Железнодорожные войска руководство

Главное управление начальника железнодорожных войск

Контакты

Адрес 119160, г. Москва, ул Ольховская, д. 25
Телефон
8 (495) 693 07 00
Факс 8 (495) 624 26 23
E-mail gungdv@mil.ru

Главное управление начальника Железнодорожных войск (ЖДВ) предназначено для организации мероприятий по обеспечению реализации Министерством обороны РФ полномочий в части технического прикрытия, восстановления, разминирования и заграждения участков (объектов) инфраструктуры железнодорожного транспорта Российской Федерации в зоне ответственности Вооруженных Сил, повышения ее живучести и пропускной способности, а также планирования наведения и эксплуатации наплавных железнодорожных мостов.

Основные задачи:

  • планирование и организация применения ЖДВ, в том числе в части реализации полномочий Министерства обороны в отношении инфраструктуры железнодорожного транспорта;
     
  • организация и проведение мероприятий по строительству и развитию ЖДВ;
     
  • организация поддержания боевой и мобилизационной готовности ЖДВ;
     
  • организация и проведение мероприятий подготовки ЖДВ к выполнению возложенных на них задач;
     
  • организация и проведение мероприятий обеспечения ЖДВ специальной техникой и СВМ;
     
  • организация и руководство повседневной деятельностью ЖДВ.
     

Наверх

Железнодорожные войска
(ЖДВ)
Флаг Железнодорожных войск Российской Федерации
Флаг ЖДВ ВС РФБольшая эмблема Железнодорожных войск Российской Федерации
Большая эмблема ЖДВ ВС РФ
Средняя эмблема Железнодорожных войск Российской Федерации
Средняя эмблема ЖДВ ВС РФ
Годы существования 6 августа 1851 — н. в.[1]
Страна Flag of Russia.svg Россия
Подчинение Россия Минобороны России
Входит в Материально-техническое обеспечение Вооружённых Сил Российской Федерации МТО ВС РФ
Тип род войск (специальные войска)
Функция тыловое обеспечение
Численность 28 500 человек
Дислокация Российская Федерация
Участие в
  • Вооружённый конфликт в Приднестровье (1992),
  • Чеченский конфликт (1994—2009)
    • Первая Чеченская война (1994—1996),
    • Вторая Чеченская война (1999—2009),
  • Военные действия в Абхазии (2008)
Командиры
Действующий командир генерал-лейтенант
Олег Косенков
Известные командиры см. список

Строительство железной дороги Бухарест — Зимница, ЖДЧ Русской императорской армии.

Строительство железной дороги Бухарест — Зимница, ЖДЧ Русской императорской армии.

Железнодорожные войска (ЖДВ)[2] — род специальных войск в составе Материально-технического обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации[3] (с 2005 до 2010 года — в составе Тыла Вооружённых Сил Российской Федерации), входящий в систему обеспечения обороноспособности и национальной безопасности государства.

Железнодорожные войска ВС России являются одним из родов специальных войск тылового обеспечения, и предназначены для выполнения задач железнодорожного обеспе́чения: подготовки, строительства, восстановления и заграждения (препятствие использованию противником) объектов железнодорожных путей сообщения.

Первые подразделения железнодорожных войск в мире были созданы в России в 1851 году, в составе инженерных войск Русской императорской армии.

В других государствах такие войска могут называться транспортными войсками.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Имперский период
    • 1.2 Советский период
    • 1.3 Федеральный период
    • 1.4 Знаки различия
  • 2 Состав
    • 2.1 Имперский период
    • 2.2 Советский период
    • 2.3 Федеральный период
  • 3 Учебные заведения
  • 4 Руководители Железнодорожных войск
  • 5 Техническое оснащение
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

История

Имперский период

Группа офицеров 2-го Закаспийского железнодорожного батальона в День батальонного праздника, город Мерв, 15 мая 1894 года

Строительство пути. Воинский поезд Русской императорской армии в Азии, иллюстрация из «Патриота», 6 марта 1904 года.

Выполнение земляных работ железнодорожными частями с использованием парового экскаватора, январь 1915 года.

Железнодорожные войска впервые были учреждены 6 августа 1851 года по приказу императора Николая I. В соответствии с документом «Положения о составе управления С.-Петербурго — Московской железной дороги» было сформировано:

  • 14 отдельных военно-рабочих рот
  • две кондукторские роты
  • одна телеграфическая рота.

Общая численность достигла 4340 человек личного состава. Задачей первых военно-железнодорожных подразделений стала поддержка рабочего состояния железнодорожных путей, переездов, мостов, а также их охрана.

Железнодорожные части (ЖДЧ) вошли в состав инженерных войск начиная с момента их создания в 1870 году. Сначала в виде железнодорожных команд, а с 1876 года — железнодорожных батальонов.

Во время русско-турецкой войны (1877—1878 годов), личный состав ЖДЧ Русской императорской армии обеспечивал непрерывное снабжение соединений русской армии по построенному ими же железнодорожному участку Бендеры — Галац.

Железнодорожные части входили в состав инженерных войск вплоть до 1908 года включительно. Затем они были выделены в самостоятельную категорию и подчинены службе военных сообщений (ВОСО) Генерального штаба.

В ходе Первой мировой войны, личным составом частей и соединений, было построено около 300 километров (км) ширококолейных железных дорог и до 4000 км узкоколейных, восстановлено более 4600 км верхнего строения пути и почти 5000 км телефонно-телеграфных линий железнодорожной связи.

Советский период

За время Гражданской войны (с 1918 года по 1921 год) восстановили и обеспечили эксплуатацию 22 000 км железных дорог, восстановили 3169 железнодорожных мостов.

В 1926 году военнослужащие Отдельного корпуса железнодорожных войск РККА начали проводить топографическую разведку будущей трассы Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

Обеспечивали боевые действия РККА в ходе военных конфликтов на КВЖД (1929 году), в районе озера Хасан (1938 году) и реки Халхин-Гол (1939 году).

В 1935 году советский военачальник В. К. Блюхер на совещании командного состава РККА[4] сетовал, что на Дальнем Востоке:

В 1939 году, при подготовке наступательной операции, восточнее реки Халхин-Гол, в условиях пустынно-степной местности, за 76 рабочих дней, была построена 324-километровая железная дорога Борзя — Баин — Тумен.

В ходе Советско-финской войны, в 1940 году, за 47 рабочих дней, в исключительно тяжелых зимних погодных условиях, была построена 132-километровая железная дорога Петрозаводск — Суоярви.

В годы Великой Отечественной войны личным составом железнодорожных войск и специальных формирований Народного комиссариата путей сообщения СССР было восстановлено главных путей 81 332 км, вторых путей 6901 км, станционных путей 29 041 км, стрелочных переводов 76 984. Кроме того было построено и восстановлено 2720 км железных дорог узкой колеи, 73 456 км линий связи, 7990 станций и разъездов, 2345 пунктов водоснабжения и ряд других сооружений.

  • Советская гвардия Из приказа Народного комиссара обороны СССР от 28 апреля 1942 г. № 127:

За период с 1946 года по 1950 год, было выполнено 37 000 000 м3 земляных работ, уложено 6230 км пути, капитально восстановлено 2632 моста, 227 локомотивных депо, 57 вокзалов (среди них один из красивейших в стране — вокзал в городе Сочи), построено 437 000 м2 жилой площади.

