Зрительно моторный бендер гештальт тест руководство по

Белопольский
В.И., Лови О.В. Зрительно-моторный Бендер
гештальт-тест: Руководство
.
Изд. 3-е, стереотип.— М.: «Когито-Центр»,
2008. (Психологический
инструментарий)

Третье стереотипное
издание руководства по применению
известного диагностического теста на
русском языке. Рекомендуется для оценки
психического развития детей 3-12 лет и
для клинической диагностики. Приложение
включает необходимый тестовый материал.

СОДЕРЖАНИЕ

ИНСТРУКЦИИ ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОГО
ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР 2

СТИМУЛЫ И ПРОЦЕДУРА
ТЕСТИРОВАНИЯ 4

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ОЦЕНКЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВЫПОЛНЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОГО
ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР 7

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ
ВОЗРАСТЕ 8

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
СТРУКТУРА ЗАДАЧИ КОПИРОВАНИЯ 11

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ
ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР 12

СТРУКТУРНЫЙ
ПОДХОД 12

СТАНДАРТИЗАЦИЯ
ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР НА РОССИЙСКОЙ
ВЫБОРКЕ 13

БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ 24

СИСТЕМА БАЛЛЬНОЙ
ОЦЕНКИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР 24

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ 31

ПРИМЕРЫ ОЦЕНКИ И
ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРОТОКОЛОВ ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА
БЕНДЕР 33

Инструкции по использованию зрительно-моторного гештальт-теста бендер

Работа
Лоретты Бендер «Зрительно-Моторный
Гештальт-Тест и его клиническое
применение» была опубликована в 1938 году
в серии монографий Американской
Ортопсихиатрической Ассоциации.
С тех пор и
по сегодняшний день Зрительно-Моторный
Гештальт-Тест Бендер (или сокращенно
Бендер гештальт-тест) пользуется
заслуженной популярностью благодаря
своей простоте, легкости в применении,
высокой валидности и надежности. Бендер
гештальт-тест входит в основную обойму
диагностических тестов, характеризующих
невербальный интеллект и перцептивно-моторную
координацию.

В
1946 году была опубликована инструкция
по его использованию вместе со стандартным
набором тестовых фигур (см. Рис.1). Ниже
воспроизводится текст этой инструкции.
Бендер Гештальт-Тест применяется для
диагностики степени развития структурных
зрительно-моторных функций у детей
(Рис.2), для изучения умственной отсталости,
феноменов регрессии, выраженности
нарушений отдельных функций и органических
мозговых дефектов как у взрослых, так
и у детей, а также для исследования
личностных отклонений, особенно тех,
которые связаны с регрессивными
проявлениями.
В последнем
случае он играет роль социально
нейтрального, вполне «безобидного»
теста в батарее личностных тестов. В
частности, он оказался полезным для
диагностики военных неврозов и контроля
за динамикой их терапии, что было
использовано американскими клиническими
психологами в армейских медицинских
службах во время Второй мировой войны.

В упомянутой выше
оригинальной монографии дано теоретическое
обоснование Бендер гештальт-теста,
анализ проведенных на его основе
исследований, а также были освещены
вопросы применения этого теста для
анализа развития структурных (гештальт-)
функций у детей и диагностики различных
клинических синдромов, включая умственную
недостаточность, афазию, различные
органические мозговые нарушения,
психозы, неврозы и симуляцию.

Согласно автору
теста, гештальт-функция может быть
определена как интегральная характеристика
организма, посредством которой он
отвечает на предъявленную совокупность
стимулов как на целое, так что сам ответ
является целостной структурой, или
паттерном, или гештальтом. Интеграция
осуществляется путем дифференциации.
Целостная структура стимула и общее
состояние организма определяют структуру
ответа. Любой паттерн в любом сенсорном
поле может рассматриваться как
потенциальный стимул. Любой результирующий
ответ организма является сенсомоторным
паттерном. Каждый сенсорный паттерн
имеет фон и ориентацию по отношению к
пространственной гештальт-функции.
Серия сенсомоторных впечатлений
представляет собой временную
упорядоченность паттернов. Любое
отклонение в целостности организма
будет отражаться на сенсомоторном
паттерне, результирующем ответ на
предъявленный стимульный паттерн.

Стимулы и процедура тестирования

Стимульный набор
Бендер гештальт-теста включает 9
оригинальных фигур Вертхеймера (Рис.1),
отобранных среди тех, которые он
использовал для психологического
исследования восприятия визуальных
гештальтов.

Испытуемому
предлагают скопировать эти фигуры.
Фигура А,
которая
легко воспринимается как замкнутая
фигура на однородном фоне, состоит из
соприкасающихся круга и поставленного
на вершину квадрата, расположенных
вдоль горизонтальной оси. Эта фигура
используется для ознакомления с заданием.
Фигуры с 1 по 8 применяются для
диагностического тестирования и
предъявляются испытуемому последовательно.
Для копирования используются листы
белой нелинованой бумаги размером 210
на 297 мм (стандартный формат А4).

Часто для ответов
испытуемому достаточно одного листа,
но иногда требуется и больше, особенно
для лиц с низким интеллектуальным
уровнем или высокотревожных. Испытуемому
следует предоставить карандаш и ластик.
Запрещается пользоваться какими-либо
вспомогательными средствами и т.п.

Рис. 1. Стимульный
материал к Бендер гештальт-тесту

Карточки нужно
предъявлять по одной, кладя каждую на
стол близко к верхнему краю листа бумаги
в правильной ориентации, а испытуемому
нужно сказать: «Здесь находится ряд
картинок, которые вам необходимо
скопировать. Просто перерисуйте их так,
как вы их видите». Необходимо предупредить
испытуемого о том, что карточки нельзя
перемещать в какую-нибудь новую позицию.
Если по каким-то причинам это трудно
сделать или предупреждение не действует,
то нужно разрешить перемещение, делая
при этом соответствующие отметки в
протоколе. Будет правильным порекомендовать
испытуемому разместить копию первой
из фигур в верхнем левом углу бумаги,
но на этом не нужно настаивать, если
испытуемый начинает рисовать по-своему.
Ориентация фигуры на фоне и по отношению
к другим фигурам также является частью
гештальт-функции. Все остальные инструкции
должны быть не очень категоричны.
Например, если испытуемый задает вопрос,
нужно ли считать точки, ответ должен
быть следующим: «Это не обязательно, но
вы можете делать, как вам хочется». Можно
разрешить несколько попыток копирования
одной фигуры, что также должно быть
отражено в протоколе. Можно разрешить
пользоваться ластиком с целью улучшения
качества отдельных линий, но ни в коем
случае не следует поощрять это.

Временные ограничения
на выполнение теста отсутствуют, и
фигуры не нужно убирать до тех пор, пока
испытуемый не закончит копирование.
Тест не предполагает проверку памяти.
Некоторые испытуемые предпочитают
иметь перед собой все карточки в стопке,
сначала просмотреть их все, а затем
разложить весь набор в определенной
ориентации к листу бумаги. Это можно
разрешить, но тем не менее копировать
испытуемый должен сначала фигуру А, а
затем фигуры 1-8 в определенной автором
теста последовательности. Многие успешно
ориентируют весь набор фигур по отношению
к их фону на листе бумаги и без этого
первоначального просмотра.

Поскольку это
клинический тест, нет необходимости в
излишне жесткой формализации его
проведения, чтобы не задеть те функции,
которые определяют способность индивида
к переживанию зрительно-моторных
гештальтов во взаимосвязи пространственной
и временной размерностей. Нужно наблюдать
и отмечать те моменты, когда поведение
испытуемого в процессе выполнения теста
отклоняется от заданного. Их никогда
нельзя интерпретировать как невыполнение
теста. Заметки о чем-то необычном в
процессе организации теста, о манере и
поведении испытуемого и о его реакции
на тестовую ситуацию могут быть сделаны
прямо на тестовом листе бумаги.

Практика показала,
что данный тест в силу его личностной
нейтральности можно с пользой применять
как вводный в батарее тестов, поскольку
он ослабляет у испытуемого реакции
тревожности и скованности, возникающие
в ответ на процедуру обследования.
Конечно, его можно давать в любой другой
последовательности с другими тестами,
например, он может быть мягким переходом
после более вербально или эмоционально
нагруженных тестов. Если он предлагается
индивиду, находящемуся в состоянии
утомления, то нужно иметь в виду, что
утомление оказывает существенное
влияние на гештальт-функцию. Наличие
утомления может излишне преувеличивать
симптомы нарушения гештальт-функции,
усиливая персеверативные и регрессивные
тенденции. При клинической работе с
детьми можно сначала дать Бендер
гештальт-тест, затем тест Гудинаф
«Рисунок человека», несколько минут
понаблюдать за обращением ребенка с
игровым материалом, понаблюдать за
моторной активностью или игрой, провести
неврологическое обследование и
психиатрическое интервьюирование.
Конечно, этот порядок может быть изменен
в соответствии с планом обследования,
зависящего от клинического состояния
ребенка во время обследования и многих
внешних обстоятельств.

Рис. 2. Типичные
ответы испытуемых разного возраста при
выполнении Бендер гештальт-теста. В
ячейках приводятся типичные варианты
ответов испытуемых определенного
возраста и частота их встречаемости в
процентах. Пустая ячейка указывает на
отсутствие изменений в паттерне ответа
по сравнению с предыдущим возрастом.
Предлагаемые таблицы можно использовать
как возрастные нормы для оценки степени
задержки развития или выраженности
регрессии

Интерпретация
результатов теста опирается не только
на форму репродуцированных фигур, но и
на их расположение по отношению друг к
другу, ориентацию на листе бумаге,
соответствие порядка копирования
порядку предъявления, а также на
клинические наблюдения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Читайте еще:

Однако все эти связи осуществляются очень искусственно

Люди, становящиеся палачами, не друзья. Это худшие из врагов. Унижать другого — самое плохое из всего, что может
совершить человек. Самое ужасное выражение не-дружбы. В акте унижения мы проявляем по отношению к другому человеку
те черты, которые отрицаем в себе.

