронизаторов

114

Beeding-filling

20

Настройка ВТОРИЧНого ВАЛа

116

Механизм Shift

22

Монтаж валов

124

Описание коробки передач ZF 16 S 151 / 181 / 221 / 251 .. 24

ВИЛКА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ — шток вилки

Описание функций синхронизации

28

ДЕЛИТЕЛя

126

Схема силовых потоков

30

Настройка подшипниковой опоры Первичного вала

132

Схема соединений системы пневматического регулирования

Настройка нового подшипника цапфы

136

…………………………………………………………………………………… 32

Цилиндр GV

142

Техническое обслуживание

34

Настройки

146

Буксировка

36

МОМЕНТы затяжки

150

Управление коробкой передач

38

Таблица пружин

156

Переключение

40

специальные инструменты

157

Включение группы сплиттера

42

Проверка давления в коробке передач

160

Клапан переключения группы сплиттера

43

ZF16S151_181_221-1.doc

Seite 3 von 161

ИЗМЕНЕНИЯ С 2002 ГОДА

Введение новых обозначений коробки передач:

y С введением новых, а также модифицированных коробок

y Новый вариант исполнения коробки передач можно

передач вводятся их новые обозначения

определить по типовой табличке

Пример:

y Причины:

16 S 151 OD

=

16 S 1820 TO

более точное и полное обозначение вариантов при

16 S 181 OD IT

=

16 S 2221 TO

более компактной форме обозначения

16 S 222 DD

=

16 S 2223 TD (Pri-

Tarder)

ZF16S151_181_221-1.doc

Seite 4 von 161

NEW ECOSPLIT

НОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ

• Технологическая Серия S = Синхронизированная

коробка передач

• Максимальный крутящий момент [Nm] 25 = коэффициент

x 100

• Серия продукции 0 = Ecolite

1 = New Ecomid

2 = New Ecosplit

• Вариант

0 = Standard

1 = Intarder;

2 = NMV

3 = 100 % Schub

4 = Servoshift (только Ecolite)

• Исполнение T = грузовик

B = автобус,

V = Van

D = прямая передача c передаточным

Количество передач 16 Цифра соответствует количеству передач

отношением 1:1

для движения передним ходом

O = прямая передача с увеличенной

скоростью вращения выходного вала

ZF16S151_181_221-1.doc

Seite 5 von 161

НОВОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Новые обозначения Кол-во передач Границы вращающего момента Ряд передачи Старые обозначения

Границы вращающего

момента

Новое

обозначение

Ряд передачи

Старое обозначение

Кол-во передач

ZF16S151_181_221-1.doc

Seite 6 von 161

ИЗМЕНЕНИЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ МЕХАНИЗМЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ

• Модифицированные блокирующие кольца

• Активная блокировка от включения нескольких передач

синхронизатора

благодаря этому — меньшее количество ошибочных

• Измененный цилиндр HGS

включений

• Усовершенствованный исполнительный механизм

• Усиливающее действие воздуха при переключении

переключения передач

передач осуществляется только при выжатом сцеплении

Переключение с задним делителем осуществляется

не через выключатель нейтрального положения, как

раньше, а через встроенный разобщающий клапан

Прочие изменения

• Усиленные блокирующие кольца синхронизатора (при проведении ремонтных работ следует заменить весь комплект

блокирующих колец)

• Синхронизация с двойным конусом (1/2 передача) выполнена без Servoshift

ZF16S151_181_221-1.doc

Seite 7 von 161

ФОТОГРАФИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ

ZF16S151_181_221-1.doc

Seite 8 von 161

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ НОВОГО КОНСТРУКТИВНОГО РЯДА

Выключательфары

заднего хода

Выключатель

нейтрального

положения

Модифицированный

МОДУЛЬ

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ

РЕЗЕРВ

Усилитель привода

управления

сцеплением

ZF16S151_181_221-1.doc

Seite 9 von 161

РАЗЛИЧИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ ГРУПП

ZF16S151_181_221-1.doc

Seite 10 von 161

РАЗЛИЧИЯ МОДУЛЕЙ NEW ECOSPLIT — MECHATRONIK

New Ecosplit

Mechatronik:

Воздух усилителя к цилиндру PSE через ограничитель

Воздух усилителя к цилиндру PSE через магнитный клапан

давления p= 5 bar

GV и переключающие клапаны

Усилитель действует постоянно

Действие усилителя только при выжатом сцеплении

Усилитель действует постоянно

Ограниченное увеличение давления через переключающий

клапан

Не смотря на систему блокировки от одновременного

включения нескольких передач возможно неправильное

Активная блокировка от одновременного включения

переключение

нескольких передач для создания дополнительной защиты

от неправильного переключения

Переключения GP регулируются с помощью переключателя

Более высокая степень надежности переключений GP

ZF16S151_181_221-1.doc

Seite 11 von 161

ОПИСАНИЕ ФУНКЦИЙ

New Ecosplit

соответствующем значении частоты вращения

переключения с задним делителем:

рычаг переключения пневматически

(система

Разобщающий клапан GP

,

встроенный в

блокировки от одновременного включения

исполнительный механизм переключения передач

нескольких передач приведена в действие)

механически- пневматическим способом вызывает

переводится в положение 3/4. При достижении

настроенной величины частоты вращения

переключение GP. Процессор управления

автомобилем в непрерывном режиме подает

выходного вала коробки передач процессор

напряжение на клапан GP, установленный в

управления автомобилем делает возможным

исполнительном

механизме

переключения

переключение с первой на вторую передачу.