21 марта 1989 года Указом Президиума Верховного Совета СССР № 10224-XI[5] железнодорожные войска (вместе с пограничными войсками КГБ СССР и внутренними войсками МВД СССР) исключены из состава ВС СССР, и впоследствии были вновь включены в Вооружённые Силы лишь в федеральный период — в 2005 году.

Федеральный период

В связи с реорганизацией союзных министерств, находящихся на территории Российской Федерации, Указом Президента РФ от 18.04.1992 № 392 «О железнодорожных войсках Российской Федерации»[6] Главное управление железнодорожных войск, соединения, части, учреждения, военно-учебные заведения и предприятия железнодорожных войск, дислоцирующихся на территории Российской Федерации, были приняты под юрисдикцию Российской Федерации. На базе железнодорожных войск, дислоцирующихся на территории Российской Федерации, были образованы железнодорожные войска Российской Федерации, а на базе Главного управления железнодорожных войск — Главное управление железнодорожных войск при Министерстве архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 30.09.1992 № 1148 «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти»[7] Главное управление железнодорожных войск при Министерстве архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации было реорганизовано в Федеральное управление железнодорожных войск при Министерстве путей сообщения Российской Федерации.

07.08.1995 вступил в силу Федеральный закон от 05.08.1995 № 126-ФЗ «О Железнодорожных войсках Российской Федерации»[8]. Указом Президента РФ от 7 сентября 1995 года № 903[9] Федеральное управление железнодорожных войск при Министерстве путей сообщения Российской Федерации было реорганизовано в Федеральную службу железнодорожных войск Российской Федерации (ФСЖВ России).

Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[10] Федеральная служба железнодорожных войск Российской Федерации была упразднена, а её функции переданы Министерству обороны Российской Федерации (Минобороны России). Положения данного указа, касающиеся Федеральной службы железнодорожных войск России, вступили в силу после вступления в силу соответствующего федерального закона (ФЗ от 29.06.2004 № 58-ФЗ).

После окончания процесса ликвидации ФСЖВ России, и передачи её железнодорожных частей и их органов управления в состав Минобороны России, в начале 2005 года железнодорожные войска вошли в состав Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС РФ) — в подчинение Тыла ВС РФ[11]. Было образовано Командование Железнодорожных войск ВС РФ[12].

В 2010 году, в ходе реорганизации структур Тыла ВС РФ в систему Материально-технического обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации (МТО ВС РФ), в составе новой структуры Командование ЖДВ было преобразовано в Главное управление начальника железнодорожных войск[13][14][3].

Неоднократно Российские железнодорожные войска восстанавливали мосты и пути сообщения за рубежом, разрушенные в результате военных действий (например, в Абхазии в 2008 г.). С весны 2015 года ведут строительство двухпутной электрифицированной железной дороги в обход Украины на участке Журавка — Миллерово[15][16].

Кроме того железнодорожные войска принимают участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Знаки различия

  • Современная петличная эмблема Железнодорожных войск ВС РФ

Состав

Имперский период

  • Железнодорожная бригада.
  • 1-я железнодорожная бригада.
  • 2-я железнодорожная бригада.
  • 3-я железнодорожная бригада.
  • 5-я железнодорожная бригада.
  • 6-я железнодорожная бригада.
  • 9-я железнодорожная бригада.
  • Заамурская пограничная железнодорожная бригада.
  • Отдельная Кавказская железнодорожная бригада.
  • Туркестанская железнодорожная бригада.
  • 1-я парковая железнодорожная бригада.
  • 2-я парковая железнодорожная бригада.
  • 3-я парковая железнодорожная бригада.
  • 1-я Кавказская парковая конно-железнодорожная бригада.
  • 3-я Сибирская парковая конно-железнодорожная бригада.
  • Собственный Его Императорского Величества железнодорожный полк — гвардейская часть русской императорской армии, обеспечивавшая все железнодорожные поездки императорской фамилии, обслуживавшая и охранявшая императорский поезд и царскую железнодорожную ветку.
  • 1-й железнодорожный батальон.
  • 2-й железнодорожный батальон — сформирован 25.04.1877 года, в составе 2-х строительных и 2-х эксплуатационных рот. Включен в состав 2-й саперной бригады.
  • 3-й железнодорожный батальон.
  • 4-й железнодорожный батальон.
  • 5-й железнодорожный батальон.
  • 6-й железнодорожный батальон.
  • 7-й железнодорожный батальон.
  • 8-й железнодорожный батальон.
  • 9-й железнодорожный батальон.
  • 10-й железнодорожный батальон.
  • 11-й железнодорожный батальон.
  • 12-й железнодорожный батальон.
  • 13-й железнодорожный батальон.
  • 14-й железнодорожный батальон.
  • 15-й железнодорожный батальон.
  • 16-й железнодорожный батальон.
  • 17-й железнодорожный батальон.
  • 18-й железнодорожный батальон.
  • 20-й железнодорожный батальон.
  • 21-й железнодорожный батальон.
  • 22-й железнодорожный батальон.
  • 24-й железнодорожный батальон.
  • 25-й железнодорожный батальон.
  • 26-й железнодорожный батальон.
  • 27-й отдельный учебный железнодорожный батальон.
  • Сводный железнодорожный батальон.
  • 1-й Заамурский железнодорожный батальон.
  • 2-й Заамурский железнодорожный батальон.
  • 3-й Заамурский железнодорожный батальон.
  • 4-й Заамурский железнодорожный батальон.
  • 6-й Заамурский железнодорожный батальон.
  • 1-й Закаспийский железнодорожный батальон.
  • 2-й Закаспийский железнодорожный батальон.
  • 2-й Кавказский железнодорожный батальон.
  • 1-й Сибирский железнодорожный батальон.
  • 2-й Сибирский железнодорожный батальон.
  • 3-й Сибирский железнодорожный батальон.
  • 4-й Сибирский железнодорожный батальон.
  • 5-й Сибирский железнодорожный батальон.
  • 1-й Уссурийский железнодорожный батальон.
  • 1-й тепловозный железнодорожный батальон.
  • 2-й отдельный тепловозный железнодорожный батальон.
  • 1-й конно-железнодорожный батальон.
  • 10-й конно-железнодорожный батальон.
  • 6-й армейский узкоколейный железнодорожный батальон.
  • Отдельный узкоколейный конно-железнодорожный батальон.
  • 1-й железнодорожный рабочий батальон.
  • 3-й рабочий железнодорожный батальон.
  • 4-й железнодорожный рабочий батальон.
  • 5-й железнодорожный рабочий батальон.
  • Иркутский охранный железнодорожный батальон.
  • 2-я полевая железнодорожная рота.
  • Кушкинская полевая железнодорожная рота.
  • 1-й коренной парк полевых конных железных дорог.
  • 2-й коренной парк полевых паровых железных дорог.
  • 3-й коренной парк полевых конных железных дорог.
  • 5-й коренной парк полевых конных железных дорог.
  • 6-й коренной парк полевых конных железных дорог.
  • Кавказский коренной парк полевых конных и паровых железных дорог.
  • Парк полевых железных дорог Румынского фронта.
  • Управление Барановическими парковыми железнодорожными ротами.
  • 1-я эксплуатационная бригада.
  • 3-я эксплуатационная бригада.
  • 1-й эксплуатационный батальон.
  • 2-й эксплуатационный батальон.
  • 3-й эксплуатационный батальон.
  • 4-й эксплуатационный батальон.
  • 6-й эксплуатационный батальон.
  • 7-й эксплуатационный батальон.
  • 10-й эксплуатационный батальон.
  • 12-й эксплуатационный батальон.
  • Офицерская железнодорожная школа существовала с конца 90-х годов до 1908 года при Среднеазиатской железной дороге. Одновременно действовал офицерский курс при Асхабадском железнодорожном техническом училище.