5. КАЛЕКИ, МЯТЕЖНИКИ И ПРЕСТУПНИКИ

Разумеется, возникает вопрос: что это за волшебник, превращающий явления природы в дьявольскую насмешку над священнодействием?

Зигмунд Фрейд.

В этот момент Фрейд потерял сознание и упал со стула. Все растерянно засуетились вокруг него. Я взял его на руки, отнес в соседнюю комнату и положил на диван. Пока я нес его, он стал приходить в себя, и я никогда не забуду его взгляда. Слабый и беспомощный, он смотрел на меня так, будто я его…

образом феминустна способи верить

образом феминустна способи верить,, то, вс мужчин
(включая голодных бродяг, которые живут на а улицак)
зксплуфмнруют > Bog женцімн (amon английскуюр кова ощий зсдужлию органивуєт

[ 3.2. ] Мужчины в представлении женщин

Важно, что стремление мужчин к браку женщины не признают естественным делом, но считают положительной частью идеального образа. По их мнению, для противоположного пола, главное природное назначение которого «делать детей» (быть хаотичным самцом), целью может являться лишь сексуальное обладание…

ГЛАВА 6. Выходим из дома в магазин, на прогулку

Так что, если фразой «У меня здесь нет сладкого батончика» вы хотели сказать «здесь, на этом месте передо мной», не ваша вина, что ребенок воспринял это как «здесь, в доме». Для того чтобы эта стратегия сработала, батончики лучше не держать на виду, а спрятать их как следует, иначе малыш…

Заключение

Представители средств массовой информации традиционно выполняют жизненно важную функцию глашатая правды — раскрывают главные социальные проблемы и разоблачают политическую несправедливость. Они не только воспитывают людей, но могут и побудить их измениться в личном и социальном плане.

Использованная литература.

Мы не однократно упоминали о том, что психика, ее развитие, формы и содержание в силу социально-исторических перемен носит изменяющийся характер. Личность же в свою очередь выражает конкретность исторического развития психики. Принадлежность всей совокупности личностей к одному историческому…

VII Отказница

Он вовсе не острил, он искренне полагал, что так действительно говорят, для него это звучало вполне невольно. Нам это, между тем, представляется пикантным, удовлетворяя в нас чему-то такому, что выходит далеко за пределы производимого обманутым бедолагой комического эффекта.

Есть ли исследования на эту тему за рубежом, если есть, знакомы ли Вы с ними и можете ли кратко рассказать о главных выводах?

Еще в 1960-е годы знаменитый психолог Эрих Фромм предложил подвергнуть психоаналитическому лечению все американское общество. Он указал на катастрофическую ситуацию с неврозами, но предложенный им путь вряд ли подходил.

Введение

Необходимо предупредить читателей, что некоторые моменты в сценариях отмечены номерными ссылками, а пояснения к ним даны в конце книги.

XIX. Цветы в теореме Пифагора

Хотелось сказать им, с завистью рассуждающим о моей блестящей карьере: «Не бросайте их, этих мальчишек: пока живешь среди них, остаешься в чем-то на них похожим, и маленькие комнаты кажутся огромными залами, а дурацкая роспись на стенах — очень красивой. Живя среди детей, веришь во множество…

Аннотация

Первая публикация на русском языке руководства по применению известного диагностического теста. Рекомендуется для оценки психического развития детей 3–12 лет и для клинической диагностики. Приложение включает необходимый тестовый материал.

Работа Лоретты Бендер «Зрительно-Моторный Гештальт-Тест и его клиническое применение» была опубликована в 1938 году в серии монографий Американской Ортопсихиатрической Ассоциации. С тех пор и по сегодняшний день Зрительно-Моторный Гештальт-Тест Бендер (или сокращенно Бендер гештальт-тест) пользуется заслуженной популярностью благодаря своей простоте, легкости в применении, высокой валидности и надежности. Бендер гештальт-тест входит в основную обойму диагностических тестов, характеризующих невербальный интеллект и перцептивно-моторную координацию.

В 1946 году была опубликована инструкция по его использованию вместе со стандартным набором тестовых фигур. Ниже воспроизводится текст этой инструкции. Бендер Гештальт-Тест применяется для диагностики степени развития структурных зрительно-моторных функций у детей, для изучения умственной отсталости, феноменов регрессии, выраженности нарушений отдельных функций и органических мозговых дефектов как у взрослых, так и у детей, а также для исследования личностных отклонений, особенно тех, которые связаны с регрессивными проявлениями. В последнем случае он играет роль социально нейтрального, вполне «безобидного» теста в батарее личностных тестов. В частности, он оказался полезным для диагностики военных неврозов и контроля за динамикой их терапии, что было использовано американскими клиническими психологами в армейских медицинских службах во время Второй мировой войны.

В упомянутой выше оригинальной монографии дано теоретическое обоснование Бендер гештальт-теста, анализ проведенных на его основе исследований, а также были освещены вопросы применения этого теста для анализа развития структурных функций у детей и диагностики различных клинических синдромов, включая умственную недостаточность, афазию, различные органические мозговые нарушения, психозы, неврозы и симуляцию.

Согласно автору теста, гештальт-функция может быть определена как интегральная характеристика организма, посредством которой он отвечает на предъявленную совокупность стимулов как на целое, так что сам ответ является целостной структурой, или паттерном, или гештальтом. Интеграция осуществляется путем дифференциации. Целостная структура стимула и общее состояние организма определяют структуру ответа. Любой паттерн в любом сенсорном поле может рассматриваться как потенциальный стимул. Любой результирующий ответ организма является сенсомоторным паттерном. Каждый сенсорный паттерн имеет фон и ориентацию по отношению к пространственной гештальт-функции. Серия сенсомоторных впечатлений представляет собой временную упорядоченность паттернов. Любое отклонение в целостности организма будет отражаться на сенсомоторном паттерне, результирующем ответ на предъявленный стимульный паттерн.

Белопольский В.И., Лови О.В. Зрительно-моторный Бендер гештальт-тест: Руководство. Изд. 3-е, стереотип.— М.: «Когито-Центр», 2008. (Психологический инструментарий)

Третье стереотипное издание руководства по применению известного диагностического теста на русском языке. Рекомендуется для оценки психического развития детей 3-12 лет и для клинической диагностики. Приложение включает необходимый тестовый материал.

СОДЕРЖАНИЕ

ИНСТРУКЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОГО ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР 3

СТИМУЛЫ И ПРОЦЕДУРА ТЕСТИРОВАНИЯ 4

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОГО ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР 8

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ 9

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЗАДАЧИ КОПИРОВАНИЯ 11

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР 12

СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД 12

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР НА РОССИЙСКОЙ ВЫБОРКЕ 13

БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ 25

СИСТЕМА БАЛЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР 25

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ 32

ПРИМЕРЫ ОЦЕНКИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРОТОКОЛОВ ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР 34

ИНСТРУКЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОГО
ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР

Работа Лоретты Бендер «Зрительно-Моторный Гештальт-Тест и его клиническое применение» была опубликована в 1938 году в серии монографий Американской Ортопсихиатрической Ассоциации. С тех пор и по сегодняшний день Зрительно-Моторный Гештальт-Тест Бендер (или сокращенно Бендер гештальт-тест) пользуется заслуженной популярностью благодаря своей простоте, легкости в применении, высокой валидности и надежности. Бендер гештальт-тест входит в основную обойму диагностических тестов, характеризующих невербальный интеллект и перцептивно-моторную координацию.

В 1946 году была опубликована инструкция по его использованию вместе со стандартным набором тестовых фигур (см. Рис.1). Ниже воспроизводится текст этой инструкции. Бендер Гештальт-Тест применяется для диагностики степени развития структурных зрительно-моторных функций у детей (Рис.2), для изучения умственной отсталости, феноменов регрессии, выраженности нарушений отдельных функций и органических мозговых дефектов как у взрослых, так и у детей, а также для исследования личностных отклонений, особенно тех, которые связаны с регрессивными проявлениями. В последнем случае он играет роль социально нейтрального, вполне «безобидного» теста в батарее личностных тестов. В частности, он оказался полезным для диагностики военных неврозов и контроля за динамикой их терапии, что было использовано американскими клиническими психологами в армейских медицинских службах во время Второй мировой войны.

В упомянутой выше оригинальной монографии дано теоретическое обоснование Бендер гештальт-теста, анализ проведенных на его основе исследований, а также были освещены вопросы применения этого теста для анализа развития структурных (гештальт-) функций у детей и диагностики различных клинических синдромов, включая умственную недостаточность, афазию, различные органические мозговые нарушения, психозы, неврозы и симуляцию.

Согласно автору теста, гештальт-функция может быть определена как интегральная характеристика организма, посредством которой он отвечает на предъявленную совокупность стимулов как на целое, так что сам ответ является целостной структурой, или паттерном, или гештальтом. Интеграция осуществляется путем дифференциации. Целостная структура стимула и общее состояние организма определяют структуру ответа. Любой паттерн в любом сенсорном поле может рассматриваться как потенциальный стимул. Любой результирующий ответ организма является сенсомоторным паттерном. Каждый сенсорный паттерн имеет фон и ориентацию по отношению к пространственной гештальт-функции. Серия сенсомоторных впечатлений представляет собой временную упорядоченность паттернов. Любое отклонение в целостности организма будет отражаться на сенсомоторном паттерне, результирующем ответ на предъявленный стимульный паттерн.

СТИМУЛЫ И ПРОЦЕДУРА ТЕСТИРОВАНИЯ

Стимульный набор Бендер гештальт-теста включает 9 оригинальных фигур Вертхеймера (Рис.1), отобранных среди тех, которые он использовал для психологического исследования восприятия визуальных гештальтов.