передач. Этот клапан приводится в действие

Отключение подачи воздуха усилителя:

водителем c помощью рычага переключения. До

этого процессор управления автомобилем

Для

предотвращения

повреждений

осуществляет проверку условий допуска

синхронизатора воздух усилителя на цилиндре

переключения передач

(частоту вращения

PSE настраивается в зависимости от сцепления,

выходного вала коробки передач).

т.е.

0% — воздух усилителя в цилиндре PSE

Активная

функция

блокировки

от

отсутствует, более 70% хода педали сцепления —

одновременного включения нескольких

воздух усилителя в цилиндре PSE увеличивается

передач:

до 10 бар. Воздух усилителя подается с помощью

Для избежания

(непроизвольного) ошибочного

системы регулирования групп Сплиттера.

переключения с 5 на 2 и с 6 на 1 передачу при

движении вниз GP производится анализ частоты

вращения выходного вала коробки передач. При

ZF16S151_181_221-1.doc

Seite 12 von 161

ZF16S151_181_221-1.doc

Seite 13 von 161

СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ И СЦЕПЛЕНИЯ TGA

Регулирование сцепления

Регулирование коробки передач

Входной сигнал от процессора управления автомобилем 8

Входной сигнал от коробки передач к ПРОЦЕССОРУ

УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ

• Рычаг переключения Komfort 3

• Датчик сцепления 4

• От выключателя групп Сплиттера

• Частота вращения двигателя от CAN двигателя 7

• Выключатель заднего делителя

• Датчик частоты вращения промежуточного вала 2

• Выключатель нейтрального положения 6

• Выходная частота вращения датчика тахометра

• Датчик частоты вращения промежуточного вала 2

• Выходная частота вращения от тахометрического

Выходной сигнал от ПРОЦЕССОРА УПРАВЛЕНИЯ

датчика

АВТОМОБИЛЕМ к магнитным клапанам

Выходной сигнал от ПРОЦЕССОРА УПРАВЛЕНИЯ

• Магнитный клапан сцепления 1

АВТОМОБИЛЕМ к модулю Mechatronic или Super H

Модуль Mechatronic 5

Со следующими функциями:

• Магнитный клапан группы Сплиттера

• Магнитный клапан заднего делителя

• Система блокировки дорожек переключения

ZF16S151_181_221-1.doc

Seite 14 von 161

КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ 16S151фирмы ZF ZF-Ecosplit

(перевод руководства фирмы — изготовителя)

Чем ближе вы знакомы с коробкой передач Ecosplit, тем экономичнее вы сможете ее эксплуатировать. В этой инструкции вы получите ряд указаний, чтобы вы в полном объеме могли использовать технические преимущества коробки передач ZF. И поэтому мы просим водителя тщательно прочесть эту инструкцию и специальные указания перед первой поездкой.

Для гарантии безопасности при эксплуатации соблюдайте, пожалуйста, предписания по обслуживанию. Для выполнения работ по техобслуживанию коробки передач и при возможных проблемах, связанных с ней, обращайтесь на сервисную станцию.

Указания по безопасности.

В данной инструкции используются следующие указания:

УКАЗАНИЕ

Служит указанием к специальным производственным процессам, методам, информации, применению вспомогательных средств.

ОСТОРОЖНО

Применяется, если технически неправильный принцип работы может привести к повреждению продукта.

ОПАСНО

Применяется, если небрежность может нанести ущерб человеку или привести к угрозе для жизни.

ОПАСНО

Несоблюдение указаний по безопасности может привести к неправильному обслуживанию, повреждению или поломке коробки передач. Последствия этого — ущерб человеку или угроза для жизни пользователей или других лиц.

ОПАСНО ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ!

Не допускается попадание смазочных материалов и средств очистки в землю, грунтовые воды или в канализацию.

• Запрашивайте у властей, в чьей компетенции защита окружающей среды, технические паспорта по безопасности соответствующих продуктов и соблюдайте их правила.

• Старое масло принимать в достаточно больших емкостях

• Избавляться от старого масла, загрязненных фильтров, смазочных материалов, а также средств очистки следует в соответствии с предписаниями постановления о защите окружающей среды.

• При обращении со смазочными материалами соблюдайте предписания завода-изготовителя.

Рис. 68. Схема присоединения пневматического управления для делителяи демультипликатора:

1 — бачок сцепления; 2 — педаль сцепления; 3 — рычаг переключения передач; 4 — датчик заднего хода; 5 — клапан включения демультипликатора; 6 — датчик нейтрали; 7 — датчик включения низшего диапазона демультипликатора; 8 — цилиндр переключения демультипликатора; 9 — датчик первой передачи; 10 — воздухораспределитель делителя; 11 — датчик включения низшего диапазона делителя; 12 — датчик включения высшей передачи; 13 — к рабочему цилиндру сцепления; 14 — клапан включения делителя; 15 — главный цилиндр сцепления.