Советский период

В Вооружённых Силах СССР (ВС СССР) к началу 1990-х годов имелось 4 железнодорожных корпуса (ждк)[21], два из которых принимали участие в строительстве БАМа:

  • 35-й железнодорожный корпус (штаб г. Тында);
  • 1-й железнодорожный корпус (штаб пгт. Чегдомын);
  • 4-й железнодорожный корпус (штаб г. Свердловск);
  • 2-й железнодорожный корпус (штаб г. Киев).

В стадии формирования находился 76-й железнодорожный корпус (управление корпуса в г. Волгоград)[21].

Также существовало Ленинградское высшее ордена Ленина Краснознамённое училище железнодорожных войск и военных сообщений имени М. В. Фрунзе [ЛВУ ЖДВ и ВОСО], готовившее офицерские кадры для железнодорожных войск и органов военных сообщений.

Федеральный период

Наплавной железнодорожный мост НЖМ-56.

После распада СССР в состав Железнодорожных войск Российской Федерации вошли 4 железнодорожных корпуса, дислоцировавшиеся на территории России, и просуществовавшие до 2010 года:

  • 35-й железнодорожный корпус (штаб г. Смоленск), до июня 1992 года — г. Тында, после — передислокация в г. Смоленск, посёлок Красный Бор, в 1994 году — передислокация в Промышленный район г. Смоленска;
  • 76-й железнодорожный корпус (штаб г. Волгоград);
  • 4-й железнодорожный корпус (штаб г. Екатеринбург);
  • 1-й железнодорожный корпус (штаб г. Хабаровск).

В 2010—2011 годах, в ходе реорганизации Тыла ВС РФ в систему МТО ВС РФ[22], на основе управлений вышеупомянутых железнодорожных корпусов были сформированы 4 территориальные командования[23]. На них замкнули 10 бригад постоянной готовности:

7-е территориальное командование (г. Смоленск)
  • 29-я отдельная железнодорожная Варшавская орденов Кутузова и Красной Звезды бригада, в/ч 33149 (п. Красный Бор);
  • 34-я отдельная железнодорожная бригада, в/ч 01855 (г. Рыбное);
  • 38-я отдельная железнодорожная бригада, в/ч 83497 (г. Ярославль).
8-е территориальное командование (г. Волгоград)
  • 37-я отдельная железнодорожная бригада, в/ч 51473 (г. Волгоград);
  • 39-я отдельная ордена Жукова железнодорожная бригада, в/ч 01228 (г. Керчь и г. Тимашёвск);
  • 333-й отдельный понтонно-мостовой железнодорожный батальон, в/ч 2148 (г. Волгоград);
6-е территориальное командование (г. Екатеринбург)
  • 5-я отдельная железнодорожная Познанская Краснознаменная бригада, в/ч 01662 (г. Абакан);
  • 43-я отдельная железнодорожная бригада, в/ч 61207 (г. Екатеринбург);
  • 48-я отдельная железнодорожная бригада, в/ч 55026 (г. Омск);
5-е территориальное командование (г. Хабаровск)
  • 7-я отдельная железнодорожная бригада, в/ч 45505 (г. Комсомольск-на-Амуре);
  • 50-я отдельная железнодорожная бригада, в/ч 03415 (г. Свободный);
  • 118-й отдельный понтонно-мостовой железнодорожный батальон, в/ч 29420 (г. Хабаровск).

Учебные заведения

Продолжает функционировать высшее военно-учебное заведение по подготовке офицерские кадров для железнодорожных войск и органов военных сообщений, преемник ЛВУ ЖДВ и ВОСО[24]:

  • с 1 января 1994 — Военно-транспортный институт Железнодорожных войск и военных сообщений [ВТИ ЖДВ и ВОСО];
  • с 22 октября 1997 — Военно-транспортный университет Железнодорожных войск Российской Федерации [ВТУ ЖДВ РФ];
  • с 1 октября 2009 — Военно-транспортный институт Железнодорожных войск и военных сообщений [ВТИ ЖДВ и ВОСО] Военной академии тыла и транспорта имени генерала армии А. В. Хрулёва [ВАТТ][25];
  • с 1 июля 2011 — Филиал Военной академии тыла и транспорта имени генерала армии А. В. Хрулёва (г. Санкт-Петербург, г. Петродворец)[26];
  • с 15 марта 2012 — Военный институт (Железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии тыла и транспорта имени генерала армии А. В. Хрулёва [ВИ (ЖДВ и ВОСО) ВАТТ][27];
  • с 21 июня 2012 года — Военный институт (Железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва [ВИ (ЖДВ и ВОСО) ВА МТО].

Подготовкой младших военных специалистов занимается 857-й учебный центр железнодорожных войск (в/ч 11300)[28]

Руководители Железнодорожных войск

  • 1918—1919 — И. И. Фёдоров
  • 1919—1920 — Е. Ф. Домнин
  • 1942—1944 — генерал-лейтенант В. А. Головко
  • 1944—1945 — генерал-лейтенант Н. А. Просвиров
  • 1945—1968 — генерал-полковник П. А. Кабанов
  • 1968—1983 — генерал-полковник А. М. Крюков
  • 1983—1992 — генерал-полковник М. К. Макарцев
  • 1992—2008 — генерал-полковник Г. И. Когатько
  • 2008—2010 — генерал-лейтенант С. В. Климец
  • с 2010 — начальник Главного управления начальника железнодорожных войск генерал-лейтенант О. И. Косенков

Техническое оснащение

Автопоезд специальный АПС-1 с секциями понтонов наплавного железнодорожного моста НЖМ-56.

В распоряжении железнодорожных войск имеются высокопроизводительные комплексы машин и инструментов, совершенные конструкции и приспособления для восстановления и строительства железных дорог.
В комплексы входят:

  • путеукладчик МоАЗ-6442[29] и другие путевые машины типа ВПРМ-600[29], ММПМ[29], КПУ-1[30]
  • бульдозера[31]
  • сваебойное (УСА-2)[32][32] и буровзрывное оборудование
  • мостовые краны
  • автомобильные краны КС-55729-7М[33], КС-55729-5В[34].
  • копёрные агрегаты УКА[35]
  • железнодорожные краны
  • сборно-разборные пролётовые строения и опоры
  • сборно-разборные консольные краны СРК-50[36]
  • инвентарные сборно-разборные мосты-эстакады РЭМ-500[37] и ИМЖ-500[38]
  • тракторные тягачи-дозировщики ТТД-1, ТТД-2[29]
  • подвижные ремонтные комплексы ПРК-1М[29]
  • путепрокладочные поезда ПБ-3М[39]
  • автопоезда АНС-10У[40]
  • специализированное имущество наплавных мостов НЖМ-56[41], МЛЖ-ВФ-ФТ[42]

А также самосвалы КамАЗ-6522, бортовые автомашины КамАЗ-5350, КамАЗ-53501, и седельные тягачи КамАЗ-54112[43], КамАЗ-65116-010-62[44].