Испытуемому предлагают скопировать эти фигуры. Фигура А, которая легко воспринимается как замкнутая фигура на однородном фоне, состоит из соприкасающихся круга и поставленного на вершину квадрата, расположенных вдоль горизонтальной оси. Эта фигура используется для ознакомления с заданием. Фигуры с 1 по 8 применяются для диагностического тестирования и предъявляются испытуемому последовательно. Для копирования используются листы белой нелинованой бумаги размером 210 на 297 мм (стандартный формат А4).

Часто для ответов испытуемому достаточно одного листа, но иногда требуется и больше, особенно для лиц с низким интеллектуальным уровнем или высокотревожных. Испытуемому следует предоставить карандаш и ластик. Запрещается пользоваться какими-либо вспомогательными средствами и т.п.

Рис. 1. Стимульный материал к Бендер гештальт-тесту

Карточки нужно предъявлять по одной, кладя каждую на стол близко к верхнему краю листа бумаги в правильной ориентации, а испытуемому нужно сказать: «Здесь находится ряд картинок, которые вам необходимо скопировать. Просто перерисуйте их так, как вы их видите». Необходимо предупредить испытуемого о том, что карточки нельзя перемещать в какую-нибудь новую позицию. Если по каким-то причинам это трудно сделать или предупреждение не действует, то нужно разрешить перемещение, делая при этом соответствующие отметки в протоколе. Будет правильным порекомендовать испытуемому разместить копию первой из фигур в верхнем левом углу бумаги, но на этом не нужно настаивать, если испытуемый начинает рисовать по-своему. Ориентация фигуры на фоне и по отношению к другим фигурам также является частью гештальт-функции. Все остальные инструкции должны быть не очень категоричны. Например, если испытуемый задает вопрос, нужно ли считать точки, ответ должен быть следующим: «Это не обязательно, но вы можете делать, как вам хочется». Можно разрешить несколько попыток копирования одной фигуры, что также должно быть отражено в протоколе. Можно разрешить пользоваться ластиком с целью улучшения качества отдельных линий, но ни в коем случае не следует поощрять это.

Временные ограничения на выполнение теста отсутствуют, и фигуры не нужно убирать до тех пор, пока испытуемый не закончит копирование. Тест не предполагает проверку памяти. Некоторые испытуемые предпочитают иметь перед собой все карточки в стопке, сначала просмотреть их все, а затем разложить весь набор в определенной ориентации к листу бумаги. Это можно разрешить, но тем не менее копировать испытуемый должен сначала фигуру А, а затем фигуры 1-8 в определенной автором теста последовательности. Многие успешно ориентируют весь набор фигур по отношению к их фону на листе бумаги и без этого первоначального просмотра.

Поскольку это клинический тест, нет необходимости в излишне жесткой формализации его проведения, чтобы не задеть те функции, которые определяют способность индивида к переживанию зрительно-моторных гештальтов во взаимосвязи пространственной и временной размерностей. Нужно наблюдать и отмечать те моменты, когда поведение испытуемого в процессе выполнения теста отклоняется от заданного. Их никогда нельзя интерпретировать как невыполнение теста. Заметки о чем-то необычном в процессе организации теста, о манере и поведении испытуемого и о его реакции на тестовую ситуацию могут быть сделаны прямо на тестовом листе бумаги.

Практика показала, что данный тест в силу его личностной нейтральности можно с пользой применять как вводный в батарее тестов, поскольку он ослабляет у испытуемого реакции тревожности и скованности, возникающие в ответ на процедуру обследования. Конечно, его можно давать в любой другой последовательности с другими тестами, например, он может быть мягким переходом после более вербально или эмоционально нагруженных тестов. Если он предлагается индивиду, находящемуся в состоянии утомления, то нужно иметь в виду, что утомление оказывает существенное влияние на гештальт-функцию. Наличие утомления может излишне преувеличивать симптомы нарушения гештальт-функции, усиливая персеверативные и регрессивные тенденции. При клинической работе с детьми можно сначала дать Бендер гештальт-тест, затем тест Гудинаф «Рисунок человека», несколько минут понаблюдать за обращением ребенка с игровым материалом, понаблюдать за моторной активностью или игрой, провести неврологическое обследование и психиатрическое интервьюирование. Конечно, этот порядок может быть изменен в соответствии с планом обследования, зависящего от клинического состояния ребенка во время обследования и многих внешних обстоятельств.

Рис. 2. Типичные ответы испытуемых разного возраста при выполнении Бендер гештальт-теста. В ячейках приводятся типичные варианты ответов испытуемых определенного возраста и частота их встречаемости в процентах. Пустая ячейка указывает на отсутствие изменений в паттерне ответа по сравнению с предыдущим возрастом. Предлагаемые таблицы можно использовать как возрастные нормы для оценки степени задержки развития или выраженности регрессии

Интерпретация результатов теста опирается не только на форму репродуцированных фигур, но и на их расположение по отношению друг к другу, ориентацию на листе бумаге, соответствие порядка копирования порядку предъявления, а также на клинические наблюдения.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ
И ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОГО ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР

Зрительно-моторный гештальт-тест Лоретты Бендер используется для оценки

— уровня развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации1 у детей в возрасте от 3 до 12 лет

— степени нарушения организации перцептивных и моторных функций у больных с различными органическими поражениями головного мозга и психическими заболеваниями.

Настоящие рекомендации дополняют Инструкцию по использованию Зрительно-Моторного Гештальт-Теста Бендер (см. первый раздел настоящего руководства) и содержат методики формализованной качественно-количественной оценки результатов выполнения данного теста детьми разного возраста. Кроме того, рассмотрено применение гештальт-теста Бендер для диагностики готовности детей к школьному обучению. Зрительно-моторная координация является важнейшей функцией, на которую опирается процесс развития опознавательных и изобразительных навыков, столь необходимых для овладения чтением и письмом. Поэтому степень сформированности этих способностей является одним из важнейших показателей готовности ребенка к школе.

Клиническое применение гештальт-теста Бендер здесь не рассматривается, хотя описанные способы анализа вполне пригодны и для этих целей.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

История исследований развития способности к рисованию у детей насчитывает уже более ста лет. Пионером в этой области принято считать итальянского поэта Коррадо Риччи, впервые опубликовавшего свои наблюдения за изобразительной деятельностью детей. Его отчеты послужили отправной точкой для многочисленных исследований, в которых способы самовыражения детей в искусстве рассматривались как средство более глубокого понимания процесса развития интеллекта и личности ребенка.

Значительное число ранних исследований представляло собой попытку провести параллель между развитием изобразительных навыков у детей и эволюционными теориями, столь модными на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Многие годы антропологи и психологи пытались изучать этот вопрос, исходя из предположения, что ребенок в своем развитии проходит те же стадии, что и человечество в эволюции. Хотя этот тезис и не получил достаточного обоснования, накопленные в то время эмпирические данные и подмеченные закономерности представляют значительную ценность и служат отправной точкой для исследований в данной области. В частности, были выявлены параллели между развитием изобразительных способностей и вербальных навыков. Особое значение имеют периодизации развития детского графического творчества, на которые опираются многие современные теории и диагностические методики.

Одна из наиболее дифференцированных и полных периодизаций принадлежит американскому ученому Виктору Лоуэнфелду (Lowenfeld and Мепtаl Growth, 1947) и включает в себя шесть основных стадий:

I. Стадия «каракулей» (от 2 до 4 лет) — первичное приобретение специфического для изобразительной деятельности двигательного опыта. Разбивается в свою очередь на четыре периода.

а) Период «беспорядочных движений» — выраженный недостаток моторного контроля (до 18 месяцев). Ребенок практически не обращает внимания на результаты своих действий, проявляет мало интереса к процессу рисования, быстро устает и переключается на другие виды деятельности.

б) Период «длительного рисования» — формируется основа зрительно-моторного контроля изобразительных движений (с 18 месяцев до 2 лет). Появляется спонтанное стремление к рисованию, хотя ребенка завораживает лишь сам процесс движения карандаша по бумаге при отсутствии попытки систематизировать свои движения, «нарисовать что-либо» или воспроизвести предложенный образец.

в) Период «круговых движений» — активное формирование зрительно-моторной координации (от 2 до 3 лет). Ребенка привлекают следы, оставляемые им на бумаге, встречаются попытки многократного воспроизведения округлых форм.

г) Период «наименований»— переориентация от чисто кинестетической активности при рисовании к интеллектуальной, попытки создания предметных или сюжетных изображений (от 3 до 4 лет). Ребенок начинает использовать в своих рисунках образцы, предлагаемые взрослыми, однако способность к копированию еще очень слабо развита.

II. Стадия «первичных схем» (от 4 до 7 лет) —поиск символов, репрезентирующих изображаемые объекты. Активное использование образцов, развитие способности к копированию.

III. Стадия схематизации (с 7 до 9 лет) — создание сюжетных изображений с использованием повторяющихся форм, пространственных и цветовых схем; влияние на рисунок ребенка опыта взаимодействия с изображаемыми объектами выражается в преувеличении отдельных элементов изображения, пропусках незначимых частей, явном изображении скрытых поверхностей предметов, последовательном изображении временной динамики событий и пр.

IV. Стадия первичного реализма (с 9 до 11 лет) — изображение пространственного расположения предметов, освоение перспективы — введение в рисунок третьего измерения.

V. Стадия псевдореализма (с 11 до 13 лет) — стремление как можно точнее изображать объекты, критическое осознание своих способностей, что часто подавляет стремление и интерес к рисованию.

VI. Стадия суждений (подростковый возраст и старше). Лишь немногие, наделенные талантом и желанием, продолжают совершенствовать свои изобразительные навыки. Большинство же использует их ситуативно и переходит к символическим и схематическим формам изображения, заимствованным преимущественно из культурных стереотипов.