Техническая характеристика коробки передач 16S151

Таблица 12.

Тип коробки передач

Механическая шестнадцатиступенчатая, состоящая из основного четырехступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора

Макс. входной крутящий момент. Н-м

1600/1850

Передаточные числа (в скобках для коробок передач с высшей прямой передачей)

1 — 13,74 (16,47)

2 — 11,54 (13,79)

3- 9,44 (11,32)

4- 7,93 (9,48)

5- 6,5 (7,79)

6— 5,46 (6,52)

7- 4.57 (5.48)

8— 3.84 (4,58)

9 — 3.01 (3,59)

10 — 2,53 (3,01)

11 — 2,07 (2,47)

12 — 1,74 (2,07)

13 — 1,42 (1,70)

14 -1,2 (1,42)

15 —1,0 (1.20)

16 — 0.84(1.00)

ЗХ 1 — 12.86 (15.42)

3X 2 — 10,8 (12,91)

Подшипники валов:

Роликовые конические

Подшипники шестерен

Роликовые игольчатые с сепараторами без колец

Синхронизаторы

Инерционного типа, муфтовые со стальными фрикционными кольцами, покрытыми молибденом

Шестерни

С косыми зубьями, постоянного зацепления

Привод тахографа

Бесконтактный, индуктор 6 выступов

Система смазывания

Все детали смазываются разбрызгиванием, подшипники шестерен коробки передач, делителя и демультипликатора имеют, кроме того, дополнительную подпитку от масляного насоса

Отбор мощности

Сзади от торца промежуточного вала основного редуктора

Управление коробкой передач

Механическое, с дистанционным приводом для основного редуктора (возможен вариант с сервоусилителем), пневматическое преселекторное для делителя, пневматическое для демультипликатора

Усилие на рычаге переключения передач,Н(кгс), не более

150(15)

Коробка передач состоит из следующих основных узлов: основного четырехступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора. Все передачи переднего хода в основном редукторе включаются синхронизаторами, задняя передача — зубчатой муфтой. Демультипликатор — планетарный, автоматически переключается с помощью пневматического клапана муфтовым синхронизатором при перемещении рычага в нейтрали от положения 3-4 передач к 5-6 и наоборот.

Делитель передач- механический, состоит из одной пары цилиндрических шестерен и синхронизатора. Управление делителем пневматическое.

Включение передач

Включение передач производится механически, через двойное Н-включение. Оно делится на 5 находящихся рядом друг с другом дорожек. На дорожках 3-4 или 5-6 находится нейтральное положение рычага.

Рис. 69. Схема включения передач.

а — низший диапазон демультипликатора:b — высший диапазон демультипликатора.

Пружинные фиксаторы постоянно прижимают рычаг к нейтральному положению. Пневматическое переключение демультипликатора происходит автоматически при перемещении рычага в нейтрали от положения 3-4 передач к 5-6 и наоборот.

Предварительный выбор передачи в делителе производится перемещением переключателя пневматического крана, установленного в рукоятке рычага переключения передач, в положение В или Н Передача в делителе переключается после нажатия на педаль сцепления. Смотря по условиям использования транспортного средства, можно на любой передаче пользоваться делителем.

Сервоусилитель

Сервоусилитель состоит из управляющего блока и двухпозиционного цилиндра. Включение передач в коробке лередач производится как было описано выше, только с пневматическом усилением.

Преимущество: снижение усилия переключения передач.

Длительное включение передач с высокой ручной силой способствует повышенному износу синхронизаторов.

Коробка передач в зависимости от модели автомобиля может быть укомплектована коробкой отбора мощности.

Рис. 70. Сервоусилитель

ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

При соблюдении следующих указаний по эксплуатации гарантируется экономия топлива и бесперебойный режим движения:

• Ездить следует в среднем диапазоне числа оборотов двигателя (рис.71)

• Использовать наиболее высокую передачу

Рис. 71. Средний диапазон числа оборотов двигателя

Завести двигатель и тронуться

• Поставить на стояночный тормоз (препятствует самопроизвольному движению автомобиля)

• Включить нейтраль в коробке передач

• Завести двигатель

• Включить передачу (предпочтительно первую, чтобы беречь сцепление)

• Снять со стояночного тормоза и плавно выжать сцепление

ОСТОРОЖНО:

Включение передач при не полностью выключенном сцеплении приводит к ускоренному износу синхронизаторов коробки передач.

ОПАСНО:

• Если вы оставляете свой автомобиль с заведенным двигателем, необходимо поставить его на стояночный тормоз. Это препятствует самопроизвольному движению автомобиля.

• Запрещается заводить двигатель при поднятой кабине

Коробки передач Ecosplit — ZF синхронизированы. Синхронизатор делает смену передач быстрой, безопасной и бесшумной:

• Без двойного нажатия на сцепление при переключении передач на более высокие.

• Без промежуточной подачи газа и двойного выжима сцепления при переключении с высших передач на низшие.