См. также

commons: Железнодорожные войска Российской Федерации на Викискладе
  • Железнодорожные войска
  • День железнодорожных войск

Примечания

  1. Железнодорожным войскам – 160 лет (рус.). Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны (06.08.2011). Проверено 26 февраля 2018.
  2. См. сведения о постоянных корреспондентах газеты «Красная звезда» в выходных данных на С. 2. каждого еженедельного выпуска [1] Архивная копия от 13 декабря 2013 на Wayback Machine, [2] Архивная копия от 13 декабря 2013 на Wayback Machine и др.
  3. 1 2 Материально-техническое обеспечение Вооружённых Сил Российской Федерации. О системе МТО. Интернет-портал Минобороны России. — Mil.ru. Проверено 21 сентября 2017.
  4. Доклады и выступления по итогам боевой подготовки РККА за 1935 г. и задачи на 1936 г. (Стенограмма утреннего заседания 9 декабря 1935 г.). Военный совет при народном комиссаре обороны СССР. Декабрь 1935 г.: Документы и материалы. — М.: «РОССПЭН», 2008. С. 127—188.
  5. Указ Президиума ВС СССР от 21 марта 1989 года № 10224-XI. «О выведении из состава Вооружённых Сил СССР пограничных, внутренних и железнодорожных войск». Утверждён Законом СССР от 31 июля 1989 года (Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, № 9, ст. 202). Российский Правовой Портал «Семёрка». — 7LAW.info. Проверено 21 июля 2017.
  6. Указ Президента Российской Федерации от 18.04.1992 № 392 «О Железнодорожных войсках Российской Федерации».
  7. Указ Президента РФ от 30.09.1992 № 1148 «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти».
  8. Федеральный закон от 05.08.1995 № 126-ФЗ «О Железнодорожных войсках Российской Федерации».
  9. Указ Президента Российской Федерации от 7.09.1995 № 903 «О Федеральной службе железнодорожных войск Российской Федерации»
  10. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
  11. Начальники тыла ВС РФ // Сайт Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва Министерства обороны Российской Федерации (vamto.net)  (Проверено 13 декабря 2013)
  12. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 9 марта 2005 года № 70. «Об утверждении Положения о Командовании Железнодорожных войск». Вместе с «Положением о Командовании Железнодорожных войск». Военное право России. — Voenprav.ru. Проверено 21 сентября 2017.
  13. Переход к единой системе материально-технического обеспечения вооружённых сил : Армия России: новый облик // Красная звезда : газ. — 2010. — 29 декабря.
  14. Главное управление начальника железнодорожных войск. Структура. Интернет-портал Минобороны России. — Mil.ru. Проверено 21 сентября 2017.
  15. Заместители Министра обороны России дали старт строительству железнодорожного пути в Воронежской области в обход Украины : Министерство обороны Российской Федерации.
  16. Минобороны и РЖД построят железную дорогу в обход Украины.
  17. Введена 31 января 1922 года Приказом РВСР № 322 для железнодорожных частей РККА (при этом копируя уже существовавшую с 1909 года аналогичную эмблему царской армии). Впоследствии неоднократно вновь утверждалась Приказами РВС СССР № 807 от 20.06.1924 (в связи с введением петлиц нового образца были уменьшены размеры эмблемы) и НКО СССР № 33 от 10.03.1936 (петличная эмблема стала единой для ЖДВ и ВОСО).
    31 августа 1936 года Приказом НКО СССР № 165 петличная эмблема ЖДВ и ВОСО была заменена на другую, в дальнейшем с незначительными изменениями просуществовавшую вплоть до современного периода (см. след. рис.).
  18. Приказ НКО СССР от 31 августа 1936 года № 165.
  19. 1 2 Приказ Директора Федеральной службы железнодорожных войск — командующего Железнодорожными войсками Российской Федерации от 28 декабря 1998 года № 384 «Об учреждении военного геральдического знака — эмблемы Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации».
  20. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 14 августа 2007 года № 330 «О военных геральдических знаках Железнодорожных войск».
  21. 1 2 Гл. 11 : Приложение к главе 11 // Вооружённые Силы СССР после Второй мировой войны : от Красной Армии к Советской / В. И. Феськов [и др.] ; под науч. ред. В. И. Голикова ; Томская обл. общественная орг. ветеранов войны, труда, вооружённых сил и правоохранительных органов ; ТГУ. — Томск : Изд-во НТЛ, 2013. — Т. Ч. 1 : Сухопутные войска. — 638, [1] с. — ISBN 978-5-89503-530-6.
  22. День Тыла Вооружённых Сил. Досье. ТАСС (1 августа 2016). Проверено 26 сентября 2017.
  23. Сергей Бунтман, Анатолий Ермолин. Военный совет. В гостях: Андрей Козлов, командир 7-го территориального командования Железнодорожных войск, генерал-майор. Сайт радиостанции. «Эхо Москвы» (7 августа 2010). Проверено 19 сентября 2017.
  24. История ВИ (ЖДВ и ВОСО) ВА МТО // Сайт Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва Министерства обороны Российской Федерации (vamto.net)  (Проверено 13 декабря 2013)
  25. Присоединён к академии в форме обособленного структурного подразделения Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 1951-р.
  26. Преобразован в филиал ВАТТ Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2009 года № 1695-р.
  27. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2012 года № 545 «О мерах по совершенствованию структуры военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации».
  28. Подмосковный учебный центр железнодорожных войск отметил свое 95-летие. Департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны (07.10.2013). Проверено 20 апреля 2018.
  29. 1 2 3 4 5 Военные железнодорожники ЮВО восстановят условно разрушенные мосты на юге России (рус.). Пресс-служба Южного военного округа (31.03.2017). Проверено 1 апреля 2017.
  30. Военные железнодорожники возвели подъездные пути к арсеналу комплексного хранения на Урале (рус.). Пресс-служба Центрального военного округа (13.11.2017). Проверено 14 ноября 2017.
  31. Железнодорожное соединение Восточного военного округа получило новейшую специальную технику // Министерство обороны Российской Федерации
  32. 1 2 В текущем году военные железнодорожники ЮВО восстановили и отремонтировали более 20 км железнодорожных путей // Министерство обороны Российской Федерации
  33. В Приамурское железнодорожное соединение ВВО поступили новейшие военные краны
  34. Военные железнодорожники ЮВО в Ставропольском крае получили новейшие сваебойные агрегаты УСА-2. Пресс-служба Южного военного округа (11.05.2018). Проверено 13 мая 2018.
  35. В ВВО прошли соревнования специалистов железнодорожных войск : Министерство обороны Российской Федерации
  36. В учебном центре железнодорожных войск в Волгограде начались занятия с курсантами весеннего призыва // Министерство обороны Российской Федерации
  37. В ЗВО проведено тактико-специальное учение с понтонно-мостовым железнодорожным батальоном (рус.). Пресс-служба Западного военного округа (08.04.2017). Проверено 8 апреля 2017.
  38. Военные железнодорожники испытали новый мост-эстакаду ИМЖ-500 на полигоне под Ярославлем. Департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны (28.08.2013). Проверено 20 апреля 2018.
  39. В Западном военном округе прошел первый этап конкурса среди военных железнодорожников. Пресс-служба Западного военного округа (14.05.2017). Проверено 17 апреля 2018.
  40. 980-метровую паромную переправу навели и прикрыли от условных диверсантов железнодорожники ЦВО на учении в Свердловской области // Министерство обороны Российской Федерации
  41. Военные железнодорожники ЦВО готовятся навести 150-метровый наплавной мост через Троицкое озеро в Самарской области // Министерство обороны Российской Федерации
  42. Соединения железнодорожных войск ЗВО до конца 2015 года получат новую мостовую технику // Министерство обороны Российской Федерации
  43. Железнодорожные соединения ВВО получат в 2013 г. более 110 новых автомобилей «КамАЗ» // Министерство обороны Российской Федерации
  44. В соединение железнодорожных войск ВВО, дислоцированное в Амурской области, поступила партия новой техники (рус.). Пресс-служба Восточного военного округа (24.11.2016). Проверено 22 июля 2017.