Касаясь механизмов, обеспечивающих возрастную динамику изобразительной деятельности, следует отметить, что на протяжении значительной части раннего дошкольного детства в контроле изобразительных движений доминирует моторная, исполнительная компонента. Период от года до 4—5 лет уходит на освоение произвольной регуляции движений руки. Контроль выполнения действий, обратная связь осуществляются на основе кинестезии. Рисуя, дети в этом возрасте часто стараются копировать движения взрослых или опираются на «память руки». Зрительный контроль за движениями не играет особой роли. Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Рука как бы учит глаз. К возрасту 6-8 лет формируется достаточно совершенная система межсенсорной интеграции. С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее место в регуляции графо-моторных движений и в формировании соответствующих навыков.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
ЗАДАЧИ КОПИРОВАНИЯ

Гештальт-тест Бендер оценивает развитие способности детей к копированию (перерисовыванию) различных геометрических фигур и их сочетаний. Как показали специальные исследования, незначительное, на взгляд взрослого человека, изменение расположения стимульной фигуры (например, ее поворот на 45 градусов) делает ее копирование крайне трудным для детей одного возраста и не влияет на ответы детей другого возраста. Так, в норме (согласно данным Гезелла) ребенок 2 лет может успешно воспроизвести вертикальную линию; 3-летний может скопировать окружность и прямой крест, имея перед собой образец; в 4 года — прямоугольник; наконец, в 5 лет — квадрат, треугольник и косой крест, а также вполне опознаваемую схематическую фигурку человека; дети более старшего возраста постепенно обнаруживают способность воспроизводить все более сложные комбинации фигур, учитывая их взаимное расположение, количество элементов и размеры. В сравнении с задачей рисования задача копирования в меньшей степени задействует творческие способности ребенка, но предъявляет значительно более жесткие требования к навыкам контроля деятельности.

Было показано существование значимых корреляций между степенью сформированности у детей способности к копированию геометрических фигур и

— интеллектуальными способностями (особенно невербальным интеллектом);

— вероятностью возникновения трудностей в обучении;

— вероятностью проявления дизлексии и дисграфии.

Все это делает гештальт-тест Л. Бендер ценным дополнением к инструментарию детского психолога. Следует, однако, иметь в виду, что надежность результатов будет выше, если применять данный тест в батарее, наряду с другими методиками.

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД

В Инструкции по использованию Зрительно-Моторного Гештальт-Теста Бендер обоснован выбор гештальт-фигур, используемых как образцы для копирования. Принцип структурной целостности, лежащий, согласно точке зрения гештальтпсихологии, в основе развития перцептивного и моторного опыта, заложен и в предложенную Л. Бендер систему оценки результатов копирования. Для каждой фигуры ею были созданы оценочные шкалы, каждый пункт которых описывает определенный тип рисунка. Шкалы включают по 6-7 таких пунктов-описаний, расположенных в порядке нарастания степени соответствия структур рисунка и образца. В соответствии с исходными методологическими установками основанием для ранжирования пунктов шкалы является качество копии как целого без анализа отдельных элементов полученного рисунка. В дополнение к этому автор гештальт-теста Лоретта Бендер рекомендовала тщательно наблюдать за выполнением теста каждым конкретным испытуемым и в интерпретации результатов учитывать также особенности его поведения в ходе тестирования.

В 40-х годах Л. Бендер провела апробацию своего теста на американских детях (объем ее выборки — примерно 250 детей в возрасте от 3 до 12 лет и 50 взрослых). Данные стандартизации гештальт-теста приводятся ею в виде 9 таблиц, отражающих частотное распределение типов копирования по каждой из тестовых фигур для детей всех возрастных групп и взрослых испытуемых (см. Bender L. А Visual Motor Gestalt Test and Its Clinical Use, АОА, NY, 1938).

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР
НА РОССИЙСКОЙ ВЫБОРКЕ

С целью проверки надежности результатов гештальт-теста Бендер нами было проведено специальное исследование на детях в возрасте от 2 до 12 лет, с примерно равным представительством девочек и мальчиков. Всего обработано 210 протоколов, собранных в московских детских садах и школах. Процедура проведения тестирования была максимально приближена к той, которая описана в Инструкции по использованию Зрительно-Моторного Гештальт-Теста Бендер, а обработка протоколов проводилась по оригинальным оценочным шкалам Бендер. В целом, несмотря на значительные исторические, географические и социокультурные различия между нашей выборкой и теми детьми, которых обследовала Л. Бендер, полученные нами данные показали очень высокую степень сходства. Этот факт является убедительным подтверждением надежности гештальт-теста Бендер. Независимость результатов от социокультурных различий двух выборок испытуемых доказывает также содержательную валидность этого теста, ориентированного на выявление уровня развития базовых перцептивно-моторных функций.

Ниже (см. Таблицы 1-9) приведены полученные нами нормативные данные. Форма их представления полностью соответствует нормативным таблицам Л. Бендер.

Как пользоваться таблицами возрастных норм

Результат копирования ребенком каждой конкретной фигуры следует соотнести с представленными в первой колонке соответствующей таблицы типами воспроизведения. Определив, к какому типу относится рисунок ребенка, нужно посмотреть, что стоит в ячейке таблицы, находящейся на пересечении строки данного типа и столбца, соответствующего хронологическому возрасту ребенка. Если в ячейке находятся процентные значение, то можно утверждать, что результат находится в пределах возрастной нормы. Само значение указывает на то, какой процент детей этого возраста показал такой же результат. Если в ячейке находится «+» или «–», это означает, что данный тип воспроизведения не характерен для детей такого возраста («+» соответственно означает опережение возрастных норм, а «–» — задержку).

По таблицам следует проверить каждую воспроизведенную ребенком фигуру. При этом следует учитывать, что примерное соответствие показателей по всем стимульным фигурам является неплохим косвенным индикатором надежности результатов, а резкое рассогласование в большинстве случаев обнаруживает влияние на результат каких-либо побочных факторов и требует сбора дополнительной информации для интерпретации. Так, например, может проявляться влияние стресса, создаваемого ситуацией тестирования, утомления, отвлечения внимания и пр. Таблицы возрастных норм рекомендуется использовать для детей в возрасте от 2 до 7 лет, а также для детей с задержкой психического развития.

Для удобства формирования общего представления о возрастных нормах в Инструкции по использованию Зрительно-Моторного Гештальт-Теста Бендер приводится таблица наиболее часто встречающихся изображений каждой фигуры для каждого возраста.

Фигура А Таблица 1

Описание

Возраст

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1 Тип — каракули неопределенной формы

77%

15%

2 Тип — фигуры неправильной формы, но по расположению напоминают образец (обычно две неправильных окружности с небольшим зазором, иногда соприкасающиеся или перекрывающиеся)

15%

45%

14%

3 Тип — две окружности, распо­ложенные вдоль горизонталь­ной оси и соприкасающиеся, вторая из них искажена таким образом, что напоминает четырехугольник; фигуры нередко перекрываются

+

19%

50%

10%

18%

4 Тип — четко прорисованы круг и четырехугольник справа от круга; они могут касаться друг друга, но не обязательно

+

+

16%

13%

6%

5 Тип — четко прорисованы круг и диагонально ориентирован­ный четырехугольник справа от круга; они могут касаться друг друга, но не обязательно

+

+

+

12%

34%

23%

26%

6 Тип — круг и четырехугольник правильно ориентированы и соприкасаются

+

+

+

57%

40%

68%

57%

50%

83%

70%

7 Тип «полностью успешное во­спроизведение» — правильная структура, ориентация паттер­на, а также размеры фигур

+

+

+

+

+

+

+

41%

14%

25%

Фигура 1 Таблица 2

Описание

Возраст

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1 Тип — каракули неопределенной формы

75%

2 Тип — горизонтально ориентированный паттерн, состоящий из любых символов

+

18%

3 Тип — серия горизонтально расположенных кружочков; их число, размер или расстояние между ними могут варьировать

+

50%

13%

4 Тип — элементами паттерна являются очень мелкие кружочки или точки

+

18%

41%

42%

35%

30%

35%

5 Тип — элементами паттерна являются очень мелкие кружочки или точки, их количество близко к образцу

+

+

35%

51%

40%

45%

37%

28%

32%

6 Тип — паттерн состоит из точек, расположенных вдоль горизонтальной линии, их количество и расстояние между ними воспроизведены почти правильно

+

+

+

+

10%

18%

27%

70%

67%

72%

7 Тип — в дополнение к предыдущему варианту выделены пары элементов

+

+

+

+

+

+ —

+

+

+

25%

Фигура 2 Таблица 3

Описание

Возраст

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1 Тип — каракули неопределенной формы

92%

2 Тип — серии горизонтально или вертикально ориентирован­ных кружочков или просто множество кружочков

+

67%

32%

3 Тип — горизонтальные серии тщательно прорисованных кру­жочков; серии повторены три или более раз в вертикальном направлении; в отдельных слу­чаях такой паттерн покрывает всю страницу

+

22%

60%

34%

14%

4 Тип — вертикальные колонки из трех маленьких кружочков; колонки повторяются три или более раз в горизонтальном направлении; отсутствуют попытки наклонить колонки

+

+

+

62%

50%

62%

30%

15%

27%

5 Тип — горизонтальный паттерн из вертикальных колонок, сос­тавленных из маленьких кру­жочков, плюс попытка накло­нить колонки (в результате чего вся фигура может обрести определенный наклон)

+

+

+

+

10%

26%

36%

32%

38%

6 Тип — правильный наклон каж­дой вертикальной колонки, при­чем паттерн в целом сохраняет горизонтальную ориентацию

+

+

+

+

+

10%

23%

35%

34%

30%

7 Тип «полностью успешное воспроизведение» — правильная структура, ориентация паттерна, число элементов приблизи­тельно равно образцу

+

+

+

+

+

+

+

15%

10%

70%

Фигура 3 Таблица 4

Описание

Возраст

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1 Тип — каракули неопределенной формы

95%

20%

2 Тип — неструктурированное множество кружочков или точек

+

42%

20%

3 Тип — горизонтальные серии точек

+

23%

26%

4 Тип — точка и серии точек, составляющих прямые линии; использованы маленькие кружочки вместо точек; линии постепенно удлиняются; число точек может отличаться от образца, но персеверация не очевидна; варьирует дистанция между линиями