Рис. 72. Схема переключений коробки передач

В схеме (рис. 69) включения передач Н на дорожках включения 3-4 передач (пониженная передача демультипликатора) и 5-6 (прямая передача демультипликатора) находится нейтральное положение (состояние холостого хода).

Для выбора дорожек 1-2 или 7-8 передач надо перевести рычаг в соответствующее положение преодолев усилие пружины и при включении удерживать его в этом положении. Переход из положения пониженной передачи демультипликатора в положение прямой передачи демультипликатора и обратно разделен более мощным пружинным фиксатором.

Включение задней передачи блокируется дополнительным фиксатором и требует повышенного усилия.

Переключение передач

• Рычаг переключения вести плавно, без больших усилий и с разжатой рукой как показано на рис. 73.

• При включении передачи следует удержать рычаг от давления, пока синхронизатор выполняет процесс переключения.

• Смена дорожек 3-4 передач в 5-6 передаче или наоборот производится коротким полчком ладони рычага и плавным его продвижением в желаемую передачу.

УКАЗАНИЕ:

• Переключение производите плавно, чтобы сделать усилия минимальными. Это особенно важно при еще холодном трансмиссионном масле.

• Если рабочая температура коробки передач еще не достигла нормы, то переключение требует повышенного усилия.

Рис. 73. Переключение передач

Правильно переключайте передачи:

1-2-3-4 — низшие передачи (низший диапазон демультипликатора);

5-6-7-8 — высшие передачи (высший диапазон демультипликатора).

При замедлении переключать передачи только последовательно: 8-7-6-5-4-3-2-1.

При движении всегда держите передачу включенной.

Строго воспрещается:

— переключаться с высшего диапазона демультипликатора при скорости более 30 км/ч;

— двигаться накатом и на спуске при нейтральном положении рычага переключения передач.

ОСТОРОЖНО:

• Передачу заднего хода включать при стоящем автомобиле и при холостых оборотах двигателя.

• Во избежание повреждения коробки передач и двигателя включайте сначала близстоящую низшую передачу, если при торможении обороты двигателя достигли минимума на этой передаче.

Включение коробки отбора мощности

Коробку отбора мощности включать и выключать только на стоящем автомобиле.

ОСТОРОЖНО:

При долговременной стоянке автомобиля (например, стоянка на ночь) коробка отбора мощности должна быть выключена.

Паркование:

• Переключить коробку передач в низшее положение демультипликатора (1-4 передачи)

• Поставить на стояночный тормоз.

• Для дополнительной безопасности включить передачу:

Если автомобиль стоит в гору — передачу переднего хода:

с горы — передачу заднего хода.

Буксировка (с целью пуска двигателя):

Завести двигатель путем буксировки при прямой передаче демультипликатора (5-8 передачи).

Буксировка (неисправного автомобиля):

Буксировка возможна только при следующих условиях:

— нейтральное положение коробки передач при прямой передаче демультипликатора (дорожка 5-6 или 7-8 передач);

— расстояние буксирования не более 100 км;

— максимально допустимая скорость не более 20 км/ч.

ОСТОРОЖНО:

Если одно из названных условий не будет выполнено, карданный вал должен быть отсоединен от заднего моста.

При подозрении на повреждение коробки передач карданный вал должен быть отсоединен от заднего моста.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ:

Неполадки при смене положений демультипликатора (например, дорожек 3-4 передач в 5-6 передачу или наоборот) могут иметь следующие причины:

• повреждение в пневматической системе.

• Включающий клапан или включающий цилиндр демультипликатора с дефектами (конденсат или загрязнения).

УКАЗАНИЕ:

• Продолжение движения возможно лишь тогда, когда включен низший диапазон демультипликатора (1-4 передачи).

• Если прямая передача демультипликатора остается включенной, то можно буксировать автомобиль.

Эксплуатация автомобиля при низкой температуре:

Коробка передач заполняется маслом согласно химмотологической карте. Коробка передач может работать при внешней температуре до -30°С. Необходимо учитывать следующие пункты:

• при внешней температуре до -20°С после запуска двигателя необходим период для прогрева коробки передач. Прогрев трансмиссионного масла должен проводится с частичной (неполной) нагрузкой при низком числе оборотов.

• при внешней температуре до -30°С перед запуском двигателя необходимо прогреть коробку передач теплым воздухом. Также надо обратить внимание на то, что температура в коробке передач не должна превышать150°С.

ОСТОРОЖНО:

Не допускается прогревать коробку открытым пламенем!

Использование автомобиля при продолжительной температуре между 0 и -60°С.

Коробка передач должна снабжаться маслами, соответствующими техническим требованиям и списку масел рекомендованных фирмой ZF.

Стоянка автомобиля при низкой температуре.

При внешней температуре ниже 0°С следует учитывать, что в коробке передач включен низший диапазон демультипликатора (рычаг переключения в положении 1 передачи или в нейтральном положении дорожки 3-4).

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Регулярное обслуживание повышает надежность в работе коробки передач. Особенно важно соблюдение интервалов между техосмотрами.