Литература

  • Железные дороги, в техническом отношении // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / гл. ред. Н. С. Конарев. — М.: Большая Российская энциклопедия,
  • Железнодорожные войска / Крюков А. М. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

Ссылки

  • Главное управление начальника железнодорожных войск // Сайт Министерства обороны Российской Федерации (stat.mil.ru)  (Проверено 13 декабря 2013)
  • Железнодорожные войска // Сайт Министерства обороны Российской Федерации (www.mil.ru)  (недоступная ссылка — история). Проверено 13 декабря 2013. Архивировано 12 августа 2010 года.
  • Официальный сайт Железнодорожных войск (www.zdvoiska.ru)  (недоступная ссылка — история). Проверено 13 декабря 2013. Архивировано 14 ноября 2011 года.
  • Военный институт (Железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии материально-технического обеспечения // Сайт Министерства обороны Российской Федерации (mil.ru)  (Проверено 13 декабря 2013)
  • ВИ (ЖДВ и ВОСО) ВА МТО // Сайт Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулева Министерства обороны Российской Федерации (vamto.net)  (Проверено 13 декабря 2013)
  • Главная // Сайт Военно-транспортного университета железнодорожных войск (www.vtugdv.ru)  (Проверено 13 декабря 2013)
  • Исторические сведения о железнодорожных войсках // Веб-сайт, посвящённый войсковой части 10905 (www.gdv10905.ru)  (Проверено 13 декабря 2013)
  • Железнодорожные Войска // Сайт «Анализ Вооруженых Сил России WARFARE.BE»  (Проверено 13 декабря 2013)
  • Созаев-Гурьев Е. Минобороны поставило «Уралы» на рельсы / видео: Егор Созаев-Гурьев, Георгий Сарсеков, Евгений Лешин / Сайт Infox.ru, телестудия ЖДВ Минобороны РФ // Сайт «Infox.ru» (www.infox.ru) 28.11.2009
  • Гаврилов Ю. Бригады — в готовности. Железнодорожные войска стали меньше, но мобильнее // «Российская газета», 29.01.2010. — Федеральный выпуск № 5097 (18)

Просмотров: 3 010

Они уникальны по составу, задачам и оперативным возможностям.

Железнодорожным войскам России – 170 лет

Генерал-лейтенант Олег КОСЕНКОВ.

Чем живут сегодня воины стальных магистралей, какие задачи решают? Что унаследовали они от своих героических предшественников и какими были эти 170 лет, неразрывно связанных с судьбой армии и флота? Какими будут структура, состав и численность ЖДВ в обозримой перспективе и какова их роль в предстоящей реконструкции Байкало-Амурской магистрали? Об этом и многом другом читателям «Красной звезды» рассказывает начальник Главного управления Железнодорожных войск генерал-лейтенант Олег КОСЕНКОВ.

– Олег Иванович, Железнодорожные войска отмечают своё 170-летие. Можно сказать, это уникальные в своём роде войска, ведь подобных нет в других странах, за исключением Белоруссии. Свою важность и необходимость для обороны страны Железнодорожные войска доказали и доказывают на протяжении всей своей истории. Понимаем, что это тема необъятная, расскажите, пожалуйста, о наиболее ярких примерах из их летописи.
– Началом истории стало 6 августа 1851 года, когда император Николай I на завершающем этапе строительства железной дороги Санкт-Петербург – Москва утвердил Положение о составе её управления. В соответствии с этим документом были созданы первые специальные воинские формирования для охраны и эксплуатации железной дороги. Так впервые в мире появились подразделения железнодорожных войск.
Наиболее масштабно они подтвердили свою необходимость уже в ходе русско-турецкой войны в 1877–1878 годах. Тогда военные железнодорожники обеспечили непрерывное снабжение соединений русской армии по построенному ими железнодорожному участку Бендеры – Галац.
Во время Первой мировой вой­ны железнодорожные войска, к тому времени выросшие и окрепшие, уже обеспечивали стратегические операции. По построенным ими дорогам осуществлялась переброска войск. Всего за период той войны военными железнодорожниками было построено около 300 километров ширококолейных железных дорог и до 4 тысяч километров узкоколейных, восстановлено более 4,6 тысячи километров путей.

Конечно, отдельной строкой в летописи стоит Великая Оте­чественная война. Тогда Железнодорожные войска наиболее ярко проявили себя, внеся огромный вклад в Великую Победу. Участвуя в стратегических операциях фронтов вместе со спецформированиями Народного комиссариата путей сообщения, войска восстановили и построили заново свыше 120 тысяч километров железных дорог, возвели около 3 тысяч мостов. Эти гигантские цифры говорят сами за себя, а сколько за ними героизма, мужества, самоотверженности!
В послевоенное время именно военные Железнодорожники внесли внушительный вклад в дело строительства крупнейших транспортных магистралей, имеющих стратегическое значение для страны. Это дороги Ивдель – Обь, Абакан – Тайшет, Тюмень – Сургут и, конечно, одна из крупнейших строек Советского Союза – Байкало-Амурская магистраль.
На протяжении всей истории Железнодорожных войск проявлялись их замечательные качества. Прежде всего, это способность незамедлительно, профессионально и оперативно выполнить поставленные государством задачи в любых условиях обстановки, в любое время. Именно поэтому наши войска, помимо выполнения задач по прямому предназначению, неизменно участвовали в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф. К примеру, так было после аварии на Чернобыльской АЭС, после стихийных бедствий на Сахалине, взрывов на станциях Арзамас и Свердловск-Сортировочный…

В 2021 году перед Железнодорожными войсками стоят задачи по ремонту железнодорожных путей необщего пользования на 32 объектах Минобороны России

В ТЕМУ
Многие уже забыли о названных событиях, а молодёжь о них просто не знает. Есть смысл напомнить, о чём идёт речь, хотя бы на нескольких примерах.
В 1981 году тайфун «Филлис» вызвал ужасающие разрушения на Сахалинской железной дороге. Были повреждены несколько десятков крупных мостов, сотни километров железнодорожного полотна подмыты или полностью уничтожены, пострадали линии связи, электропередачи. Тогда на Сахалин были переброшены подразделения Железнодорожных войск из Уссурийска и Владивостока. Они участвовали в уникальной операции. На пароме перегоняли железнодорожную технику для восстановления Макаровского моста, часть строений которого унесло в море. Временное восстановление было завершено за месяц, затем уже мост восстанавливали капитально. Военные железнодорожники работали в центральной части острова, позже на железнодорожной линии, соединяющей Южно-Сахалинск и Холмск – это ворота Сахалина. Там сосредоточено наибольшее количество тоннелей. В экстремальных условиях без Железнодорожных войск было немыслимо осуществить громадный объём работ в короткие сроки.
Теперь об устранении последствий взрывов на станциях. Рано утром 4 октября 1988 года на станции Свердловск-Сортировочный (ныне Екатеринбург-Сортировочный) железнодорожный состав, перево­зивший взрывчатые вещества (46,8 тонны тротила, 40 тонн гексогена), покатился под уклон и врезался в стоявший на путях товарный поезд с углём. Вследствие короткого замыкания произошёл взрыв, усугублённый близостью крупного склада горюче-смазочных материалов. Воронка на месте взрыва достигла в диаметре 40 м и глубины 8 м, ударная волна распространилась на 10–15 километров. В результате погибли четыре и были ранены около 500 человек.
Именно военные железнодорожники тогда были брошены на немедленное восстановление разрушенной дороги. Об их оперативности и профессионализме можно судить по тому, что пассажирское движение было восстановлено уже через четыре часа (!) после взрыва.
В том же, 1988 году на подъезде к станции «Арзамас-1» в трёх вагонах железнодорожного состава взорвалось 120 тонн взрывчатых веществ, предназначенных для геологов, строителей и горняков. Погиб 91 человек, в том числе 17 детей, более 800 человек получили ранения. Разрушения были огромными. В той ситуации военные железнодорожники расчистили 15 тысяч кубометров завалов, уложили 850 метров главного пути, заменили 500 метров деформированных рельсов и восемь комплектов стрелочных переводов, построили 150 метров пути для тупика. В результате через четыре часа после взрыва было восстановлено движение пассажирских поездов, через 36 – открыт главный ход, а на четвёртые сутки железнодорожное движение было восстановлено полностью.