+

+

38%

37%

26%

30%

24%

5 Тип — точка и серии точек, составляющих закономерно увеличивающиеся дуги; первые две дуги содержат правильное число точек, остальные — приблизительно правильное; последние две дуги могут быть почти прямыми; число дуг соответствует образцу

+

+

16%

50%

52%

42%

50%

28%

28%

6 Тип — точка и серии точек, сос­тавляющих закономерно увели­чивающиеся углы; число точек в каждом последующем угле уве­личивается; последний угол мо­жет сглаживаться почти до дуги

+

+

+

+

14%

26%

20%

40%

50%

18%

7 Тип «полностью успешное воспроизведение» — правильная структура, ориентация паттерна, число элементов приблизительно равно образцу

+

+

+

+

+

+

+

28%

12%

80%

Фигура 4 Таблица 5

Описание

Возраст

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1 Тип — каракули неопределенной формы

70%

30%

2 Тип — две дуги, которые могут пересекаться, касаться друг друга или располагаться рядом друг с другом, могут быть замкнуты или открыты

25%

45%

12%

3 Тип — две незамкнутых дуги, расположенных по горизонтали; могут наблюдаться попытки расположить одну ниже другой; верхняя дуга напоминает незамкнутый квадрат (в редких случаях квадрат может быть замкнут); фигуры соседствуют друг с другом, соприкасаясь или почти соприкасаясь

+

20%

56%

22%

28%

4 Тип — наклон квадрата или явное отклонение второй фигуры от диагонали квадрата

+

+

34%

56%

42%

27%

23%

5 Тип — первая фигура — хороший открытый квадрат; вторая фигура расположена примерно вдоль его диагонали

+

+

+

22%

22%

25%

50%

15%

45%

6 Тип «полностью успешное воспроизведение» — правильная структура и ориентация паттерна, размер фигур

+

+

+

+

+

42%

19%

83%

55%

100%

Фигура 5 Таблица 6

Описание

Возраст

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1 Тип — каракули неопределенной формы

80%

20%

2 Тип — неструктурированное множество кружочков или точек

+

20%

3 Тип — широкая открытая дуга и отрезок прямой; фигуры обычно составлены из кружочков, но встречаются и линии

+

50%

20%

12%

4 Тип — дуга и отрезок прямой, составленные из кружочков или реже точек; отмечается деформация фигуры в виде растяжения или сжатия

+

+

42%

25%

44%

37%

31%

5 Тип — дуга и отрезок прямой, составленные из точек, по размеру соответствующие образцу; отрезок касается дуги и направлен направо вверх (реже зеркализация)

+

+

20%

58%

54%

52%

53%

22%

26%

6 Тип «полностью успешное воспроизведение» — правильная структура, ориентация паттерна, соотношение и количество элементов

+

+

+

+

+

+

14%

78%

58%

100%

Фигура 6 Таблица 7

Описание

Возраст

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1 Тип — каракули неопределенной формы

90%

15%

2 Тип — две пересекающиеся или примерно параллельные линии, почти прямые

+

53%

22%

3 Тип — две прямые, ломаные или слегка волнистые пересекающиеся линии (обычно под прямым углом)

+

18%

10%

10%

4 Тип — две волнистые линии, пересекающиеся под прямым или косым углом

+

+

42%

90%

70%

64%

67%

73%

30%

5 Тип — две синусоиды, длина которых примерно соответствует образцу (хотя число волн может отличаться) и которые пересекаются под прямым или косым углом

+

+

+

+

28%

27%

28%

25%

60%

45%

6 Тип «полностью успешное воспроизведение» — правильная структура, ориентация паттерна, число элементов приблизительно равно образцу

+

+

+

+

+

+

+

+

10%

45%

Фигура 7 Таблица 8

Описание

Возраст

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1 Тип — каракули неопределенной формы

90%

28%

15%

2 Тип — два кружка перекры­ваются, касаются или не касаются друг друга; обычно они расположены горизон­тально, но иногда и друг под другом

+

60%

31%

3 Тип — две неправильных замкнутых фигуры, очевидна попытка прорисовать углы (иногда прямые); фигуры близки, но не перекрываются

+

+

42%

30%

17%

20%

22%

4 Тип — более или менее успешно воспроизведены перекрывающиеся много­угольники (не прорисованы 2-3 угла); фигуры соприкасаются или перекрываются, но не в соответствии с образцом

+

+

+

54%

53%

48%

50%

10%

24%

5 Тип — более или менее успешно воспроизведены перекрывающиеся шести­угольники; одна из фигур обычно больше и более тщательно прорисована

+

+

+

+

17%

24%

16%

60%

54%

10%

6 Тип «полностью успешное воспроизведение» — правильная структура, ориентация паттерна, число элементов приблизительно равно образцу

+

+

+

+

+

+

+

19%

17%

90%

Фигура 8 Таблица 9

Описание

Возраст

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1 Тип — каракули неопределенной формы

90%

20%

2 Тип — две неправильные окружности, одна внутри другой

+

50%

15%

3 Тип — попытка растянуть по горизонтали внешнюю окружность и расположить внутреннюю в ее центре

+

25%

45%

4 Тип — внешняя фигура имеет относительно четко прори­сованные углы (могут быть 4, 5, 6 углов), тогда как внутрен­няя фигура воспроизведена как окружность

+

+

26%

52%

45%

51%

48%

5 Тип — более или менее качественно воспроизведенный шестиугольник, внутри которого расположен ромб

+

+

+

40%

40%

44%

40%

42%

54%

6 Тип «полностью успешное воспроизведение» — правильная структура и ориентация паттерна

+

+

+

+

+

+

10%

48%

34%

100%

БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Оригинальные нормативные таблицы Л. Бендер не способны отразить все значимые для интерпретации результатов моменты. Кроме того, не всегда удобно хранить и приводить полученные данные в виде изображений или подробных протоколов, иногда также возникает нужда в интегральной численной оценке качества выполнения теста. В силу этих причин возникла потребность в разработке процедур стандартизированной оценки качества выполнения гештальт-теста. Таких процедур было предложено несколько. В настоящем руководстве приводится дополненная и модифицированная нами система аналитической балльной оценки, впервые описанная Свинярским и Цесельским. Следует, однако, учитывать, что система балльной оценки может быть использована лишь при достаточно сформированной «гештальт-функции», когда каждая воспроизведенная ребенком фигура отчетливо соотносится с оригиналом, что не всегда верно для детей младшего возраста или имеющих задержку психического развития. Рекомендуется использовать систему балльной оценки для испытуемых старше 7 лет.

СИСТЕМА БАЛЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР

Каждый рисунок оценивается по трем параметрам:

1) выполнение углов (исключение составляет Фигура 2);

2) ориентация элементов;

3) взаимное расположение элементов.

Фигура А

Выполнение углов:

0 баллов — четыре угла прямые

2 балла — углы не прямые

3 балла — фигура значительно деформирована

4 балла — форма фигуры не определена

Ориентация:

0 баллов — фигуры расположены горизонтально

2 балла — ось, вдоль которой расположены фигуры, наклонена, но не более чем на 45 градусов, или не проходит через центр ромба

5 баллов — «ротация» — композиция фигур развернута на 45 градусов или больше

Взаимное расположение элементов:

0 баллов — фигуры соприкасаются точно в соответствии с образцом

2 балла — фигуры почти соприкасаются (зазор не более миллиметра)

4 балла — фигуры пересекаются

5 баллов — фигуры значительно расходятся

Фигура 1

Ориентация:

0 баллов — точки расположены вдоль горизонтальной прямой

2 балла — паттерн несколько отклоняется от горизонтали или прямой линии

3 балла — множество точек представляет собой «облако»

3 балла — «ротация» — точки расположены вдоль прямой, которая, однако, отклоняется от горизонтали более чем на 30 градусов

Взаимное расположение элементов:

0 баллов — точки находятся на одинаковом расстоянии друг от друга или организованы в пары

2 балла — точек существенно больше или меньше, чем на образце

2 балла — точки воспроизведены как маленькие кружочки или черточки

4 балла — точки воспроизведены как крупные кружки или пунктирная линия

Фигура 2

Ориентация:

0 баллов — все колонки сохраняют правильный наклон

2 балла — от одной до трех колонок не сохраняют правильной ориентации

3 балла — более трех колонок имеют неправильную ориентацию

4 балла — рисунок неполный, то есть воспроизведено шесть или менее колонок или колонки состоят из двух элементов вместо трех

4 балла — не сохранены уровни, одна или несколько колонок сильно выступают вверх или «провалены» вниз (так что средний кружок одной колонки находится на уровне верхнего или нижнего другой)

5 баллов — «ротация» — вся композиция развернута на 45 градусов или больше

5 баллов — «персеверация» — общее число колонок больше тринадцати

Взаимное расположение элементов:

Условия:

а) горизонтальное расположение рядов кружочков

б) равное расстояние между элементами

в) три кружка в каждой колонке лежат на одной прямой

0 баллов — все условия выполнены

1 балл — два условия выполнены

2 балла — кружочки соприкасаются или пересекаются более чем в одной колонке

3 балла — выполнено одно из условий

5 баллов — два условия выполнены

добавляется 2 балла, если вместо кружочков нарисованы точки или черточки

Фигура 3

Выполнение углов:

0 баллов — воспроизведены три угла

2 балла — воспроизведены два угла

4 балла — воспроизведен один угол

5 баллов — отсутствие углов

Ориентация:

0 баллов — ось, соединяющая вершины трех углов, горизонтальна

2 балла — ось наклонна, но менее чем на 45 градусов

2 балла — вершины углов соединяются ломаной линией из двух отрезков

4 балла — вершины углов соединяются ломаной из трех отрезков

4 балла — вершины углов соединяются наклонной ломаной линией, состоящей из двух отрезков

5 баллов — «ротация» — поворот всей композиции не менее чем на 45 градусов

Взаимное расположение элементов:

0 баллов — соблюдается увеличение числа точек от угла к углу

2 балла — вместо точек воспроизведены кружочки или черточки

3 балла — «выпрямление», то есть один или два ряда образуют вертикальную линию вместо угла

4 балла — нарисован дополнительный ряд

4 балла — нарисована линия вместо ряда точек

4 балла — рисунок неполон, то есть отсутствует ряд точек

5 баллов — «инверсия» —изменение направления углов

Фигура 4

Выполнение углов:

0 баллов — углы правильные и две дуги одинаковые

2 балла — один угол или одна дуга не получились

3 балла — два угла или две дуги, или один угол и одна дуга не получились

4 балла — только один угол и одна дуга удались

Ориентация:

0 баллов — ось, пересекающая дугу, образует угол 135 градусов с прилегающей стороной квадрата

2 балла — предыдущее условие не выполнено, но это еще не ротация

2 балла — асимметрия дуги

5 баллов — ротация дуги, если ось образует угол 90 градусов или меньше

5 баллов — ротация, если основание квадрата отклоняется на 45 градусов или более от горизонтали или дуга соединяется с квадратом на расстоянии около 1/3 от нужного места

10 баллов — основание квадрата отклоняется на 45 градусов или более от горизонтали, и дуга соединяется с квадратом на расстоянии около 1/3 от нужного места

Взаимное расположение элементов:

0 баллов — фигуры правильно соприкасаются

2 балла — фигуры слегка расходятся

4 балла — плохая интеграция, если фигуры пересекаются или отдалены друг от друга

Фигура 5

Выполнение углов:

0 баллов — угол правильный, дуга симметричная

3 балла — угол значимо отличается от образца

Ориентация:

0 баллов — линия касается дуги под правильным углом в месте, соответствующем образцу

2 балла — предыдущее условие не выполнено, но это еще не ротация

2 балла — нарушена симметрия дуги

5 баллов — «ротация» —композиция повернута на 45 градусов или более

Взаимное расположение элементов:

0 баллов — линия касается дуги, число точек соответствует образцу

2 балла — линия не прямая

2 балла — воспроизведены кружочки или черточки вместо точек

4 балла — воспроизведена линия вместо ряда точек

4 балла — линия пересекает дугу

Фигура 6

Выполнение углов:

0 баллов — синусоиды выполнены правильно, отсутствуют острые углы

2 балла — синусоиды воспроизведены как гирлянды или последовательность полудуг

4 балла — синусоиды воспроизведены как прямые или ломаные

Ориентация:

0 баллов — синусоиды пересекаются в правильном месте под углом, соответствующим образцу

2 балла — синусоиды пересекаются под прямым углом

4 балла — линии не пересекаются вовсе

Взаимное расположение элементов:

0 баллов — количество волн обеих синусоид соответствует образцу

2 балла — количество волн наклонной синусоиды существенно больше или меньше, чем на образце

2 балла — количество волн горизонтальной синусоиды существенно больше или меньше, чем на образце

4 балла — на рисунке воспроизведено более двух отдельных линий

Фигура 7

Выполнение углов:

0 баллов — все углы (по 6 в каждой фигуре) выполнены правильно

2 балла — отсутствует один угол

3 балла — отсутствует более одного угла

4 балла — лишние углы, то есть более 6 в фигуре

5 баллов — «деформация» — фигуры неопределенной формы

Ориентация:

0 баллов — ориентация обеих фигур правильная

2 балла — ориентация одной из фигур неправильная, но это еще не ротация

5 баллов — «ротация» — угол наклона составляет 90 и 0 градусов по отношению к другой фигуре (правильно 30 градусов)

Взаимное расположение элементов:

0 баллов — пересечение фигур правильное, то есть два угла наклонной фигуры находятся внутри вертикальной, а один угол вертикальной фигуры находится внутри наклонной

2 балла — пересечение не совсем правильное

3 балла — одна фигура лишь соприкасается с другой

4 балла — пересечение неправильное

5 баллов — фигуры отдалены друг от друга

Фигура 8

Выполнение углов:

0 баллов — все углы выполнены правильно

2 балла — отсутствует один угол

3 балла — отсутствует более одного угла

4 балла — лишние углы

5 баллов — «деформация» — фигуры неопределенной формы

Ориентация:

0 баллов — ориентация обеих фигур правильная

2 балла — ориентация одной из фигур неправильная, но это еще не ротация

5 баллов — «ротация» — угол наклона составляет 90 и 0 градусов по отношению к другой фигуре (правильно 30 градусов)

Взаимное расположение элементов:

0 баллов — пересечение фигур правильное, то есть внутренняя фигура касается внешней вверху и внизу; правильно воспроизведены относительные пропорции фигур

2 балла — пересечение не совсем правильное (внутренняя фигура имеет один зазор с внешней)

3 балла — нарушены относительные пропорции фигур

5 баллов — внутренняя фигура пересекает внешнюю в двух местах или не соприкасается с нею

Общие тенденции:

2 балла — рисунки не умещаются на листе или занимают менее одной трети листа

2 балла — рисунки располагаются не в правильной последовательности, а случайным образом (ребенок выбирает первое приглянувшееся свободное место)

3 балла — на рисунке присутствует более двух исправлений или стираний

3 балла — отчетливо проявляется тенденция к увеличению или уменьшению картинок или отмечается резкое различие в размерах картинок

4 балла — каждая последующая картинка выполнена менее тщательно, чем предыдущая

4 балла — картинки перекрывают друг друга

6 баллов — при выполнении теста зафиксирован хотя бы один отказ, мотивированный трудностью задания, усталостью или скукой

Возраст

Средний балл

Диапазон нормы

6 лет

43

37-46

7 лет

38

33-41

8 лет

28

25-32

9 лет

25

20-28

10 лет

22

18-26

11 лет

19

15-25

Результаты представляются в виде суммы баллов по каждой из фигур, по общим тенденциям, а также вычисляется полная сумма баллов.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

В дополнение к табличному нормативному возрасту и/или суммарной балльной оценке при интерпретации результатов выполнения гештальт-теста Бендер следует учитывать также время, затраченное на выполнение задания в целом, особенности поведения испытуемого и ряд формальных характеристик рисунка, как-то: силу нажима карандашом, плавность линий, количество стираний или исправлений, тенденцию к ухудшению или улучшению результатов в ходе тестирования и пр. Интерпретация последних подчиняется правилам, общим для всех рисуночных методик, и неоднократно описана в руководствах к таким популярным тестам, как «Дом—Дерево—Человек», «Рисунок неизвестного животного», «Рисунок семьи» и пр. Так, слабая, прерывистая, едва различимая линия свидетельствует обычно о низкой эргичности ребенка или его астенизации, тогда как жирная, с ровным, сильным нажимом — о высокой эргичности и активности; существенное преувеличение размеров воспроизводимых фигур с высокой вероятностью свидетельствует о завышенной самооценке, а значимое преуменьшение — о заниженной; наложение рисунков друг на друга, случайное их расположение на листе, выходы за границы листа, снижение качества выполнения в ходе тестирования — о неумении длительно концентрировать внимание, недоразвитии навыков планирования и контроля своей деятельности. Однако следует с осторожностью относиться к вынесению суждений подобного рода, если они не подтверждаются результатами других методик.

Что касается времени, затрачиваемого на выполнение гештальт-теста в целом, то в норме оно составляет 10—20 минут у детей от 4 до 8 лет и 5-10 минут у более старших детей и взрослых. Превышение этого времени более чем в два раза является неблагоприятным признаком и требует отдельной интерпретации.

Следует с особым вниманием отнестись к случаям, когда ребенок старше 5 лет «зацикливается» на изображении повторяющихся элементов (например, начав рисовать точки Фигуры 1, увлекается и заполняет ими весь лист) или «достраивает» копируемые фигуры до осмысленной сюжетной картинки, забыв о первоначальном задании. При однократной ошибке такого типа следует остановить ребенка и повторно объяснить ему задание, внимательно наблюдая за реакцией. Если ребенок не коррегирует своих действий по инструкции экспериментатора, то в первом случае это свидетельствует о серьезной задержке психического развития, во втором — о возможной шизоидности, аутистичности мышления. Следует, впрочем, с большой осторожностью относиться к таким предположениям и тщательно проверять их с помощью других диагностических средств.

ПРИМЕРЫ ОЦЕНКИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ
ПРОТОКОЛОВ ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР

Пример 1. Женя С., 8 лет

Учится во втором классе преимущественно на «отлично» и «хорошо». В школу пришла, умея читать и владея начальными навыками письма. Учителя отмечают так называемую «врожденную грамотность», быстрый прогресс в овладении навыками письма. Девочка исполнительная, аккуратная, тревожность низкая, самооценка, самоуважение и уровень притязаний высокие, но адекватные.

Задание поняла и приняла легко. Перед выполнением уточнила, сколько всего картинок она должна скопировать, а также попросила просмотреть их все. В процессе выполнения заданий работала самостоятельно, не требуя к себе внимания. Это свидетельствует о высоком (выше, чем характерно для данного возраста) уровне сформированности навыков самостоятельного контроля и планирования своей деятельности. После окончания работы спросила, насколько хорошо она его выполнила. Получив положительную обратную связь, с удовлетворением сообщила, что всегда старается выполнять все правильно и любит рисовать и срисовывать иллюстрации из детских книжек.

Результаты оценки выполнения теста по таблицам возрастных норм

Выявляем соответствие между скопированными ребенком картинками и типами рисунков, представленными в таблицах.

Фигура А — Тип 6. Для 8 лет встречается в 68% случаев.

Фигура 1 — Тип 6. Для 8 лет встречается в 18% случаев, такое воспроизведение характерно для детей 10 лет и старше.

Фигура 2 — Тип 6. Для 8 лет встречается в 10% случаев, такое воспроизведение характерно для детей старшего возраста.

Фигура 3 — Тип 6. Для 8 лет встречается в 26% случаев, такое воспроизведение характерно для наиболее развитых 8-летних детей и детей старшего возраста.