Трансмиссионное масло

Сорт масла

УКАЗАНИЕ

Для заполнения коробки передач допускаются только те масла, которые соответствуют списку смазок фирмы ZF.

Количество заполняемого масла

Необходимое количество масла показано на фирменной табличке, прикрепленной к коробке передач.

— При первом заполнении, л 11

— При смене масла, л 8

_Количество заполняющего масла при нормальной установке (наклон 0 — 3°)._

Интервал смены масла

По максимуму

По минимуму

Через 90000 км

ежегодно

При использовании на строительных площадках, в тяжелых и тропических условиях

45000 км или при длине пробега 1000 рабочих часов, минимум один раз в год

Смена масла

Рис. 74. Слив старого масла

ОСТОРОЖНО

Не допускать попадания масла в землю, воду или канализацию. Не допускать утечки масла из соответствующей емкости.

УКАЗАНИЕ

Смену масла производить после поездки, пока оно находится в горячем состоянии. ОПАСНО

Прикосновение как к коробке передач, так и к трансмиссионному маслу может привести к ожогам.

• Открутить сливные пробки (рис. 74) и перелить старое масло в соответствующую емкость.

• Очистить сливные пробки с магнитом, заменить прокладку и закрутить с моментом 60 Н-м.

Рис. 75. Заполнение маслом

• Залить масло через маслоналивное отверстие (рис. 74)

• Уровень масла в норме, когда масло достигает нижнего края отверстия или выливается из него.

Контроль уровня масла

ОПАСНО

Недостаточное количество масла в коробке передач приводит к повреждению коробки.

Регулярно проверяйте уровень масла в коробке передач:

• Проверка уровня масла производится на автомобиле, стоящем на горизонтальной площадке.

• Проверка уровня масла производится тогда, когда масло охлаждено (менее 40°С).

Проверка сцепления

Чтобы гарантировать продолжительную службу и работоспособность синхронизаторов, необходимо безупречное функционирование сцепления.

Работа сцепления должна проверяться следующим образом:

• На холостых оборотах двигателя выжать сцепление;

• Не более чем через 20 сек, медленно включить заднюю передачу.

Если будет замечен «скрежет» зубчатых муфт, то необходимо отрегулировать сцепление или произвести его проверку.

Рис. 76. Установка клапана выключения под педаль сцепления.

А — сцепление включено; b — сцепление полностью выключено; с — переходный участок; d — жесткий упор, 1 — главный цилиндр сцепления; 2 — клапан включения делителя: 3 — из ресивера; 4 — к воздухораспределителю делителя; 5 — к рабочему цилиндру сцепления.

Прежде чем делитель будет включен через выключающий клапан, сцепление должно быть полностью разомкнуто.

ОСТОРОЖНО

В случае неправильной установки выключающего клапана существует угроза разрушения синхронизатора при переключении передач делителя.

Проверка

• Отрегулировать сцепление

• Установить регулировочный винт на педаль сцепления так, чтобы клапан открывайся и закрывайся на участке (с).

• В положении (b) сцепление полностью разомкнуто. В этом положении педали зазор между клапаном и упорным винтом должен быть не менее 1 мм.

Вентиляция коробки передач

Из-за нагревания масла при движении автомобиля внутри коробки передач образуется повышенное давление. Для снижения этого давления на верху коробки передач установлен сапун. Сапун всегда должен находится в чистоте.

Рис. 77. Сапун

Обслуживание пневматической установки.

В каждой пневматической установке образуется конденсационная влага. Чтобы конденсат и ржавчина не попадали из ресивера в клапаны и пневмоцилиндры, необходим регулярный техосмотр пневматической системы. Ресивера необходимо обезвоживать еженедельно, а зимой ежедневно.

УКАЗАНИЕ

Вместе с ресиверами влагу нужно удалять также и из фильтров с помощью водоотделителя, если он не работает автоматически.

Заводская табличка

Заводская табличка находится на верхней стороне коробки передач.

При контрольных запросах или при ремонте необходимы следующие позиции, которые даются в табличке:

1. номер коробки передач по спецификации

2. тип коробки передач

3. серийный номер коробки передач

Рис. 78. Заводская табличка

РЕМОНТ

Руководство по ремонту коробок передач 16S151 приведено в приложении 17.

Коробки переключения передач (КПП) немецкой компании ZF Friedrichshafen AG, крупнейшего производителя трансмиссионной автомобильной системы, рулевого управления и подвесок, применялись европейскими автомобильно-строительными фирмами для комплектации зарубежных машин. После создания в 2005 г. в Набережных Челнах совместного российско-немецкого предприятия ООО «ЦФ КАМА» агрегаты стали устанавливать на технику Камского производства.

Коробка переключения

Завод выпускает разные модели КПП ZF на КамАЗ:

  1. Серия ZF 6S700. Простые 6-ступенчатые КПП с малым весом, небольшими габаритами и простой конструкцией.
  2. ZF9 — Ecomid 9S1310 TO с 9 ступенями. Широко используются грузовиками средней грузоподъемности: самосвалами КамАЗ-65115 и седельными тягачами 65116, отличаются пониженной передачей, позволяют передвигаться с большими грузами на оптимальной скорости.
  3. ZF Ecosplit 16S1820 ТО — ЗФ 16-ступенчатая. Устанавливают на тяжелые машины с двигателями 740.51-320, 740.50-360 мощностью 160-500 л. с.
  4. ZF AS Tronic 12S1930 TO — 12-ступенчатая. Применяется редко в тяжеловесах.