Точно так же, профессионально, оперативно и самоотверженно, проявляя мужество, действовали солдаты и офицеры Железнодорожных войск в районе страшного землетрясения в Армении, в зонах разрушительных наводнений на Юге и Востоке России, в других горячих точках…
В ходе контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе военные железнодорожники сумели восстановить устойчивое железнодорожное сообщение в Чеченской Республике. Нередко нашим солдатам и офицерам приходилось с оружием в руках давать отпор тем, кто не хотел возвращения к мирной жизни. В судьбоносные моменты отечественной истории военные железнодорожники всегда проявляли мужество, стойкость и высочайший профессионализм.
– Что представляют собой Железнодорожные войска сегодня, каковы их задачи и приоритеты?
– Сегодня Железнодорожные войска являются составной частью системы материально-технического обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации. Все последние годы войска развивались и продолжают развитие.
На нынешнем этапе Железнодорожные войска имеют продуманную, эффективную организационно-штатную структуру, состоящую из органов управления, соединений, воинских частей и организаций. Все соединения и части войск находятся в постоянной готовности.
– Часто ли военным железнодорожникам доводится оттачивать профессиональные навыки в условиях, приближенных к боевым, на учениях?
– В целях поддержания боевой и мобилизационной готовности в войсках систематически проводятся различного уровня тренировки и занятия.
Проводимые проверки, в том числе и внезапные, показывают способность органов управления, соединений и воинских частей свое­временно выполнить учебно-боевые, боевые и специальные задачи.
Основные усилия оперативной подготовки в ЖДВ направлены на обеспечение готовности органов военного управления к боевой работе, к своевременному развёртыванию и выполнению задач по предназначению.
Ежегодно органы управления ЖДВ проводят и принимают участие более чем в 150 мероприятиях оперативной подготовки.
Проводимые мероприятия оперативной и мобилизационной подготовки позволяют повысить готовность органов управления, закрепить практические навыки командиров и начальников в управлении подчинёнными воинскими частями, подготовке их к выполнению задач по предназначению.
В целях подготовки и слаживания соединений, воинских частей и подразделений в течение каждого учебного года проводятся бригадные, батальонные, ротные тактико-специальные учения, в ходе которых личный состав совершенствует практические навыки.
Начиная с 2010 года соединения и воинские части участвуют во всех без исключения стратегических командно-штабных учениях, а также в специальных учениях материально-технического обеспечения военных округов. В ходе этих учений отрабатываются вопросы строительства подходов к наплавным железнодорожным мостам, монтажа эстакад РЭМ-500 через малые водотоки и наведения наплавных железнодорожных мостов НЖМ-56 и МЛЖ ВФ-ВТ через крупные водные преграды – реки Енисей, Волгу, Амур, Зею и Бурею.

Необходимо сбалансированно развивать и совершенствовать структуру, состав и численность войск, оптимизировать организационно-штатную структуру органов управления

В прошедших в сентябре 2019 года специальных учениях с органами военного управления, соединениями и воинскими частями и организациями материально-технического обеспечения Центрального военного округа под руководством заместителя министра обороны Российской Федерации генерала армии Дмитрия Булгакова отработаны практические действия по техническому прикрытию железнодорожных направлений для обеспечения беспрепятственной перегруппировки войск железнодорожным транспортом от Енисея до Волги.
В августе 2020 года соединения и воинские части Железнодорожных войск в ходе специального учения материально-технического обеспечения в Южном военном округе действовали при восстановлении объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта на Приволжской и Северо-Кавказской железной дорогах. Был наведён наплавной железнодорожный мост общей длиной 1250 метров через реку Волгу у Астрахани, восстановлены инфраструктура и движение поездов на станции Трусово и построен комбинированный железнодорожный мост через реку Лабу у населённого пункта Кошехабль.
В 2021 году в рамках проведения специального учения с органами военного управления, соединениями, воинскими частями материально-технического обеспечения Западного военного округа под руководством заместителя министра обороны Российской Федерации генерала армии Д.В. Булгакова силами соединений Железнодорожных войск:
– на реке Волге у станции Волга (Ярославская область) будет наведён наплавной железнодорожный мост-лента МЛЖ-ВФ-ВТ общей длиной 1228 метров и организована паромная переправа;
– на реке Волге у города Яро­славля – наплавной железнодорожный мост из имущества НЖМ-56
и НЖМ-2020 общей длиной 784 метра, в том числе НЖМ-56 – 552 метра, НЖМ-2020 – 232 метра;
– на реке Вопь у ст. Ярцево (Смоленская область) будет смонтирован железнодорожный мост из имущества металлической сборно-разборной эстакады РЭМ-500 длиной 300 метров;
– будет построен железнодорожный участок обхода железнодорожного узла Брянск длиной 500 метров.
– Помимо участия в различных учениях, Железнодорожные войска ведут работы одновременно на десятках ответственных объектов. Расскажите, пожалуйста, об этом.
– Нашими частями и подразделениями в рамках совершенствования практической подготовки к выполнению задач по предназначению ежегодно осуществляется ремонт подъездных железнодорожных путей необщего пользования на объектах Министерства обороны. За последние годы сданы в постоянную эксплуатацию сотни километров отремонтированных и построенных железных дорог.
В соответствии с утверждённым «Планом ремонта железнодорожных путей необщего пользования ветвевладельцев Минобороны России» в 2020 году Железнодорожными войсками выполнялись задачи на 36 объектах, с общим объёмом ремонта – 60,1 км и заменой 20 комплектов стрелочных переводов.
В 2021 году перед Железнодорожными войсками стоят задачи по ремонту железнодорожных путей необщего пользования на 32 объектах Минобороны России в объёме более 55 км различных видов ремонта, замене 89 комплектов стрелочных переводов, а также демонтажу высвобожденных железнодорожных путей на 19 объектах – в объёме порядка 60 км.
При решении стратегически важной государственной задачи, связанной со строительством капитальной двухпутной электрифицированной железной дороги в обход Украины на участке Журавка – Миллерово, военные железнодорожники выполнили более 10 миллионов кубических метров земляных работ, уложили более 177 километров рельсошпальной решётки, проложили 20 водопропускных труб. Стройка была завершена раньше намеченного срока на один год.
С 2021 года спланировано привлечение Железнодорожных войск к реконструкции Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, совместно с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» проработан вопрос выполнения отдельных видов работ силами войск на участке Улак – Февральск общей протяжённостью 339 км.
Предстоит в кратчайшие сроки выполнить до 5 миллионов кубических метров земляных работ, уложить 105 км верхнего строения пути, смонтировать 104 комплекта стрелочных переводов, реконструировать 27 водопропускных труб.
Выполнять задачу будет личный состав батальонов механизации, мостовых и путевых батальонов 7, 50, 5, 43, 48 и 34-й отдельных железнодорожных бригад Восточного, Центрального и Западного военных округов.
Задача, безусловно, будет выполнена в установленные сроки.
– Каким вооружением, военной и специальной техникой оснащены Железнодорожные войска?
– Наши воинские части оснащены вооружением и техникой в полном объёме, доля современных образцов техники составляет 50 процентов.
Продолжается работа по модернизации, созданию новых перспективных образцов техники номенклатуры Железнодорожных войск. Приказами министра обороны Российской Федерации на снабжение взамен устаревших копровых агрегатов УСА, УКА, УКА-Г, МСК-1 приняты универсальный сваебойный агрегат УСА-2М на базе автомобильного крана специального назначения КС-55729, молоты сваебойные дизельные трубчатые МСДТ с массой ударной части 600, 1250 и 1800 кг, установки для завинчивания свай УЗС-85. Войска получили трактор тягач-дозировщик ТТД-3, автопоезда специальные АПС-1 и АПС-1-01, строительно-монтажный плашкоут СМП.
В комплект моста-ленты МЛЖ-ВФ-ВТ включены современные технические средства, такие как кран автомобильный военного назначения КС-55729 грузоподъёмностью 32 т, мобильная водолазная станция МВС, понтон самоходный толкач ПСТ-1. Имеем на оснащении кран автомобильный 50 т КС-65713-5М, бульдозеры массой до 25 и 45 т ТМ10, экскаватор гусеничный 1,5 куб. м JS305LC, автогрейдер тяжёлый до 25 т TG 250, каток вибрационный грунтовый RV-20-DT4.
Принимается на снабжение комплекс измерительный мобильный КИМ ЖДВ, идут предварительные испытания путе­укладчика ПБ-5, изготавливается наплавной железнодорожный мост НЖМ-2020, который планируем испытать на специальном учении «Запад-2021».
– Где готовят офицеров для Железнодорожных войск?
– Офицерские кадры готовим в Военной академии материально-технического обеспечения, Военном институте Железнодорожных войск и военных сообщений.
Сейчас в институте обучаются более полутора тысяч курсантов.