Фигура 4 — Тип 5. Для 8 лет встречается в 25% случаев, средняя группа.

Фигура 5 — Тип 6. Для 8-летних такое воспроизведение вообще не характерно, у 9-летних встречается только в 14% случаев, типично для детей 10 лет и старше.

Результаты балльной оценки выполнения теста Бендер («ОТ» —общие тенденции)

Фигура

А

1

2

3

4

5

6

7

8

«ОТ»

Сумма

Оценка

0

2

1

2

0

0

2

2

0

0

9

Можно отметить значимое превышение возрастных норм. В числе недостатков:

Фигура 1 — паттерн несколько отклоняется от горизонтальной линии — 2 балла;

недостаточно четко воспроизведен наклон колонок Фигуры 2, но каждая колонка все же наклонена в правильном направлении (девочка перевернула карточку вверх ногами, поэтому наклон колонок слева вниз не принимается за ошибку); не одинаковы расстояния между элементами — 1 балл;

Фигура 3 — воспроизведены только два угла, последняя серия точек образует дугу — 2 балла;

синусоиды Фигуры 6 пересекаются под прямым углом — 2 балла;

не вполне правильно воспроизведено пересечение элементов Фигуры 72 балла.

Пример 2. Сережа Л., 7 лет

Учится в первом классе. Учителя отмечают живость и общительность ребенка, но жалуются на его недостаточную усидчивость, агрессивные реакции в ситуациях, когда у него что-либо не получается, а также неспособность доводить до конца начатую работу («что бы ни начал — все бросит на половине…»). Испытывает трудности в овладении навыками чтения и письма. Плохо рисует.

Задание воспринял легко, поинтересовался целями тестирования. Не стремился просмотреть все карточки до начала копирования, но, открывая каждую следующую, вертел ее, стараясь выбрать расположение поудобнее. Необычной также была последовательность расположения на листе копируемых фигур — снизу вверх в столбец. Начиная с фигуры 3, стал проявлять нетерпение, оглядываться по сторонам, менее тщательно срисовывать фигурки. На четвертой фигуре заявил, что задание неинтересное, но не прекратил выполнения, а лишь ускорил темп движений. Проигнорировал требование экспериментатора быть более старательным.

В процессе тестирования (включавшего, помимо теста Бендер, и другие методики) обнаружились следующие особенности ребенка: трудности с длительной концентрацией внимания; сниженная память, как произвольная, так и непроизвольная (тест «10 слов» обнаружил плато на 7 элементах после 5 повторов и категорического отказа продолжать заучивание; просьба вспомнить, сколько фигур он рисовал при выполнении теста Бендер, через 20 минут после его окончания вызвала затруднения, смог схематично воспроизвести только фигуры А и 1); испытывает трудности в вербализации пространственных представлений, не справляется с задачей описать взаимное расположение нескольких предметов, путает «право — лево»; высокая двигательная активность, переходящая в расторможенность при переутомлении (вскакивает со стула, резким движением руки сбрасывает книги со стола…); интеллектуальное развитие на нижней границе возрастной нормы. В целом можно говорить о неблагоприятном прогнозе в отношении учебной деятельности.

По словам матери, в возрасте четырех с половиной лет перенес сотрясение мозга с кратковременной потерей сознания. По поводу травмы к врачам не обращались. С тех пор периодически страдает головными болями. Рекомендовано обратиться к невропатологу.

Результаты оценки выполнения теста по таблицам возрастных норм

Выявляем соответствие между скопированными ребенком картинками и типами рисунков, представленных в таблицах.

Фигура А — Тип 4. Для 7 лет встречается в 6% случаев, нижняя 25-процентная группа 7-летних; для детей старше 7 лет такие ответы вообще не характерны.

Фигура 1 — Тип 2. (Паттерн составляют горизонтальные черточки и точки разного размера, число которых значительно меньше, чем представлено на образце) — встречается у 4-летних детей, не характерно для более старшего возраста.

Фигура 2 — Тип 4. Для 7 лет встречается в 50% случаев.

Фигура 3 — сходный тип отсутствует. Воспроизведение практически не соотносится с образцом, что характерно для детей 3—4 лет.

Фигура 4 — Тип 3. Для 7 лет встречается в 28% случаев, нижняя группа.

Фигура 5 — Тип 3. Для 7 лет такое воспроизведение не характерно, еще встречается у 6-летних и типично для 4-летних детей.

Фигура 6 — Тип 3. Для 7 лет такое воспроизведение не характерно, еще встречается у 6-летних детей и младше.

Фигура 7 — Тип 2. (Фигуры слишком далеко друг от друга, расположены друг под другом, не было попытки прорисовать углы у нижней фигуры) — такие результаты встречаются обычно до 6-летнего возраста.

Результаты балльной оценки выполнения теста Бендер («ОТ» — общие тенденции)

Фигура

А

1

2

3

4

5

6

7

8

«ОТ»

Сумма

Оценка

7

6

5

10

7

6

4

10

10

9

74

Отмечается значимое отставание от возрастных норм. Выполнение на уровне ребенка 5-летнего возраста. Нетипичная последовательность расположения копируемых фигур. Снижение качества копирования по мере выполнения задания. Неправильное воспроизведение размеров фигур (в большинстве случаев значимое увеличение). Встречаются почти все возможные типы ошибок и искажений: неверное воспроизведение взаимного расположения и количества элементов фигур, а также их размеров, формы и ориентации.

Пример 3. Катя Ф., 7 лет

Учится во втором классе. Учителя характеризуют ее как старательную, но очень застенчивую девочку, испытывающую трудности в общении с одноклассниками. В школу пришла, уже умея читать, но отмечаются проблемы в овладении письмом и особенно с ответами у доски. Читать предпочитает про себя, после прочтения текста успешно отвечает на вопросы о содержании прочитанного. При просьбе читать вслух начинает смущаться, запинаться и хуже запоминает прочитанное.

В результате тестирования выявились высокая тревожность и критичность к результатам собственных действий, заниженные самооценка и уровень притязаний. Интеллектуальное развитие в пределах возрастной нормы. Быстро устает при выполнении однообразной деятельности. Низкая стрессоустойчивость, легкая астенизация.

Задание поняла легко, спросила разрешения посмотреть все карточки до начала копирования. Предупредила, что рисует не очень хорошо, особенно карандашом, поскольку предпочитает краски. В процессе выполнения несколько раз оглядывалась на экспериментатора и спрашивала, не слишком ли плохо у нее получается, ставят ли за это оценку и что будет, если она не справится с заданием. Неоднократно исправляла рисунок, стирая ошибочные варианты. Необычным в выполнении ею задания было неоднократное изменение ориентации листа, на котором она рисовала. Первую фигуру она расположила в центре листа, лежащего горизонтально; затем три последующих нарисовала в левом верхнем углу; затем перевернула лист в вертикальную позицию (на 90 градусов против часовой стрелки), прикрыла рукой уже нарисованные фигуры и скопировала еще три картинки; затем опять повернула лист в горизонтальное положение, так что первые картинки перевернулись «вверх ногами» и дорисовала две оставшиеся. На просьбу экспериментатора объяснить такое поведение, сказала, что ей не очень нравилось, как она справилась с предыдущими фигурами, и, переворачивая лист, она как бы начинала все сначала.

Результаты оценки выполнения теста по таблицам возрастных норм

Выявляем соответствие между скопированными ребенком картинками и типами рисунков, представленных в таблицах.

Фигура А Тип 6. Для 7 лет встречается в 40 % случаев.

Фигура 1 Тип 6. Для 7 лет встречается в 10% случаев, верхняя группа, такой тип воспроизведения более характерен для детей старшего возраста.

Фигура 2 Тип 5. Для 7 лет встречается в 10% случаев, верхняя группа, такой тип воспроизведения более характерен для детей старшего возраста.

Фигура 3 — Тип 5. Для 7 лет встречается в 52% случаев, наиболее типичный для 7-летних детей рисунок воспроизведения.

Фигура 4 Тип 5. Для 7 лет встречается в 22% случаев, верхняя группа.

Фигура 5Тип 4. Для 7 лет встречается в 44% случаев.

Фигура 6 Тип 4. Для 7 лет встречается в 70% случаев.

Фигура 7 Тип 4. Для 7 лет встречается в 53% случаев.

Фигура 8 Тип 4. Для 7 лет встречается в 45% случаев.

Можно отметить хорошее соответствие полученных результатов возрастным нормам.

Результаты балльной оценки («ОТ» — общие тенденции)

Фигура

А

1

2

3

4

5

6

7

8

«ОТ»

Сумма

Оценка

2

2

5

7

7

9

2

12

2

5

48

Результат в пределах возрастной нормы, но ниже среднего. Отмечаются довольно слабые (без нажима) линии рисунка; многократные исправления; тенденция к преуменьшению размеров фигур. Изменение ориентации листа в процессе копирования.

1 В оригинале используется термин «зрительно-моторная гештальт-функция».

41

From Wikipedia, the free encyclopedia

Bender-Gestalt Test
ICD-9-CM 94.02
MeSH D001538

The Bender Visual-Motor Gestalt Test (abbreviated as Bender-Gestalt test) is a psychological test used by mental health practitioners that assesses visual-motor functioning, developmental disorders, and neurological impairments in children ages 3 and older and adults. The test consists of nine index cards picturing different geometric designs. The cards are presented individually and test subjects are asked to copy the design before the next card is shown. Test results are scored based on the accuracy and organization of the reproductions.