Конструкция, устройство и принцип работы

ZF Ecomid

Самая распространенная КПП, 9 ступеней, устанавливается на большинство среднетоннажных грузовиков Камаз (такие модели как 65155 и 65116), отличная пониженная передача, оптимальный скоростной режим при транспортировке тяжелых грузов.

КПП Ecomid от ZF представляет собой основной 4-х ступенчатый редуктор, в который интегрирована передача для заднего хода, а также дополнительная пара шестерен для пониженной передачи. На выходе основного редуктора стоит демультипликатор (планетарный редуктор). В итоге получаем: 4 передачи на основном редукторе*2 (передачи на демультипликаторе)+пониженная передача, итого 9 передач для движения вперед и 1 для заднего хода.

ZF Ecosplit

16 ступеней, чаще всего устанавливается на тяжелые автомобили с двигателями Камаз от 320 до 500 л.с. мощности (740.51-320 или 740.50-360). Масса КПП 290 кг.

КПП Ecosplit так же состоит из 4-х ступенчатого основного редуктора с передачей заднего хода и демультипликатором на выходе, но плюс к этому в конструкцию добавлен делитель (промежуточный вал на входе с дополнительной парой шестерен). В итоге передач здесь уже 16: 4 на основном редукторе*2 на демультипликаторе*2 на делителе+2 передачи для заднего хода.

Делитель

Делитель в конструкции нужен для увеличения количества передач в определенном диапазоне движения. Он представляет собой две пары шестерен с разным передаточным отношением, которые установлены на приводе промежуточного вала. Такое решение дает возможность выбирать оптимальную передачи в зависимости от дорожной ситуации и меньше нагружать двигатель. Переключается делитель с помощью воздуха под давлением (пневматический привод).

Демультипликатор

Демультипликатор представляет собой редуктор планетарного типа. На вторичный вал устанавливается его солнечная шестерня, а выходной вал КПП это его водило. При движении в пониженном диапазоне передач демультипликатор повышает крутящий момент, в повышенном диапазоне крутящий момент остается без изменений. Переключение демультипликатора происходит с помощью пневматического привода.

Включение коробки отбора мощности

Приводимые от сцепления коробки отбора мощности

Эксплуатация при остановке и движении транспортного средства

Включение / Выключение

  • Коробка отбора мощности может включаться или выключаться только при выжатом сцеплении!
  • Выключение сцепления должно происходить при холостом ходе двигателя.
  • Коробку отбора мощности включать только тогда, когда остановился промежуточный вал. Не остановившийся промежуточный вал ведет к треску при включении коробки отбора мощности.

УКАЗАНИЕ Времена остановки различаются в зависимости от рабочего состояния, и могут укорачиваться коротким синхронизированием, преимущественно 1-й передачей.

  • Включить или соответственно выключить коробкуотбора мощности. Треск при включении коробки отборамощности недопустим. При необходимости увеличить время ожидания довключения, или соответственно проверить сцепление наразъединение (см. раздел 4.6).
  • Медленно включить сцепление и выйти на рабочуючастоту вращения.

ОСТОРОЖНО

  • При работе коробки отбора мощности переключение передач недопустимо.
  • При длительной остановке транспортного средства (например, на ночь) коробка отбора мощности должна отключаться.

Блокирование передачи (опция)

Блокирование передач требуется, если

  • транспортное средство ни в коем случае не должно двигаться при включенной коробке отбора мощности.
  • во время движения должно предотвращаться включение коробки отбора мощности.

Схема переключения КПП ZF Ecomid и Ecosplit на грузовых автомобилях КАМАЗ это так называемая «двойная Н». Т.е. есть пониженный (S) и повышенный (L) диапазон передач. В каждом диапазоне по четыре базовых передачи, которые расширяются за счет делителя и демультипликатора. Возвращение рычага в «нейтраль» после выключения передачи происходит автоматически за счет того, что рычаг прижимается в нейтральное положение пружинными фиксаторами. Демультипликатор из L диапазона (ряд 3/4) в S (ряд 5/6) и обратно, так же переключается автоматически по средствам подачи воздуха под давлением в рабочий цилиндр. Включить новую передачу можно только после того как будет завершен процесс предыдущего переключения. Задний ход и пониженная передача (С) доступна только в пониженном (S) диапазоне демультипликатора. Включение этих передач идет через небольшое усилие, т.к. там установлена предохранительная пружина, которая исключает возможность случайного выбора одной из этих передач.