НАЧАЛЬНИК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК (1918-1919) ФЁДОРОВ ИВАН ИВАНОВИЧ

НАЧАЛЬНИК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК (1919-1920) ДОМНИН ЕВГЕНИЙ ФИЛИППОВИЧ

НАЧАЛЬНИК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК (1942-1942) КОГАНОВИЧ ЛАЗАРЬ МОИСЕЕВИЧ

НАЧАЛЬНИК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК (1942-1942) ГОЦЕРИДЗЕ ИЛЬЯ ДАВЫДОВИЧ

НАЧАЛЬНИК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК (1942-1944) ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ ГОЛОВКО ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

НАЧАЛЬНИК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК (1944-1945) ГЕНЕРАЛ ЛЕЙТЕНАНТ ПРОСВИРОВ НИКОН АНДРЕЕВИЧ

НАЧАЛЬНИК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК (1945-1968) ГЕНЕРАЛ ПОЛКОВНИК КАБАНОВ ПАВЕЛ АЛЕКСЕЕВИЧ

НАЧАЛЬНИК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК (1968-1983) ГЕНЕРАЛ ПОЛКОВНИК КРЮКОВ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

НАЧАЛЬНИК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК (1983-1992) ГЕНЕРАЛ ПОЛКОВНИК МАКАРЦЕВ МИХАИЛ КОНСТАНТИНОВИЧ

Командующий Железнодорожных войск РФ (с 1992 по 2007 г.)Генерал-полковник Когатько Григорий Иосифович

Командующий Железнодорожными Войсками  РФ Генерал-лейтенант КЛИМЕЦ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Командующий железнодорожными войсками (ГССТ) Украины генерал-лейтенант Мальков Николай Иванович

Учительская газета, №32-33 от 6 августа 2002. Читать номер

“И моряк, и летчик, и путевой обходчик” – так в былые времена армейские остряки расшифровывали эмблему Железнодорожных войск. И они недалеки от истины. В сферу ответственности воинов стальных магистралей входит техническое прикрытие и восстановление железных дорог для обеспечения боевой и мобилизационной деятельности Вооруженных Сил России, других войск, формирований и органов. О том, чем войска живут сегодня, наш корреспондент беседует с директором Федеральной службы железнодорожных войск РФ – командующим Железнодорожными войсками РФ генерал-полковником Григорием КОГАТЬКО.

Когатько Григорий Иосифович. Родился 12 марта 1944 г. в деревне Великоалександровка Новобугского района Николаевской области. В рядах Железнодорожных войск с 1963 г. Участвовал в строительстве железных дорог Евлах – Барда – Агдам, Акстафа – Иджевань, обхода Бакинского железнодорожного узла, вторых путей на Львовской железной дороге, электрификации линии Баку – Тбилиси. С 1977 г. – на строительстве БАМа. В 1984 г. за выдающиеся успехи при сооружении Байкало-Амурской магистрали, обеспечение досрочной укладки пути на всем ее протяжении и проявленный героизм удостоен звания Героя Социалистического Труда. С 1984 г. – начальник Ленинградского Краснознаменного высшего училища железнодорожных войск и военных сообщений имени М.В. Фрунзе. В 1990 г. назначен начальником Центрального автодорожного управления Министерства обороны. С 1992 г. – начальник Железнодорожных войск, с 1995 г. – директор Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации – командующий Железнодорожными войсками Российской Федерации. Действительный член Академии военных наук, Академии транспорта, профессор, доктор транспорта.

– Григорий Иосифович, многие юноши, мечтающие о военной карьере, выбирают, скажем, ВДВ или флот. Это престижно. Это романтично. Столь ли заманчива служба в Железнодорожных войсках?
– В наших войсках романтики и трудностей не меньше, чем где-либо. Вот уже более полутора столетий военные железнодорожники служат Отечеству. Войска участвовали, начиная с русско-турецкой войны 1877-1878 годов, во всех войнах и вооруженных конфликтах, выпавших на долю России.