The Bender-Gestalt test was originally developed in 1938 by child psychiatrist Lauretta Bender.[1] Additional versions were developed by other later practitioners, although adaptations designed as projective tests have been heavily criticized in the clinical literature due to their lack of psychometric validity.[2] All versions follow the same general format but differ in how results are evaluated and scored.[1]

In a Delphi poll, using the Bender-Gestalt test for assessing neuropsychological impairment or even personality assessment has been rated by many mental health professionals as one of the top five most discredited psychological tests.[3] It is criticized because of inappropriate administration and issues with scoring schemes and clinical interpretation.[4]

Background[edit]

The first version of the Bender-Gestalt test was developed in 1938 by child neuropsychiatrist Lauretta Bender. The original test consists of nine index cards with different figures on each card. The subject is shown each figure and asked to copy it onto a piece of blank paper. The test typically takes 7–10 minutes, after which the results are scored based on accuracy and organization. It can be administered on both children and adults ages three and older.[1]

Bender first described her Visual-Motor Gestalt Test in a 1938 monograph titled A Visual Motor Gestalt Test and Its Clinical Use. The figures were derived from the work of the Gestalt psychologist Max Wertheimer.[5] It ranked in the top five most popular psychological tests used by mental health practitioners, particularly school psychologists, from the 1960s until the early 1990s when participation in the required training began to decline.[2] It measures perceptual motor skills, perceptual motor development, and gives an indication of neurological deficits.[6]

Additional versions were developed by later practitioners, although adaptations designed as projective tests have been heavily criticized in the clinical literature due to their lack of psychometric validity.[2][6] All versions follow the same general format, but differ in how results are evaluated and scored.[1]

History[edit]

The impetus for the clinical use of the Bender Gestalt came in the late 1930s when Max L. Hutt, an Instructor at the Educational Clinic of City College of New York became interested in developing a nonverbal projective personality test. The advantages of such an instrument would eliminate problems with language as well as prevent the test subjects from consciously screening their responses and the reproduction of the nine Bender Test Figures by test subjects could be accomplished in as little as ten minutes.

Reasoning that providing a test subject with several sheets of blank paper, a pencil, and explaining that «you are going to be shown some cards, one at a time, with a simple design on each of them and you are to copy them as well as you can. Do it any way you think is best for you. This is not a test of artistic ability, but try to copy the designs as well as you can» would confront the subject with an ambiguous problem to solve. With no further instructions and the response of «do it in any way you think is best» to any questions, the subject was forced to interpret the task and proceed in a manner that was consistent with the individual’s accustomed personality style.

Hutt subsequently developed a series of «test factors» with suggestions as to the personality characteristics with which they might be associated.

However, nothing regarding this preliminary work was published and it remained out of the mainstream of educational psychology, which at that time was virtually limited to intelligence, ability and vocational interest testing.

However, with the United States entering into World War II in 1941, Hutt was commissioned in the U.S. Army and assigned as a consultant in Psychology to the Surgeon General’s Office in Washington. The Army was experiencing a need to quickly train and deploy both Psychiatrists and Psychologists to meet the vastly increased need of professionals to diagnose and treat the emotional problems that develop in the stress of wartime military duty.

Hutt’s first assignment was to train Psychologists as clinicians and he established classes at Brooke Army Hospital in San Antonio, Texas. There he introduced the Bender-Gestalt Test to classes of inducted and commissioned psychologists who in prior years had experience in educational clinics, schools, and mental institutions. In 1945 he published and distributed a mimeographed «Tentative Guide for the Administration and Interpretation of the Bender-Gestalt Test» which had, in the previous three years, been widely adopted and utilized in the U.S. military. The clinicians trained by Hutt and now discharged and continuing the practice and teaching of Clinical Psychology in civilian life made the Bender-Gestalt one of the most widely utilized psychological tests.

In 1959, Hutt met with a former student and recent Army Officer and Psychologist, Dr. Gerald J. Briskin, who had served during the Korean War and who had made considerable use of the Bender-Gestalt during his military service. Briskin had acquired extensive experience with that test in treating and diagnosing brain damage and stress-related psychological and psychiatric disorders.

Their discussions and exchange of clinical findings led to the decision to bring their joint extensive experience with the Bender Gestalt in one definitive volume and that led to the publication of «The Clinical use of the Revised Bender-Gestalt Test, N.Y. Grune and Stratton, 1960.

Subsequently, Elizabeth M. Koppitz adopted several of the Hutt and Briskin scoring factors in her subsequent work, The Bender-Gestalt Test for Young Children.[7]

The test has been used as a screening device for brain damage. Bender herself said it was «a method of evaluating maturation of gestalt functioning children 4-11’s brain functioning by which it responds to a given constellation of stimuli as a whole, the response being a motor process of patterning the perceived gestalt.»

Bender-II[edit]

Originally published by the American Orthopsychiatric Association, it was purchased in the 1990s by Riverside Publishing company and released with a revised qualitative scoring system as the Bender-II under the direction of Dr. Gary Brannigan and Dr. Scott L. Decker. The Bender-II contains 16 figures versus 9 in the original. The new or revised scoring system for the Bender-II was developed based on empirical investigation of numerous scoring systems. The Global Scoring System was, tangentially related to Bender’s original scoring method and a revision of a system devised by Branigan in the 1980s, was selected based on reliability and validity studies, as well as its ease of use and construct clarity. Elizabeth Koppitz, a clinical child psychologist and school psychologist (who worked most of her career in New York), developed a scoring system in the 1960s devoted to assessing the maturation of visual-motor skills in children, remaining true to Bender’s aim for the test, and popularized its use in the schools. For decades, the Koppitz version, known as the Bender-Gestalt Test for Young Children, was one of the most frequently used scoring systems for the Bender-Gestalt in the United States. After Koppitz’s death in the early 1980s, the use of the method held its popularity until the mid-1990s, when it was withdrawn from the market as a result of publishing company consolidations.

Steve Mathews and Cecil Reynolds (a friend of Koppitz for some years near the end of her life) were eventually able to locate the publishing rights to the Koppitz version of the Bender-Gestalt, and these rights were subsequently acquired by Pro-Ed Publishing Company of Austin Texas, which then retained Cecil Reynolds to revise the Koppitz version. It was released under Reynolds’ authorship in 2007 by Pro-Ed as the Koppitz-2: The Koppitz Developmental Scoring System for the Bender-Gestalt Test. A portion of the proceeds of all sales of the Koppitz-2 goes to the American Psychological Foundation to support the Koppitz scholarships in child clinical psychology.

It is important to note that when the test-taker has a mental age less than 9, brain damage, a nonverbal learning disability, or an emotional problem, an error can occur in the results of the test.[8]

References[edit]

  1. ^ a b c d «Bender-Gestalt Test», Gale Encyclopedia of Medicine (3rd ed.), retrieved October 26, 2016
  2. ^ a b c Piotrowski, Chris (2016), «Bender-Gestalt Test Usage Worldwide: A Review of 30 Practice-based Studies», SIS Journal of Projective Psychology & Mental Health, 23 (2): 73–81, Moreover, this rather unique test has been adapted for multidimensional purposes, such as a neuropsychological screening indicator and as a projective technique. It is for these latter functions that the B-G has garnered much criticism in the clinical literature. The past 2 decades have witnessed a steady stream of condescending commentary directed largely on the lack of psychometric credibility of individual projective methods.
  3. ^ Norcross, John C.; Koocher, Gerald P.; Garofalo, Ariele (2006). «Discredited Psychological Treatments and Tests Delphi Poll». PsycTESTS Dataset. doi:10.1037/t24920-000. Retrieved 2021-02-06. Five tests rated by at least 25% of the experts in terms of being discredited for a specific purpose received mean scores of 4.0 or higher: Lu˝scher Color Test, Szondi Test, handwriting analysis (graphology), Bender Visual Motor Gestalt Test (for assessment of neuropsychological impairment), eneagrams, and Lowenfeld Mosaic Test.{{cite journal}}: CS1 maint: url-status (link)
  4. ^ Piotrowski, C. (1995). «A review of the clinical and research use of the Bender-Gestalt Test». Perceptual and Motor Skills. 81 (3 Pt 2): 1272–1274. doi:10.2466/pms.1995.81.3f.1272. ISSN 0031-5125. PMID 8684924. S2CID 32755202. The Bender Visual-motor Gestalt test has been an integral part of the standard test battery for the past 50 years. However, the test has been extensively critiqued on issues of inappropriate administration, scoring schemes, and clinical interpretation.
  5. ^ «Bender-gestalt Test | Encyclopedia.com». www.encyclopedia.com. Retrieved 2023-03-23.
  6. ^ a b Mosotho, Nathaniel Lehlohonolo; Timile, Ino; Joubert, Gina (2016), «The use of computed tomography scans and the bender gestalt test in the assessment of competency to stand trial and criminal responsibility in the field of mental health and law», International Journal of Law and Psychiatry, 50: 68–75, doi:10.1016/j.ijlp.2016.05.009, PMID 27289503, Although there have been some marked adjustments and changes in the administration and interpretation of BGT, plus some concerns regarding its validity in terms of neuropsychological assessment…
  7. ^ Koppitz, Elizabeth M. (1964). The Bender-Gestalt Test for Young Children. New York: Grune and Stratton. ASIN B009NOJJ5G.
  8. ^ Kaplan, Robert M.; Saccuzzo, Dennis P. (2009), Psychological Testing: Principles, Applications, and Issues

Further reading[edit]

  • Bender, L. (1938), «A visual-motor Gestalt test and its clinical use», American Orthopsychiatric Association Monograph Series No. 3, NY: American Orthopsychiatric Association
  • Brannigan, G.G.; Decker, S.L. (2003), Bender Visual-Motor Gestalt Test (Second ed.), Itasca, IL: Riverside Publishing
  • Kaplan, Robert M.; Saccuzzo, Dennis P. (2009), Psychological Testing: Principles, Applications, and Issues (Seventh ed.), Belmont, CA: Wadsworth, Cengage Learning, p. 299
  • Reynolds, C.R. (2007), Koppitz-2: The Koppitz Developmental Scoring System for the Bender-Gestalt Test, Austin, TX: Pro-Ed Inc.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Жидкие обои шелковая штукатурка paritet decor инструкция по применению
  • Руководство по ремонту снегоходов brp ski doo
  • Бордосская смесь инструкция по применению в саду как разводить правильно
  • Должностная инструкция кладовщик в доу по профстандарту 2021 год
  • Должностная инструкция исполнительного директора ооо образец 2022