Переключение передач на ZF Ecomid

Переключение передач на ZF Ecosplit

Рекомендации по переключению передач

  • Рычаг КПП следует перемещать плавно, без рывков и лишних усилий с разжатой рукой.
  • Когда включаете передачу, удерживайте рычаг, пока синхронизатор выполнит переключение.
  • Для того, чтобы переключиться с дорожки 3-4 на 5-6 и наоборот, нужно сделать короткий толчок в нужную сторону и потом плавно включить нужную передачу.
  • Если автомобиль замедляется, передачи переключать в обратном порядке рекомендуется последовательно или максимум через две ступени.
  • Двигаться автомобиль должен всегда при включенной передаче. Особенно это касается движения накатом на спуске.
  • При переключении с высшего диапазона на низший скорость должна быть меньше 30 км/ч.
  • Заднюю передачу включать только на стоящем автомобиле.

Консультация:

Власенко Николай

Глотов Алексей

Фото Артикул Наименование Цена Наличие Срок поставки Аналоги К-во Купить В корзине
ZF 0091202062 Вал первичный (арт. 0091202062) 0091202062 ZF 0091202062 Вал первичный 47000 1

Технические характеристики

ZF 9S1310 Ecomid

  • Количество передач — 9
  • Крутящий момент – 1300 Нм.
  • Передаточное отношение: 1-я – 9,48;
  • 2-я – 6,58;
  • 3-я – 4,68;
  • 4-я – 3,48;
  • 5-я – 2,62;
  • 6-я – 1,89;
  • 7-я – 1,35;
  • 8-я – 1,00;
  • 9-я – 0,75;
  • задний ход – 8,97
  • Масса – 190 кг.
  • Давление воздуха – 10 бар.
  • Угол наклона – 3 град.
  • Цена:
      Новая – 380 тыс.руб.
  • Восстановленная – 240 тыс.руб.
  • Применимость: Камаз 65115, 65116, 65117, 53605, 5308.
  • ZF 16S1650 (16S1820) Ecosplit

    • Количество передач — 16
    • Крутящий момент – 1850 Нм.
    • Передаточное отношение: 1-я – 16,47;
    • 2-я – 13,79;
    • 3-я – 11,32;
    • 4-я – 9,48;
    • 5-я – 7,79;
    • 6-я – 6,52;
    • 7-я – 5,48;
    • 8-я – 4,58;
    • 9-я – 3,59;
    • 10-я – 3,01;
    • 11-я – 2,47;
    • 12-я – 2,07;
    • 13-я – 1,70;
    • 14-я – 1,42;
    • 15-я – 1,20;
    • 16-я – 1,0;
    • задний ход 1 – 15,42;
    • задний ход 2 – 12,91;
  • Масса – 290 кг.
  • Давление воздуха – 10 бар.
  • Угол наклона – 3 град.
  • Цена – от 160 т.р. за восстановленную.
  • Аналоги

    SACHS SACHS 323482083032 Корзина сцепления, F/CF/XF 430мм (Neoplan, Iveco, LKW, EVOBUS,DAF, BOVA, ASTRA,KA (арт. 323482083032)323482083032SACHS 323482083032 Корзина сцепления, F/CF/XF 430мм (Neoplan, Iveco, LKW, EVOBUS,DAF, BOVA, ASTRA,KA0+Отобразить аналоги—

    Эксплуатация КПП ZF

    Для продления срока службы коробки передач и получения заметной экономии топлива следуйте следующим рекомендациям.

    • Старайтесь держать обороты двигателя всегда в среднем диапазоне для каждой передачи. Используйте наибольшую доступную передачу в каждом скоростном режиме.
    • Всегда полностью выжимайте сцепление при переключении передачи, это предотвратить повышенный износ синхронизаторов КПП.
    • КПП ZF, которые устанавливаются на грузовые автомобили Камаз оборудованы синхронизаторами, они позволяют переключать передачи быстро, без излишнего усилия и практически бесшумно. Нет необходимости двойного выжимания сцепления как при переходе с низших на высшие передачи, так и наоборот.

    Описание модели

    Коробка передач ZF 16S1650 МАЗ механическая шестнадцатиступенчатая, состоящая из основного четырехступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и двухступенчатого демультипликатора. Оснащена резервным насосом рулевого управления с приводом от ведущих колес, который обеспечивает работоспособность гидроусилителя руля в случае отказа основного насоса ГУРа.

    КПП ZF 16S1650 устанавливается на грузовиках повышенной тонажности МАЗ: 544008, 643008 и других.

    Техническое обслуживание и ремонт

    Регулярно производите техническое обслуживание КПП от ZF на своем автомобиле Камаз. Это повысит ресурс ее использования и сведет к минимуму возможные неисправности в период эксплуатации.

    Ремонт КПП ZF рекомендуется производить только в сертифицированных сервисных центрах или у опытных мастеров, которые разобрали и собрали не одну такой коробку передач.