Из досье “ВО”
История Железнодорожных войск начинается с указа императора Николая I “Об утверждении Положения о составе управления Санкт-Петербурго-Московской железной дороги” от 6 августа 1851 г. Именно в момент окончания строительства первой в России железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва создаются первые военно-железнодорожные подразделения.
Боевое крещение военные железнодорожники приняли в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Существенный вклад не только в материальное обеспечение действующих войск, но и в надежное закрепление результатов всей кампании внесли военные железнодорожники в ходе 2-й Ахалтекинской экспедиции в закаспийских пустынях (1880-1881 гг.).
Значительную роль они сыграли в увеличении пропускной способности Транссибирской магистрали во время русско-японской войны 1904-1905 гг.
В ходе первой мировой войны Железнодорожные войска выполняли самые разнообразные работы: восстанавливали пути и мосты, развивали узлы и станции снабжения, оказывали техническую помощь тыловым железным дорогам.
Части и соединения войск вступили в бой с врагом с первых минут Великой Отечественной войны и приняли участие во всех ее битвах и сражениях. Если главной задачей Железнодорожных войск на первом этапе войны было заграждение и техническое прикрытие железных дорог, то уже в ходе контрнаступлений нашей армии под Москвой, Ростовом и Тихвином встала новая задача – восстановление участков железных дорог на освобожденной территории.
В ходе Великой Отечественной войны совершенствовались тактика действий войск, технологии восстановительных работ, что позволяло увеличивать темпы восстановления и уменьшать отрыв восстановителей от наступающих. Если в Киев поезда пошли через 14 суток после его освобождения, то на Варшавский узел первый поезд пришел уже на пятые сутки, в Будапешт – на четвертые. В Берлин первый поезд прибыл в самый разгар сражения за столицу фашистской Германии – 25 апреля 1945 г.
В послевоенный период войска успешно восстанавливали и строили вновь стальные магистрали, увеличивали их пропускную и провозную способность. В результате на карте страны появились тысячи километров новых линий, в том числе такие как БАМ, вторых путей, десятки тысяч мостов и других железнодорожных объектов.

– И сегодня, в мирное время, военным железнодорожникам нередко приходится действовать как на войне, когда и минута промедления может оказаться роковой. В 1994 – 1996 годах и с 1999 года по настоящее время наши подразделения выполняют задачи по разминированию, восстановлению и обеспечению живучести железнодорожных участков в Чеченской Республике. Это позволило создать необходимые предпосылки для возрождения экономики республики, а также условия для бесперебойного обеспечения всем необходимым Объединенной группировки войск в Северо-Кавказском регионе. В ходе участия в боевых действиях наши войска приобрели опыт ведения технической разведки, организации разминирования, восстановительных работ, технического прикрытия железнодорожных участков в условиях локального конфликта.
Помимо поиска мин и разминирования пути, сопровождения спецпоездами воинских эшелонов и поездов с народнохозяйственными грузами, восстановления пути после подрывов, в боевых условиях восстановлены в капитальном варианте мосты через реки Сунжа и Терек.
Хотел бы особо отметить мужество и героизм наших солдат. Сейчас нередко приходится слышать о том, что вот, мол, молодежь нынче совсем не та. Может быть, где-то она и не та, но те молодые ребята, которые выполняют задачи в Чеченской Республике, заслуживают за свои действия самых высоких оценок. И за все время проведения контртеррористической операции ни один воин-железнодорожник не смалодушничал, не попросил отправить его из “горячей точки”.
– Знаю, что Ваши подчиненные отличились при ликвидации последствий наводнения на юге России…
– Части и подразделения войск постоянно привлекаются к участию в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Так было во время аварий на железных дорогах Сахалина и Бурятии, в Арзамасе и Свердловске, в период ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении. Вот и этим летом, когда стряслась беда – наводнение на юге России, наши военнослужащие снова вышли на передний край борьбы со стихией и сделали все от них зависящее для того, чтобы помочь людям. С задачей по восстановлению железнодорожных перегонов и мостов воины-железнодорожники справились в установленные сроки.
– Есть в истории Железнодорожных войск вехи, о которых невозможно не упомянуть. Это стройка ХХ века – Байкало-Амурская магистраль. А для вас БАМ – это целый этап жизни и армейской службы…
– БАМ действительно вписан отдельной строкой в биографию Железнодорожных войск. Военные железнодорожники построили весь Восточный участок магистрали общей протяженностью почти полторы тысячи километров, с сотнями больших и малых мостов. Совместно с гражданскими строителями мы возводили вокзалы, школы, жилые поселки, детские сады. 17 апреля 1984 года по Восточному БАМу было открыто сквозное движение поездов. Это была большая победа сильных духом людей. Слабые на БАМе не приживались.
– Безусловно, можно говорить о бамовской закалке, которая помогала принимать смелые самостоятельные решения в экстремальных условиях. Насколько способны действовать столь же самостоятельно и уверенно нынешние офицеры Железнодорожных войск?
– Условия, в которых наши офицеры выполняют поставленные задачи, бывают не легче бамовских, а зачастую и сложнее. Взять хотя бы тех, кто сейчас служит в Чечне. Кстати, многие из них прошли школу БАМа. Они не имеют права на ошибку при принятии решений в самых сложных ситуациях, которые возникают во время сопровождения поездов и эшелонов на участке Моздок – Ханкала или в ходе восстановления разрушенных дорог и мостов. Постоянные диверсии, минирование, обстрелы и каждодневный риск заставляют собирать волю в кулак, нести всю полноту ответственности за работающих рядом подчиненных. Причем хочу особо отметить, наши офицеры – не только командиры, но и настоящие профессионалы, специалисты высочайшей квалификации.
– Насколько для Железнодорожных войск актуальна кадровая проблема?
– У нас она стоит не столь остро. Могу сказать, что укомплектованность офицерскими кадрами в войсках достигает 94-96%. Это довольно высокий показатель.
– Поделитесь секретом: как удается этого добиваться?
– Никакого секрета нет. Все дело в существующей в Железнодорожных войсках стройной системе подготовки кадров.
В учебном центре под Москвой и в учебном батальоне в Волгограде мы готовим новобранцев более чем по 50 специальностям, большинство из которых применимы в гражданской жизни. Это путейцы, мостовики, механизаторы, водители, связисты, слесари… После пройденного курса обучения молодежь распределяется по всем железнодорожным частям и соединениям. Кто-то из этих молодых ребят выбирает впоследствии офицерскую профессию.
Стать офицером-железнодорожником можно, окончив, при наличии среднего технического образования, Высшие центральные офицерские курсы Железнодорожных войск, где мы готовим кадры по программе подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации. Выпускники этих курсов, младшие лейтенанты, могут заочно получить высшее образование в Российском государственном открытом техническом университете путей сообщения или в одном из государственных университетов путей сообщения. По договоренности с Министерством путей сообщения РФ нашим военнослужащим выдаются целевые направления для обучения в названных вузах, обеспечивающие внеконкурсное зачисление в них.
Конкурс в Военно-транспортный университет Железнодорожных войск ежегодно не менее трех человек на место. Его выпускники получают военное и инженерное образование по железнодорожным специальностям. Впоследствии они могут продолжить военное образование в стенах альма-матер на факультете подготовки руководящих кадров или в Военной академии тыла и транспорта на командном транспортном факультете.
Логично вписывается в эту стройную систему образования и созданный три года назад Кадетский корпус Железнодорожных войск.
Таким образом, в войсках каждый способный юноша может получить хорошее образование, сделать отличную карьеру военного профессионала.
– Словом, вы с уверенностью смотрите в будущее? И какими видятся Вам в этом будущем Железнодорожные войска?
– Компактные, мобильные, оснащенные самой современной техникой. Служат в них преданные Родине, своему делу солдаты и офицеры, которые чтут традиции Российской армии, верно служат Отечеству. Это высокообразованные профессионалы, хорошо разбирающиеся в автоматизированных системах управления, владеющие новейшими методами строительно-восстановительных работ, техникой и технологиями XXI века.

Александр СЕРГЕЕВ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Цефтриаксон таблетки инструкция по применению взрослым цена отзывы аналоги
  • Фсин камчатский край руководство
  • Флемоксин солютаб 500 инструкция по применению взрослым при гайморите взрослым
  • Ингавирин официальная инструкция по применению таблетки
  • Руководством российских железных дорог