    Список сертифицированных центров ZF Friedrichshafen AG

    № п/п Наименование организации Адрес Телефон/Факс
    1. ООО «СИБМАП» 1 ул. Байкальская, 277А,

    г. Иркутск, Россия

    8-3952-560730/

    8-3952-142117

    2. ООО «АвтомагистральСервис» Стройбаза, база 4Б,

    г. Набережные Челны, Россия

    8-8552-443050

    8-8552-443050

    3. ООО «ZF Сервис Сибирь» Новосибирская область, пос. Красный Восток, ул. Советская, 62А, Россия 8-383-3350505,

    8-383-3350506/

    8-383-3350507

    4. ООО «СКИВ

    Мастер Сервис»

    Челябинская область, г. Миасс, ул. 60 лет Октября, 19, Россия 8-3513-562522/

    8-3513-561488

    5. ООО «М 4» ул. Промышленная, 2, г. Аксай, Ростовская область, Россия 8-863-2292777,

    8-863-2268860/

    8-863-2468689

    6. ООО «ВолгаСкан-

    Центр»

    ул. Пушкина, 67

    г. Волжский, Волгоградская область, Россия

    8-8443-297184/

    8-8443-298951

    7. Торговый дом «Литер – НН» Ореховская ул., 80, 603069,

    Н. Новгород, Россия

    8-8312-949174/

    8-8312-564341

    8. ООО «Трак Сервис 36» ул. Василия Петушкова, 3, 125373, Москва, Россия 8-495-5140569/

    8-495-4906208

    9. ЦФ – Сервис на Мосгортрансе ул. Матросская тишина, 1517, Москва, Россия 8-495-2680045
    10. ООО

    «ЦФ Руссия»

    ул. Стрельбищенская, 1А,

    С.-Петербург, Россия

    8-812-4499203
    11. Автодом Энергия ГмбХ ул. Тимирязева, 68, Минск Республика Беларусь +375-17-2268035/

    +375-17-2268024

    Читайте также:  КамАЗ вездеход: Обзор и технические характеристики

    12. ТОО «СВС-Транс» ул. Майлина, 85, Алматы, Казахстан 007-3272-579273

    007-3272-505868

    13. Трак Центр Лтд. ул. Чапаева, 1, Гостомель, Киевская область, Украина +380-44-9795056/

    +380-44-9795043

    Замена масла

    Масло следует заливать только то, которое рекомендовано заводом изготовителем (спецификация ZF TE-ML 01). При первичном заполнении коробки передач требуется 11 л. масла, при очередной смене 8 л. Максимальный интервал замены масла составляет 90 тыс.км. пробега, минимальный — ежегодно. Если автомобиль Камаз с коробкой ZF эксплуатируется на строительных площадках или в тяжелых погодных условиях, то замену масла рекомендуется производить через 45 тыс. км. пробега или через 1000 моточасов работ двигателя.

    Периодичность замены масла

    • Тяжелые условия эксплуатации: 02A — 1 год или 60 000 км.
    • 02B, 02C, 02H — 1 год или 120 000 км.
    • 02D, 02E, 02L — 2 года или 240 000 км.
  • Магистральные перевозки:
      02A — 1 год или 90 000 км
  • 02B, 02C, 02H — 1 год или 160 000 км.
  • 02D, 02E, 02L — 2 года или 300 000 км.
  • Замену масла в КПП следует производить при горячем двигателе. Открутите сливную пробку и слейте отработанное масло. Очистите магнитом сливное отверстие и сливную пробку от металлической стружки. Замените прокладку и закрутите пробки с моментом 60 Нм. Залейте масло через маслозаливное отверстие до тех пор, пока уровень его не достигнет нижнего края отверстия или будет уже выливаться из него.

    Не допускайте низкого уровня масла в КПП. Это может привести к серьезным повреждениям коробки. Для проверки уровня масла поставьте автомобиль на горизонтальную площадку и дайте маслу остыть до температуры ниже 40 С.

    Проверка сцепления

    Для того, чтобы синхронизаторы в коробке работали долго, должно безупречно работать и сцепление. Для его проверки сделайте следующее:

    • На холостых оборотах выжмите сцепление.
    • Не позднее чем через 20 секунд медленно и аккуратно включите заднюю передачу.

    Если при этом будет слышен скрежет, то сцепление нужно регулировать или полностью проверить его работоспособность.

    Вентиляция КПП

    Т.к. при движении автомобиля в коробке передач происходит нагрев масла, то внутри образуется повышенное давление. Для сброса излишнего давления вверху корпуса коробки есть специальный сапун. Периодически проверяйте его чистоту.

    Подготовка транспортного средства к эксплуатации при низких температурах

    Заправить в коробку передач масло в соответствии с ZF перечнем смазочных материалов TE-ML 01 или TE-ML 02. При наружных температурах ниже –15 °C нужно проверить пригодность масла по перечню смазочных материалов TE-ML 01 или TE-ML 02. При необходимости сменить масло в коробке передач. Альтернативно может производиться разогрев перед запуском двигателя. Он может производиться, например, теплым воздухом, температура которого на коробке передач не должна превышать 130 °C.

    ОПАСНОСТЬ При покидании транспортного средства с работающим двигателем затянуть стояночный тормоз. Это предотвращает непреднамеренное скатывание транспортного средства.

    УКАЗАНИЕ

    • Запуск двигателя и трогание с места см. раздел 3.1
    • Обязательно должны соблюдаться предписания производителя транспортного средства.

    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Форум оплата за классное руководство
  • Проигрыватели винила руководство
  • Как правильно продать машину самостоятельно пошаговая инструкция 2021
  • Федеральное классное руководство в школе
  • Руководство лии имени громова